Научная статья на тему 'Характеристика контингента несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП'

Характеристика контингента несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1403
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / JUVENILE OFFENDERS / SOCIAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорожкина Ольга Адексеевна, Хромова Татьяна Валерьевна

Основное внимание в статье уделено социально-педагогической характеристике подростков правонарушителей, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Автором анализируется педагогический опыт, позволяющий выявить специфические особенности подростков правонарушителей, знание и учет которых повышает эффективность социально-педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорожкина Ольга Адексеевна, Хромова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE CONTINGENT OF JUVENILES HELD IN DCJO

The main attention is paid to social and educational characteristics of young offenders held in detention center for juvenile offenders. Authors examine the educational experience that allows you to identify the specific characteristics of adolescent offenders, knowledge of accounting and which improves the efficiency of social and educational work.

Текст научной работы на тему «Характеристика контингента несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП»

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЦВСНП

О. А. ДОРОЖКИНА, Т. В. ХРОМОВА

Основное внимание в статье уделено социально-педагогической характеристике подростков правонарушителей, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Автором анализируется педагогический опыт, позволяющий выявить специфические особенности подростков правонарушителей, знание и учет которых повышает эффективность социально-педагогической работы.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, социально-педагогические особенности, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Высокий уровень преступности - одна из самых острых проблем современного общества. Особую тревогу вызывает активное вовлечение в преступную деятельность поколения, которое лишь вступает в жизнь. Под угрозой оказывается психическое, физическое и нравственное здоровье молодежи, ее социальные перспективы.

Подростковая преступность вынуждает государство и общество принимать ответные меры, которые способны не только сдерживать, но и переломить сложившуюся ситуацию.

К наиболее значимым мерам можно отнести функционирование специализированных учреждений для детей, нуждающихся в перевоспитании и социальной помощи, например, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей осуществляют деятельность по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их жизнеустройству.

Вся деятельность ЦВСНП нацелена на профилактику безнадзорности и правонарушений, реабилитацию детей. Функционирование центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей дает возможность исправления нравственной деформации личности, воздействует на ребенка с целью перевоспитания в закрытых условиях.

Поиск путей совершенствования социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями неразрывно связан с рассмотрением личностных особенностей детей, знание и

учет которых необходим для выработки тактики воспитательного воздействия, как в рамках проводимых групповых воспитательных мероприятий, так и при индивидуальной работе с личностью.

В ходе диссертационного исследования нами велись длительные наблюдения за несовершеннолетними правонарушителями, изучались личные дела подростков, организовывались встречи с родителями, представителями образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Все это позволило сделать вывод о качестве детско-родительских отношений в семьях подростков, их привязанностях и интересах, склонностях детей к девиантному поведению. Полученные данные легли в основу условного деления детей на группы.

Первую группу составляют несовершеннолетние, отличающиеся хорошими потенциальными возможностями, умеющими изменить свое поведение, исходя из требований среды. Они активно взаимодействуют с окружающей средой, усвоили ее нормы и ценности. Дети этой группы обладают высокой мотивацией достижения поставленных целей для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Как показывает практика, несовершеннолетние из этой группы доставляются в ЦВСНП в основном из-за отсутствия достаточного контроля со стороны родителей, их неумения оценить внутренне состояние подростка, наладить с ним эмоционально значимый контакт, а также за действия, совершенные случайно (в силу давления различных обстоятельств).

Кроме того, подростки доставляются в ЦВСНП за: превышение пределов обороны или

самозащиты, повлекшие тяжкие последствия; неосторожное обращение с опасными предметами; выполнение противоправных действий под давлением старших, более сильных подростков; эпизодические уходы из семьи из-за конфликта с родителями или для оказания давления на них; уходы из дома «за компанию» с товарищем и т. д.

Часто поступки, совершаемые такими лицами, импульсивны, необдуманны, в основном связаны с мотивом укрепления или повышения своего статуса в группе, неадекватным утверждением независимости, самостоятельности.

Неправильность и неодобряемость таких действий, как правило, осознается, однако, внутренние механизмы удержания развиты слабо и не всегда имеют подкрепляющее воздействие со стороны окружающих, прежде всего семьи.

Оказавшись в педагогической среде, они часто легко изменяют свое поведение, принимают предлагаемые условия, воспринимают и руководствуются усвоенными ими нравственными нормами и ценностями. Сильное дисциплинирующее воздействие оказывает на них изоляция и режим.

