Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / АНАЛИЗ / НАЛОГИ / ДОТАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадов Э.М.

В современных рыночных условиях государственной финансовой политике придается особое значение, так как в ее компетенции входит не только выполнение социальных функций, но и активное стимулирование экономики в целом, что в будущем поспособствует развитию рынка и взаимоотношений внутри него, на различных уровнях: федеральном и уровне субъектов Российской Федерации. Общая совокупность денежных средств субъектов РФ образуется в следствии распределения финансовых ресурсов из федерального бюджета, что способствует мощному социальному-экономическому развитию отдельно взятого субъекта нашей страны. Очень важным элементом финансовых взаимоотношений органов государственной власти, а также предприятий и населения являются бюджетные отношения. В работе приводятся результаты статистического анализа доходов бюджета Чеченской Республики. Рассмотрены теоретические и методологические аспекты формирования доходов регионального бюджета. Проведен статистический анализ бюджетных доходов Чеченской Республики. Разработаны мероприятия, направленные в сторону повышения доходной части регионального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF REVENUE PARTS OF THE BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC

In modern market conditions, state financial policy is given special importance, since its competence includes not only the performance of social functions, but also active stimulation of the economy as a whole, which in the future will contribute to the development of the market and relationships within it, at various levels: federal and the level of subjects of the Russian Federation. The total aggregate of funds of the subjects of the Russian Federation is formed as a result of the distribution of financial resources from the federal budget, which contributes to the powerful social and economic development of a single subject of our country. Budget relations are a very important element of financial relations between public authorities, as well as enterprises and the population. The paper presents the results of a statistical analysis of the budget revenues of the Chechen Republic. The theoretical and methodological aspects of the formation of regional budget revenues are considered. The statistical analysis of budget revenues of the Chechen Republic is carried out. Measures have been developed aimed at increasing the revenue side of the regional budget.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

3. The Union of Soviet Socialist Republics. Law. On self-employment (Became invalid on January 1, 1991 on the basis of the Resolution of the Supreme Council of the RSFSR of December 25, 1990 N 446-1 "On the procedure for the enactment of the Law of the RSFSR "On Enterprises and Entrepreneurial Activity").

4. The Tax Code of the Russian Federation Part 2 (Tax Code of the Russian Federation Part 2) of August 5, 2000 N 117-FZ [Electronic resource] — Access mode: http://nalog.garant.ru/fns/nk/.

5. Federal Law "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 27.11.2018 N 425-FZ [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_311973/.

6. Federal Law "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Professional income tax" in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)" dated 27.11.2018 N 422-FZ.

7. Sheredeko, E. V. Foreign experience of taxation of self-employed individuals / E. V. Sheredeko. — Text: direct // Notabene. -2018. - No. 2. - pp. 111-117.

8. Klimova, M. O. Tax regulation of the activities of self-employed individuals in Russia and Foreign countries / M. O. Klimova. -Text: direct // News. - 2019. - No. 5. - From 9.

9. Semenova, T. A. Legal regulation of self-employment: Soviet experience and modern realities / T. A. Semenova, I. A. Chudnov. -Text: direct // Actual issues of private law. Labor law. - St. Petersburg: News of higher educational institutions. Jurisprudence, 2018. -p. 21.

EDN: BVOEWB

Э.М. Магомадов - к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, chgu@yandex.ru,

E.M. Magomadov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of the account, analysis and а audit in digital economy, Kadyrov Chechen State University.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF REVENUE PARTS OF THE BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC

Аннотация. В современных рыночных условиях государственной финансовой политике придается особое значение, так как в ее компетенции входит не только выполнение социальных функций, но и активное стимулирование экономики в целом, что в будущем поспособствует развитию рынка и взаимоотношений внутри него, на различных уровнях: федеральном и уровне субъектов Российской Федерации.

Общая совокупность денежных средств субъектов РФ образуется в следствии распределения финансовых ресурсов из федерального бюджета, что способствует мощному социальному-экономическому развитию отдельно взятого субъекта нашей страны.

Очень важным элементом финансовых взаимоотношений органов государственной власти, а также предприятий и населения являются бюджетные отношения.

