УДК 343.97+37.04
ЬрИК
N. y^f i
•Л '1?. 1 \
' i Л.А. Казанцева
НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ДЕВИАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
SCIENTIFIC PRINCIPLES TO PREVENT AND OVERCOME YOUTH DIGITAL DEVIATIONS
171 [^статье раскрывается одна из наиболее актуальных проблем совре- 171
^Эменной социокультурной действительности - проблема девиантно-го поведения подростков в условиях глобализации и цифровизации. Описываются предпосылки возникновения цифровых девиаций у подростков и условия их развития. Представлены основные виды цифровых девиаций, а также обоснованы перспективные научные принципы предупреждения и преодоления цифровых девиаций подростков.
Ключевые слова: цифровизация, глобализация, формы девиантного поведения подростков, цифровые девиации, научные принципы предупреждения и преодоления цифровых девиаций подростков, цифровые поколения, интеллект, клиповое мышление.
Для цитирования: Казанцева Л.А., Казанцев С.Я. Научные принципы предупреждения и преодоления цифровых девиаций подростков // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 171-176.
7he article reveals one of the most challenges of modern social and cultural reality - the problem of deviant behavior in adolescents under globalization and digitalization. The prerequisites for the emergence of digital deviations in adolescents and the conditions of their development are described. The main types of digital deviations are presented, and prospective scientific principles of preventing and overcoming digital deviations of adolescents are substantiated.
Key words: digitalization, globalization, forms of deviant behavior of adolescents, digital deviations, scientific principles for preventing and overcoming digital deviations of adolescents, digital generations, intelligence, clique thinking.
For citation: Kazantseva L.A., Kazantsev S.J. Scientific Principles to Prevent and Overcome Youth Digital Deviations // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MIA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 171-176.
С.Я. Казанцев
Процессы экспансии цифровизации, роботизации, искусственного интеллекта, начавшиеся в конце XX века с процессов глобализации, со стремительного нарастания мирового информационного пространства, появления и развития новых способов коммуникаций, существенно изменили представление о человеке в принципиально новых социокультурных условиях. С начала XXI века происходит стремительное развитие цифровых технологий. В один клик можно получить необходимую информацию, переработать и отправить ее, виртуально пообщаться или осуществить самопрезентацию, но и в один «клик» можно без труда получить доступ к персональным данным, использовать геолокацию, осуществлять онлайн-слежение (нарушая зачастую конституционные права личности), на расстоянии организовывать и руководить 172 противоправной и преступной деятельностью. Современную аудиторию российского и мирового Интернета составляют подростки и молодежь. Подростков часто увлекают контенты (убедительные, ярко оформленные и при этом настойчиво навязывающие антиценности как проявление истинной свободы современной молодежи) с завуалированными неблаговидными целями: вовлечение в антисоциальную, противоправную деятельность, поощрение агрессивного поведения (которое может со временем перерасти в экстремизм и терроризм), разного рода зависимости, ввиду их природного любопытства, несформирован-ного мировоззрения, заниженной самооценки, низкой волевой саморегуляции, отсутствие способности к рефлексии, что способствует легкости манипулирования. Более того, у подростков целенаправленно формируется убежденность в том, что селфи (сделанные с риском для жизни и имеющие многочисленные примеры реальных трагических последствий), поступки, совершенные «на слабо», желание во что бы то ни стало соответствовать статусу «мажорности» - это
«круто» и «соберет много лайков» в социальных сетях. Справедливости ради отметим, что СМИ в погоне за рейтингам и сенсациями обнаруживают низкий уровень контроля за предоставлением кон-тентов, открыто пропагандирующих культ жестокости, нездоровых амбиций, насилия. Это очень негативно, разрушительно действует на сознание подростков, процессы осознанного противостояния насаждаемым ценностям преступного мира, экстремистских объединений и попыткам вовлечения в протестные акции, массовые беспорядки, противоправные действия. При этом подростки искусственно вводятся в состояние постоянного психоэмоционального стресса, опыт выхода из которых у подростков в большинстве своем не сформирован. Вводить жесткую цензуру в этом случае малоэффективно. Позитивной является развивающаяся практика презентации через СМИ 172 контентов с противоположной стратегией воздействия на подростков - показ возможностей становления их как успешных личностей с использованием огромных возможностей цифрового мира, привлечением успешных лидеров молодежных объединений, нацеленных на создание развивающей интернет-среды, здоровый образ жизни, спортивные достижения, позитивное блогерство.
В настоящее время формами девиант-ного поведения являются преступность, насилие, алкоголизм, наркомания, проституция, азартные игры, суицид, сатанизм, вандализм, граффити, скулшутинг, приводящие к деструктивному поведению. Так, с зависимостью от азартных игр сравнивают компьютерную зависимость, которая возникает преимущественно в результате «подсаживания» на игры, в процессе которых подростки гиперболизируют свои способности, которых они не обнаруживают в реальной (неигровой) жизни.
