Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / будущий учитель / профессиональное самоопределение / профессиональная мотивация / профессиональная идентичность / профессиональные ожидания / employment / future teacher / professional self-determination / professional motivation / professional identity / professional expectations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Караулов

Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий выпускников педагогических вузов. Статья нацелена на исследование актуального состояния профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий будущих педагогов. Востребованность данного исследования обосновывается тем, что актуальные данные находятся в основе проектирования эффективного процесса формирования готовности будущих учителей к трудоустройству согласно выбранной специальности. Методология исследования основывается на системном, деятельностном, компетентностном, аксиологическом подходах. Применение данных подходов позволяет рассматривать профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников как взаимосвязанную систему профессиональной мотивации, профессиональной идентичности и планирования карьеры в разрезе профессиональной компетентности будущего учителя. Для определения уровня сформированности профессионального самоопределения будущих педагогов использовались методики изучения мотивации профессиональной деятельности, статусов профессиональной идентичности. Исследование профессиональных ожиданий студентов осуществлялось посредством анкетирования. Для определения достоверности экспериментальных распределений использовались t-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона. В исследовании приняли участие 327 выпускников Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. В результате установлено, что между профессиональным самоопределением и профессиональными ожиданиями выпускников присутствует прямая взаимосвязь: чем выше уровень профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студента, тем больше вероятность, что он будет работать по специальности. Также выявлен ряд закономерностей: отсутствие ориентации на учительскую профессию у студентов, имеющих высокие результаты обучения; несовпадение образа профессии с профессиональными реалиями; профессиональная апатия и профессиональная дезадаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Караулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article studies the problem of relationship between professional self-determination and professional expectations of graduates of pedagogical universities. The article is aimed at studying the current state of professional self-determination and professional expectations of future teachers. The demand for this study is justified by the fact that actual data are at the heart of the design of an effective process of forming the readiness of future teachers for employment in accordance with the chosen specialty. The research methodology is based on systemic, activity-based, competence-based, axiological approaches. The application of these approaches allows to consider professional self-determination and professional expectations of graduates as an interconnected system of professional motivation, professional identity and career planning in the context of the professional competence of a future teacher. To determine the level of formation of professional self-determination of future teachers, the methods of studying the motivation of professional activity, the status of professional identity are used. The study of students’ professional expectations is carried out with the help of a questionnaire. To determine the reliability of experimental distributions, the student’s t-test and Pearson’s correlation coefficient are used. The study involved 327 graduates of the Bunin Yelets State University. The study found that there is a direct relationship between professional self-determination and professional expectations of graduates: the higher the level of professional motivation and professional identity of a student, the more likely he will work in his specialty. A number of regularities are also revealed: the lack of orientation towards the teaching profession among students with high learning outcomes; discrepancy between the image of the profession and professional realities; professional apathy and professional maladjustment.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Рис. 1. Направлениясоциально-педагогической работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей в образовательном учреждении

ким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем схематично представить направления социально-педагогической работы школы с несовершеннолетними из неблагополучных семей (рис. 1). Основным путем оказания помощи детям из неблагополучных семей является: разработка и реализация программ, направленных на: 1) снижение и устранение отклонений; 2) создание условий для проведения последовательной социальной интеграции несовершеннолетних в нормально развивающуюся социальную среду сверстников. Эффективность программы социально-педагогической работы может определяться по следующим параметрам: улучшение успеваемости, сокращение прогулов, эмоциональная стабильность, общее психологическое состояние приближено к норме.

Таким образом, нами определено, что социально-педагогическая работа с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе должна быть плановой и состоять, как минимум из трех этапов: подготовительного, организационного и практического. Следует выделить три направления социально-педагогической работы: образовательное, психологическое, посредническое. Каждое из направлений направлено на построение гармоничных отношений между несовершеннолетними детьми и родителями, повышение педагогической культуры родителей, оптимизацию совместной работы семьи и школы в воспитании несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170 - 175.

2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.

3. Саенко Л.А., Соломатина ПН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212 - 219.

4. Саенко Л.А., Соломатина ПН. Основные этапы жизненного цикла замещающей семьи: моделирование и содержательное наполнение. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020;№ 2 (77): 202 - 207.

5. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 16: 140 - 146.

6. Саенко Л.А., Пукасова ПС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; № 9: 144 - 147.

7. Саенко Л.А. Использование образовательного пространства школы для сопровождения социализации безработных. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 4: 159 - 168.

8. Швец А.А. Проблема социально-педагогической работы специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2016; № 7 (11): 47 - 51.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170 - 175.

2. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.

3. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212 - 219.

4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Osnovnye 'etapy zhiznennogo cikla zameschayuschej sem'i: modelirovanie i soderzhatel'noe napolnenie. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020;№ 2 (77): 202 - 207.

5. Saenko L.A. Pedagogicheskie usloviya v organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty po formirovaniyu kommunikativnogo opyta podrostkov. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 16: 140 - 146.

6. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; № 9: 144 - 147.

7. Saenko L.A. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo prostranstva shkoly dlya soprovozhdeniya socializacii bezrabotnyh. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2008; № 4: 159 - 168.

8. Shvec A.A. Problema social'no-pedagogicheskoj raboty specialista po social'noj rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami i ih sem'yami. Studencheskij 'elektonnyj zhurnal StRIZh. 2016; № 7 (11): 47 - 51.

Статья поступила в редакцию 23.12.20

УДК 37

Karaulov M.A., postgraduate, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia),

E-mail: maxkaraulov@mail.ru

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article studies the problem of relationship between professional self-determination and professional expectations of graduates of pedagogical universities. The article is aimed at studying the current state of professional self-determination and professional expectations of future teachers. The demand for this study is justified by the fact that actual data are at the heart of the design of an effective process of forming the readiness of future teachers for employment in accordance with the chosen specialty. The research methodology is based on systemic, activity-based, competence-based, axiological approaches. The application of these approaches allows to consider professional self-determination and professional expectations of graduates as an interconnected system of professional motivation, professional identity and career planning in the context of the professional competence of a future teacher. To determine the level of formation of professional self-determination of future teachers, the methods of studying the motivation of professional activity, the status of professional identity are used. The study of students' professional expectations is carried out with the help of a questionnaire. To determine the reliability of experimental distributions, the student's t-test and Pearson's correlation coefficient are used. The study involved 327 graduates of the Bunin Yelets State University. The study found that there is a direct relationship between professional self-determination and professional expectations of graduates: the higher the level of professional motivation and professional identity of a student, the more likely he will work in his specialty. A number of regularities are also revealed: the lack of orientation towards the teaching profession among students with high learning outcomes; discrepancy between the image of the profession and professional realities; professional apathy and professional maladjustment.

Key words: employment, future teacher, professional self-determination, professional motivation, professional identity, professional expectations.

М.А. Караулов, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец,

E-mail: maxkaraulov@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий выпускников педагогических вузов. Статья нацелена на исследование актуального состояния профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий будущих педагогов. Востребованность данного исследования обосновывается тем, что актуальные данные находятся в основе проектирования эффективного процесса формирования готовности будущих учителей к трудоустройству согласно выбранной специальности. Методология исследования основывается на системном, деятельностном, компетентностном, аксиологическом подходах. Применение данных подходов позволяет рассматривать профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников как взаимосвязанную систему профессиональной мотивации, профессиональной идентичности и планирования карьеры в разрезе профессиональной компетентности будущего учителя. Для определения уровня сформированности профессионального самоопределения будущих педагогов использовались методики изучения мотивации профессиональной деятельности, статусов профессиональной идентичности. Исследование профессиональных ожиданий студентов осуществлялось посредством анкетирования. Для определения достоверности экспериментальных распределений использовались критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона. В исследовании приняли участие 327 выпускников Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. В результате установлено, что между профессиональным самоопределением и профессиональными ожиданиями выпускников присутствует прямая взаимосвязь: чем выше уровень профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студента, тем больше вероятность, что он будет работать по специальности. Также выявлен ряд закономерностей: отсутствие ориентации на учительскую профессию у студентов, имеющих высокие результаты обучения; несовпадение образа профессии с профессиональными реалиями; профессиональная апатия и профессиональная дезадаптация.