В работе приводятся результаты статистического анализа доходов бюджета Чеченской Республики. Рассмотрены теоретические и методологические аспекты формирования доходов регионального бюджета. Проведен статистический анализ бюджетных доходов Чеченской Республики. Разработаны мероприятия, направленные в сторону повышения доходной части регионального бюджета.

Abstract. In modern market conditions, state financial policy is given special importance, since its competence includes not only the performance of social functions, but also active stimulation of the economy as a whole, which in the future will contribute to the development of the market and relationships within it, at various levels: federal and the level of subjects of the Russian Federation. The total aggregate of funds of the subjects of the Russian Federation is formed as a result of the distribution of financial resources from the federal budget, which contributes to the powerful social and economic development of a single subject of our country. Budget relations are a very important element of financial relations between public authorities, as well as enterprises and the population.

The paper presents the results of a statistical analysis of the budget revenues of the Chechen Republic. The theoretical and methodological aspects of the formation of regional budget revenues are considered. The statistical analysis of budget revenues of the Chechen Republic is carried out. Measures have been developed aimed at increasing the revenue side of the regional budget.

Ключевые слова: доходы, расходы, консолидированный бюджет, анализ, налоги, дотации.

Keywords: income, expenses, consolidated budget, analysis, taxes, subsidies.

В современных рыночных условиях важным элементом финансовых взаимоотношений органов государственной власти, а также предприятий и населения являются бюджетные отношения.

Региональные бюджеты играют немаловажную роль в бюджетной системе страны - они выступают связующим звеном между бюджетами федерального и местного уровней, от уровня их наполняемости напрямую зависит уровень экономического развития того или иного субъекта РФ.

Увеличение налоговых и неналоговых отчислений, выделение дополнительных федеральных дотаций являются одним из факторов обеспечения роста поступлений в бюджеты регионов. При этом предоставление федеральных дотаций не имеет возможности полного покрытия увеличивающихся потребностей субъектов РФ. При помощи данных трансфертов финансируются лишь первоочередные расходы бюджетов. Чаще всего региональные бюджеты остаются несбалансированными.

В целях минимизации зависимости от межбюджетных перечислений, а также в целях развития собственного бюджетного потенциала регионам требуется активнее использовать внутренние резервы для расширения доходной базы бюджетов.

Отличительной особенностью регионального бюджета является невозможность его существования в изолированном виде, поскольку он представляет собой составную часть государственной финансовой системы.

Каждый российский регион характеризуется наличием собственного бюджета, а также бюджета, относящегося к территориальному государственному внебюджетному фонду в соответствии с бюджетным законодательством. Цель данных бюджетов заключается в исполнении расходных обязательств конкретного региона.

Региональные бюджеты являются являются системой финансовых отношений органов власти и хозяйствующих субъектов.

В составе региональной бюджетной системы можно выделить консолидированный бюджет и систему внебюджетных фондов.

На рисунке 1 схематично представлено устройство регионального консолидированного бюджета.

Бюджеты ссльскнх посслсний

Рисунок 1 - Консолидированный бюджет субъекта РФ

Региональный бюджет является инструментом активного вмешательства государственных региональных органов в процессы социально-экономического территориального развития.

Достаточно важную роль в региональном бюджете играет бюджет развития, отражающий возможности воздействия государства относительно регулирования инвестпроцессов на конкретной территории.

Под доходами регионального бюджета понимают денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета.

Прогнозирование доходов бюджетов любого уровня осуществляется, основываясь на анализе социально-экономического развития страны, в условиях действующего на дату внесения проекта закона о бюджете в соответствующий орган налогового и бюджетного законодательства, региональных законов и муниципальных нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к неналоговым доходам бюджетов российской бюджетной системы.

Указанные показатели представляют собой основную составляющую базу для проведения расчетов объемов поступлений бюджетных доходов, а также отдельных видов налогов и иных неналоговых поступлений.

Основная часть доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы представляется в виде налогов. Налоги являются обязательными безвозмездными бюджетными платежами, взимаемыми с физических и юридических лиц через отчуждение у них определенного размера денежных средств, которые принадлежат им по праву собственности, на основе хозяйственного ведения или на основе оперативного управления.

Нужно отметить, что основным ресурсом формирования доходной части регионального и местного бюджета выступают налоговые и неналоговые поступления.

Налоговое законодательство РФ в качестве региональных налогов и сборов рассматривает налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие не только в соответствии с Налоговым Кодексом, но и с региональными законами, и обязательные к уплате на территории определенного региона.

