Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическая работа / социальные технологии / социальная помощь / несовершеннолетние / неблагополучная семья / школа / social and educational work / social technologies / social assistance / minors / dysfunctional family / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е И. Зритнева, С В. Зритнева

В статье рассмотрена деятельность социального педагога школы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей. Определены трудности взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей. Представлен алгоритм социально-педагогической работы с ней. Рассмотрены этапы деятельности социального педагога школы с несовершеннолетними детьми и родителями: подготовительный, организационный, практический. Дана характеристика каждого этапа, представлены социальные технологии, используемые на каждом из них. Выделены основные направления в социально-педагогической работе школы с неблагополучными семьями – образовательное, психологическое, посредническое. Авторами обозначены элементы, необходимые в каждом из направлений социально-педагогической работы школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH MINORS FROM UNFAVORABLE FAMILIES IN A SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL

The article examines the activities of a social teacher of a school with minor children from disadvantaged families. The difficulties of interaction of a social teacher with a dysfunctional family are determined. An algorithm of social and pedagogical work with a dysfunctional family is presented. The stages of work of a social teacher of a school with minor children and parents are considered: preparatory, organizational, practical. The characteristics of each stage are given, the social technologies used at each stage are presented. The main directions in the social and pedagogical work of the school with dysfunctional families are highlighted – educational, psychological, mediation. Each direction is aimed at building harmonious relations between underage children and parents, increasing the pedagogical culture of parents. The authors identified the elements necessary in each of the areas of the social and pedagogical work of the school.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Библиографический список

1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов, 2001.

2. Михайлов А.П. Социокультурные аспекты криминологического анализа девиантности несовершеннолетних. Вестник Адыгейского государственного университета. 2010; № 2: 42 - 48.

3. Свиницкая Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Молодой ученый. 2015; № 11: 124 - 126.

4. Настольная книга инспектора подразделений по делам несовершеннолетних: методическое пособие. ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт» ГУОООП МВД России. Москва, 2014.

5. Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С. Актуальные вопросы организации проведения органами внутренних дел на обслуживаемой территории отработки административного участка. Российский следователь. 2020; № 6: 63 - 66.

6. Кочерова Л.А., Шамаев А.М., Нестеренко А.В., Аскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений МВД особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК-следов человека на огнестрельном оружии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

У. Ефимов A.A., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 233 - 235.

8. Ефимов A.A., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Пути совершенствования поликультурного воспитания сотрудников полиции. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 231 - 233.

9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 269 - 2У0.

References

1. Klejberg Yu.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov, 2001.

2. Mihajlov A.P. Sociokul'turnye aspekty kriminologicheskogo analiza deviantnosti nesovershennoletnih. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 2: 42 - 48.

3. Svinickaya T.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v social'noj rabote. Molodoj uchenyj. 2015; № 11: 124 - 126.

4. Nastol'naya kniga inspektora podrazdelenij po delam nesovershennoletnih: metodicheskoe posobie. FGKU «Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut» GUOOOP MVD Rossii. Moskva, 2014.

5. Val'kov A.P., Kocherov Yu.N., Sotnikov S.S. Aktual'nye voprosy organizacii provedeniya organami vnutrennih del na obsluzhivaemoj territorii otrabotki administrativnogo uchastka. Rossijskij sledovatel'. 2020; № 6: 63 - 66.

6. Kocherova L.A., Shamaev A.M., Nesterenko A.V., Askarov S.V. Obuchenie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD osobennostyam issledovaniya sledov ruk, zapahovyh i DNK-sledov cheloveka na ognestrel'nom oruzhii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

У. Efimov A.A., Evdoshenko V.V., Shumakova E.V. Deviacii sredi sotrudnikov policii kak vazhnejshaya prichina uhudsheniya ih imidzha. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 233 - 235.

8. Efimov A.A., Evdoshenko V.V., Shumakova E.V. Puti sovershenstvovaniya polikul'turnogo vospitaniya sotrudnikov policii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 231 - 233.

9. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Napravlennosti buduschih sotrudnikov OVD v processe obucheniya v vysshih uchebnyh uchrezhdeniyah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 269 - 2У0.

Статья поступила в редакцию 25.12.20

УДК 37.06

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Zritneva S.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH MINORS FROM UNFAVORABLE FAMILIES IN A SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL.

The article examines the activities of a social teacher of a school with minor children from disadvantaged families. The difficulties of interaction of a social teacher with a dysfunctional family are determined. An algorithm of social and pedagogical work with a dysfunctional family is presented. The stages of work of a social teacher of a school with minor children and parents are considered: preparatory, organizational, practical. The characteristics of each stage are given, the social technologies used at each stage are presented. The main directions in the social and pedagogical work of the school with dysfunctional families are highlighted - educational, psychological, mediation. Each direction is aimed at building harmonious relations between underage children and parents, increasing the pedagogical culture of parents. The authors identified the elements necessary in each of the areas of the social and pedagogical work of the school.

Key words: social and educational work, social technologies, social assistance, minors, dysfunctional family, school.

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected] С.В. Зритнева, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрена деятельность социального педагога школы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей. Определены трудности взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей. Представлен алгоритм социально-педагогической работы с ней. Рассмотрены этапы деятельности социального педагога школы с несовершеннолетними детьми и родителями: подготовительный, организационный, практический. Дана характеристика каждого этапа, представлены социальные технологии, используемые на каждом из них. Выделены основные направления в социально-педагогической работе школы с неблагополучными семьями - образовательное, психологическое, посредническое. Авторами обозначены элементы, необходимые в каждом из направлений социально-педагогической работы школы.

Ключевые слова: социально-педагогическая работа, социальные технологии, социальная помощь, несовершеннолетние, неблагополучная семья, школа.

Современная социально-экономическая ситуация в России, формируя предпосылки для позитивных изменений в обществе, влечет за собой ряд новых, в том числе и педагогических, проблем. Смена идеологии и системы ценностей, подорожание жизни, малоустойчивые правовые и моральные границы ведут к безработице, миграции, криминализации общества и пр. Вследствие этого в укладе жизни семей происходят изменения, оказывающие большое влияние, прежде всего, на рост числа неблагополучных. Они провоцируют социальную дезадаптацию семей, рост уровня эмоционального накала и агрессивности, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров.

Совершающиеся в обществе процессы наиболее негативно влияют на подрастающее поколение. Возрастает число детей, лишенных родительского попечения, увеличивается количество ребят, вовлеченных в преступную деятельность, наркоманию, алкоголизм. Очень большую тревогу вызывает факт увеличения безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетних со школьной и социальной дезадаптацией, их высокая преступность. Многие оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде.

В связи с этим социально-педагогическая работа образовательной школы должна быть нацелена на реализацию технологий реабилитации и адаптации детей. Социально-педагогическая работа представляет собой комплекс мер по

созданию организационных, педагогических и психологических условий для комфортного пребывания, развития ребенка в общеобразовательной школе.

Проблема социально-педагогической работы с несовершеннолетними из социально неблагополучных семей представляется одной из важных, потому как именно от благополучности семьи во многом зависит успешность последующего развития личности ребенка. Социальный педагог принимая во внимание условия воспитания детей в социально неблагополучных семьях, факторы и причины их отклоняющегося поведения и учитывая их, может помочь ребенку в успешном решении его проблем.

Различные аспекты социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в условиях общеобразовательного учреждения изложены в трудах С.В. Бобрышова, М.Н. Заостровцевой, Т.Н. Гончаровой, Ю.В. Корчагиной, Л.А. Са-енко, Л.В. Суменко, ГН. Соломатиной, А.А. Швец и др.

Образ жизни большинства детей из неблагополучных семей, в которых родители не занимаются воспитанием ребенка или делают это чрезмерно усердно, не является психологически комфортным. Социальные педагоги постоянно ведут работу по выявлению таких семей, при этом привлекают к этой работе учителей, специалистов органов опеки и попечительства, сотрудников полиции.

