УДК 378.142.02
Дивинская Н.А.
Институт высшего образования НАПН Украины, г. Киев E-mail: [email protected]
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УКРАИНЫ
В статье автор освещает проблемы внедрения в учебный процесс отдельных методов интерактивного обучения, описывает опыт работы некоторых ведущих преподавателей гуманитарных вузов, который, по мнению автора, является одним из перспективных направлений улучшения качества процесса профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений Украины.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетентность, интерактивные технологии обучения.
Вхождение Украины в образовательное информационное пространство определяет поиск новых технологий и методов обучения в высших учебных заведениях.
Преподаватель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Однако известно, что система подготовки будущего преподавателя базируется на лекционно-семинарских формах, которые более ориентированы на передачу знаний, а не на активное привлечение студентов к практической деятельности, направленной на развитие профессионально-педагогических умений. Данный факт подтверждают и наши наблюдения.
Так, анализ практической деятельности студентов, которые проходили педагогическую практику в ряде школ г. Киева, показал, что в практической деятельности студент как начинающий учитель испытывает определенные трудности в поисках оптимального методического решения в конкретной педагогической ситуации. Например, во время проведения учебно-воспитательной работы нередко возникают достаточно сложные ситуации, когда студент не владеет адекватными способами и приемами их педагогического разрешения, действует согласно традиционным педагогическим алгоритмам, что не всегда продуктивно и зачастую не приводит к ожидаемому эффекту. Далеко не всегда у студента-практиканта хватает профессиональных умений и дидактических средств для реализации своих знаний в практической деятельности.
Как свидетельствует опыт работы учителей украинского и иностранного языков некоторых общеобразовательных школ г. Киева, у студентов-практикантов подобные ситуации чаще
возникают в классах, где обучаются школьники с разным уровнем знаний, с низкой мотивацией к изучению иностранного или родного языка, которые несистематически выполняют задания учителя. К тому же для таких школ характерна недостаточная дидактическая оснащенность учебного процесса.
В подобных условиях учителя, и не только молодые, оказываются достаточно часто. По существу, вся деятельность учителя заключается в решении проблем различной степени сложности. Поэтому для учеников по-настоящему интересными являются уроки учителя, который вносит в свой труд элементы педагогического творчества, то есть использует новые средства обучения или реализует известные педагогические приемы по-новому.
Новые технологии обучения исследовали В.П. Беспалько, Н.О. Гушинец, Т.Г. Рудницкая, Г.К. Селевко, О.С. Падалка. Вопросы разработки, внедрения и использования игровых форм обучения в профессиональной подготовке освещены в трудах Н.О. Андрущенко, Л.Д. Дудки, И.М. Носаченко, В.А. Петрук, О.И. Тяллевой, Н.В. Шатиловой.
Современные подходы к организации учебного процесса в высшем учебном заведении закономерно ориентируют преподавателя на использование методов активного обучения, или «интерактивных методов обучения».
Под интерактивными методами обучения мы, следом за украинскими учеными И.Н. Авдеевой, О.О. Губенко, Л.В. Мельничук, О.С. Па-далкою, понимаем организацию учебного процесса таким образом, чтобы практически все участники были привлечены к процессу позна-
ния, имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совершенствуя профессиональную подготовку студентов, профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений как на Украине, так и за рубежом особое внимание уделяют поиску новейших дидактических методик. В частности, в образовательном процессе высшей школы США, Англии, Франции интенсивно разрабатываются и используются учебные игры.
С этой целью в 70-е гг. XX века были созданы большие объединения, которые занимались исследованиями имитационного моделирования, в том числе и его педагогическим аспектом: «Североамериканская ассоциация имитационного моделирования и игр» (North American Simulation and Gaming Assocciation - NASAGA) и «Международная ассоциация имитационного моделирования» (International Simulation and Gaming Association - ISAGA). На конференциях, семинарах этих ассоциаций была обоснована важность использования игр в учебном процессе в следующих аспектах: повторения и закрепления материала; повышения учебной мотивации за счет элемента соревнования и соперничества; возможности учета индивидуальных особенностей обучаемых за счет распределения ролей; интеграции и общего использования знаний, умений, навыков из разных отраслей при значительном эмоциональном привлечении к учебно-ролевой деятельности [13, с. 22-33].
Заслуживает также внимания работа Международной ассоциации инновационных методов обучения «WACRA», которая в 1984 г. объединила ученых болем 40 стран мира с целью предоставления возможности обмениваться информацией и опытом исследований и применения методов активного обучения в школах, высших учебных заведениях и др. [2, с. 128].