Основными направлениями роста поступлений налоговых доходов в регионах при сохранении доходного потенциала регионов являются:

- отмена неэффективных налоговых льгот;

Бюджет района

Бюджеты городских посслсний

- снижение размера недоимки в отношении налогов и сборов.

Следует подчеркнуть, что налоговое законодательство обновляется регулярно и зачастую необоснованно, что может повлечь за собой, как развитие теневого сектора экономики, так и рост новых способов уклонения от уплаты налогов.

Следовательно, привлечь дополнительные налоговые доходы в бюджет региона возможно при организации и осуществлении мероприятий по усовершенствованию действующей системы налогового администрирования.

В связи с вышесказанным, нами рекомендуется следующее:

1. следует обратить внимание на оптимизацию автоматизации и модернизации системы налогового учета и контроля;

2. регулярно актуализировать существующие базы данных;

3. унифицировать документооборот и применение программного обеспечения.

Подводя промежуточные итоги анализа основных направлений по повышению уровня собираемости налоговых доходов субъектов РФ, следует отметить, что ключевым направлением данной деятельности остается вопрос об отмене неэффективных налоговых льгот, а также проблема снижения недоимок по сбору региональных и местных налогов.

Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели ЧР

Показатели 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц - 11982,4 22916,8 22202,2

Среднедушевые денежные расходы, рублей в месяц - 5342,9 13743,4 16173,7

Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций, руб. 6715,9 13918,7 22304,2 25863,4

Оборот розничной торговли, млн. руб 11704,3 55527,2 146703,7 167530,5

Платные услуги населению, млн.руб 422,1 10555,5 42837,9 58403,8

Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. 16753,3 64832,8 73682,2 80806,5

Расходы консолидированного бюджета, млн. руб. 15357,2 65720,2 74419,5 80510,8

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета), млн. руб. 1396,1 -887,4 -737,3 295,7

Следует отметить, что численность населения республики значительно возросла в 2020 году сравнении в 2005 годом.

Среднедушевые доходы населения также как и расходы в течение всего периода исследования возрастали.

Среднедушевые доходы населения

ш

3 Чеченской Республики

° ш

о 5 30000

4 Я

ш о- 25000 m и

ф 3 20000 Э ^

5 g 15000 <и ír1

т а юооо

о. 5000 и

о

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2 - Среднедушевые доходы населения Чеченской Республики в месяц

Также стоит отметить и увеличение среднемесячной номинальной заработной платы работников организаций, которая также значительно возросла.

Далее рассмотрим доходы и расходы консолидированного бюджета в млн руб. По результатам анализа рисунка стоит отметить рост, как доходов консолидированного бюджета, так и его расходов.

Исполнение республиканского бюджета по доходам за 2020 год составило 121 509 643,51 тыс. рублей или 99,96 % от общего объема утвержденных плановых бюджетных назначений на 2020 год (121 561 536,83 тыс. руб.).

20000 16753,3

80806.5 80510,8

73682,2 74419,5 11111

■ Доходы консолидированного бюджета ■ Расходы консолидированного бюджета

Рисунок 3 - Доходы и расходы консолидированного бюджета

В структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета за 2020 год основной объем поступлений приходится на следующие доходные источники, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета

Дефицит республиканского бюджета по итогам исполнения республиканского бюджета за 2020 год составил 1 103 320,48 тыс. рублей.

Далее в таблице ниже рассмотрим изменение доходов бюджета ЧР.

Таблица 2 - Динамика доходов бюджета ЧР

Показатели 2020 год На 21.10.2021 План на 2021 год

Сумма в млн руб. Доля в % Сумма в млн руб. Доля в % Исполнено в % Сумма в млн руб. Доля в % Темп роста в %

Налоги на совокупный доход 0,00 0,00 3,9 0,00 194,76 2,00 0,00 0,00

Налоги на имущество 3279,1 2,70 2054,4 2,05 57,89 3548,9 2,87 115,7

Безвозмездные поступления 106944,4 88,01 88478,9 88,31 81,73 108258,5 87,47 102,0

Дотации на выращивание бюджетной обеспеченности 33484,6 27,56 27904,0 27,85 83,33 33484,6 27,05 100,0

