Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
700
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА / РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филипенко Е. В., Витольник Г. А., Душкина Е. В.

Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних приобретает в настоящее время особую актуальность, о чем свидетельствует пристальное внимание со стороны современных ученых и специалистов-практиков. В частности, повышенный интерес представляет теоретико-методологические аспекты интерпретации понятия «девиантное поведение», которое активно используется учеными в контексте различных научных направлений, в связи с чем содержание данной дефиниции является весьма неоднозначным и дискуссионным. В данной статье представлены результаты всестороннего теоретического анализа девиантного поведения, а также обоснована необходимость ранней педагогической профилактики, осуществляемой общеобразовательной организацией, раскрываются цель, задачи, сущность и специфика профилактической работы, ее основные функции, принципы и направления. Авторы статьи также обращают внимание на то, что успешная профилактика девиантности подростков предполагает их устойчивое развитие в русле социально одобряемого, то есть правомерного поведения, поскольку именно оно в полной мере согласуется с нормами права и общественной моралью, что обеспечивает успешную реализацию столь важной социально-педагогической задачи, как создание системы профилактической работы по эффективному предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филипенко Е. В., Витольник Г. А., Душкина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

The problem of preventing the deviant behavior of minors is now acquiring special relevance, as evidenced by the close attention of modern scientists and practitioners. In particular, theoretical and methodological aspects of the interpretation of the concept of «deviant behavior», which is actively used by scientists in the context of various scientific directions, are of great interest, and therefore the content of this definition is very ambiguous and controversial. This article presents the results of a comprehensive theoretical analysis of deviant behavior, as well as substantiates the need for early pedagogical prevention carried out by a general educational organization and the family, reveals the goal, objectives, essence and specifics of preventive work, its main functions, principles and directions. The authors of the article also draw attention to the fact that successful prevention of adolescent deviance presupposes their sustainable development in line with socially approved, that is, legitimate behavior, since it is this behavior that is fully consistent with the norms of law and public morality, which ensures the successful implementation of such an important socio-pedagogical tasks, such as creating a system of preventive work to effectively prevent adolescent deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 316.624.2:343.851.5(470)

Е. В. ФИЛИПЕНКО, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)

E. V. FILIPENKO, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg)

Г. А. ВИТОЛЬНИК, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)

G. A. VITOLNIK, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg)

Е. В. ДУШКИНА, кандидат юридических наук (г. Санкт-Петербург)

E. V. DUSHKINA, Candidate of Legal Sciences (St. Petersburg)

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

THE PROBLEM OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

Аннотация. Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних приобретает в настоящее время особую актуальность, о чем свидетельствует пристальное внимание со стороны современных ученых и специалистов-практиков. В частности, повышенный интерес представляет теоретико-методологические аспекты интерпретации понятия «деви-антное поведение», которое активно используется учеными в контексте различных научных направлений, в связи с чем содержание данной дефиниции является весьма неоднозначным и дискуссионным. В данной статье представлены результаты всестороннего теоретического анализа девиантного поведения, а также обоснована необходимость ранней педагогической профилактики, осуществляемой общеобразовательной организацией, раскрываются цель, задачи, сущность и специфика профилактической работы, ее основные функции, принципы и направления. Авторы статьи также обращают внимание на то, что успешная профилактика деви-

208

антности подростков предполагает их устойчивое развитие в русле социально одобряемого, то есть правомерного поведения, поскольку именно оно в полной мере согласуется с нормами права и общественной моралью, что обеспечивает успешную реализацию столь важной социально-педагогической задачи, как создание системы профилактической работы по эффективному предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова и словосочетания: девиантное поведение, отклоняющееся поведение несовершеннолетних, профилактика, ранняя профилактическая работа, правомерное поведение.

Annotation. The problem of preventing the deviant behavior of minors is now acquiring special relevance, as evidenced by the close attention of modern scientists and practitioners. In particular, theoretical and methodological aspects of the interpretation of the concept of «deviant behavior», which is actively used by scientists in the context of various scientific directions, are of great interest, and therefore the content of this definition is very ambiguous and controversial. This article presents the results of a comprehensive theoretical analysis of deviant behavior, as well as substantiates the need for early pedagogical prevention carried out by a general educational organization and the family, reveals the goal, objectives, essence and specifics of preventive work, its main functions, principles and directions. The authors of the article also draw attention to the fact that successful prevention of adolescent deviance presupposes their sustainable development in line with socially approved, that is, legitimate behavior, since it is this behavior that is fully consistent with the norms of law and public morality, which ensures the successful implementation of such an important socio-pedagogical tasks, such as creating a system of preventive work to effectively prevent adolescent deviant behavior.

