Научная статья на тему 'Характер формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской республики в 2000-2015 гг'

Характер формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской республики в 2000-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CHECHEN REPUBLIC / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / CONSOLIDATED BUDGET / РЕГИОН / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РФ / BUDGETARY CODE / ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС БЮДЖЕТА / LEGAL STATUS / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGETARY SYSTEM / ДОХОД / INCOME / РАСХОД / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / SPECIAL-PURPOSE PROGRAM / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / RUSSIAN FEDERATION / EXPENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решиев С. С., Бисаев И. У., Даурбеков С. -э С.

Предмет. Предметом исследования является консолидированный бюджет Чеченской Республики. Он играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Большое значение имеют показатели консолидированного бюджета республики при разработке прогнозов экономического и социального развития. Показатели консолидированного бюджета региона также используются при расчетах различных видов бюджетных расходов и для сравнения с аналогичными показателями других территорий. Эти факторы делают актуальным исследование особенностей формирования и исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ за длительный период. Цели. Выявление особенностей формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 16 лет. Задачи. Развернутый анализ характера формирования и исполнения бюджета региона в 2000-2015 гг. в структурном разрезе. Методология. В работе для определения основных тенденций и закономерностей в бюджетном развитии Чеченской Республики проведен структурный анализ исполнения консолидированного бюджета за исследуемый период с использованием различных статистических методов. На основе проведенного анализа дана оценка эффективности деятельности фискальных органов региона. Результаты. Исследование показало, что консолидированный бюджет республики до сих пор остается чрезмерно зависимым от безвозмездных перечислений из федерального бюджета и крайне уязвимым от конъюнктуры федеральной бюджетной политики. Выводы. Обоснован вывод о том, что для наращивания собственных доходов в доходной части консолидированного бюджета региона и полноценной интеграции Чеченской Республики в единое социально-экономическое пространство страны и мирохозяйственные процессы проводникам экономической политики в регионе необходимо решить ряд конкретных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of formation and performance of the consolidated budget of the Chechen Republic in 2000-2015

Importance The research focuses on the consolidated budget of the Chechen Republic. It plays an important role in the region's socio-economic development. Figures of the consolidated budget are significant for forecasting economic and social development. The figures of the consolidated budget are used to estimate various types of budgetary spending and compare them with similar figures of other areas. These aspects make for the research into the specifics of forming and performing the consolidated budget of the Russian region for a long-term period. Objectives The objective of the research is to identify the specifics of forming and performing the consolidated budget of the Chechen Republic for the last 16 years. In this respect, we conducted an in-depth analysis of the nature of forming and performing the region's budget over 2000-2015 from structural perspectives. Methods To determine the main trends and patterns in the budgetary development of the Chechen Republic, we carry out a structural analysis of performing the consolidated budget for the period under study using various statistical methods. Based on the analysis, we evaluate the effectiveness of the region's fiscal authorities. Results As the research reveals, the consolidated budget of the Republic still strongly depends on free contributions from the federal budget, being extremely susceptible to trends in the federal budgetary policy. Conclusions and Relevance We substantiate the conclusion of that those charged with the economic policy should solve a number of vital tasks so to increment internally generated income as part of the region's consolidated budget and to completely integrate the Chechen Republic into the single socio-economic environment of the country and global economic processes.

Текст научной работы на тему «Характер формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской республики в 2000-2015 гг»

ISSN 2311-9438 (Online) ISSN 2073-8005 (Print)

Экономическая политика

ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2000-2015 гг.*

Сулайман Сайпудинович РЕШИЕВ"*, Иса Усманович БИСАЕВ\ Сайд-Эми Сайдалиевич ДАУРБЕКОВС

а доктор экономических наук, профессор Чеченского государственного университета, заведующий отделом экономики и права Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, г. Грозный, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, заместитель министра экономического

развития и торговли Чеченской Республики, г. Грозный, Российская Федерация

[email protected]

с кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Российская Федерация [email protected]

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 13.04.2015 Одобрена 28.04.2015

УДК 336.1

Ключевые слова: Чеченская Республика, консолидированный бюджет, регион, Бюджетный кодекс РФ, юридический статус бюджета, бюджетная система, доход, расход, республиканский, целевая программа, финансовый кризис

Аннотация

Предмет. Предметом исследования является консолидированный бюджет Чеченской Республики. Он играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Большое значение имеют показатели консолидированного бюджета республики при разработке прогнозов экономического и социального развития. Показатели консолидированного бюджета региона также используются при расчетах различных видов бюджетных расходов и для сравнения с аналогичными показателями других территорий. Эти факторы делают актуальным исследование особенностей формирования и исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ за длительный период.

