педагогически науки
Галацин Екатерина Александровна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ...
UDC 378
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2019
Галацин Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка технического направления Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт
имени Игоря Сикорского» (03056, Украина, Киев, проспект Победы 37, e-mail: ariewg60@gmail.com)
Аннотация. На современном этапе построения украинского общества, которое характеризуется интеграционными процессами и вхождением украинского образования в мировое пространство, актуальным является формирование коммуникативной культуры будущих специалистов. Коммуникативную культуру личности целесообразно определять как важную составляющую профессионального мастерства будущего специалиста. Коммуникативная культура личности является сформированным новообразованием, которое определяет способность человека к конструктивной коммуникации и межличностному взаимодействию. Формирование коммуникативной культуры будущих специалистов технических специальностей является сложным полифакторным процессом, важную роль в котором играет диалогическое англоязычное обучение. Диалог является одним из действенных способов организации наиболее продуктивных и личностно-развивающих контактов между людьми; формой, принципом и сущностью организации учебного взаимодействия студентов и преподавателей в учебном процессе в заведении высшего технического образования. Конструктивным для исследования проблемы формирования коммуникативной культуры будущих инженеров является лингвистический аспект исследования диалога, в частности его информационный, семантический, формально-лингвистический и функциональный подходы. Для англоязычного диалогического обучения характерны: равенство участников учебного процесса; их субъективная позиция; взаимная активность; взаимное проникновение в мир чувств и переживаний; эмпатийность, рефлексивность, что собственно и является составляющими коммуникативной культуры личности.
Ключевые слова: диалог, диалогическое обучение, коммуникативная культура, формирование коммуникативной культуры, англоязычное диалогическое обучение.
FORMATION THE COMMUNICATIVE CULTURE OF FUTURE ENGINEERS IN THE COURSE OF ENGLISH-LANGUAGE DIALOGUE TRAINING
© 2019
Halatsyn Kateryna Aleksandrovna, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of English for Engineering National Technical University of Ukraine «Igor Sikorsky Kyiv Polytechnic Institute» (03056, Ukraine,Kyiv, 37 aven. Peremogy, e-mail: ariewg60@gmail.com)
Abstract. At the present stage the creation of the Ukrainian society, characteristic features of which are integration processes and entries of the Ukrainian education into the world's space, formation of the communicative culture of the future experts is relevant and important component of their professional skill. The communicative culture of the personality is the created new growth which defines ability of the person to constructive communication and interpersonal interaction. Formation of the communicative culture of the future technical experts is difficult process in which important role is played by means of English-language dialogue training. Dialogue is one of the effective ways to organize the most productive and the personal-developing contacts between people; the form, the principle and the essence of organization the educational interaction between students and teachers in the educational process in an institution of higher technical education. The linguistic aspect of the study of formation the communicative culture of the future engineers by means of the dialogue, in particular its informational, semantic, formal linguistic and functional approaches are constructive. English-language dialogue training is characterised by: equality of participants of the educational process; their subjective position; mutual activity; mutual penetration into the world of feelings and experiences; empathy, reflexivity, which, in fact, are the components of the communicative culture of the personality.
Keywords: dialogue, dialogue training, communicative culture, formation of the communicative culture, English-language dialogue training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста инженерных специальностей как составляющей профессиональной культуры является одной из важных задач современной высшей технической школы. Практика показывает, что только высокий уровень сформированности коммуникативной культуры обеспечит отход от традиционного восприятия профессии инженера как профессии типа «человек - техника» к новому ее восприятию как очеловеченной системы «человек - человек». Отсюда, логична задача поиска новых содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих инженеров.
Анализ модифицированных учебных планов и программ подготовки специалистов инженерно-технических специальностей свидетельствует о том, что студенты заведений высшего образования, кроме профессиональных знаний и умений, приобретают также систему коммуникативных знаний; производят соответствующую систему оценочно-ценностных отношений к этим знаниям и, соответственно, трансформируют их в лич-
ностные установки, потребности, мотивы; формируют систему коммуникативных умений и навыков практического коммуникативного поведения и деятельности.