Нами проанализирована структура семей подростков правонарушителей. Для них характерна принадлежность к полным семьям с достаточно крепкими внутрисемейными связями и адекватной ответственностью друг за друга. Образовательный уровень родителей, чьи дети отнесены к данной группе, характеризуется следующими показателями: высшее - 8 %; полное среднее -85 %; неполное среднее - 7 %; незаконченное образование не выявлено.

Среди подростков, относимых к первой группе, лиц, не учащихся в общеобразовательных учебных заведениях или не занятых в производстве, не выявлено.

Анализ их досуговой занятости показывает, что в этой группе около 34 % подростков были вовлечены в различные формы внеурочной специально-организованной деятельности. Это несравнимо меньше, чем для подростков, не имеющих приводы в полицию, но намного больше по отношению к двум другим исследуемым нами группам. Спектр досуговой деятельности не отличается широтой. В основном он связан со спортивными и техническими видами. При этом с увеличением возраста подростков, с ростом их самосознания, специфических интересов происходит снижение доли учащихся, занятых в специально организованных формах досуга.

Общеизвестны негативные последствия употребления алкоголя, наркотических средств и пси-

хотропных веществ, которое в настоящее время приобретают характер социальной проблемы.

Исследования показали, что все несовершеннолетние, доставляемые в ЦВСНП, независимо от выделенных групп, знакомы с опьяняющими дозами алкоголя. Причем степень такого знакомства и обстоятельства употребления различны. Наименьшая частота установлена для первой группы.

Нами исследовалась и склонность несовершеннолетних к употреблению наркотических веществ. В первой группе подростков надежную информацию по употреблению наркотических средств получить не удалось. Несмотря на анонимность анкетирования, подростки опасались давать правдивые ответы, полагая, что они могут быть, использованы против них. Имеющиеся в распоряжении сотрудников ЦВСНП данные, полученные непосредственно при задержании в момент употребления или наркотического опьянения не достаточны для всеобъемлющей характеристики данной группы, хотя полученные цифры малы в сравнении с другими группами и явно занижены. При обследовании этой группы лишь 8 % признали, что один раз пробовали вдыхать пары летучих веществ и 5 % употребляли наркотические вещества посредством курения. По-видимому, эта цифра не отражает истинного положения, поскольку при ответе на контрольный вопрос, проверяющий правдивость ответов (Есть ли среди Ваших знакомых или друзей, подростки, которые пробовали наркотики?), свыше трети опрошенных ответили утвердительно. Учитывая типичные поведенческие реакции подросткового возраста, в том числе реакцию группирования со сверстниками, большую зависимость от группы, трудно представить, что, находясь среди признаваемого наркотизированного окружения, подросток окажется вне сферы воздействия сверстников.

Как показывает опыт работы, для первой группы несовершеннолетних в качестве ведущего направления может быть принят строгий и жесткий контроль, регламентирующий их деятельность. Он оказывает тормозящее влияние на их противоправное поведение, позволяет упорядочить деятельность, соотнести ее с известными подростку социально-значимыми нормами, удерживает от последующих необдуманных поступков.

В целом на долю этой группы приходится около 12-19 % всех доставляемых подростков.

Для второй группы несовершеннолетних характерны непоследовательность во взаимоотношениях с социальной средой, неумение наладить адекватные отношения со сверстниками и взрослыми.

Положение усугубляется непрочностью внутрисемейных связей и, как следствие, отсутствием взаимопонимания, сплоченности между ее членами, слабыми обязательствами друг перед другом. Неустойчивость внутрисемейных отношений проявляется в постоянных конфликтах, ссорах, перебранках, взаимных уничижительных упреках.

Семьи, в которых проживают подростки этой группы, часто находятся в трудном финансовом положении, из-за частой смены места работы родителей или ее отсутствия. Кроме того, нередко родители находятся на грани развода или разведены, а их место занимает сожитель, отчим, мачеха, общение с которыми приводит к дополнительным конфликтам.

Наше исследование показывает, что подростки данной группы имеют колеблющуюся позицию в отношении к обучению, в школе, спортивной секции.

Спектр отклоняющихся действий, совершаемых лицами, относимых к данной группе, очень широк: от незначительных проступков (употребления спиртного, мелких краж), до общественноопасных деяний (грабежей, разбоев, изнасилований, убийств). Причем такие формы отклонений, как бродяжничество, практически не проявляются, в то время как курение наркотических веществ, употребление их внутривенно имеют большую частоту. С точки зрения общественной опасности совершаемых действий эта группа представляет наибольший интерес.

