Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФОРМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФОРМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5073
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ФОРМА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / АНАЛИЗ / НОРМА / ПОДХОД / ПРАКТИКА / ПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

В статье рассматриваются некоторые вопросы о девиантном (отклоняющемся) поведении несовершеннолетних и основных формах его предупреждения и коррекции на основе анализа правовых норм, научных подходов и других материалов, в том числе официальной статистики и отдельных результатов исследований, примеров социально-педагогической практики и авторского понимания. Автор на основе международных и российских правовых норм обращает внимание на правовые основы определения возраста несовершеннолетнего (ребенка), предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. На основе научных подходов, отдельных результатов исследований, примеров социально-педагогической практики рассматриваются определенные формы и методы предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что для положительной тенденции по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних следует своевременно и качественно применять наиболее эффективные формы и методы, которые предлагаются соответствующими результатами научных исследований и апробированы социально-педагогической практикой в части предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: FORMS OF PREVENTION AND CORRECTION

The article discusses some questions about deviant (deviant) behavior of minors and the main forms of its prevention and correction based on the analysis of legal norms, scientific approaches and other materials, including official statistics and individual research results, examples of socio-pedagogical practice and author’s understanding. The author, on the basis of international and Russian legal norms, draws attention to the legal basis for determining the age of a minor (child), preventing and correcting deviant behavior of minors. On the basis of scientific approaches, individual research results, examples of social and pedagogical practice, certain forms and methods of preventing and correcting deviant behavior of minors are considered. Based on the results of the study, it is concluded that for a positive trend in the prevention and correction of deviant behavior of minors, the most effective forms and methods should be applied in a timely manner and with high quality, which are proposed by the relevant results of scientific research and tested by social and pedagogical practice in terms of prevention and correction of deviant behavior. minors.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФОРМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ»

Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции

Жадан Владимир Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются некоторые вопросы о девиантном (отклоняющемся) поведении несовершеннолетних и основных формах его предупреждения и коррекции на основе анализа правовых норм, научных подходов и других материалов, в том числе официальной статистики и отдельных результатов исследований, примеров социально-педагогической практики и авторского понимания. Автор на основе международных и российских правовых норм обращает внимание на правовые основы определения возраста несовершеннолетнего (ребенка), предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. На основе научных подходов, отдельных результатов исследований, примеров социально-педагогической практики рассматриваются определенные формы и методы предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что для положительной тенденции по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних следует своевременно и качественно применять наиболее эффективные формы и методы, которые предлагаются соответствующими результатами научных исследований и апробированы социально-педагогической практикой в части предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетний, форма, предупреждение, коррекция, анализ, норма, подход, практика, понимание.

Общепризнано, что в обществе и в конкретных его группах (сообществах) осуществляется процесс социализации, предусматривающий усвоение человеком (индивидом) определенных образцов (моделей) поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его жизнедеятельности и успешного функционирования в обществе и сообществах, который достигает определенной степени завершенности при достижении им социальной зрелости, характеризующейся обретением личностью интегрального социального статуса, то есть соответствующего статуса, определяющего положение человека в обществе или сообществах. При этом в процессе социализации человека и общества возможны отклонения, неудачи, сбои и иные проявления. Принято считать, что проявлением недостатков и сбоев социализации человека является отклоняющееся поведение, предусматривающее различные формы поведения лиц, которые отклоняются от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах, а также сфера нравственных пороков, отступление от обычаев, принципов, традиций, норм морали и права. К числу основных форм отклоняющегося поведения человека принято относить: пьянство, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, проституцию, суицидальное поведение и т.д., а также совершение правонарушений и преступлений. Указанные и иные формы отклоняющегося поведения могут иметь место и в несовершеннолетних. Различные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами и ценностями. Отклоняющееся поведение чаще предполагает попытку «уйти из общества», убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряженности через определенные альтернативные формы. При этом отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер, а может быть связано со стремлением личности к новому и нетрадиционному, желанием преодолеть старое и консервативное, которое мешает «двигаться вперед». Поэтому к отклоняющемуся поведению могут быть отнесены и различные виды и формы позитивного творчества.