Цели. Целью исследования является выявление особенностей формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 16 лет. Для достижения этой цели проделан развернутый анализ характера формирования и исполнения бюджета региона в 2000-2015 гг. в структурном разрезе.

Методология. В работе для определения основных тенденций и закономерностей в бюджетном развитии Чеченской Республики проведен структурный анализ исполнения консолидированного бюджета за исследуемый период с использованием различных статистических методов. На основе проведенного анализа дана оценка эффективности деятельности фискальных органов региона.

Результаты. Исследование показало, что консолидированный бюджет республики до сих пор остается чрезмерно зависимым от безвозмездных перечислений из федерального бюджета и крайне уязвимым от конъюнктуры федеральной бюджетной политики. Выводы. Обоснован вывод о том, что для наращивания собственных доходов в доходной части консолидированного бюджета региона и полноценной интеграции Чеченской Республики в единое социально-экономическое пространство страны и мирохозяйственные процессы проводникам экономической политики в регионе необходимо решить ряд конкретных задач.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Динамика исполнения регионального бюджета и его структура показывают характер и уровень социально-экономического развития региона. На основе этих показателей можно прогнозировать вектор перспективного развития местного бюджета и его зависимость как от внешних, так и от внутренних

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2015. № 23 (257).

факторов, определить потенциал региона для синергетического развития.

В предлагаемом исследовании характер формирования и динамику исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2000-2015 гг. авторы разбили на два этапа. Первый этап (2000-2005 гг.) — формирование и исполнение консолидированного бюджета

Таблица 1

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2000-2005 гг., млн руб.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Налоговые доходы 4,6 13,1 1 302,1 1 120,9 1 707,2 1 746,2

Неналоговые доходы 0,3 0,8 5,3 6,4 73,8 64,3

Безвозмездные перечисления из федерального -бюджета 3 094,6 6 246,5 7 988,3 23 257,1 14 550,9

Доходы бюджета, всего 5,5 3 109,9 7 555,5 9 115,6 25 038,0 16 753,3

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. Росстат. М., 2011.

Таблица 2

Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2000-2005 гг., млн руб.

Статья расходов 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Промышленность, энергетика и строительство 0 1 422,4 1 777,9 1 340,6 -

Сельское хозяйство и рыболовство 0 46,2 10,1 376,4 307,2 -

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 46,7 221,9 94,1 75,7 -

Жилищно-коммунальное хозяйство 0,2 317,4 567,5 643,3 836,1 1 402,5

Социально-культурные мероприятия 0,5 1 301,8 2 666,1 3 916,8 17 288,8 7 050,1

Расходы, всего 5,4 2 742,1 6 683,3 10 187,4 24 668,5 15 357,2

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. Росстат. М., 2011.

республики в ограниченных масштабах. Второй этап (2006-2015) — аналогичные процедуры в полноценном режиме.

Основные характеристики консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2000-2005 гг. приведены в табл. 1, 2.

Структуру доходной части консолидированного бюджета республики в 2000-2005 гг. иллюстрирует диаграмма на рис. 1.

Удельные веса основных статей расходов консолидированного бюджета республики в 2004 г. иллюстрирует диаграмма на рис. 2.

Как видно из приведенных данных, доходы консолидированного бюджета Чеченской

Республики в период 2001-2005 гг. выросли в 5,4 раза прежде всего благодаря росту безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Значение этого показателя увеличилось в 4,7 раза. За этот же период налоговые и неналоговые доходы выросли в 130,3 раза, что было связано главным образом с упорядочением сбора подоходного налога в бюджетной сфере региона. Удельный вес собственных доходов республики за этот период увеличился от 0,4 до 10,8%, т.е. стали налаживаться мирная жизнь и работа налоговых органов.

За 2001-2005 гг. расходы консолидированного бюджета Чеченской Республики выросли в 5,6 раза. Основной статьей в расходной части в тот период были социально-культурные мероприятия,

Рисинок 1

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2000-2005 гг., млн руб.

25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Источник: расчеты авторов.

