УДК 159.922.73:376.64
htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2019.6.10
Кузнецова Мария Николаевна
аспирант кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)
Рычкова Лидия Сергеевна
доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)
Морозова Светлана Витальевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)
СООТНОШЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С КАЧЕСТВОМ УСПЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ
Аннотация:
Представлены результаты исследования соотношения качества успеваемости в учебной деятельности с индивидуально-психологическими характеристиками у детей-сирот. Установлено, что подросткам с низкой успеваемостью присущи более высокий уровень нейротизма, эмоциональная лабильность, тревожность, беспокойство и раздражительность (опросник Г. Айзенка). Также у данного контингента опрашиваемых определены неадекватно высокие степень притязаний и самооценка, некритичное отношение к собственным возможностям, личностная незрелость, неумение реально оценивать результаты своей деятельности, некритичность к собственным ошибкам (методика Дембо - Рубинштейн). Выявлены низкий уровень мотивации к успеху и отсутствие достаточных волевых качеств (методика Т. Элерса). Детям-сиротам с низкой успеваемостью свойственны акцентуированные черты характера: демонстративность, застревание, гипертимность и эмотивность (методика Г. Шмишека). Проведена сравнительная характеристика результатов групп учащихся со средней и низкой успеваемостью с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, выявлены статистически значимые данные о взаимосвязях изученных параметров. Можно предположить, что подростки с низкой успеваемостью обладают большей склонностью к деструктивному поведению.
Ключевые слова:
низкая успеваемость, дети-сироты, акцентуации характера, самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения.
Kuznetsova Maria Nikolaevna
PhD Student, Department of General Psychology, Psychodiagnostics and Psychological Counseling, South Ural State University (National Research University)
Rychkova Lidia Sergeevna
D.Phil. in Medical Science, Professor, Department of General Psychology, Psychodiagnostics and Psychological Counseling, South Ural State University (National Research University)
Morozova Svetlana Vitalyevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Psychodiagnostics and Psychological Counseling, South Ural State University (National Research University)
THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONALITY TRAITS AND ACADEMIC PERFORMANCE OF ORPHANS
Summary:
The authors present the results of the study on the relationship between academic performance and individual psychological characteristics of orphans. The research reveals that adolescents with low academic performance tend to have higher levels of neuroticism, emotional lability, anxiety, concern, and irritability (Eysenck questionnaire). Besides, the survey respondents demonstrate an extremely high level of aspirations and self-esteem, uncritical attitude to their capabilities and mistakes, personal immaturity, inability to make a genuine assessment of their activity results (Dembo-Rubinstein technique). The authors reveal the low motivation for success and the lack of sufficient strong-willed qualities (Ehlers technique). Orphans with low academic performance are characterized by accented character traits such as demonstrativeness, getting stuck in an emotion, hyperthyme, and emotiveness (Schmishek technique). The results demonstrated by students with average and low academic performance are compared with the help of Spearman's rank correlation coefficient. The study identifies meaningful statistical data on the relationship between the indicators under review. It can be assumed that adolescents with low academic performance have a greater propensity for destructive behavior.
Keywords:
low academic performance, orphans, character accentuation, self-esteem, level of aspirations, motivation for success.
В настоящее время в России достаточно большое внимание уделяется проблеме сиротства. В связи с этим следует отметить, что за последние 2 года проводимая в стране социально-экономическая политика способствовала снижению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, согласно официальной статистике, в январе 2013 г. в России насчитывалось около 643 тыс. таких детей, а уже в начале января 2014 г. их число значительно уменьшилось и составило 106 тыс. человек. На 1 сентября 2018 г. в банке данных о детях-сиротах числятся 47,8 тыс. ребят. Однако численность этого контингента детей и подростков остается довольно высокой [1].
Социальные сироты - это дети, имеющие родителей, но в силу каких-либо обстоятельств оставшиеся без их попечения. Наибольшую по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате асоциального поведения лишены родительских прав [2]. У данной категории детей сиротство выступает основополагающим фактором, ведущим к нарушению эмоциональных связей во взаимоотношениях с окружающими, гипертрофированности отдельных индивидуально-психологических особенностей и появлению акцентуаций характера, существенно отражающихся на успеваемости в учебной деятельности [3].
