Научная статья на тему 'Инновационная модель сопровождения детей до 3 лет'

Инновационная модель сопровождения детей до 3 лет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КЛУБ / СЕМЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE MODEL / SOCIALIZATION / ADAPTATION / INTERACTION / CLUB / FAMILY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старовойтова Ирина Арсентьевна, Панкова Наталья Петровна, Гладышева Юлия Николаевна, Храмкова Светлана Николаевна

Статья посвящена созданию инновационной модели сопровождения детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад, и их родителей, дающей возможность получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь при содействии заинтересованных внешних организаций города. Данная модель заключается в организации клуба семейного развития «Сближение» на базе ДОО, работа которого направлена на развитие партнерских отношений между детским садом, семьями и общественными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Старовойтова Ирина Арсентьевна, Панкова Наталья Петровна, Гладышева Юлия Николаевна, Храмкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE MODEL OF SUPPORT FOR CHILDREN UP TO 3 YEARS

The article is devoted to the creation of an innovative model of support for children from 1.5 to 3 years, not attending kindergarten, and their parents, giving the opportunity to receive qualified psychological and pedagogical assistance in cooperation with interested external organizations of the city. This model is a club of family development "Convergence" based on the OED, whose work focused on the development of partnerships between kindergartens, families and community organizations.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель сопровождения детей до 3 лет»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2015. № 2(18)

УАК 159.9

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕАЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО 3 ДЕТ

© И. А. Старовойтова © Н. П. Панкова © Ю. Н. Гладышева © С. Н. Храмкова

Старовойтова Ирина Арсентьевна старший воспитатель СП ГБОУ СО гимназия «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 13»

e-mail: star-arinka-star@mail.ru

Панкова Наталья Петровна

воспитатель

СП ГБОУ СО

гимназия «Гармония»

г.о. Отрадный

Самарской области

«Д/с № 13»

e-mail: gladisheva198@mail.ru

Гладышева Юлия Николаевна

воспитатель

СП ГБОУ СО

гимназия «Гармония»

г.о. Отрадный

Самарской области

«Д/с № 13»

e-mail: gladisheva198@mail.ru

Храмкова Светлана Николаевна

инструктор

воспитатель

ССП ГБОУ СО

гимназия «Гармония»

г.о. Отрадный

Самарской области

«Д/с № 13»

e-mail: khramkova80@mail.ru

Статья посвящена созланию инновационной молели сопровожления летей от 1,5 ло 3 лет, не посещающих летский сал, и их ролителей, лающей возможность получить квалифицированную психолого-пелагогическую помощь при солействии заинтересованных внешних организаций горола. Аанная молель заключается в организации клуба семейного развития « Сближение» на базе АОО, работа которого направлена на развитие партнерских отношений межлу летским салом, семьями и общественными организациями.

Ключевые слова: инновационная модель, социализация, адаптация, взаимодействие, клуб, семейное развитие.

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В связи с этим необходимо все усилия направлять на культивирование взаимопониманий в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Воспитание, как педагогический процесс, оказывает направленное воздействие на развитие личности и является функцией одного из агентов социализации — образовательного учреждения [6, с. 58].

С прогрессивными идеями о воспитании детей с малого возраста в России выступали

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)

еще члены «Ученой дружины» — Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, И. Т. Посошков.

А в середине XIII века за рубежом уже создавались «школы для младенцев» и эта форма организации дневного ухода за детьми послужила в дальнейшем образцом для создания первых детских садов.

В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II издало указ со специальным разделом «О воспитании». Ближайшим помощником Екатерины II и автором ряда просветительских планов был И. И. Бецкой, который внес известный вклад в развитие теории и практики раннего воспитания детей.

В первой половине XIX в. в России вырабатывалась теория общественного воспитания маленьких детей в закрытых воспитательных учреждениях. Известный общественный деятель того времени В. Ф. Одоевский подчеркивал необходимость создания особой науки о воспитании детей до школы. Вопросы раннего воспитания и обучения детей актуализировались в этот период. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Больше внимания уделяется изучению особенностей развития маленьких детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы [4].

Один из основоположников современной системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель дал своему дошкольному заведению, открытому в 1837 в Бланкенбурге (Германия), название «детский сад». Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире [3, с. 48].

Педагоги России видели положительное в системе Фребеля — во внимании его к детям раннего возраста, их деятельности, системе и последовательности в играх и занятиях, создании специального дидактического материала, в организации особого типа дошкольного учреждения — детского сада.

Основная идея воспитания в дошкольном учреждении — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.

Еще Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет... на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей «.в их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила» [5, с. 191].

Приходит время, когда на определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад, где его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную общность, чем его семья — в семье ребенок — это объект обожания, уступчивости и прощения, а в детском саду — равноправный член социальной группы. Детский сад — это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.

Тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями начинается лишь с приходом детей в дошкольное учреждение, а как же быть с теми семьями, дети которых еще не посещают детский сад? Опрос таких родителей показал,

И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГАААЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровожления летей ло 3 лет

что 70% семей нуждаются в педагогических знаниях и отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. 90% опрошенных семей готовы получать квалифицированную психолого-педагогическую помощь от специалистов дошкольного учреждения еще до поступления в детский сад. За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» [2, с. 12].

Также опрос показал, что большинство родителей считают важным для своих детей общение со сверстниками, которое поможет минимизировать негативные последствия адаптационного периода при поступлении в детский сад. Психолог Е. О. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие» [1, с. 34].

Исходя из анализа ситуации, следует, что в современном мире нужен своеобразный «путеводитель» как для детей, так и для взрослых, и для этого было решено на базе СП «Детский сад № 13» г.о. Отрадный реализовать социальный проект по созданию клуба семейного развития «Сближение» для родителей и детей 1,5-3 лет, не посещающих детский сад.

Гипотеза. Исследования состоит в том, что работа клуба помогает детям, посещавшим клуб стать более свободными в отношениях с другими детьми и взрослыми, а родителям занятия в клубе способствуют снижению затруднений в воспитании своих детей.

Методика исследования

Для доказательства выдвинутой гипотезы из «очереди в детский сад» было взято случайным образом 20 семей, которые воспитывают детей от 1,5 до 3-х лет. В начале и в конце реализации проекта было проведено их анкетирование (Приложение). Также анкетирование было проведено с 13 социальными партнерами и внешними организациями с целью изучения важности для них социальной ориентированности (Приложение). Доказательство достоверности выдвинутой гипотезы проводилось с помощью углового преобразования Фишера.

Основной идеей деятельности клуба является взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе: дети от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад, родители (законные представители), сотрудники ДОО, внешние организации и партнеры по социальному проектированию.

Цель проекта — создание инновационной модели сопровождения детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад и их родителей.

Задачи проекта:

— способствовать созданию атмосферы близости родителей и детей, не посещающих детский сад с дошкольным учреждением;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей;

— адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации;

— оказание теоретической и практической помощи семьям детей, не посещающих детский сад специалистами ДОО;

— приобщение родителей к активному сотрудничеству;

— содействие повышению роли родителей в образовании ребенка раннего возраста;

— создание условий для взаимодействия детей между собой и с педагогами;

— популяризация деятельности ДОО среди населения города;

— привлечение внешних организаций к взаимному сотрудничеству.

В рамках проекта деятельность была направлена на: совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов деятельности (двигательной, речевой, игровой, художественной); индивидуальные занятия специалистов и педагогов детского сада с ребенком в присутствии родителей; организацию досуговой деятельности; оказание консультативной и практической помощи специалистов ДОО.

Ожидаемые результаты от внедрения данной модели для детей:

V социально-психологическая адаптированность детей в обществе сверстников и взрослых;

V обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

V развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

Для родителей:

V развитие компетенций родителей в вопросах развития и воспитания детей;

V объединение интересов семей в вопросах адаптации детей к новым социальным условиям (поступление детей в детские дошкольные учреждения);

V расширение возможностей для взаимодействия и сближения детей с родителями;

V повышение психолого-педагогической культуры родителей;

V активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Для педагогов:

V совершенствование компетентности педагогических кадров образовательных учреждений, повышение качества педагогического труда;

V объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области развития и воспитания детей.

Для управления образования:

V удовлетворение интересов семей и общества в увеличении охвата детей в возрасте от 1,5 до 3 лет дошкольным образованием;

И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГЛАЛЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровожления летей ло 3 лет

V создание системы социального партнёрства семьи, дошкольных учреждений и учреждений социальной сферы по вопросам развития и воспитания детей;

V разработка механизмов выстраивания системы взаимодействия семей, имеющих детей в возрасте 1,5-3 лет, с дошкольными учреждениями и учреждениями социальной сферы города.

Для реализации данного проекта возникла необходимость активного участия социума.

Реализация проекта осуществлялась в соответствии с разработанным ка-лендарно-тематическим планом [7, с. 30]. Все мероприятия нашли социальный отклик со стороны родителей, детей, сотрудников ДОО и социальных партнеров. Особое впечатление произвели такие мероприятия, как мастер-классы педагогов, целью которых были обучение родителей и детей взаимодействию в процессе лепки, нетрадиционного рисования и занимательной двигательной активности. Открытием для участников клуба стал мастер-класс от воспитанников по степ-аэробике. Экологическая акция «Сбережем газоны» вызвала интерес у всех участников данного мероприятия, ведь цель этой акции глобальна: призыв всех автомобилистов к сохранению зеленых насаждений и экологической безопасности нашего города в целом. Такое мероприятие, как зимние Олимпийские игры, организованное на площадке, вызвало восхищение у всех семей. Оно было направлено на повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых (мам и пап).

