Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

ВЛИЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Э.И.

В современных условиях обеспечение регионального развития становится стратегически важной задачей для государства. Региональное правительство, в свою очередь, разрабатывает и реализует мероприятия, способствующие социально-экономическому развитию. При этом в настоящее время под влиянием экономических, геополитических и иных факторов возникают непредвиденные риски, которые негативно сказываются на проведении бюджетно-налоговой политики в России, что требует корректировки намеченного плана реализации и поиска новых возможностей для увеличения собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе и региональных. В статье на примере Чеченской республики раскрыто влияние реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие региона. Проведён анализ показателей, отражающих экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры республики, в том числе и социальной инфраструктуры. Определены меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики. Также определён комплекс взаимосвязанных проблем, которые препятствуют развитию региона, и определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE IMPLEMENTATION OF FISCAL POLICY ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE CHECHEN REPUBLIC)

In modern conditions, ensuring regional development is becoming a strategically important task for the state. The regional Government, in turn, develops and implements measures that contribute to socio-economic development. At the same time, currently, under the influence of economic, geopolitical and other factors, unforeseen risks arise that negatively affect the conduct of fiscal policy, which requires adjusting the planned implementation plan and finding new opportunities to increase the collection of tax and non-tax budget revenues. The article uses the example of the Chechen Republic to reveal the impact of the implementation of fiscal policy on the socio-economic development of the region. The analysis of indicators reflecting economic growth, improvement of quality of life and development of infrastructure of the republic is carried out. Measures have been identified to increase the level of collection of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic. A set of interrelated problems that hinder the development of the region has also been identified and ways to solve them have been identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЭКОНОМИКА ТРУДА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ И РЕГИОНАЛИСТИКИ

E.I. Alieva

УДК 338

Э.И. Алиева1

THE IMPACT OF THE IMPLEMENTATION OF FISCAL POLICY ON THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE CHECHEN REPUBLIC)

In modern conditions, ensuring regional development is becoming a strategically important task for the state. The regional Government, in turn, develops and implements measures that contribute to socio-economic development. At the same time, currently, under the influence of economic, geopolitical and other factors, unforeseen risks arise that negatively affect the conduct of fiscal policy, which requires adjusting the planned implementation plan and finding new opportunities to increase the collection of tax and non-tax budget revenues. The article uses the example of the Chechen Republic to reveal the impact of the implementation of fiscal policy on the socio-economic development of the region. The analysis of indicators reflecting economic growth, improvement of quality of life and development of infrastructure of the republic is carried out. Measures have been identified to increase the level of collection of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic. A set of interrelated problems that hinder the development of the region has also been identified and ways to solve them have been identified.

Keywords: regional development, fiscal policy, Chechen Republic, socio-economic development, regional policy.

ВЛИЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

В современных условиях обеспечение регионального развития становится стратегически важной задачей для государства. Региональное правительство, в свою очередь, разрабатывает и реализует мероприятия, способствующие социально-

экономическому развитию. При этом в настоящее время под влиянием экономических, геополитических и иных факторов возникают непредвиденные риски, которые негативно сказываются на проведении бюджетно-налоговой политики в России, что требует корректировки намеченного плана реализации и поиска новых возможностей для увеличения собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе и региональных. В статье на примере Чеченской республики раскрыто влияние реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие региона. Проведён анализ показателей, отражающих экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры республики, в том числе и социальной инфраструктуры. Определены меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики. Также определён комплекс взаимосвязанных проблем, которые препятствуют развитию региона, и определены пути их решения.

Ключевые слова: региональное развитие, бюджетно-налоговая политика, Чеченская Республика, социально-экономическое развитие, региональная политика.