За последние 10 лет зарубежные и отечественные ученые весьма обеспокоены негативным влиянием цифровизации
и безмерного использования Интернета по поводу и без на развитие интеллекта личности и эмоционального интеллекта, процессы распределения внимания и сосредоточенности на важном, интеграции сознательного и бессознательного, что в конечном счете может привести к цифровой деменции и к патологическим неравновесным психическим состояниям (вплоть до серьезных психических расстройств).
Цифровые девиации возникают на основе зависимостей от гаджетов, социальных сетей, мнения блогеров, компьютерных игр, виртуального пространства, пространства дополненной реальности.
На наш взгляд наиболее полно и системно типология цифровых девиаций представлена М.В. Костоломовой:
- эмоциональный уровень - «отчужденный в цифровой толпе»;
173 - физический уровень - «цифровая де-менция»;
- коммуникативный уровень - «цифровой нарциссизм»;
- социальный уровень - «виртуальный эскапизм»;
- интеллектуальный уровень - «знаю все и ничего». Цифровой мир породил интеллектуальную лень;
- ценностно-мировоззренческий уровень - «кто я».
Дана содержательная характеристика этих уровней, а также представлены характерные особенности цифрового деви-антного поведения [1, с. 49-50].
Из-за поисковых систем, таких как, например, «Гугл», у человека формируется ложное представление о собственной образованности, так как все более становится рудиментом многомерный процесс индивидуального, интеллектуального процесса поиска, осмысления, систематизации и формирования знания как категории личностного порядка. Кардинальным образом меняется восприятие информации (как по объему, так и по смыслу), порождающее клиповое мышление. Мышление все более переходит
к «информационному фаст-фуду», порождающему пассивность и нежелание тратить время и силы для индивидуального поэтапного интеллектуального саморазвития в сочетании с овладением «мягкими навыками» - коммуникации, сопереживания, толерантности, эмоционального интеллекта.
С одной стороны, цифровизация -это мощнейший глобальный технологический прогресс, способный обеспечить инновационные по смыслу возможности духовного и интеллектуального развития личности, принципиально нового типа коммуникаций. Цифровая среда порождает новые сложные проблемы. «В новой ситуации у нового человека появляется много новых возможностей для полного раскрытия своей индивидуальности, но и есть опасность, что человек может нивелироваться, так как Сеть задает ему правила мышления и поведения». [2, с. 44]. 173
С другой стороны, цифровизация - это угрозы и риски, особенно виртуального пространства, для полноценного интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития и саморазвития. Человечество оказалось в глобальном информационном пространстве как бушующем океане, где все смешалось: истина и фейки, социальные нормы культуры, духовности и нравственности и их антиподы, правовые нормы и изощренная преступность, творчески использующая современные цифровые технологии, семейные ценности и искусственно навязанные гендерные проблемы и т.д.
Особое внимание следует уделять формированию ценностных ориентаций подростков, их мировоззрения и четкого представления о возможностях самореализации на основе многомерной «Я-концепции», которая позволит на комфортном психоэмоциональном уровне разрешать порождаемые цифровым миром дилеммы между добром и злом, навязываемыми штампами мышления, общения, коммуникаций и собственным мнением, желанием личностных дости-
жений и чувствами растерянности, пассивности, неадекватной самооценки.
Однако до сих пор в системе образования отсутствует какое бы то ни было системное педагогическое сопровождение (в воздействии и жестком управлении нет абсолютно никакого смысла, и они имеют мизерную эффективность) гармоничного, духовно-нравственного, интеллектуального, культурного личностного развития подростков и молодежи в цифровой среде, формирования качеств цифровой личности как субъекта собственного развития и как субъекта общества и цивилизации с учетом доминирования ситуаций неопределенности, непредсказуемости, противоречивости, «принудительной цифровизации», реальности угрозы искусственного интеллекта и роботизации человечеству. Сопровождение должно быть основано на прин-174 ципах:
- диалектики (развитие и саморазвитие в цифровом пространстве через разрешение и преодоление противоречий);
- синергетики (осуществления субъект-субъектного диалога педагога и обучающихся, в котором каждый субъект является открытой, гетерогенной, равновесной системой, способной к саморазвитию);
- дополнительности (как основы продуктивной интеграции противоположных качеств и процессов личности и поэтапной корректировки доминанты в сторону целостной и многомерной «Я-концепции» на основе формирующейся продуктивной «свободы выбора» и личностной ответственности за нее). Кроме того, это интеграция представителей разных цифровых поколений с учетом особенностей мышления, смыслов, отношений, ценностей, целей, коммуникаций, приобретающих характер объективных противоречий);
- акмеологии и эвристики (нежесткого косвенного управления становления субъектности и креативности личности;
- со-деятельности и со-творчества на основе субъектности и индивидуальности.
