УДК 343.9
Ю.Ю. Комлев
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРДЕВИАНТНОСТИ МИЛЛЕНИАЛОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА И ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНСТВА
COUNTERING THE CYBERDEVIANCE OF MILLENNIALS IN DIGITAL SOCIETY AND DIGITAL CITIZENSHIP
в статье описаны некоторые тренды киберпреступности миллениа-лов с позиций цифровой девиантологии. Для обоснования путей противодействия кибердевиантности подростков и молодежи использованы материалы фокус-групповых дискуссий и контент-анализ научных источников. Меры профилактики кибердевиантности обоснованы в контексте формирования основ цифрового общества и цифрового гражданства.
Ключевые слова: цифровизация, сетевизация, киберпреступность, кибер-183 девиантность, цифровая девиантология, миллениалы, цифровое общество, 183 цифровое гражданство.
Для цитирования: Комлев Ю.Ю. Противодействие кибердевиантности миллениалов в контексте формирования основ цифрового общества и цифрового гражданства // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 183-193.
W
This article describes some of the cybercrime trends of millennials from the standpoint of digital deviantology. To substantiate the ways of counteracting the cyberdeviance of adolescents and young people, materials of focus group discussions and content analysis of scientific sources are used. Cyberdeviance prevention measures are justified in the context of forming the foundations of a digital society and digital citizenship.
Keywords: digitalization, networkization, cybercrime, cyberdeviance, digital deviantology, millennials, digital society, digital citizenship.
For citation: Komlev Y.Y. Countering the Cyberdeviance of Millennials in Digital Society and Digital Citizenship // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MIA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 183-193.
Кибердевиантность в среде миллени-алов1 - один из негативных результатов развития глобальных процессов циф-ровизации и сетевизации современного мира [1, с. 77-82]. В работе В.В. Радаева «Миллениалы на фоне предшествующих поколений» показано, что миллениалы существенно отличаются от других поко-
лений молодежи по ценностным ориента-циям (существенно менее религиозны и более других возрастных групп удовлетворены жизнью). Обращает на себя внимание резкое снижение уличной преступности, особенно алкоголизации, в этой возрастной группе (на 25%). Потребление спиртных напитков среди миллениа-
1 Поколение молодых людей, рожденных на рубеже XX - XXI века. В эту возрастную когорту включают группы 14-16, 17-18, 19-20, 21-22 лет.
лов - минимальное по сравнению с предыдущими поколениями молодежи (60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов прошлого века) [2].
При этом существенной отличительной особенностью «продвинутых» мил-лениалов в мегаполисах, средних и малых городах и даже сельской периферии является повальная вовлеченность в мир новых кибервозможностей, которые открыла человеку четвертая технологическая революция. Так, многие из них традиционным молодежным тусовкам, непосредственному общению лицом к лицу предпочитают общение в чатах, в социальных сетях. В виртуальном мире электронных симуляций проходит значительная часть времени миллениалов по сравнению с теми, кто уже вышел из этой возрастной когорты. Оказалось, что в силу «скользящей морали» многие из миллениа-184 лов не считают для себя проблемой нарушение социальных, в том числе правовых норм, если это сулит выгоду или удовольствие в анонимной среде киберпространства. Нет и негативного отношения к использованию пиратского или нелицензионного программного обеспечения и хакерам, которые взламывают защиту баз данных. При этом существенно, что в настоящее время кибердевиантность в целом и среди миллениалов в частности все больше направлена в отношении многочисленных частных пользователей социальных сетей и Интернета.
Автор не раз обращал внимание на явный дефицит знаний о феноменологии, путях противодействия нарастающей в мире постмодерна кибердевиантности подростков и молодежи [1, 4]. В настоящей работе акцент делается на осмыслении противодействия кибердевиантно-сти в направлении развития цифрового общества, цифрового просвещения и формирования социально ответственной гражданской позиции миллениалов как носителей основных атрибутов цифрового гражданства.
