ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 378.4
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том числе на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено. По мере взросления ребенка влияние семьи трансформируется и может изменить свой характер.
В существующих исследованиях авторы концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся — либо школьников, либо студентов. В работе представлен сравнительный анализ результатов исследований влияния семьи на успеваемость обеих групп. Сравнение проводится по двум факторам — социально-экономический статус семьи и социальный семейный капитал. В статье рассматривается вопрос о том, сохраняют ли семейные факторы, доказавшие свое влияние на успеваемость школьников, значимость во время обучения ребенка в университете.
Обзор российских и зарубежных исследований показал, что социально-экономический статус семьи и социальный семейный капитал в целом оказывают положительное влияние на успеваемость как школьников, так и студентов. Однако отдельные составляющие этих факторов не подтвердили своей значимости (например, наличие братьев и сестер). Кроме того, было выявлено, что влияние семьи меняется в течение времени и определяется характером взаимоотношений между родителями и обучающимися.
Результаты данного обзора могут быть интересны исследователям в области образования,
О. В. Котомина
Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь, г. Пермь
E-mail: kotominaov@gmail.
Olga V Kotomina
Senior Lecturer, National Research University 'Higher School of Economics', Perm branch, Perm, Russia
Как цитировать статью: Котомина О. В., Сажи-на А. И. Влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 143-156.
А. И. Сажина
Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь, г. Пермь
E-mail: alexandra.perm@ gmail.com
Aleksandra I. Sazhina
Senior Lecturer, National Research University 'Higher School of Economics', Perm branch, Perm, Russia
педагогики и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, а также родителям школьников и студентов.
Ключевые слова: академическая успеваемость, семейные факторы, социально-экономический статус семьи, социальный семейный капитал, школьники, студенты.
Введение
Традиционно среди факторов, влияющих на академическую успеваемость, рассматриваются индивидуальные характеристики школьников и студентов, характеристики семьи, референтной группы, а также учебного заведения. Все эти факторы оказывают комплексное воздействие на уровень учебных достижений обучающихся.
Среди многообразия факторов семейные факторы оказывают значительное влияние на академическую успеваемость школьников, поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, формирует основы мировоззрения, усваивает нравственные нормы поведения, получает первичные знания. Однако в настоящее время вопрос о том, сохраняют ли влияние семейные факторы на успеваемость студентов университета по сравнению со школьниками, не находит однозначного ответа. С одной стороны, студенты более взрослые, самостоятельные и независимые, что может снижать влияние семейных факторов на различные аспекты их жизни, в том числе и на успеваемость. С другой стороны, для родителей студенты остаются детьми, и семья продолжает влиять на их успеваемость и при обучении в университете. Наличие подобного противоречия объясняется существованием двух конкурирующих теорий — теории отделения-индивидуации и теории привязанности.
Теория отделения-индивидуации сформировалась в 1970-е годы. Индивидуация чаще всего описывается как процесс развития, который начинается с отделения от родителей, чтобы достичь самоопределения и способности действовать самостоятельно [15]. При этом излишняя вовлеченность родителей может препятствовать развитию самостоятельности студентов. Некоторые авторы отмечают, что автономия студентов является необходимым условием их эмоциональной адаптации в университете. Студенты с развитой самостоятельностью более способны к выполнению новых задач, которые появляются в связи с обучением в университете, например таких, как посещение занятий, выбор курсов, налаживание новых социальных связей [15].
Теория привязанности в контексте высшего образования возникла как конкурирующая теории отделения-индивидуации в 1990-х годах, и на ней часто строятся современные исследования, посвященные взаимоотношению между студентами и их родителями. Теория привязанности предполагает, что для студентов, поступающих в университет, поддержка родителей может выступать надежной опорой и в некоторой степени защитой, что в свою очередь ведет к развитию компетентности и автономии [12].
В данной работе рассматриваются исследования, проведенные в России и за рубежом с 2001 по 2020 годы. Целью работы является сопоставление того, как одни и те же семейные факторы (социально-экономический статус и социальный капитал) влияют на академическую успеваемость двух групп обучающихся: школьников и студентов.
