Ерофеева М. А. / Erofeeva M. A.
Рецензии
УДК 159.9
DOI: 10.35750/2713-0622-2022-2-236-242
Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
Рецензия
на монографию Филипенко Е. В. Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: монография. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2022. - 186 с.
Ерофеева Мария Александровна
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя (Москва, Россия) [email protected]
ORCID: 0000-0001-7176-513X
Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня подростковой преступности. При этом существенным «идеальным» моментом является посыл, направленный не столько на предотвращение девиантного поведения, сколько на изменение, «перезагрузку» сознания, мировоззрения, мотивов подростка, направленных на формирование здорового полноценного члена общества. Проведен теоретический анализ результатов глубокого и разностороннего исследования девиантного поведения детей, подростков и молодежи, на основании которого сделан вывод о необходимости своевременной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Рассмотрены и проанализированы специфика и сущность превентивной работы, ее функции, проблемы, принципы и основные направления. Автором справедливо отмечено, что для решения поставленных задач необходимо проводить работу прежде всего с родителями (законными представителями), поскольку именно их влияние на ребенка может сыграть ключевую роль в предотвращении развития девиаций. В связи с этим проведен анализ результатов экспериментального исследования по формированию положительных детско-родительских отношений, как условия профилактики отклоняющегося поведения. Предлагаются возможные оптимальные пути профилактики деви-антного поведения детей, подростков и молодежи, распространение и внедрение эффективных практик и позитивного опыта в данном направлении.
Ключевые слова
профилактика, девиантное поведение, несовершеннолетний, возрастные особенности, правосознание, просветительская работа, детско-родительские отношения, ответственность, психолого-педагогическая детерминанта, педагогическое взаимодействие
Для цитирования: Ерофеева, М. А. (2022). Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Российский девиантологический журнал, 2(2), 236-242. аок 10.35750/2713-0622-2022-2-236-242.
© Ерофеева М. А., 2022
Reviews
Mariya A. Erofeeva
Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikotya (Moscow, Russia) [email protected]
ORCID: 0000-0001-7176-513X
Psychological and pedagogical determinants of prevention of deviant behavior of minors
Review
of the monograph by Filipenko E. V. Psychological and pedagogical determinants of prevention of deviant behavior of minors: monograph. - St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. - 186 p.
Abstract
The work discusses the psychological and pedagogical determinants of the prevention of deviant behavior of minors as a measure to control the offenses, and, in turn, to decrease the level of juvenile delinquency. Moreover, the essential «ideal» moment is a message aimed not so much to prevent the deviant behavior, as to change, to «reset» the consciousness, worldview, motives of a teenager, and to form a healthy fully equipped member of society. The author completed a theoretical analysis of the results of a deep and comprehensive study of deviant behavior of children, adolescents, and youth, and made conclusions about the need for timely prevention of deviant behavior of minors. The specifics and essence of preventive work, its functions, problems, principles, and main directions have been also considered and analyzed. The author rightly noted that to solve the tasks set, it is necessary to work, first, with parents (legal guardians), since their influence on the child can play a key role in preventing the development of deviations. In this regard, the author analyzed the results of an experimental study on the formation of positive child-parent relationships as a condition for the prevention of deviant behavior. Possible optimal ways of preventing deviant behavior of children, adolescents and youth, dissemination and implementation of effective practices and positive experience in this direction are proposed.
Keywords
prevention, deviant behavior, minor, age characteristics, legal awareness, educational work, child-parent relations, responsibility, psychological and pedagogical determinant, pedagogical interaction
For citation: Erofeeva, M. A. (2022). Psychological and pedagogical determinants of prevention of deviant behavior of minors. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(2), 236-242. doi: 10.35750/2713-0622-2022-2-236-242.
Статистика числа несовершеннолетних, совершивших преступления за последние годы, говорит о некотором снижении показателей, что не может не радовать1. Однако в эту статистику не попали дети, чье поведение расценивается как девиантное и которые потенциально могут нарушить закон. Речь идет о таких распространенных явлениях среди несовершеннолетних, как алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их
аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, суицидальное поведение, токсикомания, сниффинг, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение, буллинг и кибербуллинг.
