Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / девиация / социальная работа / профилактика / подростки / социально-педагогическая деятельность / несовершеннолетний правонарушитель / профилактика / deviant behavior / deviation / social work / prevention / adolescents social and pedagogical activity / juvenile delinquent / prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Ефимов, Ю.Н. Кочеров, Е.В. Шумакова

В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной социально-педагогической проблеме – девиантного поведения подростков, определены основные причины подростковой девиации и принципы социально-педагогической работы с несовершеннолетними. Актуализируется проблема комплексной социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних в условиях социальных учреждений. Авторы делают акцент на необходимости построения процесса социально-педагогического сопровождения, используя комплексный подход, применяя как методы социальной работы, так и социальной педагогики. Характеризуются потенциал и основные направления включения в данную деятельность работы субъектов воспитания и профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE BASIC PRINCIPLES AND FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH MINORS

The article discusses an urgent socio-pedagogical problem – deviant behavior of adolescents. The research identifies the main causes of adolescent deviation and the principles of social and pedagogical work with minors. The problem of complex social and pedagogical work with juvenile offenders and their families is actualized. The issues of social and pedagogical support of minors in social institutions are considered. The authors emphasize the need to build a process of social and pedagogical support, using an integrated approach, using both methods of social work and social pedagogy. The potential and main directions of inclusion in this activity of the work of subjects of education and prevention are characterized. The article concludes that police officers working with juvenile offenders should be well versed in the psychology of adolescents, in various types of deviations and the causes of their occurrence, be able to carry out preventive work with deviants.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ»

менения. Сегодня культура становится важнейшим фактором решения социальных и даже политических проблем, возможной альтернативой в выборе вариантов будущего мирового развития. Все это повышает значение искусства в жизни

Библиографический список

школьников. И сегодня мы должны найти новые пути их развития, использовать примеры других стран, не потеряв уникальный отечественный опыт преподавания искусства.

1. Информационное общество. Новейший философский словарь. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/528

2. Кан Г Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. Москва, 1980.

3. Борисов Е.Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации. Молодой ученый. 2019; № 22 (260): 611 - 614. Available at: https://moluch.ru/ archive/260/59960/

4. Ромашина Е.Ю. Клиповое мышление: интеллектуальная катастрофа, механизм адаптации или новые возможности? Известия Российской академии образования. 2014; № 1: 110 - 119.

5. Нурутдинова А.Р Модернизация и традиционализм в системе образования Японии. Школьные технологии. 2012; № 4: 85 - 96.

6. Перминова Е.И. Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие. Педагогическое мастерство: материалы I Международной научной конференции. Москва, 2012: 364 - 372.

7. Латышина Д.И. История педагогики. Москва, 1998.

8. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность. Санкт-Петербург, 1991.

9. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Санкт-Петербург, 1996.

References

1. Informacionnoe obschestvo. Novejshij filosofskij slovar'. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/528

2. Kan G. Gryaduschijpod'em: 'ekonomicheskij, politicheskj, social'nyj. Moskva, 1980.

3. Borisov E.E. Vizualizaciya kak aktual'noe napravlenie rasprostraneniya informacii. Molodoj uchenyj. 2019; № 22 (260): 611 - 614. Available at: https://moluch.ru/archive/260/59960/

4. Romashina E.Yu. Klipovoe myshlenie: intellektual'naya katastrofa, mehanizm adaptacii ili novye vozmozhnosti? Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2014; № 1: 110 - 119.

5. Nurutdinova A.R. Modernizaciya i tradicionalizm v sisteme obrazovaniya Yaponii. Shkol'nye tehnologii. 2012; № 4: 85 - 96.

6. Perminova E.I. Opyt 'esteticheskogo vospitaniya detej za rubezhom: retrospektivnyj vzglyad v XX stoletie. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2012: 364 - 372.

7. Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki. Moskva, 1998.