Успеваемость характеризуется усвоенными в результате обучения знаниями, умениями и навыками. Академическая успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. В качестве меры успеваемости учащихся рассматриваются такие показатели, как средний балл по всем предметам (GPA), оценка по отдельным дисциплинам (например, по математике), оценка за комплексные тесты и другие.
В данной работе особое внимание уделено двум группам семейных факторов, влияющих на академическую успеваемость обучающихся. Во-первых, социально-экономический статус семьи, за счет которого формируются ценности высокой успеваемости, а также создаются возможности для успешного обучения. Например, оплата дополнительных курсов и занятий с репетиторами. Во-вторых, социальный капитал семьи, который обеспечивает социально-психологический климат, способствующий обучению. Например, наличие обоих родителей, число братьев и сестер в семье, вовлеченность родителей в процесс обучения.
Влияние семейных факторов на академическую успеваемость
Несмотря на то, что практически во всех исследованиях фиксируется наличие положительной связи обобщенных ресурсов семьи с успеваемостью, анализ влияния отдельных характеристик семьи может приводить исследователей к противоречивым результатам.
Социально-экономический статус (СЭС) — понятие, используемое для описания экономических и социальных условий жизни семьи. Чаще всего к СЭС относят уровень дохода семьи и уровень образования родителей.
Дж. Коулман одним из первых обратил внимание на то, что в семьях с более высоким уровнем дохода существует возможность создания дополнительных условий, положительно влияющих на академическую успеваемость школьников [7]. В последующие годы исследователи из разных стран подтвердили наличие положительной и значимой корреляции между уровнем дохода родителей и успеваемостью школьника. Одно из объяснений такой взаимосвязи заключается в том, что, доход определяет возможность семьи нести прямые и косвенные издержки, связанные с поддержкой родителями детей в получении ими образования, а именно оплачивать школу, подготовительные курсы, дополнительные занятия и репетиторов по основным предметам, содержать ребенка во время обучения [1; 3]. Другое объяснение влияния дохода на успеваемость связано с тем, что высокий доход семьи дает возможность матери не работать и уделять больше времени воспитанию детей, что может способствовать более высокой успеваемости.
Недостаток финансовых ресурсов в семье может являться причиной получения ребенком менее качественного школьного образования. Возможности получения образования у детей из бедных семей оказываются ограниченными уже в дошкольном возрасте, и далее они, как правило, учатся в школах, дающих менее качественное образование, получают более низкие оценки, не могут заниматься дополнительно, посещать различные курсы и кружки и в результате их уровень собственного человеческого капитала оказывается ниже, чем у сверстников из обеспеченных и более образованных семей [3].
Однако в ряде эмпирических исследований было доказано, что высокий уровень доходов сам по себе не является фактором высокой успеваемости учащихся. Согласно результатам этих исследований, доход может оказать влияние на ценностные установки в семье, но не на академическую успеваемость напрямую [4].
Так же как и при обучении в школе, материальное положение семьи оказывает влияние на успеваемость студентов университета. Низкие достижения обучающихся в университете тесно коррелируют с нехваткой ресурсов, и некоторые исследования подтверждают взаимосвязь между низким социально-экономическим статусом и низкой успеваемостью [14].
В исследовании М. Ажара с соавторами выявлена положительная взаимосвязь дохода с академической успеваемостью студентов [6]. Низкий доход семьи вынуждает родителей больше времени затрачивать на
удовлетворение базовых потребностей всей семьи, следовательно, время на поддержание своих детей и контроль их успеваемости ограничено, и наоборот. Результаты исследования показывают, что чем выше доход семьи, тем выше средний балл студента (СРЛ).
Следующим значимым фактором социально-экономического статуса семьи является образование родителей. Исследователи сходятся во мнении, что школьник, оба родителя которого имеют высокий уровень образования, с большей вероятностью будет получать высокие оценки [3; 4]. Авторы предлагают различные объяснения данной взаимосвязи. Дети из семей, в которых родители имеют высшее образование, обладают такими преимуществами перед детьми из других семей, как более основательный выбор школы, выбор преподавателя, выбор для ребенка дополнительных курсов и прочее. В целом дети более образованных родителей прикладывают больше усилий в обучении, так как еще со школы ориентированы на получение высшего образования, что влияет на академическую успеваемость. Родители с низким уровнем грамотности реже и менее уверенно помогают детям с чтением и письмом. Дети таких родителей обладают более низкими когнитивными способностями и уровнем развития языка, что создает барьеры для высокой успеваемости.
