нии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - Т.18, № 3. - С.110-113.
8 Духновский С. В. Самораскрытие как фактор гармоничности / дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса //Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». - 2012. - № 7 (71). - С.110-112.
9 Овчарова Р. В. Практическая психология образования. -М. : Академия, 2005. - 448 с.
10 Овчарова Р. В. Технологии работы практического психолога образования : учебное пособие. - М. : Сфера ; Юрайт-М, 2001. - 448 с.
11 Петрушин С. В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. - СПб. : Речь, 2009. - 240 с.
12 Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2002. - 1024 с.
13 Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
УДК 159.99 З.А. Киреева
Курганский государственный университет
исследование взаимосвязи
стрессоустойчивости
личности и уровня физической активности
Аннотация. Статья посвящена результатам изучения взаимосвязи стрессоустойчивости личности и уровня ее физической активности. В работе исследованы две выборки испытуемых: занимающиеся спортом и не занимающиеся никакими видами физической активности. Проведено исследование уровня нервно-психической устойчивости испытуемых и дан сравнительный анализ полученных результатов. Данные работы позволяют формулировать рекомендации по профилактике стресса, основанные на включении человека в определенный контекст физической активности.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, физическая активность, нервно-психическая устойчивость.
Z.A. Kireyeva Kurgan State University
the study of the relation between the resistance to stress and the physical activity level of the personality
Abstract. The article deals with the results of the study of the relation between the resistance to stress and the p h ys i cal acti vity l eve l of the pe rs o n a l ity. We
have investigated two samples of subjects: those involved in sports and the ones that are not engaged in any physical activity. The work presents the study of the psychological stability level of subjects and on the comparative analysis of the obtained results. These data allow us to define recommendations on stress prevention, based on the involvement of the person in a certain context of the physical activity.
Keywords: resistance to stress, physical activity, mental stability.
Современное общество живет в эпоху перемен, меркантилизма, постоянного развития, соперничества. Эта эпоха характеризуется высокой стрессогенностью и преодолением большого количества стресс-факторов.
Исследователями разных областей науки отмечается все возрастающий уровень стрессоген-ности жизни, в связи с чем становится актуальным изучение способов профилактики стресса.
В настоящее время люди все чаще стали заботиться о состоянии своего здоровья. Все популярнее становится пропаганда здорового образа жизни. Все чаще человек обращается к физической активности разного рода, дабы убежать от переживаний, стрессов, психологических нагрузок. Это позволяет рассматривать физические нагрузки как один из способов стрессопрофилактики.
В психологии стресс понимают как состояние психического напряжения, возникающего в ситуациях, труднопреодолимых для человека, несущих за собой перенапряжение и негативные эмоции [1]. Но не всегда это состояние несет в себе именно негатив. Стресс для человека может играть и положительную роль. Так, стресс может мотивировать человека к быстрой мобилизации своих сил, мгновенному принятию решений сложившейся проблемы. Именно он поддерживает активность систем всего организма на уровне нормы.
В психологической науке выделяют также и факторы, влияющие на развитие стресса. Например, Ю.В. Щербатых объединил следующие факторы:
- Врожденные способности организма и детский опыт. Психогенетические исследования показали, что реакция людей на какие-либо факторы на 30-40% зависят от генов, переданных их родителями, и на 60-70% от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т.д. Также, если женщина во время беременности подвергалась стрессам, велика вероятность развития стресса у ребенка, как и наличие определенного детского опыта. Так, психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении всей последующей жизни.
- Родительский сценарий. У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Этот сценарий усваивается в детстве, ко гда род ител и , и сп ыт ы ва я ст ре ссы , ко н флистуют
55
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7
на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок «впитывает» в себя примеры родителей, а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни.
- Личностные особенности. Люди, склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности, более подвержены стрессам. А открытые и доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, устойчивы к различного рода негативным факторам.
- Факторы социальной среды. К данной группе факторов относятся социальные перемены, повышенная ответственность за работу, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянный дефицит времени, хроническая усталость, нарушение режима труда и отдыха, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества на работе, длительное ожидание в процессе работы, ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей.
- Когнитивные факторы. Чувствительность зависит от следующих факторов: типа высшей нервной деятельности, легкости образования условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга, повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта, наличия навыков сознательной «настройки» сензитивности путем тренировки [2].
Необходимо упомянуть и о связи стрессового состояния человека с целым рядом соматических заболеваний, которая сегодня представляется общепризнанным фактом. Сейчас очевидно для всех то, что свою долю ответственности за телесное здоровье или нездоровье несут наши эмоции, как положительные, так и отрицательные. Еще в древние времена считалось, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных, а длительная печаль, тревога, подавленность обычно предшествуют развитию самых разнообразных соматических расстройств. Именно на такие источники столь распространенных недугов, как инфаркт миокарда, гипертония, язвенные и аллергические болезни, указывает современная психосоматическая медицина. Но, как уже говорилось выше, и без стресса жизнь человека просто немыслима [3].
Естественно, что во многом развитие стрессовой реакции определяется природой стрессора, влияющего на человека. Но необходимо сказать о том, что простое наличие стрессора еще не гарантирует развитие у человека стрессовой реакции.
Различные клинические исследования свидетельствуют о том, что в человеческом обществе существует не менее 30% индивидов, которые могут сохранять нормальные физиологические показатели даже при длительных и остро выраженных напряжениях. Все это указывает на то, что в живых организмах есть механизмы «устойчивости» к различного рода стрессам.
П р о веденный анали з н а у ч ны х ист о ч н и к о в по-56 -
казал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему. Например, в психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [4].