Keywords and phrases: deviant behavior, deviant behavior of minors, prevention, early preventive work, lawful behavior.

Важнейшим направлением развития российского общества является задача формирования правового государства, обеспечивающего приоритет закона, защиту прав и свобод своих граждан как базисного основания жизнедеятельности социума. Решающая роль в осуществлении поставленной задачи принадлежит системе образования, призванной реализовать социальный заказ на воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, способного успешно функционировать в обществе в соответствии с нормами и принципами общечеловеческого бытия. В этой связи особо злободневной становится задача предупреждения социально опасных девиаций как в поведении, так и в массовом сознании прежде всего молодежи, исходя из чего современные педагогическая наука и практика столь пристальное внимание уделяют вопросу профилактики девиант-ного поведения.

Однако для успешного решения поставленной задачи нам необходимо обратиться к более подробному изучению таких феноменов, как собственно

девиантное поведение и его профилактика, с рассмотрением их сущностных характеристик. Основополагающей в этой связке является научная дефиниция «девиантное поведение», относящаяся к категория межотраслевых, поскольку весьма активно исследуется такими науками, как психология, социология, педагогика, криминология, юридическая психология, философия, этика, медицина, психиатрия, нейропсихология и др., что подтверждается широким кругом работ отечественных и зарубежных ученых разного научного профиля

(Я. И. Гилинский, Э. Дюркгейм, Е. В. Змановская, Д. Майерс,

В. Л. Малыгин, В. Д. Менделевич, Р. Мертон, Е. К. Нурпеисов, З. Фрейд,

Т. А. Хайгуров, С. Холл, А. В. Хомич и мн. др.). В данных трудах определяется взаимосвязь таких феноменов, как собственно девиантное поведение, а также противоправное и правомерное поведение, исследуется их влияние на развитие общества и личности в частности. При этом первоначально ученых мало интересовали вопросы превентивного харак-

тера, поскольку основной акцент они делали на выявлении специфики отклоняющегося (девиантного и делинквент-ного) поведения и их последующей коррекции. Многие известные ученые (Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев и др.) предметом научного анализа избрали именно девиантное поведение, определяя девиацию как поступок или действия человека, не соответствующие нормам официально принятых в обществе идеологии, морали и права [5, с. 183]. Причем сам термин «девиантное поведение» был введен в научный оборот тем же Я. И. Гилинским. До этого исследователи оперировали такими понятиями, как «отклоняющееся поведение», «нежелательное поведение», «социально неодобряемое поведение», «дисфункциональное поведение», «деструктивное поведение» и пр.

Понимая, что структурообразующим феноменом здесь является категория «поведение», они исходили из научных воззрений

Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, которые единодушно трактовали поведение как синоним деятельности, подразумевая под этим жизненную активность индивида, выстраиваемую согласно нравственно-правовым императивам общества. Неспособность же функционировать в соответствии с правовыми и морально-этическими регламентациями, диктуемыми социумом, активизирует противоправное поведение, которое детерминируется не только низким уровнем правовых знаний, но и актуализацией витальных потребностей на фоне несформированности волевых регуляторов и общей ориентации на асоциальный образ жизни.

Проявляться противоправное поведение может в самых различных формах, например, в пренебрежении нормами права, игнорировании прав и свобод окружающих, участии в буллин-ге (травле более слабых подростков), в использовании ненормативной лексики,

вандализме, грабежах, употреблении и распространении наркотиков и пр. Главными детерминантами здесь выступают отсутствие должного контроля со стороны взрослых и сформированное чувство собственной безнаказанности.

Возможно, именно в силу того, что данная категория весьма активно исследуется учеными из разных научных областей (как уже было отмечено выше), этим и обуславливается отсутствие единого подхода в понимании и трактовке заявленного феномена. Невзирая на некоторые разногласия, все же подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что сущностным признаком девиантного поведения является его противоречие общепринятым в социуме нормам и правилам.