DOI: 10.36807/2411-7269-2022-3-30-29-35

1 Алиева Э.И., ассистент кафедры налоги и налогообложение Института экономики и финансов; Чеченский государственный университет

Alieva E.I., Assistant of the Department of Taxes and Taxation Institute of Economics and Finance; Chechen State University

E-mail: emirov888@yandex.ru

В современных условиях экономическому развитию регионов в России уделяется значительное внимание. При этом возрастающее экономическое санкционное давление со стороны стран Запада и США приводит к необходимости кардинальных изменений в проводимой экономической политике с целью поддержания регионов и страны в целом. В этой связи представляется актуальным изучение механизмов реализации бюджетно-налоговой политики и налогового администрирования на примере Чеченской Республики, определение экономических проблем региона и выявление направления их совершенствования в новых условиях.

Исследование бюджетно-налоговой политики как в масштабах страны, так и на региональном уровне является актуальным в условиях современного экономического кризиса, и в том числе учитывая специфику бюджетной политики России, где большинство региональных бюджетов являются дотационными. Реализация экономически обоснованной бюджетно-налоговой политики оказывает влияние на развитие региона, в том числе и социальное, что безусловно является объектом исследования авторов. Так, например, Ткачевой Т.Ю. [1] определены стратегические направления бюджетной и налоговой политики, которые могут применяться в качестве ориентира в любом регионе. Механизм анализа исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики приведён в работах Хамурадова М.А., Алдамова М.М., Мадаева М.А. [2], [3].

По мнению Сайдулаева Д.Д. и Эмирова Н.Д. именно "на стадии формирования региональной налоговой политики происходит определение целей и задач в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона; разрабатывается региональное налоговое законодательство; рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона. На стадии реализации региональной налоговой политики происходит обеспечение поступлений налогов и сборов; апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства; обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику" [4].

В ходе реализации региональной налоговой политики корректируется налоговая система региона, совершенствуются механизмы управления ею.

Однако, и по федеральным налогам существуют возможности региональных властей ввести налоговые льготы. Льготная ставка налога на прибыль может вводиться законодательными актами регионов, как установление минимального значения налога, перечисляемого в региональный бюджет (не ниже отметки 12,5%) (ст. 284 НК РФ) [5].

Далее перейдём к рассмотрению влияния реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие Чеченской Республики (далее - ЧР). Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации, входит в состав СевероКавказского федерального округа. В административном отношении ЧР состоит из 17 (Рис. 1) административно-территориальных образований:

Рис. 1 - Административная карта ЧР (Источник [6])

- 2 городских округа;

- 15 муниципальных районов.

Реализации бюджетно-налоговой политики в ЧР отводится пристальное внимание. Основные цели её реализации представлены на Рис. 2.

Рис. 2 - Основные цели бюджетно-налоговой политики ЧР (Источник: составлено

автором)

В целях экономического развития региона предпринимаются меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета ЧР. Можно выделить такие основные меры как:

- обеспечение сбалансированности финансовой устойчивости республиканского бюджета посредствам сбалансированности расходов и мобилизации имеющихся ресурсов;

- создание условий для стимулирования экономического роста и развития предпринимательской и инвестиционной активности за счёт упрощения условий применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов, а также посредством снижения налогооблагаемой базы;

- обеспечение совершенствования системы налогообложения по региональным и местным налогам под влиянием факторов неопределённости и риска для поддержания организаций и физических лиц в период экономического кризиса.

Так, Чеченская Республика своим Законом "Об инвестициях и гарантиях инвесторам" от 10 июля 2006 г. № 16-РЗ предусматривает установление налоговой льготы по налогу на прибыль субъектам инвестиционной деятельности. Субъекты должны осуществлять такую деятельность, во-первых, в приоритетных отраслях экономики, а во-вторых, на территории ЧР. Льготное налогообложение касается той доли ставки налога на прибыль, которая зачисляется в бюджет республики (13,5% вместо 17%) [7]. В настоящем Законе предусмотрено:

- что инвесторами могут быть физические и юридические лица, резиденты иностранные лица и организации, и даже государственные органы и органы местного самоуправления;

- что объектами инвестиционной деятельности могут быть активы, находящиеся в любых формах собственности. Это могут быть внеоборотные и оборотные активы, финансовые вложения и интеллектуальная собственность.