Психолого-педагогическое сообщество в последнее время констатирует рост числа детей и подростков, чье поведение расценивается как девиантное. Поскольку безопасность государства обеспечивается в том числе
1 Число несовершеннолетних, совершивших преступления в России с 2010 по 2021 год https://www.statista.com/ statistics/1045228/russia-number-of-crimes-committed-by-underage/
Ерофеева М. А. / Erofeeva M. A.
и здоровьем его граждан, то первоочередным приоритетом является сохранение молодежи как стратегического ресурса России путем создания всех необходимых для этого условий. В связи с этим профилактика девиантного поведения детей, подростков и молодежи приобретает особую значимость, в том числе на государственном уровне. В частности, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 656-р2, в Федеральном Законе от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были обозначены основные направления и меры профилактического характера, а также указана степень ответственности федеральных органов, министерств и ведомств в организации и профилактической работы. Согласно вышеуказанным документам, важнейшим социальным заказом общества является планомерное, целенаправленное, своевременное проведение профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению их правонарушений.
Актуальность заявленного монографического исследования является очевидной, поскольку проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних неизменно сохраняет свою злободневность на всех этапах эволюционного развития социума. Усиление фрустрационных явлений в условиях социальной нестабильности детерминирует негативные процессы в подростково-молодежной среде, что находит свое выражение в различных поведенческих девиациях и отклонениях от норм социально одобряемого поведения - все это требует пристального внимания к проблеме как со стороны государства, так и стороны научной общественности, педагогов-практиков, родителей подростков.
Монография состоит из трех глав, последовательно раскрывающих вопросы теории и практики профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Первая глава монографического исследования посвящена подробному анализу таких феноменов, как девиантное поведение и его профилактика.
Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев и другие ученые «....предметом научного анализа избрали именно де-виантное поведение, определяя девиацию как поступок или действия человека, не соответствующие нормам официально принятых в обществе идеологии, морали и права» (Гилинский, 2004). Отметим, что сам термин «девиантное поведение» был введен в научный оборот тем же Я. И. Гилинским. До этого исследователи оперировали понятиями «отклоняющееся поведение», «нежелательное поведение», «социально неодобряемое поведение», «дисфункциональное поведение», «деструктивное поведение» и т. п. Понимая,
что структурообразующим феноменом здесь является категория «поведение», они исходили из научных воззрений Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, которые единодушно трактовали данное поведение как синоним деятельности, подразумевая под этим жизненную активность индивида, выстраиваемую согласно нравственно-правовым императивам общества» (Филипенко, 2022, с. 8).
«.Проявляться противоправное поведение может в самых различных формах, например, в пренебрежении нормами права, игнорировании прав и свобод окружающих, участии в буллинге (травле более слабых подростков), в использовании ненормативной лексики, вандализме, грабежах, кражах, употреблении и распространении наркотиков и пр. «Преступность несовершеннолетних, - пишет Я. Г. Ищук, - напрямую связана с неблагоприятными изменениями образа современной жизни, которая резко сменила ориентиры ценностей для несовершеннолетних. Виртуальное пространство также предлагает новые ценности и ориентиры для молодого поколения, такие как: популяризация своего имиджа любыми средствами, безнравственность к окружающим, отчуждение человеческих достоинств, пропаганда жестокости, цинизма, призывов экстремистского характера и т. д.» (Некрасов и др., 2013). И главными детерминантами, как нам видится, здесь выступают отсутствие должного контроля со стороны взрослых и сформированное чувство собственной безнаказанности (Филипенко, 2022, с. 9).
«Решающая роль в осуществлении поставленной задачи принадлежит системе образования, призванной реализовать социальный заказ на воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, способного успешно функционировать в обществе в соответствии с нормами и принципами общечеловеческого бытия», - пишет автор монографии. В связи с этим возникает вопрос: какова в данном случае роль родителей, которые по закону «.несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»3. Автор считает, что принятие превентивных мер требует комплексного подхода и участия прежде всего родителей (законных представителей), а также специалистов, отвечающих за формирование социально значимых качеств личности, профилактику и коррекцию их отклонений.
