Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НА МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКА К УЧЁБЕ'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НА МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКА К УЧЁБЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
школьное образование / семейная дистанция / образование подростков / подростки и родители / мотивация к учебе.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Канюк Алексей Сергеевич, Стародумов Леонид Львович

Целями исследования являются выявление типа взаимоотношений между учащимися и их родителями и их влияния на успеваемость; на основе анализа результатов сформулировать проблему и предложить возможные решения. Результаты показали, что учащиеся, имеющие более прочные связи со своими родителями, как правило, более мотивированы к учебе и демонстрируют лучшую успеваемость, чем те, кто дистанцируется от своих семей. Отсутствие привязанности между родителями и детьми может стать серьезной проблемой в подростковом возрасте, когда происходит перестройка психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НА МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКА К УЧЁБЕ»

КАНЮК Алексей Сергеевич,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной работе и образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Гжельский государственный

университет», e-mail: gzhelnauka@mail.ru

СТАРОДУМОВ Леонид Львович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»,

e-mail: stalleon@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НА МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКА К УЧЁБЕ

Аннотация. Целями исследования являются выявление типа взаимоотношений между учащимися и их родителями и их влияния на успеваемость; на основе анализа результатов сформулировать проблему и предложить возможные решения. Результаты показали, что учащиеся, имеющие более прочные связи со своими родителями, как правило, более мотивированы к учебе и демонстрируют лучшую успеваемость, чем те, кто дистанцируется от своих семей. Отсутствие привязанности между родителями и детьми может стать серьезной проблемой в подростковом возрасте, когда происходит перестройка психического здоровья.

Ключевые слова: школьное образование, семейная дистанция, образование подростков, подростки и родители, мотивация к учебе.

KANYUK Alexey Sergeevich,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Education, Gzhel State University

STARODUMOV Leonid Lvovich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technologies,

Sochi State University

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL DISTANCE BETWEEN FAMILY MEMBERS ON A TEENAGER'S MOTIVATION TO STUDY

Annotation. The objectives of the study are to identify the type of relationship between students and their parents and their impact on academic performance; based on the analysis of the results, formulate a problem and propose possible solutions. The results showed that students who have stronger ties with their parents tend to be more motivated to study and demonstrate better academic performance than those who distance themselves from their families. The lack of attachment between parents and children can become a serious problem in adolescence, when there is a restructuring of mental health.

Key words: school education, family distance, education of teenagers, teenagers and parents, motivation to study.

Введение

Проблемы, связанные с психическим здоровьем детей в школе и дома, составляют социальную проблему. Отсутствие эмоциональной стабильности приводит к проблемам, связанным с повышенной тревожностью или депрессией, а также недостаточной самооценкой и эффектив-

ностью. В свою очередь, это приводит к прогулам в школе и низкой мотивации к учебе в целом. В результате учащиеся испытывают эмоциональную нестабильность, не контролируют свои эмоции, а также демонстрируют очень низкую успеваемость и испытывают трудности в получении знаний. Нельзя отрицать, что семья играет важ-

ную роль в физическом и психическом здоровье детей.

В частности, семья оказывает значительное влияние на психическое здоровье детей в младенчестве и детском возрасте, когда дети полностью зависят от своих родителей как физически, так и психически. Благоприятная психологическая обстановка в семье напрямую связана с эмоциональной стабильностью детей. Кроме того, дети развивают основы своих социальных навыков посредством общения со своими родителями и другими членами семьи. Они также учатся приспосабливаться к межличностным отношениям, которые потенциально могут привести к депрессии и тревоге. Более того, самооценку детей можно повысить, если родители поговорят с ними и похвалят их в нужное время.

На навыки самоопределения в значительной степени влияет психологическое состояние ребенка [7]. Вовлечение родителей с раннего возраста также оказывает влияние на способность маленьких детей принимать решения. Таким образом, те дети, которые находятся ближе к своим родителям и другим членам семьи, могут стать более успешными в будущем. Установление тесных отношений с родственниками позволяет детям гармонично развиваться, что положительно сказывается на всех сферах их жизни.

Исследование актуально в связи с тем, что в нем рассматривается взаимосвязь между семейными отношениями и мотивацией подростков к учебе, что позволяет сделать выводы, которые могут быть использованы для улучшения успеваемости и мотивации учащихся к учебе. Исследование также актуально с глобальной точки зрения, поскольку корреляция существует независимо от местоположения.

