Библиографический список
1. Об утверждении муниципальной программы «Молодежь-2002»: постановление Воронежской городской Думы от 5 апр. 2002 г. № 74-1. Воронеж, 2002. иКЬ: http://www.gorduma.vm.ru/ cgi-bin/press.pl/doc/n74-I
2. Бедные мстители: информационный материал ВЦИОМ. М., 2005. иКЬ: http://wciom.ru/ arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1437.html
3. Первое свободное поколение. М., 2009. иКЬ: http://www.polit.ru/research/2003/12/27/ pervoe_svobodnoe.html
4. Латухина К. Оппозиция в России сильно помолодела // Независ. газ. 2004. 13 авг.
5. Экстремизм и национализм: чисто российская история. иКЬ: http://www.iamik.ru/7op
6. Зубко И. Скинхедам предъявили счет // Рос. газ. 2004. 18 июня.
7. Велихов Л. Скины Отечества // Совершенно секретно. 2006. Февр.
8. Межнациональные отношения // Опрос населения ФОМ. 2004. иКЬ: http://bd.fom.ru/report/ map/dd044110
9. Скоробогатова В. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2000. № 4.
10. «Наши» воронежцы искупались в Селигере // Молодой коммунар. 2008. 26 июля.
11. <^ремя Ч» // Молодой коммунар. 2007. 30 окт.
12. База данных ФОМ. 2009. иКЬ: http://bd.fom.ru/report/map/d090902
13. База данных ФОМ. 2009. иКЬ: http://bd.fom.ru/pdf/d22ind.pdf
14. Информационный материал ВЦИОМ. 2007. иКЬ: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9082.html?Ь%5B0%5D
15. Лиходзиевский В. Отказники четвертого съезда // Берег. 2005. 25 нояб.
16. Поздняев М. День горьких знаний // Новые Известия. 2007. 11 сент.
17. Ежемесячный бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу. 2007. № 4 (112).
18. Стыдливая гордость // Воронежские Вести. 2007. 21 февр.
19. Большинство жителей Воронежа считают, что жизнь в Российской Федерации будет ухудшаться // ИА «Воронеж-медиа». 2009. 20 мая.
E.V. Eliseeva
Some Aspects of Negative Deviant Behavior of the Minors in the Modern Society
The specificity of the manifestations of deviant behavior of the minors in conditions of modern Russia is considered. The reasons and factors of various forms of deviation of teenagers are singled out.
Key words and word-combinations: the minors, law abuse, negative deviant behavior.
Рассматривается специфика проявлений девиантного поведения несовершеннолетних в условиях современной России. Выделяются причины и факторы различных форм девиации подростков.
Ключевые слова и словосочетания: несовершеннолетние, правонарушения, негативное девиантное поведение.
УДК 316.624-053.6(470+571)
ББК 60.54(2Рос)
Е.В. Елисеева
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕГАТИВНОГО ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
^Современное российское общество в течение длительного времени находится в условиях трансформации. Реформы, затронувшие все основные сферы жизни общества,
внесли существенные коррективы в общественное сознание, психологию людей. В свою очередь, это в значительной мере способствовало изменению системы ценностных ориентаций, а также норм, взглядов и представлений, господствующих в обществе. Указанные обстоятельства в совокупности приводят к тому, что в отечественном социальном организме стирается грань между социально позитивным и социально негативным поведением.
В отсутствие взвешенной государственной идеологии, единой значимой системы ценностных ориентаций общества возникает атмосфера неустойчивости жизни, усиливается недоверие к государству, его институтам, происходящим экономическим и социально-политическим преобразованиям. Российские социологи отмечают, что нарастающая аномия в российском обществе заключается в его чрезмерной насыщенности и реально проявляется в процессе перехода общества от некоего сравнительно целостного состояния к фрагментарному [1]. Подобное качество негативно влияет на многие процессы, происходящие в социуме, но особенно - на процесс социализации подрастающего поколения, что выражается в формировании специфического морально-нравственного, а также правового и политического сознания представителей подрастающего поколения.
