ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2021, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211064 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11064 УДК 376.5
Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований
за период 2000-2020 гг.
Scientific and pedagogical ideas on the prevention of deviant behavior of children at school (review of pedagogical dissertation research for the period 2000-2020)
Автор статьи
■
Author of the article
■
Книжникова Светлана Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия ORCID 0000-0001-7627-1526 [email protected]
Svetlana V. Knizhnikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID 0000-0001-7627-1526 [email protected]
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для цитирования
I
For citation
Книжникова С. В. Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований за период 2000-2020 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 10. С. 1-18. URL: http://e-koncept.ru/2021/211064.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11064
S. V. Knizhnikova, Scientific and pedagogical ideas on the prevention of deviant behavior of children at school (review of pedagogical dissertation research for the period 2000-2020) // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 10. P. 1-18. URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211064.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11064
Поступила в редакцию Received 29.07.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.09.21
Принята к публикации Accepted for publication 03.09.21 Опубликована Published 31.10.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Книжникова С. В., 2021
Аннотация
Актуальность статьи определяется необходимостью систематизации результатов исследований, посвященных профилактике девиантного поведения детей. Основная цель статьи заключается в обзоре и анализе современных научно-педагогических разработок, определяющих модели, компоненты, направления и технологии эффективной профилактики девиантного поведения в условиях образовательных учреждений. Для анализа из массива диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук, защищенных в период 2000-2020 гг., были отобраны научно-исследовательские работы, связанные с девиантным поведением и его профилактикой (66 диссертаций). Методами исследования научно-исследовательских работ стали: анализ и синтез смысловых единиц текста; классификация смысловых единиц текста; контент-анализ. Были проанализированы следующие смысловые единицы текстов: понятия, относящиеся к девиантному поведению, и их содержание; признаки или критерии девиантного поведения; представления о видах девиантного поведения; идеи о возможностях, ресурсах профилактики девиантного поведения в детско-молодежной среде; модели профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций; рекомендации и конкретные предложения по реализации профилактической работы. На основе анализа обозначены уровни профилактики (первичная, вторичная, третичная), субъекты и направления, охарактеризованы этапы (целевой, организационный, технологический, оценочный), модули (модуль медицинской информации, модуль социологической информации, модуль правовой информации, модуль социокультурной информации, модуль психологической информации, модуль педагогической информации), компоненты (ценностно-ориентацион-ный, познавательный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный) и технологии профилактики девиантного поведения детей (технология организации социальной среды, информационная технология, технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик, технология организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, технология воспитания здорового образа жизни, технология активации личностных ресурсов). В заключении сформулированы выводы о необходимости разрешения терминологических противоречий и важности дальнейшей систематизации научных данных, связанных с предупреждением и коррекцией девиантного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова
Abstract
The relevance of the article is determined by the need to systematize the results of research related to the prevention of deviant behavior of children. The main purpose of the article is to review and analyze modern scientific pedagogical works that determine models, components, directions and technologies of effective prevention of deviant behavior of children in educational institutions. The author selected 66 theses of candidates and doctors of pedagogical sciences defended in the period 2000-2020 related to deviant behavior and its prevention. The methods of research are: analysis and synthesis of semantic units of the text; classification of semantic units of the text; content analysis of scientific works. The following semantic units of texts were analyzed: the concepts of deviant behavior and their content; signs or criteria of deviant behavior; ideas about the types of deviant behavior; ideas about resources for the prevention of deviant behavior in children and young people; models for the prevention of deviant behavior of children in educational organizations; recommendations and definite proposals for preventive work. The analysis made it possible to define subjects and directions; levels (primary, secondary, tertiary); stages (target, organizational, technological, evaluation); modules (module of medical information, module of sociological information, module of legal information, module of socio-cultural information, module of psychological information, module of pedagogical information); technologies (technology of organization of the social environment, information technology, technology of active training of socially important skills and formation of socially important characteristics, technology of organization of activities alternative to deviant behavior, technology of a healthy lifestyle cultivation, technology of personal resources activation); components (value-orientational, cognitive, emotional-volitional, behavioral, reflexive). There are conclusions about the need to resolve terminological contradictions and the importance of further systematization of scientific data concerning the prevention and correction of deviant behavior of adolescents.
Key words
девиантное поведение, девиантность, дети, профилактика девиантного поведения, школа
deviant behavior, deviance, children, prevention of deviant behavior, school
Благодарности
Acknowledgements
Автор выражает признательность Аналитическому центру по разработке и анализу моделей воспитательной работы, выявлению лучших практик воспитательной и профилактической работы ФГБУ «ФИОКО» и лично его руководителю Т. Ю. Демидовой, заместителю руководителя В. В. Степаненко за помощь в организации исследования. Особую благодарность автор выражает своему научному руководителю, кандидату педагогических наук, доценту, профессору Кубанского государственного университета А. А. Арла-мову за значимые советы и методологическое сопровождение данного исследования.
The author expresses gratitude to the Analytical Center for the development and analysis of educational work models, identifying the best practices of educational and preventive work of FSBI "FIOCO" and personally to its head T. Yu. Demidova, deputy head V. V. Stepanenko for their help in organizing the study. The author expresses special gratitude to her supervisor, candidate of pedagogical sciences, professor of the Kuban State University A.A.Arlamov for his significant advice and methodological support of this study.
Введение / Introduction
Социализация современных детей характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью. Усугубляется межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия детьми норм и ценностей старшего поколения. Утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского (консьюмерного) общества. Основными агентами социализации детей являются уже не семья и государство в лице социальных институтов, проявляющих патерналистскую заботу, а медийно-информа-ционная среда с девиантогенными посылами и стимулами.
Фиксируется стремительная примитивизация ценностно-смысловой сферы у подрастающего поколения, в сознании детей формируются оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. Дети не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и «толерантность» на грани цинизма. В детско-юношеской среде стал наблюдаться парадокс: девиация, в ее традиционном понимании, воспринимается нормой, а норма, проистекающая из макросоциальных ценностей, рассматривается как отклонение.
Перечисленные обстоятельства вызывают обоснованную общественную тревогу и формируют запрос на девиантологические научные изыскания, а также действенные профилактические разработки. Особые надежды возлагаются на соответствующие педагогические исследования, призванные своей практической значимостью оптимизировать девиантопревентивную работу в образовательных организациях.
Обзор литературы / Literature review
Современная девиантология представлена работами ученых, рассматривающих отклоняющееся поведение с позиций различных наук. В связи с этим идеи о профилактике девиантного поведения часто обусловлены спецификой той научной отрасли, из которой ученый «пришел» в девиантологию. Очевидно, что девиантология характеризуется системно-междисциплинарным подходом, относительно недавним возникновением (в статусе отдельной науки), интернациональностью и открытостью для трансформации концепций и парадигм, масштабностью проблемного поля, принятием релятивности социальных конструкций, практико-ориентированностью [1]. Осмысление философских, юридических, медико-биологических, социологических, психологических и педагогических аспектов феномена девиантного поведения необходимо для разработки эффективных моделей, технологий предупреждения и пресечения деструктивных форм девиантности.