Дети часто пытаются сместить акцент с кровных уз на важность взаимной поддержки и заботы, любви и занятия любимым делом. Родители, которые хотят дистанцироваться от своих детей, могут нести дополнительное бремя. В дополнение к сопротивлению идеям о том, что родители и дети биологически связаны раз и навсегда, родители также должны согласиться с тем, что они проявляют безусловную любовь к своим детям и что у них есть постоянная ролевая идентификация после принятия родительских обязанностей [10].

Целью исследования является сбор информации для отслеживания возможной корреляции между близкими отношениями с родителями и успеваемостью учащихся. Основной задачей исследования является сбор статистических данных и их последующая интерпретация. Полученные результаты позволят нам сформулировать возможную проблему, а также предложить пути ее решения. Кроме того, это заложит основу

для дальнейших более углубленных исследований, в которых могут принять участие не только подростки, но и студенты других возрастов и даже взрослые (здесь можно рассмотреть трудовую мотивацию).

Таким образом, можно выделить следующие исследовательские задачи:

- опросить семиклассников и восьмиклассников с целью выявления их взаимоотношений с родителями и их влияния на успеваемость;

- на основе результатов опроса сформулировать возможную проблему;

- предложить пути ее решения.

Методология

Для сбора статистических данных была использована методология количественного исследования. Анализ данных опроса проводился в системе STATISTICA. Это программное обеспечение позволяет визуализировать данные при статистическом анализе.

В опросе приняли участие семи- и восьмиклассники. Отбор выборки основан на том факте, что дети этой возрастной группы уже являются хорошо сформировавшимися личностями [1], которые способны делать выводы. Кроме того, школьникам не нужно сдавать выпускные экзамены, что устраняет дополнительный стресс. Всего было опрошено 80 школьников, из которых 53% были девочками и 47% -мальчиками. Участники были разделены на три категории по их успеваемости: учащиеся «А» (11), учащиеся «Б» (25) и учащиеся «В» (44). Поскольку все респонденты являются несовершеннолетними, перед проведением опроса было получено разрешение родителей.

Анкета состояла из 6 вопросов, связанных с успеваемостью и/или отношениями с родителями. Пять из шести вопросов это были вопросы «да/нет». В последнем вопросе учащимся было предложено самостоятельно поразмышлять о том, как отношения с родителями влияют на их успеваемость в школе. Этот вопрос важен, поскольку он позволяет нам рассмотреть корреляцию между их отношениями с родителями и мотивацией к учебе. Первые три вопроса (Помогали ли вам ваши родители делать домашнее задание, когда вы учились в начальной школе? Можешь ли ты сейчас попросить своих родителей помочь тебе с домашним заданием? Часто ли ваши родители спрашивают вас об успехах в школе?) были непосредственно связаны с участием родителей в образовательном процессе. Следующие два вопроса (Важна ли для вас родительская похвала? Часто ли вы разговариваете со своими родителями о заботах, удовольствиях, проблемах и т.д.?) были связаны с личными отношениями с родителями, которые могут создать

психологическую ситуацию, влияющую на мотивацию к учебе у ребенка.

Последний вопрос (Опишите, как участие ваших родителей в школьной (повседневной) жизни влияет на ваше отношение к учебе) охватывал как образовательные, так и личностные аспекты. Отсутствие вариантов ответа позволило детям поделиться своими эмоциями и рассуждениями на предложенную тему

Результаты и обсуждение

Во-первых, мы вывели общие показатели для всех категорий учащихся, независимо от их успеваемости. Так, 89% детей указали, что их родители помогали им с домашним заданием, когда они были учениками начальной школы. Этот положительный показатель свидетельствует о том, что родители смогли сформировать правильное отношение к учебе у своих маленьких детей.

Несмотря на высокую вовлеченность родителей в начальную школу, результаты по следующим вопросам были значительно ниже. Только 34% респондентов сообщили, что они все еще могут попросить своих родителей помочь с домашним заданием. Эту разницу можно объяснить большей самостоятельностью по сравнению с начальной школой, нежеланием родителей помогать или сложностью заданий. Большое

количество детей (68%) сообщили, что их родители заинтересованы в их успехах в учебе. Показатель также положительный: когда дети понимают, что родители заинтересованы в их успеваемости, у них может повыситься мотивация к учебе; им больше нравится сообщать родителям об успехах, чем о неудачах.