Проблема профилактики отклоняющегося поведения не нова. Вопросами изучения природы девиантно-го поведения детей и мерами по его предотвращению занимались многие ученые, опираясь на мнение которых автор монографии указывает, что «сущностным признаком девиантного поведения является его про-
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 г. № 656-р http://government.ru/docs/all/133372/
3 http://www.consultant.ru/do cument/cons_doc_LAW_8982/6ef44561bc44714ff21426ceca1e8390b9e970cf/
тиворечие общепринятым в социуме нормам и правилам» (Филипенко, 2022, с. 9). С юридической точки зрения «девиантное поведение нередко рассматривается как вид отклоняющегося поведения неправомерного характера, не соответствующего правовым установлениям и приводящего индивида к преступной деятельности» (Филипенко, 2022, с. 10). По мнению автора, упущен некий феномен, которым характеризуется современное общество - скорость изменения норм морали, нравственности, правил поведения и взаимоотношений между людьми, отсутствие ценностных ориентаций и критериев. Кроме того, теория и законодательство далеко отстают от реальности. В связи с этим нередко сложно понять поведение современных детей и подростков, объяснить причины, ведущие к девиациям, а также квалифицировать действия и поступки детей как не соответствующие нормам или применить закон к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние.
Однако автор согласен с мнением Ю. А. Клейберга, что девиантное поведение - это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью (социальной группой) ценностного отношения к ним».
Проведенный в монографии анализ теоретических исследований показал, что внимание современных ученых - таких как Е. В. Филипенко, Г. А. Витольник, Е. В. Душкина и др. - сосредоточено в большей степени на коррекционных мерах, нежели на превентивных. В связи с этим ценность монографического исследования заключается в следующей установке: «Педагогическая профилактика (превенция) должна быть ориентирована не столько на «пресечение» и «искоренение» отклоняющихся форм поведения, сколько на изменение мотивации, мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, изменение среды коммуникации и взаимодействия несовершеннолетних, выработку здорового образа и стиля жизни в целом. Поэтому важно, чтобы педагогическая профилактика предусматривала прежде всего систему развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных психологических и социальных задач» (Филипенко, 2022, с. 16).
В связи с этим нельзя не согласиться с автором о преобладающей роли первичной превенции, применяемой по отношению ко всем несовершеннолетним, поскольку она обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия и благоприятную безопасную среду, направленную на обеспечение деятельности и полноценного развития ребенка, реализацию его интересов и талантов, на защиту и «предупреждение негативного воздействия социальных факторов окружающей среды на социальное становление личности» (Филипенко, 2022, с. 15).
Несомненно, в систему первичной профилактики должны входить: установки на формирование здо-
рового образа жизни и правовых знаний, вовлечение в социально значимые виды деятельности, воспитание морально-нравственных принципов и общечеловеческих ценностей, воспитание черт и качеств личности, позволяющих противостоять негативному внешнему воздействию окружающей среды. «Ранняя профилактика - ядро всей системы предупреждения, она и должна определять преобладание мер помощи и поддержки, защиты прав несовершеннолетних, мер воспитательно-педагогического воздействия по сравнению с принудительными мерами воспитательного характера и иными мерами принуждения, и тем более уголовным наказанием» [первичная профилактика].
Вторичная превенция предполагает выявление «негативных изменений в поведении несовершеннолетних с целью своевременного предупреждения дальнейшего развития девиантных форм поведения». Выявить проблемы в поведении несовершеннолетнего помогают различные методики диагностики, позволяющие изучить приоритеты, интересы, особенности жизнедеятельности подростка, провести глубокий анализ причин и обстоятельств, повлиявших на отклонения в поведении.
Третичная превенция касается тех подростков, чье отклоняющееся поведение находится на грани перехода в более тяжелую форму. В данном случае работа основана на индивидуальном, личностно ориентированном подходе и включает комплекс психолого-педагогических, социальных, правовых, медицинских и иных мероприятий.
