Список литературы / References
1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 18.04.2018).
2. Казакова В.А. Абсентеизм в молодежной среде // Научная работа. [Электронный ресурс], 2011. Режим доступа: https://infourok.ru/absenteizm_v_molodezhnoy_srede-490712.htm/ (дата обращения: 11.05.2018).
3. Аржанова Анна. Абсентеизм - препятствие на пути формирования активной роли молодого избирателя//Научная работа. [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/04/11/absenteizm-prepyatstvie-na-puti-formirovaniya-aktivnoy-roli-molodogo (дата обрашения: 11.05.2018).
4. Григорьев Д.А. Проблема асентеизма молодежи на выборах местного уровня // Доклад. [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: http://www.rcoit.ru/main/miv/culture/18264/ (дата обращения: 11.05.2018).
5. Мельникова В.Ю., Кичалюк О.Н. Проблемы молодежного абсентеизма в России// Научная статья [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: https://sibac.info/studconf/hum/xviii/37196 (дата обращения: 11.05.2018).
КАК ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЕТ ПРЕДВЫБОРНУЮ АГИТАЦИЮ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Гуменникова Е.М.1, Бекезин К.А.2 Email: @scientifictext.ru
1 Гуменникова Екатерина Максимовна — студент бакалавриата;
2Бекезин Кирилл Андреевич - студент бакалавриата, юридический факультет, Институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,
г. Абакан
Аннотация: в статье анализируется, как современное право регулирует предвыборную агитацию в сети Интернет. За последние годы интернет всё чаще становится площадкой для агитации во время региональных и муниципальных выборов. С текущим уровнем развития технологий часть политически активного населения больше доверяет именно интернету, нежели агитации в виде плакатов, листовок и буклетов. По этой причине резко повышается возможность распространения заведомо ложной информации, зачастую порочащей кандидатов, партии и фракции. Это давно стало нормой в таких «монолитах» информационного развития как США, Германия и Япония. Трудно поспорить, что на данный момент интернет стал неотделимой частью избирательного процесса. Впервые как информационную площадку интернет использовали еще в 1992 году в США. Ключевые слова: законодательство, агитация, избирательный процесс, интернет.
HOW THE CURRENT LEGISLATION REGULATES PRE-ELECTION CAMPAIGNING ON THE INTERNET Gumennikova E.M.1, Bekezin K.A.2
1Gumennikova Ekaterina Maksimovna - Student of the Bachelor's Degree;
2Bekezin Kirill Andreevich - Student of the Bachelor's Degree, FACULTY OF LAW,
INSTITUTE OF HISTORY AND LAW KHAKAS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.F. KATANOV,
ABAKAN
Abstract: the article analyzes how modern law regulates pre-election campaigning on the Internet. In recent years, the Internet has increasingly become a platform for campaigning during regional and municipal elections. With the current level of technology development, part of the politically active population trusts the Internet more than agitation in the form ofposters, leaflets and booklets. For this reason, the possibility of spreading knowingly false information, which often discredits candidates, parties and factions, sharply increases. This has long become the norm in such "monoliths" of information development as the US, Germany and Japan. It's hard to argue that at the moment the Internet has become an inseparable part of the electoral process. For the first time as an information platform, the Internet was used in 1992 in the USA. Keywords: legislation, agitation, electoral process, Internet.
Цель работы: Определить способы урегулирования агитации в Интернете.
Результат работы: изучено законодательство Российской Федерации, различные способы регулирования агитации, раскрыты правовые ограничения и основные нарушения предвыборной агитации в сети Интернет.
Введение.
В современной России, законодательство об информации, о средствах массовой информации, о связи осуществляет правовое регулирование распространения информации и иной деятельности в сети Интернет. В Российской Федерации нет единого правового акта, регулирующего вопросы деятельности в Интернете, в это плане наше законодательство разъединено и находится на стадии формирования. Легальное определение сети Интернет в российском законодательстве не сформулировано, но существуют легальные определения отдельных понятий, которые могут быть использованы в целях правового регулирования любой деятельности с Интернете. К ним относятся следующие понятия: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
- электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
- электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Базовым актом законодательства избирательной системы Российской Федерации является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Огромное значение имеют и другие законы, сущность которых заключается в формировании института избирательного права и регуляции общественных отношений в ходе избирательного процесса. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,[1] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О выборах Президента Российской Федерации».
Если рассматривать вопросы о конституционном характере любых ограничений, Конституционный суд РФ акцентировал внимание на том, что, поскольку агитация может побудить избирателей сделать тот или иной выбор в пользу одного или другого кандидата, или партии, при том, что объективные сведения в большей мере помогают избирателю сформировать свои убеждения и проголосовать. Однако, критерием различия предвыборной агитации служит наличие в агитации конкретной цели - убеждение избирателя проголосовать за определенную сторону, обеспечить поддержку или противодействие конкретного кандидата или партии.
Результаты.
На наш взгляд регулирование предвыборной агитации в сети Интернет недостаточно проработано, оно требует более подробного законодательного закрепления.
Необходимо обратить внимание на обе стороны размещения предвыборной агитации в Интернете, учитывая все особенности современных информационных технологий:
1) Серьезность распространения агитации в Интернете, содержащая недостоверную информацию или же нарушающую требования законодательства к содержанию материалов, поскольку избиратель будет введен в заблуждение.
2) Трудность возложения ответственность на субъекты правоотношений из-за недоработки правового статуса.
3) Сложность в определении объективной стороны, места и времени совершения правонарушения.
4) Наличие пробелов в существующем информационном праве, подтверждающих несовершенство современного законодательства.
