Влияние условий цифровизации на правосознание и поведение несовершеннолетних
Жадан Владимир Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
E-mail: [email protected]
В статье анализируется влияние условий цифровизации на правосознание и поведение несовершеннолетних на основе научных подходов и иных материалов об отклоняющемся (девиантном) поведении несовершеннолетних, отдельных статистических данных, результатов исследований, примеров социально-педагогической практики и авторского понимания. Рассматриваются основные тенденции изменения правосознания и поведения несовершеннолетних под влиянием цифровизации, и характеризуется новая форма девиантного поведения несовершеннолетних - цифровая девиация, исследуются особенности девиантного поведения несовершеннолетних в информационном пространстве, приводятся его основные формы и выявляются возможные последствия в связи с индивидуально-психологическими особенностями подростков. При этом исследование является продолжением ранее опубликованных автором материалов о причинах и условиях, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних, его формах предупреждения и коррекции. По результатам проведенного исследования выделяется влияние условий цифровизации на правосознание и поведение несовершеннолетних, а также определяются меры по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в условиях цифровизации.
Ключевые слова: влияние, цифровизация, правосознание, поведение, несовершеннолетние, цифровая девиация, анализ, подход, положение, пример, предложение.
сч
1Л
Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (Приоритет-2030)
Цифровые технологии, ставшие неотъемлемой частью жизни современного общества и государства, способствовали значительным изменениям мира, к которым человечеству приходится, форсировано адаптироваться. Передовой группой, наиболее полно осваивающей новые цифровые технологии и в наибольшей степени подвергающейся их воздействию, являются несовершеннолетние (дети и подростки), существенно опережающие взрослых по активности освоения виртуального пространства.
Так, согласно докладу Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за 2017 год определяется, что дети и подростки составляют около трети пользователей Интернета во всем мире, при этом возраст начала выхода в сеть постепенно сокращается [1, с. 3]. Циф-ровизация открывает несовершеннолетним новые возможности для освоения новых явлений и процессов, общения со сверстниками и другими лицами, включения в процесс обучения и позволяет становиться участниками социального процесса, а в определенных случаях и решения проблем сообщества. Вместе с тем цифровые технологии могут способствовать увеличению уязвимости несовершеннолетних перед негативными воздействиями, как в виртуальном пространстве, так и в реальном мире.
Как отмечает Г.У. Солдатова, с учетом высокой интенсивности информационных потоков и коммуникации, свойственной онлайн-среде, нельзя недооценивать их воздействие на психическое развитие, становление и формирование личности детей [2, с. 72]. С каждым годом исследователи получают все больше данных о масштабах воздействия цифровизации на жизнь несовершеннолетних: виртуальное пространство не просто расширяет и дополняет жизнь несовершеннолетних, но и изменяют всю структуру их деятельности, как в Интернет сети, так и в реальной жизни. Это обстоятельство определяет важность изучения воздействия информационных технологий на личностное развитие, правосознание и поведение несовершеннолетних.
В условиях глобальной цифровизации, включающей воздействие Интернет-ресурсов и других средств массовой информации (далее - СМИ) предполагает погружение несовершеннолетних в виртуальное пространство, которое во многих случаях может иметь показной и разрушительный (деструктивный) характер, а поэтому с увеличением распространения цифровизации значительно возрастает количество и качество отклоняющего-
ся (девиантного) поведения несовершеннолетних, что указывает на необходимость и повышение эффективности контроля за содержанием и наполнением информационных ресурсов (контентом), размещаемых в Интернете как глобальной сети [3, с. 75].
Как известно, происшедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, ... данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане [31, с. 664] в виде кризисных процессов и явлений в экономике и социальной жизни российского народа, в том числе социальным протестам, резкому падению жизненного уровня, безработице, крайней поляризации, криминализации и т.д., а также к росту девиантного поведения в обществе. При этом в обществе произошли изменения нравственного и правового сознания людей, сопряженные с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни [4, с. 33]. В связи с этим проблемы девиантного поведения взрослых граждан и особенно несовершеннолетних приобретают новые несовместимые и разнонаправленные по содержанию и формам реализации явления и процессы.