Таким образом, результаты современных исследований показывают, что образование родителей хорошо предсказывает успехи в учебе и уровень образования, которого могут достичь дети. Более того, наивысшие оценки по всем предметам получают школьники, у которых оба родителя имеют высшее образование [3].
Помимо исследований влияния на академическую успеваемость школьников уровня образования родителей как совокупного показателя, в ряде исследований проводится анализ эффектов образования каждого из родителей по отдельности. Следует отметить, что раздельный анализ приводит исследователей к неоднозначным результатам.
И. Хаккинен и ее коллеги на основе исследования, проведенного в Финляндии, установили, что, хотя уровень образования обоих родителей положительно влияет на академическую успеваемость учеников, образование матери имеет более сильный положительный эффект на оценки детей, чем образование отца [11]. Этот факт исследователи объяснили более тесной связью между ребенком и матерью, в то время как коммуникации учеников с отцами ограничены ввиду того, что в среднем
отцы большую часть времени проводят на работе. Возможно, этот результат оказался зависимым от существующих в обществе культурных традиций, поэтому не подтвердился при проведении исследований в Уганде и Турции. Так, Р. Вамала с соавторами установили, что в Уганде уровень образования отца оказывает более существенное влияние на результаты детей в чтении и математике, чем уровень образования матери [18]. Даже начальный уровень образования отца оказывает положительный эффект на успеваемость школьников, в то время как значимое влияние матери наблюдается, только если у нее среднее или высшее образование. Исследователи говорят, что образование отцов может играть немаловажную роль, так как они во многом определяют социально-экономический статус семьи: например, чем выше уровень дохода отца, тем в среднем более высоким является статус семьи в целом.
В определенной степени выводы работы Р. Вамала с соавторами [18] подтверждаются в работе С. Эркан [9]. Проведя исследование влияния уровня образования родителей на учебные достижения турецких школьников, автор установила, что влияние отцовского образования более значимо при одинаковом уровне образования обоих родителей. Можно предположить, что этот результат определяется традициями и положением женщины в обществе. Так, в ряде стран женщины могут обладать меньшей степенью независимости, не получать высшее образование, не работать, а посвящать себя дому и воспитанию детей.
Наряду с этим существует мнение, что влияние образования отца и матери может объясняться не только традициями в обществе, но и носить гендерный характер, то есть учащиеся женского пола получают больше пользы от образования матери, а студенты мужского пола — от образования отца [16].
В исследованиях академической успеваемости студентов университета также уделяется внимание фактору образования родителей. Так, М. Ажар с соавторами доказали, что студенты, родители которых имели высшее образование, демонстрировали более высокий средний балл (СРЛ) [6]. Возможно, это связано с тем, что, с одной стороны, ожидания родителей с высшим образованием от обучения своих детей влияют на формирование ответственности студентов и их усилия, которые они прикладывают во время учебы. С другой стороны, родители, имеющие высшее образование, являются достаточно компетентными для оказания помощи своим детям во время обучения.
В исследовании, проведенном в США, было выявлено, что уровень образования отца оказывает значимое положительное влияние на успеваемость студентов университета, а образование матери является отрицательным предиктором академической успеваемости [10]. Авторы не представили обоснования данного результата. Можно предположить, что в некоторых случаях негативное влияние образования матери связано с повышенными требованиями к ребенку и тотальным контролем, что может приводить к конфликтам и снижать мотивацию студента к обучению.
Таким образом, говоря о социально-экономическом статусе семьи, можно сделать вывод, что доход семьи оказывает положительное влияние на академическую успеваемость как школьников, так и студентов. Однако следует отметить, что это опосредованное влияние за счет формирования ценностей и создания условий для достижения лучших академических результатов. Образование родителей является предиктором успеваемости школьников, однако влияние образования отца и матери может различаться. Образование родителей студентов университета также оказывает влияние на академическую успеваемость. В ситуации, когда родители имеют высшее образование, они достаточно компетентны, чтобы делиться собственным опытом и помогать своим детям справляться с трудностями во время обучения в университете. При этом низкий уровень образования родителей может служить негативной моделью для студента и мотиватором для более высоких академических результатов.
