Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ГЕНЕЗИС ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ "УСТАНОВКА" / "КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ" / СИТУАЦИЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ГРАБЕЖЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / MINOR / DEVIANCE / DELINQUENCY / FORENSIC PREVENTION / JUVENILE UNITS / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL "INSTALLATION" / "INFERIORITY COMPLEX" / A SITUATION PROVOKING A MINOR TO COMMIT A CRIME / PSYCHOSOCIAL PROBLEM / SCHOOL MALADJUSTMENT / ROBBERY / SOCIAL AND PSYCHO-PHYSIOLOGICAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вецкая Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены факторы, влияющие на зарождение, формирование и проявление противоправного поведения среди несовершеннолетних в период школьной дезадаптации, как одной из первых причин возникновения девиаций агрессивной или социально-пассивной направленности, обуславливающей, в том числе, преступное поведение конкретного подростка. Отмечается, взаимообусловленность социального неблагополучия семьи с генезисом преступного поведения несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF CRIMINAL BEHAVIOR OF MINORS UNDER THE AGE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY

The article discusses the factors affecting the origin, formation and manifestation of illegal behavior among minors during the period of school maladaptation, as one of the first causes of deviations of an aggressive or socially passive orientation, which determines, among other things, the criminal behavior of a particular teenager. It is noted that the interdependence of the social disadvantage of the family with the genesis of the criminal behavior of a minor is confirmed by specific statistics from one of the regions of the Southern Federal District of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 343

РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2020.61581

Вецкая Светлана Анатольевна

доцент кафедры уголовного процесса, Краснодарский университет МВД России [email protected]

Svetlana A. Vetskaya

Associate Professor of Department of Criminal proceedings, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]

Генезис преступного поведения

несовершеннолетних,

не достигших возраста уголовной ответственности

Genesis of criminal behavior

of minors under

the age of criminal responsibility

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на зарождение, формирование и проявление противоправного поведения среди несовершеннолетних в период школьной дезадаптации, как одной из первых причин возникновения девиаций агрессивной или социально-пассивной направленности, обуславливающей, в том числе, преступное поведение конкретного подростка. Отмечается, взаимообусловленность социального неблагополучия семьи с генезисом преступного поведения несовершеннолетнего.

Ключевые слова: несовершеннолетний; девиант-ность; делинквентность; криминалистическая профилактика; подразделения по делам несовершеннолетних; психо-физиологическая «установка»; «комплекс неполноценности»; ситуация, провоцирующая несовершеннолетнего на совершение преступления; психосоциальная проблема; школьная дезадаптация; ситуации, провоцирующая на совершение краж, грабежей, разбоев; социальные и психо-физиологические нарушения.

Annotation. The article discusses the factors affecting the origin, formation and manifestation of illegal behavior among minors during the period of school maladaptation, as one of the first causes of deviations of an aggressive or socially passive orientation, which determines, among other things, the criminal behavior of a particular teenager. It is noted that the interdependence of the social disadvantage of the family with the genesis of the criminal behavior of a minor is confirmed by specific statistics from one of the regions of the Southern Federal District of the Russian Federation.

Keywords: minor; deviance; delinquency; forensic prevention; juvenile units; psycho-physiological «installation»; «inferiority complex»; a situation provoking a minor to commit a crime; psychosocial problem; school maladjustment; a situation that provokes theft, robbery, robbery; social and psycho-physiological disorders.

Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними [3] - закономерное следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, характеризующейся в настоящее время нарастанием социального неблагополучия семей, снижением их жизненного уровня, криминализацией отдельных направлений существования «подростковой» среды. Данную проблему усугубляет отсутствие тенденции к уменьшению числа граждан, лишенных родительских прав; наличие «пробелов» в нормативно-правовом регулировании личных неотъемлемых прав самих подростков как потенциальных субъектов совершения отдельных видов и групп преступлений в ближайшей перспективе; устойчивый рост числа их ранней алкоголизации и увлечения наркотиками. Родители, начиная с дошкольного периода жизни своего ребенка, становятся, практически, зависимыми, во-первых, от своих, во многих случаях, весьма ограниченных материальных возможностей, и, во-вторых, от уже устоявшейся системы, характеризующейся денежной оплатой предоставляемых услуг детям

по дошкольному образованию в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов.