По мнению Е.В. Васкэ, если подросток попадает в антисоциальную среду, то приобщается к нормам девиантной субкультуры намного быстрее по сравнению со взрослой личностью, что обусловлено механизмом девиантной идентичности [5, с. 10]. В связи с этим важным представляется изучение не только причин и условий возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних, но и влияние условий цифровиза-ции на правосознание и поведение несовершеннолетних, а соответственно и проведение более эффективной профилактической и коррекцион-ной работы с несовершеннолетними.
Вопросам анализа девиантного поведения человека, в том числе несовершеннолетнего в части различных аспектов, вопросов и проблем, влияния условий цифровизации на несовершеннолетних [6-8] в научной литературе и Интернет-ресурсах посвящено немало научных работ и материалов. Такой интерес не является случайным, так как рассматриваемые вопросы указывают на основные тенденции изменения несовершеннолетних под влиянием цифровизации, а также характеризуют новую форму девиантного поведения несовершеннолетних - цифровая девиация. Данное исследование является продолжением ранее опубликованных автором материалов о причинах и условиях, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних [9, с. 62-68] и девиантном поведении несовершеннолетних, его формах предупреждения и коррекции [3, с. 73-80].
Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы о влиянии условий цифровизации
на правосознание и поведение несовершеннолетних.
Исходя из предмета исследования представляют интерес следующие вопросы: как определяются термины «цифровизация», «правосознание» и «поведение»; как соотносятся правосознание и поведение; что представляет собой новая форма девиантного поведения несовершеннолетних -цифровая девиация; какие особенности характеризуют цифровое девиантное поведение несовершеннолетних; какие выделяются виды девиантно-го поведения несовершеннолетних, реализуемые в виртуальном пространстве; каковы основные подходы по объяснению девиантного поведения несовершеннолетних в виртуальном пространстве; каковы результаты исследований о девиант-ном поведении несовершеннолетних в части их индивидуально-психологических особенностей; как характеризуется влияние условий цифровиза-ции на правосознание и поведение несовершеннолетних; какие выделяются меры по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в условиях цифровизации?
Для анализа влияния условий цифровизации на правосознание и поведение несовершеннолетних, целесообразно определиться в значении используемых терминов.
В словарях русского языка нет определения термина «цифровизация». Нет и нормативного определения «цифровизация». На сайте «Люди Роста» термин «цифровизация» определяется, как «интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь путем оцифровки всего, что можно оцифровать» [10].
По мнению В.А. Плотникова, термин «цифровизация» рассматривается в двух значениях: 1) циф-ровизация - это процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности; 2) цифровизация -это современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений [11, с. 17].
В словаре русского языка под термином «правосознание» понимается совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы [12], а в юридическом словаре термин «правосознание» - совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентаций, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву, к тому, что является правомерным или неправомерным [12]. В словаре русско- р го языка под термином «поведение» понимается Д совокупность поступков и действий, образ жизни Ч
т
[13], а в энциклопедическом словаре термин «по- К ведение» - присущее живым существам взаимо- ё действие с окружающей средой, включающее их у двигательную активность и ориентацию по отно- А
шению к этой среде [13]. По общему правилу, правосознание человека находит свое практическое воплощение в его поведении, которое основывается на праве.
Стремительное распространение цифровых технологий приводит к изменению не только образа жизни несовершеннолетних, но и их правосознания и поведения. Категории правосознания и правового поведения основываются на положениях философии права, социологии, психологии, педагогики и юридических наук (например, теории права, криминологии и т.д.).
По мнению Г.Г. Гасанова, правосознание включает определенные знания в правовой сфере, взгляды, представления, идеи, чувства и эмоции, выражающие оценочное отношение к юридически значимым явлениям жизни общества, правовым поступкам и действиям, а также уважительное отношение к праву и индивидуальную психологическую готовность к поступкам, обладающим юридической значимостью [14, с. 11]. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется правовая установка, которая предрасполагает адекватное понимание и оценивание различной правовой информации, и способность к деятельности в соответствии с выработанной оценкой.
Как отмечает Г.Т. Суранчиева, правосознание несовершеннолетних не бывает однородным, поскольку для них характерны различные социально-экономические условия окружающей микросреды [15, с. 41]. Из-за возрастных особенностей сознание подростков в целом неустойчиво, что может иметь негативные проявления.
