Научная статья на тему 'Влияние рукопашного боя на поведение военнослужащего в бою'

Влияние рукопашного боя на поведение военнослужащего в бою Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рукопашный бой / военнослужащий / соперник / боевое искусство / hand-to-hand fighting / soldier / opponent / martial art

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Частихин Алексей Александрович, Шебештин Олег Эмрикович

Боевые искусства» возникли, как способ самозащиты при отражении нападения врага. От древнего воина требовалась максимальная концентрация внимания, большая физическая сила. Потому что часто приходилось отражать нападение, используя подручные средства или даже «голыми руками», то есть совсем без оружия. Для того чтобы получать высокие показатели в боевых искусствах, необходимо обладать развитыми физическими качествами, быстротой реакции, силой, ловкостью, выносливостью. Быть морально и психически устойчивым. Тренировки рукопашного боя отлично подходят для развития разума, закаляют дух, учат продумывать стратегию и тактику поведения в той или иной ситуации. Материал. Статья раскрывает особенности влияния ведения рукопашного боя на психику военнослужащего. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы. Заключение. Занятия боевыми искусствами, в частности, рукопашным боем, позволяют военнослужащему приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения, развивать уверенность в себе. А психологическая подготовка помогает бойцу поддерживать у себя психологическую готовность к боевым немедленным действиям, что в свою очередь помогает владеть собой в экстремальной ситуации, преодолеть страх смерти, то есть исполнить свой воинский долг, защитить свою Родину, близких, сохранить свою жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Частихин Алексей Александрович, Шебештин Олег Эмрикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAND-TO-HAND FIGHTING INFLUENCE ON A SOLDIER’S BEHAVIOUR IN A BATTLE

Martial arts appeared as the way of self-defense during the repulsion of the enemy attack. An ancient warrior needed maximum focusing and great physical power, as he had to repulse the attack using improvised means or even “barehanded”, without any weapon. In order to get high results in martial arts it is necessary to possess developed physical qualities, quickness of reaction, strength, dexterity, endurance. It is also necessary to be morally sound and mentally stable. Hand-to-hand fighting helps to develop mind, temper the spirit, teaches how to think over the strategy and tactics of behavior in different situations. Material. The article is about the peculiarities of hand-to-hand fighting organization on a soldier’s psyche. Research methods: scientific and special literature analysis and summarizing. Conclusion. Martial arts, in particular hand-to-hand fighting, help a soldier to gain military knowledge, form military skills and abilities, develop self-confidence. Psychological training helps a soldier to support own psychological readiness for immediate combat actions, which helps to control oneself in the extreme situation, overcome death anxiety, fulfill own military duty, protect own Motherland, family and own life.

Текст научной работы на тему «Влияние рукопашного боя на поведение военнослужащего в бою»

Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

Мубаракзянов Ришат Булатович - Муниципальное бюджетное учреждение доеполнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Тукаевского

муниципального района», 423872, РТ, Тукаевский район, пос. Новый, Азьмушкинское сельское

поселение, ул.Центральная, д.1, e-mail: mubarakzianov@outlook. com

Для цитирования: Мубаракзянов Р.Б. Особенности спортивной подготовки борцов греко-римского стиля после изменения правил соревнований // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 33-39. DOI 10/14526/04_2017_261.

DOI 10/14526/04_2017_262 УДК 796.85: [159.98159.9855]

ВЛИЯНИЕ РУКОПАШНОГО БОЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В

БОЮ

А.А. Частихин - кандидат педагогических наук, доцент, О.Э. Шебештин — старший преподаватель кафедры физической подготовки Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени

профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», , ул. Старых Большевиков, дом 54 а, г. Воронеж, Россия, 394064

E-mail: zhuganzhik@gmail.com

Аннотация. Боевые искусства» возникли, как способ самозащиты при отражении нападения врага. От древнего воина требовалась максимальная концентрация внимания, большая физическая сила. Потому что часто приходилось отражать нападение, используя подручные средства или даже «голыми руками», то есть совсем без оружия. Для того чтобы получать высокие показатели в боевых искусствах, необходимо обладать развитыми физическими качествами, быстротой реакции, силой, ловкостью, выносливостью. Быть морально и психически устойчивым. Тренировки рукопашного боя отлично подходят для развития разума, закаляют дух, учат продумывать стратегию и тактику поведения в той или иной ситуации. Материал. Статья раскрывает особенности влияния ведения рукопашного боя на психику военнослужащего. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы. Заключение. Занятия боевыми искусствами, в частности, рукопашным боем, позволяют военнослужащему приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения, развивать уверенность в себе. А психологическая подготовка помогает бойцу поддерживать у себя психологическую готовность к боевым немедленным действиям, что в свою очередь помогает владеть собой в экстремальной ситуации, преодолеть страх смерти, то есть исполнить свой воинский долг, защитить свою Родину, близких, сохранить свою жизнь.