23 257,1

6 246,5

7 988,3

3 094,6

4,6 0,0 13,1

L 302,

120,

1 707,

14 550,9

1 746,

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Налоговые

| Неналоговые

□ Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

Рисинок 2

Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2004 г., %

□ Промышленность, энергетика и строительство

■ Сельское хозяйство и рыболовство

□ Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

Социально-культурные мероприятия

Источник: расчеты авторов.

т.е. бюджетная сфера. Стали расти затраты на восстановление жилищно-коммунального хозяйства: в 2005 г. они увеличились по сравнению с 2001 . в 4,4 раза. Другой заметной статьей по объему финансирования в расходной части республиканского бюджета в тот период были промышленность, энергетика и строительство, что было обусловлено прежде всего восстановлением электросетей, выведенных из строя в результате военных действий. В целом консолидированный бюджет республики тогда был бездефицитным и в большей степени функциональным.

Чеченская Республика перешла на полноценные режим работы и структуру финансовой системы с 2006 г. В частности, упорядочены и законодательно регламентированы бюджетное устройство и бюджетный процесс республики. В отличие от 2003-2005 гг. юридический статус бюджета в 2006 г. был повышен: он был утвержден в форме республиканского закона. Были разграничены финансовые полномочия уровней бюджетов внутри региональной бюджетной системы. С 2006 г. также установлен статус органов исполнительной власти республики как распорядителей бюджетных средств, упорядочены система кассового исполнения бюджета и порядок представления финансовой отчетности бюджетополучателями всех уровней.

Согласно отчетам республиканского правительства о мерах по повышению эффективности расходов бюджета региона, представляемым на основании соглашения по повышению эффективности бюджетных расходов в соответствии с требованиями

□ Прочие расходы

п. 4 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в республике с 2006 г. не допускалось необоснованного роста численности работников учреждений государственного управления, а также задолженности по заработной плате и социальным выплатам.

Следует отметить, что указанный пункт Бюджетного кодекса РФ налагает серьезные ограничения на субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета данного субъекта Федерации.

Приведенные далее таблицы и диаграммы показывают структуру консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 10 лет, т.е. с начала утверждения его в форме республиканского закона.

Структура исполнения консолидированного бюджета республики за последние годы свидетельствует:

- о чрезмерной зависимости консолидированного бюджета республики от безвозмездных перечислений из федерального бюджета и от конъюнктуры федеральной бюджетной политики;

- об отсутствии диверсифицированной структуры экономики региона, отвечающей современным требованиям и вызовам [3, 5, 15].

П р и р а с с м о т р е н и и д о х о д н о й ч а с т и консолидированного бюджета республики (табл. 3)

Таблица 3

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006-2015 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 20~15^~

Налоговые 35 19,0 4 685,3 6 031,3 6 107,4 8 689,5 10 354,4 11 650,6 12 250,2 12 843,5 13 403,1

и неналоговые доходы

Налог на прибыль 680,6 746,5 810,7 728,1 847,1 1 546,0 665,6 486,7 473,7 514,7

организаций

Налог на доходы 2 229,5 3 162,5 4 056,6 4 630,9 4 842,5 5 329,8 7 128,1 7 917,7 8 597,2 9 502,1

физических лиц

Акцизы по подакцизным - - - 276,9 2 361,7 2 348,0 2 639,1 2 444,1 2 160,1 1 649,3

товарам (продукции),

производимым на

территории Российской

Федерации

Прочие налоговые 368,8 525,3 833,0 471,9 638,2 1 130,6 1 217,8 1 401,7 1 612,4 1 737,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и неналоговые доходы

Безвозмездные 19 859,5 58 880,2 58 652,7 59 152,0 56 143,3 68 566,0 66 652,7 53 485,8 56 848,5 49 254,7

перечисления

из федерального

бюджета

Доходы бюджета, всего 23 378,5 63 565,5 64 684,0 65 259,4 64 832,8 78 917,1 78 303,4 65 736,0 69 691,9 62 657,8

* Данные на 1 февраля 2015 г.

Источник: Отчеты Минфина Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. Росстат. М., 2014; расчеты авторов.

видно, что она резко растет с 2007 по 2012 г. и падает в 2013-2015 гг. Рост был связан с финансированием программных мероприятий федеральных целевых программ «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» [8, 12]. Спад связан, с одной стороны, с окончанием мероприятий последней программы, а с другой стороны, с началом финансово-экономического кризиса в России в 2014 г.

