Научная статья на тему 'Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет'

Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3574
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапова А. А., Куликова С. А.

Современный уровень развития информационных технологий позволяет проводить предвыборную агитацию посредством новейших средств массовой коммуникации, таких как сеть Интернет. В связи с этим многократно возрастает возможность распространения недостоверной информации, материалов и сообщений, порочащих кандидатов, манипулирования общественным сознанием. Цель. Проанализировать современные проблемы правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет и выработать рекомендации по совершенствованию соответствующих норм избирательного законодательства. Результаты. Изучено законодательство Российской Федерации, регулирующее различные способы осуществления предвыборной агитации; осуществлен © 472Шапова А. А., Куликова С. А., 2016 сравнительно-правовой анализ правового регулирования предвыборной агитации в СМИ и в сети Интернет; выявлены правовые ограничения и исследованы основные нарушения предвыборной агитации в сети Интернет. Заключение. При правовом регулировании политической агитации в сети Интернет важно учитывать особенности распространения информации в глобальном информационном пространстве. Основной целью должно быть поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей права на свободные выборы и свободы слова и информации. Распространение агитации в сети Интернет следует выделить в качестве самостоятельного предмета правового регулирования, что диктует необходимость внесения соответствующих изменений в Закон «Об основных гарантиях…».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет»

20. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 1, art. 118; 2014, no. 30 (pt. II), art. 4286.

21. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1994, no. 13, art. 1447; 2015, no. 51 (pt. I), art. 7229

22. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda RF ot 06.04.1998 № 11-P [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 06.04.1998 № 11-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 16, art. 1879.

23. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda RF ot 01.12.1999 № 17-P [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 01.12.1999 № 17-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1999, no. 51, art. 6364.

24. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda RF ot 30.04.1997 № 7-P [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 30.04.1997 № 7-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 20, art. 2383.

25. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda RF ot 25.06.2001

Please cite this article in press as:

№ 9-P [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 25.06.2001 № 9-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 27, art. 2804.

26. Bobrova V. K. Institut polnomochnogo predstavitelia Pre-zidenta v Konstitutsionnom Sude: praktika deiatel'nosti [Institute of the plenipotentiary representative of the President of the Constitutional Court: the practice of activities]. Jurnalkonstitutsionnogopravosudiya [Constitutional Justice Magazine], 2008, no. 5, pp. 16-18.

27. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 11, ct. 1022; 2015, no. 41 (pt. II), art. 5638.

28. Glavnyi federal 'nyi inspector po Saratovskoi oblasti ap-parata Polnomochnogo predstavitelia Prezidenta RF v Privoljskom federalnom okruge (Chief Federal Inspector of the Plenipotentiary Representative of RF President in the Volga Federal District. Site). Available at: http://www. gfi64.pfo.ru/ (accessed 15 May 2016).

29. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 13, ct. 1188; 2015, no. 11, art. 1585.

Abaeva E. A. Modern Constitutional-Legal Regulation of the Organization and Activity of Presidential Plenipotentiary Envoy to Russia. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 464-472 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-464-472.

УДК 342.849.5

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А. А. Шапова

студентка магистратуры юридического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: nastushka [email protected]

С. А. Куликова

доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Введение. Современный уровень развития информационных технологий позволяет проводить предвыборную агитацию посредством новейших средств массовой коммуникации, таких как сеть Интернет. В связи с этим многократно возрастает возможность распространения недостоверной информации, материалов и сообщений, порочащих кандидатов, манипулирования общественным сознанием. Цель. Проанализировать современные проблемы правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет и выработать рекомендации по совершенствованию соответствующих норм избирательного законодательства. Результаты. Изучено законодательство Российской Федерации, регулирующее различные способы осуществления предвыборной агитации; осуществлен

сравнительно-правовой анализ правового регулирования предвыборной агитации в СМИ и в сети Интернет; выявлены правовые ограничения и исследованы основные нарушения предвыборной агитации в сети Интернет. Заключение. При правовом регулировании политической агитации в сети Интернет важно учитывать особенности распространения информации в глобальном информационном пространстве. Основной целью должно быть поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации. Распространение агитации в сети Интернет следует выделить в качестве самостоятельного предмета правового регулирования, что диктует необходимость внесения соответствующих изменений в Закон «Об основных гарантиях...».