С юридической точки зрения, все соответствует принятому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором категория «общее образование» начинается с «дошкольного образования» [4].

Внедрение таких, и им подобных, разработок в систему дошкольного образования в ожидаемой краткосрочной перспективе, предусматри-вает,обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать те самые «услуги дошкольного образования», в том числе, и за счет развития его негосударственного сектора [6].

Благополучие ребенка в семье, обуславливается, в том числе, уровнем образованности и воспитанности его родителей. Так, из общего числа всех судебных дел, связанных с семейными отношениями, 44% во многом, обусловлены разводами;

30 % - алиментами, как пояснил глава Верховного Суда РФ В. Лебедев [7].

Конституция РФ провозглашает основное общее образование - обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми образования данного уровня [2]. Очевидно, что изложенное предписание основного закона, указывает на то, что система образования подчинена следующим взаимодействующим факторам: а) социальным (условия жизни и воспитания), б) психолого-педагогическим (семейное, школьное, дополнительное образование), в) индивидуальным (психологические предпосылки, затрудняющие социальную адаптацию) [9]. При этом наличие «неблагополучных семей» - остается одним из важных факторов различных отклонений в поведении подростка, в том числе и тех, которые, в случае возникновения соответствующей ситуации, провоцируют его на совершение краж, грабежей, разбоев и т.д.

Известно, что с наступлением школьного периода, а это возраст от 7 до 17 лет, у подростков все более активно формируется тенденция к качественным изменениям в социально-психологической структуре их личности. При этом необходимо отметить, что система школьного образования в настоящее время, во многом, принципиально отличается от существовавшей в советский период развития нашего государства и общества, и обеспечивается она значительно большим, чем ранее, числом структурных ведомств и специальных подразделений.

Уже в первые годы обучения в школе может происходить дифференциация подростков по отдельным направлениям возникновения у них де-виантного поведения [12].

Так, в первую очередь, выделяется подростковая школьная дезадаптация, следствием которой являются: случаи различных межличностных неудач в школе; низкая успеваемость по шкале «бальной системы»; конфликтное поведение подростков с учителями и одноклассниками и др.

При этом возникает и укрепляется чувство одиночества, личной не востребованности, интеллектуальной несостоятельности, которое, «взрослея», с годами укрепляется и объективно формирует у несовершеннолетнего психо-физиологическую «установку» на возможность реализации своего, им осознанного, «комплекса неполноценности» на более высоком уровне своих возможностей, но уже за счет пренебрежения не только нормами общественного поведения, но и нарушения норм административного и уголовного права.

Не вполне состоятельная система школьного образования, что на сегодня стало очевидным фактом, и педагогические ошибки в воспитании и обучении продолжают порождать психосоциальные (связанные с психологией и поведением субъекта), в том числе, и соматические проблемы учащегося, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, о чем нами указано выше, становятся основой для всевозможных негативных отклонений в развитии личности

несовершеннолетнего. Прогностическая функция раннего выявления таких отклонений в рамках профессиональной деятельности, принадлежит социальному педагогу, в основе которой заложен процесс воспитания и развития личности школьника. Реализация успешности такой деятельности социального работника возможна при личном знакомстве с каждым обучающимся, иметь представление о его семейной ситуации, своевременно оказывать психолого-педагогическую помощь, взаимодействовать с органами социальной опеки.

С учетом того, что в подростковом возрасте резко меняется поведение в негативную сторону: а) появляется агрессия, склонность к употреблению психоактивных, влияющих на функционирование центральной нервной системы, веществ и погружении в виртуальный мир (в частности, компьютерная зависимость); б) ситуативные и преднамеренные самовольные уходы из дома и школы на определенное время, а также в) слабо или вообще не мотивированный отказ от обучения в школе. Считается, что в случае сформированно-сти, хотя бы одного-двух из перечисленных факторов, школьник становится представителем группы повышенного социального риска » [13].

В настоящее время существует и практически используется несколько понятий, характеризующих такую социальную группу подростков, а именно: «трудновоспитуемые», «кризисные», «педагогически запущенные», «дезадаптивные», «асоци-альные»[15].

