Научная статья на тему 'Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников'

Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2359
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / СПОРТ / СЕМЬЯ / PROJECT / HEALTH / CHILDREN / SPORTS / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузаева Ирина Викторовна, Фролова Ирина Владимировна, Чеснокова Людмила Николаевна

В статье раскрываются вопросы формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников, а также у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Рассматривается содержательный аспект работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей и родителей в процессе проведения спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузаева Ирина Викторовна, Фролова Ирина Владимировна, Чеснокова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF IDEAS ABOUT HEALTHY LIFESTYLES OF PRESCHOOLERS

The article discusses the questions of the formation of ideas about healthy way of life of preschool children and children in difficult life situations. It is considered the substantial aspect of the formation of ideas about healthy lifestyles of children of preschool age and their parents during sports events.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2015. № 2(18)

УАК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© И. В. Кузаева © И. В. Фролова © Л. Н. Чеснокова

Кузаева Ирина Викторовна руководитель СП ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 7»

e-mail: irina_kuzaeva@mail.ru Фролова

Ирина Владимировна старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 7»

e-mail: frolov13-13@mail.ru

Чеснокова Людмила Николаевна

старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 7» e-mail:

liuda.tchesnokova@yandex.ru

В статье раскрываются вопросы формирования прелставлений о злоровом образе жизни лошкольников, а также у летей, оказавшихся в трулной жизненной ситуации. Рассматривается солержательный аспект работы по формированию прелставлений о злоровом образе жизни у летей и ролителей в процессе провеления спортивных мероприятий.

Ключевые слова: проект, здоровье, дети, спорт, семья.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является на современном этапе одной из важнейших черт государственной политики Российской Федерации. Об этом свидетельствует и создание специальной федеральной целевой программы, и внесение вопросов разработки и использования здоровьесбере-гающих технологий в стратегию модернизации дошкольного образования [1, с. 4].

Воспитание здорового ребёнка — наиглавнейшая задача дошкольной педагогики. Здоровье населения России находится в опасности. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: Как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии участников процесса. Педагоги не в состоянии решить проблему укрепления здоровья детей без помощи специалистов, медицинских работников, родителей ребёнка.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка здорового образа жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [2, с. 65]. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей [2, с. 97].

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья,

как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни — главные составляющие успеха физического развития ребенка.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата [4, с. 24].

В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [6, с. 41].

Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то следует вспомнить профессора Г. Сигериста, который еще в 1941 г. отмечал: «Здоровье не означает просто отсутствия болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» [4, с. 76].

По мнению психологов и педагогов принципиально важно процесс формирования навыков здорового образа жизни начинать с дошкольного детства. О том, как родителям укрепить здоровье детей, написано много книг. Но, как сформировать представления у самих дошкольников об укреплении своего здоровья, написано, очень мало. Но может ли сам ребёнок заботится о своём здоровье. Конечно, это возможно только при помощи взрослых. А помощью будет служить своевременное информирование ребёнка об окружающей среде и правильного поведения в ней, информирование о собственном организме и что самое важное, своевременное формирование навыков по укреплению своего здоровья. И чем раньше мы объясним ребятам элементарные особенности организма, значение физкультуры, дадим простейшие знания о первой доврачебной помощи, тем быстрее мы сформируем понятия о здоровом образе жизни, воспитаем желание укреплять и охранять своё здоровье.

Для решения наших задач важными являются опубликованные труды в области психологии спортивной деятельности, включающие развитие спортивных коллективов (В. С. Агеев, А. Г. Асмолов, Д. Я. Богданова, Л. В. Волков, Е. Н. Гогунов, и др.), роль спорта в становлении межличностных отношений (Е. А. Воробьева, Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов, Д. Вуден и др.), влияние межличностных отношений на нравственное развитие человека (Д. Я. Богданова, Л. И. Божович, Т. Т. Гордеева, Т. О. Джамгаров, Е. П. Ильин, С. Б. Каверин и др.).

Изучению спортивной мотивации в различных видах спорта посвящены исследования Г. Д. Бабушкина, Е. Г. Бабушкиной, Г. П. Фураева, А. П. Шумилина и многих других специалистов сферы физической культуры и спорта [5, с. 76].

По мнению Ю. Ф. Зманковского здоровый образ жизни выглядит так: «Его психологическая обстановка в семье и детском саду жизнерадостная, доброжелательная. Его развивающая среда немного опережает развитие, поэтому он активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребёнок. Для гармоничного развития его физических качеств, он занимается посильным спортом вместе с взрослыми, делает утреннюю гимнастику, занимается оздоровительным бегом, дышит глубоко, правильно — становится выносливым, достаточно быстрым, ловким и смелым» [7, с. 16].

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где движущей силой включения в спортивную деятельность выступает мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей участвовать в соревнованиях, интенсивно тренироваться, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока еще остаются не до конца изученным явлением [4, с. 112].