Вопросам анализа отклоняющегося (девиантного) поведения несовершеннолетних [1-3], посвящено много публикаций в научной и учебной литературе и информационных ресурсах, что указывает на актуальность исследования учеными и практиками вопросов и проблем, связанных

5 -о

сз

<

с отклоняющимся поведением несовершеннолетних для мирового сообщества и конкретных государств, в том числе и Российской Федерации (далее - Россия, РФ). Такой интерес также обуславливается рассмотрением причин, предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, что не исключает продолжение исследования некоторых вопросов об основных формах его предупреждения и коррекции, и предложить их авторское понимание.

Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы о девиантном поведении несовершеннолетних и основных формах его предупреждения и коррекции.

Исходя из предмета исследования в центре авторского интереса будут следующие вопросы: как в научной среде определяется девиантное поведение; какие особенности, характеризуют девиантное поведение несовершеннолетних; какие основные причины и стадии формирования девиантного поведения несовершеннолетних; в каких актах определяются правовые основы определения несовершеннолетнего (ребенка), предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних; что представляют собой основные формы и методы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних; каковы основные формы и методы коррекции девиантного поведения несовершеннолетних?

Происшедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, ... данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане [29, с. 664] как социальные протесты, безработица, сокращение доходов населения и т.д., а также рост не только общеуголовной, организованной, экономической, коррупционной преступности, но и правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Как отмечают отдельные авторы глобальные перемены, произошедшие в России в экономической, социальной, политической и образовательной сферах за последние десятилетия послужили причиной ... увеличения общественной алкоголизации, наркотизации и повышения уровня смертности, что предопределило возрастание подростковых девиаций [4, с. 98].

Согласно официальным данным, в России наблюдается постепенное снижение процента подростковой алкоголизации (на 31% с 2016 по 2018 г.), однако показатель наркомании среди несовершеннолетних сохраняется неизменным [5, с. 69]. В среднем от наркотической зависимости ежегодно страдают порядка 30 тыс. подростков, „ что увеличивает развитие серьезных заболеваний 2 в их среде и приводит к высокому уровню ранней £ смертности [6, с. 226]. На высоком уровне сохра-еЗ няется и показатель проституции среди несовер-ав шеннолетних: ежегодно ей занимаются порядка

2 млн подростков обоих полов. Также Россия находится на третьем месте в общемировой статистике по уровню подростковых самоубийств, превышая средние мировые показатели в три раза: в расчете на 100 тыс. детей возрастом до 14 лет суицид совершают 2,5, а от 15 до 19 лет - 16,3 [6, с. 104]. Отсутствие качественных положительных тенденций в статистике девиаций несовершеннолетних указывает на недостаточную эффективность мер профилактики и коррекции девиантного поведения.

Рассмотрим категорию «девиантное поведение». Термин «девиантное поведение» происходит от термина «девиация», который переводится с позднелатинского «deviation» - отклонение. Тем самым девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое [7].

Под термином «девиантное поведение» понимается поведение, которое отклоняется от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах и в определенный период их развития [8]. При этом в юридическом словаре девиантное поведение определяется как поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в том числе правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное ... [8].

Н.Ю. Костюнина и А.О. Лучинина девиантным называют такое поведение, которое выражается в относительно устойчивых и массовых формах деятельности человека, не соответствующих сложившимся либо официально установленным ожиданиям и нормам конкретного общества [9, с. 9].

В.Д. Менделевич девиантное поведение человека определяет как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [10, с. 14].

По мнению Е.В. Змановской, девиантное поведение имеет следующие особенности [11, с. 12]: несоответствие законодательным или общественным нормам; негативная оценка со стороны социума; ущерб, наносимый окружающим и самой личности; стойкое длительное либо многократное повторение; четкое поло-возрастное и индивидуальное своеобразие.

