УДК 796.011
ОБОСНОВАНИЕ КОРРЕКТИРОВКИ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РУКОПАШНОГО БОЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Оксана Викторовна Пристав, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Васильевич Караван, кандидат педагогических наук, профессор, Юрий Иванович Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГА-СУ); Юрий Иванович Шульгов, преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России)
Аннотация
Прикладная физическая подготовка в Вооруженных Силах - это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально важных двигательных умений и навыков, развития физических, психических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная готовность военнослужащих. Перечисленные факторы обусловливают необходимость внесения изменений в методику тренировочного процесса специалистов рукопашного боя, повышающих эффективность функционирования системы физической подготовки Вооруженных Сил в целом.
Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность; специальная физическая подготовка; саморегуляция; координационные упражнения; координационная выносливость; утомление; ментальный тренинг; двигательный стереотип; боевая ситуация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p168-174
JUSTIFICATION OF THE ADJUSTMENT OF HAND-TO-HAND COMBAT TRAINING IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING FOR ARMED FORCES
Oksana Viktorovna Pristav, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, the Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg; Konstantin Nikolaevich Dementyev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Vasilyevich Karavan, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yuri Ivanovich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Yuri Ivanovich Shulgov, the lecturer, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal
Service Execution of Punishments
Annotation
Applied physical preparation in the Armed Forces is based on the process of learning, enriching the individual fund with the professionally important motor skills, the development of physical, mental and directly related abilities that directly or indirectly depend on the professional readiness of troops. These factors make it necessary to amend the methodology of the training process of the martial arts experts, increasing the effectiveness of the system of physical training of the Armed Forces as a whole.
Keywords: military-professional activities, special physical training, self-regulation, coordination exercises, coordination endurance, fatigue, mental training, motor stereotype, combat situation.
Успех боевых действий армейских и специальных подразделений во многом определяется способностью личного состава противостоять противнику в условиях рукопашной схватки.
В Российской армии существует несколько направлений рукопашного боя, в основном, базирующихся на технике восточных школ с элементами бокса и отечественного самбо. Отечественная школа самообороны, созданная В.С. Ощепковым и А.А. Харлам-
пиевым на основе обобщения опыта различных боевых систем самозащиты, в 20-х годах прошлого века разделилась на спортивное и боевое направления. Прикладной вид рукопашного боя многие годы был доступен только сотрудникам специальных отделов силовых ведомств, что отрицательно сказалось на развитии боевого искусства в России.
На современном этапе реформирования Вооруженных Сил введены должности инструкторов по различным разделам физической подготовки, однако войсковая практика показывает отсутствие и опыта, и единого подхода в подготовке специалистов по рукопашному бою. В действующем Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах - НФП-2009 (с изменениями) нами отмечен ряд упущений - набор и качество приемов не меняется с 1938 года; при проведении проверки по рукопашному бою требуется выполнять приемы в строгом соответствии с описанием, игнорируя физиологическую составляющую и реальные условия боя; из программы обучения курсантов образовательных учреждений Министерства обороны исключен ряд приемов (комплекс РБ-2), за исключением вузов, готовящих командиров для специальных подразделений.
Для реализации попыток создания эффективной системы русского боевого искусства необходим глубокий научный анализ с широкой программой исследований в физиологическом и психофизиологическом аспектах существующих в настоящее время видов боевых и спортивных единоборств [2, 3].
Главным в методике обучения рукопашному бою - суворовский принцип учить тому, что необходимо на войне. В данном контексте он применим не только к военнослужащим. Большое количество информации так же, как и недостаточная информированность, требующие излишнего времени на ее обдумывание и усвоение, одинаково вредны. В этом принципе выражено основное требование к подготовке, заключающееся в том, что содержание, организация и способы обучения должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями реального боя. Этот принцип требует того, чтобы обучение проводилось в условиях, которые в наибольшей степени способствовали бы повышению боевой и профессиональной готовности. Занятия по рукопашному бою предоставляют большие возможности для практической реализации данного принципа. На занятиях необходимо планировать условия и обстановку, максимально приближенных к боевым, создавать непредвиденные ситуации. Это позволяет развивать не только физические качества, но и психологическую устойчивость, инициативность, способность к экспромту, влиять на мотивационный компонент [4].