Профилактика девиантного поведения с позиций социологов и криминологов может быть эффективна при нивелировании основных социальных факторов, детерминирующих девиантность [2, 3]. В качестве основных возможных мер предлагаются: развитие системы государственной помощи населению из «групп риска» и социальной взаимопомощи; повышение качества жизни самых бедных социальных слоев; формирование массовой правовой культуры и правосознания; формирование партнерских взаимоотношений общественности с правоохранительными органами; стимулирование восстановительной юстиции и др. [4, 5] В последние два десятилетия особую актуальность
приобрели работы, посвященные влиянию на девиантность такого социального института, как средства массовой информации и коммуникации [6, 7]. Параллельно исследуются ресурсы и возможности медийно-информационной среды в профилактике девиа-нтного поведения [8]. Особую ценность имеют девиантологические работы на стыке социологии и педагогики [9, 10], основательно доказывающие обязательное сочетание социальных и личностных факторов девиантности, что обосновывает необходимость комплексной профилактики отклоняющегося поведения.
Представители психологической науки считают, что для эффективного предупреждения девиаций общественное воздействие и социальный контроль обязательно следует дополнять психологической помощью по двум направлениям: психологическая превенция и психологическая интервенция [11]. Выделенные направления опираются на раннюю диагностику и коррекцию психологических факторов девиант-ного поведения (эгоцентризм, коммуникативные дефициты, травматичный жизненный опыт, дефициты волевой сферы и саморегуляции, дезадаптивные копинг-стра-тегии, экстернальность, эмоциональные нарушения, девиантные аттитюды, нарушения нормативно-правового сознания; неадекватная самооценка и др.) [12-15]. Важное место занимают научные работы, отражающие клинико-психологический взгляд на девиантность, детально описывающие формы проявления деструктивного поведения и предлагающие психотерапевтические методы его профилактики и коррекции [16, 17]. Объединение усилий ученых из сферы медицины и психологии позволило вычленить такое направление в девиантологии, как превентология [18]. Психологические разработки предлагаются к использованию и в профилактической деятельности образовательных учреждений [19, 20].
Следует заметить, что педагогических исследований, посвященных девиантному поведению, тоже имеется значительное количество. Они заимствуют данные из других «научных течений» девиантологии о классификациях, факторах, механизмах, динамике девиаций и в основном нацелены на профилактику, коррекцию девиантного поведения. На современном этапе развития девиантологии соответствующие педагогические исследования недостаточно систематизированы и отрывочно охарактеризованы.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Для анализа из массива диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук, защищенных в период 2000-2020 гг., были отобраны научно-исследовательские работы (НИР), связанные с девиантным поведением и его профилактикой. Следует оговориться, что в данный список вошли диссертации, которые своим названием и методологическим аппаратом демонстрировали девиантологи-ческий ориентир. В список анализируемых работ пока были включены исследования общей девиантологической направленности, в дальнейшем планируется осуществить анализ педагогических НИР, посвященных конкретным формам девиантного поведения: суицидальному поведению, химическим и нехимическим аддикциям и т. д.
Методами исследования текстов НИР стали: методы анализа и синтеза смысловых единиц текста; метод классификации смысловых единиц текста; контент-анализ.
Этапы исследования текстов НИР: этап создания библиографического списка НИР по проблеме девиантного поведения детей; этап реферирования (сжатое отображение ключевых идей НИР); этап аннотирования единиц для контент-анализа; этап контент-анализа; этап качественного анализа, синтеза и классификации смысловых единиц текста; этап обобщения данных и формулирования выводов.
Были выделены категории анализа текстов НИР (семантические единицы): понятия, относящиеся к девиантному поведению, и их содержание; признаки или критерии девиантного поведения; представления о видах девиантного поведения; идеи о возможностях, ресурсах профилактики девиантного поведения в детско-молодежной среде; модели профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций; рекомендации и конкретные предложения по реализации профилактической работы. Для контент-анализа были разработаны классификаторы единиц анализа и бланки контент-анализа. В дальнейшем проводились фиксация, анализ, синтез и классификация смысловых конструктов, что позволило сформулировать их обзор и выводы.
Результаты исследования / Research results
Педагогические научные источники преимущественно презентуют апробированные идеи о принципах, условиях, направлениях профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Анализ научных педагогических текстов о феномене девиантного поведения и его профилактике позволил выявить основные смысловые конструкты: выделяемые авторами уровни профилактики девиантного поведения; представления об основных субъектах профилактической деятельности; направления профилактической работы; системно-функциональные модели профилактической работы; обязательные условия, обеспечивающие эффективность профилактической работы.
Уровни профилактики девиантного поведения. Практически все исследователи, вслед за общеизвестной классификацией Всемирной организации здравоохранения, профилактику девиантного поведения подразделяют на три уровня:
- первичная (или «превенция»; подразумевает работу с условно «здоровой» массовой аудиторией, нацелена на недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта девиантного поведения);
- вторичная (или «интервенция»; предполагает вмешательство специалистов при начальных стадиях формирования девиантного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций);
- третичная (или «поственция»; подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами, группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, опасный опыт девиантного поведения; нацелена на недопущение рецидива и максимально возможный возврат деформированной личности, деструктивной группы к социальной норме, на их ресоциализацию).
Встречается разделение на такие уровни, как предупреждение (пропедевтика), коррекция и пресечение девиантного поведения, что вполне соотносится с ранее описанными уровнями.
Подавляющая часть массива научных педагогических тестов связана с первичной профилактикой девиантного поведения, значительно меньше представлено работ по вторичной и третичной профилактике (обычно это исследования, посвященные работе с «трудными» детьми, подростками в специализированных учреждениях пенитенциарной системы).
Такой ориентир исследований на первичную профилактику обусловлен прочным убеждением ученых в наибольшей эффективности именно ранней профилактики. Кроме того, исследователи подчеркивают, что предназначением «обычных» (не «специализированных») образовательных учреждений должна являться именно пер-
вичная профилактика девиантного поведения детей и молодежи. Указывается на ошибочность вменения общеобразовательным учреждениям обязанностей по вторичной и тем более третичной профилактике, что объясняется необходимостью обращения на стадии сформировавшегося девиантного поведения к узкопрофильным специалистам и ведомствам (например, наркологам, суицидологам, правоохранителям и т. п.). На данной стадии задача психолого-педагогических работников - вовремя оповестить профильные ведомства о явных признаках и эпизодах опасного девиантного поведения подопечного ученика/воспитанника, присоединиться к работе узкопрофильных специалистов в качестве дополнительных помощников и, самое главное, усилить первичную профилактику среди остальных воспитанников, учащихся.
Параллельно отметим усложненность вторичной профилактики (коррекции) в условиях обычной школы, что связано со сформировавшимся в последнее время утилитарным отношением общественности к образованию как к сфере услуг. Это иногда провоцирует у родителей, а затем и у обучающихся восприятие педагогов как обслуживающего персонала, обязанного выполнять лишь функции обучения («не учите жить, а преподайте весело и понятно тригонометрию», «не лезьте к моему ребенку с нравоучениями», «не имеете права вмешиваться в дела нашей семьи» и т. п.). Воспитательные функции педагогов понимаются очень «размыто» («сделайте моего ребенка конкурентоспособным», «воспитайте его достойным человеком»), но в случае установленного эпизода девиантного поведения несовершеннолетнего родители часто вменяют школам вину «за недосмотр» и слабость воспитательной работы («в школе ребенок находится дольше и чаще, чем с родителями»). Наряду с этим нельзя отрицать факты замалчивания, игнорирования образовательными учреждениями деструктивных проявлений у подопечных, что не всегда объясняется отсутствием воспитательных мероприятий, а зачастую связано с опасениями учреждения обнаружить «ненадлежащие показатели», подвергнуться изматывающему административному контролю, возрастанию бумагооборота и необоснованному возложению на педагогов непрофильного функционала по специализированной коррекции стойкого и особо опасного девиантного поведения детей и молодежи.
