Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВЫБОРЕ ЛИЧНОСТЬЮ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВЫБОРЕ ЛИЧНОСТЬЮ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Надежда Семёновна, Нижник Надежда Степановна

Анализируются детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации. Причины правонарушений несовершеннолетних объясняются в контексте теологической, биологической, психологической и социологической теорий. Делается вывод о существовании тесной связи макро- и микросоциальных факторов с социально-психологическими предпосылками формирования противоправного поведения подростков. Ключевое значение имеет личностная детерминанта, формирующая мотивы выбора модели поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: THE IMPORTANCE OF LEGAL CULTURE WHEN CHOOSING A PERSON MODELS OF LEGAL BEHAVIOR

The determinants of deviant behavior of minors in the Russian Federation are analyzed. The causes of juvenile delinquency are explained in the context of theological, biological, psychological and sociological theories. It is concluded that there is a close relationship between macro- and microsocial factors and the socio-psychological prerequisites for the formation of illegal behavior of adolescents. Of key importance is the personal determinant that forms the motives for choosing a behavior model.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВЫБОРЕ ЛИЧНОСТЬЮ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Сидоренко Надежда Семёновна Нижник Надежда Степановна

Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения

Анализируются детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации. Причины правонарушений несовершеннолетних объясняются в контексте теологической, биологической, психологической и социологической теорий. Делается вывод о существовании тесной связи макро- и микросоциальных факторов с социально-психологическими предпосылками формирования противоправного поведения подростков. Ключевое значение имеет личностная детерминанта, формирующая мотивы выбора модели поведения.

Ключевые слова: правовое поведение, правомерное поведение, противоправное поведение, девиантное поведение, правонарушения несовершеннолетних, детерминанты преступности несовершеннолетних.

Determinants of deviant behavior of minors: the importance of legal culture when choosing a person models of legal behavior

The determinants of deviant behavior of minors in the Russian Federation are analyzed. The causes of juvenile delinquency are explained in the context of theological, biological, psychological and sociological theories. It is concluded that there is a close relationship between macro- and microsocial factors and the socio-psychological prerequisites for the formation of illegal behavior of adolescents. Of key importance is the personal determinant that forms the motives for choosing a behavior model.

Keywords: legal behavior, lawful behavior, illegal behavior, deviant behavior, juvenile delinquency, determinants of juvenile delinquency.

Для российского общества характерны динамичные сдвиги, обусловленные особенностями современного этапа экономического развития, процессами глобализации и правовой аккультурации во всех сферах общественных отношений [1]. В таких условиях одной из центральных проблем регулирования общественных отношений остается выбор личностью правомерной модели правового поведения и принятие закрепленных в обществе ценностей, в том числе касающихся права и закона [2]. В связи с этим продолжают оставаться чрезвычайно актуальными проблемы нравственно-духовного и правового воспитания, профилактики девиантного поведения, в первую очередь в отношении несовершеннолетних, поскольку в силу возрастных особенностей они в большей степени подвержены влиянию деструктивных внешних факторов.

В Российской Федерации активность совершения правонарушений несовершеннолетними и молодежью или при их участии во многом определяется их возрастом (наибольшая активность проявляется лицами в возрасте 18-24 лет) [3].

Статистические данные позволяют выявить тенденцию снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии в Российской Федерации. Данное состояние достигнуто под воздействием разных факторов, во многом благодаря профилактической работе полиции, совместным усилиям подразделений по делам несовершеннолетних и педагогов. В январе 2022 г. число деяний, совершенных несовершеннолетними или при их участии, выросло (+6,1%, или 2,3 тыс.) Основной их массив приходится на преступления против собственности (1,8 тыс.). По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за 2021 г. выявлено 464 несовершеннолетних, совершивших противоправные поступки. Из числа правонарушителей - учащихся и студентов - 124 лица (2,7%) женского пола и 663 лица (2,57%) мужского пола [3].

