Научная статья на тему 'Влияние региональных органов государственной власти на правотворческую деятельность органов местного самоуправления'

Влияние региональных органов государственной власти на правотворческую деятельность органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / LOCAL LAW-MAKING ACTIVITIES / LOCAL AUTHORITIES / LOCAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарь С.Г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации последними их правотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REGIONAL BODIES OF THE FEDERAL GOVERNMENT ON LEGISLATIVE ACTIVITIES OF LOCAL GOVERNMENTS

The article examines the interaction of the regional bodies of the federal state authorities and local self-government in the implementation of their legislative activities.

Текст научной работы на тему «Влияние региональных органов государственной власти на правотворческую деятельность органов местного самоуправления»

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW

УДК 342.553:352 С.Г. ГОНТАРЬ

кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и муниципального права, Орловский государственный университет E-mail: vers@inbox.ru

UDC 342.553:352 S.G. GONTAR

Сandidate of Law, Associate Professor, Department of Administrative and Municipal Law, Orel State University

E-mail: vers@inbox.ru

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРАВОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

INFLUENCE OF REGIONAL BODIES OF THE FEDERAL GOVERNMENT ON LEGISLATIVE ACTIVITIES

OF LOCAL GOVERNMENTS

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации последними их правотворческой деятельности.

Ключевые слова: правотворческая деятельность, орган местного самоуправления, муниципальный нормативный акт.

The article examines the interaction of the regional bodies of the federal state authorities and local self-government in the implementation of their legislative activities.

Keywords: local law-making activities, local authorities, local regulation.

Конституция Российской Федерации закрепляет правовые основы местного самоуправления и его правотворчества, а именно: самостоятельность в решении населением всех вопросов местного значения, обособление органов местного самоуправления, многообразие организационных форм местного самоуправления, соразмерность муниципальных полномочий с материально-финансовыми ресурсами, взаимодействие органов местного самоуправления с иными органами власти, объединениями, организациями, гражданами и т.д., ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением.

Вместе с тем, закрепление самостоятельности органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации не означает полную изолированность указанных органов от иных органов власти, в том числе и в области осуществления правотворческой деятельности.

Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые должны соответствовать вышестоящим нормативным актам, а именно: федеральным и региональным актам.

Необходимость принятия актов на всех уровнях власти объясняется тем, что ни один закон не может охватить все сферы деятельности органов местного самоуправления, поэтому организационно-правовые вопросы находят свое отражение в федеральных, региональных и, естественно, в муниципальных актах.

Система актов, которые могут быть приняты на муниципальном уровне, определена в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №2 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) [1]: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительно -го органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты должны соответствовать вышестоящим нормативным правовым актам, этому, безусловно, способствуют факторы в самом муниципальном образовании, назовем их «внутренние», и факторы за пределами муниципального образования - «внешние».

К «внешним» факторам можно отнести противоречия и неясность норм в действующих нормативных правовых федеральных и региональных актах, что не позволяет на муниципальном уровне урегулировать все необходимые пробелы.

К «внутренним» факторам, которые не позволяют подготовить качественный правовой акт, стоит отнести низкий кадровый состав органов местного самоуправления, отсутствие сотрудников в органах с юридическим образованием.

Так, сельские поселения назвать самостоятельными и способными решать все возложенные на них полномочия, которых более 35, в настоящее время не представляется возможным, особенно в условиях дота-ционности поселений, близкой практически к 100 процентам, с низким кадровым и количественным составом

© С.Г. Гонтарь © S.G. Gontar

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015

в органах местного самоуправления, большим объемом запросов и всевозможных отчетов для различных органов и организаций.

В целях повышения качества нормативных правовых актов органов местного самоуправления с 2009 года согласно статье 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ все принятые нормативные акты органов местного самоуправления включаются в регистр нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Данная деятельность в регионах осуществляется на основании собственных актов, например, в Орловской области принят Закон Орловской области от 8 декабря 2008 года № 847-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Орловской области», а также иные подзаконные акты: Положение об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Орловской области и административный регламент предоставления Аппаратом Губернатора и Правительства Орловской области государственной услуги по представлению сведений, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Орловской области.

Согласно вышеуказанным актам, уполномоченный на ведение регистра орган при включении в регистр акта проводит юридическую экспертизу. При выявлении в принятых муниципальных нормативных правовых актах нарушений действующего законодательства

уполномоченным органом (непосредственно правовым управлением) готовится экспертное заключение, которое с целью приведения акта в соответствие с действующим законодательством направляется руководителю органа местного самоуправления, принявшего акт.

Аналогичной практики придерживается большинство субъектов Российской Федерации. Кроме того, с целью повышения правовой грамотности сотрудников органов местного самоуправления специалистами уполномоченных государственных органов субъектов в рамках реализации государственной функции по ведению регистра муниципальных правовых актов в муниципальных образованиях проводятся также обучающие выездные семинары, готовятся модельные акты муниципальных правовых актов.

На основании вышеизложенного и имеющейся практики организации и ведения регистра муниципальных правовых актов в регионах можно сделать вывод, что данное взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации последними их правотворческой деятельности только положительным образом повлияло на качество принимаемых актов, а совершенствование этого взаимодействия, полагаем, положительным образом будет влиять на правоприменительную практику и в дальнейшем.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822. (с изм. и доп.).

References

1. Federal Law dated October 6, 2003 № 131-FL «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822. (Amended. And add.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.