Г ромадная социальная дифференциация, имеющаяся в российском обществе и непосредственно выраженная в экономическом неравенстве, разделяет молодежь на группы успешных («включенных») и социально неустроенных, фактически лишенных будущего, исключенных из социальной жизни молодых людей [2, с. 53]. Применительно ко второй группе социологический анализ следует осуществлять в терминах социальной (в нашем случае - детско-подростковой) дезадаптации, находящей свое выражение в негативном девиантном поведении.
Как правило, ученые выделяют два вида дезадаптации: психосоциальную и социальную. Психосоциальная дезадаптация связана с индивидуально-психологическими и половозрастными особенностями ребенка, которые выражаются в его индивидуальности и определяют нестандартность. Социальная - проявляется в асоциальных формах поведения и деформации внутренней системы регуляции, дезорганизации ценностей, приводящей к нарушению норм морали и права, социальных установок. Указанные виды дезадаптации могут существовать как отдельно, так и в сложном сочетании, но в любом случае следует иметь в виду проблему запущенности молодых людей - педагогической или социальной.
При педагогической запущенности не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений подростка. Для него в качестве ценности остается труд, он ориентирован на получение профессии, сохраняет социально значимые референтные связи, считается с общественным мнением. Некоторая негативная девиантность поведения у таких подростков выражается, как правило, в конфликтах с одноклассниками и учителями, в нерегулярном посещении учебных заведений.
Для случаев социальной запущенности характерны примеры существенной деформации ценностно-нормативных представлений подростка. В своих крайних проявлениях такая деформация приводит к утверждению преступных форм поведения молодых людей.
Как отмечают специалисты, общество несет на себе достаточно большое количество негативных проявлений, приводящих к криминализации сознания подрастающего поколения [3, с. 148]. Оно произрастает из социальной несправедливости, неравенства, безработицы. В настоящее время наибольшую угрозу безопасности общества и личности представляет все более молодой возраст лиц, совершающих преступления, занимающихся проституцией, употребляющих алкогольные напитки, токсические вещества, наркотические средства. Если до середины 1980-х годов объектом внимания правоохранительных органов была молодежь 16-18 лет, во второй половине 1990-х годов - 14-15-летние подростки, то с начала нового столетия правоохранительные органы активно работают с лицами 8-10 лет [4, с. 27].
Проявления негативной подростковой девиантности сегодня выступают как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества [5, с. 765]. Со стороны молодежи процветает безразличие к делам общества, стираются различия между добром и злом, преступлением и сознательным следованием закону, появляется вера в возможность избежать ответственности за содеянное в результате коррумпированности правоохранительных органов. Российская общественность не способна противостоять антисоциальному поведению подрастающего поколения, а зачастую и способствует развитию такого поведения, проявляя толерантное к нему отношение.
Средствами социологии выявляется прямая корреляция динамики роста антисоциального поведения в молодежной среде с ростом преступности подростков. Стимулирующим фактором развития молодежной преступности стали возрастающие проблемы современного общества - увеличение роста разводов семейных пар и, как следствие, безотцовщина, безработица, невозможность для подростка найти достойное место в современных социально-экономических условиях. При этом характерно возрастание агрессивности, жестокости подростков по отношению друг к другу и окружающим, отсутствие чувства жалости и сострадания, атрофия принятых в социуме морально-нравственных принципов общежития.
Проявления негативного девиантного поведения молодых людей (преступность, употребление наркотических и токсических веществ, спиртосодержащей продукции) наносят существенный ущерб развитию современного и будущего поколений россиян. Превентивная борьба с этими отклонениями является актуальной практической задачей.
