Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ / ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛОСФЕРА / САМООЦЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуева П.К.

В статье раскрывается проблема формирования психологического пола ребенка, его самосознания. Рассматривается влияние родителей и взрослых на становление полового самосознания. Исследуется проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками противоположного пола.In the article the problem of formation of the psychological sex of the child's identity. Examines the influence of parents and adults on the formation of sexual identity. Examines the problem of the relationship of the child with peers of the opposite sex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Абдуева П.К. студент 4 курса факультет психологии Дагестанский Государственный университет

филиал г.Кизляр Шуруха Т.А.

научный руководитель, ст. преподаватель

Шарбузова Х.З., к.п.н. научный руководитель, доцент Россия, респ. Дагестан, г. Кизляр

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА THE INFLUENCE OF PARENTS ON THE FORMATION OF GENDER IDENTITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE.

В статье раскрывается проблема формирования психологического пола ребенка, его самосознания. Рассматривается влияние родителей и взрослых на становление полового самосознания. Исследуется проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками противоположного пола.

In the article the problem offormation of the psychological sex of the child's identity. Examines the influence of parents and adults on the formation of sexual identity. Examines the problem of the relationship of the child with peers of the opposite sex.

Ключевые слова: психологический пол, половое самосознание, полосфера, самооценка, психологическое здоровье.

Key words: psychological sex, sexual identity, Prospera, self-esteem, psychological health.

Изучение влияния окружающих людей на формирование психологического пола раскрывает важные моменты. На различных возрастных этапах развития их влияние неоднозначно. В дошкольном детстве общение с взрослыми является во многом определяющим для развития личности ребенка.

Возраст три-четыре года многие исследователи считают сенситивным для закрепления правильной ориентации и регуляции поведения по женскому или мужскому типу. Это возраст своеобразной «настройки» личности определенного пола. Дети стараются как можно больше узнать, как ведут себя взрослые, как поступают при различных ситуациях. Все эти сведения играют роль эталона. Общение с взрослыми в дошкольном возрасте является основным источником знаний при формировании психологического пола. Взрослые того же пола выступают как образцы для подражания. От взрослых ребенок усваивает то, как себя должен вести мальчик и как себя должна вести девочка. Взрослые внушают девочкам, что они не должны плакать, капризничать. Также ими воспитывается большая свобода поведения и независимость характера мальчиков. При этом

родители выражают больше недовольства, когда замечают в поведении мальчика черты, присущие противоположному полу, чем когда девочка ведет себя по модели поведения другого пола. Образцами для подражания преимущественно выступают взрослые, особенно родители[1]. Этому способствует и форма общения ребенка с взрослыми в дошкольном возрасте, для которой характерно преобладание личностных мотивов.

В зависимости от внешности, от того, насколько успешно ребенок овладел установками, эмоциональными реакциями, способами поведения, характерными для его пола и доступными ему в этом возрасте, взрослые оценивают ребенка положительно или отрицательно с точки зрения соответствия половым эталонам. У ребенка формируется эмоционально -целостное отношение к себе как к представителю определенного пола, закладывается основа уровня притязаний в области взаимоотношений между полами и основа будущей осознанной самооценки. [2]

В отношениях «ребенок-взрослый» в дошкольном возрасте главными, наиболее значимыми взрослыми являются для ребенка его родители. В современной отечественной литературе детско-родительские отношения исследовались в основном в контексте проблем неврозов у детей [3]. В зарубежной психологической литературе, как отмечалось ранее, многие исследования посвящены изучению влияния поведения родителей и их отношения к детям на формирование личности ребенка и его поведение.

Дж. Мид считает, что человек с самого первого дня становится объектом отношения для других людей, и в первую очередь для родителей. В процессе непосредственного общения с другими людьми ребенок усваивает точку зрения значимых других и таким образом формирует свое самосознание. [4] Преобразованная точка зрения других по отношению к ребенку переносится вовнутрь. Собственному самосознанию ребенка предшествует отношение к нему других.

В дошкольном возрасте проявляется способность принятия точки зрения другого как прямое усвоение этой точки зрения. А так как прежде всего ребенок вступает в отношения с родителями, то влияние родителей и их отношение к ребенку имеет первостепенное значение для формирования отношения к себе ребенка.

