ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Концепт. - 2015. -№ 08 (август). - ART 15278. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15278.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15278
УДК 376.5
Раянова Юлия Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск [email protected]
Гасперская Лариса Семеновна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 355, г. Санкт-Петербург [email protected]
Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена
и пути ее профилактики
Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования социально-психологической адаптации у различных типов неуспевающих школьников, представлены программа профилактики социальной дезадаптации школьников среднего звена и опыт ее реализации в средних общеобразовательных школах № 56 г. Омска и № 355 г. Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: неуспевающие школьники, социальная дезадаптация, профилактика. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рассматриваемая проблема профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена является актуальной, так как неуспеваемость порождает проблемы в семье подростка, конфликтные отношения с учителями, сверстниками. Дети, не усваивающие школьную программу, наряду с возникающими трудностями с учителями и родителями приобретают и отрицательные особенности характера, в некоторых случаях имеют место искажения в психическом развитии детей и развитии личности в целом.
Это объясняется тем, что у неуспевающего ребенка возникает отвращение к любой учебной работе на фоне постоянного переживания неуспеха, которое может проявляться в том, что подросток сбегает с уроков, портит или рвет тетради, прячет учебники и дневники. На фоне неуспеваемости складываются также сложные отношения с учителями, нередко сопровождаемые конфликтами. Подобное поведение вызвано беспомощностью учителей, неумением работать с такими детьми. Такие методы, как морализаторство, повышенный тон, которые традиционно используют учителя, не являются эффективными. В большинстве случаев подростки начинают дерзить учителю и срывать учебный процесс. Это приводит к возникновению у школьника таких черт характера, как озлобленность, конфликтность. Проблемы с родителями также способствуют формированию искажений в развитии личности детей. Неуспеваемость в школе приводит к тому, что родители начинают упрекать в этом ребенка, оскорбляют, а некоторые применяют даже физическое насилие. Этим они еще больше усугубляют ситуацию. Вследствие таких родительских действий дети начинают искать поддержку на улице, больше времени проводить с друзьями. Конфликтуя с учителями и родителями, подростки становятся злобными по отношению к сверстникам, агрессивными, драчливыми [1].
Так отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации и формированию в подростковом возрасте асоциальных форм поведения - воровства, хулиганства, бродяжничества, алкоголизации.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Концепт. - 2015. -№ 08 (август). - ART 15278. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15278.htm. - ISSN 2304-120X.
Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация. Дезадаптация означает, прежде всего, исчезновение, уничтожение, реже рассматривается как понижение, уменьшение. Ряд авторов рассматривают ее как «несоответствие и неусвоение социальных норм и правил», «несформированность социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды» [2]. Социальная дезадаптация как более высокая степень дезадаптации может характеризоваться асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкое поведение) и отчуждением от семьи и школы. Отчуждение социально дезадаптированных подростков от социальных институтов приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, теряется способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в социально-педагогической и социально-психологической помощи.
Социальная дезадаптация, по мнению ученых-практиков, является обратимым процессом: можно управлять ресоциализацией социально дезадаптированных детей и подростков. Основной целью специалистов, работающих с социально дезадаптированными детьми, является социальная защита и поддержка, реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. На основе изучения личности ребенка, состояния его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовки создается индивидуальная программа реабилитации.
Социальный педагог и психолог в процессе профилактики социальной дезадаптации для достижения лучшего результата в работе организуют сотрудничество с семьей, специалистами, оказывающими помощь семье и детям, классными руководителями, учителями-предметниками. В их обязанности входит также раннее выявление неблагополучных семей, сотрудничество с родителями в воспитании ребенка, обнаружение и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, подростков с эпизодической и стойкой неуспеваемостью [3].
Таким образом, объем решенных проблем, связанных с социальной дезадаптацией неуспевающих школьников, во многом зависит от общественных, образовательных, правовых и других учреждений, окружающих семью и подростков.
Исследование социально-психологической адаптации проводилось в средней общеобразовательной школе № 56 г. Омска с учащимися 7-х классов по методике К. Роджерса и Р. Даймонда. В ходе исследования была также использована классификация неуспеваемости А. М. Гельмонта [4].
Результаты исследования, представленные в табл. 1, показали, что у большинства неуспевающих учеников показатели социально-психологической адаптации ниже нормы: из 48% неуспевающих учащихся 24% - со стойкой неуспеваемостью по одному или трем сложным предметам, 16% учащихся с эпизодической неуспеваемостью по одному или нескольким предметам. Данные результаты можно объяснить переживанием стрессовой ситуации, наличием эмоционального дискомфорта, желания уйти от проблем, непринятием себя, негативным отношением к обучению.