Л.А. Радченко пишет, что подростковый период является наиболее удачным для изучения правовых норм, поскольку они, входя в единую систему получения знаний и умений, оперативно и качественно усваиваются несовершеннолетними, в последующем трансформируясь в систему личностных убеждений и формируя правовую культуру [16, с. 29]. Тем самым подростковый возраст является ключевым на пути становления правосознания личности, определяя дальнейший вектор развития в этом направлении и формирования его поведения, как правового, так и нарушающего нормы права в виде правонарушения и преступления.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее - РФ), с 2015 года фиксируется снижение преступности несовершеннолетних (17,2 тыс. правонарушителей в возрасте 14-15 лет и 38,8 тыс. в возрасте 16-17 лет в 2015 году против 13,8 тыс. и 24,2 тыс. соответственно - в 2019 году) [17, с. 181]. При этом, как отмечают Е.Э. Бойки-на и В.А. Чернов, наряду с сокращением количественных показателей правонарушений среди несовершеннолетних наблюдается тенденция — к появлению и развитию новых форм поведенче-2 ских девиаций, получивших реализацию в виртуоз альном пространстве [18, с. 136]. ° М.В. Костоломова указывает на формирова-ав ние нового типа (новой формы) девиантного по-
ведения несовершеннолетних - цифровой девиации (ее еще называют цифровое девиантное поведение), представляющей собой совокупность отклоняющихся от социальных норм физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и мировоззренческих личностных реакций на значительные изменения социальной реальности, обусловленные воздействием цифровизации на все уровни человеческой жизни [8, с. 48]. Исследователь выделяет следующие особенности цифрового девиантного поведения: отсутствие реальной физической угрозы для окружающих при причинении вреда самому себе; латентность, позволяющая подростку, получив психоэмоциональную разрядку в виртуальной реальности, не испытывать потребности в нарушении установленных норм в реальной жизни; необходимость уточнения и конкретизации юридической ответственности, обусловленной возможностями цифровых технологий, глобальностью сети и общей анонимностью; комплексный характер проявления, связанный с соответствующим характером влияния цифровизации, которая воздействует на физиологическое состояние (мозг и организм в целом), интеллект (мышление и речь), психоэмоциональный фон (взаимодействие с виртуальными собеседником и непрерывность информационного шума), мировоззренческие и ценностные установки, реальную социальную жизнь и прочее; сложность прогнозирования будущих форм цифровой девиации, сопряжённая с динамичностью и нелинейностью развития цифровых трендов.
По мнению А.А. Осиповой, Д.В. Давыденко и Ю.Р.А. Абдулкадира, цифровому девиантному поведению присуща заместительная функция, обеспечивающая вытеснение краж, убийств, разрушений и иных форм отклоняющегося поведения в виртуальный мир [19, с. 44]. Развитие данной тенденции может привести к трансформации самого понимания нормы, поскольку ее определение будет зависеть от сообщества, в котором взаимодействует подросток.
В то же время исследование А.А. Шарова, проводимое на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета (СГУ) с участием 85 респондентов, входящих в субкультурные сообщества райтеров и геймеров, с применением авторской методики изучения девиантной активности в виртуальной и реальной средах, не выявило статистически значимых отличий отклоняющего поведения геймеров в виртуальной и реальной средах [20, с. 452]. То есть, несмотря на такие факторы, как анонимность, продолжительность пребывания в киберпростран-стве и ощущение безопасности, совокупность которых обычно выделяется как триггер развития цифровых девиаций, у исследуемых виртуальная девиантная активность не являлась доминирующей, что, по мнению исследователя, может быть связано с нивелированием отклоняющейся социальной активности реализующейся в игре деви-антной энергией.
Стремительное развитие цифровых технологий привело к широкому распространению ме-диапродукции в среде несовершеннолетних, что, как утверждает Ю.В. Гребенкина, является одним из факторов девиантного поведения, наравне с неблагополучной обстановкой в семье, потребностью в самоутверждении, тягой к новым ощущениям и прочими классически выделяемыми факторами [21, с. 22].