Ключевые слова: избирательное право, предвыборная агитация, ограничение права на распространение информации, правовое регулирование отношений в сети Интернет.

DOУ. 10.18500/1994-2540-2016-16-4-472-480

Введение

Предвыборная агитация является одной из важных стадий избирательного процесса. Правовое регулирование предвыборной агитации в период избирательной кампании дает избирателям возможность самостоятельно сделать выбор между различными кандидатами, политическими партиями, обеспечить реализацию принципа равенства гражданских, в частности избирательных, прав участников избирательного процесса, реализующих свое пассивное и активное избирательное право.

Осуществление предвыборной агитации характеризуется большим количеством нарушений. Согласно данным Центральной избирательной комиссии России, 48,5% поступивших в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обращений о нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний по выборам высших должностных лиц субъектов Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований - административных центров (столиц) субъектов Федерации в единый день голосования 13 сентября 2015 г. касались именно нарушений порядка проведения предвыборной агитации (552 из 1206 обращений). Более 62% из них нашли свое подтверждение (69 из 111 обращений) [1].

Современный уровень развития информационных технологий позволяет проводить предвыборную агитацию посредством новейших средств массовой коммуникации, таких как сеть Интернет. В связи с этим многократно возрастает возможность распространения недостоверной информации, материалов и сообщений, порочащих кандидатов, манипулирования общественным сознанием. Подобная практика противоречит основным принципам российского избирательного права, в соответствии с которым граждане должны свободно осуществлять выборы и, значит, формировать свое мнение самостоятельно, а не под воздействием недобросовестной агитации.

Цель

Целью данной статьи стал анализ современных проблем правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет и выработка рекомендаций по совершенствованию соответствующих норм избирательного законодательства.

Результаты

Предвыборная агитация обладает двойственной правовой природой, обусловленной ее принадлежностью к двум конституционно-правовым

институтам: институту свободы слова, свободы массовой информации (ст. 29 Конституции Российской Федерации) и институту избирательного права (ст. 3, 32) [2]. Гражданин, участвуя в предвыборной агитации, реализует свои личные права: право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, право на выражение своего мнения о кандидатах и политических партиях, их предвыборных программах и деятельности. Одновременно гражданин участвует в политической деятельности по формированию органов государственной власти, осуществляя право избирать или быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Законодательство, регулирующее осуществление предвыборной агитации, можно разделить на два блока.

Базовым актом, законодательным каркасом российской избирательной системы является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон «Об основных гарантиях...») [3]. Важное значение имеют другие законы, формирующие институт избирательного права и регулирующие общественные отношения в ходе избирательного процесса: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме в Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О выборах депутатов Го -сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О выборах Президента Российской Федерации» [6], а также соответствующие акты законодательства субъектов Российской Федерации.

Информационно-правовые отношения регулируются Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2015) «О средствах массовой информации» [7], которым предусматриваются порядок и сроки приостановления выпуска средства массовой информации за повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (ст. 16.1), а также Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8], поскольку отношения по распространению информации в сети Интернет регулируются в основном этим законом.

Закон « Об основных гарантиях.» различает два типа распространения информации, связанной с проведением выборов: информирование

(ст. 44-47) и агитацию (ст. 48-56). Эти положения Закона стали предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации, который дал конституционно-правовое толкование понятиям «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».

При рассмотрении вопросов о конституционном характере ограничений предвыборной агитации Конституционный суд РФ особо подчеркнул, что, поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», критерием, позволяющим различать предвыборную агитацию и информирование, должно служить наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие избранию конкретного кандидата, избирательного объединения [9].