- что помимо установления льготных налоговых ставок, инвесторам могут быть предоставлены льготные займы и иные нефинансовые льготы. А кредитным организациям, предоставляющим займы на льготных для инвестора условиях, может быть предоставлена льгота по налогу на прибыль.

Таким образом, настоящий закон использует методы налоговой политики для привлечения средств для развития территории [4].

Применение предложенных мер позволит обеспечить увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджет, что безусловно положительно отразится на экономике ЧР.

Далее проведём анализ влияния проводимой бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие ЧР. Стоит отметить, что социально-экономическое развитие Чеченской Республики за период с 2011 по 2021 гг. достигло существенных успехов в экономической и социальной сферах, что подтверждают показатели, отражающие экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры, приведённые в Табл. 1.

Таблица 1 - Показатели, отражающие экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры ЧР (источник: составлено автором на основе [8])_

Показатели 2018 2019 2020 2021

Численность населения, тыс. чел. [5] 1436 1457 1490 1516

ВПР, млн руб. 193077,1 218852,9 203250 226527,1

Оборот розничной торговли, млн руб. 167530,5 176225,3 173106,1 184266

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 27777,7 32420,9 32907,3 34062,3

ВЭД экспорт, млн долл. 3,7 5,3 3,4 6,2

ВЭД импорт, млн долл. 53,6 61,0 24,2 63,9

Оборот малых и средних предприятий, млрд руб. 109 116,7 116,7 123,7

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 74367,8 82653,1 82102,2 83009,7

Доходы на душу населения, руб. 23 197 24 138 24 596 31272

Прожиточный минимум на душу населения 10285 10910 11560,2 12231

Уровень безработицы (по методике МОТ, % к раб. силе) 13,7 13,5 31,0 11,9

Из представленных в Табл. 1 данных можно сделать следующие выводы:

1. За последние 4 года в ЧР наблюдается тенденция к увеличению численности населения, так, рост составил в 2021 г. по сравнению с 2018 г. 5,6%. Увеличение численности населения свидетельствует о положительном эффекте проводимой социально-экономической политики.

2. Валовой региональный продукт также имеет тенденцию к росту, так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 17,3%.

3. Безусловно пандемия COVID-19 негативно повлияла на оборот розничной торговли в ЧР, так, по сравнению с 2019 г. в 2020 г. произошло снижение на 1,8%. Проводимая в регионе экономическая политика поддержки населения и предпринимателей позволила в 2021 г. достигнуть роста на 6,4%.

4. Сельскохозяйственное производство является важнейшим сектором экономики ЧР не только по причине наличия в республике благоприятных агроклиматических ресурсов, но и в силу высокой концентрации сельского населения на территории республики. Ежегодный рост продукции сельского хозяйства свидетельствует об эффективности проводимой аграрной политики в ЧР, так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. увеличение составило 22,6%.

5. Внешняя торговля также положительно сказывается на экономике региона, однако стоит отметить, что Чеченская Республика в основном импортирует товары, экспорт незначителен. Для дальнейшего развития региона стоит создать условия для возможности, в том числе и наращивания, экспорта сельхозпродукции, например, за счёт создания новых собственных производств (и дальнейшего поступательного увеличения инвестиционных вложений в основной капитал), способных быть конкурентоспособными на международных рынках, с учётом возросшего спроса в мире на сельхозпродукцию.

6. Заметно увеличились и доходы на душу населения, так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 34,8%. Естественно, рост доходов населения приводит и к росту оборота розничной торговли и услуг, что положительно влияет на экономику региона в целом.

7. Увеличение безработицы в 2020 г., вызванное пандемией COVID-19, негативно сказалось на экономическом положении населения. Однако в 2021 г. ситуация стабилизировалась за счёт грамотной работы Правительства ЧР в условиях кризиса, а также было обеспечено повышение эффективности взаимодействия работодателей региона с высшими учебными заведениями ЧР в целях трудоустройства выпускников.