Большинство респондентов (95%) признались, что родительская похвала важна для них. Это может свидетельствовать о довольно близких отношениях с членами семьи или желании их установить. Кроме того, чтобы получить похвалу, дети должны добиться каких-либо успехов, что также может повлиять на их мотивацию к учебе. При анализе пятого вопроса было обнаружено, что 74% учащихся обсуждают со своими родителями повседневные проблемы и могут поделиться с ними счастьем и переживаниями. Это также свидетельствует о тесной связи с родителями и позитивной психологической атмосфере в семье.

На следующем этапе исследования был определен процент детей из каждой категории, основанной на успеваемости, чтобы оценить корреляцию между их успеваемостью в учебе и семейными отношениями. В этом контексте рассматривались только те дети, которые выбрали вариант "да" в каждом вопросе.

Таблица 1: Дети, выбравшие вариант «да»,

Вопрос № «А» учащиеся «Б» учащиеся «В» Учащиеся

Родители помогали с домашним заданием в начальной школе 100% 95% 82%

Родители помогают с домашним заданием сейчас 32% 43% 32%

Родители часто спрашивают о школе 100% 96% 45%

Ценят родительскую помощь 100% 90% 92%

Часто разговаривают с родителями 100% 100% 56%

Таблица показывает, что дети, успеваемость которых ниже, не имеют близких отношений с родителями по сравнению с теми, успеваемость которых лучше. Отсутствие родительского участия может быть одной из причин плохой успеваемости. Комфортное психологическое развитие ребенка требует общения со взрослыми, особенно внутри семьи. Мы можем сказать, что осознание важности родительского участия и похвалы со стороны родителей положительно влияет на мотивацию детей к учебе.

Это предположение было подтверждено результатами последнего вопроса. Большинство детей сообщили, что интерес родителей к их

школьной жизни, а также к повседневным проблемам обнадеживает. Наиболее распространенными фразами были «Мне нравится, когда мои родители хвалят меня», «Я стараюсь лучше учиться, чтобы угодить своим родителям», «и для меня важно, чтобы мои родители понимали меня и могли выслушать». Следует отметить, что дети с более низкой успеваемостью упоминали следующие фразы чаще всего: «Мне все равно, что думают мои родители о моих оценках» или «Я учусь, потому что у меня нет выбора, но мне это неинтересно». Таким образом, можно сделать вывод, что у них не установились близкие отношения со своими родителями, что влияет на их

психологическое состояние и мотивацию к учебе. В то же время дети, у которых более тесные отношения со своими родственниками, более мотивированы к лучшей учебе.

Отсутствие привязанности между родителями и детьми может стать серьезной проблемой в подростковом возрасте, когда происходит перестройка психического здоровья. Это также может повлиять на успеваемость. Этого можно предотвратить, объяснив родителям важность установления тесных отношений с ребенком. Этот вопрос можно обсудить в школе, например, на родительских собраниях. Важно, чтобы дети понимали, что они могут общаться со своими родителями самостоятельно, а не прятаться от них. Этому может способствовать введение тематических уроков или психологических сессий в школах. Школы также должны проводить специальные тесты для выявления семей, испытывающих проблемы с общением.

Исследования корреляции между семейными отношениями и мотивацией студентов к учебе проводятся во всем мире. Одно из таких исследований было проведено в 2018 г.; оно было направлено на изучение семейной дистанции и мотивации подростков к учебе. В исследовании приняли участие 380 девятиклассников из четырех средних школ Претории. Отбор выборки был основан на том факте, что это был последний год обязательного школьного обучения. Кроме того, ранний подростковый возраст - это время, когда может возникнуть большинство конфликтов с членами семьи, что может повлиять на мотивацию к учебе. Выборка включала различные типы школ [6]. Как и в случае с нашим исследованием, исследование было основано на опросе студентов. Возрастные группы в обоих исследованиях были примерно одинаковыми. Авторы также обратились к родителям или законным представителям учащихся за разрешением привлечь их детей к исследованию.

