Научная статья на тему 'Особенности и проблемы формирования регионального бюджета (на примере Чеченской Республики)'

Особенности и проблемы формирования регионального бюджета (на примере Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET SYSTEM / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / BUDGET PROCESS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / STATE REVENUES / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / REGIONAL BUDGET / ПРОБЛЕМЫ ДОТАЦИОННОСТИ / НАЛОГИ / TAXES / АНАЛИЗ / ANALYSIS / DEPENDENCE ON SUBSIDIES PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таштамиров Магомед Русланович, Ахмарова Хатимат Вахидовна

В работе рассматриваются вопросы формирования регионального бюджета Чеченской Республики. Проведен структурный анализ поступлений в бюджет ЧР за 2015 год по основным источникам доходов. Произведена оценка мобилизации доходов в бюджет региона в динамике последних лет. Выявлены основные проблемы, связанные с поступлением доходов и вопросами дотационности. Представлены основные направления возможного разрешения существующих проблем финансовой системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таштамиров Магомед Русланович, Ахмарова Хатимат Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы формирования регионального бюджета (на примере Чеченской Республики)»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И _КРЕДИТ_

Features and problems of forming of the regional budget (on the example of the Chechen Republic) Tashtamirov M.1, Ahmarova H.2 (Russian Federation) Особенности и проблемы формирования регионального бюджета (на примере Чеченской Республики) Таштамиров М. Р.1, Ахмарова Х. В.2 (Российская Федерация)

'Таштамиров Магомед Русланович / Tashtamirov Magomed - старший преподаватель, кафедра банковского дела, 2Ахмарова Хатимат Вахидовна / Ahmarova Hatimat — бакалавр, Институт экономики и финансов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в работе рассматриваются вопросы формирования регионального бюджета Чеченской Республики. Проведен структурный анализ поступлений в бюджет ЧР за 2015 год по основным источникам доходов. Произведена оценка мобилизации доходов в бюджет региона в динамике последних лет. Выявлены основные проблемы, связанные с поступлением доходов и вопросами дотационности. Представлены основные направления возможного разрешения существующих проблем финансовой системы региона.

Abstract: in work questions offorming of the regional budget of the Chechen Republic are considered. The structural analysis of receipts is carried out to the budget of ChR for 20'5 on the main sources of the income. Assessment of mobilization of the income in the budget of the region in dynamics of the last years is made. The main problems connected with receipt of the income and questions of dependence on subsidies are revealed. The main directions of possible permission of the existing problems of a financial system of the region are provided.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетный процесс, государственные доходы, региональный бюджет, проблемы дотационности, налоги, анализ.

Keywords: budget system, budget process, state revenues, regional budget, dependence on subsidies problems, taxes, analysis.

Основная макроэкономическая проблема построения федерального бюджета - это приведение в равновесие доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9 % в 2012 году, до 17,5 % в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% ВВП [3]. При этом в условиях усиливающихся негативных процессов экономики и в частности финансовой сфере, возрастает необходимость повышения качества бюджетного процесса на уровнях региональных бюджетов для обеспечения сбалансированности и устойчивости всей бюджетной системы страны. Большая часть налоговых поступлений в разрезе по видам налогов принадлежит региональным бюджетам. Так, основные бюджетообразующие налоги - налог на прибыль и НДФЛ, чьи доли составляют в общем объеме налоговых доходов страны 21,5% и 20,6% соответственно, формируются в бюджетах субъектов РФ на 84% и 100% соответственно, НДФЛ является федеральным налогом. Также, налог на имущество полностью взимается в регионах. Поэтому на ряду с бюджетной политикой одним из приоритетных направлений экономического планирования в государстве является налоговая политика и стратегия формирования налогового потенциала в региональных бюджетах [4].

Подавляющее большинство субъектов РФ предусмотрели дефицит в своих бюджетах на 2016 год. В то же время у 63 из них дефицит не превышает 10% расходов. В текущем году всего четыре региона сверстали главные финансовые документы с запланированным профицитом. Это Вологодская область (профицит 4 миллиарда рублей, отношение

к запланированным расходам — 8,71%), Волгоградская область (4,3 миллиарда рублей, 6,06%), Чукотский автономный округ (1,1 миллиарда рублей, 4,78%), Краснодарский край (0,8 миллиарда, 0,41%) [81.