Вопросы отклоняющегося (девиантного) поведения несовершеннолетних находятся в центре внимания представителей различных отраслей знаний - криминологии, психологии,

119

медицины, педагогики, а также юристов-практиков различных специальностей. Значительный вклад в разработку вопросов девиантно-го поведения и факторов его возникновения внесли исследования Э.Р. Агаджановой [4], Ж.Ю. Ахметханова [5], И.А. Бобровой и Е.Н. Фран-цевой [6], Е.В. Змановской [7], Е.Г. Дозорцевой [8], Ч. Венар [9], М.Б. Дусенко [10], О.В. Евдо-шенко [11], А.В. Кочерова [12], Е.Б. Кирилловой, Е.Г. Зуевой [13].

Исследователями выработано общее понимание сущности девиантного поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, не соответствующее распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям, установкам, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией личности.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских определили формы поведенческих девиаций, в числе которых:

нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества);

деструктивное поведение:

а) асоциальное - внешне деструктивное поведение, направленное на нарушение социальных норм; аддиктивное - поведение с использованием веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций; антисоциальное -поведение, влекущее нарушение правовых предписаний;

б) внутридеструктивное поведение, направленное на дезинтеграцию самой личности (суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое) [14].

Исследование проблемы девиантного поведения несовершеннолетних связано с решением важнейшей задачи - воспитания «здорового духом» молодого поколения, готового к созидательному труду и саморазвитию, обладающего развитой правовой культурой.

Значимым этапом решения проблемы де-виантного поведения несовершеннолетних является анализ степени распространения отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних учащихся общеобразовательных организаций и выявление наиболее типичных (массовых) форм девиации подростков.

По результатам исследования А.В. Польши-кова, Е.А. Будановой, О.В. Демидовой, эмпи-

рической базой которого явились материалы 33 регионов Российской Федерации, выявлено, что делинквентное антисоциальное поведение в 2021 г. было характерно для 35% опрошенных; асоциальное - 64%; аутодеструктивное (поведение, отклоняющееся от медицинской и психологической нормы) - 1% [15, с. 192].

Наиболее распространенные из выявленных форм отклоняющегося поведения представлены в следующей последовательности:

насилие: насилие в отношении своих сверстников - 55%; насилие в отношении младших учеников - 20%; насилие в отношении различных педагогических работников - 20%; насилие в отношении обслуживающего персонала школ (охранники, медицинские работники, уборщики, повара, электрики, сантехники и иной технический персонал) - 5%;

различные формы хищений и вымогательство денежных средств, одежды, мобильных телефонов и гаджетов - 75%;

факты распространения и употребления в школе наркотиков и других запрещенных психоактивных веществ - 60%;

табакокурение и использования айкосов - современного аналога электронных сигарет - 70%; хулиганство в форме нецензурной брани - 40%; прогулы школы - 34% [15, с. 192-193]. Приведенные данные позволяют констатировать, что основными фактами антисоциального поведения учащихся общеобразовательных организаций выступают насилие, различные формы хищений и вымогательство, а также распространение и употребление в школе наркотиков и других запрещенных психоактивных веществ.

При этом формой насилия, которая превалирует в коллективе учащихся, выступает психическое насилие (отметили 78,5% опрошенных учащихся и 89% сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел): насмешки, оскорбления, возникающие из-за личной неприязни или агрессии учащихся. В подавляющем большинстве случаев психическое насилие не требует какой-либо юридической оценки деяния, но его наличие является сигналом возможного появления в школьном коллективе более опасных форм насилия, прежде всего физического.

Другой распространенной формой девиации выступает школьный рэкет, с которым столкнулось, по данным опроса, 12,5% учащихся. Новым в данной латентной группе фактов стало выявленное втягивание в противоправные действия несовершеннолетних в возрасте 1314 и даже 10-12 лет.

120

В группе асоциального поведения доминирует неисполнение учащимися общепринятых морально-нравственных норм поведения во время уроков и перемен (главным образом цензурная брань и оскорбления одноклассников и учеников младших классов), драки между учениками без причинения серьезного вреда здоровью.

Для понимания специфики развития различных форм девиантного поведения изучаются их детерминирующие факторы.