Кточевые слова: трудоустройство, будущий учитель, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, профессиональная идентичность, профессиональные ожидания.

Трудоустройство выпускников вузов является значимым показателем и фактором развития экономики и общества. Данный процесс в Российской Федерации форсируется посредством косвенных стратегий. В частности, Министерство науки и высшего образования РФ на основе мониторинговых исследований деятельности вузов определяет количество бюджетных мест, показатель трудоустройства выпускников вузов является одним из значимых в оценке их деятельности. В вузах же, в свою очередь, реализуются различные программы по трудоустройству выпускников. Данный подход достаточно демократичен, однако он в большой степени детерминирован рядом факторов.

Внешние факторы, определяющие трудоустройство выпускников, связаны с развитием регионального и российского рынков труда, изменением социального статуса той или иной профессии. Данному вопросу посвящено немало исследований: Т.М. Зайцева, А.П Булатов [1], О.А. Карманова, Л.П. Куницына [2], Л.П Рыбалкина, А.В. Феоктистов [3], В.О. Сычева [4], М.С. Третьяков [5] и др. Часть внешних факторов имеют общесистемный характер, часть специализированы в конкретной области.

В частности, трудоустройство в сфере образования имеет определенную специфику. С одной стороны, если качество подготовки экономиста, юриста, государственного служащего, программиста и т.д. детерминировано требования рынка труда, то в отношении педагога эта зависимость не работает. Организации, работающие, например, в сфере экономики, имеют возможность выбора между претендентами на то или иное место, апеллируя к качеству его подготовки, в то время как образовательные организации вынуждены принимать на работу всех соискателей ввиду дефицита рынка предложений. С другой стороны, в системе общего образования очевиден недостаток молодых кадров [6], что вызывает серьезную обеспокоенность при оценке кадрового потенциала общего образования в десятилетней перспективе. С третьей стороны, ввиду цикличности деятельности сферы общего образования прием на работу нового педагогического работника в середине учебного года маловероятен. Как итог, возникает парадоксальная ситуация: дефицит спроса и предложения при кадровом голоде школ и достаточном количестве выпускников педагогических вузов.

Еще одним из существенных внешних факторов, непосредственным образом связанным с внутренними особенностями трудоустройства выпускников педагогических вузов, является социальный статус педагога. О кризисе педагогической идентичности свидетельствует и признание данной проблемы на федеральном уровне. В частности, президент России Владимир Путин по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 14 октября 2019 года поручил Правительству РФ «разработать комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя, рассмотрев возможность государственной поддержки создания и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кино- и видеопродукции, которая способствует популяризации профессии учителя» [7].

В данной ситуации очевидным является, что большую роль в трудоустройстве выпускников педагогических вузов играют внутренние факторы: мотивация обучения, профессиональное самоопределение, профессиональные ожидания. Согласно многочисленным исследованиям данной проблемы на уровне констатации фактов (Л.И. Кобышева, А.П. Кротова [8], Н.А. Пахтусова, ПА. Перцог [9], С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова [10], Т М. Харламова [11] и др.), педагогическое образование воспринимается студентами не столько как путь к непосредственной деятельности, сколько как «стартап» в относительно среднюю профессиональную стезю иного профиля. Представляется актуальным разносторонний анализ профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий будущих педагогов, поскольку именно на актуальных данных базируется эффективность

процесса формирования готовности будущих учителей к трудоустройству согласно выбранной специальности. Соответственно, цель статьи - исследовать актуальное состояние профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий будущих педагогов. Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

- разработать программу изучения профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий будущих педагогов;

- определить выборочную совокупность респондентов;

- провести диагностику и обработать полученные результаты;

- соотнести полученные результаты с данными аналогичных исследований;

- сформулировать выводы.

На основе анализа литературы справочного характера, работ известных ученых (Б.М. Бим-Бад [12], В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова [13], Н.С. Пряжников [14], Н.Н. Старостина [15]) в исследовании под профессиональным самоопределением будущего педагога было определено следующее: отношение студента к педагогической деятельности на потребностно-мотивационном, процессуально-идентификационном и содержательном уровнях. Профессиональные ожидания трактуются как намерения трудоустройства выпускников, их представления о специфике профессиональной деятельности, возможных достижениях и трудностях в процессии и т.д.