Большой интерес представляет мотивация спортивной деятельности в условиях коллективных отношений (Ю. А. Коломейцев, А. В. Родионов, В. А. Сальников, М. Я. Сараф, Г. П. Фураев, Г. И. Хозяинов, В. И. Чирков и др.) [3, с. 16].

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье [2, с. 31].

Педагогами ДОО был разработан социальный проект, партнерами которого стал спортивный комплекс «Нефтяник», а объектом воздействия дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и находящиеся в социально-реабилитационный центр «Огонек».

Гипотеза. Здоровье детей сохраняется, укрепляется и развивается, а физические качества эффективно совершенствуются при использовании новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Цель проекта. Создание условий для укрепления здоровья воспитанников и их родителей ДОО, детей социально-реабилитационного центра «Огонек».

Задачи проекта:

1) развить потребности в здоровом образе жизни у воспитанников и родителей;

2) создать условия для эмоционального благополучия всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель;

3) пропагандировать здоровый образ жизни, привлекать к занятиям спортом детей из неблагополучных семей.

Миссия проекта

Создание условий для сохранения физического здоровья детей, укрепления иммунной системы организма, создание условий для формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Проект стимулирует детей к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность.

Совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований:

1. Принцип гуманистической ориентации — ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.

2. Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка — требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.

3. Принцип дифференциации — создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса по формированию у детей целостности здоровья и здорового образа жизни. Предполагает тесное взаимодействие педагогов, родителей, социальных партнеров.

Методика исследования

В ходе проекта было проведено анкетирование участников социального проекта. Цель анкетирования: изучение особенностей ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

В опросе принимали участие дети старшего возраста 60 респондентов, родители — 85 респондентов, а также представители администрации трех учреждений — 8 респондентов.

При реализации проекта были использованы такие методы, как:

1. Наглядная пропаганда — сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.

2. Консультирование родителей специалистами (инструктор по физическому развитию, старшая медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).

3. Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.

Реализация проекта осуществлялась по плану [8, с. 90].

Спортивный праздник «Сегодня торжествует спорт!» был проведен в преддверии праздника Дня Защитника Отечества. В соревнованиях участвовали команды: «Богатыри» и «Добры молодцы», это дети и родители ДОУ и социально-реабилитационного центра «Огонек», Участникам пришлось пройти много испытаний: «Удержись в седле», «Самый сильный», «Успей всё», «Весёлая стирка. Мы очень рады, что в таких спортивных мероприятиях активное участие принимают родители, открыто выражая желание бегать, прыгать, соревноваться. Это создает хороший, позитивный настрой и дарит огромную радость детям от взаимного общения.

На территории стадиона «Нефтяник» прошли эстафетные соревнования «Зимние забавы», среди команд детей и родителей. Ребята вместе с родителями участвовали в различных эстафетах: «Сани, едут сами», «Лыжники», «Хоккей». Команды показали свою силу и ловкость. Сказочный герой — Снеговик вместе с ребятами побывал на «Зимней рыбалке». Команды «самоотверженно сражались» за звание «Победитель» и победила дружба. Цель мероприятия: создание условий для укрепления здоровья воспитанников и их родителей.

В рамках проекта была проведена акция «Город здоровья». Агитбригада, в составе ребят и родителей с плакатами и лозунгами «Мы — выбираем здоровую Россию» вышли на улицы города. Данная акция направлена на пропаганду здорового образа жизни и развитие массового спорта.

Итоговым мероприятием данного проекта был проведен окружной фестиваль танцевально-спортивных флешмобов «Счастливое детство».

Мероприятия, проводимые в рамках социального проекта «На волне здоровья» публиковались на сайте ДОУ, СМИ, в эфире местного телевидения.

Результаты исследования

В результате исследования выяснилось, что взрослые не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10 человек родителей (12%) ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе. А 20 респондентов (24%) указали на необходимость закаливания. Однако в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе и водные процедуры, что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания.

Практически все (70 человек, 82%) признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома. Почти половина (45 респондентов, 53%) отметили, что нуждаются в помощи в процессе укрепления и сохранения здоровья детей. На вопрос: на что, ваш взгляд должна семья обращать особое внимание заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? 67 человек (79%) ответили: полноценный сон и достаточное пребывание на свежем воздухе. Благоприятная психологическая атмосфера влияет на здоровое физическое развитие, считают 10 респондентов, 8 за соблюдения режима.

После всех проведенных мероприятий, повторный процесс анкетирования участников проекта показали следующие результаты: 40 респондентов на

вопрос анкеты: «Что такое здоровье?» ответили: здоровье — это когда у человека ничего не болит, 15 считают, когда человек сильный, 5 респондентов думают, что здоровье — это когда человек улыбается.

«Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы быть здоровым?» 10 детей (17%) считают, что надо меньше гулять на улице в холодную погоду; 20детей (34%) думают, что надо есть много фруктов; 10 детей (17%) — делать зарядку и не пить холодную воду; лечиться считают 10 детей (17%); много кушать — 10 детей (17%).

В ответах детей имеются положительные тенденции, а именно увеличилась информированность о слагаемых здорового образа жизни, увеличилось количество детей, вовлекающихся в активный образ жизни с использованием закаливающих процедур. Повысилась активность родительской общественности в обсуждении данного вопроса. Увеличился процент ответов, о том, что благоприятная психологическая атмосфера влияет на здоровое физическое развитие. 50% взрослых считают, что соблюдения режима дня влияет на физическое и эмоциональное здоровье ребенка. На вопрос анкеты для родителей: «Хотели бы вы посещать вместе с ребенком спортивный комплекс?» до проведения мероприятий положительно ответило 26 родителей (30,6%), а после — 65 родителей (76,5%), что по критерию Фишера является статистически значимым изменением (о*эмп = 6.239). На рисунке приведена гистограмма мнения родителей, детей и руководителей в начале и конце проекта.

Совместные мероприятия детей и родителей укрепляют семейные отношения?

10 о

родители дети

руководители

начало проекта конец проекта

70

60

50

40

30

20

Рис. Гистограмма изменения мнения участников проекта о семейных отношениях

Как видно из рисунка положительная динамика мнения участников проекта наблюдается во всех категориях испытуемых.

Вышоды

Таким образом, реализовывая проект, были достигнуты следующие результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентированности к современным условиям жизни.

3. Изменение мотивации у родителей к своему здоровью и здоровью своего ребенка.

4. Повышение уровня адаптации в обществе, социальном пространстве детей с трудными жизненными ситуациями.

5. Отношения детей и родителей в семье изменились в лучшую сторону: между ребёнком и родителями возникает взаимопонимание и взаимоуважение, эмоциональное принятие друг друга. 70 респондентов взрослых хотели бы посещать спортивный комплекс вместе со своим ребенком. 55 детей хотели бы спортом заниматься вместе с родителями. Многие родители считают, что совместные мероприятия детей и родителей укрепляют семейные отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — Москва : Айрис пресс, 2008. — 208 с.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Мозаика-синтез, 2008. — 112 с.

3. Веракса, Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2008. — № 2. — C. 16—20.

4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. — Москва : Академия, 2000. — 288 с.

5. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — Москва : АРКТИ, 2003. — 112 с.

6. Комратова, Н. А. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1. — С. 39—44.

7. Кравцова, И. Б. Проектная деятельность детей дошкольного возраста // Дополнительное образование и воспитание. —2010. — № 11. — С. 16—18.

8. Кузаева И. В., Чеснокова Л. Н, Фролова И. В. Формирование здорового образа жизни у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации через социальный проект «На волне здоровья» // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров : сб. науч. ст. / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 85—93.

REFERENCES

1. Vinogradova N. A. Obrazovatel'nye proekty v detskom sadu. Posobie dlja vospitatelej [Educational projects in kindergarten]. Moscow: Ajris press, 2008.208 p. (in Russian).

2. Veraksa N.E. Proektnaja dejatel'nost' doshkol'nikov. Posobie dlja pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij [Project activity of preschool children]. Moscow: Mozaika-sintez, 2008. 112 p. (in Russian).

3. Veraksa N. E. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie: teorija i praktika [Contemporary preschool education: theory and practice]. 2008. No 2. Pp. 16-20 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gogunov E. N. Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta [Psychology of physical education and sport]. Moscow: Akademija, 2000. 288 p. (in Russian).

5. Kiseleva L. S. Proektnyj metod v dejatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdenija [The project method in the work of preschool institutions]. Moscow.: ARKTI, 2003. 112 p. (in Russian).

6. Komratova N. A. Doshkol'noe vospitanie [Pre-school education]. 2007. No 1. Pp. 39-44 (in Russian).

7. Kravcova I. B. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie [Additional education and training], 2010. No 11. Pp. 16-18.

8. Kuzaeva I. V., Chesnokova L. N., Frolova I. V. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnjorov: sb. nauchnyh statej/pod red. N.V. Naumovoj [Implementation of social projects through the interaction of pre-school organizations and external social partners: collection of scientific articles / under the editorship of N. In. Naumova.]. Samara: Izd-vo «Insoma-press», 2015. Pp. 85-93 (in Russian).

Tht formation of ideas about healthy lifestyles of preschoolers I. Kuzaeva, I. Frolova, L. Chesnofova

The article discusses the questions of the formation of ideas about healthy way of life of preschool children and children in difficult life situations. It is considered the substantial aspect of the formation of ideas about healthy lifestyles of children of preschool age and their parents during sports events.

Key words: the project, health, children, sports, family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.