Процесс формирования любой химической зависимости (алкогольной, токсической, наркотической) включает несколько стадий. Первоначально, под влиянием подростков-сверстников, происходит знакомство с алкоголем (любая спиртосодержащая продукция), токсическими веществами (пары клея «Момент», керосина, бензина), наркотическими средствами (любая наркотическая группа). На этой стадии употребление эпизодично, подросток испытывает положительные эмоции и в целом сохраняет личностный контроль. Постепенно формируется индивидуальный ритм употребления с относительным сохранением контроля над собой. В то же время уже появляется психологическая зависимость, для которой характерно кратковременное улучшение психоэмоциональ-
ного состояния подростка вследствие употребления алкоголя, токсичного или наркотического вещества. Затем происходит устойчивое привыкание к потребляемому веществу, накапливаются социально-психологические проблемы, деформируется система нормативных представлений, социальных установок, ценностных ориентаций. Для финальной стадии характерно учащение ритма потребления при увеличении доз, появление признаков физической зависимости в сочетании с признаками интоксикации. Употребляемое вещество перестает приносить радость и удовольствие, а применяется лишь для поглощения боли и страдания. Все это сопровождается грубыми изменениями личности и выраженной социальной дезадаптацией [6, с. 163-164].
В настоящее время выявлено множество причин, по которым подростки начинают употреблять алкоголь, токсические вещества, наркотические средства. По мнению Б.Г. Комисарова и А.А. Фоменко [7, с. 20-21], эти причины можно разделить на две группы.
Первую группу составляют такие свойственные подростковому возрасту особенности поведения, как несформированность личности, лабильность нервной системы, легкомыслие поступков, отсутствие опыта принятия собственного решения, копирование вызывающе отрицательного поведения сверстников. В совокупности указанные черты приводят подростков к неспособности реально оценить свои действия и поступки. Незанятость ребенка в свободное от учебы время, проблема досуга, неправильное формирование интересов способствуют тому, что подростки объединяются в группы. Здесь каждый из них перед другими стремится показать свою «смелость» и превосходство, что выражается, в частности, в употреблении алкогольных напитков, токсических веществ и наркотических средств. Группы формируются, как правило, на дискотеках, во дворах, подвалах, подъездах, куда попадают дети, за которыми отсутствует контроль родителей и педагогов.
Вторая группа причин связана с индивидуальными отклонениями в нервнопсихическом развитии подростков. В подростковом возрасте происходит гормональная и психологическая перестройка организма, которая приводит к обострению имеющихся нервно-психических заболеваний детей. Ребенок теряет усидчивость, не может сконцентрировать внимание, успешно реализовать себя в учебе, достигнуть результатов в спорте. При этом пытается найти для себя легкое развлечение, употребляя токсические вещества, алкоголь, наркотики, приводящие к мнимой радости, которая, в свою очередь, усиливает обострения болезни.
Теоретические предположения подтверждаются и эмпирическими данными. Так, среди 244 несовершеннолетних, доставленных в 2005 г. в ЦВСНП при ГУВД по Саратовской области (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), 10 человек начали употреблять спиртосодержащие напитки в 8-летнем возрасте, 140 человек - в 10-летнем, 80 человек - с 12 лет. Среди доставленных несовершеннолетних в ЦВСНП в 2008 г. из 277 подростков 52 человека начали употреблять спиртосодержащие напитки в 8-летнем возрасте, 160 человек - в 10-летнем, 48 человек - с 12 лет. Сравнивая показатели 2005 и 2008 гг., можно отметить, что несовершеннолетних, употребляющих
токсические вещества с 8-летнего возраста, в 2008 г. оказалось на 3% больше, чем в 2005 г., с 10-летнего возраста - на 5% больше. Кроме того, возросла частота употребления спиртных напитков и токсических веществ несовершеннолетними любого возраста.
По данным ЦВСНП при ГУВД по Саратовской области, из 244 доставленных в 2005 г. несовершеннолетних 19,7% составляли дети-сироты либо дети, оставшиеся без попечения родителей, 41,8% - дети, оставшиеся на попечении одного родителя. Среди 277 несовершеннолетних, доставленных в 2008 г., 39,7% являются детьми-сиротами либо оставшимися без попечения родителей, 39% - дети, оставшиеся на попечении одного родителя. Следовательно, количество доставленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. по сравнению с 2005 г. возросло в 2 раза. На наш взгляд, это вызвано обострением социально-экономических условий жизни населения России.