Дефицит выше 10% от расходов допустили еще 14 регионов. К ним относится и Чеченская Республика (5,87 миллиарда рублей, отношение к расходам — 9,11%).

Бюджет Чеченской Республики волнует, как экономистов и представителей СМИ, так и обычных граждан огромной страны. И хотя обсуждений на просторах интернета и публикаций на эту тему существует немало, данная работа не теряет свою актуальность.

За годы военных действий ЧР стала одним из наиболее экономически неразвитым субъектом РФ с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Среди положительных моментов однозначно прослеживается стабильный рост практически по всем показателям экономики в абсолютном и количественном значении. Рост промышленного производства, валового регионального продукта, суммарного оборота торговли и сферы услуг, увеличение инвестиций в основной капитал, все это в совокупности задает высокий темп и прогресс в развитии экономики региона. При этом по нескольким показателям положительная динамика в росте ЧР опережает достаточно большое количество субъектов РФ.

В нынешних условиях стагнационного развития российской экономики и увеличения самостоятельности регионов в самообеспечении необходимо на долгосрочную перспективу стремится к синергетическому эффекту [5].

В состав консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2015 году входили:

Всего 237 бюджетов

219

^ поселенческих бюджетов

II 2 бюджета II ^Ч городских ^Ч

г ^ г

15 бюджетов муниципальных районов

Республиканский бюджет

Рис. 1. Состав консолидированного бюджета ЧР в 2015 г.

В 2015 финансовом году правовым основанием расходования денежных средств бюджета был Закон Чеченской Республики от 29 декабря 2014 года № 55-РЗ «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а также 236 решений о бюджетах муниципальных образований.

На сегодняшний день дефицит консолидированного бюджета ЧР является одним из самых высоких среди субъектов РФ, он полностью покрывается за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Чтобы выйти на бездефицитный уровень консолидированному бюджету ЧР при сохранении сложившейся динамики роста его доходов и расходов потребуется не меньше 45 лет, что невозможно.

Основной целью бюджетной политики Чеченской Республики на 2015 год, являлось повышение уровня и качества жизни населения посредством удовлетворения потребностей граждан в качественных услугах образования, духовном и культурном развитии, информации, здравоохранения, социальных гарантий.

Основные задачи бюджетной и налоговой политики, намеченные в Чеченской Республике на 2015 год, в целом выполнены. Это оказалось возможным благодаря консолидации усилий всех участников бюджетного процесса.

По доходам за 2015 год исполнение консолидированного бюджета ЧР составило 73 682 165,8 тыс. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам 12 286 155,2 тыс. рублей, по безвозмездным поступлениям 61 396 010,5 тыс. рублей.

Исполнение бюджета по доходам от годовых плановых назначений за 2015 год составляет 98,0% в том числе по налоговым и неналоговым доходам 90,2%.

«о

.а Н

90 000 000 80 000 000 70 000 000 60 000 000 50 000 000 40 000 000 30 000 000 20 000 000 10 000 000 0

Всего доходов

■Налоговые доходы

■Неналоговые доходы

■Безвозмездные и безвозвратные поступления

^

Рис. 2. Динамика поступлений доходов консолидированного бюджета [1]

Неисполнение утвержденных бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам в основном приходиться на следующие налоговые поступления:

- налог на доходы физических лиц - на -11,5%;

- налог на прибыль организаций - на -54,3%;

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - на -6,4%.

Неисполнение утвержденных бюджетных назначений по налогу на доходы физических лиц произошло также, по причине кризиса, вследствие которого, по всей стране предприятиями и учреждениями реализовывались меры, направленные на оптимизацию расходов, в том числе путем сокращения фонда оплаты труда.