Соответственно, для изучения профессионального самоопределения выпускников педагогических вузов необходимо провести диагностику профессиональной мотивации и профессиональной идентичности будущего учителя. В разработанной программе для изучения профессионального самоопределения будущих педагогов использовались методики К. Замфир в модификации А. Реа-на «Мотивация профессиональной деятельности» [16], А.А. Азбель, А.П Грецова «Изучение статусов профессиональной идентичности» [17]. Методика К. Замфир и А. Реана позволяет определить соотношение внутренней, внешней положительной и отрицательной мотивации. Методика А.А. Азбель, А.Г. Грецова предполагает классификацию профессиональной идентичности испытуемых как неопределенную, навязанную, кризисную, сформированную. Также в рамках данной диагностической программы предполагалось соотнесение результатов исследования профессионального самоопределения с качеством обучения студентов.

Для изучения профессиональных ожиданий студентов автором была разработана анкета, включающая вопросы следующей тематики: выбор профессиональной деятельности после окончания вуза, факторная оценка преимуществ и недостатков профессии учителя и в случае ее неприятия выбранной профессии.

Для определения достоверности экспериментальных распределений внутри выборки использовался метод математической статистики - t-критерий Стьюдента. Программа предполагала изучение взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональных ожиданий будущих педагогов посредством применения коэффициента корреляции Пирсона.

В исследовании приняли участие 327 выпускников Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. Фазы исследования - 2018, 2019, 2020 годы. Соответственно, было опрошено 106 студентов 2018 года выпуска (64% от общего количества выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» очной формы обучения), 112 выпускников 2019 года выпуска (67% от общего количества) и 109 студентов 2020 года выпуска (715 от общего количества).

Были получены следующие результаты изучения профессиональной мотивации студентов по методике К. Замфир в модификации А. Реана: внутреннюю мотивацию продемонстрировали 31,5% членов выборки, внешнюю положитель-

ную мотивацию - 47,1%, внешнюю отрицательную - 21,4%. Отмечается, что выборка выпускников 2018 года имела наибольший процент студентов, для которых характерна внешняя положительная мотивация, - 50,9%, а выборка выпускников 2019 года - наибольшие проценты студентов, имеющих внутреннюю мотивацию (33,0%) и внешнюю отрицательную мотивацию (23,2%). Между тем применение ^критерия Стьюдента для несвязанных выборок не зафиксировало статистически значимого различия между уровнем профессиональной мотивации выпускников разных лет (Ьмп = 0,87 при к = 224).

Подобные результаты были получены ранее С.Н. Фортыгиной, Л.Н. Павловой. Ученые исследовали профессиональную мотивацию студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2016 года выпуска. Полученные результаты следующие: 33% респондентов имеют внутреннюю мотивацию, 53% - внешнюю положительную мотивацию, 14% -внешнюю отрицательную мотивацию [10, с. 30]. В исследовании А.В. Меренкова, Д.П Сандлер, В.С. Шаврина около 60% студентов 2018 года выпуска продемонстрировали внешнюю положительную мотивацию, от 15,6% до 27,8% - внешнюю отрицательную мотивацию (обучение в престижном вузе, получение какого-либо высшего образования) [18, с. 126].

Исследование профессиональной идентичности студентов дало следующие результаты: сформированная профессиональная идентичность наблюдается только у 31,8% респондентов, кризисная - у 41,9%, навязанная - у 14,1%, нес-формированная - у 12,2%. Из выборки студентов выделяется группа 2020 года выпуска: в данной группе зафиксирован наибольший процент студентов со сформированной профессиональной идентичностью (34,9%) и наименьшие проценты студентов с навязанной (12,8%) и неопределенной (9,2%) профессиональной идентичностью. Вместе с тем статистически значимого различия между выпусками не наблюдается (Ьмп = 1,21 при к = 224). В исследовании С.Н. Фортыгиной, Л.Н. Павловой приводятся данные о 58% сформированной профессиональной идентичности студентов [10, с. 30]. Эти результаты существенно расходятся с полученными данными в ходе настоящего исследования.