Объяснение причин поведенческой девиации несовершеннолетних прошло эволюцию от теологической трактовки, связывавшей преступность с проявлением дьявольского начала, к доминированию биологической концепции, указывавшей на генетическую предрасположенность субъекта к девиации [16], психологической концепции [17, 18], акцентировавшей внимание на поведенческой стороне, связанной с образованием, и социологической теории [19], выявившей связь преступлений и проступков с социальной средой, а именно ее дезорганизацией.

В настоящее время большинство исследователей полагают, что нельзя говорить о роли какого-то одного фактора формирования девиантного поведения, что следует иметь в виду как отдельные факторы формирования нарушений поведения, так и их совокупность [7, 15].

Отечественные и зарубежные исследователи придают существенное значение макро-средовым факторам как основанию девиации поведения. Под факторами внешней среды понимаются условия жизни индивида и обстоятельства сложившейся ситуации. Социальная детерминация криминального поведения подростков осуществляется под воздействием социально-экономических, политических, культурных условий жизни, внутри которых формируется личность подростка.

К числу наиболее важных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование поведения несовершеннолетних, относят: проблемную, неполную, деструктивную семью, бедность, проживание в криминальном районе, наличие оружия, доступность наркотиков, отсутствие сплоченности у соседей, наличие эпизодов насилия в средствах массовой информации, резкие социальные изменения [8, с. 87; 14, с. 219].

Согласно теории социального контроля Т. Хирши наряду с макросредовыми факторами следует учитывать и ситуативные, микросоциальные факторы, влияющие на несовершен-

нолетнего, такие как ухудшение социальных связей и слабая социальная защищенность [20]. Т. Хирши акцентировал внимание на силе социальных связей, которые ориентируют несовершеннолетних на модель конформного поведения и выступают в роли своего рода инструментов социального сдерживания. Посредством этих общественных уз молодые люди поддерживают связь с социальными группами и институтами, с общепринятым общественным порядком. Условиями сдерживания юве-нальной делинквенции Т. Хирши назвал привязанность, приверженность, вовлеченность и убежденность [20, p. 16-34]. Поэтому особое значение для несовершеннолетних имеют стабильность отношений в семье и привязанность к школе. Нарушение этих социальных связей ведет к высокой вероятности возникновения различного рода отклонений поведения личности в форме несоответствия семейным, социальным, институциональным, организационным или уставным правилам и правовым нормам поведения в обществе.

Е.И. Ильянкова и А.И. Семакова утверждают, что факторы социальной среды выступают лишь в качестве условий, формирующих личность правонарушителя, и не ведут неизбежно к совершению преступления. Именно негативное влияние социального пространства несовершеннолетних обусловливает формирование у них личностных особенностей, способствующих совершению правонарушений. То есть детерминирующими факторами деви-антного поведения являются личностные качества субъекта правонарушений, а ситуативные факторы выполняют роль модуляторов [21, с. 220]. К выводу о том, что личностные качества психологического свойства выступают доминирующими, определяющими поведение несовершеннолетнего, пришли Р.В. Чиркина, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева [22].

Выявление личностной обусловленности отклоняющегося поведения требует анализа свойств и особенностей личности, которые в определенных условиях ориентируют человека на выбор противоправного варианта поведения.

Один из распространенных психологических подходов к объяснению причин противоправного поведения базируется на анализе мотивации как ближайшей и непосредственной личностной детерминанте. Г.Г. Бочкарева полагает, что в основе противоправного поведения подростков лежит преобладание материальных, гедонистических, индивидуалистических ценностей, ценностей власти и физической силы -

121

гипертрофированных примитивных потребностей (роскошно жить, не работать, не учиться, хорошо поесть) [23]. Т.Н. Курбатова отмечает, что стремление к материальному благополучию - это общая для подростков мотивация; несовершеннолетние правонарушители отличаются способами достижения этой цели - отдают приоритет независимости и смелости, а просоциальные подростки - самоконтролю и воле [24].

