уровень его подготовленности, владения культурой речи и умения выступать перед аудиторией.
Как показывает практика проведения занятий с курсантами, обучающимися по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» узкой специализации «Оперативно-розыскная деятельность», именно практические задания, включающие интерактивные технологии переводят курсанта из разряда пассивно обучаемого в разряд активно познающего материал занятия. Компетентност-ный подход в обучении включает в себя выраженную обратную связь, когда не преподаватель проводит опрос обучающегося, а сам курсант активно использует свои знания, а также преподавателя для поиска решения проблемы. Компетент-ностный подход включает в себя постоянное экспериментирование при анализе обстановки, реализации новых идей, принятие подчас совершенно неожиданных решений.
Компетенция означает не только знание, но и предполагает умение, подкреплённое знанием и возможностью самостоятельного поиска эффективного решения поставленной оперативной задачи.
Реализация компетентностного подхода включает не только коллективную форму обучения, но и групповую, а также индивидуальную. Реализация ком-петентностного подхода в подготовке сотрудников уголовного розыска предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающегося, его эмоциональный настрой. Кооперация с другими участниками учебного процесса позволяет обменяться результатами принятых решений, учиться слышать и слушать партнёров, быстро находить нужную информацию.
Практическая составляющая является обязательным компонентом в формировании компетентностного подхода. При использовании репродуктивных технологий формирование умений возможно только на этапе неоднократного повторения продемонстрированного действия. В то время как такие методические приёмы, как мозговой штурм, дискуссии, ролевые (деловые) игры несут в себе огромный потенциал для формирования не только модели поведения в указанной оперативной ситуации, но и средства получения навыков человеческого общения в заданных стратегиях отношений. Так, например, использование инверсии в проигрывании ситуации позволяет оценить шансы и предвидеть дальнейшие ходы оппонента или другого участника обучения.
Использование компетентностного подхода позволяет стимулировать интуицию участников процесса обучения, формируют систему, когда обучающийся самостоятельно исследует проблему, устанавливает отношения среди разных курсантов, решающих другие задачи.
В процессе реализации компетентностного подхода необходимо выделить характеристики компетентности. Процесс обучения должен содержать достаточно большой объём информации, которым могут оперировать обучающиеся, быть
Библиографический список
структурирован; обучающемуся необходимо чётко просматривать связи между элементами, владеть классификациями. В знаниях должно чётко выделяться главное, они должны постоянно обновляться, быть фундаментальными.
Любой процесс, в том числе и процесс обучения, имеет свои фазы и состоит из этапа получения знаний, которые приобретают на основе собственного опыта или опыта, полученного на занятиях, а также этапа распространения знаний, в рамках которого обучающиеся делятся приобретённым опытом. Наиболее открыто данное направление при реализации интерактивных технологий в обучении. Завершающий этап обучения - ступень использования полученной информации в ходе занятий.
Компетентностный подход позволяет выявить канал обратной связи, так называемую рефлексию обучения. Контроль получения знаний помогает своевременно вносить коррективы в профессионально ориентированное обучение. Для коррекции процесса обучения курсантам можно организовать ступенчатый подход анализа ситуаций, близких к реальной деятельности сотрудника органов внутренних дел, причём с каждой следующей ступенью в решение ситуаций добавлять проблемы, требующие задействования различных уровней знаний, направленные на приобретение опыта.
За основу реализации компетентностного подхода рекомендуем принять следующие педагогические технологии и принципы обучения: принцип системности, фундаментальный подход, научный подход, профессионально ориентированное обучение, принцип интеграции, а также принцип ориентированности на личность и коллектив в целом. Реализация данных подходов обеспечит развитие творческой инициативы курсантов при решении практико-ориентированных задач, а также получение ими умений, которыми они должны в полной мере владеть при выполнении профессиональных задач, стоящих перед оперуполномоченным полиции в рамках его профессиональной деятельности.