В случаях, когда подобное поведение приобретает значительные масштабы, превращаясь в социальное явление, говорят о социальной дезадаптации, отклонении или патологии [12, с. 149].

Т.А. Хагуров выделяет следующие черты человека, склонного к девиациям [13, с. 32]: несамостоятельное и некритическое мышление, ориентированное на подсказку, сложности с оперированием сложными абстракциями из-за эмпиричности и прагматизации; обыденные, в основном обменные социальные связи со склонностью к обеднен-

ности и прагматизации взаимодействий; страх, игнорирование либо отрицание проблемы смысла жизни, сопровождающиеся уходом в трудоголизм либо в удовольствия, преимущественная ориентация на собственные эгоистические интересы; выраженность гедонистического элемента морали, который подразумевает категорическое эгоистическое стремление к наслаждениям и собственному комфорту; безответственный характер поведения, ориентированный на получение впечатлений в процессе самоутверждения и потребление; неустойчивая психика, предрасположенность к ограничению восприятия, истерическим либо шизоидным или расстройствам.

Говорить о девиантном поведении можно только в случае совокупного проявления указанных черт.

Прежде чем рассмотрим основные причины де-виантного поведения несовершеннолетних, формы предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, следует обратить внимание на правовые основы определения несовершеннолетнего (ребенка), предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как форм их девиантного поведения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет [14].

В ст. 1 Конвенция о правах ребенка ребенком определяется, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [15].

В ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ [16] и ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [17] определяется, что ребенком признается лицо, которое не достигло возраста 18 лет (совершеннолетия).

К основным причинам отклоняющегося поведения несовершеннолетних принято относить [18, с. 273]: отсутствие систематической воспитательной работы; неэффективность организации учебной и внеурочной работы; неспособность и нежелание преподавателей преодолевать недостатки, связанные с личностными особенностями ребенка и т.д.

В условиях массовой цифровизации все большую роль в становлении и развитии подростковых девиаций играет информационная культура, в которой социализируются дети и подростки [19, с. 52]. Эта культура включает большое количество мемов - передаваемых между индивидуумами путем имитации и копирования единиц культурной информации, часть из которых имеет выраженный деструктивный характер. Одновременно с увеличением скорости распространения цифровых технологий возрастают и случаи девиантного

подросткового поведения, что делает крайне актуальной необходимость контроля за контентом, размещаемом в глобальной сети.

А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предлагают следующую типологию девиантного поведения [20, с. 35]: 1) антидисциплинарное - дисциплинарные и режимные нарушения в воспитательно-образовательном учреждении; 2) антисоциальное - действия, связанные с непризнанием или неисполнением установленных нравственных поведенческих норм; 3) делинквентное - противоправные действия; 4) аутоагрессивное - поведение, направленное на причинение вреда самому себе.

Ю.А. Клейберг условно выделяет ряд стадий формирования девиантного поведения [21, с. 74]:

1. Неодобряемое поведение. Периодически наблюдается у большей части несовершеннолетних и связано с такими чертами, как шаловливость, непослушание, упрямство, отрицание и прочими. Если личности удаётся справиться с проблемами, обычно при направленном воспитательном воздействии, то девиация не развивается.

2. Порицаемое поведение. Проявляется в форме эпизодических дисциплинарных нарушений, грубости, неискренности, драчливости и дерзости. Вызывает осуждение социума, семьи и педагогов.

3. Девиантное поведение. В его основе лежат нравственно негативные поступки и действия, такие как лживость, двуличие, притворство, агрессивность, эгоцентризм, конфликтность, воровство и прочие, получившие развитие и достигшие систематического проявления.

4. Предпреступное поведения. Содержит зачатки деструктивного и криминального поведения, имеет вид эпизодических, умышленно совершаемых нарушений требований и норм, которые регулируют поведение и общественные отношения. Может проявляться в виде избиений, хулиганства, злостных дисциплинарных нарушений, вымогательства и прочего. При этом личность часто негативно оценивает собственные действия, однако вследствие недостатка уверенности в собственных силах считает, что не может преодолеть их. Этот процесс усугубляется общественной стигматизацией.