О цифровой девиантологии. В мировой науке о девиациях последних лет сформировалось новое предметное поле цифровой девиантологии, которое лежит на пересечении криминологии как социологической науки о преступности, цифровой социологии, традиционной позитивистской и постмодернистской юриспруденции, психологии, педагогики, семиотики, теории масс-медиа и других наук, в том числе математических. Разумеется, и сама наука, и ее терминология еще не устоялись. Отсюда кибердевиантность, киберпреступность - чрезвычайно дискуссионные термины, которые активно обсуждаются в работах зарубежных и отечественных исследователей (Д. Лаптон, Д. Фаррелл, Дж. Петерсон, М. Карриган, Э. Хэад, X. Дэвис, П. Гра-боски, Ш. Браун, М. Яра, К. Хейворд, М. Уильямс, П. Бернап, Г. Стрэттон,
A. Пауэл, Р. Кэмерон, М. Айкен, Ф. Ам- 184 ман, Я. Гилинский, Я. Костюковский,
Д. Карпова, С. Бондаренко, Ю. Комлев,
B. Номоконов, Т. Тропина, Э. Кочкина и многие другие).
Теоретики зарубежной и отечественной цифровой девиантологии опираются на интегративный подход - объединение непротиворечивых положений теорий сетевого и цифрового общества, девианто-логических теорий, созданных в рамках как неопозитивизма, так и постпозитивизма. В частности, Г. Страттон, А. Пауэлл, Р. Кэмерон процесс цифровизации интерпретируют как совмещение цифрового и социального, а кибердевиантность как техносоциальные практики в цифровом мире [3].
С точки зрения цифровой девианто-логии кибердевиантность можно определить как множество проявлений деви-антного поведения в киберпространстве Интернета, состоящих в нарушении социальных норм с использованием компьютеров, цифровых технологий, обращенных против компьютерных систем, социальных сетей и их конечных пользователей. Интегративная исследова-
тельская платформа в рамках цифровой девиантологии позволяет при изучении кибердевиантности использовать методологическую триангуляцию, включающую методы бесконтактных опросов, фокус-группы, дискурсивный анализ, контент-анализ цифровой текстовой и видеоинформации, вычислительные алгоритмы для обработки структурированных и неструктурированных больших данных [4, с. 1986-1994].
В настоящей работе в дискуссионный дискурс о кибердевиантности миллениа-лов и путях контроля над ее проявлениями включены предварительные результаты изучения этих практик на основе обобщения материалов фокус-групповых дискуссий в студенческой среде и контент-анализа отечественных и англоязычных источников по проблемам молодежной кибердевиантности.
185 Естественно, что исследователей из юридических вузов и практиков системы МВД России больше интересует феноменология такой формы негативной кибердевиантности, как киберпреступность, в силу ее общественной опасности, а также специфические причины ее распространения и пути противодействия. Цифровая девиантология разрабатывает этот круг вопросов, переопределяя и расширяя границы предметного поля исследований противоправных киберфеноменов, вводя в научный оборот не только новые понятия, но и теории, новые исследовательские подходы. Она акцентирует внимание не только на правовой оценке деяний кибердевиантов, но и на социально эффективных способах социального контроля над ними через предоставление цифровых образовательных услуг молодежи, вовлечение подростков и молодых людей, их родителей в цифровую культуру и, в конечном счете, приобщение мил-лениалов к полноценному цифровому гражданству.
О состоянии, трендах и некоторых закономерностях киберпреступно-сти. По данным МВД России, в стране ежегодно сокращается число традиционных преступлений. Этот тренд фиксируется и в когортном измерении, характеризующем миллениалов. В каждой возрастной группе (14-16, 17-18, 19-20, 21-22) в течение нескольких лет происходит снижение общего уровня регистрируемой преступности. В полиции сокращение численности юных преступников связывают с влиянием пандемии коронавируса и успехами работы «межведомственных программ и просветительских акций, направленных на профилактику детской преступности»1. Этот факт, конечно же, в какой-то мере отражает социальную реальность как результат межведомственной профилактической работы.