Целью применения компетентностного подхода в обучении сотрудников органов внутренних дел является создание рефлексирующей личности, которая имеет навык самостоятельно переходить от теоретических знаний (приобретённых в ходе обучения) до приобретения опыта с использованием интерактивных технологий, а также этапа рефлексии - планирования дальнейших действий, подкреплённых теоретическими выводами. На указанном этапе происходит замыкание циклического процесса от получения знаний к приобретению опыта и вновь обращение к знаниям.
Обучение курсантов должно быть направлено на подготовку специалиста, который способен оптимально выбирать различные методы оперативной работы, привлекать граждан на конфиденциальной основе для эффективного предупреждения преступлений, их пресечения, раскрытия, а также оперативного сопровождения расследований по уголовным делам.
1. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. Москва: Логос, 2017.
3. Гербекова Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 4 - 8.
4. Кузнецова С.П. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации. Территория науки. 2017; № 3: 30 - 36.
5. Купавцев Т.С. Самосовершенствование сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе профессионального образования: монография. Барнаул, 2017.
6. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 131 - 133.
7. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г О формировании отдельных профессиональных компетенций при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 128 - 131.
References
1. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Polikul'turnaya i informacionnaya kompetentnost': uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
2. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj ikompetentnostnyjpodhody v obrazovanii. Problemy integracii. Moskva: Logos, 2017.
3. Gerbekova L.X. Professional'naya podgotovka studentov yuridicheskih vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 4 - 8.
4. Kuznecova S.P. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii yuridicheskih disciplin: opyt i problemy realizacii. Territoriya nauki. 2017; № 3: 30 - 36.
5. Kupavcev T.S. Samosovershenstvovanie sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Barnaul, 2017.
6. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Innovacionnye metody v obuchenii sledovatelej organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 131 - 133.
7. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. O formirovanii otdel'nyh professional'nyh kompetencij pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii v vysshih uchebnyh zavedeniyah MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 128 - 131.
Статья поступила в редакцию 12.12.20
УДК 37
Akishina E.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. in Art Criticism, Director, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN TRENDS IN ART EDUCATION AS A RESPONSE TO SOCIO-CULTURAL CHALLENGES. The article provides an overview of artistic and aesthetic educational practices in different countries of the world. The author draws attention to the need to apply modern technologies and methods in the pedagogy of art that correspond to the information age. Based on the examples of the organization of art education and aesthetic education in different countries, the main pedagogical principles on which the education system in the world is built: the balance of the intellectual and emotional development of schoolchildren, sociocultural projects in education, the use of computer technologies in teaching art, the use of mentoring by cultural figures over students. The author concludes that culture becomes the
most important factor in solving social and even political problems, a possible alternative in choosing options for future world development. All this increases the importance of art in the lives of schoolchildren. And today we must find new ways of development, to use examples of other countries without losing the unique national experience of teaching art.
Key words: art education, aesthetic education, international experience, challenges of time.
Е.М. Акишина, д-р пед. наук, канд. искусствоведения, проф. РАО, директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии
Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ВЫЗОВАМ
В статье представлен обзор художественно-эстетических образовательных практик в разных странах мира. Автор обращает внимание на необходимость применения в педагогике искусства современных технологий и методов, соответствующих информационной эпохе. На примерах организации художественного образования и эстетического воспитания в разных странах раскрыты главные педагогические принципы, на которых строится система образования в мире: равновесие интеллектуального и эмоционального развития школьников, социокультурные проекты в образовании, применение компьютерных технологий в обучении искусству, использование наставничества деятелей культуры над обучающимися. Автор делает вывод о том, что культура становится важнейшим фактором решения социальных и даже политических проблем, возможной альтернативой в выборе вариантов будущего мирового развития. Все это повышает значение искусства в жизни школьников. И сегодня мы должны найти новые пути развития художественного образования, использовать примеры других стран, не потеряв уникальный отечественный опыт преподавания искусства.
Ключевые слова: художественное образование, эстетическое воспитание, международный опыт, вызовы времени.
