Я • 7universum.com
жк. UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
РОЛЬ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вранчан Елена Витальевна
канд. филол. наук, ст. преподаватель Новосибирского государственного университета экономики и управления, 630099, РФ, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56
Е-mail: vra545@yandex. ru
THE ROLE OF AN EDUCATIONAL DIALOGUE IN FORMATION OF TRAINEES' COMMUNICATIVE CULTURE
Elena Vranchan
Candidate of Рhilological Sciences, Senior Lecturer of Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, Kamenskaya st., 56
АННОТАЦИЯ
В статье осуществляется анализ результатов учебных диалогов, в ходе которого диалогическое взаимодействие рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, обеспечивающего формирование коммуникативной культуры обучающихся.
ABSTRACT
In the article the analysis of educational dialogues results is carried out in the course of which dialogical interaction is considered as an integral part of the educational process providing the formation of trainees' communicative culture.
Ключевые слова: способ организации обучения, учебный диалог, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура.
Вранчан Е.В. Роль учебного диалога в формировании коммуникативной культуры обучающихся // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 8 (26) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3475
Keywords: an organizational method of education; educational dialogue; communicative competence; communicative culture.
Эффективным средством совершенствования коммуникативной культуры студента, как было отмечено в нашей недавней статье [3], является приобщение языковой личности к работе с книгой, повышение уровня её читательской компетенции. В настоящей статье попытаемся доказать, что указанная методика должна реализовываться с учетом уровня коммуникативной компетентности обучающего и обучаемых. Не случайно практика работы педагогов-новаторов (И.В. Волков, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова и др.) доказывает огромное значение культуры общения педагога и обучающихся для их развития [1]. Например, овладевая коммуникативной компетентностью, студенты проявляют способность к аргументации своей точки зрения, готовность и умение строить диалог. Такой способ организации обучения является формой общения, позволяющей перейти от трансляции знаний к конструктивной деятельности участников диалога. По замечанию О.С. Иссерс, в русском языке «эффект общения хорошо передается словом воздействие: воздействовать - значит, оказав влияние, добиться определенного результата» [5, с. 7]. Однако, как известно, результат воздействия может быть не только позитивным, но и негативным, то есть у коммуникантов может остаться чувство неудовлетворения от того, что их не поняли.
Думается, овладение суммой знаний о коммуникативных стратегиях позволит студентам проявить высокий уровень коммуникативной компетентности не только в учебной, но и в профессиональной деятельности. Это может стать одним из решений проблемы, которую ставит в своей статье А.Г. Сабадаш. Он указывает на то, что учебные знания часто не имеют соответствующего «подкрепления» в реальной практике жизни и работы [6]. Учитывая сказанное, мы предлагаем осмыслить в рамках риторического образования такие методы самостоятельной работы студентов, которые могут позволить им применять свои знания на практике [2].
Рассмотрим, как коммуникативное воздействие реализуется при изучении студентами дисциплины «Ораторское искусство». Так, в процессе произнесения ораторской речи обучающийся стремится вызвать у аудитории интерес. Основную мысль он начинает развивать уже во вступлении, так как эффективность его речи будет определяться желанием слушателей активно обсуждать её. Как подчеркивает Е.Н. Зарецкая, «Лучшее начало - это как бы приглашение к размышлению, приглашение заманчивое, неотразимое, от которого невозможно отказаться, невозможно не послушать» [4]. При этом речь оратора должна быть стимулирующей воображение, эмоциональной, демонстрирующей убежденность говорящего. Не случайно в рамках риторического образования выделяют этап произнесения речи, который включает в себя: умение оратора держаться, владение голосом, контакт с аудиторией, владение средствами выразительности речи. А заканчивается выступление контрольным этапом, когда анализируются сильные и слабые стороны, чтобы избежать ошибок в будущем. На данном этапе, как правило, оцениваются: 1) формулировка темы; 2) формулировка цели; 3) композиция; 4) наличие средств оживления речи; 5) вербальное и невербальное поведение оратора; 6) наличие обратной связи; 7) пожелания оратору с тем, чтобы он совершенствовал свое риторическое мастерство.
Как показывает практика, анализ ораторской речи студента одногруппниками оказывается весьма продуктивным. Так, формулировка темы оценивается студентами положительно, если она является актуальной, интересной, проблемной. Что касается цели, то её забывают сформулировать, поэтому возникают замечания: «нет четкого структурирования материала», «нет четких переходов от одной композиционной части к другой», «смазана заключительная часть выступления» и т.п. При этом положительным моментом для слушателей является степень аргументированности выступления: наличие исторической справки, ссылок на источники, статистических данных, интересных фактов, сравнения точек зрения авторов, исследующих одну проблему. В качестве наиболее эффективных средств оживления речи
обучающиеся выделяют следующие: риторические вопросы, юмор, наличие разговорной лексики. К тому же аудиторией поощряется использование невербальных средств воздействия: оживленная тональность, эмоциональность речи, наличие жестов, улыбки, визуального контакта, открытой позы. По мнению слушателей, именно при такой подаче речи возможна обратная связь, которая реализуется обычно в виде вопросов оратору, переходящих в дискуссию. Все сказанное свидетельствует об уровне коммуникативной компетентности обучающихся, которые готовы строить диалог, поддерживать контакт с одногруппниками. Такое установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса - важный компонент развивающего обучения.