5. Преступное поведение. Формируется различными преступлениями и правонарушениями. Вероятность благоприятного исхода на этой стадии минимальная, поскольку в обществе наблюдается стабильное отчуждение такой личности.

Девиации не всегда развиваются в обозначенной последовательности и могут проявиться на любой из стадий. Однако вероятность торможения развития девиантного поведения в любом случае зависит от того, насколько рано были предприняты меры профилактического либо коррекци-онного характера.

Представляют правовой и практический интерес согласно ст. 2 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ определение основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся: преду-

5 -о

сз

<

преждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Ведущей технологией социально-

педагогической работы с несовершеннолетними выступает предупреждение (профилактика) девиаций, что обусловлено высокой эффективностью устранения основополагающих условий и причин, прямо или косвенно негативно влияющих на поведение человека, по сравнению с непосредственной борьбой с общественно вредными последствиями отклонений от установленных социальных норм [22, с. 100]. Социальная значимость используемых профилактических мероприятий усиливается в случае их научного обоснования и всестороннего учета реального взаимодействия субъективных и объективных факторов, определяющих особенности поведения личности в текущей либо прогнозируемой жизненной ситуации.

В научной и практической деятельности, связанной с профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних, принято выделять:

1. Первичную, включающую изучение особенностей воспитания и механизмов становления родительского поведения, а также коррекцию нарушений внутрисемейных отношений.

2. Вторичную, подразумевающую изучение ге-нографии семьи и семейных ролей, коррекцию эмоционально-физических семейных связей и отношений.

3. Третичную, проводимую в отношении несовершеннолетних, уже совершивших правонарушение. Ее цель заключается в развитии подростка путем коррекции его поведения.

Ф.К. Зиннуров психолого-педагогическую систему профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних предлагает строить на следующих принципах [23, с. 130]: полифункциональность независимо от формы девиации; непрерывность воздействия на всех уровнях; позитивное влияние социокультурной среды; нейтрализация агрессивного поведения; субъект-ность; технологичность и целенаправленность; национально-культурная идентичность.

В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева и Ф.К. Зинну-ров считают, что эффективной технологией профилактики отклоняющегося поведения является субъектно-ориентированный подход, реализация „ которого имеет следующий вид [24, с. 94]: 1) диа-2 гностика развития творческих способностей несо-^ вершеннолетних, выявление типичных затрудне-ou ний; 2) создание ситуаций, основанных на преодо-SB лении нормативной доминанты над субъективной;

3) использование ситуаций, подразумевающих изменение ориентации с выбора решений на разрешение проблем; 4) обсуждение проблем, связанных с использованием аналитического подхода и синтеза решений; 5) создание коммуникативных ситуаций, стимулирующих преодоление «субъект-объектной» ориентации при общении с педагогами и сверстниками; 6) анализ степени развития творческих способностей и формирование нового целеполагания; 7) индивидуальная корректировка перспективных направлений развития коммуникативных навыков подростков, позволяющая привести девиантное поведение в соответствие с существующими нормами.

Т.В. Ничишина со ссылкой на С.А. Беличеву, Е.В. Змановского, Ю.А. Клейберга и других исследователей приводит основные направления профилактической работы, основанной на комплексности, адресности, массовости, позитивности сведений, минимизации негативных последствий, максимальной личностной ответственности, личной заинтересованности и ориентации на перспективу, к которым относятся [25, с. 47]: организация социального окружения, подразумевающая воздействие на детерминирующие девиации социальные факторы: общество, семью, определённую социальную группу либо конкретную личность; обучение навыкам, имеющим большое социальное значение, преимущественно реализуемое в разного рода групповых тренингах; активизация внутренних ресурсов личности путем предоставления возможности самовыражения и развития во время участия в коммуникативных группах; информирование, позволяющее воздействовать на когнитивные личностные процессы для развития способности принимать конструктивные решения; организация здорового образа жизни, подразумевающая формирование представлений о персональной ответственности за собственное здоровье; организация альтернативной девиациям деятельности, позволяющая заместить девиантное поведение посредством формирования стойких интересов и потребностей, творческой деятельности и приобщения к различным видам активности; минимизация неблагоприятных последствий отклоняющегося поведения, применяющаяся при сформированном девиантном поведении и направленная на профилактику рецидивов либо их отрицательных последствий.

