Таблица 2 - Результаты методики определения нервно-психической устойчивости НПУ и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
НПУ Уровни НПУ Люди, не занимающиеся Люди, занимающиеся
физической физической
культурой культурой
Неудовл. 1 7,5% 17,5 % 0 5%
2 10% 5%
Удовлет-вор. 3 17,5% 2,5%
4 27,5% 62,5 % 17,5% 30%
5 17,5% 10%
6 15% 30%
Хорошая 7 2,5% 17,5 % 22,5% 52,5%
8 0 0
Высокая 9 0 2,5 % 5% 12,5%
10 2,5% 7,5%
У людей, занимающихся физкультурой, доминирующим является хороший уровень стрес-соустойчивости. В свою очередь, у людей, не занимающихся спортом, преобладающим является удовлетворительный уровень стрессоустойчиво-сти. Это позволяет предполагать, что физкультура и спорт положительным образом влияют на стрес-соустойчивость человека.
Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно утверждать, что определенный уровень систематической физической активности повышает адаптационные возможности организма, положительно влияет на стрессоусточивость, являясь таким образом, достаточно эффективным средством стрессопрофи-лактики и улучшения общего психоэмоционального состояния человека.
Список литературы
1 Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчи-вость человека. - СПб., 1999. - 86 с.
2 Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб. : Питер, 2007. - 256 с.
3 Селье Г. На уровне целого организма. - М, 2002. - 122 с.
4 Большой психологический словарь / под ред.
Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М, 2003. - 672 с.
УДК 159.9: 15.81.21 Е.В. Милюкова
Курганский государственный университет
связь школьной
успеваемости
с особенностями
детско-родительских
взаимоотношений
Аннотация. В данной статье рассматривается связь школьной успеваемости с детско-роди-т ел ь ск и м и отнош е н и я м и . Рез ул ьтаты ср а в н и т ел ь -
ного анализа показали различия по параметрам между группами «успевающих» и «неуспевающих» учеников. Обнаружено, что родители неуспевающих учеников испытывают недовольство родительской ролью, обнаружен негативный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком. С целью повышения учебной мотивации родителям необходимо изменить свое отношение к детям.
Ключевые слова: дети, маленький неудачник, мотивация, родители, родительская роль, ученики, школа, успеваемость, эмоции, эмоциональная близость.
E.V. Milyukova
Associate Professor in the Chair of the General and Social Psychology Kurgan State University
the connection of school progress with the character of child-parent relationship
Abstract. The article considers the correlation of school progress with the child parental relations. The results of the comparative analysis have shown differences in parameters between the groups of the "successful" and "poor" pupils.
It has been found that parents of poor pupils do not feel content with the parental role, and the interaction with the child is of a negative emotional character. Parents need to change their attitude towards children in order to increase the educational motivation of the latter.
Keywords: children, little loser, motivation, parents, parental role, pupils, school, academic performance, emotions, emotional intimacy.
Ведущим видом деятельности в школьном возрасте является учебная деятельность, именно она оказывает определяющее влияние на формирование личности учащегося. Увеличение численности школьников, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения в общеобразовательной школе, является актуальной психолого-педагогической проблемой.
Успешность учебной деятельности зависит от психологических, социально-психологических и социально-педагогических факторов. Среди специалистов, занимающихся данной проблемой, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости.
Причины недостаточной успешности учения могут быть различными. Неуспеваемость редко определяется только одной причиной. Как правило, школьная неуспеваемость обусловлена комплексом причин, возникающих одна за другой. Выделяют педагогические причины школьной неуспеваемости: н е_д о с_тат к и п р е п о_д а в а н и я о_т_д е_л ь ны х п р е_д м е_тов,
57
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7
пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс; социально-бытовые причины: неблагоприятные условия, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка; физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы; психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформирован-ность познавательных интересов, узость кругозора.
Уровень социального воздействия характеризуется, прежде всего, семейным окружением ребенка и условиями его жизни. Семейное окружение оказывает опосредованное влияние на неуспеваемость ребенка. Причиной слабой успеваемости зачастую бывает неблагополучная семья. Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей легко могут травмировать ребенка и привести к нервным срывам или полному непослушанию. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей [3].
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель эмпирического исследования: выявление связи школьной неуспеваемости с особенностями детско-родительских взаимоотношений. В исследовании в качестве испытуемых приняли участие 56 школьников в возрасте от 11 до 13 лет и их родители.
Диагностируемые параметры: чувствительность родителя (способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния, способность к сопереживанию); эмоциональное принятие ребенка (чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком, безусловное принятие, отношение к себе как к родителю, преобладающий эмоциональный фон взаимодействия); поведенческие проявления эмоционального взаимодействия (стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка) (опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой); особенности родительского отношения (принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник) (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина).
На первом этапе исследования испытуемые на основании анализа средних оценок, беседы с учителям и-п ред метн иками и классн ым и руково-58 -
дителями были разделены на группы по критерию школьной успеваемости («успевающие учащиеся» и «неуспевающие учащиеся»). На данном этапе нами были вычислены средние показатели по исследуемым параметрам. Полученные результаты отражены в рисунках 1, 2.
