УДК 31.091.12.011.3.-51:81:81'242 Н.Н. ФЛЕГОНТОВА
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, отдел педагогической эстетики и этики, Институт педагогического образования и образования взрослых, Национальная академия педагогических наук Украины E-mail: [email protected]
УДК 31.091.12.011.3.-51:81:81'242
N.N. FLEGONTOVA
Candidate of Pedagogics, Senior research, Department of «Pedagogical esthetics and ethics», Institute of pedagogical education and education of adults, National academy of pedagogical sciences of Ukraine E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
INFLUENCE OF THE NATIVE LANGUAGE ON FORMATION OF COMMUNICATIVE EXPERIENCE OF TEACHERS OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Статья посвящена актуальной проблеме - влиянию родного языка на формирование коммуникативного опыта преподавателей высших педагогических учебных заведений. Определены противоречия, которые возникают в практической деятельности преподавателей, касаемой вышеуказанной проблемы, и пути ее решения. Конкретизировано понятие «коммуникативный опыт», которое рассматривается как результат целостного состояния личности преподавателя, как фундамент его профессионализма.
Ключевые слова: родной язык, коммуникативный опыт, преподаватели высших педагогических учебных заведений, педагогическое общение, коммуникативная компетентность, коммуникативное взаимодействие.
The article is devoted to the problem of the native language of communicative practices of teachers of higher educational institutions. Contradictions which arise in practical activities of teachers, a regarding above problem, and a way of its decision are defined. The concept "communicative experience" which is considered as result of a complete condition of the identity of the teacher, as the base of its professionalism is concretized.
Keywords: native language, communicative experience, teachers of higher educational institutions, educational communication, communicative competence, communicative interaction.
В системе национальных ценностей язык занимает одно из важнейших мест. Это код нации, способ коммуникативного взаимодействия личности с миром. Он выполняет целый ряд важных функций, одна из которых - образовательная. Ее основная цель состоит в формировании национального сознания духовно богатого человека и является важнейшим источником формирования интеллекта и духовно-эмоциональной сферы личности через ее органическую связь с национальными традициями, ее историей, культурой. Глубинный пласт языковой культуры помогает шире раскрыть отдельные направления при изучении предметов гуманитарного цикла. Об огромных возможностях, лексических особенностях, колорите родного языка сказано в научных изысканиях по философии, психологии, педагогике, социологии, культурологии. Слово является инструментом психолого-педагогического влияния на человека. Здесь следует акцентировать внимание на огромной ответственности, возлагаемой на преподавателя (учителя, воспитателя, педагога), который с помощью Слова формирует национально сознательного, духовно богатого человека, осознающего значение родного языка не только как способ общения, но и как наиважнейший источник формирования интеллекта и
духовно-эмоциональной сферы личности посредством органичной связи с национальными традициями.
Язык - единственный и самый главный способ, которым пользуется педагог в своей деятельности. И какого бы апогея не достигла наука в технических средствах обучения, какими бы лучшими компьютерами мы не овладели, никогда современная и наиболее послушная техника не заменит живого слова. Не менее важной на сегодня остается проблема повышения педагогического мастерства преподавателя, в частности, в направлении воспитания интереса к изучению родного языка. Язык -не просто учебная дисциплина, это сама жизнь, которая требует соблюдения определенных правил и глубинных знаний. Поиск нового, актуального, совершенствование языкового чутья является насущной потребностью каждого образованного человека. Через познание языка заключается путь к познанию человека, народа.
Сегодня язык - не просто средство коммуникации, он приобретает планетарное значение. На территории любого государства - это вопрос краеугольный, так как все проблемы (экономические, политические, культурные) должны начинаться с патриотизма, который невозможен без знания родного языка и без глубокого уважения к языку государственному.
© Н.Н. Флегонтова © n.N. Flegontova
Интеграция Украины в европейское образовательное и научное пространство обусловливает повышение качества образования и уровня преподавания учебных дисциплин, усиление требований к современному преподавателю, уровню его профессиональной компетентности, общей культуры, педагогического мастерства и постоянного самосовершенствования.
В концептуальных документах развития образования Украины (Законы Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», «Национальная стратегия образования в Украине на 2012-2021 годы», Государственная программа «Учитель», Концепция развития последипломного образования в Украине) отмечается: личность педагога, его профессиональная компетентность приобретает особое значение.