Численность, так называемых, «трудных детей» («подростков»), к сожалению, неуклонно растет. При этом в данную категорию нередко попадают дети в возрасте от 8 до 11 лет. Для характеристики «отклоняющегося» поведения, в настоящее время, используются такие специальные термины, как: «делинквентность» и «девиантность».

Понятие делинквентности в научных изданиях появилось в 1950-х г. прошлого века. В частности, А. Коэн делинквентное поведение определял, как антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действии или бездействии), наносящих вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом [9].

В свою очередь, И.Ю. Кулагина такое поведение определяла через «цепь» совершенных проступков, провинностей, правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. - уголовно наказуемых действий [12]. При этом под де-виантностью, она предлагала понимать такое отклонение от принятых в обществе норм, при котором, к основам девиантного поведения в обществе можно было бы отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид, где каждая форма девиации имеет свою специфику [10].

Известно, что в психологии термины, рассмотренные выше, в большей степени имеют описательно-эмоциональные характеристики факторов: психобиологических (наследственные заболевания), социальных (особенности семейного

воспитания), личностным (повышенная тревожность, конфликтность) [11]. В уголовном же праве поведение подростка, выходящего за рамки норм социального поведения, именуется безнадзорностью [3]. Не случайно, Федеральный закон «О полиции» строго обязует участвовать в профилактике безнадзорности [3] и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [5].

Таким образом, процесс преступного (уголовно-наказуемого) поведения несовершеннолетних, что возможно с достаточной уверенностью утверждать, возникает и развивается в период школьной дезадаптации, как одной из первых причин появления девиаций, например, агрессивной или социально-пассивной направленности. Девиант-ное поведение подростков - это серьезная проблема, существующая в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным делом.

Силовые методы «воспитания» (наказание или административные взыскания), которые не редко применяют родители, педагоги и воспитатели, влияют на детей асоциально, то есть, лишь ухудшают ситуацию, усугубляя процесс протекания уже имеющихся социальных и психо-физиологи-ческих нарушений, что является важной причиной удаления (отстранения) детей от таких «воспитателей» и возникновения у них потребности ограничения контакта сними, и как следствие, «вхождение в состояние» психологического отчуждения.

Известно, что профилактика правонарушений, в том числе, и уголовно-наказуемых, среди подростков предполагает ситуацию, в которой: школа становится местом реального «приложения» (применения) своих сил и возможностей в инициативном их исполнении. При этом она должна включать систему социальных, правовых и педагогических мер, к примеру: индивидуально-профилактическую работу с учащимися; организационно-просветительскую деятельность, направленную на формирование законопослушного поведения и пропаганду здорового образа жизни.

Логика профилактики, в том числе и - криминалистической (когда несовершеннолетний подросток вовлечен в уголовное расследование в качестве

Литература:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей оОн 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. URL : http:// www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2019).

2. Конституция Российской Федерации ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ) //

свидетеля, потерпевшего, в том числе, и подозреваемого) обуславливает необходимость создания в школе условий не провоцирующих отклоняющегося поведения обучаемого, а наоборот: расширяющих безопасное для подростка пространство, в котором ему было бы комфортно, интересно и не возникала бы необходимость удовлетворения своих потребностей, не правомерным, в том числе, и преступным способом, начиная от прогула без уважительной причины до появление в общественных местах в состоянии алкогольного или иного опьянения; отбирании мелких личных вещей и денег. «Первый случай детского воровства - это не воровство, это «взял без спросу». А потом воровство становится привычкой» [14].

Как представляется, в настоящее время целями реализации благополучия школьного пространства как условия, способствующие социально-педагогической поддержки, представляются определяющие развитие, структуры внеурочной деятельности, учитывающий возрастные особенности обучаемых; реализация досуговых программ, организация любительской самодеятельности (спортивной, театральной, музыкальной, творческой). В старших классах проведение часа-воспитания правовой культуры школьников совместно с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних.

Важнейшими задачами школы, социального педагога должны являться целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди родителей, использование форм и методов работы с семьей, для грамотного и эффективного воспитания подростков в семье, обеспечение положительного эмоционального состояния обучаемых, оказание помощи в межличностных конфликтах, снятии депрессивного состояния, создание ситуаций успешности школьников.

