Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры студентов в процессе организации учебного диалога'

Формирование коммуникативной культуры студентов в процессе организации учебного диалога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ПРОЦЕСС ГУМАНИЗАЦИИ / УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE CULTURE / APPROACHES TO LEARNING / HUMANIZATION PROCESS / EDUCATIONAL COOPERATION / DIALOG / SUBJECT OF STUDY / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Е.В.

Представлен опыт формирования коммуникативной культуры студентов. Рассмотрены педагогические условия развития у студентов коммуникативной культуры: формирование системы ценностных ориентаций, связанных с творческим саморазвитием и самореализацией; организация в ходе диалога проблемно-поискового пространства, создание ситуаций со-деятельности, со-творчества; развитие в учебном диалоге коммуникативных и интеллектуальных умений; интеграция принципов вариативности и проблемности в учебном процессе, моделирование диалога. Описаны результаты экспериментальной работы на основе программы спецкурса «Коммуникативная культура в учебно-познавательной деятельности», внедренного в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF DIALOGUE

The article describes the experience of formation of communicative culture of students. Presents the pedagogical conditions of development of communicative culture of students in the training: the development of the system of value orientations on creative self-development and self-realization; creating problem-search space of dialogue, an atmosphere of co-creation, co-operations; the development of intellectual and communication skills; problematical integration of principles of variation in the educational process of high school, modeling and implementation of educational and informative dialogue. The results of experimental work on the basis of the program of the special course «Communicative culture in teaching and learning activities,» embedded in the learning process.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры студентов в процессе организации учебного диалога»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-134-139

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

Коновалова Е.В.

Набережночелнинский государственный педагогический

университет, г. Набережные Челны, Российская Федерация

Представлен опыт, формирования коммуникативной культуры студентов. Рассмотрены педагогические условия развития у студентов коммуникативной культуры: формирование системы ценностных ориентации, связанных с творческим саморазвитием и самореализацией; организация в ходе диалога проблемно-поискового пространства, создание ситуаций со-деятелъности, сотворчества; развитие в учебном диалоге коммуникативных и интеллектуальных умений; интеграция принципов вариативности и проблемности в учебном процессе, моделирование диалога. Описаны результаты экспериментальной работы на основе программы спецкурса «Коммуникативная культура в учебно-познавательной деятельности», внедренного в учебный процесс.

Ключевые слова: коммуникативная культура; подходы к обучению; процесс гуманизации; учебное взаимодействие; диалог; субъект обучения; учебно-познавательная деятельность.

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF DIALOGUE

Konovalova E. V.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation

The article describes the experience of formation of communicative culture of students. Presents the pedagogical conditions of development

of communicative culture of students in the training: the development of the system of value orientations on creative self-development and self-realization; creating problem-search space of dialogue, an atmosphere of co-creation, co-operations; the development of intellectual and communication skills; problematical integration of principles of variation in the educational process of high school, modeling and implementation of educational and informative dialogue. The results of experimental work on the basis of the program of the special course «Communicative culture in teaching and learning activities,» embedded in the learning process.

Keywords: communicative culture; approaches to learning; human-ization process; educational cooperation; dialog; subject of study; educational and cognitive activity.

Формирование личности студента как профессионала происходит в процессе взаимодействия духовной и материальной культуры, в ходе совместной деятельности с преподавателем. Преподаватель и студент выступают как субъекты культуры, как личности со своей уникальностью и неповторимостью, способные к активной творческой деятельности. Образовательный процесс в вузе есть процесс социализации подрастающего поколения, представляющий собой передачу накопленного человечеством общественного опыта, приобщение к системе ценностных ориентаций [1]. Усвоение коммуникативной культуры студентами происходит через принятие эталонов поведения и духовных ценностей.

При формировании коммуникативной культуры студента — будущего педагога в процессе его подготовки в вузе необходимо учитывать культурологический, гуманистический, личностно-де-ятельностный подходы.

Культурологический подход характеризует разнообразные культурные области, в которых происходит жизнедеятельность человека, общекультурные способности, необходимые в профессиональной деятельности; ценности и традиции национальной культуры и действия по их сохранению, возрождению, воспроизведению [6].

Культурологический подход является одной из ведущих тенденций современного образования.

Процесс гуманизации образования в вузе обусловливает необходимость подхода к личности студента как к самоценности, уважение его достоинства, отношение к нему как к равноправному партнеру общекультурного и научного общения. Данный подход реализуется в диалогическом взаимодействии, представляющем собой согласованную деятельность по достижению совместных учебных целей и результатов и являющимся одним из способов активизации самоактуализации и саморазвития студента [7].

Личностный и деятельностный компоненты связаны между собой, поскольку личность является субъектом деятельности, а деятельность определяет личностное развитие. Совместная деятельность педагога и студента представляет собой процесс социализации, где усвоение социального опыта происходит при активной работе самого студента [3]. Именно активность личности студента обеспечивает наиболее эффективное усвоение социального опыта, приобщение его к культуре и формирование системы ценностных ориентаций.

Процесс профессионального развития личности наиболее эффективен, когда студент выступает субъектом обучения, когда собственная деятельность носит обучающий характер [5]. Данная закономерность обусловливает единство личностного и деятель-ностного подходов. В центре обучения находится сам обучающийся, студент как личность, его мотивы, цели, психологический склад. В процессе преподавания должны учитываются все индивидуальные особенности обучающихся (национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные и др.) [4].