Изменения в системе образования Украины конца ХХ - начала XXI века характеризуются трансформацией традиционно линейной монологичности в нелинейную диалогичность, полилогичность. Именно поэтому особое значение приобретает эффективная педагогическая коммуникация. Современные требования к компетенциям будущих специалистов различных отраслей требуют качественно новой деятельности преподавателей, которые должны быть образцом содержательной, точной, выразительной и эмоциональной, безупречно грамотной речи.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что уровень коммуникативной компетентности преподавателей влияет на развитие личности и творческой индивидуальности субъектов общения, повышение уровня самооценки формирования ценностных ориен-таций, а значит - на эффективность педагогического взаимодействия участников процесса образования и результативность учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях разных уровней аккредитации.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что профессиональной подготовке преподавателя, развитию его личности, профессиональной компетентности уделяется должное внимание. На ведущей роли коммуникативного компонента деятельности преподавателя акцентируется внимание во многих исследованиях психолого-педагогического характера, в частности в трудах И. Зязюна, В. Кан-Калика, А. Леонтьева, Г. Лещенко, Е.Рогова [7, 2, 4 , 5, 9] и др. Значительное внимание ученых уделяется отдельным аспектам речевой деятельности (Б.Головин ) [1], проблемам практической риторики (С.Коваленко, Л.Мацько и О.Мацько, Г. Сагач, В. Федорчук) [3, 6, 10, 11].
Однако, новые подходы, выработанные современными лингвистикой, педагогикой, психологией еще не введены системно в педагогическую практику. Возникают противоречия:
- между растущими требованиями к уровню педагогического общения, публичной речи учителя и качеством реальной профессиональной подготовки, недостаточностью риторической компетентности, низким уровнем риторической культуры в современном обществе;
- между большим объемом информации и недостаточностью современного методологического обеспечения относительно развития коммуникативной компетентности учителя.
Отсюда возникает проблема исследования процесса развития коммуникативной компетентности, а следовательно, и опыта преподавателей высших педагогических учебных заведений в контексте взаимодействия преподавателя и студента.
В психологии педагогическое общение определяется как взаимное действие субъектов педагогического процесса, осуществляемого знаковыми методами и направленного на значимые изменения свойств, состояния, поведения и личностно-смысловых ценностей партнеров.
Владение коммуникативными умениями особенно остро ощущается в сфере образования, где языковое и эмоциональное общение на занятиях и вне их предопределяют спектр воспитательных действий. Поскольку педагогический процесс предполагает взаимодействие преподавателя и студента, умение общаться - одно из непременных условий достижения педагогического мастерства. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его результативность определяется целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса как императив их индивидуального поведения.
Развитие и совершенствование педагогического мастерства происходит на основе непрерывного распространения и углубления опыта в течение всего периода деятельности педагога. Этот процесс всегда должен быть творческим. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский, в частности, отмечал, что важен не сам опыт, а мысль, что вытекает из него. Мысль, которую преподаватель « добывает» из собственного педагогического опыта, творчески, с позиции науки анализируя собственную практическую деятельность и благодаря этому приобретает не просто опыт, а возвышается до вершин педагогического мастерства. В то же время его опыт становится источником обогащения и дальнейшего развития педагогической теории [8, с . 211].
Коммуникативный опыт является основой, на которой выстраиваются педагогические качества и способности личности преподавателя, совершенствуется его профессиональное мастерство. Он влияет на все аспекты его педагогической культуры, гуманистически ориентированных качеств, а также является средством оптимизации педагогической деятельности, направляет творческий поиск, способствует выявлению индивидуального стиля педагогической деятельности, активизации творческого воображения и фантазии, что сказывается на выборе педагогических решений.
Коммуникативный опыт есть результат целостного состояния личности преподавателя, а значит - его нельзя сводить к статической сумме знаний, умений и навыков, поскольку он постоянно находится в динамичном развитии. Коммуникативность - огромный рычаг в
педагогической деятельности. И если преподаватель не обладает даром Слова, если ему чужды понятия этики и эстетики, нравственности и духовности - его работа не принесет удовольствия и пользы ни ему, ни тем, кого он учит.
В коммуникативном процессе проявляется человеческое «Я», которое имеет мощное основание - устную речь со всеми ее возможностями и проявлениями самых разнообразных оттенков чувств, переживаний, гибкости мысли, как способ оценки всего, что касается человека и его окружения, способность контактировать с другими людьми и влиять на них.