К примеру, в социологии понятийная сущность девиантного поведения до сих пор остается предметом научных дискуссий, хотя исходным критериальным основанием для его осмысления выступает понятие «социальной нормы», понимаемой как некий предел, своего рода мера допустимого (как дозволенного, так и обязательного) в поведении либо деятельности людей, что призвано обеспечить сохранение социальной системы в целом (Л. Я. Гилинский, Ю. Ю. Комлев,

Н. Х. Сафиуллин, Т. А. Хагуров и др.). При этом амплитуда отклонений от социальных норм довольно широка - от позитивно-ориентированных до негативных. В частности, к числу позитивных отклонений принято относить девиации, направленные на искоренение или изжитие устаревших регламентаций, стандартов и норм общественной жизни посредством стимулирования групповой или личностной креативности, что содействует очевидным изменениям социальной системы. Негативные отклонения по сути своей глубоко дисфункциональны, поскольку дезорганизуют социальную систему вплоть до ее полного разрушения, что и обуславливает девиантное поведение. «Девиации вызывают напря-

жение в самой социальной системе, нарушая ее гомеостаз и вызывая ответное закономерное стремление последней устранять отклонения» [7, с. 16].

В несколько ином аспекте девиант-ное поведение трактуется в юридической интерпретации, где оно нередко рассматривается как вид отклоняющегося поведения неправомерного характера, не соответствующего правовым установлениям и приводящего индивида к преступной деятельности. В частности А. Г. Аванесовым девиантные отклонения рассматриваются в структуре правонарушений, которые он подразделяет на собственно правонарушения (если они приносят сравнительно незначительный урон обществу и отдельным людям) и на преступления, которые в обязательном порядке влекут за собой уголовную ответственность индивида за совершенное деяние. Так что в юридической науке зачастую те или иные девиации исследуются в русле делинквентного (противоправного) либо криминального (преступного) поведения [1]. При этом согласно криминологическому подходу к факторам, способствующим развитию социальных девиаций несовершеннолетних, часто относят самые разнообразные явления как, например, уклонение от общественно-полезной деятельности; низкий социальный статус и культурный уровень; употребление наркотических средств; совершение в прошлом деви-антных поступков, а также повышенная внушаемость; наличие психической аномалии и др.

Психологами девиантность чаще всего рассматривается в контексте тех или иных нарушений процесса социализации личности, возможных вариантов ее дезадаптации в социуме. При этом ученые склонны трактовать девиантное поведение как идентичное отклоняющемуся: «Понятие же «девиантное поведение» -есть чистый синоним, абсолютное тождество «отклоняющемуся поведению», поскольку эти термины имеют лишь язы-

ковое отличие» [18, с. 28]. Последнее, согласно их выкладкам, «может быть следствием духовных проблем, оно также может быть связано с внутриличност-ными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой - действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой. Это может быть что-то одно или многое сразу» [3, с. 76].

В то же время Е. В. Змановская [6] полагает, что детерминированность отклоняющегося поведения вызвана в том числе внутренними биологическими процессами, которые в значительной мере определяют характер и степень человеческих реакций на любые средовые раздражители. И потому девиантное поведение личности представляет собой сложно структурированную форму социального поведения, обусловленного воздействием самых разнообразных диалектически взаимосвязанных факторов. Таким образом, девиантное поведение еще определяют как результат «деформации ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, то есть системы внутренней регуляции поведения. Поэтому... девиантное поведение -это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью (социальной группой) ценностного отношения к ним» [8, с. 26].

Отметим, что в качестве рабочего определения за основу нами было взято определение девиантного поведения Ю. А. Клейберга, поскольку оно наиболее точно отражает суть нашей научной позиции, поскольку мы так же считаем, что практически все социальные девиации являются следствием ценностно-нормативной деформации личности и дисфункции социальных систем.

Несмотря на активную разработку в науке проблемы отклоняющегося по-

ведения, все-таки следует отметить, что последняя традиционно решалась не столько в превентивном, сколько в кор-рекционном аспекте. При этом необходимость проведения профилактической работы однозначно признавалась, но основное внимание по-прежнему уделялось именно анализу социально-педагогических и психологических девиаций и вопросам их эффективной коррекции. В связи с этим категориально-терминологический аппарат профилактики девиантного поведения подростков характеризуется относительной несогласованностью научных позиций и широким применением синонимичных понятий. К примеру, большинство ученых склонны придерживаться такого термина, как «превенция», что с англ. prevention означает «предотвращение», «предупреждение». В связи с этим в одном ряду с превенцией широко употребляются также «профилактика девиаций», «предотвращение», «предупреждение» и «пресечение» - все эти категории, несомненно, обладают явной семантической близостью, но не являются тождественными.