Доходы консолидированного бюджета республики на 2015 г. сформированы и утверждены в объеме 62 657,8 млн руб., что на 7 034,1 млн руб. (10,1%) меньше, чем в 2014 г. Сокращение доходов произойдет прежде всего из-за уменьшения безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Доходы консолидированного бюджета республики достигли своего пика за исследуемый период в 2011 г., взяв планку 78 917,1 млн руб. С 2012 г. они продолжают падать, а на 2015 г. их объем запланирован на уровне 62 657,8 млн руб., т.е. снижение за четыре года составило 20,6%. В 2015 г. собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики прогнозируются на уровне 13 403,1 млн руб. (21,4%), а безвозмездные перечисления из федерального бюджета — на уровне 49 254,7 млн руб. (78,6%). Они уменьшатся по сравнению с 2014 годом на

7 593,8 млн руб., или на 13,4%, а по сравнению с 2011 г. — на 28,2%. В 2015 г. консолидированный бюджет республики даже по номинальным доходам будет меньше, чем в 2007 г. (на 907,7 млн руб.), а по реальным доходам — существенно ниже. Динамику доходов консолидированного бюджета республики за 2000-2015 гг. иллюстрирует диаграмма на рис. 3.

Доходы консолидированного бюджета республики в последние годы в основном формируются за счет четырех статей:

• «Безвозмездные перечисления из федерального бюджета»;

• «Налог на доходы физических лиц»;

• «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации»;

• «Налог на прибыль организаций».

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета (более 80%, а в республиканском бюджете — около 90%) занимают, безусловно, главное место в доходной части консолидированного бюджета республики с 2000 г.

Поступления от налога на доходы физических лиц в последние годы занимают прочно второе место среди всех статей доходной части. За последние 10 лет значение этого показателя номинально

Рисунок 3

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2000-2015 гг., млн руб. 90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

78 917,1

65 259,4 у 78 303,4 \ 69 691,9

65 736,0^*

I 64 684,0 62 657,8

а25 038,0 / ^^ ^Jk 23 378,5

7 555,5 / Л*"1б 753,3

5,5 4*3109,9 -г^-- ' 9 115,6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ill

* J> J

г г г41 т т т г41 ^

* Утвержденный плановый показатель. Источник: расчеты авторов.

увеличилось в 3,9 раза, а удельный вес в доходах консолидированного бюджета республики — от 9,5 до 15,2%. Доход по этому виду налога практически формируется за счет подоходного налога на заработную плату бюджетников согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (99,9%), его изымают при начислении заработной платы.

Таким образом, данный налог легко собираем, и объем его поступлений в бюджет республики фактически зависит от роста заработной платы работников бюджетной сферы, установленной на федеральном уровне. Заслуга в его сборе фискальных органов региона невелика.

Поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, занимают третье место по объему в доходах консолидированного бюджета республики. В последние два года доходы от этого налога стали снижаться, что связано, по мнению авторов, с резким снижением доходов населения с 2014 г., а следовательно, падением спроса на подакцизные товары на внутреннем рынке России.

Доход по этому налогу в консолидированном бюджете республики практически формируется на федеральном уровне исходя из протяженности местных автомобильных дорог и зарегистрированных на территории региона автомобилей. Заслуга в сборе этого налога фискальных органов республики также невелика.

# ^ J

Налог на прибыль организаций лишь на четвертом месте по объему поступлений в консолидированный бюджет республики. В последние годы объем фактического сбора налога на прибыль организаций, являющийся индикатором экономического развития региона, не достигает планового уровня. Динамика этого показателя в рассматриваемом периоде неустойчивая, значительное влияние на нее оказывали строительные подрядные организации, участвующие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», и ОАО «Грознефтегаз». С 2012 г. в связи с завершением реализации мероприятий данной программы, устойчивым сокращением деятельности ОАО «Грознефтегаз» и отсутствием в регионе других бюджетообразующих предприятий стал снижаться доход в консолидированный бюджет республики и от налога на прибыль организаций.

Таким образом, можно заключить, что проводникам экономической политики и фискальным органам республики до сих пор не удалось найти действенных способов увеличения базы налога на прибыль организаций на территории региона.

Как видно из структуры доходной части консолидированного бюджета республики, показанной на рис. 4, в 2014 г. усилия фискальных органов были направлены на мобилизацию лишь 3% поступлений (налог на прибыль организаций — 0,7%, прочие налоговые и неналоговые доходы — 2,3%).