Следующим семейным фактором, влияющим на академическую успеваемость, является социальный капитал. Понятие социального капитала было введено социологом П. Бурдьё, который определял его как совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с членством в группе [2]. Именно группа дает своим членам опору в виде коллективного капитала, «репутации» и т.д. Социальный капитал детей начинает формироваться на основе их отношений с членами семьи (семейного социального капитала), которые определяют возможности детей по выстраиванию социальных взаимодействий в семье, а впоследствии и за ее пределами.
П. Бурдьё описывал прямую связь между семейным происхождением, социальным капиталом и академической успеваемостью и использовал социальный капитал для объяснения неравенства в академических успехах учащихся [2].
Впоследствии концепция П. Бурдьё была обновлена и дополнена Дж. Коулманом (1988). Он предложил следующую структуру семейного социального капитала: наличие двух родителей в семье, число братьев и сестер, образовательные ожидания родителей (т.е. будет ли ребенок учиться в вузе), частота обсуждений с родителями школьной жизни и близость между поколениями (т.е. близкие отношения с родителями друзей своих детей). Используя эти переменные, Дж. Коулман обнаружил, что семейный социальный капитал имеет значимую отрицательную взаимосвязь с вероятностью выбытия / отчисления из школы [7].
Описанная выше структура семейного социального капитала из пяти переменных считается традиционной, однако многие исследования концентрируют внимание на первых двух факторах — наличие двух родителей в семье и число братьев и сестер. Рассмотрим влияние этих составляющих семейного социального капитала на академическую успеваемость.
Несмотря на то, что в кросс-культурном исследовании Ю. Чертковой с соавторами [5] подтверждается, что проживание с двумя родителями обеспечивает более высокие академические результаты в школе, существуют исследования, в которых данная взаимосвязь является незначимой. Например, такой результат был получен в исследовании, проведенном на выборке российских школьников [4]. Такое противоречие результатов может объясняться ролью женщины в обществе, которая оказывает определяющее влияние на воспитание детей и их обучение в школе и низкой вовлеченности отцов в обучение детей при условии наличия двух родителей. То есть, даже если в семье оба родителя, то, как правило, поддержка обучения ребенка в школе является обязанностью матери, с минимальным участием отца.
Наличие двух родителей может оказывать влияние на академическую успеваемость не напрямую, а опосредованно через доход семьи. Когда в семье только один родитель, он вынужден работать, чтобы обеспечить семью, поэтому может сравнительно мало времени и внимания уделять успеваемости своего ребенка. Высокий доход семьи в свою очередь определяет социальное окружение через взаимодействие с семьями с таким же уровнем дохода, что формирует социальный капитал и положительно влияет на академическую успеваемость.
Количество братьев и сестер можно рассматривать как форму распределения ресурсов, то есть чем больше братьев и сестер в семье, тем
меньше общих семейных ресурсов (денег, времени и др.) приходится на каждого ребенка. Можно предположить, что количество братьев и сестер оказывает негативное влияние на академическую успеваемость. Единственные дети оказываются, как правило, обладателями более высокого интеллекта, достигают наилучших успехов в обучении, имеют больше шансов получить высшее образование по сравнению с детьми, имеющими сиблингов. А среди детей, у которых есть братья или сестры, в наиболее благоприятном положении в отношении когнитивного развития являются старшие (первые) дети [5]. Единственные дети преимущественно общаются со взрослыми членами семьи, получая от них знания, усваивая полезные умения и навыки, что обогащает их когнитивную сферу. Старшие дети в свою очередь развиваются путем взаимодействия с родителями, при этом также обучая младших сиблингов. Младшие дети общаются преимущественно со старшими братьями и сестрами и в меньшей степени имеют доступ к социальному капиталу родителей.
Позднее как составляющую семейного социального капитала стали рассматривать такой показатель, как родительская вовлеченность. Под родительской вовлеченностью в образовательный процесс своих детей понимается осознанное и активное участие родителей в различных составляющих данного процесса. Выделяют три основных направления родительской вовлеченности: вовлеченность дома, вовлеченность в школе и академическая социализация (как развитие родителями навыков разрешения проблем и самостоятельного принятия академических решений).