Мы с вами живем в удивительное время глобальных изменений. Технологический прогресс, открытость и доступность информации, поликультурность современного мира, несомненно, приносят человечеству пользу, но как любое культурное явление скрывают в себе и проблемы. С одной стороны, когда мы говорим о художественном образовании, то представляем традиционные вещи: классическую музыку, живопись, балет и прочее. С другой стороны, мы видим, что сегодня дети хотят понимать современное искусство и уметь создавать творческие работы с применением новых технологий. По этой причине существующая система образования, как в России, так и во всем мире, нуждается в радикальном реформировании. Чтобы говорить о модернизации художественного образования, необходимо определить так называемые вызовы времени, влияющие на содержание и технологии преподавания искусства. Выделим основные изменения, которые необходимо учитывать в современном образовании. Это:
• изменения экономического уклада, которые влияют на развитие арт-ин-дустрии, арт-менеджмента, возникновение новых форм занятости (самозанятость, периодическая занятость и др.) и появление профессий художественной направленности (дизайнер-мерчиндайзер, блоггер, event-менеджер, web-дизай-нер и др.);
• технологические, позволяющие использование современных технологий в творчестве; новых ИКТ-инструментов (ЗОпринтеры, 3D-ручки, компьютерные программы для рисования, музицирования, аранжировки и сочинения музыки и др.), повышение технологичности оборудования, используемого в искусстве;
• социальные, порождающие неравенство возможностей стран, регионов, городов и сельских поселений и т.д. в зависимости от обеспечения техническими новинками;
• социально-политические, определяющие появление новых культурных кодов, усиление патриотической и гражданской направленности искусства, появление социальных творческих проектов;
• трансформация запроса семьи и детей, влияющая на уход от привычной системы STEM, основанной на взаимодействии науки, технологии, инженерии и математики для развития общества, к системе STEAM, включающей в образование искусство как важный компонент развития креативной личности, то есть усиление значимости искусства во всех видах деятельности;
• изменения мотивации, способностей, паттернов поведения и общения детей, что способствует появлению новых форм коммуникации (он-лайн-общение, уменьшение авторитетности культурных ценностей прошлого, трансформация многих традиционных нравственных норм, распространение типологизированной массовой культуры, уход в виртуальную действительность как замена реальной жизни);
• расширение рамок художественного образования, то есть развитие свободных и принципиально новых искусств, возникновение и активизация интегрированных видов и форм творческой деятельности. Например, «новый меди-а-арт», алгористика, «геномное искусство» и многие другие направления, созданные на основе современных научных и технологических разработок;
• как особый аспект современного общества следует отметить активизацию и изменение положения в обществе детей и молодежи. Можно вспомнить шведскую школьницу Грету Тунберг с ее выступлением в ООН по вопросам экологии; американского эко-активиста Шуткезада Мартинеса, к 18 годам создавшего интернет-платформу, позволившую с помощью дронов высаживать 150 деревьев в минуту; российского школьника Валерия Ильина, внесшего вклад в общество равных возможностей и разработавшего бюджетную модель гаджета для слепых, и других;
• современные дети могут зарабатывать большие деньги, используя интернет-технологии. Например, 17-летняя Настя Лебедева с блогом о путешествиях или 14-летняя Алена Аракчеева - кулинарный блогер зарабатывают
сотни тысяч в месяц. И таких примеров достаточно. В этой ситуации мнение блогера становится более значимым для подростка, чем мнение взрослого человека. Здесь кроется опасность того, что школьники-блогеры сами недостаточно хорошо знают материал, но с уверенностью выражают свое субъективное мнение. Вот один пример, Даниил Иванов с блогом на YouTube «Поясни за искусство» вроде бы выражает свое мнение по поводу мировых шедевров, но при этом специально понижает значимость работ известных авторов. В результате просмотра такого видеоролика у школьников возникает ощущение простоты создания произведения искусства и, как следствие, неуважение к гениальным авторам прошлого.