Коммуникативное взаимодействие лишь тогда действенно, если слово, сказанное преподавателем, услышано, понятно, убедительно. Для преподавателя чрезвычайно важно иметь артистические способности, умело оперировать словом, чтобы донести его до реципиента, донести на уровне волшебного звука, и при этом совместить звучание с глубоким смыслом. Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности допускают некоторые ошибки в педагогической технике как молодые педагоги, так и более опытные. Это снижает эффективность учебно-воспитательного процесса, что проявляется в неумении разговаривать со студентами, неумении сдержать или, наоборот, проявить гнев, неумении преодолеть неуверенность в себе, неумении выбирать соответствующую позу, необходимый жест, недостатках речи (монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция) и т.д.
Преодоление трудностей в работе преподавателя возможно путем использования педагогической техники со всеми ее составляющими, среди которых особое значение имеют:
- техника речи (грамматическая правильность, выразительность, образность, юмор, собственно техника речи (постановка и тембр голоса, эмоциональность, убедительность, богатство интонаций и оттенков, дикция, темп);
- техника педагогического общения (умение слушать; задавать вопросы; анализировать ответ, быть внимательным, наблюдательным; понимать других, устанавливать контакт; видеть и понимать реакцию аудитории; передавать свое отношение к тому, о чем идет речь, заинтересовать, захватить объяснением, рассказом, сообщением; ориентироваться в ситуации);
- психотехника (умение создавать необходимое настроение, снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать собственную нерешительность и мобили-зировать себя, сдерживать себя в стрессовых ситуациях; способность к перевоплощению, к игре, управлению своим настроением).
Таким образом, каждый преподаватель должен стремиться к овладению педагогической техникой, ее компонентами, которые обеспечивают успешность его деятельности. Эти профессиональные умения - путь к совершенствованию педагогического мастерства, воспитанию интереса к изучению родного языка могут быть реализованы исключительно с помощью основно-
го средства человеческого общения - языка и речи.
Одной из главных предпосылок усовершенствования знаний остается самообразование, саморазвитие, их интенсификация, где рядом с традиционными формами имеют место обсуждения отдельных актуальных вопросов, полемика вокруг некоторых эстетических проблем, собственные творческие пробы, которые допускают обоснованную оценку понятий и иногда не сходятся с общепринятыми. Очень важно при этом, как думает преподаватель. И поскольку язык - способ оформления и внешнего проявления мысли, речь раскрывает индивидуальность личности, в том числе ее мыслительную деятельность. Если его мысли позитивны, он полностью контролирует свое сознание. Констатируя факт непосредственной, самой тесной взаимосвязи мышления и речи, преподаватель совершенствуется в плане речевой коммуникации.
Положительно настроенный коммуникативный процесс способствует творческой атмосфере в коллективе и обеспечивает особое взаимодействие преподавателя и студента. Ученые, анализируя коммуникативность, акцентируют значение этого человеческого качества, которое зависит от цели и определяет действие субъекта. Подавляющее большинство ученых определяют коммуникативность как «профессионально-личностное качество педагога, которое характеризуется потребностью в общении, способностью легко вступать в контакт, вызывать положительные эмоции у собеседников, чувствовать удовольствие от общения» [7, с.104]. И все это осуществляется с помощью языка и речи - стержня человеческого сознания. В частности, в концепции П. Юркевича, слово является языком сознательной души народа, а звук - языком неизвестной души всего сущего. Язык - это единственный способ для личности (и народа) быть собой.
Коммуникативность - одно из наиболее значимых профессиональных качеств преподавателя. От умения владеть языком, словом зависит результат любого общения, особенно в такой области, как педагогика. Коммуникативная компетентность единодушно определяется современными исследователями среди ключевых компетентностей личности. Коммуникативная компетентность педагога является целостным, инте-гративным, многоуровневым образованием, состоит из внешней и внутренней стороны общения (понятийно-операционная и личностная составляющие), имеет свои особенности деятельности (базовые и профессиональные), уровень усвоения (знания, умения).
В современном европейском образовательном пространстве ведущая роль отводится концепции непрерывного образования специалиста в течение всей жизни как фундаментальная основа новой философии образования. Исходя из сказанного, образовательное пространство высшего учебного заведения формирует информационные потоки, систему коммуникативных пространств общения и педагогических отношений. В этой системе преподаватель должен работать над повышением своей квалификации. На разных уровнях:
последипломное образование, участие в проведении различных форм обучения, объединенных по содержанию и структуре.
