УДК 159.97(075.8) + 316.6(075.8)
Sutyrina M.P., Martynovskaya S.S. IMPACT PERFORMANCE TEMPERAMENT ON CHARACTER STRUCTURE HAS STUDENTS WITH PERSISTENT VIOLATIONS OF HEARING. On the example of students of the Institute of Social Rehabilitation in comparison with healthy peers consider the influence of temperament characteristics to the structural components of the character in those with persistent hearing loss. It is shown that there are significant differences in indicators of extra-introversion, neuroti-cism and options character accentuations.
Key words: surdopsihologiya, temperament and character.
М.П. Сутырина, ст. преп. Института социальной реабилитации НГТУ;
С.С. Мартыновская, специальный психолог, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА СТРУКТУРУ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ СО СТОЙКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
На примере студентов Института социальной реабилитации по сравнению со здоровыми сверстниками рассмотрено влияние характеристик темперамента на структурные компоненты характера у лиц со стойкими нарушениями слуха. Показано, что имеются значимые различия по показателям экстра-интроверсии, нейротизма и вариантам акцентуаций характера.
Ключевые слова: сурдопсихология, темперамент, характер.
Неповторимость каждого человека связана с особенностями биологического и психофизиологического строения и развития организма. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент [1]. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями личности. Особенности темперамента человека - важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и развитию его способностей [2]. Установлено, что врожденные, природно обусловленные индивидуально-типические особенности человека, к которым относится темперамент, опосредованно формируют присущий ему индивидуальный стиль деятельности [3].
Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая отпечаток на те или иные его проявления [4]. Характер человека - это социальное приобретение. Это совокупность особых примет (черт), которые приобретает человек, живя в обществе. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и отношение к работе, окружающим людям, самому себе. Отсюда ясно, что характерологическими являются не любые особенности (черты) личности, а только те, которые даже в различных жизненных ситуациях закономерно проявляются одинаковыми способами поведения и отношения к действительности. Характер складывается и проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает своеобразие психическому облику человека [5]. Темперамент и характер тесно связаны между собой. По мнению большинства авторитетных ученых (Л.С. Выготский, Е.П. Ересь, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов и др.), темперамент можно рассматривать как врожденную основу характера, как динамическую сторону характера и личности [6].
Характер человека с возрастом становятся достаточно устойчивыми. Обнаруживающееся несходство в характерах людей обычно ведёт к возникновению более сложных, серьёзных и труднопреодолимых проблем, чем различия в темпераментах. Поэтому для формирования нормальных межперсональных отношений очень важно знать особенности характера членов группы [7].
Анализ литературы по вопросам характерологии позволяет заключить, что проблемы психологии характера недостаточно разработаны, а экспериментальные работы довольно редки. Особенно мало подобных исследований в специальной психологии, в частности, в сурдопсихологии [8], поэтому целью настоящего исследования было рассмотрение влияния темпера-
ментальных характеристик на структурные компоненты характера у лиц с нарушениями слуха.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Институт Социальной Реабилитации на базе Новосибирского Государственного Технического Университета, г. Новосибирск, где обучаются студенты со стойкими нарушениями слуха (обследовано 21 человек), и Новосибирский Государственный Педагогический Университет, кафедра журналистики и кафедра специальной психологии (обследовано 21 человек с нормой здоровья). Возраст всех испытуемых от 18 до 22 лет, 20 юношей и 22 девушки.
Методы исследования: Для выполнения поставленных задач использовалась тестовая диагностичекая методика Г. Айзенка (личностный опросник), основанная на определении двух факторов - экстраверсии-интроверсии и нейротизма, а так же методика К.Леонгарда (опросник на определение личностнохарактерологических акцентуаций, модификация С. Шмишека) предназначенная для выявления определенного направления характера [2]. Для доказательства достоверности полученных результатов использовали методы математической статистики: и-критерий Манна-Уитни; метод анализа г-Спирмена.