Одной из значимых личностных детерминант формирования делинкветного поведения у подростков выступает самооценка. Правда, ее характер трактуется исследователями по-разному. Одни придерживаются мнения о том, что несовершеннолетних правонарушителей характеризует заниженная самооценка (Г.В. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г. Каплан). Низкая самооценка способствует переориентации личности на антисоциальный путь развития в попытке ее повышения. В.П. Велев считает, что подростки-правонарушители отличаются слабо развитыми рефлексивными способностями, что способствует их самооправданию и отстаиванию аморальных ценностей [25]. Другие исследователи придерживаются мнения о завышенной самооценке несовершеннолетних правонарушителей как детерминанте формирования делинкветного поведения у подростков, которая ведет к эгоцентризму, низкой критичности к себе и, как следствие, оправданию ими любых своих действий.

Изучение социально-психологических предпосылок формирования противоправного поведения подростков направлено на выявление общих черт девиантности, необходимых для раннего выявления и предупреждения противоправных действий в будущем. На решение этой проблемы направлены исследования Е.Б. Кирилловой и Е.Г. Зуевой, которые определили общие черты девиантности несовершеннолетних: агрессия, враждебность, раздражительность, чувство вины, психопатия, нейротизм, интроверсия, открытость [13, с. 226]. К характеристике несовершеннолетних с девиантным поведением обращались в своих исследованиях Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко [26].

При анализе причин девиантного поведения несовершеннолетних необходимо учитывать специфику социально-педагогического пространства, в котором формируется несовершеннолетний. По мнению ряда исследователей, основной причиной возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних является неправильное семейное воспитание [27, с. 20]. В числе проблемных се-

мей выступают: семьи внешне благополучные, но основанные на неправильной педагогической позиции родителей - гиперопеке; семьи с пониженным или вообще отсутствующим контролем со стороны родителей из-за постоянной занятости или перегруженности работой, постоянного нахождения в заботах о материальном благополучии семьи.

О снижении воспитательного потенциала семьи в современных условиях свидетельствуют социологи. По данным Л.В. Карцевой, только 67% тех, кто состоит в официальном браке, уделяют воспитанию детей достаточное количество времени; 33% ответили, что в силу занятости на работе времени на воспитание ребенка не хватает [28, с. 98]. Рост случаев умышленного уклонения родителей от осуществления возложенных на них родительских обязанностей является чертой семейных отношений в современной России [29, 30, 31, 32].

Конфликтные и неполные семьи становятся зоной повышенного риска формирования у несовершеннолетних противоправного поведения [33]. Развод родителей, а также воспитание ребенка в неполной семье, преимущественно матерью, значительно снижают воспитательный потенциал семьи, искажают образцы семейных ролей в сознании ребенка [34, 35]. Однако тот факт, что более 74% детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все эти дети получают нормальное воспитание [36]. Статистика свидетельствует о том, что риск совершения противоправных поступков детьми в таких семьях в 2-3 раза выше, чем в благополучных. При этом речь идет прежде всего о семьях с неблагоприятной нравственной атмосферой.

Весьма велик риск возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних в семьях, где родители алко- или наркозависимы, не имеют постоянного заработка. В таких семьях отмечают факты жестокого обращения родителей с детьми.

Критическая ситуация в развитии семьи обусловливает стабильно высокое число дел, возникающих из брачно-семейных отношений, которые составляют около 5% дел, рассматриваемых судами Российской Федерации. В 2021 г. на рассмотрение федеральных судов было направлено 1 036 791 дело, вытекающее из семейных правоотношений [37, строка 31]. В 2021 г. судами Российской Федерации было рассмотрено 42 449 дел о лишении родительских прав (по одному делу нередко привлекаются оба родителя), 8 047 дел об ограничении родительских прав [37, строки 15-16]. Сохра-

122

няются тенденции роста социального сиротства: абсолютное большинство исковых требований о лишении родительских прав (более 90% дел) подтверждаются в ходе судебного разбирательства. Количество рассмотренных судами дел, связанных с осуществлением личных неимущественных родительских прав и обязанностей, свидетельствует о том, что почти 100 тысяч детей в 2021 г. стали участниками семейных конфликтов.

Реализация неимущественных родительских прав и обязанностей в современной России осуществляется в условиях роста числа трансграничных семей и семейных споров, в которых один или оба родителя являются иностранцами, имеют двойное гражданство, постоянно или временно, полностью или преимущественно проживают за пределами Российской Федерации. Споры, связанные с воспитанием детей, нашли отражение в поступлении в 2021 г. в суды Российской Федерации 32 622 дел о воспитании детей [37, строка 24].

