Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в рамках правотворческой деятельности'

Проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в рамках правотворческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МЕСТАХ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / LOCAL LAW-MAKING ACTIVITIES / LOCAL AUTHORITIES / LOCAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарь С.Г

В статье рассматривается эффективность реализации правотворческой деятельности органов местного самоуправления во взаимодействии с органами прокуратуры, а также причины и проблемы взаимодействия указанных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF COOPERATION OF THE PROSECUTION AND LOCAL AUTHORITIES IN THE LAWMAKING

This article reviews the effectiveness of implementation of the legislative activities of local authorities in collaboration with public prosecutors, as well as the causes and problems of cooperation between them.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в рамках правотворческой деятельности»

3. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 0.01.2002 N 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. ФЗ «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. N бЗ-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Халиков P.O. Правовой режим электронного документа: Вопросы использования электронной цифровой подписи. Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. Казань, 2006.

7. Шишаева Е.Ю. Правовое регулирование использования электронного документа в предпринимательской деятельности. Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. Москва 2005.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation of 30.11.1994 N 51-FL // CL RF. 1994.

2. Kvashin VI. Legal aspects of the use of digital signature in a contractual relationship with entrepreneurs. Candidate dissertation in Law: author's abstract. St. Petersburg. 2010.

3. Federal Law "On Electronic Digital Signature" 0.01.2002 N 1-FL // ATP "ConsultantPlus".

4. Federal Law "On Information, Information Technology and Information Security" on July 27, 2006 N 149-FL // ATP "ConsultantPlus".

5. Federal Law "On Electronic Signatures" on April 6, 2011 N 63-FL // ATP "ConsultantPlus".

6. Khalikov P.O. The legal regime of the electronic document: The use of digital signatures. Candidate dissertation in Law: author's abstract. Kazan,2006.

7. ShishaevaE.Y. The legal regulation of the use of electronic documents in business. Candidate dissertation in Law: author's abstract. Moscow 2005.

УДК 342.553:352 С.Г. ГОНТАРЬ

кандидат юридических наук доцент кафедры административного и муниципального права Орловского государственного университета E-mail: vers@inbox.ru

UDC 342.553:352 S.G. GONTAR

сandidate of Law Associate Professor of Administrative and Municipal Law, Faculty of Law, Orel State University

E-mail: vers@inbox.ru

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE PROBLEMS OF COOPERATION OF THE PROSECUTION AND LOCAL AUTHORITIES IN THE LAWMAKING

В статье рассматривается эффективность реализации правотворческой деятельности органов местного самоуправления во взаимодействии с органами прокуратуры, а также причины и проблемы взаимодействия указанных органов.

Ключевые слова: правотворческая деятельность на местах, орган местного самоуправления, муниципальный нормативный акт.

This article reviews the effectiveness of implementation of the legislative activities of local authorities in collaboration with public prosecutors, as well as the causes and problems of cooperation between them.

Keywords: local law-making activities, local authorities, local regulation.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] (далее - Закон), предметом надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,

© С.Г. Гонтарь © S.G. Gontar

представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

Согласно части 2 статьи 21 Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (52), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 52. 2013

прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Органы местного самоуправления, осуществляя свою деятельность, принимают все необходимые меры с целью эффективного сотрудничества и повышения качества принимаемых правовых актов, а также недопущения нарушений законодательства. Так, в настоящее время, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» [4] проекты нормативных правовых актов направляются в органы прокуратуры для проведения экспертизы проекта акта и подготовки соответствующего заключения. Органы местного самоуправления направляют их с целью осуществления превентивного контроля органами прокуратуры.

Однако, при подобном взаимодействии у органов прокуратуры и органов местного самоуправления возникают определенные трудности. Так, между направлением в органы прокуратуры и получением заключения на проект акта проходит довольно много времени, в связи с чем в условиях оперативности принятия необходимых решений, а также назначенных заседаний представительного органа муниципального образования (заседания в муниципальных образованиях, например, в сельских поселениях, проходят один раз в квартал) часто акты принимаются без получения заключения органов прокуратуры. Кроме того, при реализации государственной функции по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов возникла такая проблема, когда после проверки органами прокуратуры проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в соответствии с заключениями органов прокуратуры нарушений действующего законодательства не выявлено, однако, при проведении юридической экспертизы уполномоченным органом субъекта на ведение регистра актов уже вступивших актов в силу при внесении в регистр выявляются нарушения норм действующего законодательства.