Анкета состояла из нескольких разделов. Первый раздел представлял собой краткую автобиографию, второй состоял из 35 пунктов, связанных с мотивацией к изучению естественных наук. Студенты отвечали на вопросы по пятибалльной шкале Лайкерта, которая варьировалась от (1) "категорически не согласен" до (5) "полностью согласен". Третий раздел включал в себя 13 пунктов. Этот раздел был основан на адаптации анкеты для определения психосоциального благополучия и семейного опыта подростков, которые могут повлиять на школьное поведение (связанное с мотивацией) и академические успехи. Девять баллов из 13 были сосредоточены на непосредственном детском опыте (например, эмоциональная и практическая поддержка, забота и благополучие), а четыре - на отдаленном

детском опыте (например, воспитание детей). Как и в нашем исследовании, анкета включала вопросы, непосредственно связанные с одобрением родителей и эмоциями, которые вызывает у подростков их участие в образовании.

Результаты опроса показали, что тем позитивнее респонденты воспринимали свою семью, тем больше у них было мотивации к учебе. Семейный опыт, рассмотренный в исследовании, был связан как с дистальными, так и с проксимальными размерами семьи. Отдаленный и непосредственный семейный опыт создает в семье социальную среду обучения, которая влияет на результаты обучения и смягчает влияние школы и личности [2,3]. Эмоционально стабильная семья (баллы анкеты, связанные с любовью, гармонией и общим благополучием), которая обеспечивает адекватную инфраструктуру (баллы анкеты, связанные с жильем и физическим уходом) наряду с образовательным капиталом (баллы анкеты, связанные с доступностью образовательных ресурсов и ожиданиями родителей относительно планов на будущее), положительно влияет на мотивацию учащихся к обучению. учись. Соответственно, респонденты обоих полов и всех расовых групп, которые участвовали в исследовании и делились конструктивным семейным опытом, в частности, близким опытом, были более позитивно мотивированы к изучению естественных наук [5,9]. Результаты исследования показывают, что семейный опыт может быть важным фактором, объясняющим мотивацию студентов к учебе [4]. Полученные результаты также демонстрируют, что родительская забота может быть использована в качестве ресурса для управления успеваемостью учащихся. Принимая во внимание тот факт, что школьный опыт вряд ли может быть использован за пределами образовательного учреждения, непосредственный семейный опыт и мотивация к изучению естественных наук могут быть усилены взаимодействием школы и родителей [8]. Взаимодействию между родителями и школой может способствовать повышение интереса родителей к образованию своих детей; исследование показывает, что улучшение семейного опыта коррелирует с мотивацией учащихся к учебе. В частности, родителям также может быть рекомендовано поощрять своих детей к изучению естественных наук. В связи с этим школы могут взять на себя инициативу по информированию родителей о способах воспитания научного любопытства у детей путем создания домашней учебной среды, способствующей исследовательской деятельности [11]. Таким образом, авторы исследования пришли к тому же выводу, что и мы - более тесные отношения с родителями повышают мотивацию учащихся к изучению конкретного предмета или в целом.

Участие родителей дает детям правильное представление о потребности в знаниях, дисциплине и т.д., что впоследствии положительно влияет на их мотивацию к учебе. Это чрезвычайно важно на этапе начальной школы, когда ребенок не знаком с процессом обучения. Таким образом, одна из главных задач родителей - объяснить детям важность образования, а также помочь им организовать учебный процесс вне школы.

Заключение

В исследовании приняли участие семиклассники и восьмиклассники с целью выявления корреляции между мотивацией к учебе у подростков и их отношениями с родителями. Для достижения целей исследования были опрошены три группы детей, основанные на успеваемости. Анкета состояла из вопросов, связанных с вовлеченностью родителей, как в учебу, так и в повседневную жизнь детей.

Результаты исследования показали, что дети с более высокой успеваемостью имеют более тесные отношения со своими родителями, чем их сверстники, которые учатся хуже. Подростки отметили интерес родителей к их образовательной деятельности, а также к повседневной жизни. Они также сказали, что часто стараются получать лучшие оценки, чтобы порадовать свою

семью. В то же время многие дети с плохой успеваемостью отмечали, что они не стремились усерднее учиться, чтобы сделать счастливыми своих родителей; у них нет близких семейных отношений. Можно сделать вывод, что дистанция между родителями и подростками может негативно сказаться на мотивации учащихся к учебе. Проблема требует комплексного решения. Прежде всего, необходимо объяснить родителям важность контакта с детьми и то, какую пользу они могут извлечь из этого. Этот вопрос можно обсудить в школе, например, на родительских собраниях. Важно, чтобы дети понимали, что они могут взаимодействовать со своими родителями, делиться своим опытом и просить совета, а не замыкаться в себе. Дети, испытывающие трудности в общении с родителями, могут проконсультироваться со школьным психологом, если возникнет такая необходимость. Школы также должны проводить специальные тесты для выявления семей, испытывающих проблемы с общением. Исследование практически актуально в связи с тем, что оно позволяет нам лучше изучить корреляцию между семейными отношениями и успеваемостью и, при необходимости, принять меры.