Следует отметить, что начиная с середины 70-х годов XX века наметилось возрастание исследовательского интереса к изучению проблем девиантности, и ученые стали чаще затрагивать тему профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков как своеобразного гаранта их социального благополучия. Например, С. Л. Алексеев отмечал важность своевременного предупреждения тех или иных отклонений в личностном развитии индивида, трактуя профилактику, как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [3, с. 94]. В отечественной психолого-педагогической науке исследуемый феномен рассматривается в двух смысловых значениях - в широком и узком смысле слова. Широкое толкование дается академиком В. Н. Кудрявцевым, понимающим под профилактикой дея-

тельность социально-правового порядка «государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных объединений и отдельных граждан по выявлению, устранению либо нейтрализации причин и условий правонарушений и оказанию корректирующего воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений, в целях недопущения последних» [9, с. 296]. В узком смысловом значении профилактика понимается как один из педагогических этапов упреждающей активности, направленной на пресечение и предотвращение нежелательных видов и форм поведения. Например, М. А. Га-лагузова определяет профилактическую работу как целенаправленные и последовательные действия, «направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетнего, входящих в группу социального риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала» [15, с. 294-295].

И все же большинство ученых склонны понимать профилактические меры как «процесс помощи несовершеннолетнему в преодолении сложившихся стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально-личностных и социальных особенностей, а также формирование адаптивных стратегий, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения» [13, с. 5]. Л. Б. Филонов также считает, что профилактика есть «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [17, с. 37]. Из всех перечисленных дефиниций профилактики наиболее близким на-

шему пониманию оказался подход

Л. Б. Филонова в силу точности и емкости определения им сути исследуемого феномена.

В то же время мы должны отметить, что вопросы профилактики девиант-ного поведения подростков занимали ученых гораздо в меньшей степени, нежели его коррекция. И это, невзирая на настоятельную потребность общества в предупреждении и недопущении психолого-педагогических девиаций подрастающего поколения, тормозящих не только личностное развитие детей и подростков, но и отрицательно влияющих на благополучие социума в целом. Именно с учетом насущной общественной потребности в профилактике девиантного поведения детей и молодежи Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и были определены основные направления деятельности упреждающего характера, а также регламентирована степень ответственности федеральных министерств и ведомств в организации профилактической работы. Именно данный закон определяет всю систему превентивных мер, предусматривающих принятие специальных программ формирования правовой культуры и законопослушного поведения юных граждан Российской Федерации. Согласно вышеуказанному закону важнейшим социальным заказом общества является целенаправленное проведение воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками по предупреждению их безнадзорности и правонарушений [16].

В связи с чем первостепенное внимание уделяется необходимости осуществления так называемой первичной профилактики девиантного поведения, которую следует начинать с ранней пропаганды здорового образа жизни и широкомасштабной популяризации морально-правовых знаний среди детей и

подростков в процессе их целенаправленного вовлечения в разнообразные виды деятельности, включая культур-но-досуговые, что должно обеспечить стимулирование социальной устойчивости подростков и предупреждение негативного воздействия на них окружающей среды.

Анализ вышеприведенных дефиниций позволил нам обозначить цель профилактической работы как обеспечение учета психолого-педагогических факторов предупреждения девиантного поведения подростков в процессе воспитательной деятельности для формирования социально-одобряемого (правомерного) поведения, содействующего полноценной социализации подрастающего поколения. Данная цель решается посредством следующих задач:

- выявление основных детерминант профилактики отклоняющегося (деви-антного) поведения;

- уменьшение степени воздействия негативных факторов социально-экономического и психолого-педагогического характера на формирующуюся личность подростка;

- проведение защитно-охранительных мероприятий по поддержанию благополучного эмоционально-психологического фона жизнедеятельности подростков в семье и школе;

- содействие раскрытию творческого и нравственного потенциала личности как важнейшего условия ее гармоничной самореализации в социуме.

