Научная статья на тему 'Проблема диагностики личностных особенностей выпускников ДСУ'

Проблема диагностики личностных особенностей выпускников ДСУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ORPHANAGE GRADUATES / PERSONAL PECULIARITIES / MENTAL RETARDATION / PSYCHO - PEDAGOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарченко Т. А., Фещенко Е. М.

В результате исследования личностных особенностей выпускников ДСУ было обнаружено, что легкий уровень умственной отсталости сопровождается более низкими самооценкой и уровнем притязаний по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, преимущественно эмотивными типами акцентуаций характера, очень низким уровнем развития волевых качеств. На основе данных анализа определены задачи и направление психокоррекционной работы с выпускниками ДСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS AND PSYCHO-PEDAGOGICAL CORRECTION OF PERSONAL PECULIARITIES OF TEENAGE ORPHANAGE GRADUATES

Certain results of investigation of the personal peculiarities of orphanage graduates have shown lower level of intellectual development, lower level of self-estimation and life expectations in comparison with children who have been brought up in normal families; emotional type of character accentuation prevails, low level of volitional qualities development. Tasks and directions of psycho correction work have been outlined to apply to orphanage graduating teenagers.

Текст научной работы на тему «Проблема диагностики личностных особенностей выпускников ДСУ»

УДК 159.9.027.43

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ДСУ

Т.А. Макарченко, Е.М. Фещенко

В результате исследования личностных особенностей выпускников ДСУ было обнаружено, что легкий уровень умственной отсталости сопровождается более низкими самооценкой и уровнем притязаний по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, преимущественно эмотивными типами акцентуаций характера, очень низким уровнем развития волевых качеств. На основе данных анализа определены задачи и направление психокоррекционной работы с выпускниками ДСУ.

Ключевые слова: выпускники детских сиротских учреждений, личностные особенности, умственная отсталость, психолого-педагогическая коррекция.

Личностные особенности воспитанников и выпускников детских сиротских учреждений на протяжении длительного времени привлекали к себе внимание отечественных психологов и неоднократно описывались в специальной литературе [1,2,5,7]. Практически все авторы отмечают недостаточность развития личности таких детей, ее незрелость, недостаточную развитость психических познавательных процессов, волевых качеств, заниженную самооценку. Также, в довольно частых случаях, авторы отмечают легкую степень умственной отсталости воспитанников ДСУ Все вышеуказанное ведет к нереализованности возрастного потенциала в формировании личности и, в результате, препятствует в дальнейшем ее социальной адаптации и профессионализации [4]. В связи с этим в литературе неоднократно ставился вопрос о помощи воспитанникам ДСУ в развитии личности, реализации возрастного потенциала на базе детского сиротского учреждения [3,6,8]. В настоящей работе данный вопрос переведен в другую плоскость - нельзя ли продолжать оказывать помощь таким детям и после выпуска из ДСУ, так как большинство воспитанников покидают такие учреждения после девятого класса, когда процесс формирования личности еще далеко не завершен. Особое внимание следует обратить на цели и направление коррекционного процесса.

Для изучения личностных особенностей выпускников ДСУ было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ Кокинская СОШ и Белобережского профессионального лицея № 16. В исследовании приняло участие 40 учеников подросткового возраста, 20 из которых воспитывались в семье, 20 являются выпускниками детских сиротских учреждений.

Объект исследования - личностные особенности.

Предмет исследования - личностные особенности выпускников ДСУ

Гипотеза - умственно отсталые подростки имеют интеллект на уровне умственного дефекта, низкие самооценку и уровень притязаний, неразвитые волевые качества, преимущественно тревожно--мнительный и эмотивный тип личности.

Методики исследования:

1.Тест на личностную диагностику «Геометрические фигуры». 2.Тест-опросник Шмишека по определению акцентуации характера. З.Методика исследования уровня развития волевых качеств. 4.Интеллектуальный тест Векслера. 5.Методика Дембо-Рубинштейн.

На первом этапе исследования был использован тест на личностную диагностику «Геометрические фигуры».