Перечисленными инцидентами предопределена необходимость совершенствования действующего законодательства в плане установления правовых ограничений предвыборной агитации в сети Интернет. Значение Интернета в предвыборной агитации и при проведении выборов очень важна. Однако с ростом объемов информации законодательная система не успевает
обхватывать все аспекты избирательного процесса, из-за этого в сети выявляется большое количество нарушений.
Главными нарушениями являются:
1) Защита чести и достоинства кандидата, партий или иных политических организаций.
Информация, порочащая честь кандидатов, является одной из наиболее часто публикуемых во
время избирательной компании на площадках в Интернете. Лица, заинтересованные в размещении информации, способной нанести вред репутации политического конкурента. Эта информация доступна неограниченному кругу лиц, на них могут ссылаться СМИ, что может повлиять на решение избирателя.
2) Указание источников финансирования.
Например, для печатных изданий установлена норма об указании финансирования агитации, для распространения в Интернете такой нормы не существует, это способствует непрозрачности избирательной кампании в Интернете, распространению компромата и недостоверных сведений, при этом довольно сложно, а порой невозможно, установить авторов таких статей.
3) Указание правового статуса источника информации.
В социальных сетях обычный гражданин может совершать репосты, т.е. копирование информации, что приравнивается к распространению, а, следовательно, к агитации неопределенного количества лиц, которые в полной мере могут ознакомиться со всеми материалами. Законодательство не закрепляет статус и понятие такого источника информации.
Действующее законодательство незначительно охватывает сеть Интернет, например, Статья 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, но регулирование Интернета, доступ к которому не ограничен, устанавливается владельцами этих сетей, то есть провайдерами.
Ограничения касаются лишь запрета пропаганды или агитации, возбуждающих терроризм, разжигание межнациональной, религиозной или расовой розни. Устанавливает эти ограничения часть 2 статьи 29 Конституции РФ [1].
Статья 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает порядок в распространении информации с нарушением закона, а именно информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка [2].
Развитие российского избирательного законодательства складывалось таким образом, что правовое регулирование использования сети Интернет для информирования избирателей стало осуществляться раньше правового регулирования использования сети Интернет для предвыборной агитации. Таким образом, анализ положений законодательства свидетельствует о фактическом приравнивании сетевых изданий к организациям телерадиовещания и периодическим печатным изданиям, с точки зрения правового регулирования предвыборной агитации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основе законодательства о выборах и складывающейся практики в справочно-методическом материалы отметила, что распространение информации о выборах в сети Интернет является одним из множества способов распространения такой информации и указала, что этот способ распространения информации подпадает под отдельные общие правила информирования избирателей и предвыборной агитации [5, с. 200].
Исходя из этого, распространение материалов на сайтах в сети Интернет, не являющихся сетевыми изданиями, приравнивается, с точки зрения правового регулирования, включая требования к изготовлению и распространению, к аудиовизуальным агитационным материалам. При этом, как следует из позиции ЦИК России, к таким материалам приравниваются агитационные материалы в любой форме: как аудиовизуальные ролики, так и агитационные баннеры, размещаемые, например, в рекламных блоках интернет-сайтов.
Заключение.
Законодательство в сфере избирательной агитации в сети Интернет находится на стадии своего становления. Технология распространения сети Интернет разительно отличается от всех средств, используемых в процессе агитации. Необходимо учитывать, что не все законодательные акты применимы к Интернету. Законодательство должно сохранять и поддерживать баланс в избирательном праве. Реально эффективным и рациональным изменением, как мы считаем, будет поправка в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации». Дополнив данный акт новой статьей «Ограничение доступа к информационным ресурсам, порочащим честь и достоинство кандидатов, партий и политических объединений». Также мы предлагаем внести поправки во все ныне действующие нормативные акты, которые регулируют избирательные процесс, учитывая способы размещения в сети Интернет.
Список литературы / References
1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12.05.2002 № 67-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 10.05.2018).
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (дата обращения: 10.05.2018).
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 10.05.2018).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ 10.05.2018).
5. Борисов И.Б. Выборы в Мире: Агитация в сети Интернет М.: Российский общественный институт избирательного права, 2017. 267 с.
ВСЕОБЩЕЕ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОЛЛИЗИОННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО В СФЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Богачев Д.В. Email: [email protected]
Богачев Денис Викторович — студент, направление: юриспруденция, кафедра теории и истории государства и права, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье анализируется проблема реализации права на паритетное бесплатное образование в сравнительном аспекте с реализацией данного нормативного положения в правовых системах зарубежного права на примере отраслевой специфики прав человека как неотъемлемого элемента общественной системы в аспекте формализации в конституционном акте его социального права в условиях современной системы образования в Российской Федерации и в мировой практике. Также в статье обосновывается сущность юридических коллизий в социальной сфере в рамках конституционного права в аспекте дефектов современного законодательства и рассматриваются возможные варианты их решения.
Ключевые слова: free education, parity, economic situation, socio-legal conflict.
UNIVERSAL FREE EDUCATION AS A COLLISION OF SOCIAL LAW IN THE SPHERE OF CONSTITUTIONAL LAW Bogachev D.V.
Bogachev Denis Viktorovich — Student, DIRECTION: JURISPRUDENCE, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, KHAKASSIA STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.F. KATANOV, ABAKAN
Abstract: the article analyzes the problem of the realization of the right to parity free education in a comparative aspect with the implementation of this normative provision in the legal systems of foreign law by the example of the specificity of human rights as an integral element of the public system in the aspect of formalizing in the constitutional act its social law in the conditions of the modern education system in the Russian Federation and in the world practice. Also, the article substantiates the essence of legal conflicts in the social sphere the constitutional rights aspect defects of modern legislation and discusses possible solutions.
Keywords: free education, parity, economic situation, socio-legal conflict.
УДК 342.415