Рассматривая методику, приведённую в [3], оценим доходы и расходы бюджета ЧР за 2018-2021 гг.

Таблица 2 - Доходы и расходы бюджета Чеченской Республики за 2018-2021 гг. (источник: составлено автором на основе [9])_

Показатели 2018 2019 2020 2021

Доходы консолидированного бюджета 80806,5 97634,9 127102,6 131776,06

Расходы консолидированного бюджета 80510,8 97846,3 128239,4 134025,98

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 295,7 -211,4 1136,7 -2249,92

Из данных, представленных в Табл. 2, видим, что расходы республиканского бюджета ЧР превышают доходы, так, например, безвозмездные поступления за 2021 г. составили 115251,22 млн, а налоговые и неналоговые поступления 16524,84 млн руб., это означает, что 87,5% финансирования расходных статей регионального бюджета осуществляется за счёт финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Необходимо предпринимать меры со стороны Правительства ЧР для наращивания собственных налоговых и неналоговых поступлений, в том числе и за счёт проведения эффективной налоговой политики для привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона.

Правительство Чеченской Республики и сегодня продолжает уделять большое внимание формированию благоприятного инвестиционного климата, внедряя экономические механизмы, позволяющие максимально упростить работу российских и иностранных компаний в реальном секторе экономики региона.

В ходе комплексной диагностики состояния социально-экономического развития Чеченской Республики было определено, что сильными сторонами региона являются следующие:

- способность руководства региона осуществлять масштабные преобразования, продемонстрированная на примере успешного восстановления экономики ЧР после окончания вооружённого конфликта;

- природно-климатические ресурсы, способствующие развитию агропромышленного комплекса;

- природно-климатические ресурсы для развития лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма;

- минеральное сырьё для производства стройматериалов;

- геотермальные и гидроресурсы для развития энергетики.

Слабые стороны ЧР представлены на Рис. 3.

недостаток драйверов экономического развития

высокая дотационностъ региона

высокая доля теневой экономики и неформального сектора

дефицит финансовых ресурсов для развития

Рис. 3 - Слабые стороны Чеченской Республики (Источник: составлено автором)

Факторы, негативно влияющие на развитие ЧР, подробно описаны в статье Н.Д. Эмирова и Э.И. Алиевой [10]. Дальнейшему развитию Чеченской Республики препятствует комплекс взаимосвязанных проблем, которые отражены ниже.

1. Недостаток факторов экономического развития обусловлен, в частности, низкой долей секторов, являющихся драйверами роста экономики республики. Также нужно отметить, что доля госсектора (16,5%) в структуре экономики более чем в 1,5 раза превышает среднюю по Северо-Кавказскому федеральному округу, а производительность труда в Чеченской Республике на 35% ниже средней по округу [11]. Решением данной проблемы может стать создание крупных предприятий на территории ЧР. Реализация предложенного направления позволит создать дополнительные рабочие места, а также обеспечить дополнительные налоговые поступления.

2. Низкая доступность качественных рабочих мест подтверждается сегодня дефицитом высокопроизводительных рабочих мест, низкой доступностью привлекательных рабочих мест для молодёжи, разрывом между навыками выпускников учебных заведений и потребностями экономики Чеченской Республики. Решение данной проблемы видится в дальнейшей реализации проекта по созданию пригодных для обучения объектов и обеспечении конкурентоспособной оплаты труда для педагогов в регионе.

3. Высокая доля теневой экономики и неформального сектора косвенно подтверждается преимущественно наличным денежным оборотом между субъектами хозяйственных операций. Решить проблему можно за счёт обязательного перевода проведения операций в цифровой формат, что позволит государственным органам отслеживать совершаемые операции и поступление по ним средств.

4. Дефицит финансовых ресурсов для экономического развития вызван недостатком банковских и страховых продуктов, адаптированных под потребности региона, невысоким уровнем финансовых компетенций бизнеса, низкой финансовой грамотностью населения. Решение проблемы видится в активизации работы банковского сектора по просвещению граждан и бизнеса основам финансовой грамотности. Создание интерактивных обучающих платформ позволит решить существующую проблему.