Но, несмотря ни на что, сегодня мы прислушиваемся к мнению обучающихся и не можем не учитывать это мнение в своей работе. Проведенное в нашем институте исследование показывает, что уроки искусства не удовлетворяют современных школьников. Так, опросив 38 тысяч российских учащихся, мы выяснили, что 73% опрошенных недовольны содержанием уроков музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, так как считают, что им дают несовременные и ненужные знания и навыки (45%). 58% школьников отметили, что эти знания и навыки не пригодятся в жизни, а 32% опрошенных сказали, что им скучно. При этом 86% обучающихся 9 - 11 класса жалеют, что в старших классах нет предметов, связанных с искусством. Мировая художественная культура сегодня преподается не везде, зачастую заменяется другими предметами. Однако старшеклассники выразили свое желание изучать историю искусства и понимать современную культуру. Подобная ситуация характерна для всего современного мира, и разные страны пытаются найти баланс между необходимыми знаниями и умениями в области искусства и запросами современных школьников. Мы понимаем, что современный мир - это мир эстетического плюрализма, в результате чего не существует одного определенного направления в сфере художественно-эстетического воспитания, и явное влияние на художественную педагогику оказывают стихийные и разнообразные культурные явления.
Сделаем небольшой обзор особенностей преподавания искусства в разных странах. Наиболее сильное воздействие на образование, несомненно, сегодня оказывают компьютерные технологии. Но хочется отметить, что во всех странах понимают, что необходимо соблюдать баланс между традиционными и современными подходами к обучению искусству. Несмотря на технологизацию и информатизацию всего мира некоторые учителя не принимают вторжение компьютерных технологий в педагогику искусства. Мы не оспариваем тот факт, что развитие и воспитание средствами искусства являются особой формой коммуникации, основанной на личном общении. Однако веяния времени влияют на все образовательные практики.
Распространение компьютерных технологий в различные сферы социокультурной жизни способствует стандартизации мышления и жизни людей. По этой причине повышается востребованность у общества искусства как возможности поиска индивидуальности, эмоционально-чувственного отношения к жизни [1]. Американский социолог Г. Кан предположил, что во втором тысячелетии искусство займет центральное место в жизни людей [2, с. 169 - 170].
Психологи и физиологи отмечают, что грамотное использование гаджетов и инновационных компьютерных технологий в образовании развивает у обучающихся ассоциативно-образное восприятие и мышление, формирует умение визуализировать мысль, совершенствует фантазию и воображение. Визуализация сегодня становится ведущим аспектом восприятия и мышления человека [3]. «Особенность клипового мышления заключается в том, что человек, обладающий им, умеет - и любит - быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Важная его особенность - предпочтение нетекстовой, образной информации. Главное достоинство - высокая скорость ориентировки в информационном потоке» [4, с. 110 - 119].
В Японии в последние 20 лет активно занимаются развитием ассоциативного восприятия и мышления школьников в процессе занятий различными видами искусства, в первую очередь рисованием, так как считают, что художественная деятельность хорошо развивает эти качества. Интересным опытом является использование на уроках изобразительного искусства сложной компьютерной системы цветоведения «Ироритай», состоящей из 240 цветов, которые имеют свои названия и номера, поэтому легко контролируются.
Большинство современных профессий предполагают быструю реакцию, повышенную наблюдательность, поэтому работа школьников с данной компьютерной программой дает широкие возможности развивать физиологические и аналитические возможности зрения, формировать умение апеллировать визуальными образами. Подобная работа совершенствует интеллектуальные способности человека, в первую очередь ассоциативного мышления. Но понятно, что при такой форме обучения не происходит развитие мировоззрения и духовно-нравственных начал личности.
При этом японское образование сохраняет уникальный опыт концепции «любования», способствующий формированию умения видеть красоту и оригинальность окружающего мира. В учебный план японских школ включены уроки «любования», на которых дети развивают эстетическую наблюдательность, потребность в творческой деятельности и общении с произведениями искусства. Японские школьники выходят на природу: любуются цветущей сакурой, осенними кленами, восходом солнца, кувшинками на воде. Главной задачей урока становятся личное переживание, раскрытие эмоциональной и эстетической сфер личности. Затем ребята рисуют: сначала с натуры, затем в классе по памяти, так происходит закрепление умений наблюдать, осмысливать и воплощать в творческом продукте свои визуальные и эмоциональные образы. В результате школьники учатся видеть и ощущать красоту [5].