Катализатором для развития возможностей организма, в том числе резервных, необходимых в рукопашном бою, являются двигательные переключения. При правильном применении они резко ускоряют восстановление работоспособности. Подбор специальных упражнений, которые должны вовлекать в деятельность неработающие мышцы, облегчает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, иначе говоря, стандартная физическая нагрузка выполняется при их меньшем напряжении.
Таким образом, двигательные переключения стимулируют резервные возможности организма и вследствие этого повышают эффективность тренировок.
Большим подспорьем в скорейшем освоении базовых элементов рукопашного боя является развитие психических способностей (образное мышление, образное восприятие, развитая чувствительность). Для того чтобы развить эти способности, целесообразно на занятиях по рукопашному бою при обучении приемам и действиям использовать метод идеомоторной тренировки [7].
В современной практике обучения физическим упражнениям, приемам и действиям на начальном этапе наиболее широко применяется метод строго регламентированного упражнения, исключающий проявление сознательной инициативы в ходе выполнения двигательных действий. Однако в практике рукопашного (ножевого) боя этот метод может иметь большую вариативность за счет упрощения защитно-атакующих действий (отсутствие многоходовых действий) и, следовательно, максимального сокращения времени
на атаку или контратаку (с учетом фактора опережения) и переходом к новой цели (противнику).
Использование в боевых системах рукопашного боя базовой техники видов спортивных единоборств определяет особенности адаптации соматических, вегетативных, сенсорных систем организма, и как следствие, развития и соотношения уровней развития физических качеств бойца [6].
При каждодневных занятиях соответственно сокращается время разучивания технических действий, позволяя привнести элемент осознанности (творческий подход самих обучаемых к выполнению тренировочных заданий) в процесс совершенствования [5]. Примером может служить выполнение колюще-режущих ударов с учетом анатомо-морфологических особенностей конкретного человека. В данном случае речь идет о принятии на вооружение того минимума технических действий, который гарантирует приобретение явных преимуществ в бою. Но это не означает следование принципу «один прием в любой ситуации». Здесь говорится о применении в любой ситуации наработанного двигательного стереотипа, основанного на рефлексивных (естественных) движениях по кратчайшим траекториям, логически следующих одно за другим, на минимальном удалении от противника. Поэтому важнейшей задачей тренировок в практике рукопашного (ножевого) боя является наработка этих движений на различных уровнях по высоте, против различных по габаритам «противников», исключив осознанное выполнение. Это значит, что двигательные действия происходят не по предварительным правилам (алгоритмам), а создают никогда не повторяемый вариант (каждый раз заново и по-новому), в зависимости от хода событий. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о невозможности выполнения технических действий по постоянным траекториям («идеальным»), вследствие развития утомления, и поэтому решающим здесь становится закладка схемы (программы) двигательного действия с последующим изъятием ее из мышечной памяти в ответ на раздражающие факторы внешней среды.
При этом главным аспектом процесса обучения является устранение нерешительности (отсутствие времени на принятие решения), то есть любое контратакующее действие изначально строится как атакующее, опережающее, и доводится до логического завершения, несмотря на возможность получения травмы. В свою очередь, это предполагает проведение тренировок при постоянном контакте с «противником».
Все это позволяет широко использовать элементы рукопашного (ножевого) боя в тех формах физической подготовки, которые имеют тренировочную направленность.
Естественно, больше внимания следует уделять повышению моторной плотности тренировочного занятия, физической нагрузки и интенсивности выполнения упражнений. Решение этих задач достигается посредством включения в процесс тренировки ситуаций, моделирующих стрессовые процессы для организма (имитация условий, приближенных к реалиям современного боя):
- выполнение предельных и околопредельных по физической нагрузке упражнений, выполняемых на фоне такой усталости, которая исключает осознанное выполнение заданий руководителя, то есть доведенное до автоматизма;
- применение упражнений, выполняемых на ограниченной площади или с опорой на одну ногу, с отягощением на «вооруженную» руку или на «невооруженную»;
- действия в экипировке, в защитных средствах; действия в группе;
- выполнение заданий «до отказа» с наказанием (индивидуально или всей группы), обязательно подчеркивая роль виноватого в этом;
- тренировка упражнений, имитирующих опасные для жизни действия (например, накрывание своим телом гранаты), обращая внимание обучаемых только на правильность самого действия (техника падения на гранату) и т.д.