Данная группа отличается наибольшей неоднородностью. Среди лиц указанного контингента, учащиеся колледжей составляли 0,7 %, учащиеся в общеобразовательных школ - 64 %, учащиеся вспомогательных школ - 19 %, не учащиеся и не работающие - 16,3 %. Эти цифры требуют некоторого пояснения. Они показывают лишь формальную принадлежность несовершеннолетних к учебному заведению. Анализ ситуации позволяет отметить, что подростки только официально числятся в образовательных учреждениях, фактически систематически пропускают занятия без уважительных причин. Между тем принадлежность к учебному заведению важна, так как является фактором, удерживающим подростка от последующего отклоняющегося поведения. В этой связи интересны исследования Х. А. Рандалу, по прогнозам которого вероятность совершения преступления у 17-летних несовершеннолетних, которые не учатся в общеобразовательной школе, около одной четверти, у 16-летних - более половины, у 15-летних - в два раза, у 14-летних - в 3,5 раза больше, чем у учащихся общеобразовательных школ.

Для лиц, относимых ко второй группе, доля, охваченных организованным досугом составляет

11 %. Спектр интересов подростков становится беднее. Он ограничивается спортивными секциями с силовыми и боевыми видами спорта, восточными единоборствами, реже - техническими кружками.

Лица, имеющие литературные, эстетические, художественные интересы из числа подростков этой группы нами не выявлены.

Нами также было изучено отношение подростков данной группы к употреблению алкоголя и наркотических средств. Исследование показало, что частота употребления несколько ниже, чем в двух других группах, что связано с отсутствием денег. По полученным данным вдыханием паров бензина, хлороформа, диэтилового эфира, ацетона, клея БФ-6, клея «Момент» занимались, по собственному признанию, около 31 % опрошенных подростко. Пробовали курить гашиш в смеси с табаком приблизительно половина, 15-17 % подростков употребляли самодельные наркотические вещества внутривенно.

Таким образом, при организации педагогического воздействия на подростков данной группы целесообразно применять наказание как форму блокирующую и разрушающую негативные установки личности, при активном сопротивлении позитивным методам воздействиям и нежелании несовершеннолетних изменять отрицательные формы своего поведения. Однако в отношении этой группы данный метод не должен быть основополагающим, превалирующим направлением. Есть основания отметить, что с указанной категорией лиц целесообразно применять более широкий спектр социально-педагогической работы, продолжив ее и после выхода несовершеннолетнего из ЦВСНП.

На их долю рассматриваемой группы приходится от 52 до 64 % несовершеннолетних, доставляемых в ЦВСНП.

В третью группу, мы относим подростков, для которых характерно слабое усвоение социальных норм и ценностей, отсутствие социальнозначимых целей. Среди потребностей этих детей преобладают антиобщественные, которые могут лечь в основу их объединения и сплоченности.

В эту группу мы относим подростков, для которых правонарушения зачастую являются не только наиболее приемлемым способом поведения и приспособления к социальной среде, но и привычным, часто основным источником существования. Спектр форм их отклоняющегося поведения также достаточно широк. Это - мелкие кражи, попрошайничество, стойкое бродяжниче-

ство, токсикомания (в основном путем вдыхания паров летучих веществ), драки и др. Корыстные действия имущественной направленности в основном ориентированы на хищения продуктов питания, предметов одежды, денег, вещей, подлежащих быстрой реализации.

В количественном выражении число краж на одного подростка превосходит аналогичные поступки, совершаемые несовершеннолетними из других групп. Однако в стоимостном выражении предметы посягательств менее ценны.

Анализ сведений, полученных от несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем другие становятся объектом и жертвой преступных посягательств взрослых правонарушителей.

В исследуемой группе чуть более трети подростков (37 %) воспитывалось в криминогенно зараженной микросреде. Их родители, близкие родственники, знакомые и друзья имели судимость или привлекались к ответственности за административные правонарушения (доля судимых в ближайшем окружении несовершеннолетних, относимых ко второй группе, равна 19 %, у подростков первой группы судимые родственники не выявлены).

При изучении семейного положения представителей 3 группы нами отмечены частая социальная деградация родителей, отсутствие материальных источников их существования, нежелание работать, злостное уклонение от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Около 27 % родителей, дети которых относятся к анализируемой группе, на момент обследования не имели постоянного места работы, основным источником существования были случайные заработки, алименты, детские пособия и др. Примерно 8 % не имели постоянного места жительства.