Важное место в формировании коммуникативной культуры личности будущего специалиста принадлежит изучению иностранного языка, что позволяет повышать свой профессиональный уровень, познавать новое, взаимодействовать с другими людьми не только в украинском языковом пространстве, но и за его пределами.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что важным принципом формирования коммуникативной культуры личности является принцип диалогичности, что обеспечивает взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В контексте исследуемой проблемы диалогическое обучение является не только формой организации учебного процесса в учреждении высшего образования, а залогом успешного формирования как коммуникативности личности будущего специалиста, так и его коммуникативной культуры.
Анализ последних исследований и публикаций. Ис-
Halatsyn Kateryna Aleksandrovna pedagogical
FORMATION THE COMMUNICATIVE ... sciences
следуя проблему формирования коммуникативной культуры студентов заведений высшего образования, нами было выяснено, что этот процесс должен быть целостным, системным и плановым; базироваться на гуманном субъект-субъектном взаимодействии преподавателя и студентов. Так, одним из ведущих условий формирования коммуникативной культуры личности А. Мудрик определяет соблюдение принципа диалогичности в педагогическом взаимодействии, которое предусматривает, что духовно-ценностная ориентация осуществляется в процессе такого взаимодействия между преподавателем и студентом, содержание которого составляет обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными), а также совместное продуцирование ценностей [1].
Многогранность подходов к формированию коммуникативной культуры раскрывает А. Каверина, выделяя при этом: профессионально-деятельностный, который направляет на сближение учебной деятельности и будущей профессии; культурологический, основанный на необходимости целостного восприятия культуры и объединяет множество предметных сфер; синергетический подход, в контексте которого интеграция знаний базируется на возрождении природных, объективно действующих связей между элементами учебного материала; проблемный, который предусматривает структурирование содержания гуманитарного материала и базируется на принципах научности и развития, обеспечивает развивающий характер обучения (интегративности мышления будущих инженеров), системный подход - используется для раскрытия целостности процесса формирования коммуникативной культуры личности студента [2].
Результатом сложного процесса формирования коммуникативной культуры будущих специалистов, как отмечает С. Амелина, является высокий уровень ее сфор-мированности [3], показателями которого являются:
1) сформирована положительная мотивация к профессиональному общению, то есть сознательное желание обмена информацией, мнениями, аргументацией и заинтересованность в том, чтобы общение состоялось;
2) осознание общения как одной из ценностей в системе ценностей личности студента; равноправие в общении, толерантное отношение к оппоненту;
3) готовность к сотрудничеству, партнерству при решении проблемы или развитии идеи;
4) развитая совокупность коммуникативных умений;
5) высокий уровень речевой культуры (коммуникативная грамотность) [3].
Нам импонирует определение коммуникативных умений, предложенное В. Моляко. А именно - коммуникативные умения - это знания, включенные в определенную деятельность и готовность сознательно и самостоятельно решать ту или иную задачу. Сюда же относят и комплекс личных качеств человека, способность человека выполнять определенную деятельность [4].
Таким образом, проблема целенаправленного формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов является многоаспектной и в определенной степени исследованной разными учеными психологами, педагогами, лингвистами. Несомненным является утверждение о том, что именно коммуникативная культура способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, формированию их активной гражданской и жизненной позиции, всестороннему профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию.