Анализируя родительскую вовлеченность, исследователи делают акцент на различных уровнях обучения в школе. В начальной школе вовлеченность родителей максимальна. Далее, по мере взросления ребенка, доля вовлеченных в процесс обучения родителей сокращается [17]. При переходе ребенка в старшую школу меняются стратегии участия семьи в образовании, на этом этапе родители в большей степени способствуют социализации детей. Однако следует отметить, что влияние родительской вовлеченности на академическую успеваемость остается положительным на протяжении всего времени обучения в школе.
Исследование, проведенное в странах Восточной Азии, характеризующихся высоким уровнем успеваемости, сравнительно стандартизированной системой образования и отсутствием политики, поощряющей отношения между семьей и школой (в отличие от США), также показы-
вает положительную связь между участием родителей и академической успеваемостью школьников. Сила взаимосвязи между родительской вовлеченностью и успеваемостью варьировалась в зависимости от типа вовлеченности, и академическая социализация оказалась самым сильным предиктором [13].
Таким образом, несмотря на то, что исследователями признается значимость семейного социального капитала для академической успеваемости школьников, отдельные его составляющие могут оказывать разное влияние.
Так же как и на академическую успеваемость школьников, наличие обоих родителей оказывает сильное влияние на отношение к учебе и успеваемость студентов университета. Этот вывод можно объяснить тем, что дети, воспитанные в неполной семье, часто страдают от некоторых эмоциональных проблем, имеют проблемы с дисциплиной, что может помешать их успеваемости. С другой стороны, дети, выросшие в полной семье с двумя родителями, часто стабильны эмоционально и испытывают меньше эмоциональных проблем, тем самым повышая стремление к академическим результатам.
Количество детей как составляющая фактора семейного социального капитала оказывает влияние на академическую успеваемость школьников. Однако при исследовании студентов университета было выявлено отсутствие корреляции между количеством детей в семье и успеваемостью [8]. Автор обращает внимание на то, что большинство участвующих в исследовании студентов имели не более двух братьев и сестер. Возможно, данная взаимосвязь поменяется при рассмотрении семей с большим количеством детей (более трех). Возможно, отсутствие взаимосвязи связано с тем, что студенты, поступая в университет, часто начинают жить отдельно от семьи, не вовлечены в процесс ухода за младшими братьями и сестрами.
Исследователи также уделяют значительное внимание влиянию вовлеченности родителей на академическую успеваемость студентов. Теория привязанности говорит о том, что вовлеченность помогает родителям быть в курсе процессов, происходящих в университете, понимать то, за что они платят, и помогает студентам получать необходимую поддержку, когда они сталкиваются со сложностями обучения в университете [12].
Студенты могут воспользоваться семейным социальным капиталом в форме информации либо в форме поддержки. Доступ к информацион-
ному социальному капиталу напрямую связан с уровнем образования родителей. Исследования показывают, что образование родителей оказывает большее влияние на академическую успеваемость, чем доход [16]. Важно, что преимущества, связанные с информационным социальным капиталом, не уменьшаются со временем. Вторая форма — родительская поддержка — приводит к внутренне мотивированному обучению, подразумевающему обучение ради личного вознаграждения, а не на основе внешних факторов мотивации, таких как хорошая работа или доход. Такой тип мотивации обеспечивает лучшие результаты обучения [16].
Таким образом, для успеваемости студентов университета, так же как и для школьников, значимым является наличие обоих родителей, проживание в полной семье и родительская вовлеченность, в то время как фактор наличия братьев и сестер не подтверждает свою значимость.
Заключение
Цели обучения в школе и университете различны, и они требуют разных типов участия родителей во время обучения детей. Ряд работ, посвященных изучению связи семейных факторов с академической успеваемостью студентов университетов, существенно уже, как и сам набор характеристик семейных ресурсов, изучаемых в таких исследованиях. Поэтому вопрос о том, сохраняют ли факторы, влияющие на успеваемость во время обучения в школе, свою значимость во время получения высшего образования, остается открытым.