Вместе с тем в России и других стра- 185 нах с высокой степенью цифровизации социума, с одной стороны, сокращается число традиционных деликтов, но, с другой - быстро увеличивается в структуре преступности объем киберпре-ступлений. Неслучайно эксперты МВД России свидетельствуют, что в настоящее время доля регистрируемых преступлений, совершаемых в Интернете или в компьютерной сфере, постоянно растет и превысила 25% от общего их числа2. Из-за стремительного роста ки-берпреступности органы внутренних дел наращивают свои структурные (новые подразделения) и технологические возможности (новые 1Т-инструменты). Однако только правоохранительными мерами радикально изменить ситуацию не удается. Феноменология кибер-преступности имеет социотехнологиче-скую природу, мало изучена и требует поиска и применения не только традиционных уголовно-правовых решений, но и необычных подходов к осмысле-
1 Подростки не идут на дело. URL: http:// https://www.kommersant.ru/doc/4742628CqaTa обраще-ния:18.09.2021).
2 Доля цифрового криминала в России превысила 25%. URL: http://https://www.ng.ru/ economics/2021-08-03/1_8215_economics2.html (дата обращения: 18.09.2021).
нию девиантной реальности и социально-правовой и технологической реакции на нее.
С точки зрения автора, если анализировать феномен киберпреступности девиантологически, то криминальная активность, как форма негативной девиант-ности, с улиц и подворотен переходит в киберпространство не столько благодаря внешнему формальному социальному контролю, по Ф.И. Наю, сколько в силу внутренних присущих этому феномену закономерностей. Этот переход стал побочным следствием четвертой технологической революции, результатом более сложных социальных процессов цифро-визации и сетевизации мира постмодерна. Впрочем, подобные трансформации преступности в результате технологических открытий были всегда. Например, с появлением огнестрельного оружия пре-186 ступники стали широко использовать его в своих неблаговидных целях. Сегодня высокотехнологичным «инструментом» для совершения преступлений все чаще выступает компьютер, смартфон или он-лайн-платформа. Аналитически преобразование и развитие киберпреступности как социальную закономерность можно описать формулой «баланса социальной активности» Я.И. Гилинского, из которой следует, что при неизменной сумме форм социальной активности, если снижается девиантная активность в виде традиционной, например уличной преступности, то при этом закономерно растет ее такая новая форма, как киберпреступность1.
Киберпреступность невероятно ла-тентна. Органами внутренних дел фиксируется лишь малая часть цифровых преступлений, из которых раскрывается лишь каждое четвертое2. И еще одно наблюдение. Представляется, что весьма
динамичный криминальный мир быстро реагирует на то, что в киберпростран-стве практически «не работает» неотвратимость наказания - классический принцип уголовного права. Неслучайно в наши дни массовыми стали различные весьма изобретательные проявления кибермошенничества. Это и фейковые звонки, и спамерские рассылки, когда пользователю сообщают, к примеру, что он выиграл что-то и должен заплатить с выигрыша налоги. Сетевые пользователи подвергаются атакам с помощью вирусов-шифровальщиков и вредоносных программ с целью вымогательства или кибербуллинга. В последние годы кибер-девианты стали все чаще нападать на интернет-торговлю (онлайн-магазины) и облачные сервисы, перешли на интернет вещей, а в связи с пандемией COVID-19 и на сферу цифрового здравоохранения, например, отмечаются случаи подделки прививочных сертификатов. При этом как старые, так и новые феномены кибердевиантности получили весьма широкое распространение в подростковой и молодежной среде.
