12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
УДК 342.553:352 С.Г. ГОНТАРЬ
кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и муниципального права, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 342.553:352 S.G. GONTAR
Сandidate of Law, Associate Professor, Department of Administrative and Municipal Law, Orel State University
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРАВОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
INFLUENCE OF REGIONAL BODIES OF THE FEDERAL GOVERNMENT ON LEGISLATIVE ACTIVITIES
OF LOCAL GOVERNMENTS
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации последними их правотворческой деятельности.
Ключевые слова: правотворческая деятельность, орган местного самоуправления, муниципальный нормативный акт.
The article examines the interaction of the regional bodies of the federal state authorities and local self-government in the implementation of their legislative activities.
Keywords: local law-making activities, local authorities, local regulation.
Конституция Российской Федерации закрепляет правовые основы местного самоуправления и его правотворчества, а именно: самостоятельность в решении населением всех вопросов местного значения, обособление органов местного самоуправления, многообразие организационных форм местного самоуправления, соразмерность муниципальных полномочий с материально-финансовыми ресурсами, взаимодействие органов местного самоуправления с иными органами власти, объединениями, организациями, гражданами и т.д., ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением.
Вместе с тем, закрепление самостоятельности органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации не означает полную изолированность указанных органов от иных органов власти, в том числе и в области осуществления правотворческой деятельности.
Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые должны соответствовать вышестоящим нормативным актам, а именно: федеральным и региональным актам.
Необходимость принятия актов на всех уровнях власти объясняется тем, что ни один закон не может охватить все сферы деятельности органов местного самоуправления, поэтому организационно-правовые вопросы находят свое отражение в федеральных, региональных и, естественно, в муниципальных актах.
Система актов, которые могут быть приняты на муниципальном уровне, определена в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №2 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) [1]: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительно -го органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Муниципальные нормативные правовые акты должны соответствовать вышестоящим нормативным правовым актам, этому, безусловно, способствуют факторы в самом муниципальном образовании, назовем их «внутренние», и факторы за пределами муниципального образования - «внешние».
К «внешним» факторам можно отнести противоречия и неясность норм в действующих нормативных правовых федеральных и региональных актах, что не позволяет на муниципальном уровне урегулировать все необходимые пробелы.
К «внутренним» факторам, которые не позволяют подготовить качественный правовой акт, стоит отнести низкий кадровый состав органов местного самоуправления, отсутствие сотрудников в органах с юридическим образованием.
Так, сельские поселения назвать самостоятельными и способными решать все возложенные на них полномочия, которых более 35, в настоящее время не представляется возможным, особенно в условиях дота-ционности поселений, близкой практически к 100 процентам, с низким кадровым и количественным составом
© С.Г. Гонтарь © S.G. Gontar
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015
в органах местного самоуправления, большим объемом запросов и всевозможных отчетов для различных органов и организаций.
В целях повышения качества нормативных правовых актов органов местного самоуправления с 2009 года согласно статье 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ все принятые нормативные акты органов местного самоуправления включаются в регистр нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Данная деятельность в регионах осуществляется на основании собственных актов, например, в Орловской области принят Закон Орловской области от 8 декабря 2008 года № 847-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Орловской области», а также иные подзаконные акты: Положение об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Орловской области и административный регламент предоставления Аппаратом Губернатора и Правительства Орловской области государственной услуги по представлению сведений, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Орловской области.
Согласно вышеуказанным актам, уполномоченный на ведение регистра орган при включении в регистр акта проводит юридическую экспертизу. При выявлении в принятых муниципальных нормативных правовых актах нарушений действующего законодательства
уполномоченным органом (непосредственно правовым управлением) готовится экспертное заключение, которое с целью приведения акта в соответствие с действующим законодательством направляется руководителю органа местного самоуправления, принявшего акт.
Аналогичной практики придерживается большинство субъектов Российской Федерации. Кроме того, с целью повышения правовой грамотности сотрудников органов местного самоуправления специалистами уполномоченных государственных органов субъектов в рамках реализации государственной функции по ведению регистра муниципальных правовых актов в муниципальных образованиях проводятся также обучающие выездные семинары, готовятся модельные акты муниципальных правовых актов.
На основании вышеизложенного и имеющейся практики организации и ведения регистра муниципальных правовых актов в регионах можно сделать вывод, что данное взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации последними их правотворческой деятельности только положительным образом повлияло на качество принимаемых актов, а совершенствование этого взаимодействия, полагаем, положительным образом будет влиять на правоприменительную практику и в дальнейшем.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822. (с изм. и доп.).
References
1. Federal Law dated October 6, 2003 № 131-FL «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822. (Amended. And add.).