Субъекты профилактики девиантного поведения детей. В педагогических исследованиях представлены и охарактеризованы следующие субъекты профилактики девиантного поведения детей и молодежи:
- сами дети, подростки и молодежь (понятно, что в темах НИР и методологических аппаратах фигурируют разнообразные категории: «несовершеннолетние», «учащиеся», «воспитанники», «школьники», «старшеклассники», «младшие подростки» и т. п.);
- семья (чаще всего имеется в виду нуклеарная семья, т. е. система «родители -дети»; очень редко подразумевается расширенная семья: «родители - дети - бабушки, дедушки - тети, дяди и т. д.»);
- образовательные организации (преимущественно это общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования, реже - учреждения дошкольного, профессионального образования);
- органы управления образованием;
- специалисты и учреждения из сферы культуры;
- специалисты и учреждения из сферы физической культуры и спорта;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- аппараты уполномоченных по правам ребенка (федеральный и региональные, представители уполномоченных в муниципалитетах);
- органы здравоохранения (в рамках первичной профилактики - информационно-просветительская работа; в рамках вторичной и третичной - работа профильных специалистов: наркологов, суицидологов и т. д.);
- органы социальной защиты;
- органы опеки и попечительства;
- правоохранительные органы;
- социально ориентированные объединения граждан и волонтеры, заинтересованные в профилактике девиантного поведения детей и молодежи;
- средства массовой информации и коммуникации;
- специалисты и учреждения пенитенциарной системы (в рамках третичной профилактики).
Ученые особо указывают на необходимость стимулирования субъектности (осознанной активности) в профилактике самих детей, подростков, молодежи.
Направления профилактической работы. Наблюдаются два основных подхода ученых в определении направлений профилактической работы. Первый подход представляет собой дифференциацию направлений, релевантных составным частям (сторонам, видам, направлениям) воспитания гармонично развитой личности; информация о таких разработках приведена в табл. 1.
Таблица 1
Направления профилактической работы, соотносимые с видами, направлениями воспитания личности
Направления воспитания Разработки педагогов-ученых
Нравственное Организация социокультурной деятельности в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде [21]; нравственное воспитание как фактор профилактики отклоняющегося поведения подростков [22]; сопровождение конструктивной социально-культурной активности подростков в условиях дополнительного образования [23]; реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков [24]; использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков [25]; формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением [26]; профилактика девиантного поведения девочек старшего подросткового возраста в процессе их нравственно-этической социализации [27]; развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков [28]; воспитание нравственно-правовой культуры как условие предупреждения девиантности [29]; формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением [30]
Физическое Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта [31, 32]; профилактика девиантного поведения у воспитанников детско-юношеской спортивной школы [33]; физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних [34]; педагогическая система физкультурной деятельности как средство профилактики социально негативного поведения подростков [35]; социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением [36]; спортивно-оздоровительный клуб как воспитательная среда предупреждения девиант-ного поведения подростков [37]
Умственное Профилактика девиантного поведения школьников средствами креативности образовательной среды [38]; использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической профилактике аддикций у школьников [39]; педагогические условия коррекции девиантного поведения старшеклассников
в проектно-творческой деятельности с компьютерной поддержкой [40]; педагогическая поддержка учебной активности школьников с девиантным поведением социально пассивного типа [41]; использование в девиантопревентивных целях технологии развивающего обучения и познавательно-развивающего диалога [42]; профилактика девиантности на основе развития когнитивной сферы личности [43]
Другие направления воспитания (эстетическое, гражданское, экономическое, семейное и др.) Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности [44]; личностно ориентированная программа превращения деструктивной активности подростков в конструктивную [45]; педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средство профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе [46]; правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения [47]; технологии социокультурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков [48]; социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков [49]
Обращает на себя внимание, что в НИР последних лет скудно представлены разработки, ориентированные на такое важное направление развития личности, как трудовое воспитание.
Второй подход предполагает ориентированность профилактической работы на нивелирование, нейтрализацию девиантогенных факторов; информация о таких разработках приведена в табл. 2.
Таблица 2
Научные разработки, ориентированные на нивелирование, нейтрализацию факторов девиантного поведения
Факторы девиантного поведения Разработки педагогов-ученых
Средовые природные В научных работах подчеркивается необходимость учета таких факторов при конструировании и реализации профилактических действий, но отрицается возможность их нейтрализации психолого-педагогическими мерами
Средовые социальные Создание комплекса внешних и внутренних условий нивелирования неблагоприятных социальных факторов [50-52]; коррекция системы социальных взаимоотношений [53, 54]; методики группового и ролевого структурирования [55]; применение методики коллективных творческих дел в целях стимулирования социально ориентированной активности подростков [56]; обеспечение благоприятного нравственного микроклимата в окружении подростка [57]; методика создания ситуаций социального успеха [58]; методики девиан-топревентивного взаимодействия с семьей [59-61]
Персонально-биологические В научных работах подчеркивается необходимость учета таких факторов при конструировании и реализации профилактических действий, но отрицается возможность их нейтрализации психолого-педагогическими мерами [62]
Персонально-психологические Формирование адекватного образа «Я», коррекция дисгармоничной «Я-кон-цепции» [63]; снижение психологического напряжения [64]; профилактика агрессивности [65]; работа с мотивационной и ценностно-смысловой сферами воспитанника [66-68]; коррекция чрезмерно выраженных личностных характеристик [69]; обеспечение возможностей конструктивной самореализации детей и молодежи [70]; формирование личностной зрелости [71]; психолого-педагогическая поддержка в трудных жизненных ситуациях [72] , актуализация внутренних ресурсов у дезадаптированных старшеклассников [73] , методика создания «поля конструктивного выброса энергии» [74], система организации социально ориентированного досуга и активной жизненной позиции [75], воспитание здорового образа жизни, стимулирование ассертивного отказа от девиаций и выстраивание позитивных программ будущего [76-79]
Оба представленных подхода не противоречат друг другу, вполне могут быть взаимодополняемыми и могут стать основанием для определения полноты, достаточности конкретных профилактических программ, прикладных разработок.
Системно-функциональное моделирование профилактической работы. Анализ НИР из области педагогики показал также широкий спектр системно-функциональных моделей профилактической работы. Изучение сути представленных моделей позволяет обозначить (помимо ранее охарактеризованных субъектов и направлений) этапы или блоки, содержательные модули, компоненты профилактики девиантного поведения детей и молодежи.
Основные этапы (блоки) работы по профилактике девиантного поведения:
- целевой (определение основных целей, ориентиров профилактической работы);
- организационный (согласование стратегий с научными данными о девиант-ном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики, проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов и т. д.);
- «технологический» (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности девиантного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно избранным направлениям);
- оценочно-рефлексивный (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий).