Проблему взаимосвязи индивидуальных черт и успеваемости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в школах-интернатах, можно назвать малоизученной. Сниженная успеваемость ребенка в образовательном учреждении может зависеть напрямую от особенностей личности, например недостаточно сформированной мотивации, низких самооценки и уровня притязаний [4]. Значимые индивидуально-психологические характеристики детей-сирот выражаются в явлениях инфантилизма; наличии пассивной жизненной позиции; невозможности совершать целенаправленные действия; ощущении чувства одиночества; бедной и уплощенной эмоциональной сфере; искажении границ психологического пространства личности (зависимости от внешнего воздействия, принятии роли жертвы); склонности к психологическому слиянию (несамостоятельности в принятии решений, конформном поведении); несформированности временной перспективы (нереалистичности планов и целей) [5].
В зарубежной и отечественной психологии имеется большое число работ, посвященных исследованию психического и личностного развития подростков-сирот. Первые публикации, в которых отмечалось, что у воспитанников детских домов наблюдаются значительные трудности в становлении личности, появились в начале 50-х гг. ХХ в. Многие личностные проблемы подростков-сирот (негативизм, лень, иждивенчество, неуверенность в себе и др.) связаны с неразвитой мотивацион-ной сферой. Низкий уровень самостоятельности детей, воспитывающихся вне семьи, а также ответственности за свои поступки напрямую связан с мотивацией достижения успеха [6].
Социальное сиротство оставляет неизгладимые психологические травмы, которые отражаются на всей последующей жизни ребенка. Воспитанникам школ-интернатов присущ комплекс таких проблем, как психологические, педагогические и социальные. Чем раньше ребенок оторвется от семьи, тем более выраженными будут все нарушения.
Как следствие психической депривации следует рассматривать отсутствие способности к обучению по программе общеобразовательной школы. Большинство таких детей имеют задержку психического развития и интеллектуальную недостаточность, а также сенсорное недоразвитие. Данные характеристики выступают ведущими факторами, приводящими к проблемам школьной дезадаптации детей-сирот и нарушению их мотивации к учебе [7].
Цель исследования - установить соотношение особенностей личности с качеством успеваемости в учебной деятельности детей-сирот. Гипотеза - у респондентов, имеющих низкий балл успеваемости в учебной деятельности, ожидаются сниженная мотивация, завышенный либо заниженный уровень притязаний и самооценки, а также более высокая степень нейротизма и акцентуированные черты характера.
Выборку исследования составили 40 подростков в возрасте от 11 до 16 лет, из них 9 девочек и 31 мальчик. Базой исследования послужило МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 13 города Челябинска».
Методами исследования выступали следующие. Аналитический метод: изучение и анализ научной специализированной литературы. Клинико-анамнестический: беседа с респондентом, анализ документации по успеваемости. Статистические методы: t-критерий Стьюдента; анализ корреляций с помощью программы Statistica 10 методом ранговой корреляции Спирмена. Использовали следующие методики: личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методику Дембо - Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; опросник Г. Шмишека (детский вариант).
По результатам анализа школьной документации, характеризующей учебную успеваемость, учащиеся были поделены на две группы. В первую вошли подростки, успеваемость которых в большинстве случаев проявляется в оценке «хорошо» (20 чел.). Во вторую группу - респонденты, успеваемость которых преимущественно выражается в оценке «удовлетворительно» (20 чел.).
Далее с помощью личностного опросника EPI был определен уровень нейротизма у учащихся двух групп (рисунок 1). Результаты исследования показали, что у подростков с преимущественной оценкой «хорошо» по учебным дисциплинам наблюдается средний и низкий уровень нейротизма, а обучаемым с удовлетворительной оценкой свойствен высокий уровень.