Рисунок 4

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 г., %

Источник: расчеты авторов. Рисунок 5

Динамика развития основных показателей доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006-2015 гг., млн руб.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015*

Источник: расчеты авторов.

Из сказанного можно сделать вывод, что сегодня крайне необходимо установить объективную налоговую базу республики и развивать ее с учетом позитивного опыта отечественной и мировой практики.

Динамика развития основных показателей доходной части в 2006-2015 гг. и структура доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 г. показаны на рис. 4, 5.

Доходы консолидированного бюджета в 2006-

2015 гг. сильно коррелируют с безвозмездными перечислениями из федерального бюджета, что иллюстрирует диаграмма (рис. 6).

Расходы республиканского бюджета за 2000-2015 гг. значительно выросли. Однако их динамика за эти годы неустойчивая. Она показана на рис. 7.

Структура расходной части консолидированного бюджета республики за последние 10 лет приведена в табл. 4 и на рис. 8. Как следует из анализа ее

Таблица 4

Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в период 2006-2015 гг., млн руб.

Статья расходов 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015*

Общегосударственные 3 317,0 4 429,9 5 557,2 5 378,9 5 945,5 6 822,1 7 996,0 6 010,8 6 086,5 6 296,0

вопросы

Национальная 3 766,0 4 253,4 3 944,8 3 694,2 3 343,6 3 392,6 327,8 378,6 313,0 402,3

безопасность и

правоохранительная

деятельность

Национальная 2 254,5 5 171,6 8 967,4 13 375,4 8 377,0 9 658,6 11 213,1 11 150,6 9 286,6 6 263,1

экономика

Жилищно- 2 150,8 26 157,6 16 247,3 1 282,8 10 600,7 13 827,7 8 234,1 3 673,5 2 976,6 2 154,7

коммунальное

хозяйство

Образование 4 313,6 7 658,8 9 938,0 10 760,3 11 797,4 14 556,6 19 748,0 21 739,2 24 511,8 26 379,0

Здравоохранение 2 549,3 5 348,0 7 460,2 10 455,4 8 299,8 12 450,8 13 870,9 9 843,5 9 562,4 11 890,4

и спорт

Социальная политика 2 098,7 5 848,8 9 545,2 14 386,6 12 300,2 11 071,2 12 193,6 9 822,3 13 955,8 15 935,7

Прочие расходы 580,5 1 732,5 3 224,7 4 722,2 5 056 9 012,2 3 948,4 3 076,2 5 066,2 4 258,2

Расходы бюджета, 21 030,4 60 600,6 64 884,8 74 055,8 65 720,2 80 791,8 77 531,9 65 694,7 71 758,9 73 579,4

всего

* Данные на 1 февраля 2015 г.

Источник: Отчеты Минфина Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. Росстат. М., 2014; расчеты авторов.

Рисунок 6

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики и безвозмездных перечислений из федерального бюджета в 2006-2015 гг., млн руб.

90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

78 917,1

19 859,5

2006 2007 2008 -Доходы бюджета, всего

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015* — Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

Источник: расчеты авторов.

данных, основными расходными статьями в эти Их удельный вес в общем объеме расходов в 2014-годы являются: 2015 гг. — 70,3%. Отсюда следует, что в последнее

время социальные функции формируют главным образом расходную часть консолидированного «С°циальная голитжа», бюджета республики, а стимулирующие функции

«Здравоохранение и спорт». в нем сужаются.

«Образование»;

Рисунок 7

Расходы консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2000-2015 гг., млн руб.

90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

80 791,8 77 531,9

74055,8 к 73 579,4

60 600,6 ^1 ^64 884,о^ 65 720,2 ^У^/1 758,9 65 694,7

24 668,5ж J21 030,4

6 683,3 У ^ 45 357,2

.¿у0** 10 187,4 ♦"2742,1 i l i i i i i i i i i i i i i

«АГ

* Утвержденный плановый показатель. Источник: расчеты авторов.

Рисунок 8

Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 г., %:

1 — общегосударственные вопросы: 2 — национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 3 — национальная экономика; 4 — жилищно-коммунальное хозяйство; 5 — образование; 6 — здравоохранение и спорт; 7 — социальная политика; 8 — прочие расходы

Источник: расчеты авторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовый кризис ярко отразился на республиканском бюджете. Так, согласно Плану оптимизации расходов республиканского бюджета Чеченской Республики на 2015 год, утвержденному распоряжением правительства от 09.02.2015 № 17-р, предусмотрено сокращение расходов бюджета на 10%, или на сумму 6 883,6 млн руб., т.е. утвержденный агрегированный показатель расходов бюджета на 2015 г. будет сокращен на соответствующую сумму через внесение изменений в республиканский бюджет.