Преимущество должно принадлежать субъективной активности преподавателя, практико-ориентированным занятиям, базирующимся на активных технологиях, в частности интерактивные, актуализированные лекции, дискуссии, акмеологические практикумы, анализ ситуаций или саБе-метод, тренинги, адаптивные технологии обучения, конференции по обмену опытом работы, игро-технологии профессионального усовершенствования, такие как имитационные, деловые, организационно-деятельные, ситуативно-ролевые и т.п. Действующей формой повышения педагогического мастерства учителя является также участие в инновационных конкурсах, в работе творческих, динамичных, инициативных групп, постоянно действующих семинарах, педагогических консилиумах, аукционах творческих идей, ярмарках педагогического творчества, школах педагогического мастерства, коммуникативных тренингах и т.п. Должны широко использоваться современные информационно-коммуникативные технологии.
Предлагая систему активных форм работы для развития позитивного общения, мы влияем на коррек-
цию мотивационно-ценностной сферы личности, формируем навыки рефлексии, которая дает толчок для самосовершенствования.
Речь и её культура являются ведущим признаком профессионального опыта преподавателя, выражается в научной и общей эрудиции, стремлении к самосовершенствованию, культуре общения, педагогической этике. Коммуникативная компетентность преподавателя определяет уровень педагогического опыта, основанного на высокой культуре речи, логическом мышлении, корректности в высказываниях, сдержанности и взвешенности, четкости и доступности в речи. Традиции рационального пользования словом воспитывают уважение к мнению другого человека, правильность, выразительность, ясность, точность, краткость, целесообразность речи, выступают риторическими средствами. Коммуникативный опыт является надежным фундаментом для развития личности преподавателя: с огромным коммуникативным потенциалом, высоким уровнем речевой коммуникативной компетенции и надлежащей социально-коммуникативной активностью, способствующей оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Библиографический список
1. Головин Б.И. Основы культуры речи. М.: Высш. шк., 1988. 319 с.
2. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
3. Коваленко С.М. Сучасна риторика: Навчально-практичний поабник. Тернопшь: Мандршець, 2007. 184 с.
4. ЛеонтьевА.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.
5. Лещенко Г. Компендiум основних методичних понять: стислий виклад засад формування комунжативно! украшомовно! компетенцп. // Украшська мова i литература в школг 2009. № 5. С. 6-13.
6. Мацько Л.1., Мацько О.М. Риторика: Навчальний поабник. К.: Вища шк., 2003. 311 с.
7. Педагопчна майстершсть / 1.А. Зязюн, Л.В. Крамущенко, 1.Ф. Кривонос та ш.; за ред. 1.А. Зязюна. 3-те вид., допов. i пере-робл. К.: СПД Богданова А.М., 2008. С. 104.
8. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. С. 211.
9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 496 с.
10. Сагач Г.М. Риторика: Навч. поабник для студентш серед. i вищих навч. закладiв. К.: Видавничий Дiм «1н Юре», 2000. 568 с.
11. ФедорчукВ. Комунжативна компетенттсть педагога. К.: «Шкшьний свп», 2007. 128 с.
References
1. Golovin B. I. Bases of the standard of speech. M.: Vissh. shk., 1988. 319 p.
2. Kan-Kalik V.A. To the teacher about pedagogical communication/VA. Kan-Kalik. M.: Prosveshenie, 1987. 190 p.
3. Kovalenko S. M. The modern rhetorician: Educational and practical manual. Ternopol: Mandrivets, 2007. 184 p.
4. LeontyevA.A. Bases of the theory of speech activity. M.: Nauka, 1974. 368 p.
5. Leshchenko G. Compendium of the basic methodical concepts: the short collection of formation of communicative Ukrainian competences//Ukrainian and literature at school. 2009. No. 5. Pp.6-13.
6. Matsko L.I., Matsko O. M. Rhetoric: Manual. Kiev: Vissh. shk., 2003. 311 p.
7. Pedagogical workshop / I. A. Zyazyun, L.V. Kramushchenko, I. F. Krivonos and others; under edition I. A. Zyazyuna. 3 editio, added and processed. Kiev: Bogdanov A.M. SPD., 2008. Pp. 104.
8. Pedagogical encyclopedia. M.: Publishing house "Soviet encyclopedia", 1966. P. 211.
9. Rogov E.I. Teacher as object of psychological research: Grant for school students psychologists on work with the teacher and pedagogical collective. M. Gumanit. prod. VLADOS center, 1998. 496 p.
10. Sagach G. M. Rhetoric: Manual for students of averages and higher educational institutions. Kiev: Publishing house «In Jure», 2000. 568 p.
11. Fedorchuk V. Communicative competence of the teacher. Kiev: "Schkilnii svit", 2007. 128 p.