В противном случае индивиду не удастся сохранять психологическое равновесие, что в конечном счете обнаруживает психологическое выгорание, различные девиации у представителей всех цифровых поколений, и особенно у подростков (наиболее уязвимых вызовам цифрового мира). Характеристики разных цифровых поколений достаточно подробно и интегрированно представлены в многочисленных научных публикациях в области современной философии, социологии, психологии, педагогики. Это позволяет ученым на межнаучном уровне обосновать неготовность общества и отдельного человека осознанно и полноценно самореализовываться и саморазвиваться с учетом принципиально новых возможностей современного глобального цифрового мира и неготовность социальных институтов обеспечивать превентивную политику в отношении девиантного 174 и деликвентного поведения. Кроме того, доминирующие в обществе и системе образования практические подходы к воспитанию личности не учитывают выявленных и систематизированных учеными личностных характеристик представителей разных цифровых поколений, их принципиальную несовместимость априори. Нужны принципиально иные способы коммуникаций педагогов и родителей с взрослеющими детьми. Родители также имеют склонность к зависимости, неоправданно долгому и немотивированному времяпрепровождению в Интернете и обретают точно такие же цифровые девиации, как и молодое цифровое поколение.
Так сложилось, что сегодня приходится «отвоевывать» подростков и молодежь у виртуальной реальности и социальных сетей. Но в этом зачастую просматривается явная вина тех родителей и педагогов, которые показывают подрастающему поколению негативный опыт общения в цифровом мире и с цифровым миром. Проводя значительную часть времени в виртуальном про-
странстве, подростки не осознают необходимость осмысления и разрешения нравственных, моральных и других дилемм в предлагаемых ситуациях. Необходимо высокопрофессиональное психолого-педагогическое сопровождение системных процессов индивидуального обнаружения и осмысления дилемм подростками, овладения ими способами их разрешения, формирование устойчивых личностных характеристик, позволяющих осознанно противостоять возможным девиациям в объективной реальности. В противном случае в виртуальной реальности подросток с нес-формированным мировоззрением, с агрессивным отношением к окружающему миру, низким уровнем волевой саморегуляции, низким уровнем самооценки, неспособностью рефлексировать и развивать свои позитивные способности 175 и таланты в деятельности, которую он виртуально осуществляет, в значительной степени подвержен негативному, асоциальному влиянию, заложенному в ту или иную игру, ситуацию, деятельность, коммуникацию (который подавляет при этом волю пользователей). Более
того, у таких подростков целенаправленно и системно формируется чувство излишней самоуверенности, вседозволенности и безнаказанности, «свободы от» (вместо «свободы для»), приоритет антиценностей для самоутверждения и т.д. Как следствие, после каждого выхода из подобного виртуального пространства все более реальным становится переход подростков к устойчивому девиант-ному и/или деликвентному поведению как нормы деятельности, отношений, коммуникаций.
Парадоксальным является то, что в условиях открытого, насыщенного различными возможностями для самореализации, саморазвития и коммуникаций личности глобального мирового сообщества имеют место негативные эмоции и чувства одиночества, невостребованности, нереализованности, нестабильности, растерянности, отсутствие четкого пред- 175 ставления о нормах и девиациях среди молодежи и подростков, препятствующих формированию устойчивой личностной ценностно-смысловой позиции осознанного противостояния крайним проявлениям асоциального поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костоломова М.В. Цифровая девиация как феномен новой социальной реальности: методологические основания и концептуализация понятия // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т.8. № 2. С. 41 - 53.
2. Понарина Н.Н. Создание цивилизации в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. C. 44 - 47.
REFERENCES
1. Kostolomova M.V. Cifrovaya deviaciya kak fenomen novoj social'noj real'nosti: metodologicheskie osnovaniya i konceptualizaciya ponyatiya //Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2020. T.8. № 2. S. 41 - 53.
2. Ponarina N.N. Sozdanie civilizacii v usloviyah globalizacii. - Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. №5. C. 44 - 47.
Об авторах:
Казанцева Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
Казанцев Сергей Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, кандидат юридических наук, профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России
About the authors:
Kazantseva Ludmila A., Doctor of Pedagogy (Doctor habilitatus), Professor, Professor of the Department of Pedagogy of MIA of Russia Named after V.Y. Kikot'
Kazantsev Sergey Y., Doctor of Pedagogy (Doctor habilitatus), Professor, Candidate in Law (Research doctorate), Professor of the Department of Criminalistics of the Kazan Law Institute of MIA of Russia
Заявленный вклад авторов:
Казанцева Людмила Александровна - поиск литературы; разработка концептуальных подходов исследования, сбор и анализ данных; подготовка первоначального варианта текста; проведение критического осмысления и структурирование собранных материалов; формулировка выводов.
Казанцев Сергей Яковлевич - написание аннотации; структурирование; доработка текста исследования; финальная редактура статьи.
Статья получена: 03.06.2021.
Статья принята к публикации: 27.10.2021.
Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.
176 Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не 176 возражаем.