Научная статья на тему 'Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2213
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (ЦВСНП) / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРИЧИНЫ РОСТА ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE DELINQUENTS (CSCP) / DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS / THE REASONS FOR THE INCREASE IN JUVENILE DELINQUENCY / PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скворцова Елена Викторовна, Слободчикова Юлия Витальевна, Белькова Анастасия Витальевна

Рассматриваются основные направления профилактической работы с несовершеннолетними, содержащимися в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП), такие как изучение личностных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя и влияния ближайшего социального окружения на его поведение; проведение коррекционных мероприятий с помощью применения психологических методов, специальных программ и психотехнологий; консультирование несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и сотрудников органов внутренних дел и др. Обосновывается необходимость выявления перспективных направлений модернизации системы психологического сопровождения профилактической работы в ЦВСНП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скворцова Елена Викторовна, Слободчикова Юлия Витальевна, Белькова Анастасия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTER FOR TEMPORARY CONTENT OF INFANTRINATING YEAR OFFENSERS AS A SUBJECT OF PREVENTION OF IMMEDIATE AND OFFENSIONS OF MINORS

The main directions of preventive work with minors held in the temporary detention center for juvenile offenders (hereinafter referred to as TSCP) are considered, such as the study of the personal characteristics of the juvenile offender and the influence of the nearest social environment on his behavior; carrying out corrective measures through the use of psychological methods, special programs and psychotechnologies; counseling juvenile offenders, their parents and employees of the internal affairs bodies, etc. The need to identify promising areas for the modernization of the psychological support system for preventive work in the Center for Social and Sanitary Socialist People's Republic is justified.

Текст научной работы на тему «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

The article analyzes the importance of anti-corruption education in the context of reforming the penal system and building the rule of law. The author has studied corruption-factors in the educational activities of departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia on the basis of which was formulated measures aimed at improving anti-corruption education and minimize the risk of corruption in the penal correction system. The study also resulted in the main directions of anti-corruption policy in the field of education.

Key words: corruption, corruption risks, anti-corruption education, departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.

Knyazeva Olga Vasilyevna, Cand. legal Sciences, Art. prep. Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service

Khotkina Olga Konstantinovna, Cand. legal Sciences, Art. prep. Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service

УДК 343.851.5

ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е.В. Скворцова, Ю.В. Слободчикова, А.В. Белькова

Рассматриваются основные направления профилактической работы с несовершеннолетними, содержащимися в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП), такие как изучение личностных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя и влияния ближайшего социального окружения на его поведение; проведение коррекционных мероприятий с помощью применения психологических методов, специальных программ и психотехнологий; консультирование несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и сотрудников органов внутренних дел и др. Обосновывается необходимость выявления перспективных направлений модернизации системы психологического сопровождения профилактической работы в ЦВСНП.

Ключевые слова: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), девиантное поведение несовершеннолетних, причины роста детской преступности, профилактика преступности несовершеннолетних, психологическое сопровождение.

Поиск причин, детерминирующих различные отклонения в поведении конкретного «трудного» подростка, необходим для выявления всех возможных

путей решения этой проблемы: правовых, социальных психологических, педагогических и других. Рассмотрение сложившихся подходов к объяснению обстоятельств и условий, вызывающих асоциальное поведение несовершеннолетних, приводит к необходимости анализа динамики взглядов на эту проблему в психолого-педагогической и исправительной системах.

Современная ситуация развития российского общества характеризуется размытостью идеалов, изменением ценностных ориентаций и образцов для подражания, неопределенностью жизненных перспектив. Стихийный, непредсказуемый характер преобразований, произошедших в демографической, профессиональной и социокультурной сферах общества, затронул все социальные группы российского общества. Следствием социально-экономических проблем общества является существенный разрыв в системе старых и современных моральных норм, правил и жизненных ценностей.