По данным С.В. Книжниковой, СМИ деструктивно воздействуют на личность подростка, искажая его ценностно-ориентировочные установки и приводя к деформации собственного «Я» [22, с. 236]. Данная тенденция связывается с нехваткой положительных и научно-познавательных медиасюже-тов, создаваемых для несовершеннолетних, и неумением как подростков, так и взрослых критически осмысливать существующие медиатексты.
Исследование В.Е. Курочкиной, проводимое на базе средней общеобразовательной школы № 71 г. Краснодара (МАОУ СОШ № 71) с использованием методики С.В. Книжниковой «Девиан-тологический анализ медиапродукции» и привлечением двух групп подростков (по 85 человек в каждой) возрастом 13-15 лет, «потребляющих» и «не потребляющих» медиапродукцию со сценами агрессивного и насильственного характера, показало, что медиапродукция, содержащая сцены насилия и агрессии, способствует проявлению у несовершеннолетних склонности к таким видам девиаций, как насилие, агрессия, делинквентное, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, а также к пониженному волевому контролю проявляемых эмоциональных реакций [23, с. 464].
Как указывает К.А. Воробьева, с учетом современных темпов развития технических средств коммуникации в подростковой среде происходит распространение и популяризация новых деструктивных поведенческих моделей, причем данный процесс протекает стремительнее, чем педагогическое и научное сообщество может реагировать на эти риски [24, с. 145]. Исследователь выделяет следующие виды девиантного поведения несовершеннолетних, реализуемые в виртуальном пространстве: 1) кибербуллинг - преследование, унижение, издевательства и оскорбления посредством инструментов виртуальной реальности; 2) кибермоббинг - намеренные угрозы, оскорбления, диффамации и раскрытие компрометирующих данных, обычно на протяжении длительного времени; 3) секстинг - пересылка личных фотографий и сообщений интимного характера; 4) геронтофобия - одна из форм дискриминации, заключающаяся в неприязни к пожилым людям и иррациональном страхе перед собственным старением; 5) троллинг - размещение на виртуальных ресурсах провокационных сообщений, обычно ориентированных на конкретную аудиторию, в целях создания конфликтной обстановки; 6) шо-плифтинг - демонстрация в сети товаров, похищенных из магазинов, с указанием их стоимости; 7) астротурфинг - применение специального про-
граммного обеспечения либо использование услуг нанятых пользователей с целью искусственного управления мнением сообщества.
По отдельным видам девиантного поведения предусматривается юридическая ответственность, в том числе административная (например, по ст. 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях за оскорбление ... с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»), уголовная (например, по ст. 110.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) склонение к совершению самоубийства ., содействие совершению самоубийства . совершенные в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); по ст. 128.1 УК РФ за клевету ... с исполь-зованиеминформационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» и т.д.) и другие.
Как отмечается в докладе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) за 2019 год, одной из наиболее ярко и массово проявляющихся форм цифровых девиаций является кибербуллинг, который, в отличие от буллинга, происходит в условиях анонимности, что способствует неуловимости и безнаказанности агрессоров, усиливая беспомощность жертв [25, с. 18]. Наличие физической и психологической дистанции приводит к снижению уровня эмпатии агрессоров по отношению к их жертвам. При этом, учитывая практически неограниченный масштаб онлайн-аудитории, кибербул-линг может осуществляться с неконтролируемым увеличением численности агрессоров, что в условиях возможности круглосуточного воздействия значительно усугубляет состояние жертвы.
Е.Г. Дозорцевой и Д.В. Кирюхиной было проведено исследование на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), в котором приняли участие ученики 8-х классов в возрасте 13-15 лет [6, с. 82]. Изучались включенность подростков в виртуальное пространство и их отношение к ки-бербуллингу, для чего использовались специально разработанные опросники, посвящённые изучению поведения обучающихся в социальных сетях, определению предпочтительных видов сетевой деятельности и количества времени, посвящаемого каждому из них, а также выявлению частоты столкновения несовершеннолетних с кибербуллингом, характера их участия в нем и оценки допустимости различных действий в сети, подпадающих под определение кибербуллин-га. Исследователями было установлено, что 97% респондентов сталкивались с онлайн-травлей, р причем 56% использовали кибербуллинг как от- Д вет на агрессию. Девочки значительно чаще вы- Е ступали только в роли жертв, чем являлись агрес- К сорами (40,7% против 3,7%), тогда как у мальчи- S ков этот разрыв был меньше (23,5% против 17,6% у соответственно). А
Как отмечает Г.С. Галстян, суицидальное поведение несовершеннолетних напрямую связано с социальной интеграцией личности и является следствием социально-психологической дезадаптации в условиях общества, переживающего цифровую трансформацию [26, с. 11]. Суицидальному поведению свойственны коллективность и заразительность, имеющие прямую взаимосвязь с урбанизацией общества и с воздействием СМИ и виртуального пространства на сознание личности подростка.