Изучение корреляции между профессиональной мотивацией, профессиональной идентичностью и качеством обучения студентов посредством коэффициента Пирсона выявило следующие закономерности: профессиональная мотивация и качество обучения студента находятся в корреляционной зависимости (гэмп = 0,374 при к = 325); профессиональная идентичность и качество обучения студента обнаруживают статистически значимую корреляцию только между нес-формированной, навязанной профессиональной идентичностью и удовлетворительным качеством обучения, отсутствие корреляционной зависимости наблюдается между студентами-отличниками и их профессиональной идентичностью (гэмп = 0,12 при к = 43). Сравнение профессиональной идентичности и профессиональной мотивации выявило также неопределенную корреляцию между внутренней мотивацией и сформированной профессиональной идентичностью. Очевидно, что наблюдается кризис профессиональной идентичности у студентов, имеющих очень высокие результаты обучения.

Исследование профессиональных ожиданий студентов показало, что 36,1% респондентов однозначно планируют работать учителями после окончания вуза; 15,3% студентов склоняются к тому, чтобы работать по специальности, однако еще до конца не уверены; 13,5% студентов, скорее всего, не будут работать учителями; 35,2% студентов однозначно высказались против работы учителем. В данной выборке выделяются выпускники 2019 года, в числе которых наибольшее количество студентов, неуверенных относительно своего профессионального выбора. В целом статистически значимого различия

Библиографический список

между профессиональными ожиданиями выпусков трех лет не наблюдается ^эмп = 1,17 при k = 224).

Подобные результаты получены в исследовании А.В. Меренкова, Д.П Сандлер, В.С. Шаврина, где говорится о трети выпускников, готовых к трудоустройству по специальности [18, с. 126 - 127]. В работе А.М. Пендина отмечается, что данный результат - треть выпускников, планирующих работать учителем - был характерен для студентов, обучающихся в начале 2000-х годов, в 2010-х годах данный процент снижается до 23% [19, с. 142].

В качестве причин нежелания работать по специальности респонденты называют следующие: низкая заработная плата (69,7%), несоответствие особенностей профессии личностным качествам выпускника (41,2%), неудовлетворительный социальный статус профессии учителя (37,4%). При этом часть опрошенных не знает, сколько зарабатывает учитель, слабо представляет особенности педагогической профессии. Как правило, это студенты с недостаточной профессиональной идентичностью, успеваемость которых может быть различной. Данный феномен объясняется несовпадением образа профессии учителя, сформировавшегося у студентов, с профессиональными реалиями. На этот факт обратил внимание в своем исследовании Н.С. Мартышенко [20]. Причины данного отношения могут быть следующие: недостаточная работа вуза по профессиональной ориентации студентов и невысокий социальный статус учителя. Еще часть студентов отказывается от работы учителем в пользу другой, часто смежной профессии. Как правило, это высоко успевающие студенты, имеющие внутреннюю мотивацию учения.

В целом наблюдается корреляционная зависимость между профессиональным самоопределением и выбором работы по специальности (гэмп = 1,27 при k = 325).

Также очевидна еще одна закономерность: многие выпускники не стремятся сразу после окончания вуза заниматься профессиональной деятельностью (27,4%), отдавая предпочтение повышению своего образовательного уровня (магистратура, аспирантура) (43,6%), получению образования по другому направлению (18,9%), созданию семьи (14,3%) или отдыху и самопознанию (24,2%). Неслучайно одним из западных трендов современного образа жизни молодежи стал Gap year - годовой перерыв между школой и профессиональным образованием, временные рамки которого в условиях российской действительности смещены на послевузовское время.