Интенсивно внедрять методы активного обучения в образовательную практику высшей школы на Украине начали относительно недавно. В частности, это касается учебно-педагогической игры как эффективного средства формирования профессионально-педагогических умений и личностных качеств студентов - будущих учителей.
Так, в 1985 г. Л.А. Михайлова (Южноукраинский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского), работая над пла-
новой темой «Формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в процессе изучения иностранного языка», подготовила методические рекомендации и разработки для учителей иностранного языка. Научно-практический опыт исследователя показал, что организация учебного процесса в форме игрового моделирования является одним из эффективных методов повышения мотивации к иноязычному общению [6].
Значительный вклад в развитие методики использования учебно-педагогических игр в высшей школе внесла О.Г. Штепа, которая, работая со студентами Полтавского педагогического института имени В.Г. Короленко и Украинского педагогического университета имени М.П. Драгоманова, начиная с 1989 г. активно использовала ролевые игры в формировании профессионального речевого мастерства будущих учителей иностранного языка. Педагогический опыт исследователя доказательно подтвердил: формирование речевых умений студентов происходит более успешно при условии моделирования оптимальных учебных ситуаций с использованием различных ролевых игр, которые сочетают техническую и эмоционально-личностную стороны речевой подготовки, а также предполагают создание рациональных и эмоциональных предпосылок дальнейшего самосовершенствования речевой деятельности будущих учителей с последовательной ориентацией на актуализацию профессиональных качеств как важнейшего компонента творческого профессионального самосовершенствования [11].
Большой опыт использования методов активного обучения накоплен в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков (в настоящее время Киевский национальный лингвистический университет). В этом отношении следует выделить деятельность кафедры педагогики и психологии. Еще в 1981 г. преподавателями кафедры под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора А.П. Кондратюка, были разработаны и опубликованы методические рекомендации «Педагогические деловые (ролевые) игры» [4], которые фактически стали одной из первых работ в нашей стране, посвященных рассматриваемой проблеме.
Вопросы использования методов активного обучения, в частности учебно-педагогических
игр, систематически обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии вместе с преподавателями кафедры методики преподавания иностранных языков, заведующим которой в те годы был доктор филологических наук, профессор, известный специалист в области методики преподавания иностранных языков В.А. Бухбиндер. В это же время были изданы методические рекомендации по разработке и использованию учебно-педагогических игр в образовательном процессе высших педагогических учебных заведений и общеобразовательных школ (О.В. Акимова, А.Ф. Бондаренко, С.В. Гапонова, Г.А. Гринюк, С.В. Лысенко, И.Н. Мельникова, Ю.П. Непша, В.И. Рыбацкий, Л.О. Саша, И.К. Тарасенко, Л.И. Швед, П.Н. Щербань).
Особый интерес представляет деятельность В.И. Харенко, которая, работая на двух вышеназванных кафедрах, объединила проблему методов и их использования в учебном процессе в одном интегративном спецкурсе «Методы активного обучения», который проводился не только для студентов, но и для преподавателей, в том числе слушателей факультета повышения квалификации преподавателей иностранных языков в высших учебных заведениях страны [10]. Тем самым опыт реализации методов активного обучения в процессе подготовки будущих учителей английского, немецкого, французского и испанского языков, разработанный в Киевском государственном институте иностранных языков, достаточно широко обобщался и распространялся и в других высших учебных заведениях Советского Союза.
Большое внимание формированию педагогического мастерства студентов методами активного обучения, в том числе средствами дидактических игр, уделял в течение 20 лет заведования кафедрой педагогики доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН Украины Н.Б. Евтух. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях ученого совета института, ректората, методических советах; опыт кафедры освещался на научно-практических конференциях «Формирование педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки будущего учителя» (май, 1991 г.), «Проблемы формирования общечеловеческих ценностей в процессе психолого-педагогической подготовки будущего учителя» (июнь, 1991 г.) и др. Была введена система мо-
рально-материального поощрения преподавателей, активно использующих технические средства обучения и методы активного обучения в педагогической деятельности, созданы кабинеты интенсивных методик преподавания. Подобное стимулирование работы педагогов-новаторов играло значительную роль в преодолении психического сопротивления инновационной деятельности среди преподавательского состава института, в создании атмосферы инновационной активности и профессионального удовлетворения творческих педагогов.
В рассматриваемом отношении особый интерес для нашего исследования имеет разработанный А.М. Москаленко спецкурс «Развитие обобщенных умений педагогического общения в системе последипломного образования в условиях высшего учебного заведения» (2003) [7], который включает игровые занятия и цикл психологических тренингов-упражнений, направленных на развитие умений контактировать с людьми, внимания, наблюдательности, формирование умений адекватно вести себя в различных педагогических ситуациях, продуктивно решать инсценированные педагогические задачи, эффективно использовать разнообразные приемы влияния на обучаемых.
