УДК 159.9.027.43
ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ДСУ
Т.А. Макарченко, Е.М. Фещенко
В результате исследования личностных особенностей выпускников ДСУ было обнаружено, что легкий уровень умственной отсталости сопровождается более низкими самооценкой и уровнем притязаний по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, преимущественно эмотивными типами акцентуаций характера, очень низким уровнем развития волевых качеств. На основе данных анализа определены задачи и направление психокоррекционной работы с выпускниками ДСУ.
Ключевые слова: выпускники детских сиротских учреждений, личностные особенности, умственная отсталость, психолого-педагогическая коррекция.
Личностные особенности воспитанников и выпускников детских сиротских учреждений на протяжении длительного времени привлекали к себе внимание отечественных психологов и неоднократно описывались в специальной литературе [1,2,5,7]. Практически все авторы отмечают недостаточность развития личности таких детей, ее незрелость, недостаточную развитость психических познавательных процессов, волевых качеств, заниженную самооценку. Также, в довольно частых случаях, авторы отмечают легкую степень умственной отсталости воспитанников ДСУ Все вышеуказанное ведет к нереализованности возрастного потенциала в формировании личности и, в результате, препятствует в дальнейшем ее социальной адаптации и профессионализации [4]. В связи с этим в литературе неоднократно ставился вопрос о помощи воспитанникам ДСУ в развитии личности, реализации возрастного потенциала на базе детского сиротского учреждения [3,6,8]. В настоящей работе данный вопрос переведен в другую плоскость - нельзя ли продолжать оказывать помощь таким детям и после выпуска из ДСУ, так как большинство воспитанников покидают такие учреждения после девятого класса, когда процесс формирования личности еще далеко не завершен. Особое внимание следует обратить на цели и направление коррекционного процесса.
Для изучения личностных особенностей выпускников ДСУ было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ Кокинская СОШ и Белобережского профессионального лицея № 16. В исследовании приняло участие 40 учеников подросткового возраста, 20 из которых воспитывались в семье, 20 являются выпускниками детских сиротских учреждений.
Объект исследования - личностные особенности.
Предмет исследования - личностные особенности выпускников ДСУ
Гипотеза - умственно отсталые подростки имеют интеллект на уровне умственного дефекта, низкие самооценку и уровень притязаний, неразвитые волевые качества, преимущественно тревожно--мнительный и эмотивный тип личности.
Методики исследования:
1.Тест на личностную диагностику «Геометрические фигуры». 2.Тест-опросник Шмишека по определению акцентуации характера. З.Методика исследования уровня развития волевых качеств. 4.Интеллектуальный тест Векслера. 5.Методика Дембо-Рубинштейн.
На первом этапе исследования был использован тест на личностную диагностику «Геометрические фигуры».
С помощью этого теста были выявлены индивидуально - типологические различия подростков с лёгкими формами умственной отсталости. Полученные данные свидетельствуют о том, что I тип — «руководитель» выбрали четверть опрошенных (25%), при этом II тип — «ответственный исполнитель» не выбрал никто. Одинаковое количество опрошенных выбрали IV тип — «ученый», V тип — «интуитивный» и VI тип — «изобретатель, конструктор, художник» (по 15% каждого типа), пятая часть респондентов ассоциируются с III типом — «тревожно-мнительный» (20%), наименьшее количество респондентов выбрали VII тип — «эмотивный» (10%).
Следует обратить внимание на преимущественное присутствие в среде выпускников ДСУ типа «руководитель» и полное отсутствие типа «ответственный исполнитель». Следует также отметить высокий процент тревожно мнительных, интуитивных и эмотивных подростков.
Второй этап - изучение развития волевых качеств. Подавляющая часть респондентов жемонстрирует низкий уровень развития волевых качеств (85% респондентов). У одной десятой части опрошенных волевые качества не развиты (10%), высокий уровень развития волевых качеств отмечен лишь у некоторых респондентов (5 %).
В данном случае очевидно, что уровень развития волевых качеств выпускников ДСУ чрезвычайно низок. При этом следует отметить, что основной этап для развития волевых качеств - младший школьный возраст - уже пройден.
Третий этап исследования - изучение акцентуации характера с помощью теста - опросника Шмишека. Результаты исследования позволяют в какой-то мере обобщить и систематизировать типы акцентуаций характера выпускников ДСУ Четверть опрошенных обладают циклотимическим типом акцентуаций (25%).
По результатам исследования, отмечается преобладание типов гипертимического (45%), эмотивного (35%), возбудимого (25%), аффективно-экзальтированного (30%), то есть типов безудержно-эмоциональных. При отсутствии волевых качеств - это почти полная невозможность саморегуляции эмоциональных состояний. Остальные типы акцентуаций - тревожно-боязливый, дистимический, педантичный, "застревающий" и демонстративный типы в данной выборке не обнаружены.
Результаты исследования уровня интеллекта выпускников ДСУ полностью соответствовали гипотезе исследования: подавляющее большинство испытуемых продемонстрировали уровень развития интеллекта 69 баллов и ниже, то есть имели умственный дефект (95%), и только 5 % респондентов по уровню интеллектуального развития находятся в пограничной зоне (70-79 баллов по результатам исследования).