Необходимо отметить, что показатели социально-психологической адаптации ниже нормы проявились также среди 16% успевающих учащихся, что, возможно, связано с переживанием социальных отношений в подростковом возрасте.
На основе полученных результатов и анализа научно-методической литературы нами была разработана и реализована программа профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена на базе средней общеобразовательной школы № 56 г. Омска.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Концепт. - 2015. -№ 08 (август). - ART 15278. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15278.htm. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Показатели социально-психологической адаптации успевающих и неуспевающих школьников, %
Уровни адаптации Неуспевающие
Успевающие Глубокое Стойкая Эпизодическая
отставание неуспеваемость неуспеваемость
Выше нормы 0 0 0 0
Норма 20 0 8 8
Ниже нормы 16 8 24 16
Цель программы - профилактика социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена.
Задачи программы:
1. Повышение адаптивности.
2. Развитие уверенности в себе.
3. Формирование позитивного отношения к обучению.
Программа была реализована в таких направлениях, как работа с родителями, педагогическим коллективом, с неуспевающими учащимися, проявляющими признаки социальной дезадаптации (табл. 2).
Таблица 2
Направления профилактики социальной дезадаптации
Направления Цель Методы и формы
Работа с семьей Информирование родителей о проблеме социальной дезадаптации детей, разработка рекомендаций по коррекции неуспеваемости - Тренинги родительской компетентности, - лекции, - круглые столы, - семинары, - индивидуальное консультирование
Работа с учащимися Повышение уровня адаптации и успеваемости школьников среднего звена, формирование позитивного отношения к обучению - Беседа, - тренинг, - консультации, - групповая дискуссия, - мозговой штурм, - развивающие игры и упражнения
Работа с учителями-пред-метниками, классными руководителями Выявление причин неуспеваемости учащихся, профилактика и коррекция неуспеваемости - Беседа, - педагогический консилиум, - консультации, - проведение занятий
Работа с семьей проводилась в нескольких направлениях:
- Общая информационно-просветительская работа с родителями, которая предполагала проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование предпосылок социальной дезадаптации школьников, организацию круглых столов, семинаров, тренингов родительской компетентности;
- индивидуальное консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с неуспеваемостью и социальной дезадаптацией, было реализовано в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
В процессе осуществления социально-педагогической деятельности по реализации программы был организован дифференцированный подход к воспитанникам. Занятия
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Концепт. - 2015. -№ 08 (август). - ART 15278. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15278.htm. - ISSN 2304-120X.
проводились в психологически комфортной среде, были организованы не для всего класса, а для детей, наиболее нуждающихся в специальной поддержке, проводились как индивидуально, так и с группой учащихся, в дополнительное время - после уроков, в группе продленного дня. Индивидуальная форма профилактической работы предполагала проведение личных консультаций с детьми, нуждающимися в особой поддержке. Другим вариантом индивидуальной профилактической работы стало проведение коррекционных занятий с детьми с выраженными нарушениями поведения, неуспеваемости.
Для повышения эффективности работы по профилактике социальной дезадаптации школьников актуальным стало привлечение к работе педагогического коллектива и родителей. Проведение занятий с учащимися осуществлялось не менее двух раз в неделю. В процессе занятий также целесообразно было использование таких методов, как тренинг, развивающие игры и упражнения, групповые дискуссии, мозговой штурм (табл. 3).
Таблица 3
Содержание занятий для учащихся
Занятия Цель занятия Методы и формы организации
Занятия 1,2 Сплочение детей, создание в группе атмосферы доверия, снятие напряженности - Игры «Газетка», «Волшебный сундук», «Спутаница»; - рефлексия
Занятия 3, 4 Повышение адаптивности, формирование представления об уверенном и неуверенном поведении - Игры «Мой характер», «Диалог с помощью мяча»; - упражнения «Уверенное и неуверенное поведение», «Хвалить или ругать», «Я и мои права»; - рефлексия
Занятия 5, 6 Формирование позитивного отношения к обучению через развитие познавательных процессов: воображения, мышления - Игры «Балда», «Крокодил», «Угадайка», «Поле чудес»; - мозговой штурм, - развивающие игры «Логическое мышление»; «Математические задания»; - рефлексия
Занятия 7, 8 Обучение принятию себя, развитие уверенности в себе - Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные»; «Победи своего дракона!», «Моя Вселенная»; - рефлексия
Занятия 9, 10 Развитие умения преодолевать трудности, рефлексивных умений - Упражнения «Принятие себя», «Самовыражение посредством преодоления трудностей»; - групповая дискуссия «Причины неуспеваемости»
Мозговой штурм использовался для стимуляции высказываний учащихся по определенным вопросам. Педагог предлагает ученикам высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или осуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания на доске до тех пор, пока не истощатся идея или не кончится отведенное для этого время. Затем происходит обсуждение высказанных идей в группах. Групповая дискуссия применялась для организации совместной деятельности учащихся под руководством педагога. Данный метод позволяет развить способность у подростка видеть проблему с разных сторон.