Исследователи утверждают, что стрессоустойчивость является качеством непостоянным и ее, следовательно, можно развивать с помощью различных тренировок и привычки к ежедневному творческому труду.
В ходе проведенного нами исследования мы старались проверить гипотезу о том, что адекватный уровень физической активности повышает стрессоустойчивость личности и является способом стрессопрофилактики. Мы рассмотрели, существуют ли различия по уровням стрессоу-стойчивости между группами испытуемых: людьми, не занимающимися физической культурой, и людьми, занимающимися физической культурой систематически (занятия фитнесом, посещение бассейна, спортивных секций и пр.).
Результаты представлены в таблицах 1, 2. При определении склонности к стрессу был использован опросник, определяющий уровень тревоги и стрессоустойчивости (по Т.А. Немчину и Тейлору).
Таблица 1 - Результаты опросника, определяющего уровень тревоги и стрессоустойчивости
Уровень стрессоустойчивости Люди, не занимающиеся физической культурой Люди, занимающиеся физической культурой
Высокая стрессоустойчивость 25% 60%
Средний ур. стрессоустойчивости 40% 27,5%
Низкая стрессоустойчивость 35% 12,5%
По данным методики, уровни тревоги и стрессоустойчивости у разных групп испытуемых различны. У людей, систематически занимающихся физкультурой, доминирующим является низкий уровень тревожности и высокой стрессоустойчи-вости. В свою очередь, у первой группы доминирующим является средний уровень, но и достаточно большой процент испытуемых располагается на высоком уровне тревоги и низкой стрессоустой-чивости. Это говорит о склонности этих людей к тревожным состояниям и стрессам, а в отсутствии возможностей для физической разрядки стресс часто приводит к отрицательным последствиям для психики и здоровья.
Для определения уровня нервно-психической устойчивости была использована методика «П р о гноз » .
Вестник КГУ, 2015. № 2
Таблица 2 - Результаты методики определения нервно-психической устойчивости НПУ и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
НПУ Уровни НПУ Люди, не занимающиеся Люди, занимающиеся
физической физической
культурой культурой
Неудовл. 1 7,5% 17,5 % 0 5%
2 10% 5%
Удовлет-вор. 3 17,5% 2,5%
4 27,5% 62,5 % 17,5% 30%
5 17,5% 10%
6 15% 30%
Хорошая 7 2,5% 17,5 % 22,5% 52,5%
8 0 0
Высокая 9 0 2,5 % 5% 12,5%
10 2,5% 7,5%
У людей, занимающихся физкультурой, доминирующим является хороший уровень стрес-соустойчивости. В свою очередь, у людей, не занимающихся спортом, преобладающим является удовлетворительный уровень стрессоустойчиво-сти. Это позволяет предполагать, что физкультура и спорт положительным образом влияют на стрес-соустойчивость человека.
Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно утверждать, что определенный уровень систематической физической активности повышает адаптационные возможности организма, положительно влияет на стрессоусточивость, являясь таким образом, достаточно эффективным средством стрессопрофи-лактики и улучшения общего психоэмоционального состояния человека.
Список литературы
1 Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчи-вость человека. - СПб., 1999. - 86 с.
2 Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб. : Питер, 2007. - 256 с.
3 Селье Г. На уровне целого организма. - М, 2002. - 122 с.
4 Большой психологический словарь / под ред.
Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М, 2003. - 672 с.
УДК 159.9: 15.81.21 Е.В. Милюкова
Курганский государственный университет
связь школьной успеваемости с особенностями детско-родительских взаимоотношений
Аннотация. В данной статье рассматривается связь школьной успеваемости с детско-роди-т ел ь ск и м и отнош е н и я м и . Рез ул ьтаты ср а в н и т ел ь -
ного анализа показали различия по параметрам между группами «успевающих» и «неуспевающих» учеников. Обнаружено, что родители неуспевающих учеников испытывают недовольство родительской ролью, обнаружен негативный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком. С целью повышения учебной мотивации родителям необходимо изменить свое отношение к детям.
Ключевые слова: дети, маленький неудачник, мотивация, родители, родительская роль, ученики, школа, успеваемость, эмоции, эмоциональная близость.
E.V. Milyukova
Associate Professor in the Chair of the General and Social Psychology Kurgan State University
the connection of school progress with the character of child-parent relationship
Abstract. The article considers the correlation of school progress with the child parental relations. The results of the comparative analysis have shown differences in parameters between the groups of the "successful" and "poor" pupils.
It has been found that parents of poor pupils do not feel content with the parental role, and the interaction with the child is of a negative emotional character. Parents need to change their attitude towards children in order to increase the educational motivation of the latter.
Keywords: children, little loser, motivation, parents, parental role, pupils, school, academic performance, emotions, emotional intimacy.
Ведущим видом деятельности в школьном возрасте является учебная деятельность, именно она оказывает определяющее влияние на формирование личности учащегося. Увеличение численности школьников, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения в общеобразовательной школе, является актуальной психолого-педагогической проблемой.
Успешность учебной деятельности зависит от психологических, социально-психологических и социально-педагогических факторов. Среди специалистов, занимающихся данной проблемой, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости.
Причины недостаточной успешности учения могут быть различными. Неуспеваемость редко определяется только одной причиной. Как правило, школьная неуспеваемость обусловлена комплексом причин, возникающих одна за другой. Выделяют педагогические причины школьной неуспеваемости: н е_д о с_тат к и п р е п о_д а в а н и я о_т_д е_л ь ны х п р е_д м е_тов,
57
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7