Далее проводилось сравнительное исследование самооценки личностных качеств выпускников ДСУ и детей, воспитывающихся в семьях. Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Табл. 1
Результаты диагностики самооценки личностных качеств у выпускников ДСУ и детей, воспитывающихся в семьях
Самооценка личностных качеств выпускников ДСУ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Доброта 40% 20% 15% 25%
Честность 35% 35% 20% 10%
Сообразительность 30% 35% 20% 15%
Трудолюбие 15% 30% 35% 20%
Щедрость 40% 25% 20% 15%
Любознательность 30% 0% 50% 20%
Общительность 35% 5% 35% 25%
Самооценка личностных качеств детей, воспитывающихся в семье Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Доброта 15% 0% 40% 45%
Честность 10% 5% 70% 15%
Сообразительность 10% 10% 50% 30%
Трудолюбие 25% 5% 25% 45%
Щедрость 5% 0% 25% 70%
Любознательность 10% 10% 25% 55%
Общительность 10% 5% 25% 60%
По данным исследования, представленным в таблице 5, среди выпускников ДСУ значительно меньше испытуемых обладают высоким и очень высоким уровнем самооценки, чем среди детей, воспитывающихся в семье; у выпускников ДСУ, в основном, преобладает средний и низкий уровень самооценки. Можно также сопоставить, какие именно компоненты самооценки особенно отстают у выпускников ДСУ - это щедрость (Фщедрость =5,424; р<0,05), сообразительность (Фсообраз.= 3,03; р<0,05), общительность (Фобщит=4,96; р<0,05), доброта (Фдоброта=3,126; р<0,05), честность (Фчестность= 3,80; р<0,05).
Также, у детей, воспитывающихся в семье, преобладает очень высокий и, по некоторым параметрам, практически отсутствует низкий уровень притязаний, в то время как у выпускников ДСУ притязания более-менее равномерно распределены по всем градациям уровней, что отражено в данных, представленных в таблице 2.
Табл. 2
Результаты диагностики уровня притязаний у выпускников ДСУ и детей, воспитывающихся в семьях
Уровень притязаний выпускников ДСУ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Доброта 10% 20% 25% 45%
Честность 15% 10% 35% 40%
Сообразительность 15% 35% 5% 45%
Трудолюбие 5% 15% 30% 50%
Щедрость 25% 15% 25% 35%
Любознательность 10% 10% 20% 60%
Общительность 15% 20% 15% 50%
Уровень притязаний детей, воспитывающихся в семье Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Доброта 0% 15% 20% 65%
Честность 5% 5% 15% 75%
Сообразительность 5% 15% 0% 80%
Трудолюбие 10% 10% 20% 60%
Щедрость 5% 5% 15% 75%
Любознательность 0% 20% 25% 55%
Общительность 5% 10% 25% 60%
Из настоящих данных особенно четко видна низкая оценка притязаний на сообразительность (Фсообразпритяз.= 2,05; р<0,05) и щедрость (Фщедпритяз=2,3; р<0,05) у выпускников ДСУ. В результате наблюдения и бесед с выпускниками ДСУ был также зарегистрирован низкий уровень коммуникативности и высокий уровень агрессивности подростков.
На основе данных проведенного исследования были определены задачи и направление работы с выпускниками ДСУ по психолого-педагогической коррекции их личностных особенностей, что в дальнейшем должно способствовать их социальной адаптации и более успешной профессиональной деятельности. Для коррекции отклонений в развитии выпускников ДСУ должна быть разработана специальная коррекционная программа, в основном направленная на уменьшение агрессивности, развития коммуникативных качеств, самопознание и самопринятие подростков. В дальнейшем тренинг должен быть направлен на развитие познавательных процессов подростков, повышения уровня самооценки и, соответственно, уровня притязаний. Проблематично развитие волевых качеств, так как воля в основном формируется на этапе младшего школьного возраста.
Certain results of investigation of the personal peculiarities of orphanage graduates have shown lower level of intellectual development, lower level of self-estimation and life expectations in comparison with children who have been brought up in normal families; emotional type of character accentuation prevails, low level of volitional qualities development. Tasks and directions of psycho - correction work have been outlined to apply to orphanage graduating teenagers.
Key words: orphanage graduates, personal peculiarities, mental retardation, Psycho - pedagogical correction.
Список литературы
1. Грачев В.В. Обухова Е.Ю., Строганова Т.А. Нарушения внимания у детей с особенностями развития//Вопросы психологии, 2008.№3.С.61
2. Комаров В.В. Воспитание детей сирот: взгляд практикующего теоретика [учеб. пособие] / В.В. Комаров. М.: Пед. о-во России, 2005. 255 с.
3. Куричкис И.В. Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального профессионального образования: метод. пособие / И.В. Куричкис; Учеб.-метод. центр Ком. по образованию Санкт-Петербурга. СПб. : УМЦ, 2004. 138 с.
4. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопр. психол. 1989. № 1. С. 32-39.
5. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. 271 с
6. Романова И.А. Социально-педагогические условия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: учеб. пособие / И.А. Романова; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ 2003. 71 с.
7. Худенко Е.Д., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей, М.: АРКТИ, 2008. 312 с.
8. Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 дек., 2003 г. / [редкол.: д.ист.н., проф. Е.П. Титков (пред.) и др.]. Арзамас: АГПИ, 2003. 187 с.
Об авторе
Макарченко Т.А. - Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского, tamarix16@mail. ru
Фещенко Е.М. - Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского, tamarix16@mail. ru