С помощью этого теста были выявлены индивидуально - типологические различия подростков с лёгкими формами умственной отсталости. Полученные данные свидетельствуют о том, что I тип — «руководитель» выбрали четверть опрошенных (25%), при этом II тип — «ответственный исполнитель» не выбрал никто. Одинаковое количество опрошенных выбрали IV тип — «ученый», V тип — «интуитивный» и VI тип — «изобретатель, конструктор, художник» (по 15% каждого типа), пятая часть респондентов ассоциируются с III типом — «тревожно-мнительный» (20%), наименьшее количество респондентов выбрали VII тип — «эмотивный» (10%).

Следует обратить внимание на преимущественное присутствие в среде выпускников ДСУ типа «руководитель» и полное отсутствие типа «ответственный исполнитель». Следует также отметить высокий процент тревожно мнительных, интуитивных и эмотивных подростков.

Второй этап - изучение развития волевых качеств. Подавляющая часть респондентов жемонстрирует низкий уровень развития волевых качеств (85% респондентов). У одной десятой части опрошенных волевые качества не развиты (10%), высокий уровень развития волевых качеств отмечен лишь у некоторых респондентов (5 %).

В данном случае очевидно, что уровень развития волевых качеств выпускников ДСУ чрезвычайно низок. При этом следует отметить, что основной этап для развития волевых качеств - младший школьный возраст - уже пройден.

Третий этап исследования - изучение акцентуации характера с помощью теста - опросника Шмишека. Результаты исследования позволяют в какой-то мере обобщить и систематизировать типы акцентуаций характера выпускников ДСУ Четверть опрошенных обладают циклотимическим типом акцентуаций (25%).

По результатам исследования, отмечается преобладание типов гипертимического (45%), эмотивного (35%), возбудимого (25%), аффективно-экзальтированного (30%), то есть типов безудержно-эмоциональных. При отсутствии волевых качеств - это почти полная невозможность саморегуляции эмоциональных состояний. Остальные типы акцентуаций - тревожно-боязливый, дистимический, педантичный, "застревающий" и демонстративный типы в данной выборке не обнаружены.

Результаты исследования уровня интеллекта выпускников ДСУ полностью соответствовали гипотезе исследования: подавляющее большинство испытуемых продемонстрировали уровень развития интеллекта 69 баллов и ниже, то есть имели умственный дефект (95%), и только 5 % респондентов по уровню интеллектуального развития находятся в пограничной зоне (70-79 баллов по результатам исследования).

Далее проводилось сравнительное исследование самооценки личностных качеств выпускников ДСУ и детей, воспитывающихся в семьях. Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Табл. 1

Результаты диагностики самооценки личностных качеств у выпускников ДСУ и детей, воспитывающихся в семьях

Самооценка личностных качеств выпускников ДСУ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

Доброта 40% 20% 15% 25%

Честность 35% 35% 20% 10%

Сообразительность 30% 35% 20% 15%

Трудолюбие 15% 30% 35% 20%

Щедрость 40% 25% 20% 15%

Любознательность 30% 0% 50% 20%

Общительность 35% 5% 35% 25%

Самооценка личностных качеств детей, воспитывающихся в семье Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

Доброта 15% 0% 40% 45%

Честность 10% 5% 70% 15%

Сообразительность 10% 10% 50% 30%

Трудолюбие 25% 5% 25% 45%

Щедрость 5% 0% 25% 70%

Любознательность 10% 10% 25% 55%

Общительность 10% 5% 25% 60%

По данным исследования, представленным в таблице 5, среди выпускников ДСУ значительно меньше испытуемых обладают высоким и очень высоким уровнем самооценки, чем среди детей, воспитывающихся в семье; у выпускников ДСУ, в основном, преобладает средний и низкий уровень самооценки. Можно также сопоставить, какие именно компоненты самооценки особенно отстают у выпускников ДСУ - это щедрость (Фщедрость =5,424; р<0,05), сообразительность (Фсообраз.= 3,03; р<0,05), общительность (Фобщит=4,96; р<0,05), доброта (Фдоброта=3,126; р<0,05), честность (Фчестность= 3,80; р<0,05).