Таким образом, в исследовании было установлено, что между профессиональным самоопределением и профессиональными ожиданиями выпускников присутствует прямая взаимосвязь: чем выше уровень профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студента, тем больше вероятности, что он будет работать по специальности. В настоящее время таких выпускников примерно треть от общего числа. Вместе с тем установлено, что студенты, имеющие высокие результаты обучения, не стремятся к работе по специальности. Также наблюдается несовпадение у части студентов образа профессии с профессиональными реалиями. Кроме того, отмечается профессиональная апатия и профессиональная дезадаптация части выпускников, доминирование удовлетворения сугубо личностных интересов над необходимостью трудоустройства. Помимо экономических и кросскультурных причин данного положения дел в вопросе трудоустройства выпускников педагогических вузов решающими являются два фактора: недостаточный уровень профориентационной деятельности в вузах и невысокий социальный статус педагога в российском обществе, который, как показывает практика, не зависит напрямую от экономического статуса данной профессии.

1. Зайцева Т.М., Булатова А.П Перспективы трудоустройства выпускников вуза (на материалах АЛТПУ). Международный научно-исследовательский журнал. 2014; № 1-3 (20): 21 - 23.

2. Карманова О.А., Куницына Л.П. Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ФПБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»). Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2014; № 4: 21 - 27.

3. Рыбалкина Л.П, Феоктистов А.В. Трудоустройство выпускников вузов в ситуации напряженности на рынке труда: проблемы, задачи, новые антикризисные технологии (на примере Сибирского государственного индустриального университета). Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009; № 1 (1): 75 - 78.

4. Сычева В.О. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути их решения. Вестник Поволжского института управления. 2016; № 4 (55): 91 - 97.

5. Третьяков М.С. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008; № 85: 365 - 369.

6. Глава Минпросвещения обеспокоена старением кадров в системе довузовского образования. Available at: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/2851

7. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 14 октября 2019 года. Президент России. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/61841

8. Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов. Общество: социология, психология, педагогика. 2012; № 2: 95 - 103.

9. Пахтусова Н.А., Перцог П. А. Исследование профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 6: 437.

10. Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; Т. 7, № 6: 26 - 36.

11. Харламова Т.М. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического университета. Успехи современного естествознания. 2008; № 2: 64 - 66.

12. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008.

13. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2008.

14. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие. Москва, 1999.

15. Старостина Н.Н. Профессиональное самоопределение как важная составляющая профессиональной социализации личности. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017; № 5: 174 - 177.

16. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000: 237 - 239.

17. Изучение статусов профессиональной идентичности (методика А.А. Азбель, А.Г. Грецова). Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие. Составитель Я.С. Сунцова. Ижевск, 2009: 4 - 11.

18. Меренков А.В., Сандлер Д.Г., Шаврин В.С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 10: 116 - 142.

19. Гендин A.M. Эволюция профессиональных намерений и планов выпускников педагогического вуза (по материалам мониторинга). Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2013; № 4 (26): 140 - 145.

20. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017; Т. 6, № 4 (21): 179 - 183.

21. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие. Составитель Я.С. Сунцова. Ижевск, 2009. References

1. Zajceva T.M., Bulatova A.G. Perspektivy trudoustrojstva vypusknikov vuza (na materialah ALTGU). Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2014; № 1-3 (20): 21 - 23.

2. Karmanova O.A., Kunicyna L.P. Problema trudoustrojstva vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij (na primere FGBOU VPO «Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet»). Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya, sociologiya, kul'turologiya, social'naya rabota. 2014; № 4: 21 - 27.

3. Rybalkina L.G., Feoktistov A.V. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov v situacii napryazhennosti na rynke truda: problemy, zadachi, novye antikrizisnye tehnologii (na primere Sibirskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta). Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2009; № 1 (1): 75 - 78.

4. Sycheva V.O. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov: problemy i puti ih resheniya. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2016; № 4 (55): 91 - 97.

5. Tret'yakov M.S. Problemy trudoustrojstva vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij na regional'nom rynke truda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena. 2008; № 85: 365 - 369.

6. Glava Minprosvescheniya obespokoena stareniem kadrov v sisteme dovuzovskogo obrazovaniya. Available at: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/2851

7. Perechen' poruchenij Prezidenta RF po itogam zasedaniya Soveta po realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere zaschity sem'i i detej 14 oktyabrya 2019 goda. Prezident Rossii. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/61841

8. Kobysheva L.I., Krotova A.P. Samoopredelenie kak uslovie stanovleniya professionalizma buduschih pedagogov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2012; № 2: 95 - 103.

