ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ
С.Ю. Дегтев, О. В. Тарасова
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет Росздрава»,
Архангельск
Одним из интегральных показателей здоровья детей и подростков является состояние их осанки. Нарушение осанки - наиболее часто встречающееся отклонение в состоянии здоровья школьников, что обусловливает актуальность разработки мер по профилактике и коррекции вертебральной патологии в этой возрастной группе детей.
По результатам собственных исследований, распространенность нарушений осанки в г. Архангельске составляет 583,3 на 1000 детей и подростков школьного возраста. Морфофункциональная незрелость костно-мьппечной системы, продолжающийся рост и развитие детского организма придают осанке неустойчивый характер и лежат в основе существенных изменений, которые могут возникнуть под влиянием длительных или неадекватных нагрузок. В группу «риска» по формированию вертебральной патолога и следует отнести те возрастные периоды детства, которые сопряжены с наиболее интенсивным ростом. Перед поступлением в школу нарушение осанки выявлено у 35,2 % школьников г. Архангельска, к концу первого года обучения их число увеличивается до 46,3 %, к окончанию начальной школы - до 61,9 %. В старшем школьном возрасте при снижении общего процента нарушения осанки чаще регистрируются более тяжелые формы вертебральной патологии.
Среди факторов, влияющих на формирование осанки, особое значение имеет ученическая мебель [2]. По данным Управления Роспотребнадзора по Архангельской области за 2006 г., дети младшег о школьного возраста области не обеспечены соответствующей ученической мебелью в 39,7 % случая [3].
Соматическая модель рациональной рабочей позы требует поддержания выпрямленного позвоночного столба с сохранением его естественных изгибов и определенных углов суставов, задействованных в рабочей позе школьника. Отмечено, что во время занятий в 90 % случаев реапьная гтоза учащихся отличается от ее нормальной модели [1].
Анализируя посадку 1120 учащихся 1-4 классов г.Архангельска при использовании традиционной учебной мебели «стол-стул» по отдельным элементам, нами выявлены следующие особенности: спина учащегося касалась спинки стула в 61 % случаев, а соответствующее правильной посадке расстояние между краем стола и грудной клеткой было у 31 % детей, у 24 % школьников грудная клетка была прижата к краю стола. Недостаточное расстояние между краем стола и грудной клеткой относительно рекомендуемых значений выявлено у 16% учащихся, больше рекомендуемых значений -у 29 % школьников.
Угол наклона головы в период учебных занятий в рамках рекомендуемых значений наблюдался у 42 % учащихся. Рабочая поза с низко склоненной головой была у 38,4 % школьников.
34
ЗНиСО
декабрь № 12 /177/
Важно отметить, что практически у каждого второго ребенка коленный и голеностопный углы меньше рекомендуемых (в 42,9 и 44,6 % случая соответственно).
Включая все элементы посадки, правильную рабочую позу имеют только 12,5 % школьников, несмотря на соответствие ученической мебели ростовым показателям детей. Такая ситуация может быть связана с дисгармоничным физическим развитием современных детей и подростков, что требует дополнительных научных исследований, а также отсутствием формирования правильной рабочей позы на начальном этапе обучения при недостаточном контроле со стороны медицинских работников школ и учителей за правильностью посадки школьников.
Следует подчеркнуть, что не только размер, но и конструкция ученической мебели влияет на формирование осанки детей. Ранее в школах использовались в учебном процессе школьные парты, которые позволяли соблюдать соответствующие физиологически правильной позе параметры дифференции и дистанции. В настоящее время чаще используются комплекты ученической мебели «стол-стул», появились «конторки», «стул с пружинящими накладками» и другие модели. Отдается предпочтение одноместным вариантам. Однако все эти модели имеют свои недостатки и не всегда позволяют сформировать правильную осанку школьника.
В целях профилактики и коррекции нарушения осанки школьников в практику муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МОУ СОШ) №10 г.Архангельска внедрено оснащение классной комнаты одноместными школьными партами с подлокотниками новой модели, которые подбирались индивидуально по размерам согласно ростовым показателям школьников на протяжении первых 4-х лет обучения в школе.
Модель одноместной школьной парты с подлокотниками, созданная творческим коллективом сотрудников Института гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета (патент на промышленный образец № 46951 от 16 марта 2000 г.), удовлетворяет всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьной мебели. Разработано два варианта школьной парты: деревянная конструкция и на металлокаркасе.
Результаты наблюдений за развитием детей, обучавшихся за данной моделью ученической мебели, свидетельствуют, что использование новой модели школьной парты обеспечивает правильную рабочую позу у 87 % школьников.
Наблюдение за динамикой вертебральной патологии показало, что у школьников, обучавшихся в начальных классах за школьной партой с подлокотниками, прирост нарушений осанки минимальный. У детей, обучавшихся за комплектом ученической мебели «стол-стул» (контрольная группа), за период с 1 по 4 класс число нарушений осанки возросло на 19,2%, в то время как у школьников, занимавшихся за школьной партой с подлокотниками (основная группа), - на 3,5 %. За период обучения в общеобразовательной школе с 1 по 11 класс при использовании ученической мебели «стол-стул»
прирост нарушений осанки составил 15,0%, а при использовании одноместной школьной парты с подлокотниками число детей с нарушением осанки уменьшилось на 3,0 %.
Сравнительная характеристика состояния осанки у школьников, занимавшихся за различными моделями школьной мебели, за весь период обучения в общеобразовательной школе с 1 по 11 класс отражена на рисунке.
% 75,0 70,0 65,0 60,0 55,0 50,0 45,0 40,0 35,0 30,0
Контрольная группа -^■Основная группа
Доля школьников с нарушениями осанки в зависимости от использованной модели школьной парты в динамике обучения в школе.
По результатам исследования сделан вывод: использование одноместной школьной парты с подлокотниками способствует сохранению правильной осанки и предупреждает формирование вертебральной патологии у школьников. Считаем целесообразным оснащение классных комнат общеобразовательных школ предложенной моделью школьной парты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянова A.C., Строкина А.Н. О роли семьи в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата школьника //Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» М.: Изд-во «ГЕОТАР-Медиа», 2007. С. 226.
2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Методические подходы к гигиенической экспертизе программ, методик и режимов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи //Экология человека. 2004. № 2. С. 26—29.
3. Региональный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Архангельской области в 2006 году / Управление Роспотребнадзора по Архангельской области. Архангельск, 2007. С. 33^t5.
- —Н
аг —L
5 6
КЛАССЫ
10