Эффективность предупредительной и коррек-ционной работы во многом зависит от мотивированности самих подростков. Для получения реальных результатов такая работа должна осуществляться на основе удовлетворяющей и эмоционально положительной системы взаимоотношений несовершеннолетних с родителями, сверстниками и педагогами, успешной учебной деятельности, добровольного участия и психологической защищённости [22, с. 102].

В социально-педагогической практике, например, в образовательном учреждении «Университетская школа» Елабужского института Казанско-

го (Приволжского) федерального университета, а данный опыт используется и в общеобразовательных учреждениях (средних общеобразовательных школах) Елабужского муниципального района, применяются следующие методы профилактической работы: организация досуга, отдыха и оздоровительных мероприятий; профилактические беседы; вовлечение в различные виды трудовой деятельности; проведение тренингов, ориентированных на устранение стрессового состояния и т.д.

Согласно мнению как сотрудников учреждения, осуществляющих профилактическую работу, так и самих несовершеннолетних, наиболее эффективными методами являются организация досуга, отдыха, оздоровительных мероприятий, вовлечение в различные виды трудовой деятельности, и наименее - проведение профилактических бесед и общих лекций, что связано с простотой и результативностью формирования определенных личностных качеств в случае активной деятельности несовершеннолетних.

Рассмотрим методы психокоррекции в системе предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних.

Согласно исследованиям А.П. Вяткина, подросткам с различной степенью развития девиаций присуща специфическая структура личностных свойств, которая должна учитываться при составлении и реализации психокоррекционных программ [26, с. 489]. Коррекционная работа, осуществляемая с учётом степени выраженности де-виантности и личностных свойств несовершеннолетних, не только способствует положительным изменением черт личности, но и снижает проявление девиаций и риск преступного поведения.

При выборе методов коррекционной работы используются следующие критерии отклоняющегося поведения: духовные проблемы: неразвитость высших чувств, таких как ответственность, совестливость и честность, деформированные нравственные ценности и дефицит позитивных личностных ресурсов; эмоциональные проблемы: негативные эмоции, депрессивность, тревожность, сложности с эмпатией; деформации мотивационно-ценностной системы: эгоцентрич-ность, девиантные ценности, деформация потребностей; когнитивные искажения: стереотипы мышления и особенности восприятия, сформированные на основе установок девиантного поведения; проблемы саморегуляции: неразвитость самоконтроля, неадекватная самооценка, несформиро-ванность механизмов саморегуляции, низкий уровень рефлексии; негативный жизненный опыт: отрицательные навыки и привычки, ограниченность знаний, девиантный опыт, психотравмы, ригидные стереотипы поведения.

В число применяемых на практике методов психокоррекции девиаций среди несовершеннолетних входят:

1. Рисуночная арт-терапия. Этот метод, согласно исследованиям А.Б. Калениченко и Т.А. Родер-

мель, способствует повышению самооценки подростков, развитию творческого потенциала, снижению тревожности и напряжения и выражению агрессии в социально приемлемой форме [27, с. 63].

2. Сказкотерапия. Исследования А.П. Вяткина, Т.Х. Невструевой, Т.А. Тереховой и Л.В. Саниной показывают, что этот метод позволяет добиться снижения тревоги и напряжения, уменьшения обиды и самообвинений и развития потребности в самостоятельности и общении у детей с выраженными формами воспитательной запущенности и акцентуациями характера [26, с. 496].