В то же время, по неналоговым доходам консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2015 год, утвержденные бюджетные назначения были перевыполнены на 36,0%, или сверх утвержденных бюджетных назначений было получено 164 789,3 тыс. рублей, что было достигнуто в результате увеличения поступлений по всем видам неналоговых доходов из за повышения эффективности деятельности администраторов неналоговых доходов республиканского бюджета, в рамках реализации поручения Главы Чеченской Республики Р. А. Кадырова по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета Чеченской Республики.

Рис. 3. Динамика поступлений собственных доходов консолидированного бюджета [1]

Основными доходообразующими видами налоговых и неналоговых поступлений, как и в предыдущие годы остаются:

- налог на доходы физических лиц - 8 391 948,6 тыс. рублей;

- налог на прибыль организаций - 235 121,1 тыс. рублей;

84

- налоги на товары (работы, услуги), которые реализуются на территории РФ - 1 796 311,6 тыс. рублей;

- налог на имущество - 1 041 881,9 тыс. рублей;

- налоги на совокупный доход - 135 042,2 тыс. рублей;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 206 480,7 тыс. рублей;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 184 581,3 тыс. рублей [2].

На эти налоги в совокупности приходиться 97,6% от всей суммы поступлений налоговых и

неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2015 год.

Также, в 2015 году активно была продолжена работа по актуализации сведений об объектах налогообложения местных налогов и работа по государственной регистрации прав объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, при проведении которой основная нагрузка приходилась на сотрудников Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики.

В целях обеспечения увеличения налоговых поступлений консолидированного бюджета Чеченской Республики по итогам проведенной работы, в 2015 году был разработан и принят Закон Чеченской Республики от 27 ноября 2015 года №48-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Чеченской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», в соответствии с которым с 1 января 2016 года налог на имущество физических лиц будет исчисляться и уплачиваться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

3 20 000 000 н

0

2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Рис. 4. Расходы консолидированного бюджета ЧР в динамике лет (тыс. рублей) [1]

Кассовое исполнение расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2015 году, составило 96,9% или 74 419 518,6 тыс. рублей от общего объема бюджетных ассигнований. По сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета выросли на 3,7%.

Прогнозируемый дефицит бюджета ЧР на 2015 год составил 1 579 044,0 тыс. рублей, источниками покрытия которого явились свободные к распределению переходящие остатки средств на 1 января 2015 года и бюджетные кредиты из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В результате проведенной совместной работы руководства Чеченкой Республики с Министерством финансов Российской Федерации, в целях частичного покрытия дефицита бюджета и погашения долговых обязательств по бюджетным кредитам, срок погашения которых наступал в 2015 году, из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики предоставлены бюджетные кредиты в размере 745 025,0 тыс. рублей.

100 000 000

60 000 000

ю

40 000 000

80 000 000

Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям 37,16%

Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам 0,03%

Обслуживание государственного (муниципального) долга

0,13%

Социальное обеспечение 26,80%

Приобретение услуг 8,80%

Прочие расходы 0,53%

0,03%

18,12%

Рис. 5. Расходы консолидированного бюджета ЧР за 2015 год по КОСГУ [1]

В разрезе классификации расходов по операциям сектора государственного управления, наибольшие расходы по удельному весу сложились следующим образом:

- безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям - 37,16%;

- социальное обеспечение - 26,8%;

- поступление нефинансовых активов - 18,12%;

- приобретение услуг - 8,8%.

Объем налоговых и неналоговых поступлений в расчете на душу населения составил 8 812,5 рублей и по отношению к предыдущему году уменьшился на 6,0%. Основным фактором, сказавшимся на данный показатель, является снижение поступлений в республиканский бюджет налогов от крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, имеющие обособленные подразделения на территории Чеченской Республики, в том числе входящие в состав консолидированной группы налогоплательщиков, вследствие экономического кризиса, начавшегося в России в конце 2014 года. Увеличение неналоговых доходов означает, что государственное и муниципальное имущество приносит доход. Так же результатом увеличения данной статьи могло послужить доходы от продажи государственного имущества; доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета.