В настоящее время основными причинами роста детской преступности являются социально-экономические и политические кризисы, расширение морально-этических и правовых границ нормы, следствием чего выступает совокупность отрицательных явлений, таких как:

- специфичная мотивация поведения несовершеннолетних, выражающаяся в желании самоутвердиться в группе, псевдоромантизме, реализации престижно-потребительских интересов, в желании обладания «запретным плодом», в подростковом недоверии и враждебности к другим людям;

- реализация потребности в удовольствиях «любой ценой» с пренебрежением правилами общественной безопасности и спокойствия;

- детская непосредственность, часто порождающая правовой инфантилизм и безответственность, влекущая за собой легкомысленное отношение к ценностям (как духовно-нравственным, так и материальным);

- оказание родителями давления на учителей в целях оправдания проступков подростков и их защиты и т. п.

На фоне утраты исконных моральных ценностей и роста потребительских ориентаций дети и подростки гораздо сильнее, чем взрослые, подвергаются влиянию этих факторов, что выражается в возникновении таких отклонений в поведении подростков, как:

- рост сексуальных девиаций среди младших подростков;

- усиление жестокости проступков, совершаемых несовершеннолетними;

- кратное возрастание количества курящих и употребляющих наркотические и психоактивные средства подростков и детей.

На наш взгляд, эти явления детерминированы, во-первых, низкой культурой досуга, так как в современном мире он требует больших материальных затрат, на что большинство семей сегодня не имеют средств; во-вторых, эмоциональной депривацией детей в семьях у много работающих родителей, либо, наоборот, у неблагополучных родителей-алкоголиков и наркоманов.

Так, у детей и подростков появляется мотивация преступного поведения, характеризующаяся неправильной интерпретацией понятий «взрослый», «смелый» наряду с детскими проявлениями озорства и легкомыслия, отсутствием устоявшихся понятий о моральных и нравственных основах поведения.

Итак, как показывает анализ исследуемой проблемы, основной причиной отклоняющегося поведения традиционно считается отрицательное влияние семьи. Говоря сегодня об отклоняющемся поведении не просто педагогически запущенных детей, а подростков, которые уже совершают не только «неблаговидные» поступки, а общественно опасные деяния, было выяснено, что каждая десятая семья такого подростка считается «криминогенно неблагополучной», т. е. передача преступного опыта происходит старшими членами семьи. Статистика показывает, что 30-40 % преступлений, совершаемых несовершеннолетними, происходит под влиянием отрицательного примера родителей, старших братьев, сестер и др. Общий низкий уровень жизни семьи вместе с низкой культурой и образованием родителей, но при этом с престижно-потребительскими установками на жизнь обусловливают извращенные ценностные ориентации и неправильную воспитательную позицию в отношении детей.

Многие исследователи отмечают, что подростковая преступность в настоящее время обретает новые специфические особенности:

- резкое возрастание числа имущественных преступлений и преступлений, сопряженных с насилием;

- совершение преступлений в группах;

- неадекватные реакции на действия людей, которые воспринимаются подростками как оскорбления;

- импульсивные преступления (в состоянии алкогольного опьянения, аффекта, болезни или усталости, скоротечные преступления).

Этот факт определяет новый круг вопросов теоретического и практического изучения особенностей поведения несовершеннолетних правонарушителей, а также разработки концепции профилактики преступности в целом.

По данным ФГКУ «ГИАЦ МВД России» несовершеннолетние составляют около 5 % всех преступников. Для них наиболее характерны посягательства на собственность (82,3 %), доля преступлений против личности незначительна и составляет 4,4 %. В настоящее время можно отметить значительный рост совершаемых несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, сбытом, приобретением психотропных веществ и наркотических средств. Согласно современным исследованиям, возраст начала употребления наркотиков снизился до 9-11 лет, по данным статистики примерно две трети употребляющих наркотики - это лица 14-29 лет. За последние 10 лет отмечается рост количества совершаемых несовершеннолетними убийств и преступлений, связанных с причинением

тяжкого вреда здоровью. Рассмотрим более подробно состояние преступности несовершеннолетних в современной России.