Ключевые слова: рукопашный бой, военнослужащий, соперник, боевое искусство.

HAND-TO-HAND FIGHTING INFLUENCE ON A SOLDIER'S BEHAVIOUR IN A

BATTLE

Alexseiy A. Chastikhin - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Oleg E. Shebeshtin — Senior Professor of Physical Training Department Military Educational-Scientific Center of Airforce "Airforce Academy Named after N.E. Zhukovskiy

and Y.A. Gagarin ", Starykh Bolshevikov str. House 54a, Voronezh, 394064, Russia

E-mail: zhuganzhik@gmail.com

Annotation. Martial arts appeared as the way of self-defense during the repulsion of the enemy attack. An ancient warrior needed maximum focusing and great physical power, as he had to repulse the attack using improvised means or even "barehanded", without any weapon. In order to get high results in martial arts it is necessary to possess developed physical qualities, quickness of reaction, strength, dexterity, endurance. It is also necessary to be morally sound and mentally stable. Hand-to-handfighting helps to develop mind, temper the spirit, teaches how to think over the strategy and tactics of behavior in different situations. Material. The article is about the peculiarities of hand-to-handfighting organization on a soldier's psyche. Research methods: scientific and special literature analysis and summarizing. Conclusion. Martial arts, in particular hand-to-hand fighting, help a soldier to gain military knowledge, form military skills and abilities, develop self-confidence. Psychological training helps a soldier to support own psychological readiness for immediate combat actions, which helps to control oneself in the extreme situation, overcome death anxiety, fulfill own military duty, protect own Motherland, family and own life. Keywords: hand-to-handfighting, soldier, opponent, martial art.

Российский воин традиционно отличался сильным духом, высоким нравственным и боевым настроем, чувством патриотизма, долга и чести.

«Наш солдат, - отмечает Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин, - добывает победы не только оружием, но и духом, и волей своей. Они тверже металла, они помогают выходить из любых испытаний, сохраняя совесть и честь, сохраняя гордость за наше прошлое и настоящее, за национальное достоинство державы».

Для того чтобы получать высокие показатели в боевых искусствах, необходимо обладать развитыми физическими качествами, быстротой реакции, силой, ловкостью,

выносливостью. Быть морально и психически устойчивым. Тренировки рукопашного боя отлично подходят для развития разума, закаляют дух, учат продумывать стратегию и тактику

поведения в той или иной ситуации. Конечно, «выучить» алгоритм поведения в экстремальной ситуации невозможно, но привычка концентрировать внимание, опережать действия противника, «читать» мимику и жесты представляется возможной, используя занятия и подготовку в рукопашном бое.

«Боевые искусства» возникли, как способ самозащиты при отражении нападения врага. От древнего воина требовалась максимальная концентрация внимания, большая физическая сила. Потому что часто приходилось отражать нападение, используя подручные средства или даже «голыми руками», то есть совсем без оружия. Большая физическая сила, ловкость и отвага рождали легенды о богатырях. Мы с детства часто слышали рассказы про русских богатырей, которые выходили один на один с великим войском и одерживали победу. В современном мире войны ведутся с использованием оружия массового уничтожения. При этом

личность одного бойца ничего не значит, но психологические и физические

особенности подготовки воинов используются и по сей день. И, каким бы совершенным ни было современное оружие, но человеческий фактор играет главенствующую роль.

Военный, или армейский, рукопашный бой является одной из разновидностей боевых искусств. В «Наставлениях по подготовке к рукопашному бою», написанных для солдат и командиров рабоче-крестьянской Красной армии в 1938 г., было написано, что каждый солдат должен быть силен физически, смел; уметь быстро реагировать на ситуацию и быстро принимать решение в ответ на действия противника; в обороне или нападении уметь использовать подручные средства: нож, топор, кирку, лопату, палку - и уметь ими обезоружить противника; вступать в рукопашный бой против одного или нескольких противников. Развивая в бойце именно эти умения, можно привить навыки ведения ближнего боя.

