Научная статья на тему 'Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в обучении классическому танцу'

Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в обучении классическому танцу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА / TEACHER OF CLASSICAL DANCE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ХАРАКТЕР / CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Т.В.

В статье раскрываются особенности профессионального обучения классическому танцу, определяются индивидуально-психологические качества для успешного овладения профессией артиста балета. Рассматриваются результаты диагностики акцентуаций характера и темперамента (применялся опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда) учениц 1-го класса Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Предлагаются приемы взаимодействия с подростками, обладающими различными типами акцентуаций характера, для успешного обучения классическому танцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERATION OF STUDENTS’ INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS IN TEACHING CLASSICAL DANCE

In the article the peculiarities of professional training of classical dance, are determined by individual psychological qualities for successful mastering the profession of a ballet dancer. Discusses the results of diagnostics of character accentuations of character and temperament (used a questionnaire of G. Smereka, K. Leongard) students of 1st class of the Vaganova Academy. Are the methods of interaction with the adolescents with different types of accentuations of character for successful study classical dance.

Текст научной работы на тему «Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в обучении классическому танцу»

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

УДК 377

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Т. В. Черкашина1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, г. Санкт-Петербург 191023, Россия

В статье раскрываются особенности профессионального обучения классическому танцу, определяются индивидуально-психологические качества для успешного овладения профессией артиста балета. Рассматриваются результаты диагностики акцентуаций характера и темперамента (применялся опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда) учениц 1-го класса Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Предлагаются приемы взаимодействия с подростками, обладающими различными типами акцентуаций характера, для успешного обучения классическому танцу.

Ключевые слова: педагог классического танца, индивидуальные психологические качества, мотивация, характер

CONSIDERATION OF STUDENTS' INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS IN TEACHING CLASSICAL DANCE Tatiana V. Cherkashina1

1 Vaganova Ballet Academy, 2 Zodchego Rossi Str., St. Petersburg 191023, Russia

In the article the peculiarities of professional training of classical dance, are determined by individual psychological qualities for successful mastering the profession of a ballet dancer. Discusses the results of diagnostics of character accentuations of character and temperament (used a questionnaire of G. Smereka, K. Leongard) students of 1st class of the Vaganova Academy. Are the methods of interaction with the adolescents with different types of accentuations of character for successful study classical dance.

Keywords: teacher of classical dance, individual psychological qualities, motivation, character

Педагог классического танца в своей деятельности совмещает функции учителя и воспитателя, становясь для воспитанника основным человеком, открывающим путь в профессию. Дисциплинированность, обязательность, отношение учащихся к успехам и неудачам своих одноклассников — все это формируется на уроке преподавателем. Профессия артиста балета требует от учащихся обладания

специфическими качествами, определяющими их пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности обучения. Непременными физическими данными являются выворотность ног, шаг, гибкость, прыжок, двигательная координация, танцевальная выразительность, выносливость. Кроме того, дети должны быть пропорционально сложены, быть стройными, иметь тонкую щиколотку, высокий подъем. Но недостаточно обладать физической одарённостью, необходим ещё и характер, который позволит развить, и в конечном итоге, реализовать уже имеющиеся задатки, преодолеть все трудности обучения классическому танцу.

Обучение в балетной школе предъявляет жесткие требования не только к физической подготовке, здоровью ребенка, но и к уровню его психического и эмоционального развития. «Специфика освоения сложной профессией артиста балета заключается в том, что учащиеся хореографических училищ часто могут испытывать сильные стрессовые ситуации во время обучения» [1, с. 525]. К общеобразовательным предметам в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (далее — Академия) добавляются специальные дисциплины. Неуспеваемость и по тем, и другим может повлечь за собой прекращение учебы. На контрольных уроках и переводных экзаменах по классическому танцу повышенные требования предъявляются не только к возможностям тела, но и к его внешним данным. Во время подготовки и участия в концертах Академии и репертуарных спектаклях театров особый режим и уровень нагрузки учеников сопоставим с уровнем нагрузки взрослого артиста.

Профессиональное обучение балетному искусству начинается после окончания начальной школы. Хотя к пятому классу младший школьник становится подростком, ему очень непросто перейти от смутных идеалов к реальному определению своего жизненного пути — выбору будущей профессии. Достижение высоких результатов в балетном искусстве (как и в большинстве творческих специальностей) возможно лишь при условии ранней профессионализации. В то время как их сверстники только начинают определяться в выборе своего будущего, учащиеся хореографических учебных заведений уже вовлечены в целенаправленное профессиональное совершенствование.