Считаем абсолютно логичным в решении проблем профилактики девиантного поведения несовершеннолетних учет возрастных особенностей подростков. Несмотря на то, что отечественная и зарубежная наука подробно описала признаки и психолого-педагогические особенности подросткового возраста, проблем в работе с этой категорией несовершеннолетних не стало меньше. Возможно, это связано со стереотипом, что подростковый возраст какой-то особенно сложный. В данном случае мы поддерживаем мнение автора монографии, что «кризис подросткового возраста есть своего рода психологическая норма, а вовсе не аномалия, препятствующая полноценному развитию формирующейся личности», поскольку противоречие является условием функционирования и развития человека в частности и общества в целом, и только благодаря успешному (и обязательному) преодолению кризисного состояния и явлений происходит переход индивида на новую, более совершенную стадию развития. Понимание этих процессов должно научить взрослых адекватно реагировать на возрастные поведенческие проявления подростка, которые выражаются в эмоциональной неуравновешенности, склонности к депрессии, стремлении к автономии, проявлении эмансипации, повышенной тревожности, социальной незрелости, стрем-
Ерофеева М. А. / Erofeeva M. A.
лении к доминированию и многих других, характерных для подросткового возраста, чертах.
Негативные отклонения по сути своей глубоко дисфункциональны, поскольку дезорганизуют социальную систему вплоть до ее полного разрушения, что и обусловливает девиантное поведение. «Девиации, - отмечают Е. В. 3мановская и В. Ю. Рыбников, - вызывают напряжение в самой социальной системе, нарушая ее гомеостаз и вызывая ответное закономерное стремление последней устранять отклонения»4 (Филипенко, 2022, с. 10).
Особое внимание уделено рассмотрению психологических особенностей подросткового возраста и связанных с ним кризисов. По мнению автора, наиболее эффективной в решении задач профилактики отклоняющегося поведения является ранняя профилактика, которую важно рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения и управления процессом социального становления несовершеннолетних, нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний на личность.
Ученые Е. В. Филипенко, Г. А. Витольник, Е. В. Душкина отмечают, что, несмотря на активную разработку, в науке проблемы отклоняющегося поведения преимущественно решалась традиционно: не столько в превентивном, сколько в коррекционном аспекте. При этом необходимость проведения профилактической работы однозначно признавалась, но основное внимание по-прежнему уделялось именно анализу социально-педагогических и психологических девиаций и вопросам их эффективной коррекции (Филипенко, 2022, с. 12). В связи с этим категориально-терминологический аппарат профилактики девиантного поведения характеризуется относительной несогласованностью научных позиций и широким применением синонимичных понятий (Филипенко, Витольник, Душкина, 2021).
Как отмечает автор, «главной задачей перечисленных превенций является формирование единого профилактического пространства, включающего объединенные усилия всех заинтересованных субъектов образовательной среды с целью обеспечения комплексного воспитательного и профилактического воздействия как на благополучных, так и трудновоспитуемых несовершеннолетних» (Филипенко, 2022, с. 16).
Рассматривая сущность и содержание девиант-ного поведения, автор берет за основу определение Ю. А. Клейберга, «который понимает девиантное поведение как результат деформации ценностных ори-ентаций и ценностно-нормативных представлений,
т.е. системы внутренней регуляции поведения, как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью (социальной группой) ценностного отношения к ним»5 (Филипенко, 2022, с. 43).
По мнению автора, важно, чтобы первичная педагогическая профилактика предусматривала прежде всего систему создания необходимых условий для развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных психологических и социальных задач подростков.
Вторая глава монографии посвящена вопросам формирования правового самосознания и правомерного поведения несовершеннолетних, что является неотъемлемым условием эффективной воспитательно-профилактической работы, которая, по мнению автора, должна начинаться в семье и не может быть полноценно реализована без участия родителей.
Рассматривая сущностные особенности гражданского общества, К. С. Сердобинцев трактует его не как «некую совокупность автономно-эгоистических, сфокусированных на собственном "Я", перманентно конкурирующих между собой, эгоцентрически настроенных индивидов, а как исключительно позитивную сферу истинной гражданской свободы, функционирующей на принципах гласности, плюрализма, социальной солидарности и правового нормотворчества, обеспечивающих положительное воздействие не только на политическую, но и потенциально экономическую ситуацию в том числе» (Сердобинцев, 2011; Филипенко, 2022, с. 46).
