(за 2008 г. образовано 7,5 тыс.тонн отходов класса Б и В; из них утилизировано путем сжигания на мусоросжигательном заводе и крематории 5,1 тыс.т).
Федеральным законом от 30.12.2008 г. N° 309-Ф3 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступившие в силу с 01.07.2009 г., в соответствии с которыми отношения в области обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Данные виды отходов
не относятся по классификации к отходам 1-У класса опасности. Согласно пп.74 п.1 ст.17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии ст.40 п.2 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-ГУ классов опасности.
© Коллектив авторов, 2010 г УДК 614.371
Е.В. Пятырова, Е.Е. Ефременко, Е.В. Ковалевская, Т.Н. Рымина ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток
Использование школьной мебели, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения продолжительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у школьников.
К выбору школьной мебели необходимо подходить очень ответственно: она должна быть удобной и безопасной. Время пребывания в дошкольном учреждении, учебы в начальной школе выпадает на важный период роста и развития всех систем организма ребенка. Поэтому от того, на каком стуле он будет сидеть и за каким столом, зависит не только формирование правильной осанки, но и дальнейшая успеваемость. Зачастую, ребенок, приходя в первый класс, садится за парту и сидит за ней в течение длительного промежутка времени, за который он привыкает к учебному процессу, учится концентрировать внимание, чтоб ему ничего не мешало, - педагог обязан научить ученика правильно сидеть за школьной мебелью. А для того, чтобы ученик мог правильно сидеть за партой, школьная мебель в классе должна быть правильно подобрана, в соответствии с возрастом и ростом учеников.
Правильная посадка ребенка за школьную мебель характеризуется следующими критериями:
- туловище находится в вертикальном положении, ученик сидит за партой прямо;
- оба плеча должны находиться на одной высоте и мысленно проведенная линия через плечевые суставы должна быть параллельна поверхности стола;
- посадка должна обеспечивать полное соприкосновение стоп ребенка с полом или специальной доской, если школьная мебель не может быть подобрана для ребенка данного роста;
- бедра и таз должны полностью соприкасаться со скамейкой стула;
- ребенок не должен висеть между доской парты и полом;
- спина ребенка должна опираться на спинку стула;
- при чтении или письме руки ребенка должны находиться на краю стола и при этом оба глаза должны быть на одинаковом расстоянии от книги или тетрадки. Оптимальным расстоянием считается порядка 30-35 см, зачастую это длина предплечья.
Благодаря данной посадке ребенка, мы добиваемся снижения тонуса мышц спины и плечевого пояса, что способствует сохранению осанки и стабилизации ее при правильных параметрах.
Результаты изучения посадки учащихся 1-4 классов, учитывая все элементы правильной позы, свидетельствуют, что при использовании традиционной учебной мебели (стол-стул) правильную рабочую позу имеют лишь 12,5% школьников, несмотря на соответствие данной мебели ростовым показателям детей.
Такая ситуация связана с отсутствием формирования правильной рабочей позы на начальном этапе обучения. Неправильная рабочая поза у большинства школьников становится привычной и, в последствии, может привести к развитию патологии опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и сколиоз) и снижение остроты зрения.
До 2007 г. на территории Приморского края замеры мебели не проводились в связи с отсутствием методических документов и инструкций по проведению замеров, оформлению протоколов мебели на соответствие росто-возрастным особенностям детей. Учитывая большую значимость проведения данных
замеров, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» были разработаны методическое пособие по исследованию мебели на соответствие росто-возрастным особенностям детей, форма проколов исследований мебели в образовательных учреждениях (детские сады и школы).
Согласно методическим разработкам, рассаживание детей должно производиться с учетом их длины тела. Для того чтобы произвести 1 замер, необходимо измерить длину тела ребенка и высоту стола и стула (рабочее место). Местом замеров для определения обеспеченность мебелью в соответствии с росто-
возрастными особенностями детей должны считаться групповые дошкольных образовательных учреждений и классы начального звена общеобразовательных школ, где за детьми закреплены определенная групповая ячейка или кабинет, а, следовательно, и рабочее место. Замеры в классах среднего и старшего звена считаются не репрезентативными, т.к. имеет место кабинетная система и в течение учебного дня и недели учащийся меняет несколько рабочих мест.
Результаты проведенных замеров мебели в Приморском крае, в т.ч. в г. Владивостоке в динамике за 2 года представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты замеров детской мебель в организованных коллективах на соответствие росто-возрастным особенностям детей за 2008-2009 гг.
Приморский край г. Владивосток
кол-во обслед. учрежд. кол-во неуд. учрежд. % неуд. кол-во обслед. учрежд. кол-во неуд. учрежд. % неуд.
2009
Всего: 295 101 34,2 65 16 24,6
дошкольные 138 30 21,7 45 7 15,6
школы 128 60 46,9 14 6 42,8
школа-сад 5 2 40,0 - - -
прочие 24 9 37,5 6 3 50,0
2008
Всего: 216 111 51,4 31 15 48,4
дошкольные 74 17 22,9 14 2 14,3
школы 120 83 69,2 17 13 76,5
школа-сад 3 1 33,3 - - -
прочие 19 10 52,6 - - -
В среднем как по краю так и по г. Владивостоку удельный вес учреждений, в которых мебель не соответствовала росто-возрастным особенностям детей, в 2009 году значительно уменьшился по сравнению с 2008 годом. По краю данный показатель снизился в 1,5 раза, по городу Владивостоку - почти в 2 раза. Это связано с началом проведения большой аналитической и организационной работы по приобретению и замене ученической мебели по результатам предыдущих замеров и анализу состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений по результатам медицинских профилактических осмотров при поступлении в общеобразовательное учреждение, при переходе к предметному обучению и в выпускных классах.
Итогом проведения данной работы явилось соответствующее снижение числа детей с нарушением остроты зрения, нарушения осанки, сколиозом. Результаты медицинских профилактических осмотров школьников Приморского края бригадой врачей узких специальностей подтверждают положительные тенденции, наметившиеся в состоянии здоровья школьников по показателям, на состояние которых немаловажное влияние оказывает правильная организация рабочего места учащегося (табл. 2).
Таблица 2
Результаты медицинских профилактических осмотров школьников Приморского края в 2008-2009 гг.
Нарушения 7-14 лет
2008 г. 2009 г.
абс. ч. % абс. ч. %
Остроты зрения 4478 11,5 4406 5,4
Осанки 5840 12,28 5522 6,75
Сколиоз 1547 3,5 1084 1,32
Учитывая, что на начало 2010 г. на диспансерном учете с болезнями костно-мышечной системы и с миопией находятся 9027 и 4979 школьников до 15 лет (соответственно), предстоит большая работа по нивелированию факторов риска, формирующих отклонения в состоянии здоровья детей организованных коллективов.
Для облегчения рассаживания школьников 1-4-х классов рекомендовано в начале каждого учебного года заполнять листы здоровья. Лист должен подписываться классным руководителем и школьным врачом, утверждаться директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.