УДК 614.37:616.71 1-007.5
обоснование использования в учебном процессе новой модели школьной парты в сочетании с рациональной физической
активностью
© 2007 г. С. Ю. Дегтев, О. В. Тарасова, Ю. Р. Теддер
Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск
При формировании опорно-двигательного аппарата детей и подростков значимую роль играют физическая активность и мебель, за которой учащийся проводит большую часть учебного времени. Использование в учебном процессе экологически чистой одноместной школьной парты с подлокотниками в сочетании с дополнительной физической нагрузкой - корригирующей гимнастикой снижает риск развития нарушений осанки. Ключевые слова: ученическая мебель, рабочая поза, физическая активность, нарушение осанки.
Ведущими формами патологии детей школьного возраста являются вертебральные функциональные и структурные нарушения (нарушение осанки и сколиоз), уровень которых не имеет тенденции к снижению. В первый класс поступают почти 70,0 % детей с функциональными нарушениями и 11,0 % — с хроническими заболеваниями скелет-но-мышечной системы [1]. Высокие показатели распространенности нарушений осанки у школьников объясняются физиологическими особенностями растущего детского организма, которые связаны с незавершенными морфофункциональными процессами остеогенеза.
Одним из предрасполагающих факторов развития школьной вертеб-ральной патологии является значительное ограничение двигательной активности детей, связанное с продолжительным нахождением учащихся в статичной напряженной позе — сидя с низко склоненной головой за школьной партой. Нередко ученическая мебель не соответствует гигиеническим и физиологическим особенностям детского организма. По свидетельству Центра санитарно-эпидемиологического надзора Архангельской области, в 2006 году не были обеспечены соответствующей ученической мебелью 39,7 % детей младшего школьного возраста [4].
Для профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата школьников нами разработаны и внедрены в практику муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» (СОШ № 10) г. Архангельска превентивные мероприятия. Они включают информационный блок, предназначенный для учащихся, родителей и учителей; оснащение классной комнаты на протяжении первых четырех лет обучения одноместными школьными партами с подлокотниками новой модели и мероприятия, направленные на повышение уровня физической активности в условиях общеобразовательного учреждения: три урока физкультуры, физкультурные паузы в ходе уроков и занятия в группах корригирующей гимнастики для детей с нарушением осанки, которые организуются непосредственно на базе школы под контролем медицинских работников.
По результатам собственных исследований, распространенность нарушений осанки в г. Архангельске составляет 583,3 на 1 000 детей и подростков школьного возраста. Данные официальной статистики свидетельствуют, что к началу обучения в средней общеобразовательной школе 35,2 % детей города имеют нарушения осанки, причем период обучения в детском дошкольном учреждении (ДДУ) отмечен резко негативной динамикой вертебральной патологии. Максимальный прирост нарушений осанки в школьном возрасте приходится на начальные классы (рис. 1). Младший школьный возраст относится к
периоду интенсивного роста ребенка и функциональной перестройки основных физиологических систем, когда чувствительность к неблагоприятным факторам среды высока, а диапазон адаптивных реакций ограничен. В старшем школьном возрасте доля учащихся с нарушениями осанки снижается, но увеличивается доля учащихся со сколиозом.
□ г. Архангельск
□ СОШ №10
Рис. 1. Динамика нарушения осанки детей и подростков г. Архангельска в возрастном аспекте, %
Значимым фактором, сопряженным с нарушением осанки, является отсутствие рациональной учебной мебели. В соответствии с Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья. Любые инновационные обучающие технологии, часто используемые в современной образовательной системе, как правило, формируют утомление учащихся. Не только технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, но и ученическая мебель должны соответствовать санитарно-гигиеническим правилам и нормам [2].
Соматическая модель рациональной рабочей позы требует поддержания выпрямленного позвоночного столба с сохранением его естественных изгибов и определенных углов суставов, задействованных в рабочей позе школьника. отмечено, что во время занятий в 90,0 % случаев реальная поза учащихся отличается от ее нормальной модели [1].
Анализируя посадку 1 120 учащихся 1—4 классов г. Архангельска при использовании традиционной учебной мебели (стол — стул) по отдельным элементам, мы получили следующее: спиной касаются спинки стула 61,0 % детей, соответствующее правильной посадке расстояние между краем стола и грудной клеткой выдерживают лишь 31,0 %, прижимают грудную клетку к краю стола 24,0 %, недостаточным расстояние относительно рекомендуемых значений оказалось у 16,0 % учащихся, больше рекомендуемых — у 29,0 %. Результаты исследования положения тела при посадке школьников за ученической мебелью (стол — стул) представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика посадки учащихся 1 —4 классов г. Архангельска за ученической мебелью (стол — стул), %
Показатель Меньше рекомендуемых значений В рамках рекомендуемых значений Больше рекомендуемых значений
Угол наклона головы 19,6 42,0 38,4
Угол наклона корпуса 34,8 49,1 16,1
Коленный угол 42,9 39,9 17,2
Голеностопный угол 44,6 37,5 17,9
Правильную рабочую позу, включая все элементы посадки, имеют только 12,5 % школьников, несмотря на соответствие данной мебели ростовым показателям детей. Такая ситуация может быть связана с дисгармоничным физическим развитием современных детей и подростков (что требует дополнительных научных исследований), а также отсутствием формирования правильной рабочей позы на начальном этапе обучения при недостаточном контроле со стороны медицинских работников школ и учителей за правильностью посадки учащихся.