Данный подход является целесообразным и своевременным, так как в рамках предыдущих избирательных кампаний много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов. Ученые и практики отмечают, что «отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости "объективного информирования граждан"» [10, с. 385].

Традиционно ограничения предвыборной агитации, установленные законодательством в целях защиты интересов избирателей, кандидатов, избирательных объединений, а также общественных и публичных интересов, подразделяются на следующие группы:

- временные (агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования);

- содержательные (запрет призывов к совершению деяний экстремистской направленности, пропаганды социальной, национальной, расовой ненависти или вражды, публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики, ограничение на использование изображений физических лиц, объектов интеллектуальной собственности и т. д.);

- процедурные (экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть

представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию) [11, с. 29; 12, с. 13].

На наш взгляд, ведение предвыборной агитации в сети Интернет требует более подробного законодательного закрепления.

Несмотря на положительные оценки использования современных информационных технологий, необходимо учитывать и негативные аспекты размещения предвыборной агитации в Интернете, обусловленные спецификой распространения информации в виртуальном пространстве:

1) большая общественная опасность распространения агитационных материалов, содержащих недостоверную информацию либо нарушающих иные требования законодательства к содержанию агитационных материалов, поскольку в этом случае в заблуждение будет введено неопределенное (очень большое) число граждан;

2) неопределенность правового статуса некоторых субъектов правоотношений и, как следствие, трудности возложения ответственности;

3) сложность установления объективной стороны правонарушения, в частности, времени и места совершения правонарушения, сложность фиксации правонарушения с учетом совмещения процедур обмена документированной информацией и ее обращения в виртуальном пространстве информационных коммуникаций; необходимость проведения определенных процессуальных действий;

4) несовершенство действующего законодательства, наличие ряда правовых пробелов в информационном праве. Информационно-правовое регулирование общественных отношений, возникающих и протекающих в Интернете, не носит системного характера, с этим связана определенная противоречивость правовых норм, регулирующих информационные правоотношения в различных сферах социальной и экономической жизни, в том числе в сфере избирательных отношений. Это осложняет противодействие совершению правонарушений [13, с. 173].

Перечисленными выше аспектами обусловлена необходимость совершенствования избирательного законодательства в части установления правовых ограничений предвыборной агитации в сети Интернет.

Роль Интернета в предвыборных кампаниях и непосредственно при проведении выборов весьма значительна. Но отсутствие системного законодательного регулирования предвыборной агитации в Глобальной сети порождает большое количество нарушений.

Выделим несколько наиболее острых проблем. 1. Защита чести и достоинства кандидатов. Одним из наиболее частых случаев использования интернет-ресурсов для совершения правонарушений во время избирательной кампании является распространение порочащей информации.

Например, заинтересованное лицо размещает сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию политического конкурента, известного должностного лица или общественного деятеля, на каком-либо посещаемом сайте в Интернете. Эти сведения будут доступны неограниченному кругу лиц, на них будут ссылаться СМИ как на источник информации. Таким образом, материалы, дискредитирующие кандидата или общественное объединение в целях подорвать их положение в предвыборной гонке, будут распространяться дальше.

В частности, ч. 6. ст. 56 Закона «Об основных гарантиях...» предусматривается обязанность средств массовой информации опубликовать опровержение недостоверной информации в защиту чести, достоинства или деловой репутации кандидатов, для интернет-сайтов подобной обязанности не предусматривается. Следует отметить, что в 2013 г. решением Конституционного суда изменения, касающиеся опровержения недостоверной информации в Интернете, были внесены в ст. 152 Гражданского кодекса («Защита чести, достоинства и деловой репутации») [14]. Но эта норма не учитывает специфики избирательного процесса, что опровержение должно быть распространено до окончания агитационного периода, когда распространение негативной или позитивной информации о кандидате может существенно повлиять на мнение избирателей.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым введение в Закон «Об основных гарантиях...» специальной нормы, предусматривающей опровержение недостоверной информации в защиту чести, достоинства или деловой репутации кандидатов в сети Интернет. Мы предлагаем следующий механизм.