Некоторые итоги фокус-групповых дискуссий. Фокус-группы со студентами, курсантами, магистрантами позволили установить, что в механизме вовлечения в киберпреступность важны факторы низкого самоконтроля, дефектов социализации, негативного влияния участников сетевого общения, гэмблинг-зависимо-сти, отсутствия родительского контроля за кибердосугом детей. Подросток или юноша, вовлеченный в цифровой мир, ради удовлетворения тщеславия или получения материального «выигрыша» нередко готов пойти на сделку с совестью в силу эффекта «двойной морали». О влиянии проблемной, девиантной соци-
186
1 Баланс социальной активности в определенном пространственно-временном континууме может быть представлен как: X pi +X ni + Xki = 1, где: p - квантифицированные позитивные формы девиантно-го поведения, n - квантифицированные формы негативных форм девиантного поведения, k - квантифицированные формы «нормального», конформного поведения. При этом увеличение интенсивности (уровня) одних форм активности (p - позитивных или же n - негативных девиаций) приводит к снижению интенсивности других форм по принципу «сообщающихся сосудов». Возможен и вариант одновременного увеличения (уменьшения) значений p и n при соответствующем снижении (увеличении) значения k.
2 URL: https://www.ng.ru/content/articles/716518/
ализации на кибердевиантность свидетельствуют и исследования зарубежных криминологов, в которых подчеркивается, что молодые люди, набравшие более низкие баллы по шкале самоконтроля, в большей степени связаны не только с преступным поведением, но и с ки-берпреступностью1. Многие подростки и молодые люди «рационализируют» и оправдывают свои девиантные поступки в Интернете. Они отрицают ответственность от содеянного при существенной материальной выгоде, как это следует из теории нейтрализации Г. Сайкса и Д. Матзы. Участники фокус-групп отметили, что на начальном этапе девиантной карьеры хакера получение несанкционированного доступа к компьютерной сети, так называемый взлом, - не больше чем хулиганство, обусловленное желанием сделать то, что не могут другие. Более 187 категоричные высказывания касались кибермошенничества в форме фишинга, приобретения наркотиков в сети, кибер-терроризма и кибербуллинга.
Важный вывод из обсуждения состоит в том, что вовлечению в кибердевиантность способствует не только отсутствие самоконтроля, но и внешнего контроля, прежде всего родительского, за хакер-ским контентом в Интернете - это еще одна важная предпосылка для криминальных экспериментов в киберпро-странстве. Так, о наличии в Интернете пошаговых инструкций, как получить доступ к компьютерам, украсть пароли или использовать другие хакерские инструменты, с иллюстрацией в видеоиграх сообщили некоторые участники обсуждения. Оказалось, что для совершения киберпреступления необходимы лишь минимальные навыки в использовании компьютеров и программного обеспечения при неразвитой или полностью отсутствующей цифровой культуры. В этом плане показательны примеры из жизни
подростков-миллениалов. Так, например, в 2014 году 13-летний Ван Чжэнъян, которого окрестили «китайским вундеркиндом», взломал школьную компьютерную систему, чтобы получить ответы на свои домашние задания2. В другом случае британский подросток 13 лет, который работал «хакером по найму», был избавлен от тюремного заключения за то, что организовал кибератаки на глобальные учреждения из своей спальни.
Следовательно, не нужно жить и социализироваться в криминальной среде, чтобы быть вовлеченным в кибердевиантность и киберпреступность. Киберпре-ступником может стать любой подросток из любой социальной страты с внешне вполне пристойным, конформным поведением, но без хорошо усвоенных норм цифровой культуры - важнейшего атрибута цифрового общества. Отсюда следует, что наряду с правоприменительными мерами чрезвычайно важно развивать образовательные программы, формировать ценностные ориентиры у подростков и молодых людей на конформизм и социально ответственное поведение в Интернете.
Цифровизация и сетевизация, как весьма значительные процессы в социуме постмодерна, обусловлены четвертой технологической революцией. Они оказывают все большее влияние не только на человека, преобразуя его поведение и образ жизни, но и общество в целом, все его подсистемы. В итоге российский социум все больше трансформируется и приобретает зримые черты цифрового общества.
Концепт «цифровое общество» утвердился в научном дискурсе российской цифровой социологии лишь в последние годы. Однако он достаточно давно и широко используется в мировой цифровой социологии и цифровой девиантологии для описания социально-технологической реальности первой четверти XXI
187
1 Teens and Cybercrime: the reasons behind it. URL: https://www.buguroo.com/en/blog/teens-and-суЬе^е1^иепсу-Ше-трас^-^-онлайн^е^-соп^о1 (дата обращения: 18.09.2021).