В школе целью работы социального педагога является решение внутрисемейных взаимоотношений между детьми и родителями. Суть деятельности, в которой объектом выступает неблагополучная семья, заключается в том, чтобы с помощью изменения отношения родителей к ребенку процесс социализации несовершеннолетнего из неблагополучной семьи и среда были оптимизированы и гуманизированы.

Основным направлением социально-педагогической работы является деятельность по восстановлению функционального пространства всех членов семьи, обеспечению социальной адаптации в обществе, восстановлению статуса личности, достижению материальной независимости. Определяя задачи и цели социально-педагогической работы с неблагополучной семьей, необходимо проводить разработку и диагностику индивидуальной реабилитационной программы при учете различных аспектов работы с семьей. Многообразие методов и форм реабилитационной работы должно использоваться всегда, когда дело касается дифференцированного и индивидуального подхода при работе с неблагополучной семьей.

Начинать социально-педагогическую работу с неблагополучной семьей следует с изучения деформации нормальной жизнедеятельности ее членов и причин. Совместная работа социального педагога школы и психолога помогает неблагополучной семье в восстановлении потребности в нормальной жизни.

Исследователями (Л.А. Саенко, ГН. Соломатина и др.) [1 - 8], обозначены следующие трудности при работе с семьей:

1. Закрытость неблагополучной семьи - чем глубже уровень семейного неблагополучия, тем более закрытой она становится для внешнего мира, тем существенней нарушено поведение детей, и тем сложнее оказывать поддержку такой семье, особенно в рамках образовательного учреждения. Сложность этой задачи заключается еще в том, что родители в семьях с тяжелой степенью неблагополучия вступают в контакт со школой неохотно (или не вступают вообще), они могут игнорировать призывы учителей или открыто демонстрировать враждебность по отношению к ним. Такую позицию неблагополучных родителей к школьным педагогам можно понять и объяснить: враждебное отношение является обычным, внешне обвиняющим способом реагирования людей, которые чувствуют отверженность, отчужденность от «социально позитивного большинства». Враждебность и агрессивность, которые они демонстрируют, - это социальная особенность семьи (зачастую на протяжении многих поколений), защитные реакции, привычные для них и помогающие им выживать во «враждебном», осуждающем мире. Одновременно с этим учителя часто принимают враждебное отношение неблагополучной семьи за показатель «педагогической несостоятельности», за полный отказ от желания измениться в лучшую сторону. Родительские пороки могут объявить непреодолимыми, а девиантность детей - закономерным результатом неправильного поведения родителей.

2. Отсутствие команды - по истечении какого-то времени количество специалистов, которые пытаются работать с такой семьей, становится очень большим: это могут быть работники школьной социально-психологической службы, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, сотрудники милиции, органов опеки и попечительства, психологи социальных, психологических и медицинских центров. Однако, к сожалению, нередко множество специалистов из разных учреждений рабочей группой так и не становятся, специалисты не могут работать как команда под руководством куратора, который мог бы быстро проанализировать ход работы, правильно определить цели и ресурсы, привлечь необходимых специалистов, четко поставить задачи и проконтролировать их выполнение, скоординировать усилия, провести супервизию, оценку результатов. В этом случае школа остается «один на один» с неблагополучным ребенком и его неблагополучными родителями.

3. Отсутствие узких специалистов в школе, особенно психологов, не позволяет использовать в полной мере современные психологические знания и социально-педагогические технологии в работе с семьями.

В работах С.В. Бобрышова, Л.А. Саенко, Л.В. Суменко [1; 2] отмечается, что построение работы с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательного учреждения требует соблюдать принцип индивидуального подхода,

предполагающий данный примерный алгоритм действий: подготовка, включающая предварительное ознакомление со всеми имеющимися сведениями о семье, и формирование плана беседы; установление контакта с членами семьи; определение сущности семейных проблем, причин, почему они возникли, а также внутренних ресурсов неблагополучной семьи; составление плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, определение содержания необходимой помощи (также со стороны специальных служб), стимулирование родителей к самопомощи; реализация составленного ранее плана, привлечение необходимых специалистов, способных оказать помощь в разрешении проблем, которые семья самостоятельно решить не может; патронаж семьи (в случае тяжелой степени неблагополучия может продолжаться несколько лет).