Также, у детей, воспитывающихся в семье, преобладает очень высокий и, по некоторым параметрам, практически отсутствует низкий уровень притязаний, в то время как у выпускников ДСУ притязания более-менее равномерно распределены по всем градациям уровней, что отражено в данных, представленных в таблице 2.

Табл. 2

Результаты диагностики уровня притязаний у выпускников ДСУ и детей, воспитывающихся в семьях

Уровень притязаний выпускников ДСУ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

Доброта 10% 20% 25% 45%

Честность 15% 10% 35% 40%

Сообразительность 15% 35% 5% 45%

Трудолюбие 5% 15% 30% 50%

Щедрость 25% 15% 25% 35%

Любознательность 10% 10% 20% 60%

Общительность 15% 20% 15% 50%

Уровень притязаний детей, воспитывающихся в семье Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

Доброта 0% 15% 20% 65%

Честность 5% 5% 15% 75%

Сообразительность 5% 15% 0% 80%

Трудолюбие 10% 10% 20% 60%

Щедрость 5% 5% 15% 75%

Любознательность 0% 20% 25% 55%

Общительность 5% 10% 25% 60%

Из настоящих данных особенно четко видна низкая оценка притязаний на сообразительность (Фсообразпритяз.= 2,05; р<0,05) и щедрость (Фщедпритяз=2,3; р<0,05) у выпускников ДСУ. В результате наблюдения и бесед с выпускниками ДСУ был также зарегистрирован низкий уровень коммуникативности и высокий уровень агрессивности подростков.

На основе данных проведенного исследования были определены задачи и направление работы с выпускниками ДСУ по психолого-педагогической коррекции их личностных особенностей, что в дальнейшем должно способствовать их социальной адаптации и более успешной профессиональной деятельности. Для коррекции отклонений в развитии выпускников ДСУ должна быть разработана специальная коррекционная программа, в основном направленная на уменьшение агрессивности, развития коммуникативных качеств, самопознание и самопринятие подростков. В дальнейшем тренинг должен быть направлен на развитие познавательных процессов подростков, повышения уровня самооценки и, соответственно, уровня притязаний. Проблематично развитие волевых качеств, так как воля в основном формируется на этапе младшего школьного возраста.

Certain results of investigation of the personal peculiarities of orphanage graduates have shown lower level of intellectual development, lower level of self-estimation and life expectations in comparison with children who have been brought up in normal families; emotional type of character accentuation prevails, low level of volitional qualities development. Tasks and directions of psycho - correction work have been outlined to apply to orphanage graduating teenagers.

Key words: orphanage graduates, personal peculiarities, mental retardation, Psycho - pedagogical correction.

Список литературы

1. Грачев В.В. Обухова Е.Ю., Строганова Т.А. Нарушения внимания у детей с особенностями развития//Вопросы психологии, 2008.№3.С.61

2. Комаров В.В. Воспитание детей сирот: взгляд практикующего теоретика [учеб. пособие] / В.В. Комаров. М.: Пед. о-во России, 2005. 255 с.

3. Куричкис И.В. Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального профессионального образования: метод. пособие / И.В. Куричкис; Учеб.-метод. центр Ком. по образованию Санкт-Петербурга. СПб. : УМЦ, 2004. 138 с.

4. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопр. психол. 1989. № 1. С. 32-39.

5. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. 271 с

6. Романова И.А. Социально-педагогические условия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: учеб. пособие / И.А. Романова; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ 2003. 71 с.

7. Худенко Е.Д., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей, М.: АРКТИ, 2008. 312 с.

8. Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 дек., 2003 г. / [редкол.: д.ист.н., проф. Е.П. Титков (пред.) и др.]. Арзамас: АГПИ, 2003. 187 с.

Об авторе

Макарченко Т.А. - Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского, tamarix16@mail. ru

Фещенко Е.М. - Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского, tamarix16@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.