В моделях профилактики часто представлены т. н. «содержательные модули», представляющие собой информационное наполнение остальных структурных элементов модели и предполагающие ознакомление субъектов профилактики с какой-то конкретной информацией: модуль медицинской информации (например, для детей это информация о влиянии девиантного поведения на организм; для родителей и педагогов - информация о влиянии девиантного поведения на организм, о соматической симптоматике девиантного поведения; о методике разъяснения детям медицинской информации и т. п.); модуль социологической информации; модуль правовой информации; модуль социокультурной информации; модуль психологической информации; модуль педагогической информации.
При описании моделей ученые обозначают следующие функции организаторов профилактической работы: аксиологическая (функция ценностно-смыслового ориентирования профилактических программ); аналитическая; проектировочная; диагностическая; консультативная; развивающе-формирующая; коррекционная; оценочно-рефлексивная. Перечень установленных функций представляется чрезвычайно важным для оценивания готовности, компетентности организаторов профилактики девиантного поведения, что характеризуется как обязательное условие ее эффективности [80-86].
Особо следует охарактеризовать те компоненты моделей, которые касаются непосредственной работы с ребенком, подростком, юношей, и закономерно соотносятся с психологической структурой личности:
- ценностно-ориентационный компонент (формирование социально одобряемых мотивов, конструктивной социальной направленности, установок - «противовесов» девиантного поведения, неприятия девиантного образа жизни, формирование личностной и социальной ответственности, нормативно-правового сознания);
- познавательный компонент (корректное и безопасное информирование о де-виантном поведении; формирование критического мышления и ассертивности как ресурса сопротивления вовлечению в девиантное поведение);
- эмоционально-волевой компонент (обучение способам саморегуляции в трудных жизненных ситуациях; волевого самоконтроля и т. д.);
- поведенческий компонент (приобретение и закрепление опыта социально значимой деятельности; помощь в выборе конструктивных копинг-стратегий; создание ситуаций социального успеха; содержательная организация досуга и т. п.);
- рефлексивный компонент (регулярное осмысление, оценивание своего развития, поведения с позиций нравственных ценностей и последующее проектирование самовоспитания).
Обозначенные компоненты обусловливают применение следующих технологий профилактики девиантного поведения, характеризуемых исследователями как наиболее эффективных:
1) технология организации социальной среды (формирование негативного общественного мнения по отношению к девиантным поведенческим проявлениям; социальная реклама здорового образа жизни и сознательного отказа от девиантного поведения; работа с молодежными субкультурами);
2) информационная технология (корректное, безопасное и доступное информирование о девиантном поведении с жизнеутверждающих позиций, без «запугивания» и разжигания интереса);
3) технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик (формирование резистентности к негативному влиянию, развитие ассертивности, формирование жизненных навыков и т. п.);
4) технология организации деятельности, альтернативной девиантному поведению (раннее воспитание позитивных интересов, вовлечение ребенка в различные социально одобряемые формы активности: физическую культуру и спорт, искусство, науку);
5) технология воспитания здорового образа жизни;
6) технология активации личностных ресурсов (формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, тренинги конструктивного разрешения конфликтов и др.).
Каждая технология «наполняется» формами воспитания на усмотрение разработчика, их выбор индивидуален или зависит от специфики модели профилактики: собеседования и консультации, тренинговые упражнения, дискуссии, диспуты, игры, круглые столы, конференции, фестивали, театрализованные представления, соревнования и конкурсы, классные часы, выставки, тематические недели и многие другие.
Заключение / Conclusion
Проведенный анализ девиантологических НИР из области педагогики позволил сформулировать следующие выводы:
1. Наблюдается некоторая противоречивость понимания учеными феномена де-виантного поведения, что проявляется в терминологической рассогласованности, в непоследовательных классификациях видов и форм девиантного поведения, в расплывчатости обозначаемых факторов девиантности.
2. Требуется серьезная систематизация соответствующих научно-педагогических данных, их концептуализация с целью устранения логических противоречий и дефицитарных, безосновательных классификаций.
3. Необходима дальнейшая генерализация научно-педагогических идей о направлениях, моделях, методах профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций (общедевиантологической, комплексной профилактики и по видам, формам девиаций).
Таким образом, актуальность педагогических исследований феномена девиант-ного поведения детей и его профилактики не только не утрачивается, но и продолжает возрастать на фоне усиления девиантогенных вызовов и виктимизирующих влияний на социализацию подрастающего поколения.
Ссылки на источники / References
1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 525 с.
2. Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior / ed. C. D. Bryant. - N. Y.: Taylor and Francis, 2001. - Vol. 1. - 456 p.
3. Rodas A., Simpson M., Rawlinson P. et al. Crime, Deviance and Society: An Introduction to Sociological Criminology. -Cambridge: Cambridge University Press, 2020. DOI: 10.1017/9781108333641.
4. Sutton A., Cherney A., White R. References. In Crime Prevention: Principles, Perspectives and Practices. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - Р. 164-184. DOI: 10.1017/CB09780511804601.011.
5. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире»: сб. ст. / Я. И. Гилинский. - СПб.: Алеф-Пресс, 2012. - 352 с.
6. Bryant J., Thompson S. Fundamentals of media effects. - Boston, Mass.: McGraw-Hill, 2002. - 395 p.: ill.
7. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.
8. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог: Кучма, 2004. - 414 с.
9. Хагуров Т. А. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. - М.: ИС РАН, 2006. - 327 с.
10. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. - Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2012. - 196 с.
11. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. - СПб.: Питер; Прогресс книга, 2019. - 349 с.
12. Exploring the Structure of Adolescent Problem Behaviors and the Associated Adult Outcomes / K. K. Childs, M. Davidson, R. H. Potter, J. W. Rosky // Deviant Behavior. - 2016. - 37:1. - Р. 95113. DOI: 10.1080/01639625.2014.983018.
13. Herrenkohl T., Kosterman R., Mason W. et al. (2010). Effects of childhood conduct problems and family adversity on health, health behaviors, and service use in early adulthood: Tests of developmental pathways involving adolescent risk taking and depression // Development and Psychopathology. - 2010. - 22(3). - Р. 655-665. DOI: 10.1017/S0954579410000349.
14. Dariotis J. K., Chen F. R. Stress Coping Strategies as Mediators: Toward a Better Understanding of Sexual, Substance, and Delinquent Behavior-Related Risk-Taking among Transition-Aged Youth // Deviant Behavior. - 2020. DOI: 10.1080/01639625.2020.1796210.
15. Brezina T., Azimi A. M. Social Support, Loyalty to Delinquent Peers, and Offending: An Elaboration and Test of the Differential Social Support Hypothesis // Deviant Behavior. - 2018. - 39:5. - Р. 648663. DOI: 10.1080/01639625.2017.1286190.
16. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
17. Кондрашенко В.Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие. - Минск: Аверсэв, 2004. - 365 с.
18. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфёнов Ю. А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПб.ский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. - 244 c.
19. Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 286 с.
20. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2016. - 290 с.
21. Шубина И. В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - СПб., 2004. - 172 с.
22. Крошкина В. В. Нравственное воспитание как фактор профилактики отклоняющегося поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2009. - 248 с.
23. Хвостунов К. О. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2004. - 222 с.
24. Чёрная И. Ю. Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - СПб., 2013. - 205 с.
25. Гильманов М. М. Использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2004. - 192 с.
