// Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 9-12.
3. Исраилов М. В. Проблемы и приоритеты развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики / Чеченский государственный университет. Грозный, 2013 г.
4. Сельское хозяйство Чеченской республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ab-centre.ru/ (дата обращения: 08.12.2016).
5. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года. Грозный. 2012 г.
6. Хасханова Х. Х., Гайсумова Л. Д., Батукаев Н. С. Экономико-географические особенности развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики. [Текст] / Хасханова Х. Х., Гайсумова Л. Д., Батукаев Н. С. // Молодой ученый, 2016. № 2. С. 620-623.
7. Хасханова Х. Х. Социально-экономические аспекты развития горных территорий Чеченской Республики. [Текст] / Х. Х. Хасханова, Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 70-73.
8. ЧекиеваХ. Р., ЦадаеваХ. С., Кутуханов И. М. Сельское хозяйство Чеченской Республики на стадии подъема // Молодой ученый, 2016. № 1. С. 286-289.
Features of formation of budget revenues of the Chechen Republic
12 3
Gayrbekova R. , Nazirov D. , Mehtiev Sh. (Russian Federation) Особенности формирования бюджетных доходов Чеченской республики
1 2 3
Гайрбекова Р. С. , Назиров Д. Т. , Мехтиев Ш. Р. (Российская Федерация)
1 Гайрбекова Рукият Сараповна / Gayrbekova Rukiyat - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления производством, факультет государственного управления, 2Назиров Джамал Таусултанович /Nazirov Dzhamal - студент, факультет государственного управления; Мехтиев Шамиль Русланович /Mehtiev Shamil - студент, Институт экономики и финансов Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в данной статье рассмотрен процесс формирования регионального бюджета Чеченской республики. Проведен анализ динамики роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской республики за период 2007-2015 гг., а также определены особенности формирования консолидированного бюджета.
Abstract: this article discusses the formation of the regional budget of the Chechen Republic. The analysis of the dynamics of growth of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic for the period 2007-2015, as well as identified, especially the formation of the consolidated budget.
Ключевые слова: региональный бюджет, консолидированный бюджет, уровень налогового потенциала Чеченской республики, экономические кластеры.
Keywords: regional budget, the consolidated budget, the level of tax potential of the Chechen Republic, economic clusters.
Вопрос о системе государственных доходов до настоящего времени не получил своего окончательного разрешения. Проводятся различные классификации по различным основаниям. Основная дискуссия складывается по поводу того, какие доходы, используемые в публичных целях, можно относить к государственным доходам. Нерешенным остается
вопрос: нужно ли считать государственными (принадлежащими государству как собственнику) только доходы, поступающие в централизованные фонды финансовых ресурсов, либо к государственным доходам необходимо относить и иные доходы, используемые для осуществления задач и функций государства.
В последнее время все больше ученых стали отождествлять государственные доходы с бюджетными. Некоторые авторы рассматривают термины «государственные доходы» и «бюджетные доходы» как синонимы. В работе Конюховой Т. В. используется термин «государственные доходы», однако авторы относят к ним только налоговые и неналоговые доходы, поступающие в централизованные фонды финансовых ресурсов.
Отождествление государственных и бюджетных доходов не представляется возможным. Если признать, что целью аккумулирования государственных доходов является осуществление государственных расходов, т. е. выполнение задач и функций государства, то необходимо отметить, что свои задачи и функции государство выполняет не только «лично», используя бюджетные ресурсы, но и создавая различные юридические лица [1].
Бюджетные доходы покрывают хотя и основную, но только часть расходов государства. Функции государства в сфере образования, здравоохранения, культуры, в социальной и иных областях осуществляют различные организации, наделенные для этих целей государственным имуществом, - казенные, бюджетные и автономные учреждения, государственные унитарные предприятия [3]. И если доходы бюджетных учреждений согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации включаются в доходы соответствующего бюджета, то доходы иных государственных организаций остаются в их распоряжении и используются, в том числе, для удовлетворения публичных потребностей. Соответственно, их необходимо изучать с финансово-правовых позиций как государственные доходы.
Региональные бюджеты - это незаменимое звено в цепи финансовой системы. Они обеспечивают материальными средствами все органы власти на государственном уровне и на уровне местного самоуправления, чтобы те могли осуществлять работу, предусмотренную актами законодательства, и в первую очередь Конституцией.
Доходы региональных бюджетов в финансовой структуре занимают особое положение [3]. Это связано с их специфическим назначением, которое представляет собой обеспечение органов государственной власти и территориального управления денежными средствами. Эти средства направляются на содействие в обеспечении исполнения этими органами своих функций.
Доходы региональных бюджетов являют собой денежные отношения, которые формируются в рамках распределительного процесса, который обусловлен образованием соответствующих средству государственных и муниципальных органов. Направлены эти средства на удовлетворение гражданских потребностей, экономическое регулирование, финансирование правоохранительной деятельности и национальной безопасности, управление и прочие расходы [2].
Начиная с 2004 г. и по сей день, экономика Чеченской республики имеет в целом положительную динамику, хотя остаются отдельные проблемы. Так, если в 2004 году доля собственных доходов (налоговые и неналоговые доходы) консолидированного бюджета Чеченской республики составляла всего 7,11%, то к 2012 году эта доля выросла до 14,88%.