8. Novikova I.A. Organizaciya dosuga podrastayuschego pokoleniya v SShA: tradicii isovremennost'. Sankt-Peterburg, 1991.

9. Muzej i shkola: dialog v obrazovatel'nom prostranstve. Sankt-Peterburg, 1996.

Статья поступила в редакцию 31.12.20

УДК 371.147

Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch

of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

Kocherov Yu.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch

of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

Shumakova E.V., Candidate of Pedagogy, senior teacher, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch of Krasnodar

University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

ON THE QUESTION OF THE BASIC PRINCIPLES AND FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH MINORS. The article discusses an urgent socio-pedagogical problem - deviant behavior of adolescents. The research identifies the main causes of adolescent deviation and the principles of social and pedagogical work with minors. The problem of complex social and pedagogical work with juvenile offenders and their families is actualized. The issues of social and pedagogical support of minors in social institutions are considered. The authors emphasize the need to build a process of social and pedagogical support, using an integrated approach, using both methods of social work and social pedagogy. The potential and main directions of inclusion in this activity of the work of subjects of education and prevention are characterized. The article concludes that police officers working with juvenile offenders should be well versed in the psychology of adolescents, in various types of deviations and the causes of their occurrence, be able to carry out preventive work with deviants.

Key words: deviant behavior, deviation, social work, prevention, adolescents social and pedagogical activity, juvenile delinquent, prevention.

А.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

Ю.Н. Кочеров, канд. пед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

Е.В. Шумакова, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной социально-педагогической проблеме - девиантного поведения подростков, определены основные причины подростковой девиации и принципы социально-педагогической работы с несовершеннолетними. Актуализируется проблема комплексной социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних в условиях социальных учреждений. Авторы делают акцент на необходимости построения процесса социально-педагогического сопровождения, используя комплексный подход, применяя как методы социальной работы, так и социальной педагогики. Характеризуются потенциал и основные направления включения в данную деятельность работы субъектов воспитания и профилактики.

Ключевые слова: девиантное поведение, девиация, социальная работа, профилактика, подростки, социально-педагогическая деятельность, несовершеннолетний правонарушитель, профилактика.

Одним из наиболее сложных и противоречивых возрастов в социализации человека считается период до его совершеннолетия. В подростковый период у молодого человека серьезно изменяются условия жизни и деятельности, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия со сверстниками. У подрастающего человека меняются социальный

статус, позиция в обществе, положение в коллективе, ему предъявляется больше требований со стороны взрослых. У подростка формируются собственное мнение, взгляд на различные ситуации, появляется потребность узнать себя и определить свои основные потребности, дать оценку своим действиям и возникающим в его жизни событиям. В этом возрасте у подростка часто происходит пси-

хологическое отдаление от семьи и школы, их значение в становлении личности молодых людей снижается, а влияние сверстников и одноклассников усиливается. Подросток отдает предпочтение той среде общения, где ему комфортно, интересно, где к нему относятся с уважением и заботой.

В этом возрасте в силу целого ряда причин многие подростки начинают испытывать психологические проблемы, которые нередко приводят к девиантному поведению.

Девиантное поведение - это деяния людей, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам и правилам.

На появление отклонений в поведении подростка оказывают большое влияние следующие особенности:

- тяжелое положение среди сверстников, например, постоянные насмешки или физическое насилие со стороны одноклассников;

- плохое взаимопонимание с учителями в школе;

- ярлык хулигана среди сверстников;

- негативное влияние собственной семьи: алкоголизм родителей или одного из членов семьи, постоянные конфликты в семье, жестокость по отношению к ребенку, отвержение со стороны членов семьи, безнадзорность, а также гиперопека и чрезмерный контроль родителей;

- дефицит внимания к проблемам ребенка;

- дефицит общения со стороны семьи и сверстников [1 - 3].

Взаимодействие социально-культурных факторов в современной России, в

частности тенденции к кризису в обществе, общих и индивидуальных, личностных и психосоциальных особенностей подростков определяет различные формы дезадаптации и девиантного поведения.

Данные отклонения в поведении подростков могут своими последствиями представлять различную опасность, в связи с этим отношение к ним в обществе неоднозначно. Существуют наиболее серьёзные виды отклоняющегося поведения, которые рассматриваются как социальная патология. К ним относят: преступность, наркоманию, алкоголизм, суицид, токсикоманию, проституцию и другие проявления девиантного поведения.