В случае обнаружения в Интернете сайтов или страниц сайтов, на которых размещается информация, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию кандидата, Роскомнадзор на основании вступившего в силу судебного акта в течение одних суток должен будет:

- направить по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в Интернете или к информации, размещенной на нем и содержащей информацию, порочащую честь, достоинство или деловую репутацию кандидата;

- определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети Интернет указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта, на котором размещена информация, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию кандидата, и направить такому лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать этот сайт в Интернете, с требованием принять меры по удалению такой информации, а также размещению опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.

В свою очередь, оператор связи в течение суток должен будет ограничить доступ к информационному ресурсу или к информации, размещенной на нем, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию кандидата.

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в Сети, обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, порочащую честь, достоинство или деловую репутацию кандидата, а также разместить опровержение указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей Интернета.

В случае, если владелец информационного ресурса удалит такую информацию и разместит опровержение, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор.

В качестве заключительного этапа Роском-надзор проверяет достоверность такого уведомления и в свою очередь уведомляет по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о возобновлении доступа к информационному ресурсу в Сети. В этом случае оператор связи возобновляет доступ к указанному сайту.

Таким образом, в течение трех суток информация, признанная судом порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидата, должна быть удалена и на ее месте должно появиться опровержение, которое указывает на то, что та информация была недостоверной.

2. Указание выходных данных и источников финансирования.

Для печатных изданий установлена норма об обязательном указании источников финансирования агитационных материалов (например,

средства избирательного фонда кандидата) (п. 6 ст. 55 Закона «Об основных гарантиях.»).

Для распространения информации в сети Интернет подобной нормы нет, что способствует непрозрачности агитационной кампании в Интернете, распространению недостоверных сведений, сливу компромата, появлению материалов, содержащих «черный пиар», при этом довольно сложно установить авторов подобных агитационных материалов.

Например, в период избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную думу в 2011 г. муниципальный служащий разместил в Сети видеоролик, в котором в нарушение закона агитировал пенсионеров и бюджетников за партию власти [15].

В Справочно-методическом материале по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет для информационного обеспечения выборов, одобренном на заседании ЦИК России 29 июля 2015 г. [16], указывается, что согласно п. 2 ст. 54 Закона «Об основных гарантиях.» все аудиовизуальные материалы (к которым относятся материалы, размещенные в Сети) должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. В целях реализации указанной нормы закона в качестве информации о тираже аудиовизуального материала возможно указывать количество его копий, изготовленных на материальных носителях (на жестких дисках персональных компьютеров, а также съемных носителях - компакт-дисках, флэш-картах и т.д.), либо количество сайтов (страниц сайтов), на которых кандидат, избирательное объединение планируют разместить предвыборный агитационный материал. Указанные данные могут быть размещены на соответствующем материальном носителе либо содержаться непосредственно в визуальном и (или) звуковом ряду материала.

Между тем не все положения данной статьи можно использовать по аналогии.

Если материалы, которые технически могут быть размещены в сети Интернет, относятся к аудиовизуальным, то насколько точно возможно учитывать количество копий в Интернете?

Если для печатного издания устанавливается тираж в определенном количестве экземпляров, то как можно определить количество копий конкретной информации (в данном случае предвыборной агитации) в Сети?

Копирование в сети Интернет имеет другую технологическую природу. Оно осуществляется посредством репостов, в которых может участвовать большое количество пользователей. Кроме того, само по себе копирование вовсе не обязательно, потому что доступ может осуществляться путем просмотров.

Если периодичность выхода СМИ указывается в выходных данных этого СМИ, то каким образом будет учитываться периодичность обновления сайтов?