Результаты сравнительного анализа полученных результатов при помощи ^критерия Стьюдента с целью доказательства значимых различий по изучаемым параметрам между группами «успевающих» и «неуспевающих» учащихся представлены в таблице 1.
1 - способность воспринимать состояния ребенка; 2 - понимание причин состояния; 3 - способность к сопереживанию; 4 - чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком; 5 - безусловное принятие; 6 - отношение к себе как к родителю; 7 - преобладающий эмоциональный фон взаимодействия; 8 - стремление к телесному контакту; 9 - оказание эмоциональной поддержки; 10 - ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; 11 - умение воздействовать на состояние ребенка Рисунок 1 - Средние показатели по исследуемым
параметрам (опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой)
1 - принятие-отвержение; 2 - социальная желательность;
3 - симбиоз; 4 - авторитарная гиперсоциализация;
5 - маленький неудачник Рисунок 2 - Средние показатели по исследуемым параметрам (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина)
У родителей «успевающих учащихся» в большей степени выражена способность воспринимать состояние ребенка, понимать причины того или иного состояния и воздействовать на него, они в большей степени сопереживают ребенку, способны к безусловному принятию. Для родителей «успевающих учащихся» характерно положительное отношение к себе как к родителю и более благоприятный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком. Данная категория испытуемых в большей степени стремится к телесному и эмоциональному контакту с ребенком.
Родители «неуспевающих учащихся» зачастую не понимают эмоционального состояния ребенка, не видят причин, вызвавших какие-либо пережи вания . Дл я род ител е й да н н о й труп п ы
Вестник КГУ, 2015. № 2
учащихся характерно недовольство родительской ролью, негативный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком.
У родителей «успевающих учащихся» в большей степени выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Родители «неуспевающих учащихся» в большей степени испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, считая ребенка неудачником, низко оценивая его способности. Родители «неуспевающих учащихся» считают ребенка неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся таким взрослым несерьезными, и они игнорирует их. Родители «успевающих учащихся» неудачи ребенка чаще считают случайными и верят в него.
На втором этапе исследования для обработки полученных данных был проведен корреляционный анализ, при проведении которого были обнаружены следующие связи.
1 Школьная успеваемость имеет прямые корреляционные связи (при р<0,01) с параметрами, характеризующими детско-родительские взаимоотношения: «Понимание причин состояния», «Способность к сопереживанию», «Стремление к телесному контакту», «Оказание эмоциональной поддержки», «Умение воздействовать на состояние ребёнка».
2 Школьная успеваемость имеет обратную корреляционную связь с параметрами «Принятие -отвержение», «Маленький неудачник».
В зависимости от обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающихся в процессе общения и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношения к другим людям, труду, своим обязанностям, способы действий. Можно предпо-
ложить, что «неуспевающие обучающиеся» не получают необходимого внимания со стороны родителей. В этих семьях отсутствует эмоциональная близость, понимание со стороны родителей. Дети неудовлетворены отношениями с родителями. Большинство родителей в этих семьях не принимают своих детей, многие из них не желают принимать участие в воспитании, хотя дети стремятся к взаимодействию с родителями. Отношения с родителями их беспокоит, и это, возможно, негативно сказывается на их успеваемости.
Список литературы
1 Кулик Л. А. Семейное воспитание : учебное пособие. -М. : Просвещение, 2003.
2 Лазарев А. А. Семейная педагогика : учебное пособие. -М. : Академия, 2005.
3 Ларионова Ю. Н. Влияние психофизиологических особенностей на успеваемость //Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 12. - С. 58-62.
УДК 159.9 И.А. Николаева
Курганский государственный университет
возможности структурирования социальных и личностных
ценностей
Аннотация. Рассматриваются номинальные, функциональные, генетические классификации и структуры ценностей как предпосылки функционально-генетического и системогенетического подхода к структурированию ценностей. Сравниваются свойства ценностной иерархии на основе предпочтений и свойства системной иерархии на основе базовых критериев ценностного оценивания. По результатам исследования процесса ценностного оценивания предложена авторская структура ценностных отношений личности.
Ключевые слова: ценностные структуры, ценностное оценивание, критерии, параметры.
Таблица 1 - Значимые различия по исследуемым параметрам
Параметры ^критерий Стьюдента
Способность воспринимать ребенка кп=э.2 пРи Р < 0,01
Понимание причин состояния и.п=5 2 при р < 0,001
Способность к сопереживанию 9 при р < 0,001
Безусловное принятие 4 при р < 0,001
Отношение к себе как к родителю при р < 0,001
Преобладающий фон эмоциональный воздействия при р < 0,001
Стремление к телесному контакту при р < 0,001
Оказание эмоциональной поддержки ^=5 2 при р < 0,001
Умение воздействовать на состояние ребенка 4 при р < 0,001
Принятие - отвержение ^=2 6 при р < 0,05
Маленький неудачник к.п=2 2 пРи р < 0,05
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7
59