Научная статья на тему 'К вопросу о реализации конституционных принципов избирательного права при формировании органов местного самоуправления'

К вопросу о реализации конституционных принципов избирательного права при формировании органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOCAL AUTHORITIES / CONSTITUTIONAL PRINCIPLES / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарь С. Г.

В статье рассматриваются основные конституционные принципы избирательного права, без которых невозможно формирование органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF ELECTORAL LAW IN THE FORMATION OF LOCAL GOVERNMENTS

This article discusses the basic constitutional principles of electoral law, essential for formation of local governments.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации конституционных принципов избирательного права при формировании органов местного самоуправления»

УДК 342.553:352 С.Г. ГОНТАРЬ

кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и муниципального права, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 342.553:352 S.G. GONTAR

Сandidate of Law, Associate Professor, Department of Administrative and Municipal Law, Orel State University

E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ON THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF ELECTORAL LAW IN THE FORMATION OF LOCAL GOVERNMENTS

В статье рассматриваются основные конституционные принципы избирательного права, без которых невозможно формирование органов местного самоуправления.

Ключевые слова: орган местного самоуправления, конституционные принципы.

This article discusses the basic constitutional principles of electoral law, essential for formation of local governments. Keywords: local authorities, constitutional principles.

Конституция - основной закон правового государства. Без базовых принципов нет отрасли права.

В Конституции Российской Федерации в общем виде закреплены правовые основы местного самоуправления: самостоятельность в решении населением всех вопросов местного значения, в том числе и в правотворческой деятельности, обособление органов местного самоуправления, многообразие организационных форм местного самоуправления, соразмерность муниципальных полномочий с материально-финансовыми ресурсами, взаимодействие органов местного самоуправления с иными органами власти, объединениями, организациями, гражданами и т.д., ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением).

Но для реализации вопросов местного самоуправления должны быть созданы органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления формируются в соответствии с уставом муниципального образования. Так, глава муниципального образования и представительный орган муниципального образования может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основные принципы, которые направлены на обеспечение реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, также содержатся в Конституции Российской Федерации.

Под принципами избирательного права в науке понимаются «общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы наро-

довластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан»[11].

Среди основных принципов избирательного права можно выделять следующие: всеобщее избирательное право; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; свободное и добровольное участие гражданина в выборах [9, 12].

Кроме того, принципы отражаются не только в Конституции, нормативных актах на федеральном уровне, но и на региональном уровне. Например, статья 2 Закона Орловской области от 4 июня 2012 года № 1364-ОЗ «О выборах Губернатора Орловской области» содержит основные принципы проведения выборов Губернатора Орловской области, а статья 3 конкретизирует реализацию принципа всеобщего избирательного права при выборах Губернатора Орловской области [7].

Что же касается конституционных принципов, то суть принципа всеобщего избирательного права заключается в том, что граждане Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, имеют право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме (Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 28.06.2004

© С.Г. Гонтарь © S.G. Gontar

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ DISSERTATION RESEARCH

№ 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [4, 5]). Но указанный принцип распространяется не только на российских граждан, но и на постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, которые имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (статья 10 [5], статья 3 [6]).

Принцип равенства в избирательном праве заключается в равенстве возможностей избирателей и кандидатов в избирательном процессе (статья 5 [5]). То есть все граждане, не отстраненные от участия в голосовании по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, имеют равные права и обязанности, одинаково влияют на результат выборов.

В условиях многопартийности и при соблюдении гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина свободные выборы предполагают наличие такой избирательной системы, которая обеспечит гражданам равные возможности в реализации активного и пассивного избирательного права, что предполагает также адекватное определение статуса кандидатов и такое регулирование предвыборной агитации и финансирования выборов, которое, основываясь на конституционном принципе равенства, будет учитывать при этом различие способов и условий реализации указанных прав, а также ее социально-политические и юридические последствия [8].