Данный проект был успешно реализован в течение года, чему способствовало активное сотрудничество всех участников проекта: сотрудников ДОО, социальных партнеров, родителей и детей, окружающего населения, а также воспитанников детского сада. Результатом реализации стало апробация инновационной модели сопровождения детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад и их родителей.

Для родителей и детей, посещавших клуб «Сближение» на протяжении всего учебного года, было организовано и проведено 27 мероприятий разной направленности: познавательное, речевое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное развитие, оказана психолого-педагогическая помощь, организованы праздники, мастер-классы и семинары-практикумы.

Результаты исследования

В ходе работы клуба была реализована основная идея инновационной модели — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, ребенка с детским садом, ДОО с семьями, социальных партнеров с детским садом и семьей.

Важное мнение об эффективности деятельности клуба в решении воспитательных задач с детьми раннего возраста высказали родители. Рассмотрим результаты анкетирования на некоторые вопросы.

На вопрос «Легко ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми?» были получены следующие результаты (рис.1): на начало работы клуба только 4 человека (20%) ответили положительно, 16 родителей (80%) ответили «нет», на конец реализации проекта 18 опрошенных (90%) ответили

«да» и только 2 человека (10%) ответили отрицательно, что соответствует

о* = 4.968 (p < 0.001).

эмп VA у

Рис. 1. Гистограмма ответов на вопрос «Легко ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми?»

Предложенная нами модель воспитания детей обеспечила развитие гармоничных отношений ребенка со взрослым. Один из вопросов звучал так: «Испытываете ли Вы затруднения в воспитании детей?». На начало реализации социального проекта 18 человек (90%) ответили «да» и 2 родителя (10%) — «нет», а на конец года только 3 опрошенных (15%) ответили, что испытывают трудности и 17 респондентов (85%) ответили, что трудностей в воспитании больше не испытывают (рис. 2), что при о* = 5.385 говорит о статистической достоверности различий р < 0.001.

Рис. 2. Гистограмма ответов на вопрос «Испытываете ли Вы затруднения в воспитании ребенка?»

И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГАААЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровожления летей ло 3 лет

Также был проведен устный опрос родителей о работе клуба, и выяснилось, что благодаря психолого-педагогическому сопровождению семей на протяжении всей работы клуба, они по другому стали смотреть на своих детей. Все родители занялись своим самообразованием, так как в процессе взаимодействия со своим ребенком на занятиях клуба они заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми, начали изучать специальную литературу по педагогике. Опрос родителей показал, что деятельность клуба помогла формированию нового взгляда на процесс общения с детьми, все опрошенные отметили преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми и специалистами ДОО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также очень важно было узнать мнение еще одной стороны — социальных партнеров. Один из вопросов анкеты звучал так: «Считаете ли вы важным социальную ориентированность Вашего бизнеса (Вашей организации)?» (рис. 3). На начало реализации проекта только 4 респондента (31%) ответили положительно, а 9 человек (69%) выбрали ответ «нет, для меня это не важно». На конец года при ответе на этот же вопрос 10 опрошенных (77%) ответили «да, считаю важным» и 3 людей (23%) ответили отрицательно.

Рис. 3. Гистограмма ответов на вопрос «Считаете ли вы важным социальную ориентированность Вашего бизнеса (Вашей организации)?»

Из рис. 3 видно, что в результате проведенных мероприятий повысилась корпоративная ответственность представителей бизнеса, участвующих в проекте (о*эмп = 2.453 при р = 0,005).

Опрос социальных партнеров показал, что взаимодействие внешних организаций с детским садом помогает улучшить взаимоотношения в социуме в нашем городе между разными его представителями: детьми и родителями, общественностью, бизнесом, жителями и другими. Мнение опрошенных показало, что подобное сотрудничество полезно для всех участников, ведь оно касается решения важных социальных вопросов, главное только видеть цель, перспективу и способы реализации партнерских отношений.

Выводы

Предложенная нами новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей и социумом воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка. Об этом свидетельствует анкетирование, проведенное на начало и конец работы клуба. Опрос родителей показал, что все семьи увидели результаты собственной активности в воспитании и развитии ребенка, а также все опрошенные отметили огромную помощь всего педагогического коллектива и социальных партнеров в сплочении семей

На наш взгляд, разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи, ДОО и социума — это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на то, что главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком, родителями и внешними организациями, нацеленными на взаимное сотрудничество. Ведь только при условии взаимопонимания и доверия всех заинтересованных сторон работа будет полезной и взаимообогащающей.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, она проверена критерием Фишера, действительно работа клуба дала положительные результаты: дети стали более свободны в общении с другими детьми и взрослыми, родители стали более образованы и стали испытывать меньше затруднений в воспитании своих детей.