В Академию дети поступают после окончания начальной школы. В первый балетный класс могут попасть ученики, закончившие 4-й класс экстерном (9-10-ти летние), и дети, готовые повторить обучение в 5-м общеобразовательном классе (12-13-летние). В связи с этим, разница в возрасте у одноклассников может достигать 3-х лет. Таким образом, к различию в индивидуальных темпах развития добавляется разница возрастных характеристик, как физиологических — начало пубертатного периода, сопряженного с увеличением роста и массы тела, так и мо-тивационных — формирование жизненных целей и понятия об избранной профессиональной деятельности. В процессе обучения педагогу необходимо сформировать у учеников мотивацию достижения успеха, адекватную самооценку, уверенность в своих силах, в связи с чем, преподаватель ответственен за здоровую эмоциональную атмосферу в классе, способствующую максимальной мобилизации всех физических и духовных сил детей.

От учащихся младших классов балетной школы требуется наличие вполне определенных сформированных индивидуально-психологических качеств: целеустремленности, настойчивости, достаточно развитой воли, высокого уровня внимания, работоспособности, самоконтроля. [1, с. 526]. Привыкшие за годы учебы к обязательным ежедневным упражнениям, будущие артисты балета знают, что от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках, зависит их дальнейшая карьера. Такой «железный» характер, включающий самодисциплину, терпение, выдержку и умение заставлять себя трудиться, является одной из характерных черт профессии артиста балета.

В психологии «характером» называют «совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения» [2, с. 568]. Основой характера является темперамент, который относится, прежде всего, к «биологически обусловленным структурам личности» [2, с. 553], т. е. заложенный от рождения. И если темперамент в течение жизни практически не меняется, то характер вполне поддается коррекции, что требует зачастую немалых усилий.

Существует множество классификаций личностных и поведенческих особенностей человека — классификаций темпераментов и характеров. Так, наиболее ранние, предложенные немецким психиатром Э. Кречмером [3] и американским психологом У. Шелдоном [4], основывались на взаимосвязи типа физической конституции тела человека и особенностей проявления его характера. Более совершенные классификации основаны на оценке модели поведения, поведенческих реакций, стиля общения человека с другими людьми и на его отношении к трудовой деятельности [5]. Одна из таких классификаций была разработана немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом1. В 1968 году им был предложен термин «акцентуированная личность». Согласно К. Леонгарду, акцентуация — это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств [6, с. 589-591]. Однако в данном случае К. Леонгард подразумевает нечто, находящееся на грани нормы.

Подростковый возраст является периодом становления личности, именно в это время определенные черты характера выступают наиболее ярко. «Специфика работы с акцентуированными подростками заключается в том, что акцентуации не относятся к явлениям психопатологическим, а являются вариантами нормы. Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определенному типу уравновешиваются ее позитивным влиянием на проявление творческих способностей личности, развитие ее индивидуальности» [7, с. 90]. Знание типа акцентуации характера подростка может дать реальную возможность педагогу предвидеть, в определенной степени прогнозировать его поведение в той или иной ситуации, помочь становлению и развитию его личности. Учитывая индивидуально-психологические

1 Карл Леонгард — немецкий невролог, психиатр и психолог. Разработал типологию акцентуированных личностей; дал тщательный анализ акцентуированных личностей, т. е. людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием. В данной типологии было выделено 10 чистых типов и ряд промежуточных акцентуаций характера.

особенности учащихся, педагогу легче мотивировать их к работе в полную силу на уроке классического танца.

В связи с вышеизложенным, нами была поставлена следующая цель — определить акцентуации характеров воспитанников 1-го класса Академии и возможности педагога, используя индивидуальный подход к учащимся, внести в процесс обучения классическому танцу необходимые коррективы для достижения более высоких результатов.

Материалы и методы исследования

Для диагностики характерологических особенностей учащихся Академии применялся опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, опубликованный Г. Шмишеком в 1970 г. и являющийся модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда» [8]. Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей достаточно произвольно разделены им на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, цикло-тимный, экзальтированный, эмотивный). Тест состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальная сумма набираемых респондентом баллов — 24. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 19 баллов, сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации.