Согласно принципу индивидуального подхода в социально-педагогической работе с неблагополучной семьи предполагается данный примерный алгоритм действий:

1. Подготовительный этап - знакомство с семьей и ее социальным окружением, факторами среды; социальная диагностика и установление контактов.

2. Организационный этап включает в себя сбор информации и проведение ее анализа; дифференциация проблем, нужд; выявление возможностей.

3. Практический этап заключается в социально-правовой деятельности; социальной помощи; дальнейшем жизнеустройстве ребенка; патронаже семьи.

Посещение семьи - дело очень деликатное, оно исключает поспешность. Незначительная недоработка, брошенное вскользь слово - и семье, которая нуждается в помощи, не удастся открыться, рассказать о своих проблемах и, следовательно, доверить своего ребенка школе. Социальным педагогам потому следует пристально следить за тем, что они говорят, и как они это говорят, для того, чтобы состояние вражды и недоверия в отношении с семьей превратить в отношения сотрудничества. Безусловно, есть случаи, когда в семье к таким па-тронажам относятся очень негативно. Однако шаг за шагом, видя, что задача специалистов вовсе не состоит в чтении морали и осуждении родителей, а в том, чтобы оказать помощь справиться с какими-то проблемами, родители изменят свое отношение.

На организационном этапе важно осуществить социально-педагогическую диагностику. «Социально-педагогическая диагностика направлена на выявление причин различных нарушений, на определение состояния клиента. В диагностике могут одновременно участвовать специалист по социальной педагогике, психолог, классный руководитель, что дает наиболее полную картину происходящего» [8]. Основными методами диагностики являются наблюдение; опрос детей, родителей и их близкого окружения, беседа; метод анализа документов (биографии и др.).

Практический этап предполагающий совместные занятия детей и родителей, во время которых они заново переживают знакомые ситуации и при помощи специалистов находят новые варианты выхода из них, отлично себя зарекомендовал. Кроме форм групповой работы возможно использование индивидуального консультирования, позволяющего глубже вскрыть причины детского и родительского неблагополучия, семейной дезадаптации. Консультирование также является одним из методов, используемых социальным педагогом в работе с семьей. Консультирование - квалифицированный совет специалиста, помощь, оказываемая семье в решении социальных проблем. Целью консультирования является рациональная и краткосрочная психотерапия, предоставление необходимой информации. Консультирование может осуществлять социальный педагог, психолог или юрист. Помощь содержит в себе меры, которые позволяют решать вопросы воспитания и обучения. При необходимости может организовываться индивидуальное обучение.

Результаты нашего исследования показали: около 30% родителям необходима психологическая помощь в воспитании детей. Неадекватные поведенческие стереотипы, которые практикуются определенной частью родителей (80% родителей имеют завышенный уровень притязаний к ребенку, 48% - эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежение его интересами общения с собственными детьми) могут привести к повышению агрессивности, спровоцировать протестные реакции у детей, что впоследствии приводит к девиантному поведению. Искаженные отношения детей и родителей, выявленные на раннем этапе, позволяют провести ряд коррекционно-реабилитационных мер, которые направлены на снятие напряженности в отношениях внутри семьи и, как следствие этого, - на устранение причин девиантного поведения.

При посещении семей и школьных занятий социальные педагоги в процессах общения и наблюдения за ходом практической деятельности детей определяют степень сформированности у них учебных навыков, причины школьной неуспеваемости. При учете полученных данных социальный педагог устанавливает взаимодействие с родителями, информирует при этом о проблемах ребенка, их причинах и возможных способах коррекции.

Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей в условиях общеобразовательного учреждения нацелена на помощь в поддержании стабильности семьи и ее социальное развитие. Работа социального педагога направлена на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между родителями и детьми, между родителями, а также стабилизацию отношений всех указанных членов семьи с окружающими их людьми. Та-

Рис. 1. Направлениясоциально-педагогической работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей в образовательном учреждении

ким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем схематично представить направления социально-педагогической работы школы с несовершеннолетними из неблагополучных семей (рис. 1). Основным путем оказания помощи детям из неблагополучных семей является: разработка и реализация программ, направленных на: 1) снижение и устранение отклонений; 2) создание условий для проведения последовательной социальной интеграции несовершеннолетних в нормально развивающуюся социальную среду сверстников. Эффективность программы социально-педагогической работы может определяться по следующим параметрам: улучшение успеваемости, сокращение прогулов, эмоциональная стабильность, общее психологическое состояние приближено к норме.

Таким образом, нами определено, что социально-педагогическая работа с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе должна быть плановой и состоять, как минимум из трех этапов: подготовительного, организационного и практического. Следует выделить три направления социально-педагогической работы: образовательное, психологическое, посредническое. Каждое из направлений направлено на построение гармоничных отношений между несовершеннолетними детьми и родителями, повышение педагогической культуры родителей, оптимизацию совместной работы семьи и школы в воспитании несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170 - 175.

2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.

3. Саенко Л.А., Соломатина ПН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212 - 219.

4. Саенко Л.А., Соломатина ПН. Основные этапы жизненного цикла замещающей семьи: моделирование и содержательное наполнение. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020;№ 2 (77): 202 - 207.

5. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 16: 140 - 146.

6. Саенко Л.А., Пукасова ПС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; № 9: 144 - 147.

7. Саенко Л.А. Использование образовательного пространства школы для сопровождения социализации безработных. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 4: 159 - 168.

8. Швец А.А. Проблема социально-педагогической работы специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2016; № 7 (11): 47 - 51.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170 - 175.

2. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.

3. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212 - 219.

4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Osnovnye 'etapy zhiznennogo cikla zameschayuschej sem'i: modelirovanie i soderzhatel'noe napolnenie. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020;№ 2 (77): 202 - 207.

5. Saenko L.A. Pedagogicheskie usloviya v organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty po formirovaniyu kommunikativnogo opyta podrostkov. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 16: 140 - 146.

6. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; № 9: 144 - 147.

7. Saenko L.A. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo prostranstva shkoly dlya soprovozhdeniya socializacii bezrabotnyh. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2008; № 4: 159 - 168.

8. Shvec A.A. Problema social'no-pedagogicheskoj raboty specialista po social'noj rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami i ih sem'yami. Studencheskij 'elektonnyj zhurnal StRIZh. 2016; № 7 (11): 47 - 51.

Статья поступила в редакцию 23.12.20

УДК 37

Karaulov M.A., postgraduate, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia),

E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article studies the problem of relationship between professional self-determination and professional expectations of graduates of pedagogical universities. The article is aimed at studying the current state of professional self-determination and professional expectations of future teachers. The demand for this study is justified by the fact that actual data are at the heart of the design of an effective process of forming the readiness of future teachers for employment in accordance with the chosen specialty. The research methodology is based on systemic, activity-based, competence-based, axiological approaches. The application of these approaches allows to consider professional self-determination and professional expectations of graduates as an interconnected system of professional motivation, professional identity and career planning in the context of the professional competence of a future teacher. To determine the level of formation of professional self-determination of future teachers, the methods of studying the motivation of professional activity, the status of professional identity are used. The study of students' professional expectations is carried out with the help of a questionnaire. To determine the reliability of experimental distributions, the student's t-test and Pearson's correlation coefficient are used. The study involved 327 graduates of the Bunin Yelets State University. The study found that there is a direct relationship between professional self-determination and professional expectations of graduates: the higher the level of professional motivation and professional identity of a student, the more likely he will work in his specialty. A number of regularities are also revealed: the lack of orientation towards the teaching profession among students with high learning outcomes; discrepancy between the image of the profession and professional realities; professional apathy and professional maladjustment.

Key words: employment, future teacher, professional self-determination, professional motivation, professional identity, professional expectations.

М.А. Караулов, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.