Успешность профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков достигается при условии совокупной реализации следующих ее функций:

- воспитательной функции, предусматривающей последовательное нравственно-правовое развитие личности с целью овладения ею нормами морально-этического поведения, пропагандируемых официальной идеологией;

- мировоззренческой функции, свя-

занной с формированием основ мировосприятия и миропонимания в аспекте принятия нравственно-правовых регла-ментаций общества как основы личной жизнедеятельности;

- ценностно-ориентационной функции, позволяющей сориентировать подростков в русло социально одобряемого (правомерного) поведения и активного неприятия контркультурных идеалов и ценностей;

- нормативно-регламентирующей функции, направленной на усвоение детьми норм и стандартов законопослушного поведения, предусматривающего сознательное соблюдение и интери-оризацию общечеловеческой и правовой морали;

- деятельностно-практической функции, обеспечивающей программирование, конструирование и организацию жизнедеятельности подрастающего поколения в целях его успешной самореализации в поле нравственно-правовой культуры;

- гуманистической функции, ориентированной на создание педоцентриче-ской среды жизнеобитания подростка, в которой способны максимально раскрыться его сущностные силы и потенции;

- оценочно-контролирующей функции, позволяющей успешно контролировать процесс воспитания ребенка, своевременно предпринимать превентивные меры и проводить коррекционные мероприятия при обнаружении отклонений в его социально-психологическом развитии;

- социализирующей функции, направленной на социализацию и успешную адаптацию подростков в социуме.

Положительная результативность профилактической работы зависит не только от последовательной реализации ее функций, но также и от системы принципов, определяющих содержание и характер профилактической деятельности педагогов. За основу можно взять об-

щеметодологические принципы профилактики девиантного поведения, обозначенные Г. И. Семикиным и рядом других авторов:

- принцип системности, предусматривающий согласованное взаимодействие субъектов воспитания в разработке и осуществлении программных профилактических мероприятий;

- принцип стратегической целостности, предполагающий общую стратегию педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних;

- принцип многоаспектности, требующий диалектического единства личностного, поведенческого и средового аспекта профилактической работы;

- принцип ситуационной адекватности, предполагающий соответствие профилактической деятельности социальным реалиям и потребностям практики;

- принцип континуальности, обеспечивающий динамичность, целостность, непрерывность, постоянство, развитие и совершенствование всех форм и направлений профилактической работы;

- принцип солидарности, означающий согласованное взаимодействие и интеграцию интересов всех социальных институтов воспитания (государства, семьи, образовательной организации, церкви и др.) в процессе реализации системы социальных заказов на формирование законопослушного гражданина;

- принцип полимодальности и максимальной дифференциации, предусматривающий активное использование широкого арсенала средств, методов и форм профилактической деятельности, вне центрации на конкретном методе или подходе [14, с. 118-119].

Для достижения высокой эффективности профилактики девиантного поведения следует обеспечить так называемую «раннюю профилактику», осуществляемую в первую очередь семьей, которая призвана в должной мере осуществить своего рода «вакцинацию» против

негативного воздействия средового окружения на формирующуюся личность детей и подростков. Ранняя профилактика имеет целью своевременного обнаружения деструктивных процессов, деформационных тенденций, травмирующих факторов, способных отрицательно повлиять на сознание, поведение и характер жизнедеятельности ребенка.

Фундаментальным основанием ранней профилактики, по мнению

Г. А. Аванесова, является не столько предупреждение девиантности, сколько воспитание, ориентированное на профилактику: «Ранняя профилактика означает то, что работу с личностью надо начинать заранее», и потому «любая профилактика преступлений может рассматриваться как ранняя, если она опережает совершение преступления» [2, с. 143]. Здесь следует вести речь о необходимости проведения педагогической профилактики детско-подростковой девиантности в нескольких направлениях:

во-первых, регулярно осуществлять систематическую психолого-педагогическую диагностику обучающихся, предполагающую своевременное выявление несовершеннолетних из так называемой «группы риска», квалифицированное выявление и устранение социально-психологических детерминант, обуславливающих формирование стабильных форм девиантного поведения подростков;

во-вторых, целенаправленно создавать комфортные социально-психологические условия, ориентированные на организацию психолого-педагогического сопровождения воспитанников, организацию их самовоспитания и оказание методической помощи родителям в установлении гармоничных бесконфликтных взаимоотношений с детьми. Также в русле решения данной задачи предусматривается разработка и последовательная реализация созидающих здоровье программ и технологий, обосновывающих комплекс мероприятий по предупреждению и нивелированию негативных фак-

торов, способных спровоцировать деви-антное поведение детей и подростков;

в-третьих, в систему педагогической профилактики включается необходимость проведения как индивидуальной, так и групповой психолого-педагогической коррекции, имеющую целью не только работу с детьми из категории «группы риска», но и организацию продуктивного взаимодействия с их родителями.