Параметры технических приемов, действий зависят от характера и интенсивности предшествующей мышечной деятельности. Минимизация мышечных усилий за счет ис-
пользования силы и инерции противника при ведении рукопашной схватки обеспечивает бойцу экономию энергетических ресурсов организма, сохранение скоростных и координационных преимуществ перед видами единоборств с выраженной силовой направленностью (виды спортивной борьбы). Приоритетность такого плана позволяет единоборцу поддерживать специальную работоспособность в течение длительного времени. Это особенно важно в условиях многодневных тактико-специальных занятий; при травмах, ранениях, обороне от большого количества противников в условиях реального боя.
В соответствии со специфичностью работы различных групп мышц, а также их морфофункциональным предназначением, «мышечная выносливость» всегда специфична. Поэтому, под специальной мышечной выносливостью, как правило, понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
В тренировках представителей различных систем рукопашного боя широко моделируются специальные ситуации для развития визуального восприятия одновременно нескольких объектов разной удаленности (противодействие 3-7 вооруженным или безоружным противникам; тест на повторение движений партнера, находящегося в периферической зоне зрительного восприятия и т.п.). Такой подход включает механизмы адаптации мышц глазного яблока и соответствующих нервных структур в плане корректировки процессов конвергенции и дивергенции при изменении расстояния до предметов [1].
В боевых ситуациях, с необходимостью одновременного контроля за несколькими объектами (противниками), способность к дифференцировке расстояния до них периферическим зрением и, на основе этого, принятие решения на конкретные действия может во многом определять результат противоборства.
В результате теоретического анализа нами установлено, что способность к расслаблению мышц до и во время физической нагрузки требует высокой лабильности центральной нервной системы и элементов двигательного аппарата. Психологический аспект ее в условиях реального рукопашного боя крайне сложен. Состояние релаксации при ведении поединка достигается систематическим использованием в тренировках специальных подводящих упражнений с последующим переносом навыка в реальные условия боевой ситуации. Обучаемые, которые не используют данный подход, по результатам своей субъективной оценки затрачивают на выполнение задания в 2-3 раза больше энергии вследствие высоких мышечных напряжений.
«Методика самовнушения, позволяющая повысить свои физические и психические возможности (и многое другое), в принципе очень проста. Ее можно условно разделить на четыре этапа:
- определение установки;
- осознание в себе заданной установки;
- выход из «состояния осознания» в обычное состояние с уже заложенной в подсознание установкой;
- спонтанное вхождение в состояние «отсутствия мысли» и его реализация в случае необходимости выполнения установки - автоматизированное действие по заранее освоенному двигательному стереотипу, т.е. создание кратчайшего «нервного пути» к мышцам для реализации «действия-движения».
Практически это обозначает создание динамического стереотипа и требует систематического его использования в различных условиях выполнения, а также, в определенной степени, дублирования при выходе из строя основного «нервного пути» для его стабильности. Однако эффективной эта методика может быть лишь тогда, когда обучаемый будет иметь достаточное «количество» психической активности (в буквальном смысле, имеющий некоторый опыт в использовании различных вариантов самовнушения) и разнообразный двигательный опыт. Поэтому, для улучшения процесса овладения методикой самовнушения и предназначены физические упражнения, направленные на осуществле-
ние контроля над мышцами, что, в свою очередь, является основой идеомоторной тренировки. Причем, в большей степени, это - физические упражнения, имеющие координационную сложность.