9. Pahtusova N.A., Gercog G.A. Issledovanie professional'nyh namerenij vypusknikov professional'no-pedagogicheskogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 6: 437.

10. Fortygina C.N., Pavlova L.N. Professional'noe samoopredelenie vypusknikov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; T. 7, № 6: 26 - 36.

11. Harlamova T.M. Professional'noe samoopredelenie vypusknikov pedagogicheskogo universiteta. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2008; № 2: 64 - 66.

12. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2008.

13. Zagvyazinskij V.l., Zakirova A.F., Strokova T. A. i dr. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2008.

14. Pryazhnikov N.S. Teoriya iprakiika professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.

15. Starostina N.N. Professional'noe samoopredelenie kak vazhnaya sostavlyayuschaya professional'noj socializacii lichnosti. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 5: 174 - 177.

16. Rean A.A., Kolominskij Ya.L. Motivaciya professional'noj deyatel'nosti (metodika K. Zamfir v modifikacii A. Reana). Social'naya pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000: 237 - 239.

17. Izuchenie statusov professional'noj identichnosti (metodika A.A. Azbel', A.G. Grecova). Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' Ya.S. Suncova. Izhevsk, 2009: 4 - 11.

18. Merenkov A.V., Sandler D.G., Shavrin V.S. Osobennosti izmenenij orientacij vypusknikov bakalavriata na trudoustrojstvo. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 10: 116 - 142.

19. Gendin A.M. 'Evolyuciya professional'nyh namerenij i planov vypusknikov pedagogicheskogo vuza (po materialam monitoringa). Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.P. Astaf'eva. 2013; № 4 (26): 140 - 145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Martyshenko N.S. Formirovanie obraza professii na puti buduschego trudoustrojstva vypusknikov vuzov. Azimut nauchnyh issledovanij: 'ekonomika i upravlenie. 2017; T. 6, № 4 (21): 179 - 183.

21. Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' Ya.S. Suncova. Izhevsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 31.12.20

УДК 371

Romanov AB., adjunct, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: magistr.79@list.ru

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: fed-reab@mail.ru

FEATURES OF METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DRUG RISK BEHAVIOR OF PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS. In the article, the author considers problems of drug behavior of servicemen of the National Guard troops. The article considers two groups of factors that influence the occurrence of risks of drug behavior. The authors pay special attention to such specific mental states as frustration, cognitive dissonance and intrapersonal conflict. The article is based on a detailed description of the main phases (stages) of the development of dependence on drugs, alcohol and toxic substances, as well as methods of pedagogical prevention of drug, toxic and alcoholic behavior of military personnel, which are designed to form the personnel of the Rosgvardiya installation on a sober lifestyle. The authors conclude that many methods of pedagogical prevention of the risks of narcotic, toxic and alcoholic behavior of military personnel have been developed and tested at the moment. Timely and correct use and combination of these methods should give such a positive result as the ability of the soldier to manage his behavior and resist various addictions.

Key words: risks of drug behavior, drugs, use, prevention, methods, pedagogical methods, prevention, psychoactive substance, frustration.

А.Б. Романов, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: magistr. 79@list.ru

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: fed-reab@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В статье авторы рассматривают проблематику наркотического поведения военнослужащих войск национальной гвардии. Исследуются две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение рисков наркотического поведения. Особое внимание авторы уделяют таким специфическим психическим состояниям, как фрустрация, когнитивный диссонанс и внутриличностный конфликт В основу статьи положено подробное описание основных фаз (стадий) развития зависимости от наркотиков, алкоголя и токсических веществ, а также методы педагогической профилактики наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих, которые призваны формировать у личного состава Росгвардии установки на трезвый образ жизни. Авторы делают вывод о том, что в настоящий момент разработано и апробировано множество методов педагогической профилактики рисков наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих. Своевременное и правильное применение и сочетание этих методов должны дать такой положительный результат, как способность военнослужащего управлять своим поведением и противостоять различным зависимостям.

Ключевые слова: риски наркотического поведения, наркотики, употребление, профилактика, методы, педагогические методы, предупреждение, психоактивное вещество, фрустрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.