За последние годы значительно увеличилось количество научных работ и публикаций, посвященных использованию информационных технологий в подготовке к иноязычному общению (О.В. Губенко, В.Д. Кондратюк, И.Г. Малюкова, С.О. Медведева, А.В. Олейник, А.И. Олейник, Г.П. Павлова, А.П. Муковоз, А.В. Онкович, А.Д. Онкович, А.В. Федоров, И.М. Чемериз, А.В. Янковец, Н.А. Яцинина).
Результаты исследований доказывают, что мультимедиа предоставляет возможность имитировать реальную коммуникативную среду, в рамках которой студент может участвовать в диалоге с персонажами компьютерного курса. Подобное взаимодействие позволяет получать не только результаты контроля ответов, но и рекомендации по исправлению ошибок как в письменном виде, так и в устной форме.
Отечественные методисты и педагоги (Н.Ф. Бориско, М.Ф. Васильев, В.И. Иванова-Цыганова, В.М. Кузнецов, Р.М. Путилина, Н.Т. Тверезовская, Т.А. Яхнюк) в своих работах уделяют большое внимание аудиовизуальным средствам информации, отображая основные
тенденции внедрения телевидения в образовательную практику высшей школы.
Например, Т.А. Яхнюк (2002) разрабатывает методику применения фрагментов художественных видеофильмов с целью овладения студентами социокультурной английской лексикой. Использование данной методики повышает уровень усвоения социокультурной лексики студентами, отвечает их интересам, осуществляет эмоциональное влияние и тем самым выступает в качестве позитивного мотива-стимула в учебном процессе [12].
Сегодня медийная педагогика развивается во многих странах мира. В Германии, например, медиапедагогика (Medienpedagogik) пользуется всеобщим признанием. Главными сферами ее реализации являются Medienerziehung (массме-диа в воспитании) и Mediendidaktik (массмедиа в обучении). На Украине медиапедагогов готовят в университетах на факультетах коммуникативных технологий по направлениям «Медиа-культура» [8, с. 66].
С помощью медиаобразования, интерес к которому за последние годы значительно увеличился, личность приобретает информационную свободу - право получать информацию, необходимую для жизни, развития и профессиональной деятельности, излагать свои взгляды по поводу тех или иных явлений и событий, передавать информацию и знания другим людям, что положительно влияет на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в вузе.
Проблему анализа и развития профессиональных компетенций специалиста достаточно подробно рассматривают современные ученые: А.П. Беляева, А.М. Бойко, С.У. Гончарен-ко, Т.А. Грабовская, Н.Б. Евтух, И.А. Зязюн, И.В. Иванова, Л.К. Маркова, И.М. Носаченко, В.А. Семиченко, А.И. Капская.
Следует отметить, что в педагогической литературе нет однозначного определения понятия «компетентность», равно как и «профессиональная компетентность». Так, В.И. Луговой определяет компетентность как «личные качества», а под «компетенцией» понимает «способность личности к определенному виду деятельности» [5, с. 10]. Нам импонирует точка зрения И.А. Зязюна, который считает компетентность первоосновой профессиональности и ставит на первое место фактор комплексности зна-
ний, а именно: умение синтезировать материал, анализировать ситуации общения, осмысливать суть явлений, избирать средства взаимодействия [3]. А.С. Белкин понимает профессиональную компетентность как совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [1, с. 56].
Значительное количество научных трудов посвящено проблеме формирования и развития иноязычной компетентности как важнейшей составляющей профессионального облика современного специалиста.
Так, И.В. Кухта определяет иноязычную коммуникативную компетентность как интегрированное качество личности, имеющее сложную структуру, определяемую взаимодействием лингвистической, социокультурной и коммуникативной компетенций, уровень сформиро-ванности которых позволяет будущему специалисту эффективно осуществлять иноязычную и, следовательно, межъязыковую, межкультурную и межличностную коммуникации [2, с. 31].
Т.Г. Рудницкая отмечает, что для формирования у студентов коммуникативной компетенции преподаватель иностранного языка должен применять новейшие методы обучения, сочетающие коммуникативные и познавательные цели. Инновационные методы обучения иностранным языкам, которые базируются на гуманистическом подходе, направлены на развитие и самосовершенствование личности, раскрытие ее резервов и возможностей, творческого потенциала, создают предпосылки для эффективного улучшения учебного процесса в высших учебных заведениях [2, с. 111].