Остановимся на рассмотрении наиболее эффективных средств развития специальной выносливости, обусловливающей высокий уровень продуктивности обучения приемам рукопашного (ножевого) боя, по соотношению с другими физическими качествами (способностями) - скоростной, координационной, а именно, специальных упражнений, максимально приближенных к профессионально-прикладным по особенностям воздействия на функциональные системы организма.
Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений на предельной мощности работы с пульсовой нагрузкой до 180-200 уд/мин. с продолжительностью работы не более 15-20 секунд. Основным показателем уровня развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживается определенная скорость или темп (частота) движений. Но, помимо быстроты двигательного действия, военнослужащему при ведении рукопашного (ножевого) боя необходима точность движений и способность повторять защитно-атакующие действия столько раз, сколько необходимо для выполнения задачи (уничтожение противника), сохранив при этом боеспособность, т.е. необходима координационная выносливость, которая не имеет выраженной пульсовой зависимости от мощности выполняемой работы. Точность движений - это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям ее решения, т. е. основной результат двигательного взаимодействия, раскрывающий возможности реализации определенных способностей, необходимость проявления которых определяется особенностями решаемой двигательной задачи. Поэтому целесообразно подобрать схему тренировки, обеспечивающей развитие и быстроты (во всех ее проявлениях), и пространственно-временных параметров движений, способствующих решению боевой ситуации в свою пользу.
В любом случае - это интенсивная тренировка, которая подразумевает непрерывную деятельность без интервалов отдыха, которая является эффективной для подготовки человека, занимающегося видами деятельности, требующими проявления выносливости, когда не требуется выполнять большой объем работы. Тренировка с постоянной, наиболее приближенной к максимальной, интенсивностью повышает способность занимающегося поддерживать постоянный темп во время выполнения физической работы (ведение боя) и, как правило, ведет к улучшению результата (выполнение боевой задачи). Помимо этого, систематические тренировочные нагрузки с интенсивностью, максимально приближенной к реальной, усиливают предметный уровень формирования навыка, сокращая временной параметр образования нервного импульса к задействованным мышцам. Однако содержание такой тренировочной программы диктует повышенные требования к организму человека вследствие большого нервно-психического и физического напряжения.
Таким образом, необходимо рассмотреть проблему формирования двигательных способностей военнослужащего с позиции соответствия содержания и цели тренировки с содержанием и целью «боевой ситуации», т.е. определить направленность тренировки, предусматривающую «пороговый максимум» частоты сердечных сокращений, при котором возможно сформировать и закрепить достигнутый уровень развития этих способностей, ориентирующийся на параметры боевой ситуации.
По нашему мнению, наиболее подходящими для решения проблемы формирования двигательных способностей обучаемых в условиях боевой ситуации являются упражнения, развивающие двигательные способности на основе скоростной и координационной выносливости, т.е. позволяющие параллельно совершенствовать точность и скорость многократно повторяемых движений на фоне утомления с продолжительностью
работы до 20 секунд и интенсивностью до 90% возможной (индивидуально для каждого обучаемого).
Учитывая вышесказанное, можно сформулировать задачи специальной физической подготовки к ведению рукопашного боя по направленному развитию скоростной и координационной выносливости обучаемых и пути их решения на основе принципов повышения тренировочной нагрузки:
- доступность и простота ( учитывается принцип «как для всех, так и для каждого персонально»);
- учет временной характеристики сформированности двигательного действия (необходимое для усвоения нового двигательного опыта время);
- ориентированность на индивидуальные характеристики обучаемого: антропометрические данные, уровень физического развития, двигательный опыт (каждый занимающийся по-своему реагирует на заданную программу тренировок);
- специфичность двигательной деятельности (боевая ситуация);
- сохранение достигнутого уровня обученности занимающихся после прекращения систематических занятий (минимизация объема двигательных действий обучаемых за счет их совершенствования в различных условиях);
- включение в тренировочные занятия более высокой в сравнении с обычной физической нагрузки на организм (перегрузка и тренировка на постоянном повышении интенсивности и мощности выполняемых упражнений по мере адаптации организма).