Практика ведения регистра (эти и многие другие вопросы были предметом рассмотрения на Всероссийских научно-практических конференциях по обмену опытом ведения информационных баз данных в электронном виде в системе НПА ЕСИТО на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, которые были проведены в октябре 2011 и 2012 годов в городе Москве) свидетельствует о том, что органы местного самоуправления в большинстве случаев соглашаются с экспертными заключениями уполномоченных органов государственной власти субъектов,

однако, нередки случаи, когда специалисты органов местного самоуправления категорически не соглашаются с подготовленными заключениями, о чем направляют соответствующие письма, указывая также на то, что на проект акта имеется положительная экспертиза органов прокуратуры и органы местного самоуправления в силу Конституции Российской Федерации [1] и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] самостоятельно и под свою ответственность осуществляют свои полномочия по решению вопросов местного значения.

При взаимодействии с органами прокуратуры возникают также трудности при определении характера правового акта: является ли он нормативным или ненормативным. Четкого определения, которое позволяло было однозначно относить тот или иной акт к нормативному или ненормативному, на законодательном уровне не имеется. Разъяснения по определению нормативности актов содержатся в общем виде в Постановлении Пленума Верховного суда «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» [5].

К существенным признакам, характеризующим правовой акт как нормативный, относятся:

- наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение;

- издание акта в установленном порядке упра-вомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом;

- направление на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Органы местного самоуправления и органы прокуратуры зачастую расходятся во мнении, какие акты относятся к нормативным, а какие нет, в связи с чем не все проекты нормативных актов могут быть предоставлены в органы прокуратуры для предварительной экспертизы.

Кроме того, трудности взаимодействия возникают и при осуществлении межведомственного взаимодействия, а именно: в последнее время участились запросы из органов прокуратуры в органы местного самоуправления, сроки исполнения которых ограничены (в течение нескольких часов, в течение дня), при этом ссылка в запросах имеется лишь на статью 22 Закона, в которой четко не определены сроки подготовки ответов на запросы. В кратчайшие сроки довольно сложно собрать сотрудникам органов местного самоуправления всю необходимую информацию по запросу (особенно в сельском поселении, где в администрации работает 3-4 человека), тем более, что зачастую запрашиваемая информация в органе местного самоуправления отсутствует (например, запрос касается деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта).

Такой механизм взаимодействия органов проку-

ратуры и органов местного самоуправления не способствует эффективному правотворчеству органов местного самоуправления, не способствует принятию качественных соответствующих нормам права и потребностям общества актов.

Проблемы недостаточного финансирования, необеспеченности финансовыми средствами полномочий органов местного самоуправления, закрепленных действующим законодательством, порождают проблемы увеличения количества фактов привлечения глав муниципальных образований к административной ответственности (денежный штраф иногда составляет до 30 тысяч рублей). В сложив-

шихся условиях не исключена возможность того, что в ближайшее время органы местного самоуправления могут остаться без руководящих кадров, а случаи увольнения глав в отставку по собственному желанию уже учащаются.

На основании изложенного очевидно, что назрела необходимость усовершенствования механизмов взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, например, путем конкретизации норм статьи 22 Закона, касающейся сроков для запросов в органы власти, а также путем повышения качества проводимых проверок проектов актов органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации [Текст] // М., 2007.

2. Федеральный закон от 17 января 1992 года N° 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Электронная правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822. (с изм. и доп.).

4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» (в редакции приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 395) [Электронный ресурс] // В данном виде документ опубликован не был. Размещен в электронной правовой системе «Консультант Плюс».

5. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации». № 1. Январь. 2008. (с изм. и доп.). Пункт 9.

References

1. The Russian Constitution // M., 2007.

2. Federal Law of 17January, 1992 № 2202-1 «On the Procuracy of the Russian Federation» [electronic resource] // Electronic legal system «Consultant Plus».

3. Federal Act of 6October, 2003 № 131-FZ «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» [Text] // Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822. (Amended. And add.).

4. Order of the General Prosecutor of the Russian Federation of 2October, 2007 № 155 «On the organization of prosecutorial supervision over the legality of legal acts of the public authorities of the Russian Federation and local self-government» (as amended by Order of the General Prosecutor of the Russian Federation of December 23, 2009 № 395) [Electronic resource] // The document has not been published in this version. Electronic legal system «Consultant Plus».

5. Resolution by Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 29, 2007 № 48 «On the practice of court proceeding of cases on contesting the legal regulations either fully or partially» [Text] // «Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation» - № 1. - January. - 2008. (Amended. And add.). Item 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.