Формирование целей статьи (постановка задачи). Целью статьи является анализ роли англоязычного диалогического обучения как средства формирования коммуникативной культуры будущих инженеров. Достигается задекларирована нами цель в процессе решения ряда задач, например: раскрытие понятий диалога и диалогического обучения, специфики англоязычного диалогического обучения и его реализации в уч-26
реждении высшего технического образования с целью формирования коммуникативной культуры будущих инженеров.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании исходим из того, что коммуникативная культура личности является приобретенным качеством, то есть является результатом сложного процесса формирования. Естественной основой коммуникативной культуры является коммуникативность человека, которую В. Кан-Калик характеризует как феномен многоплановый, объединяющий ряд компонентов, среди которых особое значение имеют коммуникабельность, социальное родство, альтруистические тенденции [5]. По нашему мнению, более функциональной в контексте исследуемой проблемы является трактовка коммуникативности, предложенная Ю. Ханиным. Ученый рассматривал коммуникативность как личностное образование, интегрирующее в себе три составляющие: потребность в общении, эмоциональное состояния до, во время и после общения и коммуникативные навыки и умения [6]. Именно такой подход нами актуализирован как основной в процессе исследования.
Итак, обобщая различные определения понятия коммуникативной культуры, мы это понятие интерпретировали следующим образом: коммуникативная культура является компонентом профессиональной культуры будущего специалиста; основными характерными признаками ее является комплекс коммуникативных знаний, умений, свойств личности, способов и форм взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения [7]. Коммуникативная культура является своеобразным уровнем развития личности, отражающим ее готовность к коммуникативной деятельности, систему взглядов и действий, обеспечивающих удовлетворение потребностей самореализации и способ достижения целей в общении, плодотворное доброжелательное взаимодействие людей в различных сферах жизнедеятельности.
Кроме этого, мы также акцентируем на плановости, системности и непрерывности процесса формирования коммуникативной культуры будущего инженера и интеграции различных методов, форм и приемов для достижения положительного результата.
В ходе исследования установлено, что диалогическое обучение является формой и сущностью организации учебного взаимодействия субъектов образовательного процесса [8], поскольку именно оно предоставляет студенту возможность высказаться и изложить свое мнение. Именно диалогическое обучение, как отмечает Л. Петровская обеспечивает, во-первых, равенство участников учебного процесса; во-вторых, их субъектную позицию; в-третьих, взаимную активность, при которой все участники взаимодействия взаимовлияют друг на друга; в-четвертых, взаимное понимание чувств и эмоций; и, наконец, в-пятых, готовность стать на место другого, стремление к соучастию и сопереживанию [9, с. 84].
Раскрывая роль диалогического англоязычного обучения в формировании коммуникативной культуры, важным нам представляется функциональный подход лингвистического аспекта исследования диалога как феноменального явления. Представители этого подхода Н. Арутюнова, А. Балаян диалог определяют как деяние и поведение субъектов общения, то есть определяется коммуникативная сущность диалога. Фундаментальными понятиями функционального подхода являются понятия общения, цель общения, коммуникативная задача, коммуникативное намерение, программа диалогизирования, тактика диалогизирования, что является чрезвычайно важным в изучении иностранного (в частности английского) языка.
Исследуя проблему формирования коммуникативной культуры будущих инженеров, мы пришли к выво-Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)
педагогически науки
Галацин Екатерина Александровна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ...
ду, что именно англоязычное диалогическое обучение может стать действенным средством ее решения. Речь идет прежде всего о: а) обновлении содержания учебных предметов; б) применение интерактивных форм и методов работы со студентами; в) обеспечение субъект-субъектного взаимодействия студентов и преподавателей не только во время учебы, но и во внеурочное время, в том числе и во время досуга студенческой молодежи.
Так, например, в процессе изучения английского языка, кроме традиционных задач - чтение, перевод, письмо, аудирование, мы определили также еще ряд задач, решение которых направлено на формирование коммуникативной культуры студентов. Речь идет прежде всего об углублении знаний будущих инженеров о сущности общения, его функциях, структуре, определение понятия диалога, межличностного взаимодействия, полилога, коммуникативности и тому подобное; формирование коммуникативных умений студентов и развитие их личностных качеств.
Принципами содержательного наполнения учебной программы изучения английского языка студентами заведений высшего технического образования служат: построение обучения на основе диалога и полилога; активность студентов в общении (как профессиональном, так и межличностном), непрерывность в формировании культуры общения, межличностного взаимодействия и т.п.