В исследовании приняли участие девочки 1-го класса Академии, всего 11 человек, что составило 100 % группы. На момент исследования большинству детей исполнилось 11 лет — 60 %, остальным 10 и 12 лет (по 20 %). Только 20 % девочек родились и проживали в Санкт-Петербурге, 80 % приехали из других городов. Надо отметить, что разделение детей по классам происходит весьма произвольно, ни возраст, ни место рождения не учитывается.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании проведённых нами исследований (см.: рис.), можно увидеть преобладания у учениц акцентуации по гипертимному типу — 72 %, с тенденцией к гипертимности — 18 %. Такой тип акцентуации характера, присущ неофициальным лидерам, людям, умеющим и стремящимся проявлять самостоятельность, инициативу. При наличии в классе такого количества «лидеров», нужно давать каждой ученице возможность проявить себя, ставить перед ними новые цели, требующие новых усилий. В процессе обучении классическому танцу велика зависимость успешности учащихся от наличия у них профессиональных данных. Дети, имеющие лидерские качества далеко не всегда становятся в балетном классе лидерами по успеваемости. Столкновение с трудностями и неудачами может подвергнуть их мотивацию серьезному испытанию. Заданные педагогом для самостоятельной работы конкретные тренировочные упражнения для развития недостаточных профессиональных физических данных и уверенность в их эффективности

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

оР оР

«Г ^

/

Г ^

^ ^ ^ ^ ^ <§? * ,КС

О»'

Г

тенденция акцентуация

Рис. График акцентуаций характеров воспитанниц 1 класса Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой

поможет учащимся преодолеть свои недостатки. Гипертимным подросткам плохо дается труд, требующий усидчивости и аккуратности, педагогу нужно убедить их в абсолютной необходимости выполнения повседневной кропотливой работы по совершенствованию собственного тела.

Подростки демонстративного типа обладают завышенной и часто необъективной самооценкой, склонны к фантазированию. Главное для них — произвести эффект, приковать к себе внимание. С акцентуацией по демонстративному типу в группе — 45 % учениц, еще 9 % имеют тенденцию к демонстративности. В работе с ними целесообразно использовать видеосъемку уроков классического танца, с последующим просмотром и разбором их ошибок в исполнении упражнений, а также использовать демонстративность как компонент выразительности, актерского мастерства.

63 % девочек имеют тенденцию к эмотивности. Для эмотивного подростка характерны чувствительность, впечатлительность, плаксивость. Во взаимодействии с ним чрезвычайную важность приобретают открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. При неустойчивости настроения, гиперболизации неудач поддержка преподавателя может значительно повысить работоспособность подростка. Стремясь преодолеть свои слабые стороны, эти дети серьезно и старательно начинают работать над развитием профессиональных физических данных, достигая определенных результатов.

У 18 % девочек выявлена акцентуация по этому типу, у 55 % — тенденция к экзальтированности. Яркая черта экзальтированного типа — приходить в состояние

восторженного возбуждения по незначительному поводу и впадать в отчаяние в результате разочарований. Эти подростки требуют доброжелательного отношения, эмоционального сопереживания, поддержки. Педагог в силах помочь подростку не паниковать перед трудностями, анализируя причины своих неудач, и подсказать пути преодоления своих недостатков.

К подростку с высоким уровнем тревожности необходим нестандартный подход с учетом специфики его психологических особенностей. Ни в коем случае нельзя его высмеивать. Необходимо обеспечить такому ученику ощущение успеха, сравнивая его с ним самим, прежние достижения с настоящими, и хвалить за улучшение его собственных результатов. У 9 % учениц данная акцентуация выраженная, у 27 % — наблюдается тенденция. С повышением самооценки у этих девочек появляется уверенность и широта в исполнении движений классического танца.

Подросткам циклотимного типа свойственны частые периодические смены настроения. Таких в группе оказалось 18 % девочек. У 27 % наблюдалась указанная тенденция. Радостные события вызывают у них активность, жажду деятельности; от неприятностей дети могут впадать в депрессию, быстро утомляются, приходят в отчаяние. Циклоиды чувствительны к любым изменениям жизненных ситуаций. В работе циклотимные личности то гипертимы (бойкие, активные, готовые выполнить любое задание), то дистимы (недовольные предлагаемой работой, находящие любую причину для жалоб и раздражения). Их настроение влияет и на самооценку.

27 % девочек имеют тенденцию к педантичности. Пунктуальность, аккуратность и исполнительность — отличительные черты подростков педантичного типа. В работе на уроке классического танца добросовестность и усидчивость, безусловно, очень ценные качества. С другой стороны подростки этого типа акцентуации склонны к самоедству, сомнениям в правильности выполнения упражнений, легко уступают лидерство другим. Педагогу нужно воспитывать в этих учениках решительность, уверенность в себе.

Подростков возбудимого типа принято считать трудными. Их отличает неустойчивость внимания и изменчивость склонностей и интересов. Акцентуации по данному типу не выявлено, лишь у 9 % воспитанниц наблюдается тенденция к возбудимости. Взаимодействуя с учеником такого типа педагогу необходимо апеллировать к его сознанию, анализируя и оценивая его работу на уроке.

Среди учениц 1-го класса не были выявлены застревающий и дистимический типы акцентуаций. Отличительными чертами данных типов являются повышенная утомляемость и раздражительность (застревающий тип), и медлительность, и слабость волевых усилий — дистимический тип. Такие черты характера трудно совместимы с профессией артиста балета.