3. Социально-психологический тренинг. Способствует самопринятию, повышению самоценности, показателей саморегуляции и эмоционального контроля и снижению уровня подозрительности и беспринципности во взаимоотношениях у подростков с транзиторными патохарактерологиче-скими реакциями.

4. Гештальт-терапия. Исследования А.В. Петровой, И.Н. Петровой, О.В. Черновой и С.В. Чернова демонстрируют, что за счет обучения одиннадцатиклассников разностороннему анализу тяжелых ситуаций и принятию ответственности за собственную жизнь и поведение достигается безопасная идентификация личности и раскрываются личностные ресурсы [28, с. 49].

Представленные методы психокоррекции могут применяться как в комплексе, так и самостоятельно.

В заключение данного исследования необходимо отметить, что предупреждение и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних представляют собой важные направления социально-педагогической работы, связанной с наличием у многих несовершеннолетних склонности к деви-антному поведению и частотой случаев его проявления, которые не только носят социально опасный характер, но и разрушительно воздействуют на целостность личности и гармоничность ее развития. Причинами девиантного поведения несовершеннолетних могут выступать личностные психологические особенности, общее состояние общества и социальное окружение, что делает необходимой комплексность ориентации профилактической деятельности, которая должна быть нацелена не только на определенную личность, но и на ее непосредственное социальное окружение и все общество. В связи с этим психолого-педагогическая предупредительная и коррекцион-ная деятельность должна включать: 1) поддержку несовершеннолетних в разные возрастные периоды с учетом особенностей психофизического развития; 2) организацию воспитательного влияния на коллективное и индивидуально-групповое мнение подростков; 3) методы предупреждения подростковых патологических влечений и невротических расстройств; 4) помощь старшим подросткам в самоопределении, развитии взаимоотношений с окружающими, формировании научного мировоззрения и гражданской позиции; 5) подбор и ре-

5 -а

сз

<

ализацию оптимального в различных случаях пси-хокоррекционного комплекса; 6) диагностику всех этапов и результата, оценку результативности и качества предупреждающей и коррекционной работы; 7) выявление взаимодействия и взаимообусловленности результатов проводимой работы с меняющимся поведением детей и подростков.

Для подбора адекватного превентивного и пси-хокоррекционного комплекса необходимо детальное изучение причин, обуславливающих развитие девиантного поведения у несовершеннолетних. При этом следует отметить, что анализ причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних требует самостоятельного рассмотрения и предполагает следующее авторское исследование.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для положительной тенденции по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних следует своевременно и качественно применять наиболее эффективные формы и методы, которые предлагаются соответствующими результатами научных исследований и апробированы социально-педагогической практикой в части предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Таким образом, проведенное исследование представляет анализ международных и российских правовых норм, научных подходов и других материалов, в том числе официальной статистики и отдельных результатов исследований, примеров и социально-педагогической практики, и авторского понимания, характеризующих некоторые вопросы о девиантном поведении несовершеннолетних и основных формах его предупреждения и коррекции.

Литература

1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика: учеб. метод. комплекс. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.

2. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. - 2020. - Т. 28 (1-4). - № 3. -С. 462-473.

3. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления. -URL: https://cyberleninka.rn/artide/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya (дата обращения: 11.07.2021).

4. Цинченко Г.М., Орлова И.С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. - 2021. -№ 1 (145). - С. 97-105.

5. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - 170 с.

6. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - 700 с.

7. Исаченко Н.Н. Социология и политология: учебное пособие для высших учебных заведений. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 365 с. - URL: https://lektsii.org/7-5809.html (дата обращения: 11.07.2021).

8. Словари и энциклопедии на Академике. Девиантное поведение. - URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/890103 (дата обращения: 11.07.2021).

9. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / Н.Ю. Костюнина, А.О. Лучинина. -Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 144 с.

10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

11. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

12. Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 25. -С.149-154.

13. Девиантное поведение: методология и методика исследования / под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - 196 с.

14. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 № 147-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 11.07.2021).

15. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - URL: https:// base.garant.ru/2540422/ (дата обращения: 11.07.2021).

16. Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (в ред. от 02.07.2021 № 310-Ф3). - URL: https://base.garant. ru/10105807/ (дата обращения: 11.07.2021).

17. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 11.07.2021).

18. Бутова М.В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. - № 2. - С. 271274.

19. Шкаев Д.Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Социальные и гуманитарные науки. - 2020. - № 3. - С. 4954.

20. Зиннуров Ф.К. Технология профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности: монография; изд. 2-е, доработанное / Ф.К. Зиннуров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. - Казань:

Центр инновационных технологий, 2012. -280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. и практ. для вузов. - 5-е изд., пе-рераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 290 с.

22. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 2. - С. 99-103.

23. Зиннуров Ф.К. Проблемы профилактики де-виантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2019. - № 1. - С. 129-133.

24. Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г., Зиннуров Ф.К. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 2. - С. 93-95.

25. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособ. для педаг. учрежд. - Минск, 2018. -248 с.

26. Вяткин А.П. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения // Всероссийский криминологический журнал. -2016. - Т. 10. - № 3. - С. 487-498.

27. Калениченко А.Б., Родермель Т.А. Арт-тера-певтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2021. - № 57-2. - С. 62-65.

28. Петрова А.В. Особенности коррекции деви-антного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии / А.В. Петрова, И.Н. Петрова, О.В. Чернова, С.В. Чернов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3 (134). -С.48-52.

29. Zhadan V.N. On the Criminogenic Situation in Russia and Its Significance to the Security of Citizens // World Applied Sciences Journal. -2013. - N 25 (4). - Р. 664-668.

DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: FORMS OF PREVENTION AND CORRECTION

Zhadan V.N.

Elabuga Institute Kazan (Volga Region) Federal University

The article discusses some questions about deviant (deviant) behavior of minors and the main forms of its prevention and correction based on the analysis of legal norms, scientific approaches and other materials, including official statistics and individual research results, examples of socio-pedagogical practice and author's understanding. The author, on the basis of international and Russian legal norms, draws attention to the legal basis for determining the age of a minor (child), preventing and correcting deviant behavior of minors. On the basis of scientific approaches, individual research results, examples of social and pedagogical practice, certain forms and methods of preventing and correcting deviant behavior of minors are considered. Based on the results of the study, it is concluded that for a positive trend in the prevention and correction of

deviant behavior of minors, the most effective forms and methods should be applied in a timely manner and with high quality, which are proposed by the relevant results of scientific research and tested by social and pedagogical practice in terms of prevention and correction of deviant behavior. minors.

Keywords: deviant behavior, minor, form, warning, correction, analysis, norm, approach, practice, understanding.

References

1. Azarova L.A. Deviant behavior and its prevention: textbook. method. complex. - Minsk: GIUST BSU, 2009. - 164 p.

2. Gaponova S. A., Devetyarova I.N. Correction of deviant behavior of adolescents in extracurricular activities // Man: crime and punishment. - 2020. - Vol. 28 (1-4). - N 3. - P. 462-473.

3. Ralnikova L.A. Deviant behavior of minors: causes and manifestations. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya (accessed: 11/07/2021).

4. Tsinchenko G. M., Orlova I.S. Prevention of youth deviations in Russia and abroad // Managerial consulting. - 2021. - N 1 (145). - P. 97-105.

5. Healthcare in Russia. 2019: Stat. sat. / Rosstat. - M., 2019. -170 p.

6. Russian Statistical Yearbook. 2020: Stat. sat. / Rosstat. - M., 2020. - 700 p

7. Isachenko N.N. Sociology and political science: a textbook for higher educational institutions. - Tyumen: TSOGU, 2010. -365 p. - URL: https://lektsii.org/7-5809.html (accessed: 11/07/2021).

8. Dictionaries and encyclopedias on the Academic. Deviant behavior. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/890103 (accessed: 11/07/2021).

