Научная статья на тему 'ОБ АНАЛИЗЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОБ АНАЛИЗЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1241
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРИЧИНА / УСЛОВИЕ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / РАССМОТРЕНИЕ / ПОЛОЖЕНИЕ / ПОДХОД / ПРИМЕР / ПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

В статье предлагается анализ причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних на основе рассмотрения общетеоретических положений, научных подходов и иных материалов о девиации, в том числе отдельных результатов исследований, статистики и примеров социально-педагогической практики и авторского понимания. Определяются научные термины и рассматриваются виды причин, факторов и условий, основные механизмы возникновения и развития девиантного поведения. Используется ранее опубликованный автором материал по рассматриваемой теме, приводятся основные подходы, по объяснению отклоняющегося поведения несовершеннолетних исходя из направлений социально-средового, стигматизированного, личностно-ущербного и социально-некомпетентностного развития. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что наиболее продуктивным для объяснения причин и условий возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних можно считать социально-личностный подход, базирующийся на применении принципа дополнительности взаимодействия личностных и ситуативных факторов, которые объединяют биологические, психологические, социальные и воспитательные причины девиаций. При этом именно личностные факторы детерминируют отклоняющееся поведение, тогда как ситуативные выступают в роли модулятора и определяют вариативность, с которой проявляются личностные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ANALYSIS OF THE CAUSES AND CONDITIONS THAT CAUSE THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS

The article offers an analysis of the causes and conditions that cause the emergence and development of deviant (deviant) behavior of minors based on the consideration of general theoretical provisions, scientific approaches and other materials on deviation, including individual research results, statistics and examples of socio-pedagogical practice and author’s understanding. Scientific terms are defined and the types of causes, factors and conditions, the main mechanisms of the emergence and development of deviant behavior are considered. The material previously published by the author on the topic under consideration is used, the main approaches are given to explain the deviant behavior of minors based on the directions of socio-environmental, stigmatized, personality-flawed and socially incompetent development. According to the results of the study, it is concluded that the most productive for explaining the causes and conditions of the occurrence and development of deviant behavior of minors can be considered a socio-personal approach based on the application of the principle of complementarity of the interaction of personal and situational factors that combine biological, psychological, social and educational causes of deviations. At the same time, it is personal factors that determine deviant behavior, while situational factors act as a modulator and determine the variability with which personal characteristics manifest themselves.

Текст научной работы на тему «ОБ АНАЛИЗЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Об анализе причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних

Жадан Владимир Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

E-mail: vlad.zhadan60@yandex.ru

В статье предлагается анализ причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних на основе рассмотрения общетеоретических положений, научных подходов и иных материалов о девиации, в том числе отдельных результатов исследований, статистики и примеров социально-педагогической практики и авторского понимания. Определяются научные термины и рассматриваются виды причин, факторов и условий, основные механизмы возникновения и развития девиантно-го поведения. Используется ранее опубликованный автором материал по рассматриваемой теме, приводятся основные подходы, по объяснению отклоняющегося поведения несовершеннолетних исходя из направлений социально-средового, стигматизированного, личностно-ущербного и социально-некомпетентностного развития. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что наиболее продуктивным для объяснения причин и условий возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних можно считать социально-личностный подход, базирующийся на применении принципа дополнительности взаимодействия личностных и ситуативных факторов, которые объединяют биологические, психологические, социальные и воспитательные причины девиаций. При этом именно личностные факторы детерминируют отклоняющееся поведение, тогда как ситуативные выступают в роли модулятора и определяют вариативность, с которой проявляются личностные особенности.

Ключевые слова: анализ, причина, условие, возникновение, развитие, девиантное поведение, несовершеннолетний, рассмотрение, положение, подход, пример, понимание.