26. Черникова Н. В. Формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Липецк, 2007. - 310 с.
27. Кузьмина А. М. Профилактика девиантного поведения девочек старшего подросткового возраста в процессе их нравственно-этической социализации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2006. - 169 с.
28. Нариманов Р. Н. Развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2003. - 197 с.
29. Хусаинов Л. Р. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащихся школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2004. - 229 с.
30. Агапов Д. А. Формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Саратов, 2003. - 153 с.
31. Петрусевич Д. Ф. Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 2014. - 190 с.
32. Новичкова Н. Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Челябинск, 2009. - 184 с.
33. Колобов Б. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения у воспитанников детско-юношеской спортивной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Кострома, 2011. - 241 с.
34. Миннегалиев М. М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2004. - 202 с.
35. Галицын С. В. Педагогическая система физкультурной деятельности как средство профилактики социально-негативного поведения подростков: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - СПб., 2012. - 373 с.
36. Жуков М. Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - М., 2005. - 370 с.
37. Раджабов А. А. Спортивно-оздоровительный клуб как воспитательная среда предупреждения девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д., 2009. - 198 с.
38. Канина С. Ю. Профилактика девиантного поведения школьников средствами креативности образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ульяновск, 2009. - 242 с.
39. Запорожец А. В. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 2010. - 172 с.
40. Соловьянюк С. Г. Педагогические условия коррекции девиантного поведения старшеклассников в проектно-твор-ческой деятельности с компьютерной поддержкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2008. - 183 с.
41. Ивлева А. Н. Педагогическая поддержка учебной активности школьников младшего подросткового возраста с девиантным поведением социально-пассивного типа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2004. - 247 с.
42. Жесткова Н. К. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса на занятиях с учащимися с девиантным поведением: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2004. - 132 с.
43. Обухова Е. А. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 2000. - 200 с.
44. Шевченко Е. Л. Направления воспитательной работы общественных органов самоуправления в школе по предупреждению девиантности школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2006. - 227 с.
45. Васильева Р. М. Социальное партнерство как фактор профилактики девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 2006. - 213 с.
46. Кондратова Т. С. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средство профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Майкоп, 2009. - 193 с.
47. Беликова С. Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2006. - 207 с.
48. Сайкина Л. В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2007. - 214 с.
49. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. -Казань, 2011. - 203 с.
50. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - Казань, 2012. - 454 с.
51. Косабуцкая С. А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением (субъект-субъектный подход): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2004. - 183 с.
52. Щепина Ю. А. Социально-педагогическое сопровождение безнадзорного подростка, члена асоциальной группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 2006. - 169 с.
53. Арифулина Р. У. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми девиантного поведения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Н. Новгород, 2007. - 222 с.
54. Блясова И. Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - Челябинск, 2016. - 523 с.
55. Гербут К. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Владимир, 2012. - 189 с.
56. Салаев Б. К. Формирование ценностных ориентаций как средство преодоления девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2004. - 176 с.
57. Фомина Н. Н. Социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2001. - 158 с.
58. Филиппова В. П. Педагогические условия предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 2010. - 230 с.
59. Ноговицына Н. М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях городского социума: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 2004. - 189 с.
60. Зайдуллина Г. Г. Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 2000. - 198 с.
61. Тетерятникова Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Кострома, 2009. - 200 с.
62. Колесникова Л. И. Педагогические условия профилактики игровой зависимости среди подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2009. - 228 с.
63. Дубинин С. Н. Педагогические условия ресоциализации личности подростка девиантного поведения в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2004. - 186 с.
64. Пыльцина И. Ю. Организация социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2007. - 208 с.
65. Фирсов К.Н. Формирование умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Грозный, 2020. - 242 с.
66. Кузченко О. А. Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2006. - 202 с.
67. Онищук Л. Н. Педагогические условия организации воспитательного процесса подростков девиантного поведения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 2001. - 202 с.
68. Гайфутдинова А. М. Коррекция ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Казань, 2014. - 250 с.
69. Печенюк А. М. Теоретические основы гуманистически-ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Хабаровск, 2000. - 421 с.
70. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. -Ярославль, 2002. - 344 с.
71. Бондарева Э. М. Формирование нравственных ценностей как фактор преодоления девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск, 2009. - 192 с.
72. Ширнина Е. В. Педагогическое содействие ресоциализации подростков с девиантным поведением в социально-реабилитационном центре: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 2005. - 222 с.
73. Овчинников О. М. Теоретико-методологические основания профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.05. - М., 2013. - 461 с.
74. Ягудин З. Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2001. - 175 с.
75. Качмазов Т. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Владикавказ, 2009. - 157 с.
76. Гатальский В. Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2011. - 750 с.
77. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Майкоп, 2018. - 429 с.
78. Юричка А. Ю. Реадаптация личности подростка-девианта в процессе ее социализации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2002. - 228 с.
79. Романова А. В. Деятельность учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 2004. - 168 с.
80. Гетман В. А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к работе по профилактике наркомании в подростковой среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2009. - 172 с.
81. Зеркина Е. В. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2007. - 187 с.
82. Калинина С. Б. Подготовка учителей к индивидуально-ориентированному обучению подростков с девиантным поведением: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Псков, 2001. - 199 с.
83. Пацека И. М. Подготовка учителей начальных классов к работе по ранней профилактике девиантного поведения учащихся в системе внутришкольного повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -М., 2010. - 290 с.
84. Почивалова Ж. Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2000. - 165 с.
85. Пятунин В. А. Подготовка студентов факультета социальной педагогики к работе с подростками девиантного поведения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2000. - 176 с.
86. Тоистева О. С. Формирование готовности будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2003. - 179 с.
1. Gilinskij, Ya. I. (2007). Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih "ot-klonenij"[ Deviantology: sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other "deviations"] , Izd-vo R. Aslanova "Yuridicheskij centr Press", St. Petersburg, 525 p. (in Russian).
2. Bryant, C. D. (ed.) (2001). Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior, Taylor and Francis, New York, vol. 1, 456 p. (in English).
3. Rodas, A., Simpson, M., Rawlinson, P. et al. (2020). Crime, Deviance and Society: An Introduction to Sociological Criminology, Cambridge University Press, Cambridge. DOI: 10.1017/9781108333641 (in English).
4. Sutton, A., Cherney, A., & White, R. (2008). References. In Crime Prevention: Principles, Perspectives and Practices, Cambridge University Press, Cambridge, pp. 164-184. DOI: 10.1017/CB09780511804601.011 (in English).
5. Gilinskij, Ya. I. (2012). Deviantnost', prestupnost' i social'nyj kontrol' v "novom mire" [Deviance, crime and social control in the "new world"], sbornik statej, Alef-Press, St. Petersburg, 352 p.
6. Bryant, J. & Thompson, S. (2002). Fundamentals of media effects, McGraw-Hill, Boston, Mass. 395 p.: ill. (in English).
7. Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I. & Nestik, T. A. (2017). Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' [Digital generation of Russia: competency and safety], Smysl, Moscow, 375 p. (in Russian).
8. Fedorov, A. V. (2004). Prava rebenka i problema nasiliya na rossijskom ekrane, [Children's rights and the problem of violence on the Russian screen], Kuchma, Taganrog, 414 p. (in Russian).