Можно сделать вывод, что семья играет важную роль в академической успеваемости школьников и студентов. Влияние семьи меняется в течение времени и определяется характером взаимоотношений между родителями и обучающимися. Во время обучения в школе дети недостаточно самостоятельны, и родители влияют на детей, формируя определенные ценности, выступая примером, помогая с выполнением заданий и контролируя академические результаты. Во время обучения детей в университете родители продолжают оказывать на них влияние, но их приоритетные роли меняются в сторону экспертной помощи и психологической поддержки. Получается, чем старше ребенок, тем уже горизонт того, в чем родители рассматриваются им как источник знаний и компетенций.
Также сравнительный анализ показал, что влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся определяется в числе
прочего и национальными и культурными особенностями. Социальная роль родителей и традиционно ожидаемое поведение при ее реализации обусловливает разную степень воздействия на успеваемость детей. Более глубокое изучение влияния семейных факторов на успеваемость студентов университетов в разных странах может стать следующим этапом исследования.
Литература
1. Богомазова Д. А. Влияние семьи на становление личности ребенка и его успеваемость // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сб. ст. II Всеросс. на-уч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. С. 217-220.
2. Бурдьё П. Формы капитала / пер. с англ. М. С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74.
3. РощинаЯ. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257-277.
4. Товар Гарсиа Э. Д. Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 252-269.
5. Черткова Ю. Д., Егорова М. С., ЗыряноваН. М. и др. Состав семьи и академическая успеваемость детей: кросс-культурное исследование // Психологические проблемы современной семьи. 2015. С. 225-244.
6. Azhar M., Nadeem S., Naz F., et al. Impact of parental education and socio-economic status on academic achievements of university students // European Journal of Psychological Research. 2014. Vol. 1, No. 1. P. 1-9.
7. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95-120.
8. Downey D. B. Number of siblings and intellectual development: The resource dilution explanation // American Psychologist. 2001. Vol. 56, No. 6-7. Р. 497-504.
9. Erkan S. S. S. Evaluation primary school students' achievement of objectives in English lessons // Educational Research and Reviews. 2015. No. 15. Р. 2153-2163.
10. Fike D. S., Fike R. Predictors of first-year student retention in the community college // Community college review. 2008. Vol. 36, No. 2. Р. 68-88.
11. Häkkinen I., Kirjavainen T., Uusitalo R. School resources and student achievement revisited: new evidence from panel data // Economics of Education Review. 2003. Vol. 22, No. 3. С. 329-335.
12. Kenny M. E., Donaldson G. A. The relationship of parental attachment and psychological separation to the adjustment of first-year college women // Journal of College Student Development. 1992. Vol. 33, No. 5. P. 431-438.
13. Kim S. Meta-analysis of parental involvement and achievement in East Asian countries // Education and Urban Society. 2020. Vol. 52, No. 2. P. 312-337.
14. Lacour M., Tissington L. D. The effects of poverty on academic achievement // Educational Research and Reviews. 2011. Vol. 6, No. 7. P. 522-527.
15. Mattanah J. F., Hancock G. R., Brand B. L. Parental Attachment, Separation-Individuation, and College Student Adjustment: A Structural Equation Analysis of Mediational Effects // Journal of Counseling Psychology. 2004. Vol. 51, No. 2. P. 213.
16. Mishra S. Social networks, social capital, social support and academic success in higher education: A systematic review with a special focus on 'underrepresented' students // Educational Research Review. 2020. Vol. 29. Article 100307.
17. Silinskas G., Kikas E. Parental involvement in math homework: Links to children's performance and motivation // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 63, No. 1. Р. 17-37.
18. Wamala R., Saint Kizito O., Jjemba E. Academic Achievement of Ugandan Sixth Grade Students: Influence of Parents' Education Levels // Contemporary Issues in Education Research (Online). 2013.
Vol. 6, No. 1. P. 133-142.
I О. В. KoTOMMHa, А. M. CaxMHa
THE INFLUENCE OF FAMILY ON THE ACADEMIC PERFORMANCE OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS
The family as an informal institution has a diverse influence on the child, including his academic performance. In childhood, this influence is pronounced. As the child grows older, the influence of the family transforms and may change the nature of its influence.
Generally, in existing studies, the authors focus on the academic performance of one particular group — either schoolchildren or students. The paper presents a comparative analysis of the results of studies of the family influence on the schoolchildren and university students' academic performance. The comparison is made according to two factors — the socio-economic status of the family and the social capital of the family. This paper examines the question of whether family factors that have proven their influence on the performance of schoolchildren retain their influence on the performance of students during university education.