Анализируя материалы по ведению ближнего боя К.Т. Булочко, можно отметить, что во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) разведчиками, которые отправлялись на задания малыми группами, использовались навыки ведения ближнего боя. Так как такие задания чаще всего выполнялись в ночное время и в незнакомой местности, или даже в ограниченном пространстве, то применение приёмов рукопашного боя было более чем актуальным.

Немалую роль в рукопашном бою играет и психологический фактор.

Со стороны может показаться, что рукопашный бой - это всего лишь драка двух или группы людей. На самом деле это наука и стратегия ведения боя, психологическая подготовка,

закладывающая цель «выжить и победить».

Одним из определений рукопашного боя является следующее: «деятельность военнослужащего в вариативно-конфликтной ситуации». От умения бойца

принять наилучшее (оптимальное) решение зависит исход схватки.

Действия военнослужащего в рукопашном бою представляют собой комплексную деятельность. От бойца требуется моментальная оценка ситуации, умственное решение проблемной задачи и реализация принятых решений. В момент внезапного возникновения рукопашного боя необходимо мгновенно действовать. На оценку действий у бойца есть несколько секунд. В то же время эти действия должны быть эффективны и направлены на достижение цели. В экстремальной, быстро меняющейся ситуации у бойца возникает напряжённость, которая требует максимальной концентрации физических, эмоциональных и волевых сил.

Психомоторная реакция бойца в момент схватки осуществляется в виде движений и технических действий, отработанных на тренировках. Опасность для жизни, дефицит времени, неожиданная реакция противника - всё это усугубляет важность ситуации. Работа на опережение противника во время поединка, предугадывание его действий

прогнозируют успешный исход схватки. Очень важно держать под контролем свои эмоции и волю, уметь концентрировать свои усилия на борьбу со страхом, стрессом, болью.

Ярким примером психологической устойчивости служат действия бойцов во время чеченской войны. Так, рядовой Евгений Остроухов сумел заменить выбывшего из строя командира. Он возглавил группу бойцов, которая 12 часов подряд защищала раненных товарищей от чеченских боевиков.

В боевую машину рядового Александра Головина попал снаряд, выпущенный боевиками Дудаева. Механик-водитель был тяжело ранен, но, истекая кровью, помог выбраться из машины всем членам экипажа. А потом, собрав последние силы, он отогнал пылающую машину на обочину дороги, таким образом давая возможность другим машинам двигаться вперед. Потерявшего

сознание, но выполнившего поставленную цель бойца доставили в госпиталь.

Эти примеры наглядно

подтверждают, что значит психологическая готовность бойца.

Немаловажным во время рукопашного боя является зрительный контакт с противником.

Внешне психическое состояние бойца проявляется в позе, частоте движений конечностей, выражении лица, мимических реакциях, жестах, интонации. Состояние решимости обычно

сопровождается выпрямлением фигуры, убыстрением речи, сверканием глаз.

Таким образом, можно подвести итог: занятия боевыми искусствами, в частности рукопашным боем, позволяют военнослужащему приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения, развивать уверенность в себе. А психологическая подготовка помогает бойцу поддерживать у себя психологическую готовность к боевым немедленным действиям, что в свою очередь помогает владеть собой в экстремальной ситуации, преодолеть страх смерти, то есть исполнить свой воинский долг, защитить свою Родину, близких, сохранить свою жизнь.

Литература

1. Военная библиотека. Том второй. -СПб., 1871 Военное красноречие, основанное на общих началах словесности с присовокуплением примеров в разных родах оного. Сочинение ординарного профессора Императорского Санкт-Петербургского университета Якова Толмачева. Часть вторая. - СПб., 1825.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах / В. И. Даль. - М. : Терра, 1995.

3. Драгомиров, М. И. Четырнадцать лет. 1881-1894. Сборник оригинальных и переводных статей / М. И. Драгомиров. - СПб., 1909.

4. Драгомиров М.И. Одиннадцать лет. 1895-1905. Сборник оригинальных и переводных статей. Кн. I, II / М. И. Драгомиров. - СПб., 1909.

5. Масловский, С. Суворов / С. Масловский // Русский Биографический Словарь. Суворов-Ткачев. Издание Императорского Русского Исторического общества

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Изд. 21-е, перераб. и доп. / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1980.

7. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. - СПб., 1889.

8. Петрушевский, А. Ф. Генералиссимус Князь Суворов. Т. 1-3 / А. Ф. Петрушевский. - СПб., 1884.