Большую тревогу вызывают бродяжничество и попрошайничество среди несовершеннолетних. По данным ЦВСНП при ГУВД по Саратовской области, в 2005 г. было доставлено 57 несовершеннолетних, систематически занимающихся бродяжничеством; в 2008 г. таких несовершеннолетних доставлено уже 178, что в 3,1 раза больше по сравнению с 2005 г. Большая часть несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, - дети из социально неблагополучных семей, воспитываемые одним родителем, воспитанники интернатных учреждений и коррекционных школ.
В результате проводимой в ЦВСНП при ГУВД по Саратовской области профилактической работы с подростками, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством и совершающих самовольные уходы из дома и детских учреждений, выявлены причины детского бродяжничества. По мнению исследователей, главным «поставщиком» беспризорных детей является неблагополучная семья, на втором месте - школы-интернаты, приюты, затем дети-беженцы [8, с. 50]. Дети убегают от родителей-алкоголиков и наркоманов, из-за отсутствия взаимопонимания с родителями, а также по причине жестокого обращения с ними.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в настоящее время в основном реализуется в индивидуализированных формах, что не приводит к ожидаемому результату на уровне общества в целом. В связи с этим считаем, что необходимо разработать научно обоснованную комплексную социальную программу по профилактике девиантного поведения на общесоциальном уровне, где ведущая роль будет отведена семье, школе, общественности, средствам массовой информации.
Перспективы развития любого государства и общества неразрывно связаны с качеством социализации и уровнем образованности подрастающего поколения. В настоящее время Президент и Правительство РФ уделяют заметное внимание молодежной политике. Так, 17 июля 2009 г. Д.А. Медведев провел заседание Государственного совета на тему «О молодежной политике в Российской Федерации», где указал на необходимость усиления ответственности за продажу алкогольных напитков подросткам, принятия мер для развития спорта, популяризации здорового образа жизни.
По нашему мнению, одной из причин недостаточно эффективной профилактики негативного отклоняющегося поведения подростков является отсутствие необходимого участия общественности, а порой и ее безразличия. Как бы активно ни выполняли свои функции органы управления и учреждения системы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, без поддержки со стороны общества реального положительного эффекта не получится. Поэтому комплексная программа мер должна ставить целью преодоление нежелательных факторов, провоцирующих подростков на антисоциальное поведение; усиление положительного воздействия на подростков и иметь общесоциальную направленность.
Библиографический список
1. КривошеевВ.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3. С. 94-95.
2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб., 2001.
3. Кармадонов О. А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6.
4. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. М., 2004.
5. Юцкова Е.М. Некоторые криминологические последствия реформирования общества. М., 2003.
6. КоммисаровБ.Г., Фоменко А.А. SOS: Наркомания. Ростов н/Д, 2000.
7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб., 2006.
8. БрееваЕ.В. Социальное сиротство: опыт социального обследования // Социс. 2004. № 5.
A.E. Shaparov
Active State Policy
as a Condition of Development
of the Academic Mobility
The author examines the structural components of the academic mobility. The basic problems in the sphere of the academic mobility, demanding state regulation are formulated.
Key words and word-combinations: academic mobility, brain drain, educational migration.
Проанализированы структурные компоненты процессов академической мобильности. Сформулированы основные проблемы в сфере академической мобильности, требуюшие государственного регулирования.
Kлючeвыle coea и coeoco4ema-ния: академическая мобильность, утечка умов, образовательная миграция.
УДК 321 ББК 66.2
А.Е. Шапаров
АКТИВНАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ
МОБИЛЬНОСТИ
современных условиях образование и наука служат основой прогрессивного и конкурентоспособного развития всех сфер жизнедеятельности общества, а следовательно, обладают самостоятельной ценностью и прак-