Получены следующие результаты. Показатели по экстра-версии-интроверсии распределились следующим образом. В экспериментальной группе почти в 3 раза больше интровертов, чем в контрольной, и существенно меньше экстравертов -почти в 5 раз (рис. 1). Т.е., среди студентов со стойкими нарушениями слуха, по сравнению со здоровыми студентами, меньше типов с такими чертами, как общительность, контактность, словоохотливость, жизнерадостность, активность, оживленность, быстрая приспособляемость к новым условиям, и больше с такими чертами, как замкнутость, низкая контактность, настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность и раздражительность. При этом, в экспериментальной группе амбивертов в 2,5 раза больше чем в контрольной. Амбиверты соединяют черты экстраверта и интроверта, но приглушенно, сглажено. Они энергичны в поступках, умеют, как приспосабливаться к условиям, так и менять их, но то и другое делают менее успешно, шероховато. Вероятно, данными типологическими характеристика и обусловлены коммуникативные проблемы, которые присущи лицам со стойкими нарушениями слуха.
Также получены значимо достоверные различия по показателям нейротизма, эмоциональной устойчивости и эмоциональной впечатлительности (рис. 2). В экспериментальной группе эмоциональная устойчивость была выявлена у 2 студентов, в то время как в контрольной эмоциональная устойчивость выявлена у 9 студентов. Высокие показатели по нейротизму выявлены у 6-ти студентов экспериментальной группы - это в 2 раза больше чем в контрольной группе. Эмоциональная впечатлительность была выявлена у 13 студентов в экспериментальной группе и у 9 студентов в контрольной группе. В экспериментальной группе достоверно больше студентов, подверженных эмоциональной неустойчивости, тревоге и низкой самооценке. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, наруше-
ния сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи).
По методике К.Леонгарда акцентуированные типы характера были выявлены в обеих группах (рис. 3). При этом, общее количество акцентуаций больше в экспериментальной группе -62, в то время как в контрольной выявлено 49 акцентуаций ха-
рактера. Показатели среднего группового значения, по каждому типу акцентуации, в экспериментальной группе больше, чем показатели в контрольной. С помощью и-критерия Манна-Уитни установлено, что в контрольной и экспериментальной группе показатели по педантичному и тревожному типу акцентуаций значимо отличаются (при р < 0,01, р < 0,05 соответственно).
Рис. 1. Соотношение показателей испытуемых по экстраверсии-интроверсии (по методике Г.Айзенка)
в контрольной и экспериментальной группе
I Контрольная группа | Экспериментальная группа
0
Эмоциональная Эмоциональная
устойчивость впечатлительность
Нейротизм
Рис. 2. Соотношение показателей испытуемых по нейротизму-эмоциональной устойчивости (по методике Г.Айзенка)
в контрольной и экспериментальной группе
Также, в экспериментальной группе преобладают акцентуации по эмотивному, педантичному и экзальтированному типу. Людям с данными типами акцентуаций свойственны следующие черты в структуре характера: глубина чувств, мягкость, участливость, сострадание, и сочувствие, ответственность, чувство долга. В контрольной группе преобладают эмотивный и гипертимный типы акцентуаций, для которых свойственны такие черты как хорошее настроение, высокий жизненный тонус, активность, непереносимость однообразной обстановки и умение схватывать все на лету. Равно представлены в обеих выборках возбудимые, циклоидные, экзальтированные и демонстративные типы характера.
С помощью корреляционного анализа г-Спирмена были получены следующие результаты: в экспериментальной группе экстраверсия имеет прямую связь с гипертимным, возбудимым, демонстративным, застревающим, экзальтированным типом, а так же обратную связь с дистимным типом акцентуации характера (рис. 4). В контрольной группе показатель экстраверсии так же имеет прямую связь с гипертимным типом характера (рис. 5). По взаимосвязи показателя нейротизма и акцентуированных черт характера наблюдается следующее: внутри экспериментальной группы обнаружена прямая связь нейротизма с возбудимым, педантичным, циклоидным и экзальтированным типом, в то время как в контрольной группе нейротизм с экзальтированным типом акцентуации имеет обратную взаимосвязь.
1 - Гипертимный тип; 4 - Педантичный тип; 7 - Демонстративный тип;
2 - Возбудимый тип; 5 - Тревожный тип; 8 - Застревающий тип;
3 - Эмотивный тип; 6 - Циклоидный тип. 9 - Дистимный тип; 10 - Экзальтированный тип
Рис. 3. Соотношение показателей испытуемых по типам акцентуаций характера (по методике Леонгарда-Шмишека)
в контрольной и экспериментальной группе
Таким образом, характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных, устойчивых свойств личности, которые выражают отношение к миру, труду, самому себе. Они закреплены в привычных формах поведения личности. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражает его структурность, что подтверждает проведенное исследование. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, определить наличие ряда других черт связанных с той, которая известна. Также выявлено, что структурность характера связана с иерархичностью его черт. Некоторые являются основными, определяющими, ведущими, а другие менее существенными, незначительными. Характер тесно связан с темпераментом и типологическими особенностями нервной системы, которые определяют внешнюю форму его проявления. Одновременно характер является социальным приобретение личности. Он
может воздействовать на темперамент, подчиняя его возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности, воли. Выявленные закономерности имеют особое значение для лиц со стойкими нарушениями слуха, поскольку накладывают отпечаток на их уровень социальной адаптации.