Семейное неблагополучие неизбежно порождает различные виды девиации - от пропуска занятий по неуважительной причине и снижения мотивации к учебе до ухода несовер-

1. Nizhnik N.S., Bavsun M.V., Aliev Ya.L., Astafichev P.A., Kvitchuk A.S. State and law: transformation vectors in modern conditions //SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum "Law and Order in the Third Millennium". Kaliningrad, 2021.

2. Нижник Н.С., Бавсун М.В., Астафичев П.А., Алиев Я.Л., Квитчук А. С. Законность как основополагающее начало российского права. СПб., 2021.

3. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 18.07.2022).

4. Агаджанова Э.Р. Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика // Симбирский научный вестник. 2019. № 4(38). С. 7-11.

5. Ахметханов Ж.Ю. Диагностика уровня отклоняющегося поведения как фактор успешной социализации учащихся с девиант-ным поведением // Казанская наука. 2015. № 8. С. 112-114.

6. Боброва И.А., Францева Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях совре-

шеннолетних из дома, пристрастия к употреблению алкоголя и наркотических препаратов, совершения противоправных поступков.

Исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала школы, которая создана как один из объектов для привития ребенку и подростку надлежащего поведения и воспитания. Существующая в каждой школе служба психологической помощи, как правило, состоящая из одного сотрудника, попросту не может справиться с количеством обучающихся, которым требуется общение с психологом.

Таким образом, анализ причин деви-антного поведения несовершеннолетних свидетельствует о тесной связи макро- и микросоциальных факторов с социально-психологическими предпосылками формирования противоправного поведения подростков. Учитывая ключевое значение мотивации как ближайшей и непосредственной личностной детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних, первоочередной задачей считаем формирование пространства, мотивирующего молодое поколение к самосовершенствованию, к осознанному выбору правомерного поведения.

1. Nizhnik N.S., Bavsun M.V., Aliev Ya.L., Astafichev P.A., Kvitchuk A.S. State and law: transformation vectors in modern conditions //SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum "Law and Order in the Third Millennium". Kaliningrad, 2021.

2. Nizhnik N.S., Bavsun M.V., Astafichev P.A., Aliev Ya.L., Kvitchuk A.S. Legality as a fundamental principle of Russian law. St. Petersburg, 2021.

3. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Legal Statistics Portal. Monthly collection on the state of crime in Russia [Web resource]. URL: http://crimestat.ru/analytics (date of access: 18.07.2022).

4. Agadzhanova E.R. Deviant behavior of adolescents: causes, forms, prevention // Simbirsk scientific bulletin. 2019. No. 4(38). P. 7-11.

5. Ahmethanov Zh.Y. Diagnostics of deviant behavior level as a factor of successful socialization of the students with deviant behaviour // Kazan science. 2015. No. 8. P. 112-114.

6. Bobrova I.A., Frantseva E.N. Psychological and pedagogical support of teenagers with deviant behavior in the conditions of modern educational organization // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 65-4. P. 296-299.

7. Zmanovskaya E.V. Deviantology: Psychology of deviant behavior. Moscow, 2003.

123

менной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 296-299.

7. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М., 2003.

8. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004.

9. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб., 2007.

10. Дусенко М.Б. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Постулат. 2019. № 7(45).

11. Евдошенко О.В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества // Вестник науки и образования. 2019. № 15(69). С. 112-115.

12. Кочеров А. В. Девиантное поведение как психологический феномен // Вестник науки.

2020. № 2(23). Т. 2. С. 33-40.

13. Кириллова Е.Б., Зуева Е.Г. Прогнозирование девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей // Российский деви-антологический журнал. 2021. № 2. С. 215-229. DOI: 10.35750/2713-06222021-2-215-229.

14. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.

15. Польшиков А.В., Буданова Е.А., Демидова О.В. Оценка уровня распространенности девиантного поведения среди несовершеннолетних-учащихся общеобразовательных организаций // Вестник Воронежского института ФСИН. 2021. № 1. С. 191-199.

16. Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892.

17. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М., 2009.

18. Фрейд З. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. СПб., 2017.

19. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд /пер. с фр.; под ред. В.А. Базарова. М., 1994.

20. Hirschi T. Causes of Delinquency. Berkeley, 1969.

21. Ильянкова Е.И., Семакова А.И. Оптимизация психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением // Российский девиантологический журнал.

2021. № 1(1). С. 84-98. DOI: 10.35750/27130622-2021-1-84-98.

22. Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г. и др. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершен-

8. Dozortseva E.G. Abnormal personality development in adolescents with illegal behavior. Moscow, 2004.

9. Venar Ch., Kerig P. Psychopathology of the development of childhood and adolescence. St. Petersburg, 2007.

10. Dusenko M.B. Essential characteristics of adolescent behavior of adolescents // Postulate. 2019. No. 7(45).

11. Evdoshenko O.V. Deviant behavior of teenagers as a social problem of modern society // Bulletin of science and education. 2019. No. 15(69). P. 112-115.

12. Kocherov A.V. Deviant behavior as a psychological phenomenon // Vestnik nauki. 2020. No. 2(23). Vol. 2. P. 33-40.

13. Kirillova E.B., Zueva E.G. Predicting the deviant behavior of juvenile offenders // Russian Journal of Deviant Behavior. 2021. No. 2. P. 215229. DOI: 10.35750/2713-06222021-2-215-229.

14. Korolenko Ts.P., Donskikh T.A. Seven paths to disaster: Destructive behavior in the modern world. Novosibirsk, 1990.

15. PolshikovA.V., BudanovaE.A., Demidova O.V. Assessment of the prevalence of deviant behavior among minors-students of general education organizations // Vestnik of Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. 2021. No. 1. P. 191-199.

16. Lombroso C. The latest advances in the science of the criminal. St. Petersburg, 1892.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tarde G. Criminal and crime. Comparative crime. Mob crimes. Moscow, 2009.

18. Freud Z. Totem and taboo / transl. from German by R.F. Dodeltsev. St. Petersburg, 2017.

19. Durkheim E. Suicide: A Study in Sociology / transl. from French; ed. by V.A. Bazarov. Moscow, 1994.

20. Hirschi T. Causes of Delinquency. Berkeley, 1969.

21. Il'yankova E.I., Semakova A.I. Optimization of psychological well-being of minors with delinquent behavior // Russian Journal of Deviant Behavior. 2021. No. 1(1). P. 84-98. DOI: 10.35750/27130622-2021-1-84-98.

22. Chirkina R.V., Delibalt V.V., Dozortseva E.G. et al. Bout the substantiation of diagnostic indices in different categories of juveniles with delinquent behavior within the authority of the psychological, medical and educational committee // Psychology and law. 2018. Vol. 8. No. 1. P. 77-94.

23. Bochkareva G.G. Psychological characteristics of the motivational sphere of adolescent offenders // Study of the motivation of the behavior of children and adolescents. Moscow, 1972.

124

нолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1. С. 77-94.

23. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

24. Курбатова Е.С., Куренков И.А. Психологические особенности девиантного поведения подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 1. С. 51-52.

25. Велев В. П. Особенности самосознания и поведения девиантных подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

26. Слепухина Г.В., Безенкова Т.А., Андриен-ко О. А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 397-401.

27. Дорошенко О.М., Нижниченко Н.Б., Ми-роненкова О.Л. Проблемы и противоречия вопросов возникновения девиантного поведения несовершеннолетних // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 2. С. 17-23.

28. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7(231). С. 92-100.

29. Бурданова Н.А. Правовое регулирование отношений, возникающих между родителями и детьми при раздельном проживании родителей: историко-правовой аспект // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3. С. 102-105.

30. Нижник Н.С., Бурданова Н.А. Личные неимущественные родительские права и обязанности: направления эволюции института в российской правовой системе в IX-XX веках // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2(62). С. 28-35.

31. Бурданова Н.А. О судебных спорах, связанных с осуществлением личных неимущественных родительских прав и обязанностей в Российской Федерации // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2016 г. Краснодар, 2017. С. 646-649.