Сравнительный анализ семей из разных групп показывает, что в 3 группе неполных семей или семей, в которых проживает сожитель - около 49 %, при том, что во второй группе - 28 %, в первой -

12 %. Кроме того, в 3 группе многодетных семей (имеющих трех и более детей), детей, рожденных вне брака, от разных отцов больше.

Показательным является культурно-образовательный и материальный уровень родителей, род их занятий. У подростков, относимых к третьей группе, около 70 % родителей имели неполное среднее образование, 16 % - незаконченное образование, 12 % - среднее, родителей с высшим образованием не выявлено. Основной род занятий -ручной неквалифицированный труд.

Доля подростков третьей группы, неохваченных учебной или производственной деятельностью, составляет около 90 %. Нередки случаи, когда в возрасте 9-10 лет они не умеют писать и читать. В среднем уровень их образования отстает от первой группы сверстников на 2-2,5 года. В то время как несовершеннолетние, относимые ко второй группе, отстают от первой, на 1-1,5 года.

Многие несовершеннолетние из третьей группы указывают, что одной из причин пропусков занятий в школе, в последующем их отказе от учебы является отсутствие необходимой одежды, обуви, тетрадей, школьных принадлежностей. Подростки болезненно реагируют на замечания сверстников, учителей по поводу материального неблагополучия и в качестве компенсационной меры, а также одновременно для самозащиты прекращают посещение образовательных заведений.

Среди подростков данной группы ни один из числа опрошенных на момент доставления в ЦВСНП не указал на свою принадлежность к тем или иным формам организованного регулирования свободного времени. Лишь 2 % пояснили, что пытались посещать различные секции и кружки непродолжительное время.

Заслуживает внимание и то, что около 67 % опрошенных из последней группы вообще не знают о существовании в своем районе спортивных секций, кружков и клубов по интересам, других мест проведения организованного досуга. Примерно 21 % подростков указали, что их не удовлетворяют предлагаемые формы проведения свободного времени и они не испытывают к ним интереса. Из лиц, ранее охваченных организованной формой досуга, основными причинами последующего отказа от него (по степени убывания) названы: потеря интереса, материальные затруднения в связи с введением платы, закрытие секций.

Отношение к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ изучалось нами и в этой группе. Мы определили, что доля таких подростков более обширна, чем в других группах. Для них в основном характерно употребление спиртных напитков ситуативно, без значимого повода, часто с родителями. Не редки случаи, когда подростки находились на лечении от алкоголизма, доставлялись в медицинские учреждения с диагнозом «алкогольное отравление».

Близкая ситуация складывается при анализе употребления наркотических веществ, к которым автором отнесены как собственно наркотические средства (например гашиш), употребляемые посредством курения и вводимые в виде инъекций, так и разнообразные психоактивные вещества,

средства бытовой химии, принимаемые парентерально или в виде ингаляций. Распределение употребления наркотических веществ и их структура для подростков третьей группы несколько иная. Свыше 70 % опрошенных заявили о своей причастности к токсикомании, около 24 % - об употреблении гашиша и только 6 % - о введении наркотических средств внутривенно.

Анализ социально-педагогических характеристик показывает, что подростки, относимые к третьей группе, характеризуются большей социальной запущенностью и социальной деградацией. Проживая в неблагоприятной микросоциаль-ной среде, они усваивают негативные ценности и нормы, что ведет к выработке стойкого механизма их противоправного поведения. Обобщенные психологические особенности этой группы характеризуются неразвитостью механизмов внутреннего контроля поведения, беспринципностью, безответственностью, неосмотрительностью и неосторожностью, недисциплинированностью,

внутренней конфликтностью, низким самоконтролем, неумением строить свое поведение в соответствии с одобряемыми нормами и правилами.

Психологические деформации, психические отклонения, отсутствие условий для нормальной социализации (обучения, досуга, удовлетворения культурных и материальных потребностей), все это требует учета в социально-педагогической ра-

Подведя итог изучению индивидуальных особенностей личности подростков правонарушителей содержащихся в ЦВСНП, следует отметить, что приведенные количественные соотношения по анализируемым социальным позициям представляют собой усредненные значения за период

боте с данной группой. Тем более, что в количественном отношении число таких подростков в практике ЦВСНП достаточно велико.

В среднем на их долю приходится 17-36 % от общего количества доставляемых.