9. Preventive pedagogy and psychology: textbook. manual / N. Yu. Kostyunina, A.O. Luchinina. - Kazan: Publishing house "Brig", 2015. - 144 p.

10. Mendelevich V.D. Psychology of deviant behavior. Training manual. - St. Petersburg: Rech, 2005. - 445 p.

11. Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): studies. manual for students. higher. studies. institutions. - 5th ed., ster. - M.: Academy, 2008. - 288 p.

12. Gizatullina R.R. On the question of deviations in the behavior of minors and ways to overcome it // Legality and law and order in modern society. - 2015. - N 25. - P. 149-154.

13. Deviant behavior: methodology and methodology of research / ed. by M.E. Pozdnyakova. - M.: Raglant, 2004. - 196 p.

14. Federal Law N 120-FZ of 24.06.1999 (as amended. N 147-FZ of 24.04.2020) "On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency". - URL: https://base.garant. ru/12116087/ (accessed: 11/07/2021).

15. Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on 20.11.1989) (entered into force for the USSR on 15.09.1990). - URL: https://base.garant.ru/2540422/ (accessed: 11/07/2021).

16. Family Code of the Russian Federation N 223-FZ of 29.12.1995 (as amended. N 310-FZ of 02.07.2021). - URL: https://base.ga-rant.ru/10105807/ (accessed: 11/07/2021).

17. Federal Law N 124-FZ of 24.07.1998 (as amended. N 170-FZ of 11.06.2021) "On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation". - URL: https://base.garant.ru/179146/ (accessed: 11/07/2021).

18. Butova M.V. Reasons for the development of deviant behavior of minors: correction and prevention // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. -N 2. - P. 271-274.

19. Shkaev D.G. Mind viruses, digital religion and the mythology of deviations: socio-philosophical comparison // Social and humanitarian Sciences. - 2020. - N 3. - P. 49-54.

20. Zinnurov F.K. Technology of prevention and correction of deviant behavior in the conditions of socio-cultural activity: monograph; 2nd edition, revised / F.K. Zinnurov, V.F. Gabdulkhakov, G.G. Chanysheva. - Kazan: Center of Innovative Technologies, 2012. - 280 p.

21. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior: textbook. and prakt. for universities. - 5th ed., reprint. and additional. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 290 p.

5 -a

C3

<

22. Boldina M. A., Nikonov Yu.S. Prevention as the leading technology of social work with adolescents prone to deviant behavior // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. - 2016. -Vol. 15. - N 2. - P. 99-103.

23. Zinnurov F.K. Problems of prevention of deviant behavior of children and adolescents in modern socio-cultural conditions of Russian society // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2019. - N 1. - P. 129-133.

24. Gabdulkhakov V. F., Chanysheva G.G., Zinnurov F.K. About pedagogical principles of prevention of deviant behavior of adolescents // Psychopedagogy in law enforcement agencies. -2012. - N 2. - P. 93-95.

25. Nichishina T.V. Prevention of deviant behavior of minors in school and family: a manual. for teachers. the organization. -Minsk, 2018. - 248 p.

26. Vyatkin A.P. Methods of psychocorrection of the personality of minors in the system of early warning of their criminal behavior // All-Russian Criminological Journal. - 2016. - Vol. 10. - N 3. -P. 487-498.

27. Ex A. B., T.A. Rodermel Art-therapeutic methods in work with adolescents with deviant behavior // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2021. - N 57-2. -P. 62-65.

28. Petrov A. V. features of correction of deviant behavior of high school students methods of Gestalt therapy / A.V. Petrov, I.N. Petrov, O.V. Chernov, S.V. Chernov // Kazan pedagogical journal. - 2019. - N 3 (134). - P. 48-52.

29. Zhadan V.N. On the Criminogenic Situation in Russia and Its Significance to the Security of Citizens // World Applied Sciences Journal. - 2013. - N 25 (4). - P. 664-668.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.