Выводы

Таким образом, по итогам проведенного исследования мы получили следующие результаты:

Все ученицы исследуемого класса имеют определённые выраженные акцентуации характера. Наиболее выражен гипертимный тип акцентуации (72 %). Чуть

менее ведущим является демонстративный тип (45 %). Наименее выражены экзальтированный (18 %) и циклотимный (18 %) типы акцентуации. Низкий показатель имеет тревожный тип акцентуации (9 %). Не были выявлены дистимический, застревающий типы акцентуации характера. Также имеются тенденции к акцентуации.

Все эти характерологические особенности группы создают проблемный фон обучения, делая работу преподавателя еще более трудной.

Заключение

Педагоги классического танца задействуют разные виды стимуляции, обладающие различным мотивационным потенциалом. «На силу мотива могут влиять похвала или порицание, соревнование с другими, задетое самолюбие, проблем-ность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта и т. п. Так, например, публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение» [9, с. 42].

В зависимости от личностной акцентуации некоторых учеников необходимо хвалить и поощрять, а другим нужно бросать вызов, чтобы поддержать их интерес. В ряде случаев для стимулирования активности старательного, но не достаточно способного или не очень уверенного в себе ученика, следует похвалить его и за небольшие успехи. Надо учитывать, что состояние тревоги, депрессии приводит к снижению мотивационного потенциала учащегося.

Для поддержания мотивации учащихся необходима их вера в то, что они обладают способностями для достижения успеха в освоении профессии. Испытывая физическое и эмоциональное напряжение, ученики должны верить, что трата сил является совершенно необходимым предварительным условием успешности, что они способны помочь самим себе добиться высоких результатов. Ведь «без влюбленности в будущую профессию, без силы воли, помогающей идти неустанно вперед, в искусстве хореографии нельзя надеяться на успех» [10, с. 17].

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинникова Е. В. Личностно-ориентированный подход в преподавании классического танца у детей младших классов хореографических училищ // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 4.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-prepodavanii-klassicheskogo-tantsa-u-detey-mladshih-klassov-horeograficheskih-uchilisch (дата обращения: 30.03.2016).

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 583 с.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер/ пер. с англ. С. Д. Бирюкова. М.: Педагогика-пресс, 1995. 607с.

4. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. 320 с.

5. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / под ред. Райгородского Д. Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. 640 с.

6. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: уч. пос. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

7. Реан А. А. Психология изучения личности: уч. пос. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.

8. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шми-шека): практикум по психодиагностике личности / ред. Н. К. Ракович. Минск. 2002. 248 с.

9. Аристова И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля: уч. пос. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. 104 с.

10. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 136 с.

REFERENCES

1. Ovchinnikova E. V. Lichnostno-orientirovannyj podhod v prepodavanii klassicheskogo tantsa u detej mladshih klassov horeograficheskih uchilishh // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2013. № 4.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-prepodavanii-klassicheskogo-tantsa-u-detey-mladshih-klassov-horeograficheskih-uchilisch (data obrashheniya: 30.03.2016).

2. Maklakov A. G. Obshhaya psihologiya: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2008. 583 s.

3. Krechmer E. Stroenie tela i harakter/ per. s angl. S. D. Biryukova. M.: Pedagogika-press, 1995. 607s.

4. Psihologiya individual'nyh razlichij. Teksty. M.: Izd-vo MGU, 1982. 320 s.

5. Psihologiya i psihoanaliz haraktera. Hrestomatiya po psihologii i tipologii harakterov / pod red. Rajgorodskogo D.YA. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M», 2002. 640 s.

6. Golovej L. A., Rybalko E. F. Praktikum po vozrastnoj psihologii: uch. pos. SPb.: Rech', 2002. 694 s.

7. Rean A. A. Psihologiya izucheniya lichnosti: uch. pos. SPb., Izd-vo Mihajlova V. A., 1999. 288 s.

8. Metodika izucheniya aktsentuatsij lichnosti K. Leongarda (modifikatsiya S. Shmisheka): praktikum po psihodiagnostike lichnosti / red. N. K. Rakovich. Minsk. 2002. 248 s.

9. Aristova I. L. Obshhaya psihologiya. Motivatsiya, emotsii, volya: uch. pos. Vladivostok: TIDOT DVGU, 2003. 104 s.

10. Esaulov I. G. Ustojchivost' i koordinatsiya v horeografii. Izhevsk: Izd-vo Udm. un-ta, 136 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Т. С. Черкашина — kotcher@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Tatiana V. Cherkashina — kotcher@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.