9. Hagurov, T. A. (2006). Chelovek potreblyayushchij: problemy deviantologicheskogo analiza, [Consuming person: problems of deviantological analysis], IS RAN, Moscow, 327 p. (in Russian).
10. Ostapenko, A. A. & Hagurov, T. A. (2012). Chelovek ischezayushchij. Istoricheskie predposylki i sut' antropolog-icheskogo krizisa sovremennogo obrazovaniya, [Mankind as an endangered species. Historical background and essence of the anthropological crisis of modern education] Kubanskij gos.un-t, Krasnodar, 196 p. (in Russian).
11. Zmanovskaya, E. V. & Rybnikov, V. Yu. (2019). Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy [Deviant behavior of the individual and the group]: ucheb. posobie, Piter, Progress kniga, St. Petersburg, 349 p. (in Russian).
12. Childs, K. K., Davidson, M., Potter, R. H. & Rosky, J. W. (2016). "Exploring the Structure of Adolescent Problem Behaviors and the Associated Adult Outcomes", Deviant Behavior, 37:1, pp. 95-113. DOI: 10.1080/01639625.2014.983018 (in English).
13. Herrenkohl, T., Kosterman, R., Mason, W. et al. (2010). "Effects of childhood conduct problems and family adversity on health, health behaviors, and service use in early adulthood: Tests of developmental pathways involving adolescent risk taking and depression", Development and Psychopathology, 22(3), pp. 655-665. DOI: 10.1017/S0954579410000349 (in English).
14. Dariotis, J. K. & Chen, F. R. (2020). "Stress Coping Strategies as Mediators: Toward a Better Understanding of Sexual, Substance, and Delinquent Behavior-Related Risk-Taking among Transition-Aged Youth", Deviant Behavior. DOI: 10.1080/01639625.2020.1796210 (in English).
15. Brezina, T. & Azimi, A. M. (2018). "Social Support, Loyalty to Delinquent Peers, and Offending: An Elaboration and Test of the Differential Social Support Hypothesis", Deviant Behavior, 39:5, pp. 648-663. DOI: 10.1080/01639625.2017.1286190 (in English).
16. Mendelevich, V. D. (2005). Psihologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior]: ucheb. posobie, Rech', St. Petersburg, 445 p. (in Russian).
17. Kondrashenko, V. T. & Igumnov, S. A. (2004). Deviantnoe povedenie u podrostkov: Diagnostika. Profilaktika. Korrekciya [Deviant behavior in adolescents: Diagnosis. Prevention. Correction]: ucheb. posobie, Aversev, Minsk, 365 p. v
18. Kulganov, V. A., Belov, V. G. & Parfyonov, Yu. A. (2011). Profilaktika social'nyh otklonenij (preventologiya) [Prevention of social deviations (preventology)]: ucheb.-metod. posobie, St. Peterburgskij gosudarstvennyj institut psi-hologii i social'noj raboty, St. Petersburg, 244 p. (in Russian).
19. Koval'chuk, M. A. & Tarhanova, I. Yu. (2010). Deviantnoe povedenie: profilaktika, korrekciya, reabilitaciya [Deviant behavior: prevention, correction, rehabilitation], VLADOS, Moscow, 286 p. (in Russian).
20. Klejberg, Yu. A. (2016). Psihologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior]: uchebnik i praktikum dlya vuzov, Yurajt, Moscow, 290 p. (in Russian).
21. Shubina, I. V. (2004). Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' v sisteme kontrolya i profilaktiki deviacij v podrostkovo-molodezhnoj srede [Socio-cultural activities in the system of control and prevention of deviations among adolescents and youth]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.05, St. Peterburg, 172 p. (in Russian).
22. Kroshkina, V. V. (2009). Nravstvennoe vospitanie kak faktor profilaktiki otklonyayushchegosya povedeniya po-drostkov [Moral education as a factor in the prevention of deviant behavior in adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, N. Novgorod, 248 p. (in Russian).
23. Hvostunov, K. O. (2004). Social'no-kul'turnye usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya [ Socio-cultural conditions for the prevention of deviant behavior in adolescents in institutions of additional education]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.05, Tambov, 222 p. (in Russian).
24. Chyornaya, I. Yu. (2013). Realizaciya nravstvennogo potenciala pravoslaviya vpervichnoj profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov [Realization of the moral potential of Orthodoxy in the primary prevention of deviant behavior in adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.05, St. Peterburg, 205 p. (in Russian).
25. Gil'manov, M. M. (2004). Ispol'zovanie duhovno-nravstvennogo potenciala monoteisticheskih religij v profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov [Using the spiritual and moral potential of monotheistic religions in the prevention of deviant behavior in adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 192 p. (in Russian).
26. Chernikova, N. V. (2007). Formirovanie nravstvennyh kachestv u podrostkov s deviantnym povedeniem [Formation of moral qualities in adolescents with deviant behavior]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Lipeck, 310 p. (in Russian).
27. Kuz'mina, A. M. (2006). Profilaktika deviantnogo povedeniya devochek starshego podrostkovogo vozrasta v processe ih nravstvenno-eticheskoj socializacii [Prevention of deviant behavior of older adolescent girls in the process of their moral and ethical socialization]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ufa, 169 p. (in Russian).
28. Narimanov, R. N. (2003). Razvitie nravstvenno-pravovogo prostranstva v obshcheobrazovatel'noj shkole kak sredstvo vospitaniya trudnyh podrostkov [Development of the moral and legal environment in secondary schools as a means of educating troubled teens]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 197 p. (in Russian).
29. Husainov, L. R. (2004). Pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya uchashchihsya shkoly [Pedagogical prevention of deviant behavior of schoolchildren]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 229 p. (in Russian).
30. Agapov, D. A. (2003). Formirovanie nravstvenno-pravovyh kachestv podrostkov s deviantnym povedeniem [Formation of moral and legal qualities of adolescents with deviant behavior]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Saratov, 153 p. (in Russian).
31. Petrusevich, D. F. (2014). Korrekciya deviantnogo povedeniya podrostkov sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta [Correction of deviant behavior of adolescents by means of physical training and sports]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Barnaul, 190 p. (in Russian).
32. Novichkova, N. G. (2009). Pedagogicheskaya korrekciya deviantnogo povedeniya podrostkov sredstvami fizicheskoj kul'tury [Pedagogical correction of deviant behavior of adolescents by means of physical training]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.04, Chelyabinsk, 184 p. (in Russian).
33. Kolobov, B. A. (2011). Pedagogicheskie usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya u vospitannikov detsko-yunosheskoj sportivnoj shkoly [Pedagogical conditions for the prevention of deviant behavior in pupils of sports school for children and youth]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, Kostroma, 241 p. (in Russian).
34. Minnegaliev, M. M. (2004). Fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v shkole kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih [Physical training and health-improving activity at school as a means of preventing deviant behavior of adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ufa, 202 p. (in Russian).
35. Galicyn, S. V. (2012). Pedagogicheskaya sistema fizkul'turnoj deyatel'nosti kak sredstvo profilaktiki social'no-nega-tivnogo povedeniya podrostkov [The pedagogical system of physical training as a means of preventing the socially negative behavior of adolescents]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.04, St. Peterburg, 373 p. (in Russian).