В перспективе мы надеемся, что дети, посещавшие клуб, легче перенесут адаптацию к ДОО, меньше будут болеть, а родители детей будут больше доверять педагогам и детский сад в будущем получит активных родителей, открытых для сотрудничества, внешние организации со своей стороны по-другому посмотрят на дошкольное образование и станут надежными партнерами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. — Москва : Наука, 1997. — 456 с.

2. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — Москва : Педагогика, 1987. — 288 с.

3. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. — Москва : Академия, 2001. — 320 с.

4. История развития дошкольного образования в России и за рубежом. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2100 (дата обращения: 02.01.15)

5. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. — Москва : АПНРСФСР, 1959. — Т. 6. — 472 с.

6. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов. — Москва : Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

7. Старовойтова, И. А. Вовлечение родителей и детей, не посещающих детский сад, в систему дошкольного образования через работу клуба семейного развития / И. А. Старовойтова, Н. П. Панкова, Ю. Н. Гладышева, С. Н.Храмкова // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров: сб. научных статей / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 25—36.

И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГАААЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровождения летей ло 3 лет

REFERENCES

1. Andreeva G. M. Social'naja psihologija [Social psychology]. Moscow: Nauka, 1997. 456 p. (in Russian).

2. Bim-Bad B. M. Mudrost' vospitanija: kniga dlja roditelej [The wisdom of the children: book for parents]. Moscow: Pedagogika, 1987. 288 p. (in Russian).

3. Egorov S. F., Lykov S. V., Volobueva L. M. Vvedenie v istoriju doshkol'nojpedagogiki [An introduction to the history of preschool pedagogy]. Moscow: Academy, 2001. 320 p. (in Russian).

4. Istorija razvitija doshkol'nogo obrazovanija v Rossii i za rubezhom [The history of development of pre-school education in Russia and abroad]. Available at: http://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=2100 (accessed 02 January 2015). (in Russian).

5. Krupskaya N. K. Pedagogicheskie sochinenija [Pedagogical writings]. Moscow: APNRSFSR, 1959. Vol. 6. 472 p. (in Russian).

6. Kulikova T. A. Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie: uchebnik dlja studentov [Family pedagogy and home education]. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. 232 p. (in Russian).

7. Starovojtova I. A., Pankova N. P., Gladysheva Ju.N., Hramkova S.N. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnjorov: sb. nauchnyh statej/pod red. N.V. Naumovoj [Implementation of social projects through the interaction of pre-school organizations and external social partners: collection of scientific articles / under the editorship of N. In. Naumova]. Samara: Insoma-press, 2015. Pp. 25-36 (in Russian).

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Чем любит заниматься ваш ребенок?

2. Кто в семье уделяет больше времени для занятий и игр с ребенком?

3. Легко ли Ваш ребенок идет на контакт со сверстниками и взрослыми?

4. Считаете ли Вы важным всестороннее развитие детей раннего возраста еще до поступления в детский сад?

5. Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка?

6. По Вашему мнению, необходимы ли такие семейные клубы для родителей и детей, не посещающих детский сад?

7. Согласны ли Вы с мнением, что работа данных клубов помогает социализации и адаптации ребенка?

АНКЕТА ДЛЯ ВНЕШНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Приходилось ли Вам наблюдать мероприятия, организованные СП «Детский сад № 13»?

2. Считаете ли Вы важным социальную ориентированность Вашего бизнеса?

3. Видите ли вы возможность взаимодействия вашей организации с нашим клубом в реализации социального проекта?

4. В какой области лежат интересы взаимодействия социальных партнеров с данным клубом:

а) это должно касаться развития детей;

б) решение социальных вопросов;

в) целью должно быть включение семей в активную социальную жизнь;

г) целью взаимодействия должна выступать оптимизация, улучшение взаимоотношений в социуме в нашем городе между разными его представителями: детьми и родителями, общественностью, жителями и т. д.

д) укажите свой вариант _.

5. Что необходимо для организации взаимодействия клуба и внешних социальных

партнеров?

а) деньги;

б) время;

в) четкое видение целей, перспектив, способов реализации партнерских отношений;

г) готовность к диалогу в социуме;

д) решение, в первую очередь других, более актуальных проблем с социуме;

е) укажите свой вариант _.

An innovative model of support for children up to 3 years I. Starovoitova, N.Pankov, Yu. Gladyshev, S. Khramkova

The article is devoted to the creation of an innovative model of support for children from 1.5 to 3 years, not attending kindergarten, and their parents, giving the opportunity to receive qualified psychological and pedagogical assistance in cooperation with interested external organizations of the city. This model is a club of family development «Convergence» based on the OED, whose work focused on the development of partnerships between kindergartens, families and community organizations.

Key words: innovative model, socialization, adaptation, interaction, club, family development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.