60 -55
50
40 35 35 35
0 _ I II lu
Очень высокий Высокий Средний Низкий
■ Учащиеся на "хорошо" "Учащиеся на "удовлетворительно" Рисунок 1 - Уровень нейротизма (в процентном соотношении)
Можно предположить, что подростки, получающие в основном оценки «хорошо», характеризуются эмоциональной устойчивостью, им свойственны сохранение организованного поведения, ситуативная целенаправленность в обычных и стрессовых ситуациях. Кроме того, эти учащиеся могут отличаться большей зрелостью, лучшими адаптационными способностями, отсутствием выраженной напряженности, у них проявляются такие качества, как склонность к лидерству и общительность.
Респондентам с удовлетворительными оценками, имеющим высокий уровень нейротизма, свойственны переменчивость настроения, высокая эмоциональная лабильность и недостаточно адекватная реакция на внешние события. Они отличаются импульсивностью, хаотичностью поведения, двигательной расторможенностью. Кроме того, у таких подростков отмечаются повышенный уровень тревожности, беспокойства и раздражительность.
Далее с помощью методики Дембо - Рубинштейн был определен уровень притязаний и самооценки у школьников с разным качеством успеваемости (рисунки 2, 3). Результаты исследования свидетельствуют о том, что учащиеся с преимущественной оценкой учебных знаний «хорошо» имеют уровень притязаний, характеризующийся нормальными показателями и адекватной самооценкой. Этой категории респондентов свойственна уверенность в себе и своих действиях, они обладают настойчивостью в достижении целей, у них отмечается более высокая продуктивность в интересующей их сфере деятельности, их возможности соответствуют способностям.
Очень высокий Норма Низкий
■ Учащиеся на "хорошо" "Учащиеся на "удовлетворительно"
Рисунок 2 - Уровень притязаний (в процентном соотношении)
У школьников с низкой учебной успеваемостью наблюдаются неадекватный, чаще высокий, уровень притязаний и завышенная самооценка. Можно отметить, что этой группе подростков свойственны нереалистичное, некритичное отношение к собственным возможностям, неумение
верно ставить перед собой цели. Важно, что полученные результаты могут свидетельствовать о личностной незрелости респондентов, неспособности правильно оценивать результаты своей деятельности и сравнивать себя с другими, нечувствительности и некритичности к собственным ошибкам и замечаниям окружающих. Следует обратить внимание на то, что для учащихся с удовлетворительными оценками в учебе характерно пренебрежительное отношение к другим людям - как к сверстникам, так и к учителям.
100 80 60 40 20 0
80 80
20 20
0 0
Очень высокий ¡Учащиеся на "хорошо"
Норма Низкий
■ Учащиеся на "удовлетворительно" Рисунок 3 - Уровень самооценки (в процентном соотношении)
Кроме того, у 30 % подростков отмечается значительное несоответствие высокого уровня самооценки низкому уровню притязаний. Это может свидетельствовать о том, что дети-сироты, высоко оценивая себя, не стремятся прилагать каких-либо реальных усилий для достижения настоящих целей, что приводит к их пассивной учебной и познавательной позиции, еще более усугубляя их депривационные характеристики и усиливая иждивенческий настрой.
Далее с помощью методики диагностики личности Т. Элерса у школьников был определен уровень мотивации к успеху (рисунок 4). Анализ результатов показал, что детям-сиротам, учащимся на оценки «хорошо», свойствен высокий уровень подобной мотивации, а подросткам с низкой успеваемостью присущ низкий уровень.
60 50 40 30 20 10 0
Очень высокий
Высокий
Средний
Низкий
■ Учащиеся на "хорошо" "Учащиеся на "удовлетворительно"
Рисунок 4 - Уровень мотивации к успеху (в процентном соотношении)
Учащиеся с высоким уровнем мотивации к успеху ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, проявляют смелость и решительность, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на решение поставленных задач. Для них характерны мобилизация всех ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении целей.
Рассматривая показатели учащихся с низкой мотивацией к успеху, важно отметить, что для них выраженная цель деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Подростка, изначально мотивированного на ее избегание, можно характеризовать как неуверенного в себе и возможности достичь цели, он боится критики, не испытывает удовольствия от работы, в которой возможны временные неудачи. Кроме того, отметим, что низкий уровень мотивации свидетельствует об отсутствии учебных, научных, профессиональных интересов и непонимании необходимости широкого образования. Это может быть обусловлено низким уровнем знаний, умственной деятельности, а также отсутствием соответствующих волевых качеств.