2 13-летний китайский хакер выступил на Международной конференции по кибербезопасности. URL: http://ekd.me/2014/10/little-hacker/
века, в которой быстро и многогранно возрастает роль цифровых технологий и соответствующих им социальных практик. Особенно заметно эти перемены в наши дни, поскольку пандемия актуализировала необходимость удаленной работы, общения и обслуживания. Цифровые инновации трансформировали качество общественной и частной жизни очень многих, особенно, молодых людей и, прежде всего, миллениалов.
Миллениалы, вовлеченные в мир цифровых технологий, испытывают на себе значительное влияние новой цифровой социальной структуры («цифровая стратификация») и функционирования социальных институтов (онлайн-вузы, онлайн-магазины, онлайн-развлечения, онлайн-сервисы, онлайн-банки и т.п.), а также сетевых онлайн-сообществ пользователей расширяющегося пула циф-188 ровых услуг. Миллениалы более других и больше своих родителей, а тем более прародителей как агентов первичной социализации, восприимчивы к нововведениям и быстрее других возрастных групп адаптируются к технологическим переменам, заполняя собой социальное онлайн-пространство. Социальные сети и Интернет становятся в их жизни существенными агентами социализации. В значительной мере в анонимной кибер-среде существенно возросла ценность таких базовых прав, как свобода выражения мнений и свобода доступа к любой, в том числе запретной информации. Карен Моссбергер в одной из первых своих оценок феноменологии цифрового общества определила социальное онлайн-про-странство как «социально-технологическую совокупность», а членство в нем как новую публичную сферу - «цифровое гражданство»1.
В правовом смысле гражданство определяется, разумеется, как устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных
прав и обязанностей. В условиях циф-ровизации и сетевизации российского социума в научный оборот социологов, девиантологов, политологов вошло понятие «цифровое гражданство», которое характеризует новую социально-технологическую реальность включения все большего числа людей в публичную сферу сетевого взаимодействия с помощью информационных технологий, он-лайн-платформ и Интернета. Естественно, термин «цифровое гражданство» дискуссионный и имеет несколько интерпретаций. Можно встретить его трактовки в контексте доступа к социальным сетям и социальным медиа или участия в сетевом взаимодействии, а также в плане соблюдения цифровых прав и обязанностей пользователей социальных сетей и Интернета. Под цифровым гражданством нередко понимают и первый важный шаг на пути к медиаграмотности в XXI веке. 188 Более широкая интерпретация цифрового гражданства дается В.В. Бродовской в качестве культурного феномена, отражающего социализацию новых поколений под влиянием цифровых коммуникаций [9, с. 65 - 69]. Можно сказать, что цифровое гражданство объединяет социально ответственных участников сетевых сообществ, пользователей социальных медиа и Интернета, знающих нормы и правила использования цифровых технологий без нанесения вреда или ущерба друг другу или обществу в целом.
В условиях быстрых социальных и технологических изменений чрезвычайно важно еще на ранних этапах социализации в школе, а может быть, и в старших группах дошкольных образовательных учреждений запустить программы цифровой подготовки. Это необходимо для обучения детей и подростков жизни в новой социально-технологической реальности, чтобы сделать постмиллениалов и последующие за ними поколения зрелыми социально ответственными граждана-
1 Digital Citizenship the Internet, Society and Participation By Karen Mossberger, Caroline J. Tolbert and Ramona S. McNeal. Cambridge, MA: MIT Press, 2008.
ми цифрового общества. Работа в этом направлении - один из путей эффективной ранней профилактики кибердевиант-ности среди подростков и молодежи.
Майкл Риббл выделил 9 основных элементов цифрового гражданства в цифровом социуме и способов их достижения. Они распространяются на: цифровой доступ, цифровую торговлю, цифровую коммуникацию, цифровую грамотность, цифровой этикет, цифровое законодательство, цифровые права и обязанности, цифровое здоровье и благополучие и, наконец, цифровую безопасность [10]. Эти элементы могут быть разделены на две группы: одна касается индивидуального использования сетевых ресурсов, вторая относится к соблюдению прав других сетевых пользователей - цифровых граждан.