Дотации на сбалансированность бюджета 897,9 0,74 3628,3 3,62 96,65 3753,9 3,03 418,1

Прочие дотации 16204,6 13,34 11204,7 11,18 84,35 13283,1 10,73 82,6

Субвенции 20003,6 16,46 13414,7 13,39 87,75 15288,0 12,35 79,8

Субсидии 30101,3 24,77 28293,5 28,24 76,32 37071,6 29,95 118,8

Прочие безвозмездные поступления 6252,36 5,15 4033,7 4,03 75,02 5377,2 4,34 101,8

Итого доходов 121510,9 100,0 100191,5 100,0 80,95 123769,9 100,0 103,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно отметить, что на 21.10.2021 году исполнено около 80,95 % доходов бюджета ЧР. Наибольшая часть бюджета формируется за счет безвозмездных поступлений и составляет чуть более 88 % от общего объема поступлений в бюджет.

Также значимыми являются для формирования бюджета ЧР налоговые и неналоговые доходы, которые составляют 11,69 %. За последний год исследования сумма поступлений в бюджет налоговых и неналоговых доходов увеличилась на 11,1 %.

Неналоговые доходы бюджета ЧР составляют всего 0,66 % на 21.10.2021 года. На рисунке 5 представлена динамика доходов консолидированного бюджета ЧР.

Рисунок 5 - Динамика доходов консолидированного бюджета ЧР

Из рисунка 5. видно, что доходы консолидированного бюджета ЧР имеют тенденцию к возрастанию.

Из уравнения регрессии следует, что ежегодно собственные доходы консолидированного бюджета ЧР возрастают в среднем на 1 000 000 000 рублей к уровню 2012 года.

Подготовка проекта бюджета ЧР на финансовый год и плановый период предполагает составление прогнозов налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.

Основой расчета доходов выступают фактические поступления за истекший период текущего года или ожидаемые поступления за текущий год.

При организации данного процесса важно учитывать изменения, зафиксированные в бюджетном и налоговом законодательствах РФ и ЧР.

Далее в таблице 3 рассмотрим изменение бюджета ЧР, начиная с 2019 года и по настоящее

время.

Таблица 3 - Изменение бюджета ЧР

Наименование 2019 год 2020 год На 21.10.2021 года

План Факт Темп роста % исп.

Доход 92720,70 121510,98 123769,85 100191,49 -17,55% 80,95%

Расход 92578,03 122614,36 132948,65 100839,00 -17,76% 75,85%

Дефицит (профицит) 142,67 -1103,38 -9178,80 -647,51 -41,32%

На основании данной таблицы можно отметить, что только в 2019 году наблюдается профицит бюджета ЧР. В 2020 и 2021 наблюдается дефицит бюджета, что является негативным фактором развития республики.

Стоит отметить, что в 2020 году как доходы бюджета так его расходы значительно увеличились. Несмотря на это в 2021 году по плану доходы бюджета увеличатся всего на 2259 млн рублей по сравнению с 2020 годом.

Реализуются мероприятия по проведению анализа финансово-экономической деятельности государственных региональных унитарных предприятий, осуществляется взыскание неналоговых задолженностей.

Кроме того, основываясь на решениях представительных органов муниципалитетов региона до максимальных значений, предусмотренных законодательством, были увеличены ставки земельного налога.

Однако стоит отметить, что результаты за 2020 год показывают факт возникновения текущей кредиторской задолженности. Плановые задания по поступлениям в региональный бюджет не выполняются, наблюдается дефицит республиканского бюджета.

Отечественная бюджетная система чрезвычайно тонко реагирует на изменения экономической ситуации в стране и мире. Таким образом, при прогнозировании доходов региональных бюджетов нельзя не учитывать экономические риски, необходимо целенаправленно обеспечить соразмерные меры, позволяющие минимизировать их неблагоприятное влияние на общие финансовые показатели региона.

С целью снижения бюджетных рисков, а также для увеличения доходной части бюджета республики требуется решение следующих задач:

1) Развитие налогооблагаемой базы.

2) Сокращение объема предоставляемых льгот.