С помощью личностного опросника Г. Шмишека был определен доминирующий тип акцентуации личности у учащихся со средней и низкой успеваемостью (таблица 1). Анализ результатов показал, что у опрошенных с преимущественной оценкой «хорошо» преобладают экзальтированные черты личности, а у подростков с низкой успеваемостью - гипертимные.
Таблица 1 - Результаты среднеарифметических балльных значений типов акцентуаций характера учащихся со средней и низкой успеваемостью (по Г. Шмишеку)_
Тип акцентуации личности Среднее значение
Группа 1 (средняя успеваемость) Группа 2(низкая успеваемость)
Демонстративный 13,30 * 16,40 *
Застревающий 12,90 * 15,50 *
Педантичный 11,80 * 15,30 *
Возбудимый 12,25 * 15,15 *
Гипертимный 16,45 * 19,80 *
Дистимный 7,95 * 9,75 *
Тревожный 8,10 10,50
Экзальтированный 17,70 * 15,00 *
Эмотивный 13,05 * 15,60 *
Циклотимный 10,95 * 14,20 *
* Уровень достоверности р < 0,05.
Дети-сироты с экзальтированным типом акцентуации имеют определенную зависимость от смены настроения, высокую эмоциональную восприимчивость, склонность к оживленному поведению, высокие пластичность и скорость протекания психических процессов, что позволяет им иметь хорошие показатели в учебной деятельности. Учащиеся с преобладающим гипертимным типом акцентуации активны, энергичны, но при этом беззаботны. Они отличаются разговорчивостью, склонностью к остроумным выходкам, но при этом неусидчивы и нетерпеливы, неспособны к длительной концентрации внимания. Отрицательным проявлением гипертимной личности у этих подростков выступает склонность создавать видимость продуктивной работы. Результатом совокупности указанных особенностей могут оказаться низкая успеваемость и отсутствие дисциплины.
Важно отметить, что у респондентов с низким баллом успеваемости в зоне возможной акцентуации оказались также застревающие, демонстративные, педантичные, возбудимые, экзальтированные и эмотивные черты личности. Это свидетельствует о том, что в определенных условиях и под влиянием разных факторов те характеристики, которые находятся в зоне возможных акцентуаций, могут стать устойчивыми акцентуациями личности.
Проанализировав результаты, полученные с помощью каждой методики, мы рассчитали средние значения, сформировали достоверные шкалы и составили таблицу сравнительных характеристик учащихся из групп со средней и низкой успеваемостью (таблица 2). В зону возможных акцентуаций входят те шкалы методики Г. Шмишека, среднее значение которых превышает или равно 15. Этот порог был введен для обозначения тех индивидуально-психологических черт, которые близки к акцентуированию.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика результатов исследования в группах учащихся со средней и низкой успеваемостью_
Методика Шкала Среднее значение Р
Группа 1 Группа 2
Личностный опросник Г. Айзенка Нейротизм 7,75 * 12,00 * 0,005
Методика Дембо - Рубинштейн Уровень притязаний 80,85 75,20 0,343
Самооценка 68,80 * 78,95 * 0,009
Методика Т. Элерса Мотивация к успеху 16,80 * 11,95 * 0,005
Опросник Г. Шмишека Демонстративность 13,30 * 16,40 * 0,021
Застревание 12,90 * 15,50 * 0,009
Педантичность 11,80 * 15,30 * 0,003
Возбудимость 12,25 * 15,15 * 0,019
Гипертимность 16,45 * 19,80 * 0,013
Дистимность 7,95 * 9,75 * 0,046
Тревожность 8,10 10,50 0,076
Экзальтированность 17,70 * 15,00 * 0,034
Эмотивность 13,05 * 15,60 * 0,019
Циклотимность 10,95 * 14,25 * 0,013
* Уровень достоверности р < 0,05.