36. Zhukov, M. N. (2005). Social'no-pedagogicheskie i ozdorovitel'nye tekhnologii v fizicheskom vospitanii detej i podrostkov s deviantnym povedeniem [Socio-pedagogical and health-improving technologies in the physical education of children and adolescents with deviant behavior]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.04, Moscow, 370 p. (in Russian).
37. Radzhabov, A. A. (2009). Sportivno-ozdorovitel'nyj klub kak vospitatel'naya sreda preduprezhdeniya deviantnogo povedeniya podrostkov [Sports and health club as an educational environment for the prevention of deviant behavior in adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Rostov-na-Donu, 198 p. (in Russian).
38. Kanina, S. Yu. (2009). Profilaktika deviantnogo povedeniya shkol'nikov sredstvami kreativnosti obrazovatel'noj sredy [Prevention of deviant behavior of schoolchildren by means of creativity in the educational environment]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ul'yanovsk, 242 p. (in Russian).
39. Zaporozhec, A. V. (2010). Pedagogicheskaya profilaktika addiktivnogo povedeniya shkol'nikov v sfere informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij [Pedagogical prevention of addictive behavior of schoolchildren in the field of information and communication technologies]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Chelyabinsk, 172 p. (in Russian).
40. Solov'yanyuk, S. G. (2008). Pedagogicheskie usloviya korrekcii deviantnogo povedeniya starsheklassnikov v proektno-tvorcheskoj deyatel'nosti s komp'yuternoj podderzhkoj [Pedagogical conditions for the correction of deviant behavior of high school students in project and creative activities with computer support]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 183 p. (in Russian).
41. Ivleva, A. N. (2004). Pedagogicheskaya podderzhka uchebnoj aktivnostishkol'nikovmladshego podrostkovogo voz-rasta s deviantnym povedeniem social'no-passivnogo tipa [Pedagogical support of educational activity of young adolescent schoolchildren with deviant behavior of a socially passive type]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Omsk, 247 p. (in Russian).
42. Zhestkova, N. K. (2004). Pedagogicheskie usloviya organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa na zanyatiyah s uchash-chimisya s deviantnym povedeniem [Pedagogical conditions of the organization of the educational process in the classroom with students with deviant behavior]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Moscow, 132 p. (in Russian).
43. Obuhova, E. A. (2000). Social'no-pedagogicheskaya reabilitaciya podrostkov deviantnogo povedeniya v usloviyah obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Social and pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant behavior in an educational institution]: dis.... kand. Ped. nauk: 13.00.01, Chelyabinsk, 200 p. (in Russian).
44. Shevchenko, E. L. (2006). Napravleniya vospitatel'noj raboty obshchestvennyh organov samoupravleniya v shkole po preduprezhdeniyu deviantnosti shkol'nikov [Directions of educational work of public self-government bodies at school to prevent deviance of schoolchildren]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, St. Peterburg, 227 p. (in Russian).
45. Vasil'eva, R. M. (2006). Social'noe partnerstvo kak faktor profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov [Social partnership as a factor in the prevention of deviant behavior in adolescents]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Cheboksary, 213 p. (in Russian).
46. Kondratova, T. S. (2009). Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya social'noj kompetentnosti podrostkov kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya v obshcheobrazovatel'noj shkole [Pedagogical support of the development of social competence of adolescents as a means of preventing deviant behavior in secondary schools]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kondratova Tat'yana Sergeevna, Majkop, 193 p. (in Russian).
47. Belikova, S. B. (2006). Pravovoe vospitanie starsheklassnikov kak uslovie profilaktiki deviantnogo povedeniya [Legal education of high school students as a condition for the prevention of deviant behavior]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Stavropol', 207 p. (in Russian).
48. Sajkina, L. V. (2007). Tekhnologii social'no-kul'turnoj animacii v processe korrekcii deviantnogo povedeniya podrostkov [Technologies of socio-cultural animation in the process of correcting the deviant behavior of adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.05, 214 p. (in Russian).
49. Shamsutdinova, D. V. (2011). Social'no-kul'turnaya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak pedagogicheskaya sistema profilaktiki i korrekcii deviantnogo povedeniya podrostkov [Socio-cultural environment of an educational institution as a pedagogical system for the prevention and correction of deviant behavior in adolescents]: dis. . kand. ped. nauk: 13.00.05, Kazan', 203 p. (in Russian).
50. Zinnurov, F. K. (2012). Pedagogicheskaya profilaktika i korrekciya deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah sociokul'turnoj sredy [Pedagogical prevention and correction of deviant behavior in adolescents in the socio-cultural environment]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.05, Kazan', 454 p. (in Russian).
51. Kosabuckaya, S. A. (2004). Pedagogicheskaya reabilitaciya detej s deviantnym povedeniem (sub"ekt-sub"ektnyj podhod [Pedagogical rehabilitation of children with deviant behavior (subject-subject approach)]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, St. Peterburg, 183 p. (in Russian).
52. Shchepina, Yu. A. (2006). Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie beznadzornogo podrostka, chlena asocial'noj gruppy [Socio-pedagogical support of a neglected teenager, a member of an asocial group]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Tyumen', 169 p. (in Russian).
53. Arifulina, R. U. (2007). Professional'naya podgotovka social'nyh pedagogov k rabote s det'mi deviantnogo povedeniya [Professional training of social teachers to work with children of deviant behavior]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, N. Novgorod, 222 p. (in Russian).
54. Blyasova, I. Yu. (2016). Teoretiko-metodologicheskie osnovy profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v sociokul'turnoj srede regiona [Theoretical and methodological foundations for the prevention of deviant behavior in adolescents in the socio-cultural environment of the region]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.05, Chelyabinsk, 523 p. (in Russian).
55. Gerbut, K. A. (2012). Pedagogicheskie usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya starsheklassnikov [Pedagogical conditions for the prevention of deviant behavior among high school students]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Vladimir, 189 p. (in Russian).
56. Salaev, B. K. (2004). Formirovanie cennostnyh orientacij kak sredstvo preodoleniya deviantnogo povedeniya podrostkov [Formation of value orientations as a means of overcoming the deviant behavior of adolescents]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Volgograd, 176 p. (in Russian).
57. Fomina, N. N. (2001). Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' obshcheobrazovatel'noj shkoly po profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov [Socio-pedagogical activity of a comprehensive school for the prevention of deviant behavior of adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, Moscow, 158 p. (in Russian).
58. Filippova, V. P. (2010). Pedagogicheskie usloviya preduprezhdeniya i preodoleniya otklonyayushchegosya povedeniya mladshih shkol'nikov [Pedagogical conditions for the prevention and overcoming of deviant behavior of primary school students]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Cheboksary, 230 p. (in Russian).
59. Nogovicyna, N. M. (2004). Pedagogicheskoe obespechenie profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v uslovi-yah gorodskogo sociuma [Pedagogical support for the prevention of deviant behavior in adolescents in urban society]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Yakutsk, 189 p. (in Russian).
60. Zajdullina, G. G. (2000). Pedagogicheskie usloviya social'no-pedagogicheskoj profilaktiki i korrekcii deviantnogo povedeniya podrostkov v sem'e [Pedagogical conditions of social and pedagogical prevention and correction of deviant behavior of adolescents in the family]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Chelyabinsk, 198 p. (in Russian).