В процессе учебного диалога может возникнуть проблемная ситуация, что, с одной стороны, вызывает чувство дискомфорта, а с другой - стимулирует развитие мыслительного процесса. Рассмотрим проблемную ситуацию, сложившуюся в ходе проведения семинара-коллоквиума на тему «Лингвистические словари русского языка». Данное занятие традиционно проводится в библиотеке вуза, где студенты могут поработать с разными типами лингвистических словарей. Участники интерактивного занятия: студенты, преподаватель и библиотекарь. Во вступительной речи библиотекаря отмечена огромная заслуга лексикографов, создавших сокровища русской культуры - словари. При этом упомянуты славянские просветители Кирилл и Мефодий, в честь которых установлен праздник «День славянской письменности и культуры», ежегодно отмечаемый во всех славянских странах. Последнее становится поводом для дискуссии, когда один из обучающихся предлагает подумать о том, насколько оправданным является возвеличивание культурного достояния России в настоящее время. По замечанию студента, сегодня довольно часто возникают межнациональные конфликты, поэтому акцент на благотворном значении русской культуры для мирового сообщества, что пропагандируется и во время празднования Дня славянской письменности
и культуры, может сформировать негативное отношение к этому представителей других культур.
В ходе такого учебного диалога важно, чтобы обсуждение проблемы перешло в рассуждение ради приобретения навыка или исследования истины, а не в рассуждение ради спора. При этом задача преподавателя - снять напряжение и перевести мысли обучающегося в «состояние равновесия». Для этого нужно, например, обозначить роль праздника в русской культуре, который нужен для приобщения человека к сфере сакрального. В целом праздничная жизнедеятельность направлена на создание условий для возникновения у людей положительных эмоций, на фоне которых происходит закрепление важнейших ценностных ориентаций. Во время праздника рушатся ограничивающие людей пределы, давая им выход на просторы глубокого духовного и нравственного очищения, что должно приводить не к враждебности, а к единению. Нужно отметить, что в процессе речевой коммуникации приводимые аргументы могут дать обучающемуся новые знания, сформировать логику научного поиска. Для этого студенту следует посоветовать прочитать книги, в которых дается представление об истории праздника и о его значении в культуре разных народов.
Думается, отсутствие у студента определенной читательской компетенции и приводит к такой самореализации, которая лишена аргументации. То есть участникам речевой коммуникации не следует забывать о том, что диалог должен происходить в процессе решения речемыслительных задач. Если это условие не выполняется, то дискуссия может превратиться в рассуждение ради спора. Следовательно, ситуацию взаимопонимания и продуктивного взаимодействия способен создать участник диалога, имеющий высокий уровень коммуникативной культуры. В связи со сказанным важно обозначить также проблему, которая связана с необходимостью развития у обучающихся социокультурной компетенции.
В последнее время событие образования довольно часто разворачивается в связи с организацией учебного диалога в аудитории, в которой, кроме
русскоязычных студентов, находятся студенты-билингвы. Мы полагаем, что именно в процессе изучения такими студентами дисциплины «Культура речи и деловое общение» учебный диалог становится одним из эффективных средств развития и совершенствования их коммуникативной культуры. В ходе такого обучения особое значение имеет осуществление «диалога культур», который может способствовать «не только успешной адаптации личности, но и стабилизации общества» [2]. Мы полагаем, что такой учебный диалог должен применяться в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития. Так, «диалог культур» может быть осуществлен студентами в виде докладов-презентаций о правилах этикета и культурных ценностях своей страны. Посредством такого взаимодействия может осуществляться воспитание гуманизма, толерантности, патриотизма, что должно привести к такому взаимопониманию, которое позволит принимать и понимать систему основных ценностей другого народа.
Итак, учебный диалог является одним из видов речевой коммуникации, в которой с учетом конкретной коммуникативной ситуации каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса. В рамках такого учебного диалога имеют место риторические отношения, поставленные на рефлексивную основу. Поэтому компетентность в общении предполагает не только умение обучающихся строить диалог, но и готовность к критическому анализу своего речевого поведения ради приобретения новых знаний и исследования истины.
Список литературы:
1. Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2003. - 243 с.
2. Вранчан Е.В. Креативность речи как языковой аспект транзитивного общества // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 77-79.
3. Вранчан Е.В. Литературное чтение как средство совершенствования коммуникативной культуры студента // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 64. - С. 37-42.
4. Зарецкая Е.Н. Логика речи. - М.: Дело, 2007. - 424 с.
5. Иссерс О.С. Речевое воздействие : учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 240 с.
6. Сабадаш А.Г. Деятельностное освоение интегрированного психолого-педагогического знания в высшей школе // Перспективы модернизации современной науки: сб. ст. международной научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 143-146.