Научная статья на тему 'ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ'

ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуева П.К.

В статье раскрывается актуальность проблемы преступлений подростков, социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростка в семье и в социуме.The article reveals the urgency of the problem of adolescent crime, social and psychological characteristics of minors. Examines the factors affecting the formation of deviant behavior of teenagers in the family and in society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуева П.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

поведение, начиная с оформления внешности и далее поощряя проявление противоположных черт характера, интереса к играм и увлечениям другого пола. Родители способствуют «размытию» психологических границ между полами, что может привести к отрицательным последствиям в старшем возрасте и нарушению психологического здоровья личности.

Таким образом, семья является одним из основных факторов формирования психологического пола ребенка, а в будущем и психически здоровой личности.

Использованные источники:

1. Варга А.Я. «Семья и формирование личности» 1981г.

2. Захаров А. И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков». 1982г.

3. Лисина М.И. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». 2009г.

4. Мухина В.С. «Детская психология» 1975г.

5. Силвестру А.И. «Психология самопознания у дошкольников». 1978г.

Абдуева П.К. студент 4 курса факультет психологии Дагестанский Государственный университет

филиал г.Кизляр Шуруха Т.А.

научный руководитель, ст. преподаватель

Шарбузова Х.З., к.п.н. научный руководитель, доцент Россия, респ. Дагестан, г. Кизляр ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ A TEENAGER AND A CRIME В статье раскрывается актуальность проблемы преступлений подростков, социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростка в семье и в социуме.

The article reveals the urgency of the problem of adolescent crime, social and psychological characteristics of minors. Examines the factors affecting the formation of deviant behavior of teenagers in the family and in society.

Ключевые слова: Несовершеннолетний, поведение, мотивация, нравственность, девиантное поведение, преступление.

Key words: Minors, behavior, motivation, morality, deviant behavior,

crime.

Несовершеннолетние преступники - это подростки, принявшие смягчение моральных и правовых норм за их отсутствие.

Рост безработицы, как правило, оказывает негативное влияние на молодежь. Она выступает мощным стимулом формирования криминальной

психологии несовершеннолетних.

Воспитание детей, защита их прав и законных интересов должна являться одной из основных задач любого демократического общества. В настоящее время необходимо констатировать, что преобразования в стране за последние несколько лет отрицательно сказались на социальном благополучии подрастающего поколения. Отсюда следует увеличение преступности среди несовершеннолетних.

Одним из важнейших аспектов при изучении причин и условий преступности является личностная сфера подростка, а именно, его мотивационные особенности. Анализ микросреды, в которой он живет, а также определение мотивации поведения личности позволяют понять движущие силы конкретных поступков, в том числе противозаконных.

Мотив определяет и определяется деятельностью. Чем она разнообразнее, тем сложнее бывают мотивы. Психологами установлено, что изменение мотивационной сферы ведет к нарушению деятельности, и, наоборот, нарушение деятельности вызывает нарушение мотивационной сферы. Мотив в поведении человека выполняет прежде всего побудительную роль. Он возникает под влиянием интересов и потребностей и интересов личности и выступает основанием динамики жизнедеятельности, источником активности личности, энергетической базой действия. [1]

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка являются неблагоприятные семейные отношения. Например, частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. Характерными негативными особенностями функционирования семьи в нашей стране являются: возросшее число нерегистрируемых браков, внебрачная рождаемость, увеличение неполных семей, увеличение уровня беспризорных детей и подростков. Чаще всего встречаются следующие отрицательные психологические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, равнодушие, недоверие, одиночество.

Каждое из этих психологических состояний, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками, создает ту внутреннюю среду, которая способствует проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний.

Тепличные условия, создаваемые детям в определенных семьях, отстранение их от любой активной деятельности приводит к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической жизненной ситуации. Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто является следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Многие авторы считают что дети с заниженной

самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Многие «трудные» подростки характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы. Специалисты отмечают у них неврозы и невротичекое развитие. Нужно детальным образом разобраться в истории развития и воспитания учащегося, понять, что именно обусловило те или иные особенности его личности, правильно спроектировать воспитательную работу с ним.

Антисоциальное поведение подростков связано с органическим поражением нервной системы, явлением интеллектуальной неполноценности, психопатическими чертами личности. Эти подростки отмечаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения часто принимают извращенный характер. [2]

Помимо субъективных факторов (мотивация), на рост преступности влияют и такие объективные факторы как досуг и связанная с ним деятельность. У несовершеннолетних преступников свободного времени больше, чем у законопослушных сверстников. По мере его увеличения интересы несовершеннолетних деформируются и приобретают негативный характер.

С точки зрения нравственности и моральных ценностей, преступники 14-18 лет выше всего ставят, чаще всего, интересы своего круга. На первом плане у них стремление к утверждению авторитета в своем кругу любой ценой. Иначе он - изгой. А для подростка самое важное - это обобщение, чувство «мы», осознание своего «Я». [3]

Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для нее характерно резкое возрастание удельного веса имущественных и сопряженных с насилием преступлений.

Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних является резко неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые они воспринимают как оскорбление. Психологически этот феномен можно объяснить недоверием к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переносом этих взаимоотношений на других людей.

Современное подрастающее поколение не имеет четких представлений об отрицательном влиянии на физическое и нравственное развитие личности ранних и беспорядочных половых связей. Психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредован глубокими социальными факторами, детерминирующими эти преступления. Обнаружить непосредственные причины изнасилований вне анализа этих психологических механизмов довольно сложно. [4]

Причины и условия преступности несовершеннолетних носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и

направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Изучение преступности подростков и ее предупреждение является актуальной и сложной задачей. Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в социуме. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. [5]

В заключении необходимо отметить, что решение проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних невозможно без проведения многосторонних научных исследований закономерностей и тенденций развития подрастающего поколения, а также без объективного анализа социальных условий и процессов, оказывающих влияние на социально негативное развитие их личности. Данное обстоятельство обусловливает также необходимость выявления и нейтрализации криминогенных факторов, определяющих противоправное поведение молодежи. [6]

Использованные источники:

1. Васильев В.Л. «Юридическая психология» 2006г.

2. Долгова А.И. «Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних». 1981г.

3. Карпец И.И. «Правосознание и причины преступности». 1969г.

4. Мильман В.Э. «Побудительные тенденции в структуре деятельности». 14982г.

5. Майков В.Ю. «Преступность среди подростков». 2012г.

Абдумаджидов А. А.

доцент

кафедра Нормальная физиология Ташкентский педиатрический медицинский институт ВНИМАНИЕ К ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. Малоподвижный образ жизни современных детей оказывает серьезное отрицательное влияние на их физическое и психическое развитие. Автор предлагает учитывать возрастные особенности развития детей и включать в уроки подвижные и ролевые игры.

Ключевые слова. Физиология, функционирование, ребенок, организм, позвоночник, игры.

Abdumadzhidov Abdulhay Abdulhakovich Tashkent Pediatric Medical Institute Associate Professor of Department of Normal Physiology ATTENTION TO AGE FEATURES OF CHILDREN DURING THE

TRAINING ACTIVITIES Abstract Sedentary lifestyle of today's children have a serious negative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.