Решение перечисленных задач позволит занимающимся:
- постоянно пополнять свой двигательный опыт, который затем поможет быстрее и качественнее овладевать более сложными в координационном отношении двигательными действиями;
- приобрести умение минимизировать расход своих сил в процессе двигательной деятельности;
- повысить уровень готовности к выполнению неожиданно возникающих заданий;
- уменьшить влияние стандартности двигательных действий на однотипное внешнее воздействие;
- формировать индивидуальную профессиональную готовность к ведению рукопашного боя;
- развить устойчивость к «забыванию» двигательных действий за счет создания «маяков» упражнениями ментального тренинга.
Таким образом, современная система подготовки специалистов рукопашного боя для Вооруженных Сил требует дальнейшего изучения и совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
5. Аганяц, Е.К. Адаптация зрительного анализатора у лиц, занимающихся рукопашным боем / Е.К. Аганяц, О.В. Пирожков // Русское боевое искусство РОСС. - 2001. - Вып. 8. - С. 28-31.
6. Ашкинази, С.М. Вопросы теории и методики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации / С.М. Ашкинази ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2001. - 241 с.
7. Ашкинази, С.М. Педагогические условия, правила и факторы эффективного обучения рукопашному бою / С.М. Ашкинази // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 14-18.
8. Дементьев, К.Н. Мониторинг изменения компонентов волевой активности на занятиях физической культурой в вузах различного профиля / А.Ю. Липовка, К. Н. Дементьев, А.А. Скороходов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 5758.
9. Дементьев, К.Н. Технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов вуза железнодорожных войск на начальном этапе обучения / К.Н. Дементьев, О.В. Пристав // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 35-38.
10. Пирожков, О.В. Сравнительная характеристика приспособительных реакций организма к специфике профессиональной деятельности в разных видах боевых и спортивных единоборств : автореф. дис. ... канд. биолог. наук / Пирожков О.В. - Краснодар, 2001. - 51 с.
11. Пристав, О.В. Формирование и поддержание психического состояния курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 13.00.08 / Пристав О.В. - СПб., 2005. - 21 с.
REFERENCES
1. Aganyac, E.K. and Pirozhkov, O.V. (2001), "Adaptation of the visual analyzer by persons engaged in melee combat", Russian martial art Ross, No. 8, pp. 28-31.
2. Ashkinazy, S.M. (2001), Questions of theory and methods of hand-to-hand fighting in the Armed Forces of the Russian Federation, publishing house "VIFK", St. Petersburg.
3. Ashkinazy, S.M. (2014), "Pedagogical conditions, rules and factors of effective learning hand-to-hand fighting", Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury, No. 9, pp. 14-18.
4. Dementyev, K.N., Lipovka, A.Y. and Skorohodov, A.A. (2014), "Monitoring changes in the components volitional activity boys on physical education in higher education in various fields", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2, Vol. 108, pp 91-97.
5. Dementyev, K.N. and Pristav, O.V. (2007), "Technology accelerated development of powerspeed cadets university railway troops in the initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 34-38.
6. Pirozhkov, O.V. (2001), Comparison of Adaptive reactions of the organism to the specifics of professional activities in various forms of combat and combat sports, dissertation, Krasnodar.
7. Pristav, O.V. (2005), Formation and maintenance of the mental state of the cadets of the Military Transport University of Railway Troops exercise and mental training, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2014.
УДК 796.325:159.9
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, доцент,
Лариса Владимировна Булыкина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Хорева, аспирант, Виктор Анатольевич Григорьев, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В данной работе представлены результаты эксперимента по выявлению и изучению сбивающих факторов объективного и субъективного характера, наблюдаемых в процессе игры в волейбол, оказывающих негативное влияние на сосредоточение внимания и игровое поведение волейболистов. Разработана и экспериментально апробирована специализированная анкета опроса волейболистов по оценке значимости влияния сбивающих факторов объективного и субъективного характера конкретно в игре волейбол. Установлены семь доминирующих сбивающих факторов, которые в большей степени оказывают негативное влияние на психику и игровое поведение волейболистов.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, сбивающие факторы, индивидуально-психологические особенности, анкетирование.