Основные показатели преступности несовершеннолетних (тысяч человек)

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Выявлено лиц, совершивших преступления - всего 1111,1 1041,3 1010,9 1012,6 1006,0 1075,3 1015,9 967,1

Число преступлений, совершенных: несовершеннолетними или при их 78,5 71,9 64,3 67,2 59,5 61,8 53,7 45,3

соучастии Выявлено лиц, совершивших

преступления по возрасту во время

совершения преступления, лет 14-15 21,5 20,5 18,5 19,7 17,1 17,2 15,6 14,9

16-17 51,2 45,5 41,0 41,0 37,3 38,8 33,0 27,6

18-24 277,6 254,1 233,6 222,5 207,8 203,6 182,4 161,7

учащиеся и студенты 72,0 64,7 59,2 60,9 54,9 56,0 50,0 45,5

Оценивая динамику преступности несовершеннолетних, можно отметить существенное снижение количества выявленных преступлений, за исключением показателей 2015 года. Снижение показателей преступности несовершеннолетних объясняется следующими положениями [1, с. 87-100]:

1. Высокая социальная значимость проблемы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, потребовала разработки на государственном уровне комплекса мер по профилактике преступности несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях. Указанный комплекс мер вошёл в Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утверждённую распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р [2]. В Концепции предусмотрены: совершенствование нормативно-правового регулирования, разработка и эффективная реализация государственных и муниципальных программ в сфере профилактики преступности несовершеннолетних; укрепление института семьи, а также духовно -нравственных и культурных традиций; усиление роли и поддержки семьи; развитие единой образовательной (воспитывающей среды); повышение уровня жизни населения; создание благоприятных условий для социального развития несовершеннолетних, раскрытия их личностных ресурсов и ряд других.

2. Негативным следствием погруженности несовершеннолетних в виртуальный мир, «виртуализации» жизнедеятельности, является высокая латентность киберпреступности и кибердивиантности несовершеннолетних.

3. В течение последних лет различные подразделения органов внутренних дел участвовали в осуществлении комплексных профилактических мер. В частности, проводились мероприятия по противодействию распространению деструтктивных течений в молодёжной среде, её криминализации, а также по вовлечению несовершеннолетних в социально полезную деятельность во

взаимодействии с учреждениями и ведомствами системы профилактики и общественными организациями.

4. Во многих организациях, осуществляющих образовательную деятельность, администрация, выявляя факты совершения учащимися мелких правонарушений, хищений, причинения побоев, старается их скрыть, ограничиваясь только воспитательными мерами, применяемыми к правонарушителям. В результате несовершеннолетние правонарушители своевременно не ставятся на учёт в подразделениях по делам несовершеннолетних, комплексная профилактическая деятельность в их отношении не осуществляется, что приводит к совершению ими более тяжких противоправных деяний.

В настоящее время в профилактической работе, направленной на предупреждение роста правонарушений в подростковой среде, участвует большое количество субъектов, представляющих собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Можно выделить несколько актуальных направлений деятельности по профилактике и преодолению асоциального поведения несовершеннолетних: превенция асоциального поведения подростков, специальная коррекционная работа с девиантными, делинквентными подростками, ресоциализация девиантных и делинкветных несовершеннолетних.

Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) - воспитательные учреждения закрытого типа, основным направлением деятельности которых является профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также специальная педагогическая и психологическая помощь [3, с. 26-29].

Изучение условий пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП, показывает, что особенности оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям, ее основные направления и методы изучены недостаточно глубоко. Недостаточная эффективность работы специальных учреждений во многом вызвана отсутствием в арсенале специалистов современных технологий коррекции и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Эффективность использования различных видов профилактического воздействия находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности специалиста, поэтому одним из важнейших направлений исследований в настоящее время является изучение особенностей профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и выявление путей ее совершенствования.

Н.Н. Савина [4, с. 45] отмечает противоречия, которые серьезным образом влияют на успешность преодоления и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних: 1) существует объективная необходимость преодоления подростковых девиаций, но проблема остается нерешенной из-за недостаточного уровня проработанности методологических, методических, практических подходов к организации процесса воспитания, обучения, социализации «трудных» подростков; 2) широко исследуются факторы риска

девиантного поведения несовершеннолетних и недостаточно изучаются факторы защиты, не разрабатываются психолого-педагогические системы и технологии на основе учета эндогенных (внутренних личностных) и экзогенных (внешних социальных) факторов защиты.