В психолого-педагогической литературе к основным причинам, факторам и условиям возникающих дезадаптационных процессов относят, прежде всего, особенности социально-культурного уровня в их развивающейся психосоматической структуре. В общем биологическое развитие несовершеннолетнего резко усиливается, тогда как социально-культурное значительно отстает.

Следует внимательно относиться к особенностям изменений в поведении подростков в различных сферах жизни, в том числе в психосоматической. У подростков возрастает интерес к сексуально половым вопросам, поведение отчетливее выражает гендерные особенности. В связи с активным развитием половой сферы важной особенностью поведения становится подростковая агрессивность. Исследования показывают, что явно агрессивное поведение у мальчиков проявляется в 12 и 14 - 15 лет, у девочек в 11 и 13 лет У юношей наиболее выражена физическая и вербальная форма агрессии, у девушек агрессия выражена в прямой вербальной и косвенно вербальной форме. У большинства подростков основной формой агрессии является негативизм. Это некая оппозиционная манера поведения, обычно направленная на борьбу с авторитетом родителей, иных взрослых людей или установленных норм и правил.

Здесь стоит отметить, что нередко у подрастающего поколения обнаруживается аутоагрессивное поведение, другими словами, форма агрессии, направленная на себя. Уровень аутоагрессии зависит от социально-психологических и личностных особенностей подростков. Уровень аутоагрессии имеет статистическую взаимосвязь с интроверсией, депрессивным состоянием ребенка, педантичностью, невротичностью, низкой самооценкой личных способностей (память, мышление, логика, тело и др.).

Сфера общения и окружения также является немаловажной. В отличие от детского периода в подростковом возрасте особое значение приобретает потребность в принадлежности к какой-нибудь группе, в первую очередь группе сверстников. Возникают подростковые группировки по интересам (подростковая реакция группирования). Иногда это приводит к подрыву или разрыву связей с родителями, стремлению к взрослой, самостоятельной и независимой жизни (реакции эмансипации).

Можно сказать, что поведение подростков определяется сложным взаимодействием отмеченных объективных закономерностей психосоматии, социально-культурных и биологических процессов наряду с активно формирующимися индивидуально-личностными характеристиками ребенка, такими как черты характера, своеобразие и уникальность несовершеннолетнего, тип темперамента.

Сложность социально-психологической работы с «трудными» подростками заключается в основном в проблемах их воспитания и социально-психологической реабилитации.

Помещение несовершеннолетних правонарушителей и лиц с аддиктивным поведением, т.е. подростков, склонных к азартным играм, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики, в специализированные заведения (колонии, спецшколы, спецучилища, реабилитационные центры) нередко не дает эффекта исправления. На практике видно, что определение подростков в специализиро-

ванные учреждения часто превращается в способ подготовки будущих взрослых преступников и членов организованных криминальных группировок. Этому способствуют следующие объективные факторы:

- помещение подростка в замкнутое изолированное пространство совместно с большим количеством лиц с девиантным поведением создает реальные предпосылки для дальнейшего развития поведения, не соответствующего официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам и правилам, т.к. в специализированных учреждениях закрытого типа начинают действовать социально-психологические механизмы поведения лиц в группе, такие как внушение, подражание, заражение. В специализированных местах также существует определенная иерархия отношений, другими словами, разделение группы лиц на лидера и зависимых от него людей;

- подростки выполняют однотонную, рутинную неквалифицированную работу. Практика показывает, что использование молодых людей на таких работах чаще всего вызывает у них повторное девиантное поведение;

- в специализированных местах имеют место быть случаи неадекватных форм воздействия и воспитания, применяемых персоналом. В частности, жестокое и грубое обращение с воспитанниками учреждений. Нежелание вникать в проблемы подростков, понимать их внутренний мир, учитывать индивидуально-личностные особенности и не рассматривать специфику межличностных отношений внутри коллектива.