Структура занятий состояла:
- из подготовительной части, основным назначением которой является создание благоприятных условий, рабочей атмосферы на занятии, настроя на совместную работу;
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Концепт. - 2015. -№ 08 (август). - ART 15278. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15278.htm. - ISSN 2304-120X.
- основной части, направленной на изучение нового материала и его закрепление, предоставление информации по изучаемому материалу, формулирование новых навыков, закрепление полученной информации;
- рефлексивной части, имеющей назначение проанализировать полученный опыт, а также закрепить полученные знания, умения, навыки.
Таким образом, социальная дезадаптация, по мнению ученых, является обратимым процессом, поэтому отклонения в социальном развитии неуспевающих подростков можно предупреждать посредством своевременной диагностики и оказания им психолого-педагогической поддержки.
Опыт средней общеобразовательной школы № 355 г. Санкт-Петербурга представлен реализацией внеучебных и внешкольных воспитательных мероприятий в процессе профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников. Формированию позитивного отношения к обучению у неуспевающих школьников способствует реализация таких нетрадиционных форм, как посещение музея атомной энергии, в котором проводятся интерактивные лекции на различные темы, например «Вселенная», «История развития атомной энергии», с последующим закреплением знаний посредством тестового контроля. После посещения государственного музея-заповедника Павловска школьники в произвольной форме составляют отзывы о тематических экскурсиях, например «Мода высочайшего двора», «Молчаливый разговор картин», «Книга и ее жизнь во дворце» и т. д. Также уже традиционным стало проведение в стенах школы игр по станциям различной тематики, участие в проектной деятельности в рамках конференции «Я познаю мир».
В рамках экскурсии «В преддверии Рождества», направленной на формирование межкультурной толерантности, у школьников была прекрасная возможность закрепить свои знания при посещении храмов различных религий г. Санкт-Петербурга. Хотелось бы отметить, что неуспевающие школьники демонстрируют осведомленность и заинтересованность в вопросах, выходящих за рамки школьной программы.
Таким образом, целенаправленная работа по преодолению школьной неуспеваемости среди учащихся среднего звена посредством различных средств и методов (тренинговые занятия, игры, упражнения, проектная деятельность, игры по станциям, групповые дискуссии) позволит включить неуспевающих школьников в различные формы социально-познавательной деятельности, что может способствовать снижению социальной дезадаптации.
Ссылки на источники
1. Апанасенко О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 58-60.
2. Винокуров Л. Н. Причины и коррекция школьной дезадаптации // Народное образование. - 2012. -№ 2. - С. 253-263.
3. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
4. Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: Просвещение, 2004. - 187 с.
Yuliya Rayanova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk [email protected] Larisa Gasperskaya,
Teacher of Mathematics, secondary school № 355, St. Petersburg [email protected]
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Концепт. - 2015. -№ 08 (август). - ART 15278. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15278.htm. - ISSN 2304-120X.
Social exclusion of underachieving pupils and ways of its prevention
Abstract. The paper describes the results of the study of social-psychological adaptation of different types of underachieving pupils, presents the program for prevention of pupils’ social maladjustment and the experience of its
implementation in secondary schools № 56 in Omsk and № 355 in St. Petersburg.
Key words: underachieving pupils, social exclusion, prevention.
References
1. Apanasenko, O. N. (2013) “Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa dezadaptacii po-drostkov”, Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Chel-jabinsk, fevral' 2013 g.), Dva komsomol'ca, Cheljabinsk, pp. 58-60 (n Russian).
2. Vinokurov, L. N. (2012) “Prichiny i korrekcija shkol'noj dezadaptacii”, Narodnoe obrazovanie, № 2, pp. 253-263 (n Russian).
3. Lokalova, N. P. (2009) Shkol'naja neuspevaemost': prichiny, psihokorrekcija, psihoprofilaktika, Piter, St. Petersburg, 368 p. (n Russian).
4. Gel'mont, A. M. (2004) O prichinah neuspevaemosti i putjah ee preodolenija, Prosveshhenie, Moscow, 187 p. (n Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 17.08.15 Получена положительная рецензия 19.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 19.08.15 Опубликована 29.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С., 2015
www.e-koncept.ru
6