В предупреждении, профилактике и ликвидации правонарушений несовершеннолетних немаловажная роль отводится ЦВСНП. В этой связи необходимо разработать комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности специалистов с учетом специфических особенностей организации профилактической работы.

Главная особенность ЦВСНП заключается в контингенте доставляемых лиц, не достигших 18-летнего возраста. Актуальность проблемы совершенствования методов профилактической работы связана с необходимостью разработки и внедрения системы комплексного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП, поиска новых форм работы, способствующих формированию необходимых личностных характеристик у подростков с отклоняющимся поведением.

Среди задач, стоящих перед ЦВСНП, отметим те, которые касаются организации психологического сопровождения профилактической деятельности:

- создание условий для осознания несовершеннолетним своих проблем;

- минимизация факторов, препятствующих личностному развитию несовершеннолетних, но способствующих отклонениям в поведении;

- обучение подростков способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты, навыкам эффективного общения в различных жизненных ситуациях;

- направление активности подростков в социально полезное русло, оказание помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

- формирование основ здорового образа жизни.

Работа психолога с несовершеннолетними, содержащимися в ЦВСНП, проводится в соответствии с Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденной приказом МВД РФ от 01.09.2012 № 839 [5]. Организация и проведение психологической работы с несовершеннолетними, содержащимися в ЦВСНП, проводится в три этапа:

I этап: сбор психологического анамнеза, подготовка заключений по данным психологического исследования в учетно-статистическое дело подростка. Этап рассчитан на одну неделю. С несовершеннолетним проводится:

1. Психодиагностическое обследование с использованием методик, соответствующих возрасту испытуемого. Необходимым условием организации специальной психологической помощи несовершеннолетним

правонарушителям является диагностика характерных черт личности и

специфики социального окружения несовершеннолетних правонарушителей, а также изучение наследственного фактора.

На наш взгляд, на данном этапе целесообразно использовать комплекс методик, позволяющих изучить: систему ценностных ориентаций и направленность личности несовершеннолетнего; мотивы совершенного правонарушения; отношение к совершенному правонарушению, наказанию и жертве; ценностные ориентации, цели и планы на будущее; социальный статус подростка и специфические особенности ближайшего окружения: взаимоотношения с родственниками, друзьями, их авторитет и влияние на несовершеннолетнего; личностные качества, определяющие отношение к другим людям, а также личностный адаптационный потенциал; наличие признаков психических отклонений и акцентуаций характера; актуальные психические состояния несовершеннолетнего и реакции на проводимую с ним профилактическую работу.

После тщательного обследования несовершеннолетних разрабатывается коррекционная программа, направленная на исправление отклонений в развитии, которая предполагает развитие системы смысложизненных ориентаций и формирование навыков поведения просоциальной направленности.

2. Индивидуальные беседы с подростком, а при наличии возможности - и с его родителями, законными представителями, направленные на выявление причин асоциального поведения несовершеннолетнего. В ходе бесед выясняются: особенности семьи и воспитания подростка; наличие у ребенка травм головного мозга, диспансерный учет у невропатолога, нарколога, психиатра; особенности обучения; аддиктивное поведение подростка; суицидальные тенденции; круг общения несовершеннолетнего, его интересы, увлечения, времяпрепровождение; наличие фактов совершенных преступных деяний в отношении несовершеннолетнего; особенности противоправного поведения подростка.

3. Изучение предоставленных материалов, находящихся в учетно-статистическом деле несовершеннолетнего.