Наибольший удельный вес в этой сумме имеют следующие статьи бюджетной росписи расходов:

«Образование» — 48,8% (3 357,8 млн руб.);

«Национальная экономика» — 21,0% (1 446,7 млн руб.);

«Общегосударственные вопросы» — 11,0%;

«Средства массовой информации» — 7,2% (498,1 млн руб.);

«Культура, кинематография» — 6,9% (476,1 млн руб.).

Из анализа данных табл. 4 следует, что в 2006-2014 гг. наибольшие расходы из консолидированного бюджета республики были сделаны на развитие образования — 125 023,7 млн руб. На втором месте была социальная политика республики — 91 222,4 млн руб., на третьем — жилищно-коммунальное хозяйство — 85 151,1 млн руб., на четвертом — здравоохранение и спорт — 79 840,3 млн руб., на пятом месте — национальная экономика — 79 454,8 млн руб.

В 2015 г. практически все основные статьи расходной части консолидированного бюджета республики, приведенные в табл. 4, будут реально существенно ниже их уровня в 2014 г.

В рамках бюджета на 2015 г. предусмотрены ассигнования на реализацию долгосрочных республиканских целевых программ. В настоящее время в Чечне действуют около 50 программ развития. Программный метод государственной

региональной политики стал самым эффективным и действенным при восстановлении и развитии территорий после военных событий [7, 16, 18].

Чтобы в короткие сроки нарастить собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики и полноценно интегрировать ее в единое социально-экономическое пространство и мирохозяйственные процессы страны, по мнению авторов, проводникам экономической политики в регионе необходимо решить ряд задач:

1) реально обеспечить и защитить экономические свободы бизнеса, в том числе неприкосновенность частной собственности [1, 21];

2) способствовать развитию конкуренции среди предпринимателей и не допустить монополизации сегментов внутреннего рынка [3, 7, 20];

3) создать необходимые условия для существенного снижения арендной платы торговых (производственных) площадей на территории республики и значительного количества альтернативных торговых (производственных) площадок [2, 14], чтобы:

- поддержать дух конкуренции в регионе [6, 17];

- лучше обеспечить спрос конечного потребителя;

- максимально аккумулировать потребительские денежные расходы населения республики на внутреннем рынке [11];

4) максимально снизить коррупционный и бюрократиче ский пре сс на предпринимателей [14, 19].

Без решения перечисленных задач с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики, на взгляд авторов, Чеченская Республика в обозримом будущем не выйдет из высокодотационной зоны и реально не станет инвестиционно привлекательной территорией [4, 13, 14].

В условиях финансового кризиса в нашей стране проводники экономической политики всех уровней начинают понимать необходимость обновления нынешнего набора инструментов экономической политики с использованием более адекватных и эффективных мер с учетом позитивного опыта стран с развитым федерализмом [9, 10, 21].

Список литературы

1. Акаев В.Х., ШамсуевМ.Э.Х. Безопасность Юга России: информационные угрозы социальных сетей. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1109930.

2. Алаудинов А.А. Идентичность в зеркале науки: основные подходы к определению сущностных черт и типов. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=923508.

3. БетильмерзаеваМ.М. Феномен ментальности сквозь призму психофизической проблемы // Научная мысль Кавказа. 2009. № 4. С. 18-23.

4. Котилко В.В. Пространственная модернизация экономики. URL: http://issuu.com/kafeokd/docs/ economic_2012_6_26.

5. Котилко В.В., Грицюк Т.В. Бюджетный федерализм и баланс интересов: сущность и принципы функционирования // Государственный советник. 2014. № 4. С. 25-30.

6. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. 3-е изд. М.: КомКнига, 2005. С. 214-224.

7. Магомадов Э.М. Как улучшить инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа? // Российское предпринимательство. 2013. № 5. С. 124-130.

8. Магомадов Э.М. Проблемы российских регионов в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 135-138.

9. Мохова E.B. Европа регионов: сущность феномена Западная Европа // Европа: вчера, сегодня, завтра. 2002. С. 400.

10. Мусаев Р., Уклеин И. Особенности российской монетарной политики в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Института экономики РАН. 2013. № 3. С. 60-70.