В связи с этим положение о количестве копий тиража, изготовленных на материальных носителях, не всегда можно применить, поскольку распространение информации в Интернете может вестись как с использованием съемных носителей (компакт-диски, флэш-карты и т.д), так и без них - посредством просмотра. Возможно, в данном случае следует воспользоваться нормой, устанавливающей особенности распространения общедоступной информации блогером, в которой за точку отсчета берется не тираж издания, а количество пользователей, осуществивших доступ к размещенной на сайте информации (ст. 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8]).

Спорным является вопрос о том, необходимо ли соблюдать требования Закона о наличии в таких материалах других обязательных реквизитов (информация о дате выпуска, наименование и юридический адрес организации, изготовившей данные материалы и т. д.).

3. Требования к правовому статусу источника информации.

В социальных сетях обычный гражданин, не имеющий трех тысяч пользователей в «подписчиках», т.е. не имеющий правового статуса блогера, может распространять информацию посредством функции перепоста, следовательно, может распространять агитацию неопределенному кругу лиц. Но законодательно не закреплены понятие и статус такого источника информации.

Так, например, в марте 2012 г. Ленинский райсуд Воронежа прекратил дело в связи с отсутствием состава правонарушения против одного из организаторов митингов «За честные выборы» Нины Беляевой. Против девушки было возбуждено дело по статье «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законода-

тельства о выборах и референдумах». В своей жалобе зампред избирательной комиссии Вячеслав Черепухин сообщил, что Беляева разместила на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» сообщения, которые содержат, по его мнению, «признаки предвыборной агитации в виде явных неоднократных призывов голосовать против зарегистрированного кандидата на должность Президента России» [17].

Заключение

Правоприменительная практика в рассматриваемой сфере находится на этапе становления. Сеть Интернет качественно отличается от иных средств, с помощью которых осуществляется распространение мнений и информации. Этот фактор необходимо учитывать, применяя правовые нормы для оценки того или иного явления в Интернете. Основной целью правоприменения должно быть сохранение и поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей - право на свободные выборы и свобода слова и информации.

На наш взгляд, распространение агитации в Интернете необходимо выделить в качестве самостоятельного предмета правового регулирования, поэтому мы считаем необходимым внесение соответствующих изменений в Закон «Об основных гарантиях.» и другие законодательные акты с целью регламентации политической агитации, проводимой в Сети.

Мы предлагаем внести изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», дополнив его статьей 15.7 «Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, на которых распространяется информация, порочащая честь, достоинство и репутацию кандидата, кандидатов или избирательного объединения».

Кроме того, предлагаем дополнить Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 54.1 «Условия проведения предвыборной агитации в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет».

Статья выполнена по материалам конкурсной работы А. А. Шаповой, получившей диплом 3-й степени за победу в Областном конкурсе 2016 года, проводимом избирательной комиссией Саратовской области, на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической

культуры избирателей (участниковреферендума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в РФ и участников избирательных кампаний.

^исок литературы

1. Сведения о количестве поступивших в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обращений о заявленных нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний по выборам высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований -административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации в единый день голосования 13 сентября 2015 года // ЦИК России : [сайт]. URL: htpp://www.cikrf.ru/html (дата обращения: 29.04.2016).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2014. № 31, ст. 4398.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2015. № 45, ст. 6203.

4. О референдуме Российской Федерации : федер. конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 27, ст. 2710 ; 2015. № 14, ст. 2006.

5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 8, ст. 740 ;

2015. № 41 (ч. 2), ст. 5641.

6. О выборах Президента Российской Федерации : федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 171 ; 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4357.

7. О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. 1992. № 32 ; Собр. законодательства Рос. Федерации.

2016. № 1 (ч. 1), ст. 84.

8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448 ; 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4390.

9. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова : постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2003 № 15-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 44, ст. 4358.

10. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред. А. А. Вешняков ; науч. ред. В. И. Лысенко. М. : НОРМА, 2003. 896 с.

11. Лызлов Д. Н. Об ограничении «негативной» агитации российским законодательством о выборах // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 28-30.

12. Аглеева Л. Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации : Вопросы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

13. Куликова С. А. Информационное право России : учеб. пособие. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 196 с.

14. По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса

Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е. В. Крылова : постановление Конституционного суда РФ от 09.07.2013 № 18-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 29, ст. 4019.

15. От мая до декабря. URL: html://http://www.gazeta.ru/ politics/2012/12/04_a_4878805.shtml (дата обращения: 29.04.2016).

16. О Справочно-методическом материале по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов : выписка из протокола заседания ЦИК России от 29.07.2015 № 294-1-6 // Вестн. ЦИК России. 2015. № 7. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_183767/90cda2943fb0 618a7e29fb7bcab656721c24b218/ (дата обращения: 02.02.2016).

17. Суд Воронежа прекратил дело против активистки, обвиняемой в агитации против Путина через «ВКонтакте». URL: html://http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2012/03/22/n_2253649.shtml (дата обращения: 29.04.2016).

Образец для цитирования:

Шапова А. А., Куликова С. А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 472-480. Б01: 10.18500/1994-25402016-16-4-472-480.

Legal Regulation of Pre-election Campagning in the Internet

A. B. Shapova

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: [email protected]

S. A. Kulikova

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: [email protected]

Introduction. Current development of information technologies facilitates pre-election campaigning with the help of top-notch mass media, such as the Internet. That greatly boosts distribution of misleading information, materials and messages discrediting candidates, as well as manipulation of social consciousness. Purpos. The research aims at analyzing topical issues of legal regulation of pre-election campaigning in the Internet and working out a set of recommendations that improve corresponding norms of the electoral legislation. Results. The author has studied the legislation of the Russian Federation that regulates the various ways of pre-election campaigning in mass media and the Internet; has found the legal limitations of pre-election campaigning in the Internet; has investigated the basic violations of pre-election campaigning in the Internet. Conclusion. Within legal regulation of political campaigning in the Internet, one must pay attention to the characteristics of information in the global information framework. The most important goal to achieve is the balance of constitutionally protected values - right to free elections, freedom of speech and information. Pre-election campaigning in the Internet can be considered a separate subject of legal regulation, which suggests corresponding changes into the Act «On basic guarantees...».

Key words: election law, pre-election campaigning, limitations of the right to distribute information, legal regulation of relations in the Internet.

References

1. Svedeniia o kolichestve postupivshikh v izbiratel'nye ko-missii sub#ektov Rossiiskoi Federatsii obraschenii o zaiav-lennykh narusheniiakh izbiratel'nogo zakonodatel'stva v hode izbiratel'nykh kampanii po vyboram vysshikh dolzhnostnykh lits sub#ektov Rossiiskoi Federatsii, deputatov zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) organov gosudarstvennoi vlasti sub#ektov Rossiiskoi Federatsii, deputatov predstavitel'nykh organov munitsipal'nykh obrazovanii - administrativnykh tsentrov (stolits) sub#ektov Rossiiskoi Federatsii v edinyi den' golosova-niia 13 sentiabria 2015 goda (Data on the number of the subjects of the Russian Federation addresses to electoral commissions on the declared violations of electoral laws during election campaigns at elections of the highest public officials of subjects of the Russian Federation, deputies of legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation, deputies of representative bodies of municipalities - administrative centers (capitals) of subjects of the Russian Federation in uniform ballot day on September 13, 2015). Tsentral'naia izbiratel 'naia komissiia Rossii (Central Election Commission of Russia. Site). Available at: htpp://www.cikrf. ru/html (accessed 29 April 2016).

2. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom po-pravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k

Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ [The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398.