Отрицательным является увеличение безвозмездных и безвозвратных поступлений. Так как в данную статью входят денежные средства, которые предоставляются Чеченской республике из-за нехватки собственных средств, поскольку бюджет дефицитный.

Из крупных отраслей промышленности успешно развивается: нефтедобывающая промышленность 1011,9 тыс. тонн, газа - 465,0 млн. куб.м. Доля нефтедобычи в общем объеме отправленных товаров собственного производства, а так же выполненных работ и услуг собственными силами, по видам экономической деятельности составляет около 22,7%.

Нельзя не упомянуть один очень важный момент, для организации добычи нефти на территории Чеченской республики в 2000 году было создано ОАО «Грознефтегаз», 51 % акций которого принадлежит «Роснефти», а оставшаяся доля Правительству Чеченской Республики. У «Грознефтегаза» нет собственной лицензии на право добычи нефти в ЧР, а этой лицензией обладает головная компания «Роснефть». В итоге «Грознефтегаз» имеет статус лишь оператора и получает около 2 % от экспортной выручки всей нефти. Налоги с добытой нефти выплачиваются «Роснефтью» уже в другом регионе, а бюджет ЧР с нефтедобычи практически ничего не имеет.

Сегодня «Грознефтегаз» по объемам добычи нефти занимает третье место в структуре «Роснефти». Учитывая объемы, добываемой нефти, экспортной выручки данной нефти было бы вполне достаточно для самостоятельного развития республики без дотаций. О чем не раз говорило и руководство республики. Однако до сих пор не принято никаких соглашений с «Роснефтью».

Также на правительственном уровне необходимо разрешить вопрос доступности в республике кредитных ресурсов. Эта проблема в настоящее время касается предприятий. Недоступность кредита связана с высоким уровнем процентных ставок, высокой стоимостью залога, а также то, что государство не принимает участие в кредитовании и многое другое. Чеченская Республика имеет совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами -

0.16 это наименьший среди регионов как СКФО, так и России. Он несет в себе всю совокупность оказываемых банками основных услуг с учетом их численности и региональных особенностей изучаемого территориального субъекта.[6] Также следует отметить важный фактор инвестиционной привлекательности ЧР, на который оказывает негативное влияние заключения рейтинговых агентств об инвестиционном потенциале региона. Исходя из данных рейтинговых агентств (РА «Эксперт», Национальное Рейтинговое Агентство), которые составляют около 70% всех рейтингов по стране - регион Чеченская Республика обладает очень низким инвестиционным потенциалом и имеет высокий риск потери капиталовложений. Выделим некоторые проблемы, мешающие повышению инвестиционной привлекательности Чеченской Республики:

1. Негативный фон, связанный с Чеченской Республикой из-за военных компаний.

2. Низкая институциональная обеспеченность кредитными учреждениями и финансовыми институтами.

3. Нехватка квалифицированных кадров.

4. Дотационность региона.

5. Разрыв экономически-хозяйственных связей с другими регионами.

6. Труднодоступность к кредитным ресурсам.

7. Высокая бюрократизация и коррупционность.

8. Высокая доля дешевых импортных товаров.

9. Низкая загруженность производственных мощностей [7]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это приводит к торможению инвестирования, а это в свою очередь тормозит развитие отраслей.

Отсутствие налоговой базы тоже является основной проблемой региона. Для создания и расширения, а затем и укрепления налогооблагаемой базы Чеченской Республики необходимо восстановить реальный сектор экономики.

Уровень налогового потенциала ЧР сегодня критически низок. За последние 12 лет восстановления экономики и социальной сферы ЧР уровень дефицита его консолидированного бюджета продолжает оставаться в пределах 90 %. В такой ситуации просто необходимо обеспечить условия для роста налоговой базы, и т.к. больше половины налоговых доходов приходится по налогам на прибыль, нужно особое внимание обратить на рост этих налогов. Именно поэтому необходимо восстановить ранее существовавшие в ЧР экономические кластеры:

• строительный комплекс;

• финансовый комплекс;

• гостиничный и оздоровительный комплекс;

• агропромышленный комплекс;

• энергетический комплекс;

• нефтехимический комплекс;

• машиностроительный комплекс.