Компьютеризация не является единственной особенностью современного художественного образования. Сегодня актуальными становятся разнообразные формы интегрированного обучения.
В ХХ веке в Великобритании, Франции, Германии и США приобрела актуальность концепция «гуманистического воспитания». Так, в США концепция развивается как дисциплинарный подход к образованию, ставящий в центр системы образования гуманитаризацию учебных предметов.
Исследовательский центр Гетти в Лос-Анджелесе по художественному воспитанию интегрировал этот подход в предметную область «Искусство», благодаря чему школьники знакомятся с четырьмя концепциями искусства:
• эстетической (изучение природы искусства, его роли в человеческом опыте),
• критической (описание, интерпретация и оценка произведения),
• исторической (осмысление произведений в культурном и историческом контексте),
• продуктивной (создание артефакта) [6].
Дисциплинарный подход способствует самореализации школьников, овладению ими художественной грамотностью и эстетическому отношению к окружающему миру. Интересен опыт реализации проекта BASIC, который демонстрирует интеграцию предмета «Искусство» в структуру базовых дисциплин. BASIC представляет собой систему художественного образования, когда в плане школы присутствуют занятия по пяти искусствам: музыка, театр, литература, балет, изобразительное искусство, и эти уроки ведут профессиональные танцовщики, музыканты, писатели, актеры, режиссеры, художники. Специалисты могут глубоко и правильно представить искусство детям, погрузить их в мир эстетической действительности, что приводит к равновесию интеллектуальной и эмоциональной сторон личности школьников. Так как охват школ деятелями культуры достаточно сложен, то профессионалы проводят обучение школьных учителей, консультируют. Но, конечно, из-за сложности организации и высокой себестоимости проект BASIC работает только в элитных школах [7, с. 238].
Мы видим прекрасные примеры глубокого изучения искусства, которые, к сожалению, не приобрели большой популярности. Чаще всего в американской школе искусство изучается с 1-го по последний класс (что можно оценить как высокое достижение образования), но узконаправленно. Ребята выбирают из предложенных вариантов: живопись или скульптуру, или хоровое пение, или игру на музыкальном инструменте и пр. Но старшеклассники в ответе на наши анкеты (нами в прошлом году было опрошено около трехсот американских школьников) отметили недостаток в обобщающем предмете, рассказывающем об истории искусства, основах современного искусства, то есть такого предмета, как «Мировая художественная культура» в нашем образовании. Старшеклассники и студенты первых курсов университетов очень заинтересовались им.
Сегодня в США распространяется опыт работы школ «синтетических курсов», когда образовательно-воспитательная работа направлена на освоение искусства и художественной культуры через социальные практики «Родственные виды искусства», «Искусства и гуманитарные науки», которые преподаются группой учителей. Например, в Калифорнии реализуется проект «Междисциплинарное образование посредством искусства и языка», интегрирующий язык (устный и письменный) и четыре искусства (изобразительное искусство, танец, музыка и театр) в рамках школьной программы. Комплексное воздействие на учеников способствует формированию целостной картины мира у ребенка. Данный эксперимент показал, что, если искусство становится центром всей образовательной
программы, то учебные и воспитательные задачи решаются эффективнее, чем при стандартном обучении [8].
Хотелось бы отметить, что в нашем институте также разрабатываются разнообразные программы интегрированного и полихудожественного образования на основе научной школы Б.П. Юсова, которые с успехом апробируются в регионах.
В Германии развивается самоуправление в школах, когда занятия по искусству и художественно-эстетическая внеурочная работа планируются совместно учителями и школьниками. В образовательных организациях разрабатываются оригинальные художественно-эстетические программы: например, проекты теоретико-практических занятий по изготовлению костюмов на тему «Мода витрин» или «Костюм для себя», или «Одежда для повседневного употребления» [9].