Содержание профилактической работы ориентировано на устранение или ослабление негативных форм и видов поведения, препятствующих успешной социализации подростка в обществе. Исходя из чего, на данной стадии коррек-ционно-профилактические меры педагогического воздействия должны иметь нейтрализующую и компенсаторно-реабилитирующую направленность.

В связи с тем, что успешная профилактика девиантности подростков предполагает их устойчивое развитие в русле социально одобряемого поведения, нами была поставлена задача рассмотреть также сущность такого феномена, как «правомерное поведение». Следует отметить, что в современной психолого-педагогической науке не наблюдается особых расхождений в понимании названного явления. В частности, его ведущим структурообразующим основанием полагается прежде всего гармоничное согласование поведения с нормами права [11, с. 621]. К примеру,

В. Л. Кулапов рассматривает правомерное поведение как в полной мере отвечающее правовым предписаниям, устанавливаемых государством, и не в коей мере не ущемляющее интересы общества и отдельных индивидов [10, с. 580]. Г. М. Андреева условием успешной социальной адаптации индивида считает активизацию таких важных сфер его самореализации, как общение, деятельность и самосознание, что задает социальным связям личности характер устойчивости и равновесия [4, с. 275]. Если человек сможет вписаться в обще-

ство, реализуя себя в рамках официально принятой идеологии и морали, то это в решающей мере определит правомерную направленность его поведения. Как собственно девиантное, так и правомерное

поведение детерминированы весьма широким спектром социально-экономических и психолого-педагогических факторов, которые представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Факторы, определяющие девиантную и правомерную направленность личности

Факторы, содействующие девиантному поведению Факторы, содействующие правомерному поведению

Социально-экономический и духовный кризис, обострение социальных противоречий Благополучное функционирование общества, достижение социального гомеостаза

Антагонистическая направленность социальных отношений; игнорирование обществом нужд и потребностей граждан Гуманистически ориентированная социальная система, направленная на максимальное удовлетворение личностных потребностей

Наличие «двойных стандартов» Приоритет права и законности

Обострение тенденций противостояния культур и субкультур Ориентация социальной политики на принципы толерантности и гуманизма

Расслоение общества на «богатых» и «бедных», игнорирование прав и свобод граждан, обнищание народных масс Реализация принципа равноправия, гарантирующего право человека на достойную жизнь

Обесценивание человеческой жизни и пренебрежение ею Защита человека на всех уровнях его бытия

Низкий уровень нравственной культуры общества Высокий уровень нравственной культуры

Деструктивная социализация и дезадаптация личности Позитивная / успешная социализация личности

Нигилистическое отрицание общечеловеческих ценностей и норм бытия; социальный цинизм Устойчивая ориентация на систему общечеловеческих ценностей и идеалов

Невозможность интеграции в окружающий мир Отсутствие коммуникативных барьеров

Невозможность самоактуализации Принятие личностной индивидуальности, самобытности, самости

Агрессивное поведение, покушение на права и свободы человека Позитивное взаимодействие, способность к сотрудничеству и социальному сотворчеству

Низкий уровень общего развития, деформация морально-правового сознания Правовая грамотность, развитая правовая культура, в том числе высокий уровень общей культуры личности

В условиях синергетического воздействия позитивных факторов обеспечивается успешная профилактика личностных девиаций и стимулируется правомерная поведенческая направлен-

ность индивида, способного сознательно регулировать свою жизнедеятельность в соответствии с правовыми предписаниями и установлениями. Именно поэтому правомерное поведение можно опреде-

лить как согласующееся с нормами правовых регламентаций и установлений; не противоречащее правовым нормативам; не запрещенное юридически.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы солидарны с научной позицией В. В. Оксамытного, который отмечает субъективную природу правомерного поведения, являющего собой интеллектуально-волевое выражение отношения индивида к совершаемым действиям. Также субъективную сторону представляют мотивы и целеполагание, внутренняя рефлексия в отношении своей деятельности и ее самооценка [12, с. 25].