1. В силу цифрового неравенства доступ к IT-технологиям все еще распре-
189 деляется в обществе неравномерно. В интересах укрепления и развития цифрового гражданства чрезвычайно важно, чтобы цифровые технологии были доступными для всех людей из всех социальных слоев и возрастных групп.
2. Цифровая торговля (покупки и продажи в Интернете) получает все большее распространение, особенно среди молодых людей. При этом поведение покупателей и продавцов на цифровом рынке должно быть законным, социально ответственным.
3. Цифровая коммуникация с развитием мобильных устройств, а также распространением 4G и 5G каналов связи осуществляется практически повсеместно. Отсюда вытекает необходимость в обретении и совершенствовании соответствующих коммуникативных навыков подростков и молодежи.
4. Цифровая грамотность - результат постоянного обучения в рамках специальных программ и курсов, поскольку технологии не стоят на месте и на рынке цифровых услуг появляются новые устройства и сервисы, информационные платформы, ресурсы.
5. Цифровой этикет - это нормы правильного поведения в Интернете и социальных сетях. Каждый пользователь, использующий цифровые технологии, должен придерживаться общепринятого правила: «относится к другим так, как бы он хотел, чтобы относились к нему другие». Уважительное отношение к другим пользователям и к себе - важнейшие принципы сетевого онлайн-общения.
6. Цифровое законодательство определяет, что считается недопустимым и уголовно наказуемым в цифровом мире. Это касается кражи личных данных, чужой интеллектуальной собственности, денег, а также различных форм мошенничества и других уголовно наказуемых девиаций.
7. Цифровые права и обязанности - атрибут тех людей, кто становится участником социально ответственных цифровых коммуникаций. Эта область 189 цифрового гражданства характеризует право на доступ в Интернет, к получению
и использованию информации и других онлайн-продуктов. При этом члены он-лайн-сообщества имеют право на свободу слова и общения.
8. Цифровое здоровье и благополучие предполагает, что пользователи социальных сетей и Интернета должны знать о физических и эмоциональных последствиях использования цифровых устройств. Излишние «подключения» могут иметь непредвиденные и опасные последствия: стресс, нагрузку на зрение, головные боли, интернет-зависимость. Отсюда необходимость в ответственном и умеренном использовании цифровых технологий.
9. Цифровая безопасность и конфиденциальность в Интернете состоят в контроле и защите личных данных пользователя с помощью надежных паролей, антивирусных программ, резервного копирования данных. Эти меры необходимы, поскольку кибердевианты всегда будут присутствовать в онлайн-сообще-стве.
Систематическая работа с подростками и молодежью по цифровому просвещению, формированию цифровой культуры, освоению технологий и практик цифрового гражданства - путь, по которому идут страны с высоким индексом цифровизации. Зарубежный опыт свидетельствует, что раннее формирование основ цифрового гражданства в подростково-молодежной среде снижает масштабы кибердевиантности и кибер-виктимизации.
Выводы. Как правило, девиантологи интегрируют две стратегии в противодействии молодежной кибердевиантно-сти и киберпреступности. Одна состоит в совершенствовании и усилении внешнего социального, правового контроля, в разработке традиционных уголовно-правовых решений, в наращивании структурных и технологических возможностей 190 правоохранительных органов и других институтов социального контроля. Другая предполагает деконструкцию институтов социализации, направленную на работу по развитию внутреннего социального контроля индивида (самоконтроля) как гражданина цифрового общества. Очевидно, что необходимо и то, и другое. Однако в условиях кризиса института семьи из-за роста семейных дисфункций [11, с. 74-81] необходимо, прежде всего, обратить внимание на социальную поддержку семьи, цифровое просвещение не только детей, но и их родителей как ключевых агентов первичной социализации.