Выводы.
1. По результатам диагностического изучения, с использованием методик К.Леонгарда и Г.Айзенка, обнаружена тесная взаимосвязь темпераментальных характеристик и акцентуированных черт характера, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, что свидетельствует об общих закономерностях психического развития, независимо от состояния слуха.
2. Обнаружено, что взаимосвязь черт темперамента, обусловленных свойствами нервной системы, с акцентуированными чертами характера в контрольной и экспериментальной группах, отличается как количественно, так и качественно. Общее количество акцентуаций значимо выше в эксперименталь-
ной группе лиц со стойкими нарушениями слуха, по сравнению с контрольной группой здоровых. Показатели экстраверсии в экспериментальной группе связаны с такими типами акцентуаций характера, как гипертимный, возбудимый, демонстративный, дистимный, застревающий и экзальтированный; показатели нейротизма связаны с возбудимым, педантичным, циклоидным и экзальтированным типом акцентуаций характера.
3. Установлено, что по показателям экстраверсии-
интроверсии в экспериментальной группе преобладают амби-
верты и интроверты, что можно объяснить коммуникативными проблемами и проблемами социальной адаптации у людей со стойкими нарушениями слуха. Высокий уровень нейротизма в экспериментальной группе также может быть связан с нарушениями здоровья.
4. В обследованной группе лиц со стойкими нарушениями слуха преобладают черты педантичной и тревожной акцентуации характера, в основе которых лежат эмоциональнолабильные (или невротические) свойства темперамента.
Контрольная группа
Я 0,65
Гипертимный тип
Экспериментальная группа
Гипертимный тип
Возбудимый
ТИП
Экстраверсия
Я 0.68
Демонстративный
тип
Дистимный
Экзальтированный тип
^________________
.-Г
Обратная связь; Прямая связь.
Р - коэффициент корреляции.
Рис. 4. Взаимосвязь акцентуаций характера и экстраверсии в контрольной и экспериментальной группе
бие.
2000
Контрольная группа
R - 0.5
Экспериментальная группа
Нейротизм
А*
'< 0.54
s<t
Обратная связь; Прямая связь.
R - коэффициент корреляции.
Рисунок 5 - Взаимосвязь акцентуаций характера и нейротизма в контрольной и экспериментальной группе
Библиографический список
1. Рогов, Е.И. Психология человека. - М., 2001.
2. Вотчин, И.С. Темперамент как динамическая характеристика биологически обусловленных свойств личности: учебно-методическое посо-
- М., 2000.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для вузов. - СПб., 2001.
4. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.
5. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004..
6. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова - 3-е изд., - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 720 с.
7. Темперамент. Характер. Личность / отв. ред. М.Г. Айрапетянц. - М., 1984.
8. Сорокин, В.М. Специальная психология. - СПб., 2004.
Bibliography
1. Rogov, E.I. Psikhologiya cheloveka. - M., 2001.
2. Votchin, I.S. Temperament kak dinamicheskaya kharakteristika biologicheski obuslovlennihkh svoyjstv lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.,
3. Maklakov, A.G. Obthaya psikhologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. - SPb., 2001.
4. Strelyau, Ya. Rolj temperamenta v psikhicheskom razvitii. - M., 1982.
5. Iljin, E.P. Psikhologiya individualjnihkh razlichiyj. - SPb., 2004..
6. Psikhologiya individualjnihkh razlichiyj: khrestomatiya / Yu. B. Gippenreyjter, V. Ya. Romanova - 3-e izd., - Moskva: AST: Astrelj, 2008. - 720 s.
7. Temperament. Kharakter. Lichnostj / otv. red. M.G. Ayjrapetyanc. - M., 1984.
8. Sorokin, V.M. Specialjnaya psikhologiya. - SPb., 2004.
Статья поступила в редакцию 28.09.11