По результатам исследования можно отметить, что чем выраженнее экзальтированные черты, тем выше успеваемость; чем сильнее проявлены эгоцентризм и желание личности быть в центре внимания, тем выше уровень самооценки; чем ярче такие особенности, как активность,
оптимизм, коммуникабельность и стремление к новому, присущие гипертимному типу акцентуации, тем выше уровень самооценки; чем выраженнее коммуникабельность, недостаточное ощущение дистанции в общении, эгоцентричность и потребность быть в центре внимания, тем заметнее становятся эгоцентризм и стремление любым способом добиться внимания к своей личности; чем выраженнее гипертимные индивидуально-психологические особенности, тем сильнее раскрывается специфика возбудимого типа акцентуаций характера.
Таблица 3 - Результаты исследования успеваемости в зависимости от индивидуально-
психологических особенностей детей-си рот со средней успеваемостью [8'
Параметр Экзальтированность Самооценка Демонстрати вность Возбудимость
Успеваемость 0,48
Демонстративность 0,56
Гипертимность 0,52 0,83 0,58
Экзальтированость 0,50
Циклотимность 0,69
Таблица 4 - Результаты исследования успеваемости в зависимости от индивидуально-психологических характеристик детей-сирот с низкой успеваемостью
Параметр Успеваемость Уровень нейротизма Уровень притязаний
Уровень нейротизма -0,46
Самооценка -0,46
Таким образом, чем выше уровень нейротизма, тем ниже успеваемость в учебной деятельности и выраженнее проявления заниженной самооценки. При этом чем сильнее стремление достичь цели той степени сложности, на которую респондент считает себя способным, тем выше мотивация к достижению успеха.
После того как в группах учащихся со средней и низкой успеваемостью были выявлены и проанализированы связи индивидуально-психологических характеристик и успеваемости, мы решили определить взаимосвязи внутри общей группы респондентов для более полного анализа статически значимых корреляций. Результаты оценки приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты исследования успеваемости в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихся_
Параметр Успеваемость
Самооценка -0,31 *
Мотивация к успеху 0,39 *
Застревающий тип -0,31 *
Педантичный тип -0,35 *
Гипертимный тип -0,33 *
Дистимный тип -0,35 *
Экзальтированный тип 0,48 *
Циклотимный тип -0,34
* Уровень достоверности р < 0,05.
По итогам исследования можно отметить следующее: чем выше уровень самооценки, тем ниже успеваемость; чем выше уровень мотивации на успех, тем выше успеваемость; чем выше степень нейротизма, тем ниже успеваемость; чем более выражены черты застревающего типа, тем ниже успеваемость и ее динамика в учебной деятельности; чем выраженнее гипертимные черты, тем ниже уровень успеваемости; чем больше проявляются акцентуированные черты, тем менее успешными будут учеба и динамика успеваемости; также от степени выраженности экзальтированных черт зависит уровень успеваемости.
В результате выявлено, что для группы опрошенных со средней успеваемостью характерны сниженный уровень нейротизма, высокая мотивация к достижению успеха и адекватный уровень самооценки и притязаний. Им свойственны эмоциональная устойчивость, ситуативная целенаправленность, уверенность в себе и своих действиях, настойчивость в достижении целей, а также высокие пластичность и скорость протекания психических процессов, что позволяет им иметь хорошие показатели в учебной деятельности.
В группе респондентов с низкой успеваемостью преобладают такие индивидуально-психологические характеристики, как направленность мотивации на избегание неудач, высокий уровень нейротизма, завышенные самооценка и уровень притязаний. Им свойственны высокая эмоциональная лабильность, импульсивность, нечувствительность и некритичность к собственным ошибкам и
замечаниям окружающих, а также они зачастую ставят перед собой недостижимые цели и не стремятся прилагать какие-либо реальные усилия для их достижения, что приводит к пассивной учебной и познавательной позиции и усугублению депривационных характеристик.