Р. С. Немов отмечает, что «при адекватной (верной) самооценке индивид склонен объективно воспринимать и оценивать себя и собственные потенции. Человеку с заниженной самооценкой свойственны различные комплексы, мешающие позитивно относиться к себе и правильно оценивать личные возможности. В случае завышенной самооценки индивид преувеличивает свои достоинства и преуменьшает недостатки -он видится себе в лучшем свете, чем есть в реальности» (Немов, 2007).
Анализируя вопрос эффективного развития правового самосознания подростков, следует помнить, что осуществление поставленной задачи будет значительно затруднено, если не опираться при этом на систему научно-обоснованных критериев сформированности правосознания, в числе которых традиционно выделяют нижеследующие:
• основы нормативного поведения (2-13 лет);
• социальная нормативность в собственном поведении (10-15 лет);
4 3мановская, Е. В., Рыбников, В. Ю. (2010). Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие (стр. 16). Питер.
5 Клейберг, Ю. А. (2017). Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. (стр. 26). Юрайт.
• наличие навыков социально-правового (само) управления (12-18 лет);
• наличие устойчивых навыков взаимодействия с социальными институтами (15 лет и старше);
• наличие представлений об относительности социальных норм и инструментах их реализации в обществе (15 лет и старше);
• наличие глубоких представлений об объективном праве, его назначении и роли в жизни каждой личности (15 лет и старше) (Кущенко, 2012; Филипенко, 2022, с. 53).
Автор уделяет особое внимание просветительской работе родителей, повышению их психолого-педагогической культуры.
В процессе успешной внутрисемейной коммуникации реализуется самая разнообразная палитра семейных взаимоотношений. М. М. Миннегалиев выделяет «четыре основных типа семейных отношений, учет которых позволяет родителям правильно выстроить систему профилактической работы с подростками в ходе предупреждения личностных девиаций:
• психофизиологические отношения, суть которых состоит в установлении биологического родства и обеспечении полового удовлетворения;
• психологические отношения, требующие максимальной открытости, доверия, внутрисемейной солидарности, морально-эмоциональной поддержки и участия;
• социальные отношения, предусматривающие некую статусность, задающие изначальную ролевую и половую иерархичность и построение экономической зависимости от конкретных членов семьи в ходе повседневной жизнедеятельности;
• культурные отношения, специфика которых заключена в трансляции обычаев, традиций и норм, определяющих характер семейных отношений (Миннегалиев, 2012; Филипенко, 2022, с. 66).
При реализации программы родительского просвещения по вопросам профилактики отклоняющегося от нормы поведения подростков У Г. Егорова предлагает реализовывать ее в трех разделах - теоретическом, практическом и психологической поддержки (Егорова, 2014). Каждый из названных разделов актуализирует мотивационно-смысловое содержание деятельности.
Данная глава представляет интерес и с методической точки зрения, поскольку автор, опираясь на собственный практический опыт организации воспитательно-профилактической работы с обучающими-
ся, анализирует систему различных форм и методов воспитательного процесса, описывает педагогические технологии, реализация которых позволит не только нейтрализовать имеющиеся недостатки в поведении подростков, но и целенаправленно формировать их правовую культуру в целом.
Несомненным достоинством третьей главы монографии является разработанная автором «Программа по формированию положительных детско-роди-тельских отношений как центральной детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних», которая была успешно внедрена в практику образовательной организации. Проведенное автором экспериментальное исследование подтвердило эффективность проделанной работы и дало основание утверждать, что целенаправленная воспитательно-профилактическая работа с обучающимися, сотрудничество семьи и школы содействуют не только стабильности социально одобряемого поведения подростков, но и формированию у них устойчивости к негативным влияниям окружающей среды, повышению социальной ответственности, что в совокупности выступает значимым фактором, определяющим их дальнейшую деятельность в целом.