Л.В. Жихарева пишет о существующих в социальных сетях страницах, представляющих непосредственную опасность для жизнедеятельности несовершеннолетних, называемых группами смерти [27, с. 164]. Философия таких групп строится на идее о жестокости и несправедливости мира, а все их послания построены на внушении подростку ощущения нужности в сообществе. Чем больше школьник выполняет заданий, тем более прочную позицию он может занять в группе.
А.А. Васильев с соавторами отмечают, что виртуальная реальность помогает преступникам подавлять волю несовершеннолетних [28, с. 212]. Вследствие получения удовлетворения потребности в самоценности и признании, особенно на фоне неблагоприятной внутрисемейной обстановки и отсутствия должной эмоциональной поддержки со стороны родителей, у ребёнка формируется сперва привязанность, а затем и зависимость от определннной группы.
В целом, по мнению С.Т. Посоховой и А.Е. Кол-паковой, зависимости, такие как интернет-зависимость, игромания и зависимость от гадже-тов, являются характерной особенностью цифро-визации, а частота их встречаемости увеличивается пропорционально распространению интернета и гаджетов [29, с. 16].
Это демонстрирует исследование В.Г. Каменской, Л.В. Томанова и Е.В. Татьяниной, реализованное на базе кафедры психологии и психофизиологии Елецкого государственного университета (ЕГУ) [30, с. 42]. Для его проведения были привлечены 50 учеников 8-х классов, которые заполняли специально составленную анкету, вопросы которой связаны с различными аспектами использования виртуального пространства и гаджетов в развлекательных и учебных целях. Результаты исследования отражают значительный риск формирования интернет-зависимости у подростков: 46% опрошенных уделяют виртуальному пространству более четырех часов ежедневно, 50% увлекаются социальными сетями, аккаунты в которых есть у 94% школьников, при этом 60% респондентов ведут активность в нескольких социальных сетях, что указывает на большую вовлеченность в виртуальное взаимодействие. — По мнению автора, можно выделить следую-S2 щее влияние условий цифровизации на правому сознание и поведение несовершеннолетних: со° кращение количества подростковых правонару-SB шений, осуществляемых в реальной жизни, что
свидетельствует об изменении правосознания несовершеннолетних и формировании у них более адекватной правовой установки; искажение ценностно-ориентировочных установок подростков, приводящее к деформации их собственного «Я», под воздействием медиапродукции; появление и развитие цифрового девиантного поведения - новых форм поведенческих девиаций, получивших реализацию в виртуальном пространстве благодаря анонимности и ощущению безопасности; увеличение склонности к аддиктивному и де-линквентному поведению подростков, являющихся агрессорами в различных формах цифрового девиантного поведения, и повышение вероятности неблагоприятных психологических состояний у подростов, выступающих жертвами таких форм девиаций; повышение частоты встречаемости подростковых интернет-зависимости, игромании и зависимости от гаджетов.
По общему правилу, несовершеннолетние, которые склонны к девиантному поведению в реальной жизни, зачастую переносят эту склонность и в виртуальное пространство. Девиантная личность подростка в виртуальном пространстве основывается на характеристиках реальной личности и содержит когнитивную (убеждения и ком-петентностный уровень личности), мифологическую (личные мифологемы) и мотивационную (мотивы нахождения в сети) составляющие. При этом, как утверждают А.А. Осипова, Д.В. Давы-денко и Ю.Р.А. Абдулкадир, современное понимание виртуального девиантного поведения несовершеннолетних выходит за рамки традиционных представлений и требует применения междисциплинарных методов [19, с. 46]. Причины девиант-ного поведения, проявляемого подростками в виртуальной среде, представляется целесообразным искать не в информационном пространстве, которое является вторичным по отношению к реальному социальному бытию, а в окружающих несовершеннолетнего реалиях социального конструиро-вания,воспитания и образования.