Продуктивной из опыта нашей работы оказалась техника «аквариума» как организация диалогического взаимодействия для решения определенной противоречивой задачи. Технику «аквариума» мы применяем по предложенному М. Клариным [10] алгоритму:
1) постановка проблемы перед академической группой (например, 3 курс, проблема «Цифровое телевидение: плюсы и минусы»).
2) разделение студентов на малые группы (по кругу) (например, 5 групп);
3) избирается руководитель малой группы, то есть лицо, представляющее позицию группы;
4) активное обсуждение проблемы;
5) аргументация каждой группой собственного мнения, отстаивание своей позиции;
6) заключение обсуждения после завершения определенного времени (обычно - это окончание академической пары) или после однозначного решения проблемы;
7) критическое обсуждение «аквариума» студентами всей группы [10].
Такие учебные занятия способствуют не только овладению студентами английского языка, но и дают им возможность высказаться, доказать, аргументировать свою позицию, учат слушать других, проявлять или учиться толерантности, способствуют развитию умений самопрезентации, то есть собственно и формируют их коммуникативную культуру.
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований этого направления. В период реформирования системы высшего образования важным ее аспектом является формирование коммуникативной культуры будущего специалиста. Коммуникативную культуру нами рассмотрено как один из важных компонентов профессиональной культуры будущего инженера, который обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда, позволяет решать производственные задачи, опираясь на умение общаться и сотрудничать с разными людьми.
Основой для формирования коммуникативной культуры личности является ее коммуникативность. Именно коммуникативность и определяет сущность сформиро-ванности коммуникативной культуры как особого качества личности будущего инженера, характеризуется совокупностью коммуникативных знаний, сформиро-ванности умений контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно и убедительно аргументировать свою позицию; умениями вести деловые переговоры в процессе профессиональной деятельности,
быстро ориентироваться в коммуникативной ситуации и выбирать необходимый стиль поведения для достижения цели коммуникативного акта, продуктивно сотрудничать в ходе решения профессиональных задач.
Процесс формирования коммуникативной культуры будущих инженеров является сложным и полифакторным. Одним из важных факторов ее формирования является обучение студентов в целом и в частности англоязычное обучение. Наиболее продуктивным в изучении английского языка является диалогическое обучение, которое по своей сути деятельностное и обеспечивает не только коммуникацию, но и интеракцию,
и перцепцию участников образовательного процесса. Отсюда, логичным является определение роли англоязычного диалогического обучения как действенного средства формирования коммуникативной культуры будущих инженеров.
Дальнейшего исследования требуют содержание, формы и методы, инновационные технологии реализации диалогического обучения для формирования коммуникативной культуры студентов учреждений высшего технического образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник СПТТУ. Вып. VI. Педагогика. Психология. 2008. № 3 (10). С. 7-24.
2. Каверша О. Г. Профеайна тдготовка майбуттх iнженерiв у процес формування професшно! комуткаци. Педагогiчний про-цес : теорiя i практика. Вип. 1. Серiя «Педагогта, nсихологiя». Ки!в: ЕМКО, 2009. С. 229-236.
3. Амелiна С. М. Теоретико-методичнi основи формування куль-тури професшного стлкування у студентiв вищих аграрних навчаль-нихзакладiв : теорiя i практика: Монографiя. Д.: ДДАУ, 2007. 360 с.
4. Моляко В. А. Психология конструкторской деятельности. Москва: Машиностроение, 1983. 134 с.
5. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1979. 136 с.
6. Ханин Ю. Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности. Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л., 1972. С. 168-172.
7. Галацин К. О. Особливостi формування комункативно! куль-тури студентiв вищих технiчних навчальнихзакладiв. Науковий в^ник ВНУ iм. Лес Укра!нки. Луцьк: РВВ Вежа, 2012. № 8 (233). С. 54-59.
8. Кожушко С.П. Дiалогiчна взаeмодiя суб'eктiв навчального процесу [електронний ресурс]. Науковий журнал «Аспект». Режим доступу: http://asconf.com/rus/archive_view/373.
9. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
10. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.