Можно сделать вывод о том, что с целью повышения эффективности социально-психологической работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних с девиантным поведением необходимо осуществлять деятельность с учетом ряда социально-психологических принципов. Основными принципами эффективной социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением являются:

1) создание для воспитанников специализированных учреждений системы физической и психологической защиты от влияния лидеров с криминальными наклонностями;

2) учитывая характерную для подростков потребность в смене впечатлений, повышенную импульсивность и когнитивные способности лучше мотивировать их на участие в интеллектуальной, творческой, интересной для них деятельности. Это поспособствует развитию позитивных черт личности и преодолению дезадапционных процессов, а также социально-психологической реабилитации;

3) персоналу, работающему в специализированных учреждениях с «трудными» подростками, нужно в определенной мере абстрагироваться от того, что объектом их внимания и воспитания является вор, наркоман, убийца и т.д. Другими словами, сотрудникам нужно постараться принять подростка и попытаться установить с ним доверительные отношения.

В современной социально-психологической работе с несовершеннолетними, страдающими девиантным поведением, выделяют следующие методы работы:

- в частности, психотерапевт В.А. Гиляровский практически обосновал идею социальной терапии больных неврозами, работающей на сочетании коллективного труда, занятий физической активностью, ритмикой и соответствующего воспитания;

- методы вторичной профилактики разработал М.М. Кабанов, считая, что границ между реабилитацией подростка и его лечением не существует или они условны [4].

Как утверждал автор метода, реабилитация - это иной подход к больному, цель которого заключается в восстановлении больного его личного статуса.

Психотерапевт выделял следующие основные принципы реабилитации:

- единство биологических и психосоциальных способов воздействия;

- разноплановость всевозможных воздействий для реализации реабилитационной лечебно-профилактической работы;

- доверительные отношения и партнерство между пациентом и врачом;

- постепенность или действие по шагам прилагаемых усилий и проводимых мероприятий.

Таким образом, дети с девиантным поведением нуждаются в корректировке их социального функционирования и процесса их социализации. Главная цель при работе с такими подростками - адаптировать их к жизни в обществе, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальных общепринятых норм, не препятствовало установлению адекватных отношений с окружающими.

Социально-педагогическую работу с несовершеннолетними осуществляют психологические службы в учебных учреждениях, социальные педагоги. Однако подростки с девиантным поведением нередко становятся правонарушителями. При этом сотрудники органов внутренних дел должны уметь грамотно осуществлять работу с такими подростками [5 - 9]. В этой связи считаем, что в процессе профессиональной подготовки сотрудников в образовательных учреждениях системы МВД необходимо усилить работу в этом направлении. Сотрудники ОВД, работающие с несовершеннолетними правонарушителями, должны хорошо разбираться в вопросах психологии подростков, в различных видах девиаций и причинах их возникновения, уметь проводить профилактическую работу с девиантами.

Библиографический список

1. Клейберг ЮЛ Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов, 2001.

2. Михайлов A.n. Социокультурные аспекты криминологического анализа девиантности несовершеннолетних. Вестник Адыгейского государственного университета. 2010; № 2: 42 - 48.

3. Свиницкая T.A. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Молодой ученый. 2015; № 11: 124 - 126.

4. Настольная книга инспектора подразделений по делам несовершеннолетних: методическое пособие. ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт» ГУОООП МВД России. Москва, 2014.

5. Вальков AA, Кочеров Ю.Н., Сотников С.С. Aктуальныe вопросы организации проведения органами внутренних дел на обслуживаемой территории отработки административного участка. Российский следователь. 2020; № 6: 63 - 66.

6. Кочерова ЛА, Шамаев AM, Нестеренко AE., Aскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений МВД особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК-следов человека на огнестрельном оружии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

У. Ефимов A.A., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 233 - 235.

8. Ефимов A.A., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Пути совершенствования поликультурного воспитания сотрудников полиции. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 231 - 233.

9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 269 - 2У0.

References

1. Klejberg Yu.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov, 2001.

2. Mihajlov A.P. Sociokul'turnye aspekty kriminologicheskogo analiza deviantnosti nesovershennoletnih. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 2: 42 - 48.

3. Svinickaya T.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v social'noj rabote. Molodoj uchenyj. 2015; № 11: 124 - 126.