Представляется возможным выделить следующие меры по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в условиях циф-ровизации: организация социального окружения с целью воздействия на социальные факторы, детерминирующие цифровые девиации; обучение подростков навыкам, имеющим социальную значимость; предоставление несовершеннолетним (прежде школьникам) возможности виртуального и реального самовыражения с направлением их внутренних личностных ресурсов на процессы познания и созидания; организация онлайн-деятельности, альтернативной цифровым девиациям, позволяющей заместить девиантное поведение творческой деятельностью; информирование несовершеннолетних и их родителей об угрозах, сопряжённых с цифровой трансформацией.
Для более детального изучения причин и первоисточников цифрового девиантного поведения несовершеннолетних требуется применение меж-
дисциплинарных методов анализа, позволяющих провести комплексную оценку окружающей подростков виртуальной среды и выявить оптимальные направления профилактики девиаций, обусловленных условиями цифровизации.
Таким образом, проведенное исследование представляет анализ научных подходов и иных материалов, в том числе отдельных статистических данных, результатов исследований, примеров социально-педагогической практики и авторского понимания, рассматривающих некоторые вопросы о влиянии условий цифровизации на правосознание и поведение несовершеннолетних.
Литература
1. Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире: доклад / ЮНИСЕФ. - 2017. - 40 с.
2. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. - 2018. -Т. 9. - № 3. - С. 71-80.
3. Жадан В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука. - 2021. - № 7. -С.73-80.
4. Салахова В.Б., Еняшина Н.Г., Романова А.В. Проблема девиантного поведения в современном обществе // Власть. - 2016. - Том 24. - № 11. - С. 33-37.
5. Васкэ Е.В. Несовершеннолетние правонарушители: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 175 с.
6. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1 (50). - С. 80-87.
7. Казанцева Л.А., Казанцев С.Я. Научные принципы предупреждения и преодоления цифровых девиаций подростков // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2021. - № 2 (12). - С. 171-176.
8. Костоломова М.В. Цифровая девиация как феномен новой социальной реальности: методологические основания и концептуализация понятия // Социологическая наука и социальная практика. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 41-53.
9. Жадан В.Н. Об анализе причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая наука. - 2022. - № 2. - С. 62-68.
10. Люди Роста. Глобальная цифровизация. - URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizat-siya_2225 (дата обращения: 11.04.2022).
11. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 4 (112). -С. 16-24.
12. Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ожегова. Правосознание; Юридическая энциклопедия. Правосознание. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/673371 (дата обращения: 11.04.2022).
13. Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ушакова. Поведение; Большой Энциклопедический словарь. Поведение. -URL: https://psychology.academic.ru/1651/ (дата обращения: 11.04.2022).
14. Гасанов Г.Г. Особенности правосознания молодежи Дагестана: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва, 2008. - 23 с.
15. Суранчиева Г.Т. Формирование правосознания несовершеннолетних в кыргызской республике. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. - 142 с.
16. Радченко Л.А. Формирование правосознания старшеклассников в проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2019. -189 с.
17. Россия в цифрах. 2020: Крат. стат. сб. / Рос-стат. - M., 2020. - 550 с.
18. Бойкина Е.Э., Чернов В.А. Правосознание подростков поколения центиниалов: прогностическая оценка // Психология и право. - 2021. -Т. 11. - № 1. - C. 135-149.
19. Осипова А.А., Давыденко Д.В., Абдулка-дир Ю.Р.А. Особенности девиантного поведения молодёжи в виртуальной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 6. - С. 43-48.
20. Шаров А.А. Особенности девиантной активности в реальной и виртуальной средах у представителей молодежных субкультур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2019. - № 2 (168). - С. 450-454.
21. Гребенкина Ю.В. Профилактика девиантоген-ного воздействия медиапродукции на школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - № 2 (218). - С. 22-28.
22. Книжникова С.В. Медиабезопасность подрастающего поколения: минимизация угроз девиантного поведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т.37.- С. 236-240.