11. Мусаев Р.А. Региональные аспекты государственного регулирования банковской деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 6. С. 23.

12. Орешин В.П. Инвестиционная привлекательность российских регионов // Экономика мегаполисов и регионов. 2012. № 3. С. 16.

13. Орешин В.П. Саморазвитие региона как основа демократизации общественных отношений // Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 58-59.

14. Пчелинцев О.С. Регионы России: Современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию. М.: Проблемы прогнозирования, 2001. № 1. С. 102-115.

15. Решиев С.С. Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики в период 2000-2013 гг. // Финансы и кредит. 2013. № 39. С. 2-10.

16. Решиев С.С., Даурбеков С-Э.С. Социально-экономическое развитие Чеченской Республики в 20102012 гг. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 37. С. 2-13.

17. Салгириев А.Р. Механизмы формирования политических элит в Чеченской Республике // Глобальный научный потенциал. 2012. № 17. С. 82-85.

18. ТаймасхановХ.С. Оценка региональных особенностей устойчивого развития депрессивного региона // Экономические науки. 2013. № 102. С. 43-47.

19. Юсупов М.М. Специфика управления регионом в постконфликтной ситуации // Социум и власть. 2012. № 5. С. 71-75.

20. Regional economic performance within the European Union. Ed. by Button K., Pentecost E. Cheltenham; Northampton: Elgar, 1999. IX. P. 26-45.

21. Vanhove N. Regional policy: A European approach. Aldershote etc.: Ashgate, 1999. P. 65-86.

ISSN 2311-9438 (Online) ISSN 2073-8005 (Print)

Economic Policy

THE NATURE OF FORMATION AND PERFORMANCE OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC IN 2000-2015

Sulaiman S. RESHIEV*, Isa U. BISAEVb, Said-Emi S. DAURBEKOVc

a Institute of Humanitarian Studies of Academy of Sciences of Chechen Republic, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation [email protected]

b Chechen State University, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation [email protected]

c Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov,

Grozny, Chechen Republic, Russian Federation

[email protected]

* Corresponding author

Article history:

Received 13 April 2015 Accepted 28 April 2015

Keywords: Chechen Republic, consolidated budget, region, Budgetary Code, Russian Federation, legal status, budget, budgetary system, income, expense, republican, special-purpose program, financial crisis

Abstract

Importance The research focuses on the consolidated budget of the Chechen Republic. It plays an important role in the region's socio-economic development. Figures of the consolidated budget are significant for forecasting economic and social development. The figures of the consolidated budget are used to estimate various types of budgetary spending and compare them with similar figures of other areas. These aspects make for the research into the specifics of forming and performing the consolidated budget of the Russian region for a long-term period. Objectives The objective of the research is to identify the specifics of forming and performing the consolidated budget of the Chechen Republic for the last 16 years. In this respect, we conducted an in-depth analysis of the nature of forming and performing the region's budget over 2000-2015 from structural perspectives.

Methods To determine the main trends and patterns in the budgetary development of the Chechen Republic, we carry out a structural analysis of performing the consolidated budget for the period under study using various statistical methods. Based on the analysis, we evaluate the effectiveness of the region's fiscal authorities.

Results As the research reveals, the consolidated budget of the Republic still strongly depends on free contributions from the federal budget, being extremely susceptible to trends in the federal budgetary policy.

Conclusions and Relevance We substantiate the conclusion of that those charged with the economic policy should solve a number of vital tasks so to increment internally generated income as part of the region's consolidated budget and to completely integrate the Chechen Republic into the single socio-economic environment of the country and global economic processes.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The article is adapted from the journal of Financial Analytics: Science and Experience, 2015, no. 23(257).

References

1. Akaev V.Kh., Shamsuev M.E.Kh. Bezopasnost' Yuga Rossii: informatsionnye ugrozy sotsial'nykh setei [Security of the Russian South: information threats of social networks]. Available at: http://elibrary.ru/contents. asp? issueid=1109930. (In Russ.)

2. Alaudinov A.A. Identichnost' v zerkale nauki: osnovnye podkhody k opredeleniyu sushchnostnykh chert i tipov [Identity in the mirror of science: the main approaches to determining essential features and types]. Available at: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=923508. (In Russ.)