Таблица 1. Динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской республики за период 2007-2015 гг., тыс. руб. [4]
Налоговые и неналоговые доходы Доля
Безвозмезд- налоговых и
Показатели Доходы консолидированного бюджета ЧР всего налог. доходы неналог. доходы ные поступления от других бюджетов БС РФ неналоговых доходов в консолидированном бюджете ЧР, %
2007 25038037 1780973 1707175 73800 23257062 7,11
2008 20929621 2063790 2061556 2233 18865831 9,86
2009 31625052 3536039 3476724 59315 28089013 11,18
2010 63565484 4685252 4463514 221738 58880232 7,37
2011 64684032 6031320 5986824 44496 58652712 9,32
2012 64684032 6107443 5969989 137454 59152008 9,36
2013 64882769 8689513 8453096 236417 56143256 13,39
2014 78917147 10354369 9903529 450840 68562779 13,12
2015 78303356 11650606 11261278 389328 66652750 14,88
Примечание: сокращения в таблице: БС РФ - бюджетная система Российской Федерации; ЧР -Чеченская республика.
Консолидированный бюджет Чеченской республики за 2015, как и за предыдущее десятилетие, характеризовался крайне низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, но в то же время нельзя не отметить сформировавшуюся динамику их роста.
Суммарный кассовый расход консолидированного бюджета Чеченской республики за 2015 год составил 77 млрд 531,9 млн рублей. По сравнению с 2013 г. расходы консолидированного бюджета сократились на 4%.
По функциональной структуре бюджет 2015 года являлся социально ориентированным, т.к. на социальные мероприятия пришлось 62,8% от общих расходов. Из них на [5]:
- образование - 25,5%;
- культуру, кинематографию - 3,7%;
- здравоохранение 15,7%;
- социальную политику - 15,7%;
- физическую культуру и спорт - 2,2%.
На общеэкономические вопросы приходилось 25,2% от общей суммы кассового расхода. Организация вопросов государственного характера занимает в расходах консолидированного бюджета 12%.
На сегодняшний день дефицит консолидированного бюджета республики является одним из самых высоких среди субъектов РФ. Он полностью покрывается за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Чтобы выйти на бездефицитный уровень консолидированному бюджету Чеченской республики при сохранении сложившейся динамике роста его доходов и расходов потребуется не меньше 45 лет, что невозможно.
Нельзя не упомянуть один очень важный момент - для организации добычи нефти на территории Чеченской республики в 2000 году было создано ОАО «Грознефтегаз», 51% акций которого принадлежит «Роснефти», а оставшаяся доля - Правительству Чеченской Республики. У «Грознефтегаза» нет собственной лицензии на право добычи нефти в республике, а этой лицензией обладает головная компания «Роснефть». В итоге «Грознефтегаз» имеет статус лишь оператора и получает около 2% от экспортной выручки всей нефти. Налоги с добытой нефти выплачиваются «Роснефтью» уже в другом регионе, а бюджет Чеченской республики с нефтедобычи практически ничего не имеет.
Сегодня «Грознефтегаз» по объемам добычи нефти занимает третье место в структуре «Роснефти». Учитывая объемы добываемой нефти, экспортной выручки данной нефти было бы вполне достаточно для самостоятельного развития республики
без дотаций. О чем не раз говорило и руководство республики. Однако до сих пор не принято никаких соглашений с «Роснефтью».
Уровень налогового потенциала Чеченской республики сегодня критически низок. За последние 12 лет восстановления экономики и социальной сферы ЧР уровень дефицита его консолидированного бюджета продолжает оставаться в пределах 90%. В такой ситуации просто необходимо обеспечить условия для роста налоговой базы, и т.к. больше половины налоговых доходов приходится по налогом на прибыль, нужно особое внимание обратить на рост этих налогов. Именно поэтому необходимо восстановить ранее существовавшие в Чеченской республике экономические кластеры:
- нефтехимический комплекс;
- финансовый комплекс;
- агропромышленный комплекс;
- энергетический комплекс;
- строительный комплекс;
- машиностроительный комплекс;
- гостиничный и оздоровительный комплекс.
Также важно обеспечить дальнейшее продвижение регионального производителя на соответствующем сегменте российских и зарубежных товаров, работ и услуг.
Литература
1. Конюхова Т. В. Институты бюджетного права Российской Федерации: науч.-практ. Пособие / Т. В. Конюхова. М.: Эксмо, 2013. 192 с.
2. Филичкина Ю. Ю. Актуальные проблемы формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации / Ю. Ю. Филичкина, К. А. Каючкина // Современные гуманитарные исследования, 2014. № 3 (58). С. 37-41.
3. Чулков А. С. Программный бюджет: проблемы и перспективы развития на региональном и местном уровнях / А. С. Чулков // Финансы и кредит, 2014. № 39 (615). С. 11-20.
4. Официальный сайт УФК по Чеченской Республике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.chechnya.roskazna.ru/ (дата обращения: 27.11.2016).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 29.11.2016).
Problems of accounting and valuation of inventories Odintsova T.1, Prokopenko A.2 (Russian Fédération) Проблемы учета и оценки материально-производственных запасов Одинцова Т. М.1, Прокопенко А. С.2 (Российская Федерация)
1Одинцова Татьяна Михайловна / Odintsova Tatyana - кандидат экономических наук, доцент; 2Прокопенко Анастасия Сергеевна /Prokopenko Anastasia - студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация: в настоящее время в России активно идет процесс, направленный на реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности с целью их максимального сближения с международными стандартами финансовой отчетности. Деятельность любого предприятия не представляется возможной в отсутствие материально-производственных запасов (будь то сырье, материалы, запасные части, хозяйственные принадлежности или товары, готовая продукция). В статье анализируются текущие проблемы оценки и учета материально-производственных запасов по российским и международным стандартам.