Обобщая материалы исследований и предложений на эту тему в открытом доступе, в частности, в работе Youth Pathways into Cybercrime (2016) [12], можно следующим образом структурировать предварительные выводы и предложения применительно к российским условиям.
Среди миллениалов и постмиллени-аллов, вовлеченных в кибердевиант-ность, много хорошо разбирающихся в современных информационных технологиях подростков и молодых людей, которые не видят и не находят для себя
легальных возможностей по удовлетворению своих растущих потребностей, амбиций, реализации своей социальной активности в направлении конформизма или позитивной девиантности. Отсюда эффективность внешнего сдерживания зависит, если пользоваться терминологией Ф.И. Ная, от социальным контролем посредством «законного удовлетворения потребностей». В этом случае альтернативой киберпреступности для потенциального хакера может быть доступная учеба и затем престижная, высоко оплачиваемая работа в сфере кибербезопас-ности и IT-технологий.
Кибердевиантность и киберпреступность могут затронуть сегодня любого подростка или молодого человека из любой социальной среды. Многие родители убеждены в том, что если их ребенок дома за компьютером, то они в безопасности и нет причин для беспокойства. 190 Однако это не так. Отсюда на уровне института семьи, родителей чрезвычайно важен плотный неформальный социальный контроль за тем, сколько времени и где в Интернете проводит подросток. Именно родители должны играть ключевую роль в ежедневном мониторинге социальной активности детей в интернет-пространстве, чтобы защитить их от нежелательного контента, рассказать о недопустимости девиантных проступков и рисках кибервиктимизации.
Развитие самоконтроля. Социализация в родительской семье, дошкольных учреждениях и в школе приобретает в цифровом мире особое значение, поскольку формирующаяся личность должна своевременно интериоризировать общепринятые нравственные, а также правовые нормы, в том числе относящиеся к основам цифрового гражданства, осознать собственную ответственность за рискованное поведение в киберпро-странстве.
На уровне школы, правоохранительных органов весьма важно не только цифровое, но и правовое просвеще-
ние. Подростки и молодые люди должны знать о правовых последствиях криминальных экспериментов в кибер-пространстве, поскольку привлечение к суду может испортить молодому человеку и жизнь, и карьеру.
Между миллениалами, постмиллениа-лами и их родителями, учителями быстро нарастает «технологический разрыв». Молодые более восприимчивы к цифровым инновациям. Отсюда необходима консультационная помощь и родителям, и учителям, чтобы те могли распознать девиантную активность, искейперство или лудоманию в Интернете своих подопечных еще на ранних стадиях.
В семье и школе следует обращать внимание на обеспечение закрытого доступа к запрещенному контенту, поддерживать установку и использование безопасного Интернета. Необходимо, на-191 конец, за счет разумных рестрикций организовать семейный или, может быть, подростковый Интернет. При этом без ре-стриктивных мер не удастся подготовить детей как молодых интернет-пользователей ко вступлению в социально ответственное цифровое гражданство на следующих этапах цифровой социализации.
В органах внутренних дел в целях профилактики кибердевиантности следует изучить и реализовать зарубежный опыт организации практик веб-констебля, которая касается полицейской деятельности в киберпространстве. Такие полицейские онлайн-программы, отработанные в ряде стран, нацелены на социальную профилактику кибердевиантности подростков и миллениалов, повышение их осведомленности о рисках и последствиях противоправного поведения в Интернете.
Обсуждение путей противодействия кибердевиантности миллениалов и пост-миллениалов в контексте формирования основ цифрового общества и цифрового гражданства легко выходит за пределы обозначенной темы и прямо затрагивает кибервиктимизацию подростков и молодых людей в значении контактов в Интернете с мошенниками, киберсталкера- 191 ми, а также материалами, содержащими дискриминационный, насильственный или сексуальный характер. Впрочем, актуальная проблематика защиты жертв цифровизации может составить предмет специального девиантологического исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комлев Ю.Ю. Кибердевиантность миллениаллов: феноменология и пути противодействия // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. материалов Второй международной научно-практической конференции («КФУ им. В.И. Вернадского», Ялта 8-10 октября 2020 г.) / Симферополь: АРИАЛ, 2020.
2. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. URL:http://www.theoryandpractice.ru/videos/1255-vadim-radaev-millenialy-na-fone-predshestvuyushchikh-pokoleniy. (дата обращения:28.10.2019).
3. Stratton G., Powell A., Cameron R. Crime and Justice in Digital Society: Towards a 'Digital CriminologyV/Intemational Journal for Crime, Justice and Social Democracy 6(2):17d33. URL: http://www.digitalcommons.wcl.american.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1233&context=facsch _lawrev. (дата обращения: 28.10.2019).
4. Комлев Ю.Ю. От цифровизации и сетевизации к цифровой девиантизации социума и ее интегративному изучению// Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.). М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020.
5. Бродовская Е.В. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность // Власть. 2019. Т. 27. № 4.
6. Ribble M. Digital citizenship: using technology appropriately. URL: http://www. digitalcitizenship.net/Nine_Elements.html (дата обращения: 18.09.2021).
7. Комлев Ю.Ю. Основы социологии семьи. Казань: КЮИ МВД России, 2020.
8. Youth Pathways into Cybercrime. URL: https://www.mdx.ac.uk/_data/assets/pdf_
file/0025/245554/Pathways-White-Paper.pdf (дата обращения: 18.09.2021).
REFERENCES
1. Komlev YU.YU. Kiberdeviantnost' milleniallov: fenomenologiya i puti protivodejstviya // Sb. materialov Vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodezhi: regional'nye modeli i tekhnologii» (FGAOU VO «KFU im. V.I. Vernadskogo», YAlta 8-10 oktyabrya 2020 g.). / Pod nauchnoj red. V.V. Kovrova. - Simferopol': IT «ARIAL», 2020.
2. Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvuyushchih pokolenij: empiricheskij analiz. URL:http://www.theoryandpractice.ru/videos/1255-vadim-radaev-millenialy-na-fone-predshestvuyushchikh-pokoleniy. (data obrashcheniya:28.10.2019)
3. Stratton G, Powell A and Cameron R (2017) Crime and Justice in Digital Society: Towards a 'Digital Criminology'//International Journal for Crime, Justice and Social Democracy 6(2):17n33. URL: http://www.digitalcommons.wcl.american.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1233&context=facsch _lawrev. (data obrashcheniya:28.10.2019)
192 4. Komlev YU.YU. Ot cifrovizacii i setevizacii k cifrovoj deviantizacii sociuma i ee 192 integrativnomu izucheniyu// Sociologiya i obshchestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii regionov : Sbornik dokladov VI Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa (Tyumen', 14-16 oktyabrya 2020 g.) / Otv. red. V.A. Mansurov; red. E.YU. Ivanova. -Moskva: ROS; FNISC RAN, 2020.
5. Brodovskaya E.V. Cifrovye grazhdane, cifrovoe grazhdanstvo i cifrovaya grazhdanstvennost'//Vlast',2019. Tom 27. № 4.
6. Ribble, M. (2017). Digital citizenship: using technology appropriately. Retrieved from digitalcitezenship.net. URL: http://www.digitalcitizenship.net/Nine_Elements.html (data obrashcheniya: 18.09.21)
7. Komlev YU.YU. Osnovy sociologii sem'i. - Kazan': KYUI MVD Rossii, 2020.
8. Youth Pathways into Cybercrime. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mdx.ac.uk/_
data/assets/pdf_file/0025/245554/Pathways-White-Paper.pdf (data obrashcheniya: 18.09.21).
Об авторе:
Комлев Юрий Юрьевич, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
About the author:
Komlev Yuri Y., Doctor of Sociology (Doctor habilitatus), Professor, Professor of Philosophy, Political Science, Sociology and Psychology, the Kazan Law Institute of MIA of Russia
e-mail: [email protected]
Статья получена: 21.10.2021.
Статья принята к публикации: 27.10.2021.
Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.
193
193