S2

см см о см

<3

Проблема отклоняющегося (девиантного) поведения человека актуальна для любого современного общества и государства, и имеет комплексный междисциплинарный характер. Наибольшие сложности и затруднения в адаптации к современным требованиям нынешней экономической, социальной, политической и духовной жизнедеятельности человека испытывают несовершеннолетние, а их девиантное поведение является, с одной стороны, результатом зачастую несовместимых и разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов и явлений, происходящих в обществе и государстве в целом, с другой стороны, тех перемен и преобразований, которые осуществляются в среде ближайшего окружения, то есть в семье, образовательной организации, где обучаются (например, в школе, образовательном центре, колледже, вузе и т.д.), в среде одноклассников (однокурсников), друзей, соседей, знакомых и т.д., а также факторов воздействия средств массовой информации (далее - СМИ) и глобальной цифровизации, включающей использование Интернет-ресурсов и других средств и технологий, предполагающих погружение несовершеннолетнего в виртуальный мир, которые не всегда осознают его пользу и вред. В таких условиях все большую роль в возникновении и развитии девиантного поведения несовершеннолетних играет информационная культура, в которой социализируются дети и подростки [1, с. 52]. В этой части, автором в ранее опубликованном материале отмечается, что эта культура включает огромное количество мемов, которые передаются между индивидуумами путем копирования, имитации и распространения единиц культурной информации, определенная часть которых может иметь показной и разрушительный (деструктивный) характер. Соответственно, с увеличением распространения современных информационных средств и цифровых технологий значительно возрастает количество случаев девиантного поведения несовершеннолетних, что указывает на необходимость и повышение эффективности контроля за содержанием и наполнением информационных ресурсов (контентом), размещаемых в Интернете как глобальной сети [2, с. 75].

Анализу различных аспектов, вопросов и проблем отклоняющегося (девиантного) поведения несовершеннолетних (детей, подростков) в научной и учебной литературе, информационных ресурсах [3-5], посвящено много публикаций, что указывает на актуальность исследования учеными и практиками отклоняющегося поведения несо-

вершеннолетних для общества и государства. Такой интерес также обуславливается постоянным развитием исследуемых причин, факторов и условий, которые приводят к девиантному поведению несовершеннолетних, что не исключает продолжение рассмотрения некоторых вопросов об основных причинах и условиях возникновения девиант-ного поведения несовершеннолетних, и предложить их авторское понимание. Данное исследование является продолжением ранее опубликованного автором материала о девиантном поведения несовершеннолетних, его формах предупреждения и коррекции [2, с. 73-80].

Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы об анализе причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие деви-антного поведения несовершеннолетних.

Исходя из предмета исследования представляют интерес следующие вопросы: как определяются термины «причина», «условие», «причинность» и «фактор»; как соотносятся причины и условия; какие выделяются виды причин и факторов возникновения девиантного поведения; как характеризуются причины и условия, обуславливающие возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних; что представляют собой основные механизмы возникновения и развития девиантного поведения; каковы основные подходы по объяснению отклоняющегося поведения несовершеннолетних; какой можно назвать наиболее продуктивным подход по объяснению причин и условий возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних; какие личностные факторы детерминируют девиантное поведение несовершеннолетних?

Для анализа причин и условий возникновения девиантного поведения несовершеннолетних, целесообразно определиться в значении используемых терминов.

В толковом словаре русского языка под термином «причина» понимается явление, вызывающее, обуславливающее возникновение другого явления [6], под термином «условие» - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [7], а под термином «причинность» - взаимная связь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием, одно порождается другим ... [8]. При характеристике термина «причина» также часто используется термин «фактор», под которым в большом энциклопедическом словаре понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты [9]. Исходя из указанных определений терминов следует, что понятие условия необходимо отличать от понятия причины, так как в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, в которой последние возникают, существуют и развиваются [10].

В изучении девиации человека, в том числе и девиантности несовершеннолетних существен-

ная роль отводится анализу причин, факторов и условий, обуславливающих их возникновение и последующее развитие, а также возможностей предупреждения, коррекции и преодоления.

Так, при характеристике девиантного поведения в качестве причин, факторов и условий, их обуславливающих принято выделять: биологические (медико-биологические) (например, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями в виде воспаления и травм головного мозга; психосоматической патологии; шизофрения и т.д.); психологические (например, психоз; инфантильность; синдром дефицита внимания и гиперактивности, и т.д.); социальные (например, вызванные контактом с другими людьми, в том числе трудности в общении в семье с родителями и другими близкими, одноклассниками (сокурсниками); неблагополучное окружение в виде алкоголиков, наркоманов, игроманов и иных лиц; материальное и социальное неравенство с другими лицами и т.д.); воспитательные (педагогические) (например, негативные примеры, подаваемые родителями и другими близкими и взрослыми; излишняя строгость и несправедливые наказания или потакание всем желаниям и прихотям детей; игнорирование моральных, духовных и иных ценностей и потребностей и т.д.).