A literature review of Russian and foreign studies has shown that in general the socioeconomic status of the family and the social family capital have a positive effect on the academic performance of both schoolchildren and students. However, some issues of these factors did not confirm their importance (for example, the presence of brothers and sisters). In addition, it was found that the influence of the family changes over time and is determined by the nature of the relationship between parents and students.
The results of this review may be of interest to researchers in the field of education, pedagogy and psychology of learning, employees of educational institutions, as well as parents of schoolchildren and students.
Keywords: Academic performance, family factors, socio-economic status of the family, social family capital, schoolchildren, students.
References
• Azhar M, Nadeem S., Naz F., et al. Impact of parental education and socio-economic status on academic achievements of university students // European Journal of Psychological Research. 2014. Vol. 1, No. 1. P. 1-9.
• Bogomazova D. A. Vliyanie sem'i na stanovlenie lichnosti rebenka i ego uspevaemost' // Obrazovanie, vospitanie i pedagogika: tradicii, opyt, innovacii: sb. st. II Vseross. nauch.-prakt. konf. Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G. Yu.), 2020. S. 217-220. [In Rus].
• Burdyo P. Formy kapitala / per. s angl. M. S. Dobryakovoj // Ekonomicheskaya sociologiya. 2002. T. 3, № 5. S. 60-74. [In Rus].
• Chertkova Yu. D., Egorova M. S., Zyryanova N. M. i dr. Sostav sem'i i akademicheskaya uspevaemost' detej: kross-kul'turnoe issledovanie // Psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i. 2015. S. 225244. [In Rus].
• Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95-120.
• Downey D. B. Number of siblings and intellectual development: The resource dilution explanation // American Psychologist. 2001. Vol. 56, No. 6-7. P. 497-504.
• Erkan S. S. S. Evaluation primary school students\' achievement of objectives in English lessons // Educational Research and Reviews. 2015. No. 15. P. 2153-2163.
• Fike D. S., Fike R. Predictors of first-year student retention in the community college // Community college review. 2008. Vol. 36, No. 2. P. 68-88.
• Häkkinen I., Kirjavainen T., Uusitalo R. School resources and student achievement revisited: new evidence from panel data // Economics of Education Review. 2003. Vol. 22, No. 3. S. 329-335.
• Kenny M. E., Donaldson G. A. The relationship of parental attachment and psychological separation to the adjustment of first-year college women // Journal of College Student Development. 1992. Vol. 33, No. 5. P. 431-438.
• Kim S. Meta-analysis of parental involvement and achievement in East Asian countries // Education and Urban Society. 2020. Vol. 52, No. 2. P. 312-337.
• Lacour M., Tissington L. D. The effects of poverty on academic achievement // Educational Research and Reviews. 2011. Vol. 6, No. 7. P. 522-527.
• Mattanah J. F., Hancock G. R., Brand B. L. Parental Attachment, Separation-Individuation, and College Student Adjustment: A Structural Equation Analysis of Mediational Effects // Journal of Counseling Psychology. 2004. Vol. 51, No. 2. P. 213.
• Mishra S. Social networks, social capital, social support and academic success in higher education: A systematic review with a special focus on 'underrepresented' students // Educational Research Review. 2020. Vol. 29. Article 100307.
• Roshchina Ya.M. Semejnyj kapital kak faktor obrazovatel'nyh vozmozhnostej rossijskih shkol'nikov // Voprosy obrazovaniya. 2012. № 1. S. 257-277. [In Rus].
• Silinskas G., Kikas E. Parental involvement in math homework: Links to children's performance and motivation // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 63, No. 1. P. 17-37.
• Tovar Garsia E. D. Svyaz' mezhdu obrazovaniem roditelej, uspevaemost'yu i obrazovatel'nymi traekto-riyami shkol'nikov v Tatarstane // Voprosy obrazovaniya. 2013. № 2. S. 252-269. [In Rus].
• Wamala R., Saint Kizito O., Jjemba E. Academic Achievement of Ugandan Sixth Grade Students: Influence of Parents' Education Levels // Contemporary Issues in Education Research (Online). 2013. Vol. 6, No. 1. P. 133-142.