61. Teteryatnikova, L. N. (2009). Social'no-pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya mladshih podrostkov v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Socio-pedagogical prevention of deviant behavior of junior adolescents in education institutions]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, Kostroma, 200 p. (in Russian).
62. Kolesnikova, L. I. (2009). Pedagogicheskie usloviya profilaktiki igrovoj zavisimosti sredi podrostkov [Pedagogical conditions for the prevention of gaming addiction among adolescents]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, N. Novgorod, 228 p. (in Russian).
63. Dubinin, S. N. (2004). Pedagogicheskie usloviya resocializacii lichnosti podrostka deviantnogo povedeniya v ob-shcheobrazovatel'noj shkole [Pedagogical conditions for the resocialization of the personality of a teenager with deviant behavior in a secondary school]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Magnitogorsk, 186 p. (in Russian).
64. Pyl'cina, I. Yu. (2007). Organizaciya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti s podrostkami deviantnogo povedeniya na etape vozrastnogo krizisa [Organization of social and pedagogical activities with adolescents of deviant behavior at the stage of age crisis]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Volgograd, 208 p. (in Russian).
65. Firsov, K. N. (2020). Formirovanie umenij samokontrolya agressivnogo povedeniya podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti [Formation of self-control skills for aggressive behavior of adolescents in extracurricular activities]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Groznyj, 242 p. (in Russian).
66. Kuzchenko, O. A. (2006). Pedagogicheskie usloviya profilaktiki otklonyayushchegosya povedeniya detej na etape perekhoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu vozrastu [Pedagogical conditions for the prevention of deviant behavior in children at the stage of transition from preschool to primary school age] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Volgograd, 202 p. (in Russian).
67. Onishchuk, L. N. (2001). Pedagogicheskie usloviya organizacii vospitatel'nogo processa podrostkov deviantnogo povedeniya [Pedagogical conditions for organizing the educational process of adolescents with deviant behavior]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Barnaul, 202 p. (in Russian).
68. Gajfutdinova, A. M. (2014). Korrekciya rannej stadii deviantnogo povedeniya podrostkov sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti [Correction of the early stage of deviant behavior in adolescents by means of socio-cultural activities]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.05, Kazan', 250 p. (in Russian).
69. Pechenyuk, A. M. (2000). Teoreticheskie osnovy gumanisticheski-orientirovannoj profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih [Theoretical foundations of humanistic-oriented prevention of deviant behavior of adolescents]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Habarovsk, 421 p. (in Russian).
70. Koval'chuk, M. A. (2002). Profilaktika deviantnogo povedeniya starsheklassnikov [Prevention of deviant behavior of high school students]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Yaroslavl', 344 p. (in Russian).
71. Bondareva, E. M. (2009). Formirovanie nravstvennyh cennostej kak faktor preodoleniya deviantnogo povedeniya podrostkov [Formation of moral values as a factor of overcoming deviant behavior of adolescents]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Karachaevsk, 192 p. (in Russian).
72. Shirnina, E. V. (2005). Pedagogicheskoe sodejstvie resocializacii podrostkov s deviantnym povedeniem v social'no-reabilitacionnom centre [Pedagogical assistance in the resocialization of adolescents with deviant behavior in a social rehabilitation center]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Chelyabinsk, 222 p. (in Russian).
73. Ovchinnikov, O. M. (2013). Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya profilaktiki protivopravnogo povedeniya deza-daptirovannyh starsheklassnikov v uchrezhdeniyah obrazovaniya i kul'tury [Theoretical and methodological grounds for the prevention of unlawful behavior of maladapted high school students in educational and cultural institutions]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01,13.00.05, Moscow, 461 p. (in Russian).
74. Yagudin, Z. G. (2001). Social'no-pedagogicheskie tekhnologii perevospitaniya podrostkov s deviantnym povedeniem [Socio-pedagogical technologies for the rehabilitation of adolescents with deviant behavior]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 175 p. (in Russian).
75. Kachmazov, T. A. (2009). Pedagogicheskie usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v uchebno-vospitatel'nom processe obshcheobrazovatel'noj shkoly [Pedagogical conditions for the prevention of deviant behavior of adolescents in the educational process of secondary schools]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Vladikavkaz, 157 p. (in Russian).
76. Gatal'skij, V. D. (2011). Sistema pedagogicheskoj propedevtiki deviantnogo povedeniya uchashchejsya molodezhi [The system of pedagogical propaedeutics of deviant behavior of students]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01, St. Peterburg, 750 p. (in Russian).
77. Paatova, M. E. (2018). Koncepciya formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v special'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah zakrytogo tipa [The concept of formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior in special educational institutions of a closed type]: dis.... draped. nauk: 13.00.01, Majkop, 429 p. (in Russian).
78. Yurichka, A. Yu. (2002). Readaptaciya lichnosti podrostka-devianta v processe ee socializacii [Readaptation of the personality of a deviant teenager in the process of socialization]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ufa, 228 p. (in Russian).
79. Romanova, A. V. (2004). Deyatel'nost' uchitelya nachal'nyh klassov po profilaktike otklonyayushchegosya povedeniya mladshih shkol'nikov [Primary school teacher activities for the prevention of deviant behavior in junior schoolchildren]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Chelyabinsk, 168 p. (in Russian).
80. Getman, V. A. (2009). Formirovanie professional'noj gotovnosti budushchih pedagogov k rabote po profilaktike narkomanii v podrostkovoj srede [Formation of professional readiness of future teachers to work on the prevention of drug addiction in adolescents]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Stavropol', 172 p. (in Russian).
81. Zerkina, E. V. (2007). Podgotovka budushchih uchitelej k prevencii deviantnogo povedeniya shkol'nikov v sfere in-formacionno-kommunikativnyh tekhnologij [Preparing future teachers for the prevention of deviant behavior of schoolchildren in the field of information and communication technologies]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Magnitogorsk, 187 p. (in Russian).
82. Kalinina, S. B. (2001). Podgotovka uchitelej k individual'no-orientirovannomu obucheniyu podrostkov s deviantnym povedeniem [Preparing teachers for individually oriented teaching of adolescents with deviant behavior]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Pskov, 199 p. (in Russian).
83. Paceka, I. M. (2010). Podgotovka uchitelej nachal'nyh klassov k rabote po rannej profilaktike deviantnogo povedeniya uchashchihsya v sisteme vnutrishkol'nogo povysheniya kvalifikacii [Preparation of primary school teachers to work on early prevention of deviant behavior of students in the system of intra-school professional development]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Moscow, 290 p. (in Russian).
84. Pochivalova, Zh. G. (2000). Podgotovka budushchego uchitelya k vzaimodejstviyu so shkol'nikami s deviantnym povedeniem v usloviyah obrazovatel'nogo processa [Preparing the future teacher for interacting with students with deviant behavior in the educational process]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Chelyabinsk, 165 p. (in Russian).
85. Pyatunin, V. A. (2000). Podgotovka studentov fakul'teta social'noj pedagogiki k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya [Preparing students of the Faculty of Social Pedagogy for working with adolescents of deviant behavior]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Magnitogorsk, 176 p. (in Russian).
86. Toisteva, O. S. (2003). Formirovanie gotovnosti budushchih social'nyh pedagogov k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Formation of the readiness of future social educators to work with adolescents of deviant behavior in educational institutions]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Magnitogorsk, 179 p. (in Russian).