3. Ob osnovnykh garantiiakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Fede-ratsii: federal'nyi zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot 03.11.2015) [On the basic guarantees of Electoral Rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation. Federal law of 12.06.2002 № 67-FZ (an edition of 03.11.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253; 2015, no. 45, art. 6203.

4. O referendume Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi kon-stitucionnyi zakon ot 28.06.2004 № 5-FKZ (red. ot 06.04.2015) [On referendum of the Russian Federation. Federal constitutional law of 28.05.2004 № 5-FKZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 27, art. 2710; 2015, no. 14, art. 2006.

5. O vyborakh deputatov Gosudarstvennoi Dumy Fede-ral'nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 22.02.2014 № 20-FZ (red. ot 05.10.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 09.02.2016) [On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Federal law of 18.05.2005 № 51 -FZ (an edition of 05.10.2015)]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation],

2014,no. 8, art. 740; 2015, no. 41 (pt. 2), art. 5641.

6. O vyborakh Prezidenta Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 10.01.2003 № 19-FZ (red. ot 13.07.2015) [On the election of the President of the Russian Federation. Federal law of 10.01.2003 № 19-FZ (an edition of 13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stvaRF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 2, art. 171;

2015, no. 29 (pt. 1), art. 4357.

7. O sredstvakh massovoi informatsii: zakon RF ot 27.12.1991 № 2124-1 (red. ot 30.12.2015) [On the mass media. Law of the Russian Federation of 27.12.1991 (an edition of 24.11.2014)]. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 1992, no. 32; Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2016, no. 1 (pt. 1), art. 84.

8. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zaschite informacii: federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 13.07.2015) [On information, information technologies and protection of information. Federal law of27.07.2006 № 149-FZ (an edition of13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 31 (pt. 1), art. 3448; 2015, no. 29 (pt. 1), art. 4390.

9. Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozhenii Federal'nogo zakona «Ob osnovnykh garanti-iah izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume

grazhdan Rossiiskoi Federatsii» v sviazi s zaprosom gruppy deputatov Gosudarstvennoi Dumy i zhalobami grazhdan S. A. Buntmana, K. A. Kataniana i K. S. Ro-zhkova: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 30.10.2003 № 15-P [On the case of check of constitutionality of separate provisions of the Federal law «On the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation» in connection with inquiry of group of deputies of the State Duma and complaints of citizens S. A. Buntman, K. A. Katanyan and K. S. Rozhkov. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 30.10.2003 № 15-P]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 44, art. 4358.

10. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal'nomu zakonu «Ob osnovnykh garantiiah izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» [The scientific and practical comment on the Federal law «On the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation». Ans. ed. A. A. Veshniakov; sci. ed. V. I. Lysenko]. Moscow, NORMA Publ., 2003. 896 p.

11. Lyzlov D. N. Ob ogranichenii «negativnoi» agitatsii rossiiskim zakonodatel'stvom o vyborakh [On limitation of «negative» campaign on the election of the Russian legislation]. Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samo-upravlenie [Government and local self-government], 2011, no. 1, pp. 28-30.

12. Agleeva L. T. Predvybornaia agitatsiia v izbiratel'nom prave Rossiiskoi Federatsii: Voprosy teorii i praktiki [The election campaign in the election law of the Russian Federation: theory and practice questions. Cand. econ. sci. thesis diss.]. Ekaterinburg, 2006. 24 p.

13. Kulikova S. A. Informatsionnoe pravo Rossii: uchebnoe posobie [Information right of Russia. Education qui-dance]. Saratov, Saratov Univ. Press, 2010. 196 p.

14. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii punktov 1, 5 i 6 stat'i 152 Grazhdanskogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v sviazi s zhaloboi grazhdanina E. V. Krylova: postanovlenie Konstitutsionnogo suda RF ot 09.07.2013 № 18-P [On the case of check of constitutionality of the provisions of paragraphs 1, 5 and 6 of Article 152 of the Civil Code of the Russian Federation in connection with the citizen complaint E. V. Krylov. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 07.09.2013 №18-P]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 29, art. 4019.