3. Betil'merzaeva M.M. Fenomen mental'nosti skvoz' prizmu psikhofizicheskoi problemy [The mentality phenomenon through the prism of the mind-body problem]. Nauchnaya mysl'Kavkaza = Scientific Thought of Caucasus, 2009, no. 4, pp. 18-23.

4. Kotilko V.V. Prostranstvennaya modernizatsiya ekonomiki [Spatial modernization of economy]. Available at: http://issuu.com/kafeokd/docs/economic_2012_6_26. (In Russ.)

5. Kotilko V.V., Gritsyuk T.V. Byudzhetnyi federalizm i balans interesov: sushchnost' i printsipy funktsionirovaniya [Budgetary federalism and balance of interests: the essence and principles of functioning]. Gosudarstvennyi sovetnik, 2014, no. 4. (In Russ.) Available at: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2014/12/140405.pdf.

6. Kuznetsova O.V. Ekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie iprakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya [Economic development of regions: theoretical and practical aspects of State regulation]. Moscow, KomKniga Publ., 2005, pp. 214-224.

7. Magomadov E.M. Kak uluchshit' investitsionnyi klimat Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga? [How to improve the investment climate of the North Caucasian Federal District?]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 5, pp. 124-130.

8. Magomadov E.M. Problemy rossiiskikh regionov v usloviyakh mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa [Problems of Russian regions in the conditions of the global financial and economic crisis]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 10, pp. 135-138.

9. Mokhova E.B. Evropa regionov: sushchnost' fenomena Zapadnaya Evropa [Europe of regions: the essence of the 'Western Europe' phenomenon]. Evropa: vchera, segodnya, zavtra = Europe: Yesterday, Today, Tomorrow, 2002, p. 400.

10. Musaev R., Uklein I. Osobennosti rossiiskoi monetarnoi politiki v usloviyakh perekhoda k innovatsionnoi ekonomike [The specifics of the Russian monetary policy during transition to the innovative economy].

VestnikInstituta ekonomiki RAN = Bulletin of Institute of Economics of RAS, 2013, no. 3, pp. 60-70.

11. Musaev R.A. Regional'nye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya bankovskoi deyatel'nosti [Regional aspects of the State control of banking]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2005, no. 6, p. 23.

12. Oreshin V.P. Investitsionnaya privlekatel'nost' rossiiskikh regionov [Investment potential of Russian regions].

Ekonomika megapolisov i regionov = Economy of Megalopolises and Regions, 2012, no. 3, p. 16.

13. Oreshin V.P. Samorazvitie regiona kak osnova demokratizatsii obshchestvennykh otnoshenii [Self-development of the region as the basis for democratization of public relations]. Transportnoe delo Rossii = Transportation Industry of Russia, 2012, no. 6-2, pp. 58-59.

14. Pchelintsev O.S. Regiony Rossii: Sovremennoe sostoyanie i problema perekhoda k ustoichivomu razvitiyu [Regions of Russia: the current state and problem of transition to sustainable development]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2001, no. 1, pp. 102-115.

15. Reshiev S.S. Formirovanie i ispolnenie konsolidirovannogo byudzheta Chechenskoi Respubliki v period 2000-2013 gg [Formation and performance of the consolidated budget of the Chechen Republic during 2000-2013]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 39, pp. 2-10.

16. Reshiev S.S., Daurbekov S-E.S. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Chechenskoi Respubliki v 2010-2012 gg [Social and economic development of the Chechen Republic in 2010-2012]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 37, pp. 2-13.

17. Salgiriev A.R. Mekhanizmy formirovaniya politicheskikh elit v Chechenskoi Respublike [Mechanisms for forming the political elites in the Chechen Republic]. Global'nyi nauchnyipotentsial = Global Scientific Potential, 2012, no. 17, pp. 82-85.

18. Taimaskhanov Kh.S. Otsenka regional'nykh osobennostei ustoichivogo razvitiya depressivnogo regiona [Evaluating the regional specifics of sustainable development of the depressed region]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2013, no. 102, pp. 43-47.

19. Yusupov M.M. Spetsifika upravleniya regionom v postkonfliktnoi situatsii [The specifics of managing the region in post-conflict circumstances]. Sotsium i vlast' = Society and Power, 2012, no. 5, pp. 71-75.

20. Button K., Pentecost E. Regional Economic Performance within the European Union. Cheltenham, Northampton, Elgar, 1999, pp. 26-45.

21. Vanhove N. Regional Policy: A European Approach. Aldershote, Ashgate, 1999, pp. 65-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.