23. Курочкина В.Е. Влияние медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, на формирование девиантного поведения подростков // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / отв. ред. В.И. Панов. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга,
2020.- С. 461-465.
24. Воробьева К.А. Современные тенденции в формировании новых форм девиантного поведения у подростков в информационном пространстве // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: материалы международной научной конференции / под ред.
5 -о
сз
<
CM
л
Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гав-риченко. - М., 2018. - С. 144-147.
25. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / А.А. Бочавер, С.В. Докука, М.А. Новикова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 34 с.
26. Галстян Г.С. Суицид несовершеннолетних как крайняя форма девиантного поведения: авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2010. -28 с.
27. Жихарева Л.В. Виртуальные группы смерти: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. -Т. 37. - № 1. - С. 161-168.
28. Трансформация права в цифровую эпоху: монография / под ред. А.А. Васильева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. - 432 с.
29. Посохова С.Т., Колпакова А.Е. Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. -№ 3. - С. 15-21.
30. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Татьяни-на Е.В. Дети и подростки цифрового сообщества // Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. О.А. Драгановой. -Липецк: Полиграфическая студия «Открытый мир», 2020. - С. 40-46.
31. Zhadan V.N. On the Criminogenic Situation in Russia and Its Significance to the Security of Citizens // World Applied Sciences Journal. - 2013. -N25 (4). - Р. 664-668.
THE IMPACT OF DIGITALIZATION CONDITIONS ON THE LEGAL AWARENESS AND BEHAVIOR OF MINORS
Zhadan V.N.
Elabuga Institute Kazan (Volga Region) Federal University
The article analyzes the influence of the conditions of digitaliza-tion on the legal awareness and behavior of minors on the basis of scientific approaches and other materials on the deviant behavior of minors, individual statistical data, research results, examples of socio-pedagogical practice and the author's understanding. The main trends of changing the legal consciousness and behavior of minors under the influence of digitalization are considered, and a new form of deviant behavior of minors - digital deviation is characterized, the features of deviant behavior of minors in the information space are investigated, its main forms are given and possible consequences are identified in connection with the individual psychological characteristics of adolescents. At the same time, the study is a continuation of the materials previously published by the author on the causes and conditions that cause the emergence and development of deviant behavior of minors, its forms of prevention and correction. According to the results of the study, the influence of the conditions of digitalization on the legal awareness and behavior of
minors is highlighted, and measures to prevent deviant behavior of minors in the conditions of digitalization are determined.
Keywords: influence, digitalization, legal awareness, behavior, minors, digital deviation, analysis, approach, position, example, proposal.
References
1. The situation of children in the world, 2017: children in the digital world: report / UNICEF. - 2017. - 40 p.
2. Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural and historical paradigm: a changing child in a changing world // Social psychology and society. - 2018. - Vol. 9. - N. 3. - P. 71-80.
3. Zhadan V.N. Deviant behavior of minors: forms of prevention and correction // Legal Science. - 2021. - N7. - P. 73-80.
4. Salakhova V.B., Enyashina N.G., Romanova A.V. The problem of deviant behavior in modern society // Power. - 2016. -Vol. 24. - N11. - P. 33-37.
5. Vaske E.V. Juvenile delinquents: studies. manual for universities. - 2nd ed., ispr. and additional. - M.: Publishing House of Yurayt, 2021. - 175 p.
6. Dozortseva E.G., Kiryukhina D.V. Cyberbullying and the tendency to deviant behavior in adolescents // Applied legal psychology. - 2020. - N1 (50). - P. 80-87.
7. Kazantseva L.A., Kazantsev S. Ya. Scientific principles of preventing and overcoming digital deviations of adolescents // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - N2 (12). - P. 171-176.
8. Kostolomova M.V. Digital deviation as a phenomenon of a new social reality: methodological foundations and conceptualization of the concept // Sociological science and social practice. -2020. - Vol. 8. - N2. - P. 41-53.
9. Zhadan V.N. On the analysis of the causes and conditions causing the occurrence and development of deviant behavior of minors // Legal Science. - 2022. - N2. - P. 62-68.
10. People of Growth. Global digitalization. - URL: https://lud-irosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (accessed: 11/04/2022).