9. Пикуль, В. С. Честь имею. Миниатюры / Сост. А. Пикуль. - М. : Вече, АСТ, 2000.

10. Суворов, А. В. Документы /Сост. З. М. Новикова. Под ред. Г. П. Мещерякова. Т. I-IV. - М. : Воениздат, 1949-1953.

11. Суворов, А. В. Письма / Издание подготовил В. С. Лопатин. - М. : Наука, 1986.

12. Словарь современного русского языка. Т.1-17. - М.-Л. : Издательство Академии наук СССР, 1948-1965.

13. Тактика в трудах военных классиков. А. Суворов, М. Драгомиров, Г. Леер. Том второй / Сост. С. Лукирский, М. Бонч-Бруевич.

14. Учебник тактики / Составил М. И. Драгомиров. - СПб., 1879.

15. Кузнецова З.М., Джин-Луи Чаплит. Олимпийские экологические проблемы как наследие зимних игр [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Джин-Луи Чаплит // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№2(23). - С. 72-84. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/355.html.

16. Кузнецова З.М., Gratton C., Preuss H. Увеличение воздействия Олимпийских игр путем создания наследия. [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Gratton C., Preuss H. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№3(24). - С. 60-73. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/356. html.

17. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

18. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

References

1. Yakov Tolmachev. Voennoe krasnorech 'e, osnovannoe na obchih istochnikah literatury, dobavlyaet primery v raznye ego vidy [Military eloquence, based on general sources of literature adding examples in its different kinds]. Part II, Saint-Petersburg, 1825.

2. Dal' V. I. Slovar' opredelenij zhivogo velikorusskogo yazyka [Definition dictionary of a vivid Great Russian language]. Moscow, Terra, 1995.

3. Dragomirov M. I. Chetyrnadtsat' let. 1881-1894. Sbornik original'nyh I perevodnyh statej

[Fourteen years. 1881-1894. Collection of the original and translated articles]. Saint-Petersburg, 1909.

4. Dragomirov M.I. Odinnadtsat' let. 1895 -1905. Sbornik original'nyh Iperevodnyh statej [Eleven years. 1895-1905. Collection of the original and translated articles]. Book I, II. Saint-Petersburg, 1909.

5. Maslovskiy S. Suvorov. Russkij biograficheskij slovar' [Russian Biographic Dictionary]. Suvorov-Tkachev, Imperial Russian Historical society publishing house.

6. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [The Russian Language Dictionary]. Moscow, The Russian Language, 1980.

7. Osnovnye ponyatiya morali, prava I social'nogo povedeniya [The main notions of morality, law and social behavior]. Saint-Petersburg, 1889.

8. Petrushevskiy A. F. Generalisimus Suvorov [Generalissimo Prince Suvorov]. Vol. 1-3, Saint-Petersburg, 1884.

9. Pikul', V. S. Moya chest'. Miniatyury [My honor. Miniatures]. Moscow, Veche, AST, 2000.

10. Suvorov A. V. Dokumenty [Documents]. Vol. I-IV. Moscow, Voenizdat, 1949-1953.

11. Suvorov A. V. Pis 'ma [Letters]. Moscow, Nauka, 1986.

12. Sovremennyj slovar' russkogo yazyka [Modern Russian Language dictionary]. Vol. 1-17, M.-L., The USSR Academy of Sciences publishing house, 1948-1965.

13. Taktika v trudah voennyh klassiko. A. Suvorov, M. Dragomirov, G. Leer [Tactics in the works

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

of military classics. A. Suvorov, M. Dragomirov, G. Leer]. The 2nd vol.

14. Taktika [Tactics]. Saint-Petersburg,

1879.

15. Kuznetsova Z.M., Djin-Lui Chaplit. Olympia environmental problems as the sleigh sim Games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, no 2(23), pp. 72-84. Availed as: http://journal-science.org/ru/article/3 5 5. html.

16. Kuznetsova Z.M., Gratton C., Preuss H. The increased exposure of the Olympic Games by creating a legacy. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, no 3 (24), pp. 60-73. Availed as: http://journal-science.org/ru/article/356. html.

17. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

18. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

Частихин Алексей Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, дом 54 а, 394064, Россия

Шебештин Олег Эмрикович — старший преподаватель кафедры физической подготовки, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, дом 54 а, 394064, Россия, e-mail: zhHganzhik@gmail.com

Для цитирования: Частихин А.А., Шебештин О.Э. Влияние рукопашного боя на поведение военнослужащего в бою // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 39-43. DOI 10/14526/04_2017_262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.