4. Подготовка заключения в учетно-статистическое дело несовершеннолетнего, в котором указаны цели и задачи психологического обследования, применяемые методы и методики, актуальное состояние подростка, его личностные особенности, содержание первоначальной беседы, возможные причины и условия асоциального поведения, с указанием рекомендаций по организации профилактической работы с подростком и его семьей. При выявлении у несовершеннолетнего признаков нервно-психических расстройств рекомендуется консультация врача-психиатра, а при наличии письменного согласия со стороны законных представителей сотрудниками Центра организуется посещение несовершеннолетним психиатра с целью определения формы обучения, либо прохождения им обследования и последующего лечения.

II этап: проведение профилактической работы, консультаций с несовершеннолетними и их родителями, осуществляется посредством проведения комплекса следующих мероприятий:

- консультации с несовершеннолетними по личным проблемам, по результатам обследования;

- консультации с родителями подростков;

- групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия;

- индивидуальные профилактические беседы с подростками.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями направлена, прежде всего, на:

- коррекцию криминально значимых свойств личности и развитие положительных качеств;

- формирование потребностей и мотивов, связанных с самореализацией, развитие внутреннего самоконтроля, способности к пониманию других людей, умения выражать эмоции и чувства социально приемлемыми способами;

- формирование навыков саморегуляции поведения;

- развитие мотивационной сферы личности, формирование позитивных просоциальных ценностных ориентаций.

Профилактическое воздействие на личность подростка в ЦВСНП реализует ряд функций:

- воспитательная (восстановление положительных свойств личности несовершеннолетнего);

- компенсаторная (формирование стремления действовать и добиваться успеха с целью компенсации негативных последствий девиантного поведения, реализация потребности в самоутверждении в просоциальной форме);

- стимулирующая (активизация позитивной общественно полезной предметно-практической деятельности несовершеннолетнего);

- корректирующая (исправление негативных свойств личности, преодоление девиаций поведения с помощью разнообразных средств социально-психологического воздействия, повышение личностного адаптационного потенциала в условиях сложившейся в жизни подростка социальной ситуации развития).

В качестве основы профилактической программы могут быть использованы технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением Т. Шульги, Х. Спаниярда, В. Слота, А. В. Быкова, Л. Я. Олиференко [6]. Профилактическая программа разрабатывается с учетом результатов психодиагностического обследования несовершеннолетнего и может осуществляться в двух формах: индивидуальной и групповой.

Популярной формой работы с несовершеннолетними правонарушителями является индивидуальное консультирование. При организации консультирования трудных подростков крайне важен поиск путей реализации социально полезной деятельности, расширяющей возможности подростка по усвоению позитивного социального опыта, нормализации самооценки,

получению признания и уважения со стороны просоциальных подростков и взрослых, удовлетворению социальных потребностей в социально приемлемой форме.

Исследования, как научные, так и практические, отмечают важность обращения к таким средствам в работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые в дальнейшем могут использоваться подростком самостоятельно в критических ситуациях. При этом необходимо учитывать, что наиболее действенными формами и методами профилактики правонарушений несовершеннолетних являются интерактивные формы и методы. Сущностью интерактивного взаимодействия в профилактической работе является вовлеченность всех участников в совместную деятельность. Социальное интерактивное взаимодействие между несовершеннолетними и воспитателем, тренером, психологом и др. предполагает, что активность взрослого уступает место активности несовершеннолетних, и его задача - создать условия для их инициативы.

Важнейшей формой профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями является социально-психологический тренинг как метод, основанный на использовании активных методов групповой работы, направленных на формирование умений и навыков общения, взаимодействия, личностного развития.

Тренинги могут быть направлены: на развитие социальных навыков взаимодействия и бесконфликтного общения, развитие потребности здорового образа жизни, трудовой мотивации. Задача социально-психологического тренинга - помочь каждому участнику научиться воспринимать и понимать себя, а затем - выражать себя индивидуальными средствами.