Интересно, что доля случайных подростков, из всех выделенных групп содержащихся в ЦВСНП, ничтожно мала. Подавляющая часть лиц до помещения в Центр состояла на учете в ПДН, имела неоднократные приводы в милицию, их поведение обсуждалось Комиссиями по делам несовершеннолетних, родители привлекались к административной ответственности. Однако степень их нравственно-правовой деградации и социальных условий жизни такова, что меры воспитательного воздействия, применяемые к ним, оказались не эффективными, в результате чего и стало возможным их помещение в ЦВСНП.

Обобщенные сравнительные данные между тремя группами несовершеннолетних приведены в таблице 1. Как видно из таблицы, особенности подростков, доставляемых в ЦВСНП, существенно отличаются друг от друга. Это, с одной стороны, подтверждает правильность выделения групп, с другой, позволяет наметить направления социально-педагогической работы сотрудников

ЦВСНП, ориентируясь на анализируемые факторы, которые в свою очередь могут облегчать или затруднять эту деятельность.

многолетних изучений. Доля выраженности того или иного показателя может сильно варьироваться и по отдельным временным промежуткам не совпадать между собой. Причины такого несовпадения объясняются, прежде всего, случайностью выборки лиц, принимающих участие в об-

Таблица 1

Обобщенные социально-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Социальная характеристика 1 группа 2 группа 3 группа

Не работают и не учатся нет 16,3 % 91 %

Соответствие возраста уровню образования соответствует отстают на 1-1,5 года отстают на 2-2,5 года

Неполные семьи и семьи с неродными роди- 12 % 28 % 49 %

телями

Образование родителей:

высшее 8 % 2 % не выявлено

среднее 85 % 61 % 12 %

неполное среднее 7 % 27 % 70 %

неоконченное не выявлено 10 % 16 %

Официальный доход на члена семьи 6 мин. з/п 4,5 мин. з/п 3,5 мин. з/п

Судимые родственники не выявлены 19% 37%

Охваченные организованным формами досуга 34 % 11% Не выявлены

Знакомые с алкогольным опьянением 100 % 100% 100%

Пробовавшие наркотические вещества:

внутривенно не выявлено 15-17 % 6 %

посредством курения 5 % 49 % 25 %

вдыхание паров летучих веществ 8 % 31 % 70 %

следовании, а также теми изменениями в общественном развитии, которые происходят под влиянием социально-экономических и иных факторов. Однако соотношение выраженности тех или иных качественных свойств между выделенными группами сохраняется, которое надежно и достоверно фиксируется как в отдельные годы, так и по совокупным результатам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа с несовершеннолетними правонарушителями требует ориентации на развитие их интеллектуальной сферы, формирование трудовых навыков, выработку стойких привычек по самообслуживанию и личной гигиены, правовому воспитанию, медицинской коррекции. В целом работа должна базироваться на педагогической, психологической, дефектологической, медицинской, социально помощи, т. е. с такими подростками должна осуществляться непрерывная, систематическая социально-педагогическая работа. Только одни меры воспитательного воздействия к подросткам правонарушителям не эффективны.

Литература

1. Алемаскин М. А. Психолого-педагогическое изучение трудновоспитуемых школьников - важнейшее условие организации профилактики правонарушений несовершеннолетних // Предупреждение педагогической запущенности несовершеннолетних. М., 1980. С. 10-11.

2. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968.

3. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968.

4. Бухулешвили И. Г. Психолого-педагогические условия активности процесса самовоспитания педаго-

гически запущенных подростков: дис. ... канд. пед. наук. Тбилиси, 1986.

5. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. Изд. 4-е, стер. М., 2007.

6. Гусакова Е. Подросток во дворе: особенности преобразования пространства // Тревоги и надежды моего поколения: ценности, политическое участие, повседневные практики российской молодежи начала XXI века / под ред. В. В. Костюшева. СПб., 2004.

7. Миньковский Г. М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1970.

8. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт-сост. С. А. Пырочкина, О. П. Погорелова. Волгоград, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Силенков В. И. Воспитательно-профилактическая деятельность Центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

* * *

CHARACTERISTICS OF THE CONTINGENT OF JUVENILES HELD IN DCJO

O. A. Dorozhkina, T. V. Khromova

The main attention is paid to social and educational characteristics of young offenders held in detention center for juvenile offenders. Authors examine the educational experience that allows you to identify the specific characteristics of adolescent offenders, knowledge of accounting and which improves the efficiency of social and educational work.

Key words: juvenile offenders, social and pedagogical features, detention center for juvenile offenders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.