32. Нижник Н.С., Бурданова Н.А. Защита интересов ребенка: правовые аспекты осуществления родительских прав и обязанностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3(87). С. 80-91.

33. Нижник Н.С., Бурданова Н.А. Судебные споры, связанные с осуществлением личных

24. Kurbatova E.S., KurenkovI.A. Psychological peculiarities of deviant behavior of adolescents // Psychology and pedagogy of service activities. 2019. No. 1. P. 51-52.

25. Velev V.P. Features of self-consciousness and behavior of deviant adolescents: diss. ... Candidate of Sciences in Psychology. Moscow, 2012.

26. Slepukhina G.V., Bezenkova T.A., Andrien-ko O.A. Personal characteristics of adolescents with deviant behavior // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 9. No. 4(33). P. 397-401.

27. Doroshenko O.M., Nizhnichenko N.B., Mironenkova O.L. Problems and contradictions of the emergence of deviant behavior of minors // International journal of psychology and pedagogy in service activities. 2019. No. 2. P. 17-23.

28. Kartseva L.V. Family patterns under current Russian societal transformation // Sociological research. 2003. No. 7(231). P. 92-100.

29. Burdanova N.A. Legal regulation of relations arising between parents and children when parents live apart: historical and legal aspect // Society. Environment. Development. 2010. No. 3. P. 102-105.

30. Nizhnik N.S., Burdanova N.A. Personal non-property parental rights and obligations: directions of the evolution of the institution in the Russian legal system in the 9th-20th centuries // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 2(62). P. 28-35.

31. Burdanova N.A. On litigation related to the exercise of personal non-property parental rights and obligations in the Russian Federation // Actual problems of law and law enforcement: proc. of the intern. sci. and practical. conf., Sept. 22-23, 2016. Krasnodar, 2017. P. 646-649.

32. Nizhnik N.S., Burdanova N.A. Protecting the interests of the child: legal aspects of the exercise of parental rights and responsibilities // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3(87). P. 80-91.

33. Nizhnik N.S., Burdanova N.A. Litigation related to the implementation of personal non-property parental rights and obligations in the Russian Federation // Problems of civil law and process: coll. of sci. papers. Iss. 5 / chief. ed. I.E. Martynenko. Grodno, 2020. P. 207-214.

34. Burdanova N.A. Parental legal authority to determine and change the name, patronymic and surname of children: continuity of approaches in the soviet and russian legal systems // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry

125

неимущественных родительских прав и обязанностей, в Российской Федерации // Проблемы гражданского права и процесса: сб. науч. ст. Вып. 5 / гл. ред. И.Э. Мартыненко. Гродно, 2020. С. 207-214.

34. Бурданова Н.А. Родительские правомочия по определению и изменению имени, отчества и фамилии детей: преемственность подходов в советской и российской правовых системах // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1(89). С. 78-87.

35. Нижник Н.С., Бурданова Н.А. Осуществление личных неимущественных родительских прав и обязанностей: судебная защита в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2021. № 1. С. 7-11.

36. Гурко Т. А. Родительство: социологический аспект. М., 2003.

37. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2021 г. Разд. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep. ru/index.php?id=79&item=6120 (дата обращения: 17.09.2022).

of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 1(89). P. 78-87.

35. Nizhnik N.S., Burdanova N.A. Exercise of personal non-property parental rights and duties: judicial protection in the Russian Federation // Family and housing law. 2021. No. 1. P. 7-11.

36. Gurko T.A. Parenthood: sociological aspect. Moscow, 2003.

37. Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. Report on the work of courts of general jurisdiction on the consideration of civil, administrative cases at first instance for 12 months of2021. Section 2 [Web resource]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120 (date of access: 17.09.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Сидоренко Надежда Семёновна, доктор исторических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета; e-mail: sidorenkons@rambler.ru;

Нижник Надежда Степановна, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, начальник кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: n.nishnik@bk.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

N.S. Sidorenko, Doctor of Sciences in History, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Professor of the Department of National History and Law, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University; e-mail: sidorenkons@rambler.ru;

N.S. Nizhnik, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Chief of the Department of Theory of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: n.nishnik@bk.ru

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.