Также важно обеспечить дальнейшее продвижение регионального производителя на соответствующем сегменте российских и зарубежных товаров, работ и услуг. Выход региона на самообеспечение в финансовом плане невозможен без повышения налоговых доходов, а они в свою очередь зависят от развитости производственно-промышленного сектора и доступности финансовых ресурсов. Требуется комплексная программа, включающая в себя концептуальные подходы к решению существующих проблем финансовой системы региона, что включает в себя совершенствование бюджетной и налоговой политики, модернизацию финансового банковского сектора, стимулирование доходов населения и повышения уровня жизни.

Литература

1. Годовой отчет об исполнении бюджета за 2015 год. [Электронный ресурс]: Министерство

финансов Чеченской Республики. Режим доступа: http://www.minfmchr.ru/otkrytyj-byudzhet/

(дата обращения: 19.11.2016).

2. Официальный сайт Министертва финансов ЧР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfinchr.ru/ (дата обращения: 19.11.2016).

3. Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2016 гг. // Молодой ученый, 2016. № 7. С. 991-994.

4. Таштамиров М. Р. Формирование регионального бюджета и сценарий совершенствования его доходной части на примере бюджета Чеченской Республики: моногр. Грозный, 2013. 172 с.

5. Таштамиров М. Р., Ахмарова Х. В. Оценка современного социально-экономического развития региона (на примере Чеченской Республики) // Проблемы экономики и менеджмента, 2015. № 12 (52). С. 134-141.

6. Таштамиров М. Р., Чекиева Х. Р. Проблемы обеспеченности мезоуровня банковскими услугами на примере Чеченской Республики // Вестник науки и образования, 2016. № 6 (18). С. 66-69.

7. Таштамиров М. Р., Вахаева Х. С. Отраслевые показатели инвестиционной привлекательности Чеченской Республики // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 132-141.

8. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 № 359-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=190535&fld=134&dst=10 0001,0&гМ=0.4342846343555582#0/ (дата обращения: 19.11.2016).

Interest rate risk: rise and management Batasheva M.1, Batasheva E.2 (Russian Federation) Процентные риски: возникновение и управление Баташева М. А.1, Баташева Э. А.2 (Российская Федерация)

'Баташева Милана Аматовна / Batasheva Milana — студент, профиль: бухгалтерский учет анализ и аудит; 2Баташева Эльза ААматовна / Batasheva Elza — ассистент, кафедра философии, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: статья посвящена проблеме возникновения рисков в деятельности любого банка. Рассмотрены наиболее эффективные способы борьбы банков с процентными рисками. Abstract: the article deals with the problem of risks in the activities of any bank. It is considered the most effective ways to deal with the banks' interest rate risks.

Ключевые слова: риск, банк, процент, эффективность. Keywords: risk, bank, interest, efficiency.

Основной задачей всех коммерческих структур, в том числе и банков, является получение прибыли, с целью дальнейшего устойчивого и надежного функционирования, а также возможного расширения своей деятельности. Но ориентация на прибыль посредством банковских операций всегда связана с определенными рисками, которые могут привести к убыткам, если отсутствует система управления ими. Именно поэтому любой банк должен проводить комплекс определенных мероприятий, которые направлены как на получение прибыли, так и на предотвращение возможных потерь, которые сопутствуют банковской деятельности.

Проблема оптимизации соотношения прибыльность - риск является ключевой в банковской деятельности, ее успешное решение является залогом процветания кредитной организации. Процентный риск является очень актуальным для банковской деятельности. Он несет в себе опасность потерь для банка вследствие превышения процентных ставок по депозитам над ставками по кредитам, либо существенного уменьшения маржи банка [1, с. 65].

Рост рыночных процентных ставок по ценным бумагам, который ведет к их обесцениванию, также является фактором процентного риска. Банки, регулярно практикующие игру на процентных ставках с целью извлечения спекулятивной прибыли, а также кредитные организации, которые не уделяют достаточно внимания прогнозированию изменений ставок процента, наиболее подвержены этому виду рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.