Л. Бельямин разработала экспериментальную модель взаимоотношений в диаде «ребенок-взрослый», учитывающую тип их взаимоотношений. При анализе влияния поведения родителей и отношения к ребенку Л. Бельямин специально останавливается на вопросе о соотношении сознания ребенка и отношения к ребенку родителей. И объясняет некоторые формы саморегуляции как перенесенные вовнутрь формы отношения родителей к ребенку. [5]

Образ самого себя и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными, так и отрицательными. Ребенок может соглашаться с мнением взрослых или отвергать его. Любовное поведение родителей с ребенком приводит к уважительному отношению к себе ребенка,

отвергающее поведение родителей приводит к непринятию ребенком себя, к низкой самооценке.

А. Харрис считает, что при этом формируется не только отношение к себе, но и одновременно отношение к другим. В результате в самосознании ребенка закрепляется одна из четырех установок: «я хорош - ты хорош», «я хорош - ты плох», «я плох - ты хорош», «я плох - ты плох».

Можно предположить, что одна из закрепленных установок в будущем

- в подростковом и юношеском возрасте - может оказать существенное влияние на формирование определенного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Внутри любой семьи, как определенной психологической структуры, можно выделить подсистемы структуры, образованные на основе общих интересов по одному из признаков: функционального (родители - дети, муж

- жена), возрастного (родители, братья и сестры, младшие и старшие дети), полового (мужчины в семье, девочка и мать). Ребенок вовлекается в реальные взаимоотношения в разных подсистемах, каждая подсистема требует определенных взаимоотношений, выдвигает определенные требования к ее членам.

Правила, регулирующие вхождение членов семьи в различные подсистемы, взаимоотношения между подсистемами, С. Мухина называет границами семейной структуры. Она классифицирует семьи по характеру границ между подсистемами, деля их на нормально функционирующие, и на семьи с нарушениями в структуре: с непроходимыми и со спутанными границами.

Можно предположить, что влияние родителей на формирование полосферы личности определенного пола будет зависеть не только от прямых или косвенных внушений, но и от сложившейся семейной структуры. При спутанных границах, где отношения к девочкам в семье не отличается от отношений к мальчикам, у детей будет затруднено формирование полового самосознания. С раннего детства не будет восприниматься понимание того, что каждому полу присущи свои отличительные особенности. При часто встречающейся семейной

ситуации, когда ребенок слишком тесно связан с родителями, чаще с матерью (симбиотические связи), у ребенка не развивается самостоятельность, чувство психологической и социальной отдаленности.

Если такие тесные связи существуют между матерью и сыном, то вполне вероятно, что в воспитании у мальчика недостаточно «маскулинности», возникает ориентация на оценку и мнение женщин, что в подростковом возрасте может затруднить общение со сверстниками своего пола, помешать вхождению в «мужскую» компанию подростков.

Иногда родители оказывают прямое влияние на неправильное формирование полового самосознания.

Родители мальчика, которые хотели бы иметь девочку, или родители девочки, желавшие иметь мальчика, подкрепляют нетипичное для пола

поведение, начиная с оформления внешности и далее поощряя проявление противоположных черт характера, интереса к играм и увлечениям другого пола. Родители способствуют «размытию» психологических границ между полами, что может привести к отрицательным последствиям в старшем возрасте и нарушению психологического здоровья личности.

Таким образом, семья является одним из основных факторов формирования психологического пола ребенка, а в будущем и психически здоровой личности.

Использованные источники:

1. Варга А.Я. «Семья и формирование личности» 1981г.

2. Захаров А. И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков». 1982г.

3. Лисина М.И. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». 2009г.

4. Мухина В.С. «Детская психология» 1975г.

5. Силвестру А.И. «Психология самопознания у дошкольников». 1978г.

Абдуева П.К. студент 4 курса факультет психологии Дагестанский Государственный университет

филиал г.Кизляр Шуруха Т.А.

научный руководитель, ст. преподаватель

Шарбузова Х.З., к.п.н. научный руководитель, доцент Россия, респ. Дагестан, г. Кизляр ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ A TEENAGER AND A CRIME В статье раскрывается актуальность проблемы преступлений подростков, социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростка в семье и в социуме.

The article reveals the urgency of the problem of adolescent crime, social and psychological characteristics of minors. Examines the factors affecting the formation of deviant behavior of teenagers in the family and in society.

Ключевые слова: Несовершеннолетний, поведение, мотивация, нравственность, девиантное поведение, преступление.

Key words: Minors, behavior, motivation, morality, deviant behavior,

crime.

Несовершеннолетние преступники - это подростки, принявшие смягчение моральных и правовых норм за их отсутствие.

Рост безработицы, как правило, оказывает негативное влияние на молодежь. Она выступает мощным стимулом формирования криминальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.