Главной особенностью эстетического воспитания и художественного образования в Германии стала интеграция школы в социокультурный контекст региона, социализация детей через процесс освоения искусства. Интересен проект, реализованный в одной из немецких школ г Мюнстера, направленный на эстетическое видение мира в фотоработах. Каждый ученик или группа школьников создают законченный проект, где фотография, музыка, слова и форма презентации создают единый художественный образ. А в г Дуйсбурге воплощается проект «Школьный цирк». Весь процесс подготовки и проведения циркового представления проходит на школьных уроках. Следует отметить, что за несколько лет существования цирка никто из ребят не стал профессиональным циркачом, но в результате творческой работы они обрели такие качества, как уверенность в себе, организаторские способности, чувство гармонии, образное мышление, потребность в творчестве, музыкальность, умение управлять своим телом, а главное - все это воедино.
Таким образом, система художественного образования и эстетического воспитания зарубежных стран строится на сотрудничестве педагогов и школьников, что соответствует современной социокультурной ситуации. Современный мир предполагает практико-ориентированное обучение, но, к сожалению, зачастую преподавание искусства становится слишком практическим, теряются его эстетический смысл, его развивающий и возвышающий потенциал.
Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации также затрагивает эту проблему и предлагает ее решение через тесное взаимодействие урока с художественными практиками во внеурочное время и дополнительным художественным образованием. На основании Концепции в каждой образовательной организации может быть создана уникальная система взаимодействия основного образования с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием на всех ступенях общего образования и воспитания. Подобная система взаимодействия основывается на создании условий для формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; на проектировании и конструировании развивающей художественной среды образовательной организации; на обеспечении активной творческой деятельности детей и подростков; на построении образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Обобщить весь мировой опыт в статье невозможно. Но становится понятно, что для оптимизации развития художественного образования в современных условиях необходимо изучение и адаптированное использование в практической деятельности наиболее интересного зарубежного опыта художественно-эстетического обучения. Например:
• создание практико-ориентированной системы художественного образования, интегрирующей детское художественное творчество в общий культурный процесс, развитие социокультурных навыков (Австрия, Германия, Финляндия, Швеция);
• расширение самостоятельности детского творчества от зарождения идеи до конечного продукта (Швеция);
• раннее художественное образование, развивающее у ребенка гибкие образно-ассоциативные формы мышления (Япония);
• использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством (США);
• усиление роли эстетического развития, более широкого по отношению к художественному (Австралия, Япония);
• определение воспитательной функции как ведущей (США, Канада, Нидерланды);
• отношение к искусству как форме коммуникации (США, Франция);
• использование межкультурных, междисциплинарных занятий, интегрирующих различные сферы искусства и науки (Канада, Китай, Финляндия, Швеция, Великобритания);
• взаимодействие художественного образования с профессиональными учреждениями культуры и деятелями искусства (Франция, Великобритания, Китай, Финляндия);
• интеграция национального и мирового культурного наследия (Австралия, Канада, Китай, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Великобритания);
• использование информационно-коммуникационных технологий (Австралия, Канада, Финляндия, Новая Зеландия, Сингапур, Швеция).
Как мы видим, в связи с резко меняющейся социокультурной ситуацией и положением детей и молодежи в обществе в мире происходят существенные из-
менения. Сегодня культура становится важнейшим фактором решения социальных и даже политических проблем, возможной альтернативой в выборе вариантов будущего мирового развития. Все это повышает значение искусства в жизни
Библиографический список
школьников. И сегодня мы должны найти новые пути их развития, использовать примеры других стран, не потеряв уникальный отечественный опыт преподавания искусства.
1. Информационное общество. Новейший философский словарь. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/528
2. Кан Г Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. Москва, 1980.
3. Борисов Е.Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации. Молодой ученый. 2019; № 22 (260): 611 - 614. Available at: https://moluch.ru/ archive/260/59960/
4. Ромашина Е.Ю. Клиповое мышление: интеллектуальная катастрофа, механизм адаптации или новые возможности? Известия Российской академии образования. 2014; № 1: 110 - 119.