Рассмотрим и авторские подходы по анализу причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних.

Обобщив научные походы можно выделить следующие причины девиантного поведения несовершеннолетних: 1) нарушения формирования, становления и развития личности (Т.П. Шилова и др.) [11, с. 41]; 2) деятельностная линия онтогенеза (Б.Д. Эльконин) [12, с. 9]; 3) воздействие социокультурных особенностей (С.А. Завражин и др.) [13, с. 131]; 4) образ жизни семьи и особенности внутрисемейных отношений (М.И. Лисина и др.) [14, с. 16]; 5) личностные и характерологические изменения, связанные с воздействием специфического окружения (Л.Б. Шнейдер и др.) [5, с. 13]; 6) выраженное течение подросткового кризиса (Ф. Дольто и др.) [15, с. 212]; 7) членство в имеющих асоциальную направленность неформальных объединениях, наличие антисоциальных норм в подростковых группах (Е.А. Белобрыкина, О.А. Белобрыкина и др.) [16, с. 56].

Л.Б. Шнейдер отмечает, что в становлении де-виантного поведения значительное место занимают дефекты нравственного и правового сознания, сущность и содержание потребностей, особенностей характера и эмоционально-волевой сферы личности [17, с. 18]. Первые проявления отклоняющегося поведения фиксируются в детском возрасте и объясняются такими факторами, как относительно низкий уровень интеллектуального развития, отрицательное воздействие ближайшего окружения, незавершённость формирования личности, зависимость от требований социальной группы и характерных для нее ценностных ориен-

5 -а

сз

<

таций. Для детей и подростков подобное поведение часто выступает способом самоутверждения, выражения протеста против реальной или кажущейся несправедливости со стороны взрослых. При этом девиантное поведение может сочетаться с хорошим знанием приятых в обществе правовых и нравственных норм.

Л.Б. Шнейдер также выделяет такие общие причины подростковой девиантности, как психологические и психические расстройства, психологические и социальные факторы и возрастные кризисы [17, с. 19]. В качестве частных причин она приводит следующие: стремление к получению сильных впечатлений; явная либо скрытая психопатология; соматические заболевания; неблагополучная ситуация внутри семьи; повышенная возбудимость, отсутствие самоконтроля; педагогическая некомпетентность родителей; чрезмерное стремление к независимости и самостоятельности; трудности в школе и низкая успеваемость; недостаточная уверенность в себе; пренебрежительное отношение со стороны сверстников; стрессовые ситуации, такие как потеря близкого человека и переезд; отрицательная оценка способностей со стороны взрослых; низкая обеспеченность, материальные трудности в семье; чрезмерная занятость либо безработица родителей; примеры жестокости, насилия и безнаказанности, транслируемые СМИ; повышенная общительность; конфликты с родителями, ссоры в семье; одиночество, непонимание окружающими; низкий показатель эмоционально-волевого контроля; авторитарность и излишний контроль родителей и/либо педагогов; неравномерность полового и психофизического созревания; генетическая предрасположенность; понижение культурного и интеллектуального уровня; отсутствие навыков социального поведения; желание привлечь к себе внимание; избыток свободного времени, скука; воздействие плохой компании.

Е.Б. Кириллова приводит следующую статистику касательно несовершеннолетних правонарушителей [18, с. 19]: 60% имеют по крайней мере одного судимого родителя; 70% подвергались насилию со стороны родителей; 50% выросли без отца; 42% воспитывались в семьях, где родители злоупотребляли алкоголем; около 50% росли в неблагополучных семьях. Также Е.Б. Кирилловой отмечается, что 100% несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, и 86,6%, осужденных за корыстные, наблюдали насилие в собственном неформальном окружении либо участвовали в нём. Круг друзей осужденных подростков во многом формируют лица с антиобщественным поведением: 76,3% использовали нецензурную брань, 68,4% состояли на полицейском учете, 55,3% злоупотребляли алкоголем, 39,5% имели судимость, 36,8% являлись нарушителями обще— ственного порядка.