Реализация этой задачи предполагает необходимость упорядочения налоговых льгот, повышение их адресной направленности. На сегодняшний день на федеральном уровне имеется целая система налоговых льгот, в связи с чем наблюдается недополучение значимых финансовых сумм региональными бюджетами. Поэтому, считаем важным моментом для расширения независимости региональных бюджетов ускорение отмены льгот, предоставляемых законодательством по региональным налогам.

3) Повышение собираемости налогов.

Пристального внимания требует вопрос по недоимкам по арендным платежам за пользование госимуществом и землей.

Решению данной проблемы будут способствовать мероприятия, позволяющие арендаторам осуществлять своевременный контроль за расчетами с региональным бюджетом. Так, для этой цели целесообразно разработать онлайн-сервисы, например, такие, как «Узнать задолженность» или «Личный кабинет арендатора» с размещением их на официальных сайтах.

В целях повышения сбалансированности регионального и местных бюджетов в Чеченской Республике, с целью выявления резервов по увеличению доходной части регионального бюджета в 2021 году осуществлялась реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению доходного потенциала ЧР на 2020-2022 годы».

По итогам реализации «дорожной карты» в 2020 году обеспечено дополнительное поступление в консолидированный бюджет ЧР составило 18 513 млн рублей (или 4,8 % от общего объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета ЧР).

Таким образом, учитывая вышесказанное, возможно резюмировать, что следует реалистично подходить к прогнозированию объемов налоговых и неналоговых доходов, учитывая при этом ситуацию в республике, стране и мире.

Еще одним доказательством важности бюджета субъекта нашей страны, является то, что, он непосредственно связывает федеральный и местный уровень бюджетов, а также полностью зависит от доходной базы (уплачиваемых налогов) и общей совокупности социально-экономического развития регионов.

Прогнозирование доходов бюджетов всех уровней основывается на особенностях реалий социально-экономического развития России, а также федерального и регионального законодательства.

Следует подчеркнуть, что социально-экономическое развитие рассматриваемого региона осуществляется на основании стратегии социально-экономического развития данной территории, разработанной на период до 2030 года, а также на основе проекта Программы социально-экономического развития ЧР, который включает в себя макроэкономические параметры и основные направления развития экономического комплекса и социальной сферы.

Законодательство ЧР о республиканском бюджете на очередной финансовый и плановый периоды представляет собой основной инструмент проведения не только бюджетной, но и финансовой политики в целом.

Стоит отметить, что основными направлениями развития анализируемого региона выступают:

- создание бюджетной сбалансированности в долгосрочной перспективе;

- обеспечение своевременного исполнения расходной части обязательств;

- выравнивание социально-экономического развития региона в целом.

Соответственно, прогнозирование доходов представляет собой сложную задачу, успех решения которой находится в зависимости от качества исходных сведений, полноты учета воздействия внешней среды, устойчивости применяемых методов в отношении расхождений в исходных данных.

Источники:

1. Агузарова Ф. С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России / Ф. С. Агузарова // Финансы и кредит. - 2018. - № 2. - С. 323-334.

2. Баклаева Н. М. Проблемы реализации экономических интересов регионов как субъектов межбюджетных отношений в кредитных условиях / Н. М. Баклаева // Финансы и кредит. - 2017. - № 1. - С. 35-49.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят Государственной Думой 17.07.1998, одобрен Советом Федерации 17.07.1998, действующая редакция).

4. Закон ЧР от 13.10.2006 № 33-РЗ «О налоге на имущество организаций» (принят Народным Собранием Парламента ЧР 21.09.2006, одобрен Советом Республики Парламента ЧР 04.10.2006).

5. Ильясов М. М. Динамика доходов консолидированного бюджета ЧР (2006-2015 гг.) // Молодой ученый. - 2016. -№18. - С. 255-258. - URL https://moluch.ru/archive/122/33499/).

6. Малкина М. Ю. Оценка риска и эффективности налоговых систем Российских регионов на разных уровнях бюджетной системы / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. - 2017. - № 11. - С. 2033-2051.

7. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят Государственной Думой 16.07.1998, одобрен Советом Федерации 17.07.1998). Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят Государственной Думой 19.07.2000, одобрен Советом Федерации 26.07.2000, действующая редакция). References:

1. Aguzarova F. S. The role of regional and local taxes in the formation of revenues of the consolidated budgets of subjects of Russia / F. S. Aguzarova // Finance and credit. - 2018. - No. 2. - P. 323-334.