Изо дня в день повторяющаяся неправильная рабочая поза становится привычной для школьника и выступает в качестве фактора риска развития у него патологии опорно-двигательного аппарата. В начальной школе необходимо закреплять у ребенка навыки правильной посадки за рабочим местом, формируя тем самым правильную осанку, чему способствует использование новых моделей ученической мебели, в частности парты с подлокотниками, которые позволяют удерживать тело ученика в физиологически рациональном состоянии.
По данным Центра эпидемиологии и гигиены (Москва), по России максимальный уровень несоответствия учебной мебели гигиеническим правилам и нормам составляет 68,0 % в первых классах, 70,0 — во вторых; 62,0 — в третьих и 50,0 % — в четвертых, что свидетельствует о крайне низком уровне обеспечения учащихся начальных классов учебной мебелью, создающей оптимальные условия организации рабочего места [3].
На утомляемость детей в процессе обучения влияет не только размер, но и конструкция ученической мебели. Ранее в школах использовались в учебном процессе школьные парты, которые позволяли соблюдать соответствующие физиологически правильной позе параметры дифференции и дистанции, теперь чаще используются комплекты ученической мебели (стол — стул). К сожалению, как свидетельствуют наблюдения, переход на данный вид ученической мебели дал отрицательную ответную реакцию — резко увеличилось число детей с нарушением осанки.
В настоящее время получили дальнейшее развитие вопросы, связанные с конструкцией ученической ме-
бели: появились «конторки», «стул с пружинящими накладками» и другие модели. Отдается предпочтение одноместным вариантам. Однако все эти модели имеют недостатки и не всегда позволяют сформировать правильную осанку учащегося.
Модель одноместной школьной парты с подлокотниками, созданная творческим коллективом сотрудников института гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета (Патент на промышленный образец № 46951 от 16 марта 2000 г.), удовлетворяет всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьной мебели (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Одноместная школьная парта с подлокотниками деревянной конструкции
Результаты наблюдений за развитием детей, занимавшихся за такой партой, свидетельствуют, что использование новой модели школьной парты обеспечивает правильную рабочую позу 87,0 % школьников.
Партой предполагается комплектовать учебные комнаты для учащихся начальной школы. Прочная, устойчивая конструкция парты предусматривает опору предплечий ученика на специальных подлокотниках, которые укреплены на сиденьи-кресле, соединенном со столом в единое целое. Наклонная столешница парты имеет откидную крышку, которая в рабочем состоянии фиксируется на выступах подлокотников кресла, составляя одну плоскость. За такой партой плечевой пояс ученика оказывается приподнятым, а руки частично лежат на подлокотниках, частично — на столе, что способствует улучшению работы сердца и легких.
Физиологически удобное положение рук способствует сохранению ребенком прямой позы в течение длительного времени. При этом расстояние от рабочей поверхности до органа зрения находится в оптимальных пределах (30—35 см). Спинка сиденья выполнена таким образом, что ее нижний край упирается в поясничный изгиб позвоночника, а верхний — под лопатки ребенка. Это способствует формированию
правильного профиля позвоночника. Подставка для ног позволяет улучшать кровообращение нижних конечностей, так как ребенок сидит на стуле большей частью (2/3) бедра, не пережимая при этом подколенный нервно-сосудистый пучок.
Основные элементы парты выполнены из экологически чистой древесины. Парта не содержит элементов, способствующих накоплению пыли, мусора. На боковых поверхностях сиденья имеются крючки для размещения ранца (портфеля) и мешочка для сменной обуви. Светлое покрытие парты создает благоприятный световой климат, а современный дизайн формирует у детей эстетическое чувство, развивает такие качества, как бережливость, аккуратность. Небольшой вес парты позволяет передвигать (переносить) ее в соответствии с целями учебного процесса.