S2 Другим механизмом девиантного поведения й является деформация личности вследствие нару-° шенных социальных взаимоотношений со свер-SB стниками и взрослыми. X. Ремшмидт отмечает,

что, поскольку личностные качества человека выступают регулятором его поведения, отклоняющееся поведение несовершеннолетних часто сопряжено с определенными категориями ситуаций и специфическим окружением [19, с. 79]. В числе таких условий А.В. Вилкова называет деформацию взаимоотношений с социально полезными группами, наличие неконтролируемого времени и неорганизованность деятельности [20, с. 30]. Также можно выделить негативное воздействие семьи, близкого окружения и сверстников, аномию, неэффективность организации учебной и внеурочной работы и цифровизацию. В результате воздействия этих условий происходит постепенное отчуждение несовершеннолетних от первичных социально-полезных групп, что приводит к нарушениям механизмов социализации. В совокупности с влиянием асоциальных групп и общественным отчуждением подростки приобретают аморальные ценности и начинают проявлять различные формы отклоняющегося поведения.

По мнению автора, для анализа причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних целесообразно рассмотреть основные научные подходы по объяснению девиантного поведения.

В части теорий, которые объясняют происхождение девиантного поведения, принято выделять три основных направления: 1) социально-средовое; 2) стигматизированного и личностно-ущербного развития; 3) социально-некомпетентностного развития.

Основой социально-средового направления выступает теория аномии. Согласно Э. Дюркгей-му, аномия, рассматриваемая в качестве психологического состояния отдельного индивида, характеризуется чувством дезориентации и является патологией, приводящей к различным формам отклоняющегося поведения [21, с. 432]. При этом отклонения в поведении в основном определяются не внутренними свойствами индивида, а внешними управляющими людьми причинами, а состояние аномии способствует повышению степени этих отклонений. Р. Мертон развил теорию аномии, утверждая, что причиной девиаций является несоответствие и последующий разрыв между общественными культурными целями и средствами их достижения, получившими социальное одобрение [22, с. 233]. Появление аномии обусловлено обстоятельствами, порожденными социальной структурой, а девиантных мотиваций - невыполнением ожиданий касательно социально адекватного поведения и ценностно-нормативными искажениями. Также аномия может стать результатом личностной кризисной ситуации, способной полностью перестроить систему убеждений индивида, изменив его моральные нормативные установки. Примером такой кризисной ситуации является потеря родителей в раннем возрасте. Это отражено в исследованиях А.И. Степановой, проводившихся на базе КГБУСО «Центр семьи «Пировский» в с. Пировском Красноярского края [23, с. 33]. Вы-

борка была представлена школьниками 9-10 лет, оставшимися без попечения родителей. Для диагностики использовались опросник «Склонность к отклоняющему поведению» и детский вариант методики «Многофакторный личностный опросник». Согласно результатам исследований, у 80% испытуемых, рано потерявших родителей, фиксируется склонность к отклоняющемуся поведению.

Ко второму направлению относятся теории стигматизации (клеймления) и пониженного самоуважения. В соответствии с первой теорией, согласно Ю.А. Клейбергу, девиация представляет собой не качество поступка, совершаемого человеком, а следствие использования окружающими правил и принятых санкций против «нарушителя», который заклеймляется в качестве аутсайдера [24, с. 24]. И. Гофман выделяет следующие стигмы [25, с. 17]: физическая - слепота, хромота и иные увечья; волевая - алкоголизм, наркомания, психически расстройства; расовая; морально-правовая -правонарушения, проституция. Согласно теории клеймления, моральные качества поступков зависят только от определения и оценки других людей. При этом процесс клеймения определяется как видом и общественной значимостью поступка, так и социальным статусом нарушителя. Вследствие стигматизации личность утверждается в де-виантном статусе, после чего ей сложно развивать недевиантный стиль жизни.