В Российской Федерации избирательное право является прямым, то есть избиратели голосуют непосредственно за или против того или иного кандидата, список

кандидатов, в отличие от таких государств, например, как США, где проводятся косвенные выборы, когда выборы проводятся посредством избираемых гражданами «выборщиков».

Принцип тайны голосования заключается в том, что свобода волеизъявления избирателя, свобода его выбора осуществляется без какого-либо наблюдения и контроля (статья 7 [5]), в том числе, путем заполнения избирательного бюллетеня в кабине для голосования.

Обязанность избирательной комиссии заключается в обеспечении тайны голосования, сохранности бюллетеня и учета голоса при установлении итогов голосования.

Свободное и добровольное участие гражданина в выборах заключается в неоказании на граждан давления, принуждения к участию или неучастию в выборах, референдуме (статья 3 [3]). Свободные выборы предполагают также необходимость проведения выборов с разумной периодичностью при обеспечении свободного волеизъявления граждан в условиях состязательности и открытости [10].

Подводя итог рассмотрения основных конституционных принципов избирательного права, без реализации которых невозможно формирование органов местного самоуправления, необходимо отметить, что принципы российского законодательства отвечают положениям источников международного права, согласно которым каждый гражданин без дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на выборах (в частности на выборах в органы местного самоуправления), которые производятся на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании [1].

Библиографический список

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 44.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г Риме 04.11.1950) // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, № 2, ст. 163 (с изм. и доп.).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2004, № 27, ст. 2710 (с изм. и доп.).

5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253 (с изм. и доп.).

6. Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822. (с изм. и доп.).

7. Закон Орловской области от 4 июня 2012 года № 1364-03 «О выборах Губернатора Орловской области» // «Орловская правда», № 80, 06.06.2012 (с изм. и доп.).

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области» // «Собрание законодательства РФ», 03.07.2006, № 27, ст. 2970.

9. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М., 2011. Т. 1.

10. Иванченков Ю.В. Принципы избирательного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12. С. 30-36.

11. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. № 2. С. 21.

12. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. М., 2013. С.592.

References

1. International Covenant on Civil and Political Rights of 16 December 1966 // Collection of existing treaties , agreements and conventions concluded with foreign states . MY . XXXII. M., 1978 . P. 44.

2. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (concluded in Rome 11.04.1950) // «Collection of Laws of the Russian Federation», 08.01.2001, № 2, p. 163 (with amendments).

3. The Russian Constitution [text] // M., 2007.

4. Federal Constitutional Law of 28.06.2004 № 5 -FCL «On referendum of the Russian Federation» // «Collection of Laws of the Russian Federation», 05.07.2004, № 27, art. 2710 (with amendments).

5. Federal Law of 12.06.2002 № 67 -FL «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation» // «Collection of Laws of the Russian Federation», 17.06.2002, Number 24 , Art. 2253 (with amendments).

6. Federal Act dated October 6, 2003 № 131-FL «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» [Text] // Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822. (Amended. And add.).

7. Law of Orel region of June 4, 2012 № 1364 -OL «On elections of Governor of Orel region» // «Orel truth», № 80, 06.06.2012 (with changes amendments).

8. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from 16.06.2006 № 7 -P «In the case on the constitutionality of several provisions of Articles 48, 51, 52, 54, 58 and 59 of the Federal Law» On Basic Guarantees of Electoral Rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation» on the request of the State Duma of Astrakhan region» // «Collection of Laws of the Russian Federation», 03.07.2006, № 27, art . 2970.

9. Avakyan S.A. Russian constitutional right. Training Course : Textbook. Tutorial: 2 v. M., 2011 . v.1.

10. Ivanchenkov Y. Principles of electoral law // State Government and local government . 2012 . Number 12. Pp. 30 - 36.

11. Knyazev S.D. Principles of the Russian electoral law // Jurisprudence. 1998. Number 2 . P. 21.

12. Kozlov E.I., Kutafin O.E. Constitutional law of Russia: Textbook. M., 2013. P.592.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.