5. Нурутдинова А.Р Модернизация и традиционализм в системе образования Японии. Школьные технологии. 2012; № 4: 85 - 96.
6. Перминова Е.И. Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие. Педагогическое мастерство: материалы I Международной научной конференции. Москва, 2012: 364 - 372.
7. Латышина Д.И. История педагогики. Москва, 1998.
8. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность. Санкт-Петербург, 1991.
9. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Санкт-Петербург, 1996.
References
1. Informacionnoe obschestvo. Novejshij filosofskij slovar'. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/528
2. Kan G. Gryaduschijpod'em: 'ekonomicheskij, politicheskij, social'nyj. Moskva, 1980.
3. Borisov E.E. Vizualizaciya kak aktual'noe napravlenie rasprostraneniya informacii. Molodoj uchenyj. 2019; № 22 (260): 611 - 614. Available at: https://moluch.ru/archive/260/59960/
4. Romashina E.Yu. Klipovoe myshlenie: intellektual'naya katastrofa, mehanizm adaptacii ili novye vozmozhnosti? Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2014; № 1: 110 - 119.
5. Nurutdinova A.R. Modernizaciya i tradicionalizm v sisteme obrazovaniya Yaponii. Shkol'nye tehnologii. 2012; № 4: 85 - 96.
6. Perminova E.I. Opyt 'esteticheskogo vospitaniya detej za rubezhom: retrospektivnyj vzglyad v XX stoletie. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2012: 364 - 372.
7. Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki. Moskva, 1998.
8. Novikova I.A. Organizaciya dosuga podrastayuschego pokoleniya v SShA: tradicii isovremennost. Sankt-Peterburg, 1991.
9. Muzej i shkola: dialog v obrazovatel'nom prostranstve. Sankt-Peterburg, 1996.
Статья поступила в редакцию 31.12.20
УДК 371.147
Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kocherov Yu.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Shumakova E.V., Candidate of Pedagogy, senior teacher, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF THE BASIC PRINCIPLES AND FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH MINORS. The article discusses an urgent socio-pedagogical problem - deviant behavior of adolescents. The research identifies the main causes of adolescent deviation and the principles of social and pedagogical work with minors. The problem of complex social and pedagogical work with juvenile offenders and their families is actualized. The issues of social and pedagogical support of minors in social institutions are considered. The authors emphasize the need to build a process of social and pedagogical support, using an integrated approach, using both methods of social work and social pedagogy. The potential and main directions of inclusion in this activity of the work of subjects of education and prevention are characterized. The article concludes that police officers working with juvenile offenders should be well versed in the psychology of adolescents, in various types of deviations and the causes of their occurrence, be able to carry out preventive work with deviants.
Key words: deviant behavior, deviation, social work, prevention, adolescents social and pedagogical activity, juvenile delinquent, prevention.
А.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Ю.Н. Кочеров, канд. пед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Шумакова, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной социально-педагогической проблеме - девиантного поведения подростков, определены основные причины подростковой девиации и принципы социально-педагогической работы с несовершеннолетними. Актуализируется проблема комплексной социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних в условиях социальных учреждений. Авторы делают акцент на необходимости построения процесса социально-педагогического сопровождения, используя комплексный подход, применяя как методы социальной работы, так и социальной педагогики. Характеризуются потенциал и основные направления включения в данную деятельность работы субъектов воспитания и профилактики.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиация, социальная работа, профилактика, подростки, социально-педагогическая деятельность, несовершеннолетний правонарушитель, профилактика.
Одним из наиболее сложных и противоречивых возрастов в социализации человека считается период до его совершеннолетия. В подростковый период у молодого человека серьезно изменяются условия жизни и деятельности, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия со сверстниками. У подрастающего человека меняются социальный
статус, позиция в обществе, положение в коллективе, ему предъявляется больше требований со стороны взрослых. У подростка формируются собственное мнение, взгляд на различные ситуации, появляется потребность узнать себя и определить свои основные потребности, дать оценку своим действиям и возникающим в его жизни событиям. В этом возрасте у подростка часто происходит пси-