Теорию стигматизации подтверждает исследование К.А. Воробьевой и М.М. Мишиной, участие в котором приняли подростки из Москвы и Кум-кургана в возрасте от 14 до 18 лет с нормоти-пичным поведением и со склонностью к девиант-ному поведению [26, с. 123]. Для распределения школьников по группам использовались педагогический (агрессия, неблагополучные семьи, прогулы), психологический (результаты психодиагностики по опроснику А.Н. Орел «Склонности к отклоняющемуся поведению») и объективный (постановка на внутришкольный и полицейский учёт) критерии. Участникам был предложен ряд методик, результаты анализа которых демонстрируют завышенные показатели по шкалам склонности к преодолению норм и правил, аддиктивному поведению, агрессии, насилию и делинквентному поведению в группах девиантных подростков. Увеличение проявлений отклоняющегося поведения у девиантных несовершеннолетних объясняется их сформированным школьным статусом хулиганов и правонарушителей, который им приходится поддерживать.

В соответствии с теорией пониженного самоуважения Г. Каплана, из-за стремления всех людей к положительному образу «Я» низкое самоуважение воспринимается как неприятное состояние, что побуждает действовать так, чтобы снизить субъективную вероятность самоуничижения [33, с. 22]. У подростков пониженное самоуважение статистически связано почти со всеми формами девиантного поведения, такими как нечестность, совершение правонарушений, принадлежность

к антисоциальным группам, употребление наркотиков и алкоголя, агрессивное и суицидальное поведение. При изучении долгосрочной динамики самоуважения 9300 подростков с 12-летнего возраста и проявления или непроявления ими деви-антного поведения, Каплан установил, что низкое самоуважение стимулирует частоту антинормативного поведения: при участии в антисоциальных группах и их действиях, несовершеннолетний старается повысить собственный психологический статус среди сверстников и найти новые способы самоутверждения. Аналогичные результаты были получены в исследовании С.И. Смирновой, проведенном в Кирове на базе школы № 27 и объединения молодёжных и подростковых клубов «Перекресток» МКУ [27, с. 210]. В выборку вошло 65 школьников в возрасте 15-16 лет, 45 из которых не имели отклонений от социальных норм, а 20 обладали девиантным поведением.

Тем самым девиация является способом повышения самоуважения. Его эффективность обусловлена появлением новой, негативной социальной идентичности, предполагающей новую систему самооценивания, критерии которой, как правило, прямо противоположны прежним.

К третьему направлению причисляются теории социализации и социальной некомпетентности. Г.Н. Тигунцева определяет социализацию как процесс и результат овладения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, реализуемого в деятельности и общении [28, с. 85]. Социализация делится на:

1. Первичную, длящуюся приблизительно до семи лет. Она связана с усвоением основ необходимых для жизни в обществе знаний: ребёнок учится владеть языком, овладевает основными правилами и нормами поведения и осваивает первые социальные роли. На этой стадии основных агентов социализации, которыми являются члены семьи, воспитатели и, в меньшей степени, сверстники, связывают с ребенком личностные отношения.

2. Вторичную. На ее этапе повышается значение социальных институтов и безличных источников информации, увеличивается роль сверстников. В расширяющемся нормативном контексте ребёнок осваивает новые роли, а формальные агенты доносят до него абстрактные правила, идеи и нормы.

Т.А. Хагуров полагает, что большая часть нарушений в поведении подростков связана с нарушениями в процессе социализации [29, с. 25]. Одной из ключевых причин девиаций несовершеннолетних является нарушение в деятельности агентов первичной социализации, которыми являются родители и близкие родственники. Эти нарушения могут проявляться в разных формах: прямая пере- р дача антисоциальных навыков и ценностей в слу- Д чае асоциальности семьи; отсутствие эмоциональ- Е ного контакта, утрата значимости в глазах ребён- К ка и переход этой значимости к носителям деви- S антных моделей поведения - сверстникам, слу- у чайным знакомым или СМИ. А

Е.М. Кожухова отмечает, основные качества личности формируются в семье [30, с. 85]. По этой причине основным фактором подростковой де-виантности выступает дисгармоничность детско-родительских взаимоотношений, проявляющаяся в эмоциональном непринятии, нарушениях стиля семейного воспитания, холодности по отношении к ребенку либо крайней сосредоточенности на нем. Как подтверждает работа Н.В. Власовой, ранняя психокоррекция подобных нарушений является эффективным средством профилактики развития форм девиантного повеления у несовершеннолетних [31, с. 42].