III этап: информирование заинтересованных органов и учреждений о причинах и условиях безнадзорности и правонарушений. Готовится информация в органы и учреждения системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, где указываются причины и условия асоциального поведения ребенка, особенности его поведения в ЦВСНП, результаты проведенной профилактической работы, рекомендации по организации индивидуально-воспитательной работы с подростком и его семьей. В зависимости от дальнейшего пребывания несовершеннолетнего информация, характеристики, копии заключений по данным психологического исследования направляются: в СУВУЗТ, детский дом либо иное учреждение социального обслуживания, а также в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего. По запросу органов дознания, следствия, судов готовятся характеристики на подростков, содержащихся в ЦВСНП. Социально-психологические данные о несовершеннолетнем и материалы проведенной с ним профилактической работы заносятся в электронную базу данных. В учетно-статистическом деле несовершеннолетнего отражаются мероприятия, осуществленные с подростком в период пребывания его в Центре.

Главная особенность деятельности ЦВСНП заключается в применении восстановительного подхода, выступающего альтернативой карательного [7, с. 17-22]. Подводя итог сказанному выше, отметим, что основная цель профилактической работы с несовершеннолетними, содержащимися в ЦВСНП, состоит в оказании комплексной помощи подросткам. Чтобы выстроить эффективную систему профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, необходимо понимать психологические особенности личности несовершеннолетнего, преступившего закон и в соответствии с этим структурировать данную деятельность. Основными направлениями совершенствования профилактической работы с несовершеннолетними, содержащимися в ЦВСНП, являются следующие: изучение личностных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя и влияния ближайшего социального окружения на его поведение; проведение коррекционных мероприятий с помощью применения психологических методов, специальных программ и психотехнологий; консультирование несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и сотрудников органов внутренних дел. Это способствует пробуждению у несовершеннолетних чувства личной ответственности за собственные действия, принятие решений и своё будущее.

Список литературы

1. Антонян Ю.М., Гончарова М.В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 87-100.

2. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года // Вопросы ювенальной юстиции. 2017. № 4. С. 27-32.

3. Прокурова С.В. О некоторых причинах противоправного поведения подростков и оказании им психологической помощи в условиях центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 7. № 11. С. 26-29.

4. Савина Н. Н. Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2010. 399 с.

5. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД РФ от 1.09.2012 № 839 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70276546/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шульга Т. И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением // Социальная педагогика. 2010. № 3. С. 109-121.

7. Дубровин А.К. Особенности организации деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по предупреждению повторных преступлений со стороны несовершеннолетних // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1 (5). С. 17-22.

Скворцова Елена Викторовна, канд. психол. наук, доц. кафедры, Россия, Белгород, Белгородский университет кооперации, экономики и права

Слободчикова Юлия Витальевна, канд. психол. наук, доцент кафедры, Россия, Москва, МИРЭА - Российский технологический университет,

Белькова Анастасия Витальевна, тренер-медиатор, доц. кафедры,

[email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

CENTER FOR TEMPORARY CONTENT OF INFANTRINATING YEAR OFFENSERS AS A SUBJECT OF PREVENTION OF IMMEDIATE AND OFFENSIONS OF MINORS

E.V. Skvortsova, Y.V. Slobodchikova, A.V. Belkova

The main directions of preventive work with minors held in the temporary detention center for juvenile offenders (hereinafter referred to as TSCP) are considered, such as the study of the personal characteristics of the juvenile offender and the influence of the nearest social environment on his behavior; carrying out corrective measures through the use of psychological methods, special programs and psychotechnologies; counseling juvenile offenders, their parents and employees of the internal affairs bodies, etc. The need to identify promising areas for the modernization of the psychological support system for preventive work in the Center for Social and Sanitary Socialist People's Republic is justified.

Key words: temporary detention center for juvenile delinquents (CSCP), the deviant behavior of minors, the reasons for the increase in juvenile delinquency, the prevention of juvenile delinquency, psychological support.

Skvortsova Elena Viktorovna, Ph.D. psychol. Sciences, Assoc. departments, Russia, Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

Slobodchikova Julia Vitalievna, Cand. psychol. Sci., Associate Professor, Russia, Moscow, MIREA - Russian University of Technology,

Belkova Anastasia Vitalievna, mediator trainer, Assoc. departments, anastasia_belkova00@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.