О.В. Зубенко и С.А. Медведева подчеркивают, что использование ролевых игр, в которых студенты общаются в парах или в группах, не только позволяет сделать занятие разнообразнее, но и дает возможность будущим специалистам проявить речевую самостоятельность, реализовать коммуникативные умения и речевые навыки, успешно корректировать высказывание своих собеседников. При этом их основным заданием является решение проблемной ситуации. Именно серии проблемных заданий открывают возможности использования иностранного языка для повседневного общения, а также для решения профессиональных задач. Обеспечивая
формирование соответствующих видов речевой деятельности, ролевые проблемные задания помогают реализовать основную функцию изучения иностранного языка в вузе - формирование у студентов профессиональной коммуникативной компетенции [2, с. 120].
Разработчики коммуникативных технологий (Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева) отмечают, что во время подобных занятий по овладению речевым материалом происходит формирование не только коммуникативных умений, но и освоение культуры того народа, чей язык изучается [9, с. 119]. Тем самым интерактивные техноло-
гии способствуют овладению студентами межкультурной компетенцией.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что интерактивные технологии занимают значительное место в образовательной деятельности высших учебных заведений, служат повышению эффективности образования, позволяют оптимизировать процесс приобретения профессионального опыта будущими специалистами, моделировать самостоятельную профессиональную деятельность, развивать творческий потенциал студентов, успешно формировать у них профессиональные компетенции.
18.12.2012
Список литературы:
1. Белкин, А. С. Педагогические ситуации успеха / А. С. Белкин. - М. : ИП, 1993. - 158 с.
2. Вестник Винницкого политехнического института : научный журнал. - Винница : Винницкий национальный технический университет, 2008. - № 4. - 153 с. (на укр. яз.).
3. Зязюн, И. А. Педагогическое мастерство / И. А. Зязюн. - Киев : Высшая школа, 2004. - 422 с. (на укр. яз.).
4. Кондратюк, А. П. Педагогические деловые (ролевые) игры : Метод. разработки но предмету «Педагогика» / Под ред. проф. А. П. Кондратюка. - К. : КГПИИЯ, 1981. - 19 с. (на укр. яз.).
5. Луговой, В. И. Компетенции и компетентности : нонятийно-терминологический дискурс / В. И. Луговой // Высшее образование Украины № 3 (Дополнение 1). - 2009. - Тематический выпуск «Педагогика высшей школы : методология, теория, технологии». - Киев : Генезис, 2009. - С. 8-14. (на укр. яз.).
6. Михайлова, Л. А. Формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. нед. наук : 13.00.01 / Л. А. Михайлова. - Одесса, 199б. - 24 с. (на укр. яз.).
7. Москаленко, А. М. Развитие обобщенных умений педагогического общения в системе повышения квалификации учителей / А. М. Москаленко // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания : сб. науч. тр. / Под общ. ред. М. Б. Евтуха. - Киев : Изд. центр КНЛУ, 2003. - Вып. 24, ч. 2. - С. 18б-194. (на укр. яз.).
8. Онкович, Г. В. Медиаобразование как интеллектуально-коммуникативная сеть в диалоге культур // Медиаобразование: от теории - к практике : сб. мат. II Всерос. научн.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» / Г. В. Онкович. - Томск : НОУ ВПО ТИИТ, 2008. - С. б0-б8.
9. Пассов, Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) : Методическое пособие для русистов / Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. - СПб : Златоуст, 2007. - 200 с.
10. Харенко, В. И. Дидактическая оценка интенсивного обучения : автореф. дис. ... канд. нед. наук : 13.00.01 / В. И. Харенко. -Тбилиси, 1985. - 24 с.
11. Штена, О. Г. Ролевые игры в системе формирования профессионального речевого мастерства педагога : автореф. дисс. ... канд. нед. наук : 13.00.01 / О. Г. Штена. - Киев, 199б. - 24 с. (на укр. яз.).
12. Яхнюк, Т. А. Использование фрагментов художественных видеофильмов для обучения студентов языковых снеци-альностей социокультурной английской лексике : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. А. Яхнюк. - Киев, 2002. -20 с. (на укр. яз.).
13. Meggery, J. Developments in Simulation and gaming / J. Meggery // International yearbook of educational and instructional technology. 1978/1979. Ind. - N. Y., 1978. - Р. 22-33.
Сведения об авторе:
Дивинская Наталья Александровна, старший научный сотрудник Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины, кандидат педагогических наук,
е-mail: [email protected]
UDC 378.142.02 Divinskaya N.A.
E-mail: [email protected]
THE EXPERIENCE OF INTRODUCTION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING IN EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENT'S TRAINING IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION OF UKRAINE
The article is devoted to the problem of introduction of interactive technologies of teaching in educational process. Authoress gives the description of progressive pedagogical experience, which is the most perspective for improvement of student's training in high educational institution.
Key words: professional competence, intercultural competence, interactive technologies of teaching.