Разработанная автором программа по формированию положительных детско-родительских отношений как центральной детерминанты профилактики девиантного поведения подростков является эффективной, поскольку ее реализация позволила наладить контакт между подростками и их родителями, добиться формирования у детей устойчивой установки на правомерное поведение, что и подтвердил анализ динамики полученных результатов.
Материалы монографии найдут применение в содержании учебных курсов, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных различным аспектам де-виантологии, в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в образовательных организациях высшего образования, а также в практике психологического консультирования по актуальным проблемам трудновоспитуемости детей и подростков, в организации воспитательной работы с ними и их родителями.
Монография рассчитана на широкий круг читателей, педагогических работников, адъюнктов, а также будет полезна сотрудникам ОВД, включенным в процесс взаимодействия с различными категориями граждан, в том числе несовершеннолетними.
Список литературы
Гилинский, Я. И. (2004). Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. Санкт-
Петербург: Юридический центр Пресс. Егорова, У. Г. (2014). Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков. Вестник Самарского государственного университета, 9(120), 232-236.
Ерофеева М. А. / Erofeeva M. A.
Кущенко, Д. Л. (2012). Становление правосознания в подростковом и юношеском возрасте. Психология и психотехника, 3(42), 86-92.
Миннегалиев, М. М. (2012). Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки, 7(111), 213-218.
Некрасов, Д. Е., Ханахмедов, А. С., Бадальянц, Э. Ю., Ищук Я. Г., Чистотина, О. Н. и Шкабин, Г. С. (2013). Актуальные вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних подразделениями полиции в Рязанской области: монография. Москва: Московский университет МВД России.
Немов, Р. С. (2007). Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. Москва: ВЛАДОС-Пресс.
Сердобинцев, К. С. (2011). Взаимодействие общества и власти в контексте проблем модернизации и развития институтов гражданского общества в России. Вопросы философии, 4, 31-40.
Филипенко, Е. В. (2022). Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: монография. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Филипенко, Е. В., Витольник, Г. А., Душкина, Е. В. (2021). Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как предмет психолого-педагогического анализа. Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2 (92), 208-219.
References
Gilinskij, Ya. I. (2004). Deviantnost', prestupnost', social'nyj kontrol'. Izbrannye stat'i. Saint Petersburg: Yuridicheskij centr Press.
Egorova, U. G. (2014). Prosveshchenie roditelej v voprosah profilaktiki otklonyayushchegosya povedeniya podrostkov. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 9(120), 232-236.
Kushchenko, D. L. (2012). Stanovlenie pravosoznaniya v podrostkovom i yunosheskom vozraste. Psihologiya i psihotekh-nika, 3(42), 86-92.
Minnegaliev, M. M. (2012). Rol' semejnogo vospitaniya v profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki, 7(111), 213-218.
Nekrasov, D. E., Hanahmedov, A. S., Badal'yanc, E. YU., Ishchuk YA. G., Chistotina, O. N. i Shkabin, G. S. (2013). Aktu-al'nye voprosypreduprezhdeniya pravonarushenij nesovershennoletnih podrazdeleniyamipolicii v Ryazanskoj oblas-ti: monografiya. Moskow: Moskovskij universitet MVD Rossii.
Nemov, R. S. (2007). Psihologiya: Slovar'-spravochnik: V 2 ch. Moskow: VLADOS-Press.
Serdobincev, K. S. (2011). Vzaimodejstvie obshchestva i vlasti v kontekste problem modernizacii i razvitiya institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossii. Voprosy filosofii, 4, 31-40.
Filipenko, E. V. (2022). Psihologo-pedagogicheskie determinanty profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih: monografiya. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Filipenko, E. V., Vitol'nik, G. A., Dushkina, E. V. (2021). Problema profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershenno-letnih kak predmet psihologo-pedagogicheskogo analiza. Vestnik Ufimskogoyuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2 (92), 208-219.
Информация об авторе:
Мария Александровна Ерофеева - доктор педагогических наук, профессор.
About the author:
Mariya A. Erofeeva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию 11.04.2022 Одобрена после рецензирования 20.05.2022 Опубликована 29.07.2022
Submitted April 11, 2022 Approved after reviewing May 20, 2022 Accepted July 29, 2022