2. Baklaeva N. M. Problems of realizing the economic interests of regions as subjects of interbudgetary relations in credit conditions / N. M. Baklaeva // Finance and credit. - 2017. - No. 1. - P. 35-49.

3. The Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (adopted by the State Duma on July 17, 1998, approved by the Federation Council on July 17, 1998, current version).

5. Law of the Chechen Republic of October 13, 2006 No. 33-RZ "On the tax on property of organizations" (adopted by the People's Assembly of the Parliament of the Chechen Republic on September 21, 2006, approved by the Council of the Republic of the Parliament of the Chechen Republic on October 4, 2006).

6. Ilyasov M. M. Dynamics of revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic (2006-2015) // Young scientist. -2016. - No. 18. - S. 255-258. - URL https://moluch.ru/archive/122/33499/).

7. Malkina M. Yu. Risk assessment and efficiency of tax systems in Russian regions at different levels of the budget system / M. Yu. Malkina, R. V. Balakin // Finance and credit. - 2017. - No. 11. - P. 2033-2051.

8. Tax Code of the Russian Federation. Part 1 of July 31, 1998 No. 146-FZ (adopted by the State Duma on July 16, 1998, approved by the Federation Council on July 17, 1998). Part 2 of August 5, 2000 No. 117-FZ (adopted by the State Duma on July 19, 2000, approved by the Federation Council on July 26, 2000, current version).

EDN: BXDSZW

Е.В. Медюха - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Донской государственный технический университет, emedyha@mail.ru,

E.V. Medyukha - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Accounting, Analysis and Audit", Don State Technical University.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-УЧЁТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES OF ADMINISTRATION OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE

Аннотация. В статье рассмотрены особенности внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов. В рамках статистических исследований данных но уровню индикаторов цифровой экономики в период 2G18-2G2G гг. были выделена динамика целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в России, а также рассмотрены ее прогнозные показатели до 2G3G г. Путем систематизации и обобщение научных статей и публикаций интернет-источников но тематике цифровизации государственных и муниципальных финансов в ведущих странах мира были выделены наиболее эффективные цифровые технологии в данной сфере, а также сформированы предположения по внедрению технологии блокчейн в рамках администрирования государственных и муниципальных финансов в России. Показаны приоритеты расходной компоненты пространства администрирования финансово-учётной системы государственных и муниципальных финансов, которой сегодня становится его цифровизация, создание коммуникационных площадок и площадок для интенсификации нроцессов обмена тендерной информации между участниками. Исследованы возможности решения некоторых проблем управления государственными и муниципальными финансами с помощью внедрения цифровых технологий администрирования финансово-учётной системы нри использовании технологии блокчейн.

Abstract. The article discusses the features of the implementation of digital technologies for the administration of the financial and accounting system of state and municipal finance. The possibilities of solving some problems of public and municipal finance management by means of the introduction of digital administration technologies using blockchain technology have been investigated. Within the framework of statistical studies of data on the level of indicators of the digital economy in the period 2G18-2G2G years the dynamics of the target indicator "Achievement of*' digital maturity "of key sectors of the economy and social sphere in Russia was highlighted, as well as its forecast indicators up to 2G3G year were considered. By systematizing and summarizing scientific articles and publications of Internet sources on the digitalization of public and municipal finance in the leading countries of the world, the most effective digital technologies in this area were identified, and assumptions were made on the implementation of blockchain technology in the framework of the administration of state and municipal finance in Russia. The priorities of the expenditure component of the administration space of the financial and accounting system of state and municipal finance, which today becomes its digitalization, the creation of communication platforms and platforms for intensifying the exchange of tender information between participants, are shown. The possibilities of solving some problems of public and municipal finance management by means of the introduction of digital technologies for the administration of the financial and accounting system using blockchain technology have been investigated.

Ключевые слова: государственные и муниципальные финансы, государственные и муниципальные инвестиции, государственные и муниципальные закупки, инновации, цифровая экономика, блокчейн.

Keywords: state and municipal finance, state and municipal investment, state and municipal procurement, innovation, digital economy, blockchain.

Введение. Вся история развития Российской Федерации свидетельствует о важности решения накопившихся проблем, а именно устранение макроэкономических дисбалансов, рост долговой нагруз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.