5. Высокая дотационность региона на фоне сокращения возможностей федерального бюджета вызвана низким качеством налоговой базы. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют сегодня около 80-85% доходов бюджета Чеченской Республики. Из-за геополитического давления на Россию остаются риски сокращения финансовых возможностей федерального бюджета для оказания помощи регионам, в том числе и Чеченской Республике. Дотации на одного жителя Чеченской Республики (29 тыс. руб. на человека) в семь раз выше средних значений по России (4 тыс. руб. на человека) и в два раза выше среднего значения по Северо-Кавказскому федеральному округу (14 тыс. руб. на человека) [12]. Основным источником безвозмездных доходов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов (их доля составляет 61% в безвозмездных поступлениях, в то время как по России они занимают всего около 20%) [13]. Решение проблем видится в создании условий в регионе для увеличения собственного производства, а также развитии предоставления туристических услуг.

Подводя итог, можно сказать, что проводимая в Чеченской Республике бюджетно-налоговая политика положительно влияет на социально-экономическое положение региона. Однако, остаются нерешёнными ряд проблем, которые тормозят развитие ЧР. Эти проблемы требуют пристального внимания со стороны Регионального правительства, их разрешение должно стать стратегически важной целью для органов власти при решении экономических проблем региона. При этом предложенные в работе варианты решения

указанных проблем могут быть использованы в качестве ориентира для реализации экономической и финансовой политики региона.

Список использованных источников

1. Ткачева Т.Ю. Стратегические приоритеты бюджетно-налоговой политики в целях устойчивого развития регионов // В сборнике: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 2-й Межрегиональной научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 440-443.

2. Хамурадов М.А., Алдамова М.М., Мадаева М.А. Бюджетно-налоговая политика и её влияние на формирование консолидированного бюджета региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2021. - № 3(159). - С. 123-126.

3. Хамурадов М.А., Курбанов С.А. Оценка региональной налоговой политики (на примере Чеченской Республики) // В сборнике: Экономика и управление: проблемы, анализ тенденций и перспектив развития. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 60-65.

4. Сайдулаев Д.Д., Эмиров Н.Д. Роль налоговой политики в развитии экономики региона / Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2020. - № 1(73). - С. 117-121.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Доступ из справочно-правовой системы "Гарант" (дата обращения 10.06.2022).

6. Официальный сайт Главы Чеченской Республики. Административно-территориальное устройство. [Электронный ресурс]. - URL: https://chechnya.gov.ru/respublika/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo/ (дата обращения 10.06.2022).

7. "Об инвестициях и гарантиях инвесторам". Закон Чеченской Республики от 10 июля 2006 года № 16-РЗ. Доступ из справочно-правовой системы "Гарант" (дата обращения: 20.06.2022).

8. Сборник "Социально-экономическое положение Северо-Кавказского ФО" [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sev-kavkaz_fo_21.pdf (дата обращения 15.06.2022).

9. Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. - URL: https://minfinchr.ru/deyatelnost/otkrytyj-byudzhet/byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения 10.06.2022).

10. Эмиров Н.Д., Алиева Э.И. Инвестиционная политика: региональный аспект (на примере Чеченской Республики) // Проблемы современной экономики. - 2021. № 1(77). - С. 123-126.

11. Акопян Е.А., Гусельщикова Н.Б. Рынок труда в Чеченской Республике: анализ и тренды развития // Вестник экспертного совета. - 2021. - № 3(26). - С. 37-46.

12. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 04.03.2021 № 62-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года". Доступ из справочно-правовой системы "Гарант" (дата обращения 15.05.2022).

13. 300 млрд на содержание "пехотинца президента" и жителей Чечни: всё ли верно в подсчётах главы Чечни. [Электронный ресурс]. - URL: https://expertsouth.ru/news/rossiya-tratit-na-soderzhanie-pekhotintsa-prezidenta-i-zhiteley-chechni-300-mrd-rubley-v-god/ (дата обращения 18.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.