Применение диалоговых форм взаимодействия в учебной деятельности содействует развитию личности студента, формирует его готовность к творческой деятельности, становится ориентиром на самопознание, творческое самоопределение и самореализацию.

С помощью диалога создается возможность моделирования такого ценностно-смыслового пространства, которое формирует у студентов систему профессиональных ценностей: профессиональ-

ную готовность, мотивационно-ценностное отношение к будущей деятельности, потребность в овладении педагогическим мастерством, профессиональное самосознание, потребность в развитии педагогических способностей.

В процессе совместной творческой деятельности у студента закладываются основы системы знаний о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, о методах научного познания, совершенствуются особенности мыследеятель-ности, тем самым, формируются основы коммуникативной культуры будущего педагога.

Творческая направленность и конструктивный характер диалога в учебно-познавательной деятельности проявляется в том, что в процессе такого взаимодействия участниками создается новый продукт, результат такой совместной деятельности приводит к личностным изменениям и новообразованиям. Учебный диалог необходим, в первую очередь, не только для обмена информацией или получений сведений об особенностях друг друга; в диалоге создается проблемно-поисковое пространство, такая педагогическая ситуация, которая служит основой для совместной мыслительной деятельности, рождающей новообразования и содействующей самоорганизации и саморазвитию.

Определяя важность диалога в профессиональной подготовке студентов, необходимо выявить, при каких условиях развитие коммуникативной культуры студентов - будущих педагогов, будет эффективным. Эксперимент по формированию коммуникативной культуры студентов проходил на базе Набережночелнинского государственного педагогического университета. На констатирующем этапе эксперимента, на основе разработанных нами педагогических условий развития коммуникативной культуры, был проведен анализ состояния коммуникативной культуры студентов. В эксперименте принимали участие 62 обучающихся—студенты 1-го курса факультета педагогики и психологии (НГГТУ). Эксперимент проходил с сентября 2015 года по сентябрь 2016 года. В ходе констатирующего эксперимента среди студентов была проведена методика «Диагностика уровня развития коммуникативной культуры личности», направленная на определение

уровня их коммуникативных способностей. Формирующий этап осуществлялся, опираясь на разработанные нами педагогические условия, также был разработан и внедрен среди студентов спецкурс «Коммуникативная культура в учебно-познавательной деятельности», целью которого являлось раскрытие теоретико-методологических, профессионально-значимых знаний о культуре диалога будущего педагога.

Разработанная нами программа формирования коммуникативной культуры студентов в процессе организованного учебного диалога позволила получить существенную динамику коммуникативной культуры студентов (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика уровня коммуникативной культуры студентов (в %)

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап

Низкий 10 0

Ниже среднего 40 20

Средний 30 20

Выше среднего 10 30

Высокий 10 30

1-эмп. для уровня р<0.05 =2,0

В результате эксперимента удалось существенно уменьшить количество студентов с низким, ниже среднего и средним уровнем коммуникативной культуры; повысить количество студентов выше среднего(с 10% до 30%) уровня и с высоким (с 10% до 30%) уровнем.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры студентов - это сложный и многоаспектный длительный процесс, связанный с реализацией знаний и умений, адекватных поступков и действий, которые проявляются во взаимодействии различных участников образовательного процесса.

Обеспечение качества подготовки выпускников в педагогическом вузе сталкивается с рядом проблем. Среди них проблемы методологического и организационного уровня занимают особое место. Методологические проблемы связаны с тем, что учебный процесс не делает современного студента педагогического вуза активным субъектом процесса познания. Профессиональные компетенции

связаны, в основном, с овладением достаточно большим багажом знаний, методикой обучения и воспитания, но подходы и методы осуществления этой деятельности студент получает по-старому - в рамках субъект-объектных отношений, где роль студента в познании довольно таки низка. Необходимо изменить в процессе подготовки бакалавра его установки на процесс обучения [2].

Взаимодействие педагога необходимо строить на основе диалога между субъектами учебного процесса. Формирование коммуникативной культуры студента должно стать одной из актуальных задач педагогических институтов, т.к. проблемы диалога тесно переплетаются с сущностью педагогической деятельности.

Список литературы

1. Аминов Т.М. Признаки профессионального образования // Искусство и образование. 2008. № 9. С. 44-48.

2. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А., Голодяев Д.А. Электронная образовательная система «Профессиональные стандарты РФ: квалификационные требования, обучение, аттестация и сертификация» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 7 (86). С. 49.

3. Бочкарева Т.Н., Бахаева Г.М. Взаимосвязь познавательной активности и профессиональной компетентности студентов вузов II Научное обозрение. 2014. №9-1. С. 289-291.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 3-е издание, пересмотренное. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. 448 с.

5. Казанцева Л.А. Предпосылки и условия овладения студентами - будущими педагогами исследовательскими компетенциями // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 253-254.

6. Коновалова Е.В. Диалоговая культура студентов как средство формирования профессионального самосознания // В мире научных открытий. 2015. № 9 (69). С. 100-105.

7. Ткач Л.Т. Профессиональная подготовка педагога к работе в поликультурном регионе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 165-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.