15. Ot maia do dekabria (From May to December). Available at: http://www.gazeta.ru/politics/2012/12/04_a_4878805. shtml (accessed 29 April 2016).

16. O Spravochno-metodicheskom materiale po nekotorym voprosam ispol'zovaniia informatsionno-telekommu-nikatsionnoi seti «Internet» dlia informatsionnogo obespecheniia vyborov: vypiska iz protokola zasedaniia TslK Rossii ot 29.07.2015 № 294-1-6 (On guidance material on the use of some «Internet» information and telecommunications network for informational provi-

sion of elections. Excerpt of the meeting of the Russian Central Election Commission protocol of 29.07.2015 № 294-1-6). Vestnik TsIKRossii (Bulletin of the Central Election Commission of the Russian Federation). 2015. № 7. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_183767/90cda2943fb0618a7e29fb7bc ab656721c24b218/ (accessed 2 February 2016).

17. Sud Voronezha prekratil delo protiv aktivistki, ob-viniaemoi v agitatsii protiv Putina cherez «VKontakte» (Voronezh court closed the case against the activists, accused of campaign against Putin through «VKontakte»). Available at: http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2012/03/22/n_2253649.shtml (accessed 29 April 2016).

Please cite this article in press as:

Shapova A. B., Kulikova S. A. Legal Regulation of Pre-election Campagning in the Internet. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 472-480 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-472-480.

УДК 342.5

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. Шиндина

аспирантка, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Введение. В современных условиях одним из перспективных направлений повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти выступает институт делегирования полномочий. Он способствует децентрализации управления, обеспечивает передачу полномочий на тот уровень, где возможна их наиболее полная реализация. Теоретический анализ. Из всего многообразия понятий, связанных с процессом делегирования полномочий, отстаивается необходимость использования категории «делегирование полномочий» как обобщенного понятия, охватывающего все виды делегирования полномочий. Выделены общие и специальные принципы делегирования в системе исполнительной власти. К специальным относятся принцип «исключительности» делегируемых полномочий, принцип делегирования «родственных полномочий» или отраслевой принцип, принцип контроля и ответственности делегирующего органа власти, принцип гласности, информированности субъектов исполнительной власти о процессах делегирования. Эмпирический анализ. Практика заключения соглашений свидетельствует о необходимости ликвидации внутренних противоречий и унификации уже заключенных соглашений о делегировании полномочий в системе органов исполнительной власти. Результаты. Совершенствование правового регулирования процесса делегирования полномочий предполагает внесение изменений и дополнений в Федеральный закон №184-ФЗ и подзаконные акты. Ключевые слова: делегирование полномочий, система исполнительной власти, Правительство РФ, соглашения, конституционное регулирование, принципы и пределы делегирования, процедура заключения соглашений.

й01: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-480-487 Введение

В настоящее время продолжаются реформы исполнительной власти, которые вызваны необходимостью совершенствования структуры и

финансирования исполнительной власти, усиления ее влияние на экономические и социальные процессы в стране, а также проблемами взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Делегирование в системе исполнительной власти - это инструмент, который выполняет двоякую роль. С одной стороны, способствует децентрализации управления, передавая полномочия и возможность компетентного решения вопросов или задач на локальный уровень. С другой, в случае передачи полномочий от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти центр принятия решений по определенным вопросам переходит наверх, создавая необходимую централизацию и ресурсную обеспеченность.

Использование делегирования приводит к постановке новых задач, среди которых особое значение приобретает задача координации деятельности различных звеньев системы исполнительной власти. Целесообразность и объем делегирования во многом зависят от конкретной социально-экономической и политической ситуации, финансовых возможностей и характера решаемых задач.

Теоретический анализ

В юриспруденции вообще и в конституционном праве в частности сформулировано несколько понятийных конструкций, связанных с делегиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.