11. Plotnikov V.A. Digitalization of production: theoretical essence and prospects of development in the Russian economy // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. -2018. - N4 (112). - P. 16-24.
12. Dictionaries and encyclopedias on the Academician. Ozhegov's Explanatory Dictionary. Legal awareness; Legal Encyclopedia. Legal awareness. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwi-ki/673371 (accessed: 11/04/2022).
13. Dictionaries and encyclopedias on the Academic. Ushakov's explanatory Dictionary. Behavior; A large Encyclopedic dictionary. Behaviour. - URL: https://psychology.academic.ru/1651/ (accessed: 11/04/2022).
14. Hasanov G.G. Features of the legal consciousness of the youth of Dagestan: abstract. dis. ... candidate of Legal Sciences. -Moscow, 2008. - 23 p.
15. Suranchieva G.T. Formation of legal awareness of minors in the Kyrgyz Republic. - Bishkek: KRSU Publishing House, 2013. -142 p.
16. Radchenko L.A. Formation of the legal consciousness of high school students in project activities: dis. ... candidate of pedagogical Sciences. - Volgograd, 2019. - 189 p.
17. Russia in numbers. 2020: Krat. stat. sat. / Rosstat. - M., 2020. -550 p.
18. Boykina E.E., Chernov V.A. Legal awareness of adolescents of the centennial generation: a prognostic assessment // Psychology and law. - 2021. - Vol. 11. - N1. - P. 135-149.
19. Osipova A.A., Davydenko D.V., Abdulkadir Yu.R.A. Features of deviant behavior of youth in a virtual environment // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2020. - N6. - P. 43-48.
20. Sharov A.A. Features of deviant activity in real and virtual environments among representatives of youth subcultures // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2019. - N2 (168). -P. 450-454.
21. Grebenkina Yu.V. Prevention of deviantogenic effects of media products on schoolchildren // Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. - 2018. - N2 (218). - P. 22-28.
22. Knizhnikova S.V. Media security of the younger generation: minimizing threats of deviant behavior // Scientific and methodo-
logical electronic journal "Concept". - 2015. - Vol. 37. - P. 236240.
23. Kurochkina V.E. The influence of media products containing scenes of aggression and violence on the formation of deviant behavior of adolescents // Ecopsychological research-6: ecology of childhood and psychology of sustainable development: collection of scientific articles / ed. V.I. Panov. - M.: FG-BNU "Psychological Institute of RAO"; Kursk: University Book, 2020. - P. 461-465.
24. Vorobyeva K.A. Modern trends in the formation of new forms of deviant behavior in adolescents in the information space // Digital society in the cultural and historical paradigm: materials of the international scientific conference / edited by T.D. Mar-cinkovskaya, V.R. Orestova, O.V. Gavrichenko. - M., 2018. -P. 144-147.
25. The well-being of children in the digital age: dokl. to the XX Apr. international Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow, 9-12 Apr. 2019 / A.A. Bo-chaver, S.V. Dokuka, M.A. Novikova, etc.; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 34 p.
26. Galstyan G.S. Suicide of minors as an extreme form of deviant behavior: abstract. dis. ... candidate of Social Sciences. -Maykop, 2010. - 28 p.
27. Zhikhareva L.V. Virtual death groups: research methodology // Scientific bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities. - 2018. - Vol. 37. - N1. - P. 161-168.
28. Transformation of law in the digital age: monograph / edited by A.A. Vasiliev. - Barnaul: Publishing house of Alt. un., 2020. -432 p.
29. Posokhova S.T., Kolpakova A.E. Interrelation of the emotional component of the informational family environment and mala-daptive behavior of adolescents // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. -2020. - Vol. 26. - N3. - P. 15-21.
30. Kamenskaya V.G., Tomanov L.V., Tatyanina E.V. Children and adolescents of the digital community // Family and society: psychological and socio-pedagogical aspects of the prevention of deviant behavior: a collection of materials of the interregional scientific and practical conference with international participation / edited by O.A. Draganova. - Lipetsk: Printing Studio "Open World", 2020. - P. 40-46.
31. Zhadan V.N. On the Criminogenic Situation in Russia and Its Significance to the Security of Citizens // World Applied Sciences Journal. - 2013. - N25 (4). - P. 664-668.