Список литературы:

[1] Мантикова А.В. Формирование личности в подростковом возрасте» // Целая наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. № 9. -С. 38-42

[2] Gudyanga A., Adam K. & Kurup R. 2016. Zimbabwean female participation in Physics: The influence of context on identity formation". African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education, 19 (2), 172-184.

[3] Juan A.L., Reddy V. & Hannan S. 2014. Attitudes to science: part of the puzzle to improve educational achievement. Africa Growth Agenda, 2014, 13-16.

[4] Leaper C., Farkas T. & Brown C.S. 2012. "Adolescent girls' experiences and gender-related beliefs in relation to their motivation in math/science and English". Journal of youth and adolescence, 41(3), 268-282.

[5] Maddox K.B. & Perry J.M. 2016. Racial appearance bias: Improving evidence-based policies to address racial disparities. Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences, 5, 57-65.

[6] McMillan J. & Schumacher S. 2014. Research in education. 7th edn. - London: Pearson.

[7] Omasum F., Ogawa Y., Sugiura Y. & Hamamoto M. 2016. "The Influence of the Psychological Distance between Family Members on Personality Formation". Open Journal of Preventive Medicine, 6 (10), 222.

[8] Pritschet L., Powell D. & Horne Z. 2016. "Marginally significant effects as evidence for hypotheses: Changing attitudes over four decades". Psychological Science, 27 (7), 1036-1042.

[9] Reddy V. 2011. Highlights from TIMSS 2011: The South African perspective. - Pretoria: HSRC.

[10] Sharp K.M. & Thomas L.J. 2018. "Making meaning of the parent-Child relationship: A dialogic analysis of parent-initiated estrangement narratives". Journal of Family Communication, 18 (4), 302-316.

[11] Schulze S. & Van Heeren M. 2015. "Learning environments matter: Identifying influences on the motivation to learn science". South African Journal of Education, 35(2), 1058.

Spisok literatury:

[1] Mantikova A.V. Formirovanie lichnosti vpodrostkovom vozraste» // Celaya nauka. Mysl': elektronnyj periodicheskij zhurnal. 2016. № 9. -S. 38-42

[2] Gudyanga A., Adam K. & Kurup R. 2016. Zimbabwean female partici-pation in Physics: The influence of context on identity formation". African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education, 19 (2), 172-184.

[3] Juan A.L., Reddy V. & Hannan S. 2014. Attitudes to science: part of the puzzle to improve educational achievement. Africa Growth Agenda, 2014, 13-16.

[4] Leaper C., Farkas T. & Brown C.S. 2012. "Adolescent girls' experiences and gender-related beliefs in relation to their motivation in math/science and English". Journal of youth and adolescence, 41(3), 268-282.

[5] Maddox K.B. & Perry J.M. 2016. Racial appearance bias: Improving ev-idence-based policies to address racial disparities. Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences, 5, 57-65.

[6] McMillan J. & Schumacher S. 2014. Research in education. 7th edn. - London: Pearson.

[7] Omasum F., Ogawa Y., Sugiura Y. & Hamamoto M. 2016. "The Influ-ence of the Psychological Distance between Family Members on Personality Formation". Open Journal of Preventive Medicine, 6 (10), 222.

[8] Pritschet L., Powell D. & Horne Z. 2016. "Marginally significant effects as evidence for hypotheses: Changing attitudes over four decades". Psycho-logical Science, 27 (7), 1036-1042.

[9] Reddy V. 2011. Highlights from TIMSS 2011: The South African per-spective. - Pretoria: HSRC.

[10] Sharp K.M. & Thomas L.J. 2018. "Making meaning of the parent-Child relationship: A dialogic analysis of parent-initiated estrangement nar-ratives". Journal of Family Communication, 18 (4), 302-316.

[11] Schulze S. & Van Heeren M. 2015. "Learning environments matter: Identifying influences on the motivation to learn science". South African Journal of Education, 35(2), 1058.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.