Таким образом, в случае создания оптимальных условий для воспитания и обучения в семье и школе, вероятность формирования преступного поведения несовершеннолетних объективно -снижается. При этом, в зоне особого внимания должно оставаться решение следующих проблем: а) школьного воспитания; б) досуговой деятельности; в) индивидуальной профилактической работы по ресоциализации подростка, где их возрастные, асоциальные особенности могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью, надлежащих субъектов.

Literature:

1. Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on November 20, 1989) (entered into force for the USSR on September 15, 1990) // Consultant Plus: comp. ref. legal system. URL : http://www.consultant.ru (date of the address 11/27/2019).

2. The Constitution of the Russian Federation (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 № 6-FKZ, dated

Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. URL http: // www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2019).

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон Рос. Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ (последняя редакция). URL : http: // www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2019).

4. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL http: // www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2019).

5. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (последняя редакция). URL : http: // www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2019).

6. Об утверждении плана мероприятия («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30.12.2012 г. № 2620-р. URL : http: // www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2019).

7. Доклад главы Верховного суда РФ В. Лебедева на итоговом совещании судей. Москва, 20.02.2018 г. https://www.vsrf.ru/ (дата обращения 27.11.2019).

8. Обзор учетных дел на несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП на основании решения суда за 2018-2019 гг.

9. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиа-нтного поведения : учеб. пособ. для вузов. М., 2004.

10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : учеб. пособ. для вузов. М., 2001. 39-40 с.

11. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М. : Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 137-138.

13. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков : дис. ... канд. психол. наук: 10.00.05: Тверь, 2000. 126 с.

14. Макаренко А.С. О воспитании. М. : Политиздат, 1988. 256 с.

15. Харченко Т.В. Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения детей и подростков / Т.В. Харченко, Е.С. Позднякова, О.В. Сорокина, К.С. Калашникова; Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство». Вып. 5. Краснодар, 2018. С. 29.

December 30, 2008 № 7-FKZ, dated February 5, 2014 № 2-FKZ) // Consultant Plus: comp. ref. legal system. URL : http: // www.consultant.ru (date of the address 11/27/2019).

3. On the basics of the system for the prevention of child neglect and juvenile delinquency: Feder. The law has grown. Federation of June 24, 1999. № 120-03 (latest edition). URL : http: // www.consult-ant.ru (date of the address 11/27/2019).

4. On education in the Russian Federation: federal. The law has grown. Federation of December 29, 2012 № 273-03 (latest revision). URL : http: // www.consultant.ru (date of the address 11/27/2019).

5. About the police: fed. Law dated 07.02.2011 N 303 (latest revision). URL : http: // www.consultant.ru. (date of the address 11/27/2019).

6. On approval of the action plan («road map») «Changes in the sectors of the social sphere aimed at improving the efficiency of education and science» Government Decree Ros. Federation of December 30, 2012 № 2620-r. URL : http: // www.consultant.ru (date of the address 11/27/2019).

7. Report of the Head of the Supreme Court of the Russian Federation V. Lebedev at the final meeting of judges. Moscow, 02.20.2018, https://www.vsrf.ru/ (date of the address 11.27.2019).

8. Review of accounting cases for minors placed in the Center for the Protection of Children and Young Persons on the basis of a court decision for 20182019.

9. Kleiberg Yu.A. Social Psychology of Deviant Behavior : textbook for High Schools. M., 2004.

10. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior : textbook for universities. M., 2001. 39-40 p.

11. Cohen A. Research on the problems of social disorganization and deviant behavior // Sociology today. M., 1965.

12. Kulagina I.Yu. Age Psychology (Development of a child from birth to 17 years). M. : Publishing House of the University of the Russian Academy of Education, 1998. P. 137-138.

13. Lviv M. V. Socio-psychological features of the prevention of deviant behavior of adolescents : dis .. cand. psycho. sciences: 10.00.05: Tver, 2000. 126 p.

14. Makarenko A.S. On education. M. : Politizdat, 1988. 256 p.

15. Harchenko T.V. The formation of a healthy lifestyle and safe behavior of children and adolescents / T.V. Harchenko, E.S. Pozdnyakova, O.V. Sorokina, K.S. Kalashnikova; Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance «Childhood» Issue 5. Krasnodar, 2018. P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.