Т.И. Шульга считает, что важной категорией в рамках теории социализации является социальная компетентность, рассматриваемая как навыки, достаточные для выполнения присущих текущему жизненному периоду задач [32, с. 8]. Она является равновесием между актуальными возрастными задачами и наличием требуемых навыков. Если это равновесие нарушается, то человек начинает функционировать неадекватно, что приводит к появлению девиантности в поведении.

По мнению автора, изучение причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних показало, что в большинстве случаев девиации носят комплексный характер и обусловлены взаимодействием ряда факторов риска. Представляется возможным выделить следующие особенности возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних: индивидуальные -психобиологические предпосылки; психолого-педагогические - ошибки в семейном и школьном воспитании; социально-психологические - противоправное и преступное взаимодействие школьника в ближайшем окружении; личностные - взаимодействие с несовершеннолетними, обладающими криминальным и асоциальным поведением, отрицание педагогического воздействия, оказываемого семьёй и школой; социально-экономические -расслоение общества, переоценка ценностей, цифровизация.

Таким образом, наиболее продуктивным для объяснения причин и условий возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних можно считать социально-личностный подход, базирующийся на применении принципа дополнительности взаимодействия личностных и ситуативных факторов, которые объединяют биологические, психологические, социальные и педагогические причины девиаций. При этом именно личностные факторы детерминируют отклоняющееся поведение, тогда как ситуативные выступают в роли модулятора и определяют вариативность, с которой проявляются личностные особенности.

— Стоит отметить, что вклад различных ситуа-S2 тивных факторов неодинаков. Так, в условиях ак-й тивной цифровой трансформации, затрагиваюсь щей все сферы общественной жизни, наблюда-SB ется появление новых форм девиаций и увеличе-

ние частоты встречаемости девиантного поведения в подростковой среде. В связи с этим важным представляется изучение влияния условий цифро-визации на правосознание и поведение несовершеннолетних.

Литература

1. Шкаев Д.Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Социальные и гуманитарные науки. - 2020. - № 3. - С. 4954.

2. Жадан В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука. - 2021. - № 7. -С.73-80.

3. Бутова М.В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. - № 2. - С. 271274.

4. Набойченко Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. -285 с.

5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Трикста: Акад. Проект; 2005. - 334 с.

6. Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ожегова. Причина. - URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/978458 (дата обращения: 21.01.2022).

7. Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ожегова. Условие. - URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3535/ (дата обращения: 21.01.2022).

8. Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ожегова. Причинность. -URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/985/ (дата обращения: 21.01.2022).

9. Большой энциклопедический словарь. Фактор. - URL: https://gufo.me/dict/bes/%D0%A4%D 0%90%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0%A0 (дата обращения: 21.01.2022).

10. Чем отличаются причины от условий? - URL: https://questions.students-library.com/library/ lecture/read/126583-cem-otlicayutsya-priciny-ot-uslovii (дата обращения: 21.01.2022).

11. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с.

12. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. по-соб. для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.

13. Завражин С.А. Подростковая делинквент-ность: транскультуральная перспектива // Социологические исследования. - 1995. - № 2. -С.125-131.

14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПБ: Питер, 2009-209 с.

15. Дольто Ф. На стороне ребенка / пер. с франц.: Е.В. Боевская - ч. 1-2, О.В. Давтян - ч. 3-4.; науч. ред. В.Е. Каган. - СПб.: Изд-во «Петербург-XXI век», 1997. - 720 с.

16. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. -С. 47-58.

17. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и ад-диктивного поведения детей и подростков: учеб. и практ. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 219 с.

18. Кириллова Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению: дис. ... канд. псих. наук; СПб унт-т МВД России. - СПб, 2019. - 231 с.

19. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; пер. с нем. Г.И. Лойдиной; под ред. Т.А. Гудковой. -М.: Мир, 1994. - 319 с.

20. Вилкова А.В. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития де-виантного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 2. - С. 28-30.

21. Дюркгейм Э. Самоубийство / Пер. с фр. А.Н. Ильинского. - Санкт-Петербург: Союз, 1998. - 494 с.

22. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. -М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 873 с.

23. Степанова А.И. Профилактика девиантного поведения у младших школьников, оставшихся без попечения родителей: выпуск. квалиф. работа; Сиб. фед. ун-т. - Лесосибирск, 2019. - 66 с.

24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. и практ. для вузов. - 5-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 290 с.

25. Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта / пер. с англ. Р.Е. Бу-магина и др. - М.: Ин-т социологии РАН: Ин-т Фонда «Обществ. Мнение», 2003. - 750 с.

26. Воробьева К.А., Мишина М.М. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению (на примере российских и узбекских подростков) // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2020. - № 4. - С. 176-139.

27. Смирнова С.И. Особенности образа я несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 12. - С. 208-214.

28. Тигунцева Г.Н. Психология отклоняющегося поведения: учебник и практикум для вузов. -М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 349 с.

29. Хагуров Т.А. Девиантное поведение подростков и молодежи: формы, причины, профилактика: учеб.-метод. пособие / Т.А. Хагуров и др. - Краснодар: Молодежный центр развития личности, КГУ, 2020. - 100 с.

30. Кожухова Е.М. Девиантное поведение как следствие воспитания семьи // Проблемы современной науки и образования. - 2020. -№ 6-1 (151). - С. 84-87.

31. Власова Н.В. Гармонизация детско-родительских отношений как фактор профилактики интернет-зависимости в младшем школьном возрасте // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии / под ред. В.В. Коврова. - Симферополь, 2019. - С. 41-45.

32. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спани-ярд. - М.: УРАО, 2001. - 124 с.

33. Kaplan H.B. Social class, self-derogation and deviant response // Soc Psychiatry. - 1978. -Vol. 13. - P. 19-28.

ON THE ANALYSIS OF THE CAUSES AND CONDITIONS THAT CAUSE THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS

Zhadan V.N.

Elabuga Institute Kazan (Volga Region) Federal University

The article offers an analysis of the causes and conditions that cause the emergence and development of deviant (deviant) behavior of minors based on the consideration of general theoretical provisions, scientific approaches and other materials on deviation, including individual research results, statistics and examples of socio-pedagogical practice and author's understanding. Scientific terms are defined and the types of causes, factors and conditions, the main mechanisms of the emergence and development of deviant behavior are considered. The material previously published by the author on the topic under consideration is used, the main approaches are given to explain the deviant behavior of minors based on the directions of socio-environmental, stigmatized, personality-flawed and socially incompetent development. According to the results of the study, it is concluded that the most productive for explaining the causes and conditions of the occurrence and development of deviant behavior of minors can be considered a socio-personal approach based on the application of the principle of complementarity of the interaction of personal and situational factors that combine biological, psychological, social and educational causes of deviations. At the same time, it is personal factors that determine deviant behavior, while situational factors act as a modulator and determine the variability with which personal characteristics manifest themselves.

Keywords: analysis, cause, condition, occurrence, development, deviant behavior, minors, consideration, position, approach, example, understanding.

References

1. Shkaev D.G. Mind viruses, digital religion and the mythology of deviations: socio-philosophical comparison // Social and humanitarian sciences. - 2020. - N3. - P. 49-54.

2. Zhadan V.N. Deviant behavior of minors: forms of prevention and correction // Legal Science. - 2021. - N7. - P. 73-80.

3. Butova M.V. Reasons for the development of deviant behavior of minors: correction and prevention // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. -N2. - P. 271-274.

4. Naboychenko E.S. Psychology of deviant behavior of adolescents: a monograph. - Yekaterinburg: Publisher Kalinina G.P., 2007. - 285 p.

5. Schneider L.B. Deviant behavior of children and adolescents. -M.: Triksta: Akad. Project; 2005. - 334 p.

5 -a

C3

<

6. Dictionaries and encyclopedias on the Academic. Ozhegov's Explanatory Dictionary. Reason. - URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ushakov/978458 (accessed: 21/01/2022).

7. Dictionaries and encyclopedias on the Academician. Ozhegov's Explanatory Dictionary. Condition. - URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/3535 / (accessed: 21/01/2022).

8. Dictionaries and encyclopedias on the Academic. Ozhegov's Explanatory Dictionary. Causality. - URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/985 / (accessed: 21/01/2022).

9. Large Encyclopedic dictionary. Factor. - URL: https://gufo.me/ dict/bes/%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0 %A0 (date of application: 21/01/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. What is the difference between the reasons and the conditions? - URL: https://questions.students-library.com/library/lec-ture/read/126583-cem-otlicayutsya-priciny-ot-uslovii (accessed: 21/01/2022).