4. Nastol'naya kniga inspektora podrazdelenij po delam nesovershennoletnih: metodicheskoe posobie. FGKU «Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut» GUOOOP MVD Rossii. Moskva, 2014.

5. Val'kov A.P., Kocherov Yu.N., Sotnikov S.S. Aktual'nyevoprosy organizacii provedeniya organami vnutrennih del na obsluzhivaemoj territorii otrabotki administrativnogo uchastka. Rossijskij sledovatel'. 2020; № 6: 63 - 66.

6. Kocherova L.A., Shamaev A.M., Nesterenko A.V., Askarov S.V. Obuchenie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD osobennostyam issledovaniya sledov ruk, zapahovyh i DNK-sledov cheloveka na ognestrel'nom oruzhii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

У. Efimov A.A., Evdoshenko V.V., Shumakova E.V. Deviacii sredi sotrudnikov policii kak vazhnejshaya prichina uhudsheniya ih imidzha. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 233 - 235.

8. Efimov A.A., Evdoshenko V.V., Shumakova E.V. Puti sovershenstvovaniya polikul'turnogo vospitaniya sotrudnikov policii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 231 - 233.

9. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Napravlennosti buduschih sotrudnikov OVD v processe obucheniya v vysshih uchebnyh uchrezhdeniyah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 269 - 2У0.

Статья поступила в редакцию 25.12.20

УДК 37.06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

Zritneva S.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ORGANIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH MINORS FROM UNFAVORABLE FAMILIES IN A SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL.

The article examines the activities of a social teacher of a school with minor children from disadvantaged families. The difficulties of interaction of a social teacher with a dysfunctional family are determined. An algorithm of social and pedagogical work with a dysfunctional family is presented. The stages of work of a social teacher of a school with minor children and parents are considered: preparatory, organizational, practical. The characteristics of each stage are given, the social technologies used at each stage are presented. The main directions in the social and pedagogical work of the school with dysfunctional families are highlighted - educational, psychological, mediation. Each direction is aimed at building harmonious relations between underage children and parents, increasing the pedagogical culture of parents. The authors identified the elements necessary in each of the areas of the social and pedagogical work of the school.

Key words: social and educational work, social technologies, social assistance, minors, dysfunctional family, school.

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru С.В. Зритнева, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрена деятельность социального педагога школы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей. Определены трудности взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей. Представлен алгоритм социально-педагогической работы с ней. Рассмотрены этапы деятельности социального педагога школы с несовершеннолетними детьми и родителями: подготовительный, организационный, практический. Дана характеристика каждого этапа, представлены социальные технологии, используемые на каждом из них. Выделены основные направления в социально-педагогической работе школы с неблагополучными семьями - образовательное, психологическое, посредническое. Авторами обозначены элементы, необходимые в каждом из направлений социально-педагогической работы школы.

Ключевые слова: социально-педагогическая работа, социальные технологии, социальная помощь, несовершеннолетние, неблагополучная семья, школа.

Современная социально-экономическая ситуация в России, формируя предпосылки для позитивных изменений в обществе, влечет за собой ряд новых, в том числе и педагогических, проблем. Смена идеологии и системы ценностей, подорожание жизни, малоустойчивые правовые и моральные границы ведут к безработице, миграции, криминализации общества и пр. Вследствие этого в укладе жизни семей происходят изменения, оказывающие большое влияние, прежде всего, на рост числа неблагополучных. Они провоцируют социальную дезадаптацию семей, рост уровня эмоционального накала и агрессивности, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров.

Совершающиеся в обществе процессы наиболее негативно влияют на подрастающее поколение. Возрастает число детей, лишенных родительского попечения, увеличивается количество ребят, вовлеченных в преступную деятельность, наркоманию, алкоголизм. Очень большую тревогу вызывает факт увеличения безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетних со школьной и социальной дезадаптацией, их высокая преступность. Многие оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде.

В связи с этим социально-педагогическая работа образовательной школы должна быть нацелена на реализацию технологий реабилитации и адаптации детей. Социально-педагогическая работа представляет собой комплекс мер по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.