Вместе с тем мы не можем игнорировать и объективную сущность правомерного поведения, поскольку оно в безусловном порядке предполагает необходимость сознательной ориентации законопослушного субъекта права на идеальную поведенческую модель, постулируемую правовыми установлениями. Мы можем вести речь о правомерном поведении только лишь в том случае, когда действия человека в полной мере соответствуют должному поведенческому образцу, нашедшему отражение в конкретных правовых нормах. Объективный характер правомерного поведения выражается главным образом в его упорядоченности в отношении к социуму. Упорядоченность, на наш взгляд, изначально свойственна человеку как существу социальному, ибо позволяет ему избежать серьезных противоречий и конфликтов во взаимодействии с людьми и максимально эффективно приспособиться к условиям окружающей среды. Именно в целях сохранения общественного порядка и гармонии гражданам вменяется в обязанность неукоснительное следование морально-правовым ре-гламентациям, начиная с соблюдения правил дорожного движения, заканчивая доброжелательным отношением к пожилым людям, детям, родителям и т. д.

При этом очевиден тот факт, что человек может преступать нормы морали и права, нарушая тем самым, упорядочен-

ность своего поведения и содействуя раз-балансированию социальных систем и взаимоотношений с миром. Тем не менее объективность в данном случае состоит в том, что для подавляющего большинства людей немыслимо собственное существование в рамках противоправного поведения, поскольку оно нарушает гармонию социальных отношений, наносит несомненный урон обществу и, что немаловажно, может иметь весьма негативные последствия для человека, грубо нарушающего законность и общественный порядок. В связи с этим основными критериями правомерного поведения выступают его полезность и самоценность для общества в целом. Иными словами, правомерное поведение предполагает сознательное следование закону в целях обеспечения социального комфорта и безопасного существования индивидов в мире.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что в современной науке зачастую правомерное (законопослушное) поведение характеризуется как общественно полезное и трактуется официально принятой идеологией не только как желательное, но и необходимое. Вынужденность и социальная оправданность правомерного поведения детерминирована нормами права в первую очередь в обязывающих или запрещающих регламентациях, в то время как желательность поведения фиксируется поощрительными и рекомендательными нормами, поскольку для поддержания своей жизнеспособности государство непосредственно заинтересовано в законопослушных гражданах, своим поведением содействующих сохранению и укреплению общественных устоев. В сущности, правомерное поведение предполагает развитие высокого уровня правового сознания и правовой культуры подрастающего поколения, понимающего законность и правопорядок как условие гармоничного существования каждого гражданина в обществе. И именно последовательное формирование основ

социально-одобряемого поведения, в полной мере согласующегося с нормами права и общественной моралью, обеспечивает успешную реализацию столь важ-

ной социально-педагогической задачи, как создание системы профилактической работы по эффективному предупреждению девиантного поведения подростков.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика /

Г. А. Аванесов. - М. : Акад. МВД СССР, 1980. - 526 с.

2. Аванесов Г. А. Популярная криминология. Очерки общей части : учеб. пособие для высш. учеб. заведений по спец-ти «Юриспруденция». - М. : ЮНИТИДАНА : Закон и право, 2014. - 151 с.

3. Алексеев С. Л. Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект // Казанский педагогический журнал. - 2012 - № 3. - С. 94-102.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.

5. Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. - Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.

6. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : монография. - Санкт-Петербург : СПб ун-т МВД России, 2005. - 274 с.

7. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 352 с.

8. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов. -5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 290 с.

9. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М. : Юристъ, 1997. 512 с.

10. Кулапов В. Л. Правомерное поведение и правонарушение. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М. : Юристъ, 2001. - 776 с.

11. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс : учеб. пособие. - М. : Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.

12. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности / В. В. Оксамытный. - Киев : Нау-кова думка, 1985. - 175 с.

13. Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации : коллективная монография / А. В. Смирнов [и др.] / под ред. Н. Н. Васягиной, Е. А. Казаевой. - Екатеринбург : ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2018 - 361с.

14. Семикин Г. И. Профилактика девиантного поведения молодежи / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, З. И. Калинина, С. В. Пазухина, Е. В. Декина / под общ. ред. Н. А. Шайденко. - Тула : Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2013. - 240 с.

15. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова [и др.] / под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 416 с.

16. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz6gyWlEG0P (дата обращения 13.02.2021)

17. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука, 2009. - 400 с.

18. Хомич А. В. Психология девиантного поведения : учеб. пособие. - Ростов-на-Дону : Южно-Российский Гуманитарный Институт. - 2006. - 140 с.

© Филипенко Е. В.

© Витольник Г. А.

© Душкина Е. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.