С помощью анализа корреляций выявлены статистически значимые взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и успеваемости. В группе опрошенных с низкой успеваемостью уровень нейротизма влияет на показатели учебной деятельности, в то время как у респондентов со средней успеваемостью значимой является связь экзальтированных черт характера, которые влияют на успешность учебной деятельности.
В общей группе установлено, что высокий уровень мотивации к достижению успеха позволяет респондентам успешно справляться с проблемами в учебной деятельности и тем самым улучшать показатели успеваемости. Также отмечается следующая тенденция: чем выше эмоциональная устойчивость и адекватнее самооценка, тем существеннее успехи в учебе.
Таким образом, гипотеза о том, что у детей-сирот, имеющих низкий балл успеваемости, ожидаются сниженная мотивация, завышенный либо заниженный уровень притязаний и самооценки, а также более высокий уровень нейротизма и акцентуированные черты характера, подтвердилась.
Ссылки и примечания:
1. Зиннатуллина Э.В. Федеральный и региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Novainfo.Ru. 2018. № 89, ч. 1. С. 223-225. URL: https://novainfo.ru/article/15620 (дата обращения: 20.06.2019).
2. Авдеева Н.Н. Развитие «образа Я» у воспитанников дома ребенка в первые три года жизни // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 13-23 ; Шахманова А.Ш. Особенности развития детей вне семьи (к постановке проблемы) // Начальное образование. 2011. № 1. С. 36-41 ; Shulga T.I., Savchenko D.D., Filinkova E.B. Psychological Characteristics of Adolescents Orphans with Different Experience of Living in a Family // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, no. 17. P. 10493-10504.
3. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 191 с. ; Исакова О.Е. Дети-сироты: формирование коммуникативной компетентности // Социальная педагогика. 2010. № 3. С. 64-71 ; Комарова И.А. К проблеме эмоционального развития подростков-сирот, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 228-239.
4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 5-12.
5. Berman S.L., Weems C.F. Identity Distress in Adolescence / ed. by R.J.R. Levesque. Part 9. N. Y., 2012. P. 1357-1361.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Указ. соч. ; Shulga T.I., Savchenko D.D., Filinkova E.B. Op. cit.
7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Указ. соч. ; Шахманова А.Ш. Указ. соч.
8. Здесь и в таблице 4 уровень достоверности р < 0,05.
References:
Avdeeva, NN 2009, 'The Development of Self-Image in Orphanage Children in the First Three Years of Life', Psikholog-icheskaya nauka i obrazovaniye, no. 3, pp. 13-23, (in Russian).
Berezhnaya, OV 2005, Psychological and Educational Support of Orphans as a Means of Their Socialization, PhD thesis, Stavropol, 191 p., (in Russian).
Berman, SL & Weems, CF 2012, 'Identity Distress in Adolescence', in RJR Levesque (ed.), Encyclopedia of Adolescence, part 9, New York, pp. 1357-1361.
Isakova, OE 2010, 'Orphans: the Development of Communicative Competence', Sotsial'naya pedagogika, no. 3, pp. 64-71, (in Russian).
Komarova, IA 2012, 'Concerning the Emotional Development of Orphan Adolescents without Parental Care', Vestnik TGU. Ser.: Pedagogika i psikhologiya, no. 1, pp. 228-239, (in Russian).
Prikhozhan, AM & Tolstykh, NN 2009, 'Personal Developmental Characteristics of Maternally Deprived Children', Psikholog-icheskaya nauka i obrazovaniye, no. 3, pp. 5-12, (in Russian).
Shakhmanova, ASh 2011, 'Developmental Characteristics of Children without Family (Problem Statement)', Nachal'noe obrazovanie, no. 1, pp. 36-41, (in Russian).
Shulga, TI, Savchenko, DD & Filinkova, EB 2016, 'Psychological Characteristics of Adolescents Orphans with Different Experience of Living in a Family', International Journal of Environmental & Science Education, vol. 11, no. 17, pp. 10493-10504.
Zinnatullina, EV 2018, Federal and Regional Data Bank of Orphans and Children without Parental Care, no. 89, part 1, pp. 223-225, viewed 20 June 2019, <https://novainfo.ru/article/15620>, (in Russian).