Использование в учебном процессе одноместных парт с подлокотниками позволило снизить прирост нарушений осанки у школьников начальных классов. Наблюдение в течение одиннадцати лет за динамикой вертебральной патологии показало, что у детей, обучавшихся в начальных классах за школьной партой с подлокотниками, прирост нарушений осанки минимальный. Так, у занимавшихся за комплектом ученической мебели (стол — стул), за период обучения с 1 по 4 класс число нарушений осанки возросло на 19,3 %, в то время как у занимавшихся за школьной партой с подлокотниками — на 3,5 %.
Данные предпринятого нами исследования свидетельствуют о различии динамики нарушений осанки у школьников в зависимости от физической активности. Сравнительная характеристика состояния осанки у детей, занимавшихся за различными моделями школьной мебели, с коррекцией физической активности (лечебная физкультура — ЛФК) и без нее, за период обучения в общеобразовательной школе с 1 по 11 класс представлена на рис. 4.
35
30 ^-1-1-1-1-!-1-1-1-Г-1-1
123456789 10 11
Классы
Контрольная группа (стол - стул) Контрольная группа (стол - стул + ЛФК) ™ ™ Основная группа (ученическая парта + ЛФК)
Рис. 4. Доля учащихся с нарушениями осанки в зависимости от использованной модели школьной парты и коррекции физической активности, %
Дети, занимавшиеся за ученическим комплектом (стол — стул) и имевшие коррекционную составляющую физической нагрузки (контрольная группа: стол — стул + ЛФК) показали меньший прирост нарушений осанки по сравнению с детьми, которые обучались по традиционной программе физического
Рис. 3. Одноместная школьная парта с подлокотниками на металлокаркасе
воспитания учащихся общеобразовательной школы (контрольная группа: стол — стул без коррекции физической нагрузки). Прирост количества детей с нарушением осанки за период обучения в школе с 1 по 11 класс при отсутствии коррекции физической активности составил 19,3 %, с коррекцией физической активности — 15,0 %. В группе обучавшихся за школьными партами новой (авторской) модели при организации дополнительной физической нагрузки с элементами лечебной физкультуры (основная группа: ученическая парта + ЛФК) доля детей с вертебральной патологией за 11 лет обучения снизилась на 3,0 %.
оздоровительное воздействие физических упражнений, используемых в настоящей работе, авторы связывают с адекватностью объема физических нагрузок и двигательных режимов состоянию здоровья учащихся, а также с индивидуальным подходом в каждом конкретном случае.
Таким образом, комплекс превентивных мероприятий, включающий соответствующую физиоло-го-гигиеническим требованиям экологически чистую ученическую мебель и рациональную физическую активность, способствует сохранению правильной осанки и предупреждает формирование вертебральной патологии у школьников.
Выводы
1. Правильную рабочую позу при использовании традиционной учебной мебели (стол — стул), несмотря на соответствие ее ростовым показателям, имеют 12,5 % учащихся начальных классов, в то время как при использовании одноместной школьной парты с подлокотниками — 87,0 %.
2. Использование в учебном процессе одноместных парт с подлокотниками позволяет в 5 раз снизить прирост нарушений осанки у детей за период обучения в начальной школе.
3. Результативность использования в учебном процессе экологически чистой школьной парты новой модели повышается в сочетании с рациональной физической активностью учащихся.
4. Положительный эффект использования одноместной школьной парты с подлокотниками с целью профилактики и коррекции нарушений осанки диктует целесообразность широкого ее внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.
Список литературы
1. Емельянова А. С. О роли семьи в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата школьника / А. С. Емельянова, А. Н. Строкина // Сборник материалов XI конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М. : ГЕОТАР-Медиа, 2007. - С. 226.
2. Кучма В. Р. Методические подходы к гигиенической экспертизе программ, методик и режимов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Экология человека. — 2004. — № 2. — С. 26 —29.
3. Молдованов В. В. Гигиенические аспекты использования учебной мебели в начальной школе / В. В. Молдованов // Сборник материалов XI конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М. : ГЕОТАР-Медиа, 2007. — С. 461.
4. Региональный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Архангельской области в 2006 году / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области. — Архангельск, 2007. — С. 33—45.
GROUNDING OF USE OF NEW SCHOOLDESK IN EDUCATIONAL PROCESS IN COMBINATION WITH EFFICIENT PHYSICAL ACTIVITY
S. Yu. Degtev, О. V. Tarasova, Yu. R. Tedder
Northern State Medical University, Arkhangelsk
During formation of the child and adolescent locomotor system, physical activity and furniture on which pupils spend the biggest part of their time at school are significant. Use in the educational process of ecological single schooldesks with arms in combination with additional physical load — correction gymnastics decreases the risk of development of posture disorder.
Key words: pupils' furniture, working posture, physical activity, posture disorder.
Контактная информация:
Тарасова Ольга Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, НИИ полярной медицины СГМУ
E-mail: [email protected]
Статья поступила 01.10.2007 г.