11. Shilova T.A. Psychodiagnostics and correction of children with behavioral abnormalities. - M.: Iris-press, 2004. - 176 p.

12. Elkonin B.D. Psychology of development: studies. help. for students. higher. studies. establishments. - 4th ed., ster. - M.: Publishing center "Academy", 2008. - 144 p.

13. Zavrazhin S.A. Teenage delinquency: transcultural perspective // Sociological research. - 1995. - N2. - P. 125-131.

14. Lisina M.I. Formation of a child's personality in communication. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 209 p.

15. Dolto F. On the side of the child / translated from French: E.V. Boevskaya - part 1-2, O.V. Davtyan - part 3-4.; scientific ed. V. E. Kagan. - St. Petersburg: Publishing house "Petersburg-XXI century", 1997. - 720 p.

16. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Specifics of motivation of communication of adolescents with deviant behavior // Actual problems of psychological knowledge. - 2014. - N2. - P. 4758.

17. Schneider L.B. Psychology of deviant and addictive behavior of children and adolescents: studies. and prakt. for universities. -2nd ed., ispr. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2021. -219 p.

18. Kirillova E.B. Personal psychological determinants of adolescents' predisposition to deviant behavior: dis. ... cand. psycho. Sciences; St. Petersburg unt-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - St. Petersburg, 2019. - 231 p.

19. Adolescence and adolescence: problems of personality formation / H. Remschmidt; trans. with German G.I. Loydina; edited by T.A. Gudkova. - M.: Mir, 1994. - 319 p.

20. Vilkova A.V. Reasons, conditions, prerequisites, factors of the emergence and development of deviant behavior of minors // Penal enforcement system: law, economics, management. -2018. - N2. - P. 28-30.

21. Durkheim E. Suicide / Translated from the French by A.N. Ilyin-sky. - Saint Petersburg: Soyuz, 1998. - 494 p.

22. Merton R.K. Social theory and social structure / Translated from English by E.N. Egorova et al. - M.: AST, Keeper, 2006. -873 p.

23. Stepanova A.I. Prevention of deviant behavior in younger schoolchildren left without parental care: issue. qualif. work; Sib. fed. un-T. - Lesosibirsk, 2019. - 66 p.

24. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior: textbook. and prakt. for universities. - 5th ed., reprint. and additional. - M.: Yurayt Publishing House, 2021. - 290 p.

25. Hoffman I. Frame analysis: An essay on the organization of everyday experience / translated from English by R.E. Paper-in et al. - M.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences: Institute of the Foundation "Societies. Opinion", 2003. - 750 p.

26. Vorobyeva K.A., Mishina M.M. Psychological features of adolescents prone to deviant behavior (on the example of Russian and Uzbek adolescents) // Bulletin of the Russian State University. The series "Psychology. Pedagogy. Education". - 2020. -N4. - P. 176-139.

27. Smirnova S.I. Features of the self-image of juvenile offenders // Bulletin of Vyatka State University for the Humanities. - 2014. -N12. - P. 208-214.

28. Tiguntseva G.N. Psychology of deviant behavior: textbook and workshop for universities. - M.: Yurayt Publishing House, 2020. - 349 p.

29. Hagurov T.A. Deviant behavior of adolescents and youth: forms, causes, prevention: studies. - method. manual / T.A. Khagurov et al. - Krasnodar: Youth Center for Personality Development, KSU, 2020. - 100 p.

30. Kozhukhova E.M. Deviant behavior as a consequence of family upbringing // Problems of modern science and education. -2020. - N6-1 (151). - P. 84-87.

31. Vlasova N.V. Harmonization of child-parent relations as a factor of prevention of Internet addiction in primary school age // Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies. Collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, dedicated to the 75th anniversary of the Humanitarian Pedagogical Academy / edited by V.V. Kovrov. - Simferopol, 2019. - P. 4145.

32. Shulga T.I. Methods of working with children of "risk groups" / T.I. Shulga, V. Slot, H. Spaniard. - M.: URAO, 2001. - 124 p.

33. Kaplan H.B. Social class, self-derogation and deviant response // Soc Psychiatry. - 1978. - Vol. 13. - P. 19-28.

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.